Особенности развития детей с дцп курсовая работа

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Шкляева Алина ВладимировнаНаписать 6919 16.11.2016

Номер материала: ДБ-358121

  • Другое
  • Статьи

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    16.11.2016 357
    16.11.2016 355
    16.11.2016 277
    16.11.2016 250
    16.11.2016 6544
    16.11.2016 435
    16.11.2016 2722

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Детские болезни очень удручают родителей, особенно, которые трудно вылечить. К таким болезням, которые приносят много боли ребенку и родителям, относится детский церебральный паралич. Происхождение заболевания до конца не выяснено, но современная медицина прекрасно подготовлена к реабилитации ребенка, а мужественные родители всегда найдут подход к ребенку, чтобы жизнь малыша стала комфортной при любой степени ДЦП. Этот ДЦП реферат может использоваться как доклад, сообщение, а также как руководство по реабилитации ребенка.


Особенности

Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок был здоровым. Но, к сожалению, некоторые болезни штурмуют ребенка еще от рождения, например ДЦП. Это заболевание влияет на жизнь всей семьи и заставляет по-особенному организовывать уход за малышом и домашний быт.


Явления нарушения мышечного тонуса и другие симтомы двигательных нарушений охарактеризовал в конце ХІХ века Сигизмунд Фрейд (его родители происходили из западноукраинского города Тысменица), назвав болезнь детским церебральным параличом. Но эта болезнь не сопровождается параличом как полным обездвижеванием части тела, речь идет о нарушении координационной моторики из-за нарушения деятельности некоторых областей мозга человека.

Нарушения мозговой, и, как следствие, мышечной деятельности иногда возникают у ребенка внутриутробно еще на начальной стадии развития, но иногда возникают непосредственно до родов, после родов, а также если ребенок травмировался при родах. Кроме родовых причин, среди факторов, ведущих к возникновению ДЦП — наличие антител, инфекционное поражение, гипоксия, резус-факторные нарушения.


  1. Спастическая — отдельные группы мышц, как правило те, что отвечают за сгибание, постоянно пребывают в тонусе, реже тонус имеют разгибательные мышцы.
  2. Гиперкинетическая (параличтетоидная) характерна постоянно изменяющимся тонусом в разгибательных и сгибательных мышцах. При такой неравномерной работе мышц возникают трудности с ходьбой, а также с сохранением равновесия.
  3. Астеническо-статическая форма характеризуется понижением тонуса всех групп мышц, что мешает равновесию и движению. Иногда это вид переходит в атетоидный. Атетоидный церебральный паралич — нервное расстройство, при котором возникают спонтанные движения, которые называются нервным тиком, они могут затронуть лицо, язык, а также руки и ноги. Движение может быть затруднено, на лице могут возникать гримасы.

Большинство детей, у которых детский церебральный паралич, имеют речевые расстройства, в основном дизартрического характера. Генерализированная форма, при которой возможны поражения и рук и ног, а также речь, слух, может стать причиной тяжелой формы инвалидности. Эта болезнь, как правило, не прогрессирует, однако может вызвать контрактурпараличные деформации.

Общая информация

Человек с ДЦП имеет затруднения с движениями из-за слабости, или, как говорят, ослабленного тонуса определенных мышц. Может нарушаться не только походка, но также теряют скоординированность руки, ноги, мимика. Речь человека тесно связана с работой мышц всего организма, с двигательной активностью. Конечно, при трудности движения ребенок может иметь трудности с речевым развитием. Физиологических предпосылок для интелектуального отставания нет, но ребенку труднее развиваться, так как в раннем возрасте двигательная активность и психологическое развитие пребывают в сильной зависимости.


Детский церебральный паралич имеет две основные причины — травма головного мозга в утробе или при рождении или удушье, причем вторая причина считается главной и становится виновницей большинства случаев заболевания. Причин же удушья может быть много — инфекции, нарушение снабжения кровью плаценты. Родовые травмы могут быть связаны со слишком узким тазом матери, недостаточно сильной родовой деятельностью и другими осложнениями в момент рождения ребенка.


Нехватка кислорода, который поступает с воздухом (гипоксия), с которой начинается детский церебральный паралич, приводит к тому, что многие участки головного мозга остаются недостаточно развитыми. В случае изучаемого заболевания может речь идти о сбоях в работе участков, которые отвечают за равновесие и рефлексы. Центральная нервная система следит за тем, чтобы тонус мышц был правильным образом распределен, но сбои в двигательных участках мозга приводят к неравномерным и недостаточно точным движениям, которые часто бывают хаотичными и мешают правильному движению.

При особо тяжелых случаях больной может нуждаться в помощи окружающих для передвижения и даже самообслуживания. Но мозг человека построен таким образом, что другой участок может взять на себя функции пораженного и всегда можно облегчить жизнь больному целенаправленными тренировками. Наиболее часто встречающиеся формы болезни — с одновременным поражением нижних или верхних конечностей. Поэтому ходить малыши могут на год-два позже, чем здоровые дети. Многое зависит от усилий родителей и ребенка, но некоторые особенности могут еще долго преследовать малыша — характерная ходьба на носочках, возможно также нарушение роста конечностей с нарушенной их функцией.

Полная реабилитация — труднодостижимая задача, а в некоторых случаях — невозможна, так как координация движений имеет не только мышечную, но и нервную составляющие. Но положение ребенка можно улучшить с помощью несложных, но регулярных процедур — лечебная гимнастка, лечебная физкультура (ЛФК), массаж. Физические процедуры состоят из горячих укутываний, аппликаций из парафина (озокерита), они делаются для профилактики тугоподвижности суставов. Лекарственные препараты, применяемые при ДЦП, улучшают кровообращение и тем самым улучшается питание мышечных и нервных тканей.


Спазмы мышц ограничивают движения — тазобедренная спастика ведет к скрещению ног, голеностопная спастика не позволяет равномерно ходить. Теоретически проблему может решить операция, при которой можно сделать более длинными сухожилия, вправить кости. Но на практике хирургическое вмешательство может еще больше усугубить проблемы с физическим развитием, ведь организм растет, и проблема возвращается. А вред операции может быть сильным — организм и так много сил тратит на преодоление последствий болезни, а тут еще нужно будет восстанавливаться после хирургического лечения. Так что операцию стоит делать только при угрозе жизни, а в других случаях следует ограничиться массажем и лечебной физкультурой.

Хотя межнейронные связи у ребенка уже сформированы и трудно что-то сделать для более эффективного функционирования мозга, все же мозг человека очень гибкий и человек в любом состоянии может приспособиться к жизни и быть счастливым. Нервная система построена таким образом, что могут образоваться новые связи, быть задействованы непораженные участки мозга для компенсации утраченных возможностей. Если ребенок физически слаб, он может развивать свой интеллект, а в эпоху, когда множество работы можно сделать на компьютере, он сможет стать успешным человеком с профессией, которой можно заниматься даже не выходя из дома. Человек с ограниченными возможностями часто может иметь таланты, которые нужно развивать, нужно только помочь, приложив максимум усилий на начальном этапе.

Лечение

Такая тяжелая болезнь, как ДЦП, как не удивительно, но лечится. Лечебный процесс состоит из трех этапов:

  1. Предварительная подготовка всего организма к новым физическим нагрузкам. Также на этом этапе организм освобождается от негативных факторов, которые могли образоваться в процессе длительного лечения медикаментами (интоксикация), а также от недостаточной подвижности (гиподинамия). Этот этап не длиться долго — от полумесяца до одного месяца.
  2. Подготовительный этап, на котором снимается мышечная спастика. Это сделать сложно, и работа предстоит долгая, ведь она осуществляется естественным способом путем упражнений, хирургическое вмешательство и медикаментозное лечение не применяются. Восстанавливается мышечный баланс, амплитуда движений, симметричность суставов, улучшается структура тканей артикулярного типа. Этот этап заканчивается тогда, когда пациент не только стоит на одной и двух ногах, но также может осуществлять наклоны, приседания.
  3. На основном этапе больного обучают ходить, поддерживая равновесие в движении. После обучения больной должен передвигаться полностью самостоятельно.


После обучения самостоятельной ходьбе больного обучают самообслуживанию, для чего осваивают навыки тонкой моторики. Важно, чтобы все движения выполнялись правильно, ведь они запоминаются, входят в привычку, и становятся условием самодостаточности. Успех практически полностью зависит от родителей, ведь врач, специалист по лечебной физкультуре, массажист могут правильно проводить процедуры, но для лечения ДЦП нужно много времени, которое медицинские специалисты не могут приделить ребенку. Поэтому родители, занимаясь лечением в домашних условиях (после прохождения нужных процедур), должны становиться специалистами по реабилитации ребенка, и должны с помощью специальных методик готовить ребенка, насколько это возможно, к самостоятельной жизни.

Лечебная физкультура

С занятиями лечебной физкультурой не следует затягивать, мозг продолжает формироваться после рождения, поэтому сразу после того, как ребенку поставили неутешительный диагноз, нужно действовать. Мышцы еще эластичны, между мозговыми клетками могут образоваться новые связи, функцию пораженных участков мозга могут на себя взять здоровые нервные клетки. После одного года, тем более после трех можно заниматься, но эффект будет не такой стремительный, как реабилитация годовалого малыша.

По Фрейду, который впервые классифицировал ДЦП, формы этой болезни были следующими: парапарез, монопарез, гемипарез, трипарез, тетрапарез. С развитием медицины развивалась и классификация, новые достижения науки сформулировала професор К.А.Семенова, которая учитывала движения, а также развитие интеллекта, речи, психологических особенностей и эмоций: двойная и одинарная спастическая гемиплегия, гемипарез, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.


Диагностирует ДЦП, а также похожую болезнь перинатальная энцефалопатия, детский невропатолог. Он по клинической картине, учитывая тип болезни, возраст пациента, тяжесть состояния назначает массаж, лечебную физкультуру, медикаментозное лечение, может запретить прививки. К физическим упражнениям могут быть прибавлены режим жизни, в котором применяются ортопедические средства, бальнеотерапию, гипсование по определенной методике, этап за этапом, а также занятия с логопедом. Крайне не рекомендуется прибегать к хирургическому вмешательству, и, тем более, сомнительных с точки зрения науки методикам типа иглоукалывания.

Основной лечебный метод — массаж и специальные лечебные упражнения. Эти процедуры проводятся не только для выздоровления, но и для поддержки достигнутого усилиями состояния организма. Ведь из-за недостаточной подвижности возможен набор веса, мышцы и связки теряют тонус, что отображается на их напряжении и функциональных возможностях. Нужно тренироваться до достижения определенного состояния, в котором жизнь будет обычной или максимально приближенной к обычной. Далее нужно продолжить тренировки либо стараться вести активный способ жизни со всесторонними занятиями.

Проблеммы с передвижением — не единственные, с которыми сталкивается маленький ребенок. При недостаточной работе одних мышц, страдают мышцы, которые, казалось бы, совсем не связаны между собой, а также нарушается работа кровеносной системы, внутренних органов. Сосуды у человека, а также кишечник также имеют свой тонус, который нарушается при ДЦП. Как следствие, движение крови в организме происходит не так эффективно, от этого страдают внутренние органы, нервная система, работа головного мозга.

Типы патологических тонусов:

  1. Гипертонус — слишком активная работа мышц, отвечающих за сгибание. Результатом может стать округление спины при отсутствии поясничного лордоза, возникают проблемы с подвижностью тазобедренных суставов, могут полностью не разгибаться колени.
  2. Гипотонус, который еще называют мозжечковой симптоматикой, ослаблены рефлексы в сухожилиях, возникают трудности с соблюдением равновесия, поскольку вестибулярный аппарат не может вполне управлять мышцами, могут формироваться вальгусные стопы, что также приводит к проблемам с ходьбой.
  3. Дистонический тонус еще называют переменным, поскольку периодически гипертонус сменяется гипотонусом. Дети страдают от скованности, шея и плечи трудноподвижны.


В связи с тем, что нарушенный тонус мышц лечится в основном не медикаментозно, а с помощью упражнений и массажа, то эти процедуры обязательны для всех детей с подобными отклонениями двигательного развития. Лечебная гимнастика, лечебная физкультура приводят в норму биологическо-химические процессы в мышцах, улучшают суставную подвижность, мышцы приобретают нужный для правильного движения тонус. В комплексе эти позитивные изменения позволяют сформироваться цепным рефлексам в противовес врожденным, и тем, которые сформированы в условиях длительной неподвижности или малоподвижности.

Проводить гимнастику и лечебную физкультуру, массажировать малыша могут родители, но только после того, как они обучатся методике физического воздействия под руководством специалиста. Ведь при планировании нужного конечного эффекта нужно учитывать тяжесть болезни, тип ДЦП (осторожно нужно воздействовать на детей, у которых микроцефалия, гидроцефалия, синдром гипертензионного типа, эписиндром), а также степень мышечного тонуса. К двигательному режиму добавляются логопедические занятия, использование ортопедических средств, медикаментозное воздействие, которое должно быть точечным и безвредным для детского организма, а также другие лечебные процедуры. Сейчас разработаны более 20 методик лечебной физкультуры (Бобата, Фойта, Семеновой и других), а также много массажных методик (точечный, круговой, тонизирующий, использующий разные методики, например Монакова).

Выводы

Детский церебральный паралич — заболевание, при котором поражается центральная нервная система, следствием чего является нарушения мышечного тонуса. Последствия могут быть разными, в зависимости от степени поражения головного мозга, но в целом страдает возможность передвигаться, возникают трудности в самообслуживании, речевом развитии. Иногда бывают задержки умственного развития, но, как правило, они возникают из-за того, что в раннем детстве психологическое развитие очень сильно зависит от физического.


Основными причинами заболевания считаются бактериальные и вирусные инфекции головного мозга, проходящие в основном внутриутробно, а также сбои в работе материнского организма — острые заболевания, интоксикации. Теоретически могут быть и внешние причины, например, связанные с экологией, но они мало изучены. Среди причин называется также недостаточное снабжение мозга кислородом, родовые травмы.

Основное задание врачей и родителей — помочь организму обойти проблемы со здоровьем и добиться максимальной реабилитации ребенка. Психологическая помощь, массаж, лечебная гимнастика и физкультура помогут ребенку максимально приблизиться к нормальной жизни. Даже в тяжелых случая возможно усвоить навыки самообслуживания и вести настолько самостоятельною и самодостаточную жизнь, насколько это возможно. Постоянная забота не должна ограничивать ребенка, а должна вселять оптимизм, приучать к упорному труду, готовить к самостоятельной взрослой жизни.

Современные технологии в комплексной физической реабилитации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Студент 3 курса, д/о,

Кафедры: спортивная медицина;

Глава I. Детские церебральные параличи и их клинические проявления

1.1. Этиология и патогенетические механизмы возникновения детских церебральных параличей и их классификация

1.2.Клинические формы детских церебральных параличей

Выводы по главе I

Список литературы

Глава I. Детские церебральные параличи и их клинические проявления

1.1. Этиология и патогенетические механизмы возникновения детских церебральных параличей и их классификация

Врожденные заболевания, сопровождающиеся параличами, были известны еще во времена Гиппократа и Галена. Однако используемый в настоящее время термин для обозначения этого заболевания впервые появился в обиходе врачей лишь в первой половине XIX века. Основоположником изучения ДЦП считают английского хирурга-ортопеда Литтла. Он подробно описал одну из форм церебральных параличей, при которой руки поражаются меньше, чем ноги. Позднее эту форму паралича стали называть болезнью Литтла, название сохранилось до настоящего времени. Он описал и другие формы врожденных параличей, например гиперкинетическую форму, разработал и широко использовал некоторые виды хирургического лечения. Известный австрийский врач 3. Фрейд в середине XIX века проанализировал случаи заболеваний, описанные Литтлом, с позиции невропатолога и предложил такие названия для форм заболевания, как диплегия, двусторонняя гемиплегия.

До середины XX века основными причинами заболевания ДЦП считались асфиксия плода во время родов, вызванная обвитием пуповины вокруг шеи ребенка или попаданием околоплодных вод в его дыхательные пути, механическая родовая травма и кровоизлияние в мозг. Однако более поздние наблюдения заставили ученых изменить эту точку зрения. Помимо вышеуказанных причин, не меньшее значение имеет интоксикация плода во время беременности в результате болезни матери, нарушения питания, стрессовых состояний, наличия у матери хронических заболеваний сердечно-сосудистой и эндокринной систем или вредных привычек (алкоголизм, наркомания, курение). Сейчас становится все более ясной роль внутриутробной нейроинфекции - поражения нервной ткани во время беременности инфекционным агентом. Это могут быть вирусы гриппа, краснухи, простого герпеса, возбудители листерелеза, токсоплазмоза, кишечная палочка, стрептококки. Инфицирование плода происходит через плаценту или восходящим путем из инфицированных родовых путей. Инфекционный возбудитель, попав в кровь ребенка, при определенных условиях может вызвать поражение нервной системы в виде энцефалита или менингоэнцефалита. Исследования ученых свидетельствуют о том, что процесс, начавшийся на внутриутробном этапе жизни, может продолжаться годами, приобретая характер вялотекущего воспалительного заболевания. Если инфекция попадает в кровь плода в период органогенеза, когда закладываются и формируются его органы (это первые недели беременности), то могут возникнуть пороки развития мозга с тяжелыми последствиями вплоть до внутриутробной гибели плода .

Одной из причин патологии нервной системы является иммунологическая несовместимость матери и плода, наблюдающаяся, в частности, при резус-конфликте. Если кровь матери резус-отрицательная, а кровь ребенка резус-положительная, после рождения у него может возникнуть гемолитическая желтуха, при которой эритроциты подвергаются гемолизу, а высвободившийся из разрушенных эритроцитов билирубин проникает в ткань нервной системы, оказывая на нее токсическое действие. В результате повреждается кора головного мозга, подкорковые ядра, ядра ствола мозга, что в последующем нередко приводит к развитию церебрального паралича, характеризующегося гиперкинезами.

Отрицательно сказывается на развитии нервной системы ребенка прием матерью некоторых лекарственных препаратов (например, кортикостероидов, барбитуратов), токсикоз при беременности, угроза выкидыша, маточные кровотечения, возникающие при преждевременной отслойке плаценты, недоношенная беременность, работа матери, связанная с вредными химическими веществами.

Органическое повреждение клеток головного мозга приводит к компенсаторному повышению потребления кислорода, вследствие чего возникает кислородный дефицит в большинстве структур центральной нервной системы. Гипоксия нервной ткани возникает независимо от причины ее повреждения во время беременности. В результате этого нарушаются обменные процессы в клетках мозга, прежде всего кислородный обмен, нарушается развитие жизненно важных нервных центров и сосудистой системы головного мозга, происходит целый ряд других патологических изменений. Все это, в свою очередь, является причиной нарушения нормального хода родового акта, возникает асфиксия плода во время родов или родовая черепно-мозговая травма.

Тяжесть и характер изменений в нервной системе новорожденного определяются не столько факторами, вызвавшими эти изменения, сколько периодом внутриутробного развития плода, в котором они действуют. Наиболее тяжелые пороки развития мозга возникают тогда, когда время влияния вредных факторов совпадает с периодом органогенеза и формирования плаценты. Остается недостаточно изученным вопрос о влиянии этиологического фактора на характер последующих двигательных и психических нарушений при ДЦП.

Течение заболевания ДЦП подразделяется на три стадии: раннюю, начальную резидуальную и позднюю резидуальную.

Ранняя стадия заболевания — это первые 3—4 недели периода новорожден-ности. Уже в первые дни жизни у ребенка обнаруживается ряд симптомов, свидетельствующих о поражении головного мозга. Такими симптомами могут быть повышенная температура, синюшность кожи лица, косоглазие, тремор конечностей, нистагм, судороги, резкое повышение или, наоборот, понижение тонуса мышц, отсутствие или слабая выраженность врожденных рефлексов (поискового, сосательного, хватательного, подошвенного и др.). При родовой травме у здорового плода, т. е. когда церебральная патология возникает по причине слабости родовой деятельности, стремительных или затяжных родов, неправильного анатомического строения родовых путей, перечисленные симптомы исчезают относительно быстро и чаще всего бесследно. Когда же родовая травма или асфиксия осложнили уже имеющееся заболевание мозга плода, то такие симптомы, как общее тяжелое состояние, повышенная температура, приступы асфиксии, тремор конечностей, также исчезают, а нарушения тонуса мышц и движений продолжают развиваться.

Начальная резидуальная стадия характеризуется задержкой и нарушением первых этапов развития двигательных навыков.

Поздняя резидуалъная стадия характеризуется наличием типичных изменений в опорно-двигательном аппарате, контрактурами и деформациями, как обратимыми, так и необратимыми. Эта стадия заболевания диагностируется обычно после 3—4 лет жизни ребенка.

Считается, что ДЦП — непрогрессирующая патология в отличие от прогрессирующих наследственных заболеваний ЦНС, некоторых заболеваний спинного мозга и периферических нервов. Однако иногда может возникнуть впечатление, что процесс со временем прогрессирует. Это объясняется тем, что мозг, развивающийся в патологических условиях, оказывается не в состоянии удовлетворить потребности растущего организма .

Выделяются следующие формы ДЦП:

спастическая диплегия (болезнь Литтла),

двусторонняя (двойная) гемиплегия,

Синдромокомплексы, наблюдаемые при разных формах ДЦП, обусловливаются локализацией патологического процесса, нарушающего механизмы управления нервно-мышечным аппаратом со стороны пирамидной, экстрапирамидной и других взаимосвязанных систем ЦНС (коры головного мозга, ретикулярной формации, мозжечка и др).

При спастических формах ДЦП у больных наблюдается повышение мышечного тонуса по спастическому (пирамидному) типу, при гиперкинетической форме, как правило, по пластическому ригидному (экстрапирамидному) типу. Нередко возникают сочетанные пирамидные и экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса, либо синдром спастичности, наблюдающийся в течение ряда лет, сменяется экстрапирамидной ригидностью и гиперкинезами. Атонически-астатическая форма сопровождается мышечной гипотонией и нарушением координации движений .

Новорожденному ребенку в первые месяцы жизни присущи врожденные (безусловные) двигательные рефлексы и условно-рефлекторные реакции, становление и угасание которых имеет диагностическое значение. Они играют определенную роль в формировании патологии движений при детских церебральных параличах. Характеристика врожденных рефлексов дана ниже.

Поисковый рефлекс - если поглаживать пальцем кожу в области угла рта, не прикасаясь к губам, у ребенка опускается угол рта и голова поворачивается в сторону раздражения. Ребенок с помощью этого движения ищет грудь матери.

Хоботковый рефлекс — быстрый удар по губам вызывает сокращение круговой мышцы рта, губы при этом вытягиваются в хоботок, что представляет собой постоянный компонент сосательных движений.

Сосательный рефлекс - при вкладывании в рот соски возникают ритмичные сосательные движения.

Хватательный рефлекс - при прикосновении пальцем или другим предметом к ладошке новорожденного он его крепко захватывает, иногда настолько сильно, что можно приподнять ребенка. Такой же тонический хватательный рефлекс вызывается и на стопах (подошвенный рефлекс).

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы — ребенка берут под мышки и ставят на опору. Он выпрямляет туловище, опираясь на полную стопу. Если его слегка наклонить вперед, он делает шаговые движения, не сопровождая их движениями рук.

Рефлекс перемещения — ребенка удерживают под мышками в позе вертикального подвешивания у края стола так, чтобы стопы соприкасались тыльной стороной с краем стола, при этом он рефлекторно сгибает ноги и перемещает стопы на поверхность стола, а затем разгибает ноги и выпрямляет туловище.

Защитный рефлекс — ребенок рефлекторно поворачивает голову в сторону, если его положить на живот.

Рефлекс ползания — ребенок совершает ползающие движения в положении на животе (спонтанное ползание). Если к подошвам подставить ладонь, ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами (рефлекс Бауэра).

У ребенка, больного ДЦП, многие рефлексы, свойственные новорожденному, отсутствуют. У новорожденного ребенка, помимо выше описанных, определяется еще ряд рефлексов. Степень выраженности врожденных рефлексов, время появления и исчезновения их характеризуют состояние и развитие двигательных функций ребенка.

При развитии ДЦП эти рефлексы отсутствуют, а в некоторых случаях, наоборот, активизируются и наряду с тоническими шейными и лабиринтными рефлексами способствуют развитию патологии движений.

Врожденные тонические рефлексы имеют ведущее значение в механизме возникновения двигательных нарушений у больных ДЦП.

Тонический лабиринтный рефлекс вызывается изменением положения головы в пространстве, которое ведет к стимуляции отолитового аппарата лабиринтов, находящихся во внутреннем ухе и играющих важную роль в координации движений. Тонический лабиринтный рефлекс резко нарушает двигательную активность в положении сидя. При попытке посадить ребенка сначала повышается тонус экстензоров. По мере сгибания туловища и наклона головы вперед разгибательная поза сменяется сгибательной.

Выраженный тонический лабиринтный рефлекс препятствует вертикальной установке тела и опоре на ноги, так как при вставании и перемещении туловища вперед возникает тотальная сгибательная поза.

Симметричный шейный тонический рефлекс. Этот рефлекс возникает с проприорецепторов мышечно-суставных образований шеи при пассивных и активных движениях головы и сохраняется у здорового ребенка до 8 месяцев. Если здорового ребенка положить на живот, то при разгибании головы возникает повышение тонуса мышц-разгибателей рук и мышц-сгибателей ног. Сгибание головы ведет к противоположному эффекту. Эта реакция является безусловно-рефлекторной. У детей, больных ДЦП, данный рефлекс сохраняется и после 8 месяцев.

Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТ-рефлекс) наблюдается у здоровых детей до 14 месяцев. Возникает в результате растяжения мышц шеи, связок и суставов шейного отдела позвоночного столба.

Под влиянием АШТ-рефлекса в положении сидя происходит поворот головы в сторону и наклон ее вперед, сопровождающиеся асимметричным положением конечностей (рис. 6,6). Такая поза затрудняет работу рук. Обычно ребенок манипулирует той рукой, в сторону которой обращено лицо. Постоянная асимметричная поза, включение в деятельность одной руки приводят к фиксации позы, искривлению позвоночного столба, перекосу таза, подвывиху бедра.

Однако классические изменения мышечного тонуса в руках под влиянием АШТ-рефлекса наблюдаются редко. У детей, научившихся самостоятельно сидеть и манипулировать руками, АШТ-рефлекс чаще выражен неотчетливо.

Возможно сочетание асимметричного шейного тонического рефлекса с другими патологическими рефлексами. Сочетание его с лабиринтным тоническим рефлексом выявляется при подъеме ребенка, лежащего на спине, за ноги.

Тонические рефлексы у здорового ребенка ко 2-6 месяцу постепенно угасают. Начиная с этого времени развиваются установочные рефлексы, определяющие возможности статики, локомоции и в значительной степени произвольных движений.

Особенно сложной и в то же время важной в плане становления установочных рефлексов является деятельность тех структур головного мозга, которые ответственны за преодоление силы земного притяжения.

Процесс установки тела человека в вертикальное положение контролируется сложной системой различных структур головного и спинного мозга, развитие которых происходит постепенно на протяжении первого-второго года жизни ребенка. На первых этапах развития антигравитационных механизмов основную роль играют структуры вестибулярного аппарата. Последний оказывается уже вполне сформированным к моменту рождения.

Первым, наиболее примитивным проявлением деятельности вестибулярного аппарата является лабиринтный тонический рефлекс, описанный выше.

Установочным рефлексом, контролируемым деятельностью лабиринтов, является лабиринтный выпрямляющий рефлекс на голову — это первый антигравитационный рефлекс. Ребенок с появлением этого рефлекса начинает отрывать голову от поверхности, на которой лежит, приподнимать ее и, опираясь на предплечья, удерживать приподнятой верхнюю половину туловища. Данный рефлекс стимулирует развитие цепных симметричных рефлексов, направленных на приспособление туловища к вертикальному положению: шейного симметричного цепного установочного рефлекса и шейного асимметричного цепного установочного рефлекса.

В дальнейшем, по мере развития мозга, появляется еще ряд выпрямляющих реакций и рефлексов. Такие как, шейная выпрямляющая реакция, заключающаяся в том, что вслед за пассивным или активным поворотом головы в сторону происходит ротация всего туловища, позволяет ребенку к четырем месяцам из положения на спине повернуться на бок. Есть выпрямляющий рефлекс, который способствует выпрямлению головы относительно других частей тела в пространстве.

Выпрямляющие реакции, сочетаясь друг с другом, образуют ряд последовательных поз и движений, направленных на приспособление головы и туловища к вертикальному положению. Они достигают согласованности в возрасте 10-15 месяцев и затем совершенствуются.

Реакции равновесия — весьма сложные и разнообразные автоматические реакции, необходимые для становления вертикальной позы у ребенка. Они обеспечивают сохранение равновесия при сидении, стоянии, ходьбе и осуществляются в результате взаимодействия вестибулярного аппарата, базальных ганглиев, ядер субталамической области, мозжечка и коры головного мозга.

Реакции равновесия являются самой высокой формой развития автоматических двигательных реакций. Они развиваются и совершенствуются в определенной последовательности до 5— 6 лет.

При церебральных параличах в результате поражения мозга в период его интенсивного роста и дифференциации онтогенетическая последовательность двигательного развития нарушается. Наряду с замедленным становлением нормальных постуральных механизмов, обеспечивающих вертикальную позу, активизируются тонические рефлексы, которые сосуществуют с патологическим мышечным тонусом (спастичностью, ригидностью, тоническими спазмами или, наоборот, гипотонией) и усугубляют дефекты локомоции.

Поскольку термин ДЦП не может включить в себя все многообразие патологических сдвигов, возникающих при этом заболевании, уже много лет ведутся поиски и разработки оптимальной классификации этого страдания. Первая четко оформленная классификация ДЦП принадлежит Freud:

—Церебральная диплегия (двусторонний церебральный паралич)

Эта классификация впервые позволила выделить типы ДЦП, которые потом были положены в основу всех последующих классификаций. В основе ее лежат клинические критерии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.