Особенности коррекционной работы при дизартриях у детей с дцп


Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_logopedicheskoy_raboty_s_detmi_s_dtsp.doc 107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности логопедической работы

при дизартрии у детей с церебральным параличом.

Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры – это дизартрия . Она является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интойационной и темпо-ритмической характеристик речи), а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная нечеткая.

Основные нарушения при дизартрии:

Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) — по типу спастичности, гипотонии или дистонии.

Выделяют следующие формы нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре.

Спастичность артикуляционной мускулатуры нередко сочетается с повышением мышечного тонуса в мышцах лица и шеи, а также бщей спастичностью скелетных мышц. С шейной мускулатурой непосредственно связаны мышцы дна полости рта и корня языка. Напряжение мышц шеи еще более ограничивает подвижность указанных мышц, а также движения нижней челюсти.

Спастичность артикуляционных мышц и шейной мускулатуры может усиливаться за счет влияния шейного тонического рефлексов. В этих случаях расслабление мышц артикуляционного аппарата надо начинать с выбора таких специальных поз, при которых тонические рефлексы либо не проявляются вовсе, либо проявляются минимально. При тяжелой спастичности занятия начинаются в следующих рефлекс запрещающих позициях:

  1. Рефлекс запрещающая позиция 1. Используется при выраженности лабиринтного тонического рефлекса. В положении на спине голова, плечи и шея ребенка несколько сгибаются; также сгибаются спина, бедра и колени. Мышечное расслабление достигается путем равномерных плавных раскачиваний.
  2. Рефлекс запрещающая позиция 2. Используется при выраженности шейно-тонического рефлекса. В положении на спине ноги слегка согнуты в коленных суставах, руки вытянуты вдоль туловища. Логопед помещает свою руку под шею ребенка, давая возможность голове свободно откинуться назад, плечи при этом несколько сгибаются, шея вытягивается.
  3. Рефлекс запрещающая позиция 3. Используется также при выраженности шейного тонического рефлекса. Положение на спине с вытянутыми ногами и руками и головой, слегка закинутой назад.

После того как выбрана адекватная поза для уменьшения влияния позотонических рефлексов, приступают к расслаблению мышц шеи, лица, артикуляционного аппарата с помощью специальных приемов.

Следующим этапом работы является расслабление мышц шеи. Приводим примеры некоторых упражнений.

Упражнение 1. Ребенок лежит на спине в рефлекс запрещающей позиции 2, голова несколько свешивается назад, одна рука логопеда на шее ребенка сзади, другой рукой он производит ритмические движения головы ребенка кругового характера сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Производится несколько пассивных движений, затем ребенок стимулируется к выполнению активных движений.

Упражнение 2. Ребенок в том же положении. Но его голов слегка свешивается через край стола. При этом она помещается на качающуюся дощечку. В этом положении производятся те же ритмические круговые движения головой. Вначале эти движения производятся пассивно, потом пассивно-активно. Наконец, ребенок производит активные движения. Их легче выполнять под счет или музыкальную мелодию.

Упражнение 3. Ребенок в положении на животе. Голова свисает через край стола. Проделываются те же движения.

Следующий этап работы – расслабление мышц лица. При тяжелой спастичности это расслабление производится в рефлекс запрещающей позиции 1.

Прежде всего, производится расслабляющий массаж мышц лица. Массаж начинается с середины лба по направлению к вискам. Массаж производится в медленном темпе. Расслаблению способствует музыкальное сопровождение (медленный, плавный ритм). Массаж должен вызывать у ребенка приятные ощущения.

Вторым направлением расслабляющего массажа мышц лица является движение от бровей к волосистой части головы. Движения производятся обеими руками равномерно с обеих сторон.

Третьим направлением массирующих рук является движение вниз от линии лба, щек к мышцам шеи и плеч.

Расслабление губных мышц при тяжелой спатичности проводится в рефлекс запрещающей позиции 2. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Направление движения пальцев к середине губ. При этом верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же самое движение производится по отношению к нижней губе, а затем и обеим губам.

За время проведения следующего упражнения указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движение идет вверх, на верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз на нижней губе, обнажая нижние десны.

Во время следующего упражнения логопед помещает кончики своих указательных пальцев в углы рта ребенка, растягивает губы ребенка с помощью пальцев. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение.

Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт.

После расслабления губ тренируют их пассивно-активные движения. Ребенка учат пить через соломинку, захватывать и удерживать губами леденцы и палочки различного размера. Для проведения подобных упражнений логопед должен иметь набор стерильных палочек. Указанные упражнения способствуют нормализации положения рта.

Следующим приёмом расслабления являются легкие плавные покачивающие движения языка в стороны. Логопед очень осторожно захватывает язык кусочком стерильной марли и плавно ритмично двигает ео в стороны.

Гипотония. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической, атактической, иногда — при гиперкинетической дизартрии.

При гипотонии мышц артикуляционного аппарата применяется укрепляющий массаж (более интенсивные поглаживающие движения, элементы щипцеобразного поглаживания губной и жевательной мускулатуры и т.д.) Особенно большое значение при гипотонии имеет артикуляционная гимнастика с использованием сопротивления.

Дистония. меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии — непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии.

У детей с церебральным параличом часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной), т. е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре отмечается спастичность, а в лицевой и губной — гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре.

Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата — это основное проявление пареза или паралича этих мышц. Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных, и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка. Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной — от полной невозможности артикуляционных движений языка и губ до незначительного снижения их объема и амплитуды. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх).

Для развития достаточного напряжения и силы мышц лица и губ используют специальные упражнения. Для этого применяют специальные стерильные салфетки, трубочки. Ребенок охватывает трубочку или салфетку губами и старается ее удержать, несмотря на попытки логопеда вытянуть ее изо рта. Для развития мышц губ предлагают специальные упражнения по вытягиванию губ вперед трубочкой, растягиванию их в стороны, по чередованию этих движений.

Артикуляционная гимнастика мышц языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие, менее дифференцированные движения языка. Вначале это развитие происходит в пассивном, а затем в пассивно-активном плане. Наконец, ребенок выполняет это движение в активном плане. Эти упражнения начинают с продвижения языка вперед и убирания его назад в полость рта.

В процессе развития артикуляционной моторики широко используется игротерапия. Игры подбираются в зависимости т характера и степени тяжести поражения артикуляционной моторики, а также с учетом возраста ребенка.

Нарушения дыхания у детей с дизартрией обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.

Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Примеры упражнений:

Упражнение 2. Ребенок сидит с закрытым ртом. Затем ему зажимают одну ноздрю. Ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук). Потом ребенку зажимают вторую ноздрю. Повторяется тот же цикл дыхательных движений.

Примеры речевой дыхательной гимнастики.

  1. Логопед закрывает ноздри ребенка и просит его вдыхать через рот до того момента, пока он его не попросит произнести отдельные гласные звуки или слоги.
  2. Ребенка просят вдыхать через рот. Логопед кладет руки на грудную клетку ребенка, как бы препятствуя вдоху 1-2 секунд. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлиненному выдоху.
  3. Ребенка просят как можно дольше задерживать вдох, добиваясь таким образом более медленного и глубокого вдоха, сопровождаемого медленным и продолжительным выдохом. Такие упражнения рекомендуется проводить ежедневно в течение 5-10 минут.

Индивидуальные сроки появления речи у детей с дизартрией зависят от локализации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта и начала логопедической работы.

Отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической, связной речи.

Детям с дизартрией характерно патологическое усвоение фонем, которое не совпадает с последовательностью их усвоения при нормальном онтогенезе (дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа).

Трудности звукового анализа и синтеза выражаются в том, что дети не различают на слух звуки, не выделяют их в словах, не могут повторить слоговые ряды.

Почти у всех детей с дизартрией, имеющих церебральный паралич, медленно увеличивается активный словарь, с трудом формируется связь слова с предметом, отмечается недифференцированное употребление слов.

Возрастная динамика речевого развития детей с дизартрией, страдающих церебральным параличом, во многом зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект, тем более благоприятная динамика развития речи, лучше результаты логопедической работы.

Особенности коррекционно-логопедической работы при различных формах дизартрии у детей с церебральным параличом

Эффективность коррекционно-логопедической работы при разных формах дизартрии зависит от правильного определения вида дизартрии и от использования дифференцированных методов коррекции.

При коррекции учитываются прежде всего ведущие расстройства при конкретной форме дизартрии.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь М., 1934. – с .75. – с. 86

2. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М. 1958. – с. 79

3. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М. 1985. – с. 165

4. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье (пособие для родителей и воспитателей). М. 1980. – с. 112

5. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий. Дефектология. 1979, №2. – с. 97

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход к коррекции психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу логопедического сопровождения методов смежных с логопедией наук. Связи с нейропсихоло.

Данная статья поможет в воспитании детей с церебральным параличом в условиях общеобразовательной школы.В последние годы дети с двигательными нарушения­ми стали поступать в массовые общеобразовательные.

"Логопедический массаж для детей с тяжелыми нарушениями речи при детском церебральном параличе (ДЦП)".

К видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурс.

Рассматривается развитие когнетивной сферы ребенка с ОВЗ.

В данной работе представлены методики логопедической работы по коррекции заикания и просодики у детей и подростков с дизартрией.

О коррекции познавательных процессов средствами конструирования и рисования.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — И. В. Высоцкая, И. А. Шуляк

И. В. Высоцкая, И. А. Шуляк

Особенности работы учителя-логопеда по коррекции речевых расстройств при различных формах дизартрии у детей с детским церебральным параличом (из опыта работы)

Речевое развитие детей с детским церебральным параличом (ДЦП) в целом, как правило, характеризуется задержкой сроков формирования, нарушением всех сторон речи относительно нормы. Дизартрия является речевым симптомом ДЦП. Несмотря на совершенствование диагностической практики и успехи в исследовании проблемы дизартрии, в современной логопедии дизартрия понимается по-прежнему как невнятная, смазанная, малоразборчивая речь. Механизм дизартрических расстройств обусловливается различными очаговыми и диффузными поражениями мозга при основном диагнозе [3]. К сожалению, часто неврологи ставят только описательный синдромологический диагноз. В структуре дизартрического расстройства учителю-логопеду приходится разбираться самостоятельно, т.к. каждая клиническая форма дизартрии требует специфических приемов логопедической коррекции.

В условиях школьного обучения логопедические мероприятия при дизарт-риях проводятся с учетом патогенетической общности структуры двигательного и речевого дефекта. Учитель-логопед, работающий с детьми с ДЦП, должен владеть всеми видами дифференциальной диагностики и эффективной речевой терапии в области коррекции дизартрических расстройств. Как правило, выявляются смешенные формы дизартрии различной степени выраженности. Нередко наблюдаются сложные формы дизартрических нарушений, которые не полностью изучены и описаны в методической литературе. Из опыта работы хотелось бы отметить, что данные случаи требуют особо тщательного наблюдения и объективного прослеживания динамики с последующим анализом.

В основе логопедической работы специалистов нашей школы используются исследования И.И. Панченко, где подробно представлены механизмы и клинические проявления различных форм дизартрий, патогенетически обоснованная методика работы.

Учитывая многофакторность проявлений речевых расстройств, можно выделить основные диагностируемые формы дизартрий у обучающихся нашей школы: псевдобульбарная дизартрия, обусловленная стволовыми поражениями, вызывающими спастический парез, и пирамидными нарушениями со спастическим параличом; различные подкорковые формы дизартрий, обусловленные сто-волово-подкорковой патологией с нарушениями мышечного тонуса и гиперкинезами; мозжечковые дизартрии, обусловленные подкорково-мозжечковой патологией с расстройствами речевой просодии; корковая дизартрия (кинестетическая и кинетическая), обусловленная артикуляторной апракси-ей. Перечисленные формы дизартрий становятся базой для системных задержек

развития восприятия и понимания речи, навыков чтения и письма, а также общего психического развития ребенка [4].

Логопедическая работа по коррекции дизартрических расстройств реализуется поэтапно. Чаще всего диагностируется псевдобульбарная форма дизартрии, характеризующаяся повышенным мышечным тонусом, при которой работа начинается с расслабления мышц артикуляционного аппарата. Для коррекции нарушений мышечного тонуса учитель-логопед в структуру занятия включает логопедический массаж.

При проведении логопедического массажа очень важно придать обучающемуся положение, при котором активность тонических рефлексов минимальна и тонус мышц шеи, лица и языка снижен [1]. Сначала выполняется общий массаж лица, затем массаж губ, далее, манипуляции в полости рта обучающегося. Далеко не все дети положительно реагируют на массаж внутри ротовой полости, так как данная зона очень чувствительна. Учитель-логопед, исходя из результатов диагностики состояния мышц артикуляторного аппарата и вида дизартрии, проводит логопедический массаж с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. Важно, чтобы ребенок в процессе проведения массажа получал положительные эмоции. Негативные эмоции и неприятные ощущения могут привести к нарастанию тонуса мышц в оральной области, к оживлению рефлексов. В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, хорошо сопровождать массаж спокойной музыкой.

Важным направлением коррекции дизартрии является артикуляторная гимнастика. Большое значение при ее проведении придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей формированию четких артику-ляторных кинестезий [2].

На начальных этапах артикуляторную гимнастику проводят с максимальным подключением всех, особенно более сохранных анализаторов, осуществляя принцип компенсации. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляторных кинестезий постепенно уменьшают участие других анализаторов. Артикуляторная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляторного аппарата, которая предполагает воспитание как активных изолированных движений языка и нижней челюсти, так и сочетанных дифференцированных движений языка и губ, необходимых для формирования звуков. Стимулируя артикуляционную моторику, важно фиксировать внимание ребенка на возникающие при этом ощущения. Для развития артикуляционного праксиса большое значение имеет расширение и обогащение речевого опыта обучающегося, а также преобладание специальных слоговых упражнений над чисто артикуляционными. Подбираются серии слогов, которые требуют последовательной смены различных артикуляторных упражнений. Для каждого обучающегося индивидуально подбираются упражнения с учетом структуры дефекта и общего дидактического принципа - простого к сложному [5].

Большое внимание при коррекции дизартрии уделяется работе над правильным речевым дыханием. Работу начинают с общих дыхательных упражнений, способствующих увеличению объема дыхания и нормализации его ритма. Важное значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, сдувание мелких пушинок, бумажек, игры-тренажеры и т. п. Игры на развитие дыхания подбираются дифференцированно в зависимости от возраста

ребенка, характера нарушения дыхания, с учетом медицинских противопоказаний. Основные правила дыхательной гимнастики: не переутомлять ребенка; следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею; концентрировать его внимание на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха; следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений.

При работе над звукопроизношением упражнения дифференцируют в зависимости от формы дизартрии, состояния интеллекта обучающегося, уровня речевого развития. Задания сочетают со стимуляцией дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа. Коррекция начинается с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна. За вызыванием и постановкой звука следует длительный период стабилизации и автоматизации в различных речевых ситуациях. Часто обычные методы постановки звуков не дают должного эффекта: артикуляционные уклады долго не формируются, без осуществления контроля быстро распадаются, правильная артикуляция не автоматизируется в самостоятельной речи ребенка. При работе над звукопроизношением учитель-логопед подбирает для ребенка позы, при которых нарушение мышечного тонуса и интенсивность насильственных движений в артикуляторной моторике минимальны. Нередко из-за тяжести нарушения тонуса артикуляторных мышц удается сформировать у ребенка лишь акустически близкий звук.

Наряду с общими подходами к коррекции дизартрии учитель-логопед применяет дифференцированные приемы стимуляции, наиболее эффективные при той или иной форме.

При псевдобульбарной дизартрии основное внимание обращают на расслабление мышц тела и речевых мышц, развитие дифференцированных артикуляционных движений, преодоление гиперсаливации, синкинезий и рефлексов орального автоматизма.

При мозжечковой дизартрии укрепляющий массаж лицевых и артикуляционных мышц сочетают со специальными логоритмическими упражнениями, речевой игротерапией и пением для развития координации дыхания, фонации и артикуляции. Во время артикуляционной гимнастики тренируют способность воспроизводить и сохранять артикуляционные уклады. Для усиления ощущения движений многие упражнения проводят с сопротивлением.

При экстрапирамидной дизартрии артикуляционную гимнастику проводят в положениях, способствующих расслаблению ребенка и торможению непроизвольных движений, особенно в мышцах лица и шеи. Дополнительно можно ис-

пользовать специальные приспособления для фиксации головы и конечностей. Ребенка учат следить за положением рта, языка, общей мимикой лица, тормозить гиперкинез, произвольно закрывать и открывать глаза без общего напряжения и содружественных движений, воспроизводить, удерживать и ощущать различные артикуляционные уклады, а также плавно переходить от одного к другому.

При корковой афферентной апраксической дизартрии основное внимание обращают на развитие кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса.

При корковой эфферентной дизартрии артикуляционная гимнастика направлена на развитие тонких дифференцированных артикуляционных движений, особенно на перемещение кончика языка вверх. Затем ребенка учат опускать язык на дно полости рта в нейтральную позицию, чередовать его опускание и поднимание. При корковой дизартрии в основном стимулируют произношение переднеязычных звуков.

Исходя из многолетнего опыта логопедической работы с детьми с детским церебральным параличом, можно сделать вывод: при коррекции дизартрических расстройств у обучающихся со сложной речевой патологией необходим, индивидуальный, систематизированный подход к каждому ребенку, учитывающий особенности речевых и психических нарушений. Учитель-логопед, работая с детьми с органическим поражением мозга, должен владеть основами невропатологии и фонетики, чтобы свободно справиться с дифференциальной диагностикой форм дизартрии и выбрать оптимальные методы коррекции.

3. Семенова К.А., Махмудов М.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с ДЦП. - Ташкент, 1979. - 474 с.

4. Винарская Е.И. Дизартрия. - М.: Астрель, 2006. - 141 с.

Л. Н. Галкина, И. В. Захарова

Особенности логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра

Мы, учителя-логопеды города Санкт-Петербурга, хотим поделиться опытом и проблемами, которые возникают на логопедических занятиях при развитии и коррекции речи у детей с РАС. Очень мало опубликовано работ, методических разработок, которые смогли бы помочь логопедам в оказании помощи детям с аутизмом. С тех пор, когда впервые аутизм описал детский психиатр Лео Каннер и до сегодняшнего дня прошло 73 года, а проблема аутизма до конца не изучена ни с медицинской точки зрения, ни с педагогической. Спектр

Основы логопедической коррекции дизартрии у детей с ДЦП были заложены в 40-х годах XX столетия. В частности, Марион Касс писала, что нарушения речи при ДЦП отличаются от моторной афазии. Моторная афазия, по словам Касс,— это апраксия органов речи. При апраксии пациент знает, что хочет сказать, но не может составить план слова. При ДЦП ребенок имеет план слова, но не может его реализовать в силу моторных затруднений. Касс считала, что теоретически речевые расстройства при моторной афазии и при ДЦП различны, но практически эти различия сводятся к минимуму, так как автоматизм речи зависит от работы высших корковых отделов.

• При работе над произношением внимание ребенка следует прежде всего акцентировать на семантике слова, его акустических характеристиках, а не на артикуляции.

• Имеет значение качество восприятия звуков речи, которое, в свою очередь, зависит от воспроизведения. Необходимо работать над повышением качества: акустического восприятия, противопоставляя звуки по силе, высоте, продолжительности; фонематического восприятия, акцентируя внимание на фонематических признаках; кинестетического восприятия артикуляции.

• Основные компоненты движения развиваются сначала с участием больших мышечных групп, а затем — малых.

• Необходимо использовать уподобление двигательных механизмов, т.е. схема движения может быть смоделирована на примере одного органа и перенесена на другой.

• Воспроизводить речевые звуки можно разными способами. Нужно формировать артикуляцию из доступных ребенку движений, опираясь при этом на акустический эффект.

• Физиологической тенденцией организма является следование линии наименьшего сопротивления. Поэтому необходимо воспроизводить (автоматизировать) движение для образования двигательных стереотипов под контролем во избежание искажения схемы движения.

Дизартрия у ребенка с церебральным параличом — это сложный синдром дезинтеграции акта произношения, обусловленный нарушением регуляции речедвижений при органическом поражении центральной нервной системы. Симптоматика дизартрии определяется локализацией патологического очага, а также ходом процессов, характерных для дефицитарного психического развития: появлением вторичных дефектов, компенсаторных и псевдокомпенсаторных систем, наличием асинхроний.

Ядром речевой патологии при дизартрии является искаженное развитие фонетико-фонематической системы. В связи с этим основные усилия логопедов должны быть направлены на коррекцию этой стороны речи.

Основные принципы логопедической работы:

1. Логопедическая работа направлена не только на коррекцию произношения, но и на развитие всей психической деятельности ребенка. В то же время основным содержанием работы является формирование фонетико-фонематической системы, в то время как коррекция и развитие других психических процессов имеют прикладное значение.

2. Формирование фонетико-фонематической системы должно быть органично связано с развитием всех компонентов речи. Нужно учесть, что произношение не является исключительно моторным актом, это процесс реализации языковой программы, в которой фонетические элементы тесно связаны между собой и с другими компонентами языка. Усилия логопеда всегда должны быть в первую очередь направлены на формирование и развитие лингвистических способностей ребенка: сначала в импрессивном плане, а затем в экспрессивном. В большинстве случаев моторная реализация языковой программы больше зависит от фонематических представлений ребенка, нежели от его двигательных способностей.

3. На протяжении всего курса логопедических занятий осуществляется формирование и развитие мотивации к совершенствованию звучания своей речи. По мере развития ребенка меняется его отношение к себе и окружающим, меняется его система ценностей. Это необходимо учитывать не только для успешного проведения занятий, но и для того, чтобы результаты работы были необратимыми.

Первоначально нужно создавать положительную мотивацию просто по отношению к логопедическим занятиям. Для этого следует ориентировался прежде всего на систему отношений ребенка с окружающим миром, определить ведущую деятельность, преобладающую форму общения. Если у ребенка доминирующим является эмоционально-личностное общение, то, помимо ласкового обращения, возможно, стимулом явится угощение в конце занятия. Если ребенок предпочитает ситуативно-деловое общение, необходимо проводить занятия в максимально игровой форме, поощряя небольшими подарками — например картинками. Постепенно ребенка нужно увлекать идеей совершенствования своей речи, обращать его внимание на приятно звучащую речь артистов и окружающих людей. В процессе общения нужно мягко подводить ребенка к мысли о том, что красивая речь позволяет достигать успехов в общении, хотя она и не является основным средством завоевания людских симпатий.

4. Развитие фонематической системы необходимо вести с опережением по отношению к развитию фонетической системы. При нормальном развитии ребенок овладевает произношением, ориентируясь преимущественно на слуховое восприятие, именно оно является индикатором достижения конечного результата в артикуляционной функциональной системе. При дизартрии роль слухового контроля возрастает, так как вследствие нарушений тонуса артикуляционной мускулатуры в оральной области происходит индивидуализированная компенсация двигательной недостаточности. При этом ребенок должен ориентироваться на конечный результат — воспроизводимый акустический эффект. В связи с этим необходимо развивать слуховое восприятие и формировать осознанную направленность на достижение необходимого акустического эффекта у детей с дизартрией.

6. При формировании артикуляционного праксиса нужно помнить о том, что это — иерархически организованный навык. В связи с этим необходимо сначала вырабатывать подачу воздушной струи соответственно способу артикуляции, далее при необходимости подключать к воздушной струе голосоподачу и затем добавлять элементы артикуляции в последовательности прохождения воздушной струи, т.е. сзади вперед. Принципиальным отличием логопедической постановки звуков от постановки звуков в сурдопедагогике является опора на слуховое восприятие. Нужно обращать внимание ребенка на особенности звучания обычного ротового выдоха при разной конфигурации ротового отверстия, на особенности звучания при различной подаче голоса, особенности звучания при различных изменениях конфигурации артикуляционного аппарата.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Дизартрия у детей с ДЦП. Принципы логопедической работы.

Дизартрия у детей с ДЦП. Принципы логопедической работы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.