Парень с дцп играет на синтезаторе


Рональд Дженкис (Ronald Jenkees) — музыкант и композитор, известен своими выступлениями на YouTube. Рональд страдает синдромом дауна с детства.

Дженкис начал заниматься игрой на пианино в 4 года, когда получил игрушечный синтезатор в подарок на Рождество. Именно на этом инструменте он научился играть простые мелодии, и играл с друзьями. Все еще ребенком он получил Yamaha PSR-500. В возрасте семи лет он пробовал брать уроки игры на пианино, но они не увенчались успехом. Дженкис научился комбинировать и ”накладывать” музыку на своей йамахе и начал играть в жанре хип хоп. В школе он играл в группе marching band, и из-за того, что он не умел играть по нотам, руководитель группы разрешил Дженкису писать свои собственные партии для пианино, “подыгрывая” на городских выступлениях. Руководитель группы поощрял то, чтобы Дженкис играл по нотам.

В 2007 Рональд самостоятельно выпустил свой первый студийный альбом под названием Ronald Jenkees. В это время его видео на ютубе продолжала охватывать популярность. Он самостоятельно издал свой первый альбом в 2007-м (Ronald Jenkees), недавно был издан и второй — Disorganized Fun. Дженкис создает разнообразную музыку от техно до рок-н-ролла, используя пианино, синтезаторы и разнообразные программы для создания и редактирования аудио на ПК. Также он пишет и рэп. Благодаря интернет-популярности, становится сложно определить его стиль в рамках обычных параметров культуры и географии.

Его музыка (пост-модерновый коллаж популярной музыки 70-х) нашла своего слушателя с выходом в широкую массу (интернет, в основном — YouTube). Его разумный подход к совмещению клавиш и разнообразных звучаний синтезатора обогащает его музыку. Например, в ”Guitar Sound”, с его второго альбома ”Disorganized Fun”, основной инструмент — это, как всегда, синтезатор, но полностью со звуком электрогитары. Это производит уникальную интерпретацию жанра рок-н-ролл, но примерно в 3:15 он переключается на более электронный звук и перемещает песню в некий техно или транс под влиянием рок-оперы. На некоторых видео на ютубе он использует гармонику для ”медленных” песен, показывая свою готовность и возможность поэкспериментировать с разными звуками и стилями.

Ronald Jenkees — История Успеха Музыканта

Собственно, способ прост — как и другие эффективные способы. Он использовал свои малобюджетные видеоролики ( о бюджете вообще нет смысла говорить), сделал свой видеоканал на популярном видеосервисе YouTube для их промо.

У этого канала YouTube сейчас более 100,000 подписчиков, а его видео имеет по 2,400,000 (их там несколько) и скоро планируется к изданию 2-й альбом Ronald Jenkees.

Практика self-released (само издание, т.е. выпуск альбома без какого либо рекорд-лейбла) действует и обогащается яркими примерами. Музыкант привлек своим видео аудиторию, создал с ними эмоциональный контакт, показал, что эту музыку можно купить прямо у него.

Качество самого музыкального видео самое обычное, сделанное штатными средствами, видеокамера и компьютер, достаточное для того, чтобы понять и услышать. Оно не кардинально отличается от того, что можно увидеть у других музыкантов.

Рональд — это все мы и каждый из нас, в том смысле, что его успех мог бы быть успехом любого. Люди любят такие истории, это как выигрыш в лотерею или как сон.


Это обложка альбома Ronald Jenkees.

Играет Рональд очень хорошо, музыка сильная, люди смотрят и хотят помочь ему. Он простой парень — в очках, то в шляпе, то в какой то шапке, увлечённый и влюбленный в музыку. Вирусность, вирусный маркетинг — это то, что сделало его популярным, этот снежный вал, ком, который лавиной разнёсся по интернету. Хорошие видеоролики часто бывают вирусными, это как болезнь, вирус, этой болезнью хочется поделиться с друзьями и знакомыми.

Скептики утверждают, что Ronald Jenkees — это просто проект, что за ним скрывается совсем другой человек, Бен Feltes (Ben Feltes), парень, который учился музыке в университете в Murray, KY.

Каждый музыкант, который делает своё музыкальное видео, должен ориентироваться на нечто подобное.

Ronald Jenkees это инструментальная музыка, близкая к стилям electronic, hip-hop, jazzy.

О нём писали в Рунете многие блоги:


Вот что пишет Александр Радзишевский (Alex Radzishevsky), WebSound.Ru

Мир усложняется, но и становится проще одновременно. Раньше талантливому музыканту нужно было пройти долгий путь от своих талантов до мастерства, и уж потом, может быть, если повезёт, до заработка.

Я его не знаю, я вижу и слышу его впервые, но он меня зажёг. Переходя от клипа к клипу я понимал, что попался.

И тогда я кликнул по ссылке, ведующей к оплате 10 долларов по PayPal за MP3-альбом, заплатил деньги и скачал музыку. При этом я подумал, что как же всё-таки здорово, что каждый человек может стать автором или его благодарным слушателем, и честно зарабатывать/благодарить, вот так просто, в два клика. Мне было очень приятно купить эту музыку и я был рад отдать эти деньги за неё. Это как сходить в магазин, купить хорошую вещь ручной работы, и при это пожать руку и вручить деньги лично её изготовителю.

Кто этот Ronald Jenkees? Я не знаю. Это очень зажигательный странноватый чудак, который пишет очень энергетическую музыку.

Сходите и послушайте.

Вот его оборудование:

Keyboard #1: Korg Triton LE

Keyboard #2: Yamaha Motif XS8

Software: FL Studio 8 (Fruity Loops

Комментарии к его роликам на ютьюбе пестрят лестными отзывами. И есть за что.

Уроки музыки для детей с ограниченными возможностями. Игра на фортепиано как способ развития моторики рук. Примеры занятий из авторской программы.

Фортепиано (или синтезатор) можно использовать как своеобразный тренажер для разработки крупной и мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями.

Многие из нас учились в музыкальной школе, сейчас учатся наши дети, у кого-то из читателей — уже и внуки. Хочу задать один вопрос: как часто среди учащихся детских музыкальных школ (ДМШ) вам приходилось встречать детей с ограниченными возможностями? Уверена, что подавляющее большинство ответит отрицательно.

Ранее элитарное, а ныне общедоступное начальное музыкальное образование продолжает оставаться недоступным для детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности. Несмотря на ряд принятых в последнее десятилетие нормативных документов, предоставляющих равные права всем категориям граждан в образовательной, социальной и других сферах жизнедеятельности, дети с ограниченными возможностями фактически продолжают оставаться "за бортом" жизни.

Ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а, следовательно, с большими проблемами в области моторики, никогда не примут в музыкальную школу по причине невозможности выполнения учебной программы. И специальных же (коррекционных) программ по музыкальному воспитанию, включая игру на музыкальных инструментах, для детей с заболеванием "детский церебральный паралич" (ДЦП), задержкой психического развития, нарушениями речи и прочим не существует. В нашей стране, к сожалению, не готовят специалистов-музыкантов, могущих оказать профессиональную реабилитационную помощь детям с различными отклонениями в развитии.

Более 10 лет назад в Казанской ДМШ № 14 Управления образования был создан прецедент по обучению музыке детей с ограниченными возможностями на базе Городского реабилитационного центра детей-инвалидов (ГРЦДИ). В сентябре 1994 г. при открытии филиала музыкальной школы в число учащихся были зачислены все желающие, независимо от диагноза и степени тяжести заболевания, в том числе большая группа детей с заболеванием ДЦП (согласно уставу ГРЦДИ в данном учебно-лечебном заведении обучаются дети с сохранным интеллектом). Детям была дана возможность обучаться игре на инструментах, в том числе на фортепиано (синтезаторе).

Желание заниматься на фортепиано и других инструментах возникло у многих детей, ведь потребность эмоционального самовыражения присуща всем людям, независимо от наличия или отсутствия у них физического дефекта. Не имея специального опыта и методического подспорья, преподаватели ДМШ столкнулись с целым рядом проблем: как учить, для чего учить, где границы возможностей у детей с моторными нарушениями. Огромную и неоценимую помощь получили преподаватели-музыканты со стороны врачей и логопедов Реабилитационного центра. В настоящий момент можно говорить об имеющемся положительном опыте работы, о создании новых методических подходов к преподаванию различных музыкальных дисциплин, в том числе игры на музыкальных инструментах, логопедическому вокалу и др. Автор настоящей статьи составила программу с подробными методическими комментариями по обучению детей с ДЦП игре на фортепиано (синтезаторе).

В статье изложен лишь один из аспектов, представленных в авторской программе, его суть можно свести к использованию фортепиано (или синтезатора) как своеобразного тренажера для разработки крупной и мелкой моторики рук и пальцев. Чем младше ученик, тем интереснее и разнообразнее можно использовать клавиатуру. Применение специфических игровых приемов в начальный период обучения возможно и без овладения знаниями нотной грамоты. Это так называемый "донотный" период, который в музыкальной школе естественно заканчивается в У детей с моторными нарушениями он может растянуться и до 9 лет. Играть на фортепиано, не привязываясь к нотному тексту, можно любыми руками: как с нормальной мышечно-двигательной реакцией, так и с существенными поражениями моторных функций при спастических и вялых парезах.

Одну из описываемых форм работы можно назвать "Звуковая картина". Она основывается на звукоизобразительных возможностях инструмента и импровизируется на заданную тему.

"Дождь и гроза"

Учитель и ученик сидят за инструментом, учитель — слева. Игра сопровождается текстовым комментарием учителя. При повторном исполнении задания дети часто вызываются вести сюжет самостоятельно.

— Светит солнце. (Преподаватель играет мажорное трезвучие, звук как бы повисает в воздухе.)

— Вдруг набегает тучка. (Мажор сменяется минором.)

— Из тучки начинает капать легкий грибной дождь. (Ученик легкими движениями, вразброс, в медленном темпе, тихо извлекает звуки в верхнем регистре. Можно чередовать черные и белые клавиши.)

— Дождь усиливается. (Удары становятся более частыми, громкость звука нарастает. Преподаватель использует в аккомпанементе более сложные и красочные аккорды — септаккорды.)

— Вдруг пошел град. (Звуковой регистр понижается, сила звука все более усиливается.)

— Гром! (Удар несколькими пальцами сразу или кулачком по клавишам в низком регистре.)

— Дождь постепенно стихает и заканчивается. (Игровые приемы повторяются в обратной последовательности.)

— На небе появляется радуга. (Преподаватель заканчивает "картину" красивыми аккордами.)

Подобным образом можно озвучить картину ночного неба с луной и звездами, метеоритами и космическими спутниками земли, летнего луга с пчелами, бабочками и жуками, подводного царства и др.

Во время выполнения задания преподаватель не только исполняет гармонический фон, диктует содержание и подсказывает возможные способы игры, его задача более глубокая:

  • следить за положением корпуса и правильной осанкой ребенка во время исполнения, особенно в крайних регистрах фортепиано;
  • следить за равномерной нагрузкой на обе руки, так как ребенок всегда старается работать более послушной, то есть более здоровой рукой;
  • максимально задействовать в работе все пальцы рук, а не только те, которыми ребенок привык манипулировать.

Другой вид творческого задания, родственный первому, можно назвать "Рассказываем сказку". Устный пересказ известного сюжета либо сочиненного по ходу урока чередуется с его озвучиванием. Такой вид работы весьма полезен для детей с нарушениями речевых функций для дополнительной тренировки артикуляционного аппарата, а также для формирования навыка связного пересказа. Преподаватель и ученик могут разделить между собой персонажей, а также всю "постановку" сюжета ученик может взять на себя. Преподаватель при этом выступает в роли "звукорежиссера", показывая или подсказывая, как легче и точнее изобразить того или иного персонажа, диалог или происходящее действие.

В качестве примера можно привести фрагмент сказки "Бременские музыканты". Вариант текста может быть свободным, например, более кратким, может обрастать новыми подробностями.

"Бременские музыканты" (фрагмент)

"Жил-был Осел (в малой октаве левой рукой в интервал сексты или септимы — как возьмет рука ребенка — изображается крик „и-а, и-а“). Стал он старым. Не мог больше работать на мельнице, и хозяин решил его больше не кормить. Тогда решил Осел сбежать от хозяина (в низком регистре двумя руками попеременно изображается равномерный стук копыт, который может ускоряться и замедляться). И вот пришел Осел в незнакомую деревню и слышит, что кто-то воет (в верхнем регистре исполняется восходящее глиссандо по всем белым клавишам, очень легко выполнимое на синтезаторе, но требующее особого навыка на фортепиано). Это Пес. Хозяин решил убить его, потому что Пес стал старым и не может больше охотиться. И решили Осел и Пес бежать вместе (бег обоих героев сказки ученик может исполнить двумя руками в разных тесситурах инструмента, а если это достаточно затруднительно, то учитель и ученик озвучивают каждый своего героя). "

Описанные выше формы работы достаточно объемны по содержанию, разнообразны по видам двигательных звукоизвлекающих навыков. Если ребенок испытывает затруднения в определенной части задания, на помощь приходят пальчиковые игры и упражнения на фортепиано, разработанные автором. Они призваны помочь ребенку приспособиться к клавиатуре, услышать ее тембровые, динамические, звукоизобразительные, красочные возможности. Эти упражнения являются элементами, "строительным материалом" описанных выше импровизируемых картин и сюжетов.

На уроках также применяются пальчиковые игры из арсенала логопедов и дефектологов, гимнастические упражнения для рук, кистей и пальцев, используемые на занятиях ЛФК. Они призваны не только оказать помощь в овладении определенными видами движения, но и обогатить двигательный опыт на уроке, задействовать иные группы мышц, поскольку игра на фортепиано сопряжена с ограниченным пространственным положением тела и рук при тонкокоординированных движениях пальцев.

Задачи моторного развития детей, имеющих заболевание ДЦП, на уроках фортепиано индивидуализируются в зависимости от степени поражения двигательных функций и направлены на следующее:

  • максимальную разработку двигательных способностей пальцев рук;
  • выработку точных и координированных движений рук и пальцев;
  • ускорение моторных реакций;
  • уменьшение контрактур суставов рук и пальцев;
  • развитие бимануальной координации как временной, так и пространственной.

Конечно же, не обойдены на уроке ни эстетический, ни эмоциональный компоненты. Последнему отводится первостепенная роль. Современные психологи утверждают, что матерью учения является отнюдь не повторение, а эмоциональное подкрепление. Многократный механический повтор может снизить или "убить" интерес и инициативу и в результате сделать весь процесс обучения малоэффективным. Не по этой ли причине многие из вас в свое время бросили занятия в музыкальной школе, а те, кто героически дошел до конца, все последующие годы не открывали крышку фортепиано?

Положительные эмоции, радость и удовлетворение от происходящего творческого процесса поддерживают интерес к занятиям, коррекционный компонент урока проходит для ребенка незаметным.

Для создания на уроке атмосферы эмоционального удовольствия очень важны личностные качества преподавателя: доброжелательность, соучастие, оптимизм, чувство юмора, искренность — все то, что не может быть проявлено формально.

По отношению к ученику в процессе урока преподаватель не может допустить даже намека на неудовольствие от выполняемого задания, наоборот, только поощрение и радость сотворчества. Если ребенок не справляется — значит, требования учителя завышены. У приведенных выше видов работы нет четкой схемы, нет идеального образца выполнения. Все, что делает ребенок на эмоциональном подъеме, есть предел его нынешних возможностей, это его достижения, его победы над своим недугом. Как можно оценить эту работу? Конечно, только на отлично!

Авторская программа по обучению игре на фортепиано детей с заболеванием ДЦП предлагает особый подход и к освоению нотной грамоты. Заболеванию часто сопутствуют нарушение пространственной координации и проблемы со зрением, что приводит к сложности при расшифровке нотных символов и переводу их в звуковой ряд. Для максимального облегчения этого процесса используются крупный шрифт, цветовое оформление, различные способы упрощения двуручного изложения.

По мере взросления ребенка игровой компонент урока убывает, а форма его проведения все более приобретает стандартные формы. Игровые импровизационные задания призваны заинтересовать и стимулировать детей с различными моторно-двигательными нарушениями рук к работе на инструменте, вселить уверенность в свои возможности и в конечном итоге максимально компенсировать и корректировать двигательные дефекты.

Занятия на фортепиано по специальной программе для детей с различными нарушениями моторики рук оказывают весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но и на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка. Следует отметить положительные сдвиги в формировании тонкокоординированных движений рук и пальцев, что отражается на улучшении почерка, развитии навыков самообслуживания, более уверенной работе за компьютером и т. д. Применение методов, предлагаемых в авторской программе, способствует также разработке артикуляционного аппарата и развитию речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной. Работа на клавиатуре и с нотным текстом способствует развитию абстрактного мышления, улучшению пространственной координации, увеличению объема произвольной памяти, что, в свою очередь, влияет на качество учебы по общеобразовательной программе.

Занятия в музыкальной школе — это еще и возможность показать себя на сцене в качестве пианиста, певца хора или солиста-вокалиста. Регулярные выступления помогают детям с ограниченными возможностями избавиться от комплексов, повышают их самооценку, делают более коммуникабельными, открытыми в общении.

Авторская программа по обучению игре на фортепиано детей с нарушениями моторики, а также предлагаемые в ней особые методические приемы могут широко использоваться в практике музыкального обучения и воспитания детей с различными медицинскими диагнозами. Задачи, которые ставит автор, направлены на социализацию детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, адаптацию их в современной жизни и воспитание полноценных и полноправных членов современного общества.

А.А. Фаткуллина,
Детская музыкальная школа № 14, Казань

Статья предоставлена научно-методическим журналом "Физическая культура"

Валерий играет на синтезаторе только левой рукой, поэтому ему нужен был особенный инструмент. Мечту парня осуществил Дима Билан .

18‑летний Валерий – очень разносторонний молодой человек. Он учится на программиста, любит свою будущую профессию, но признается, что большой частью его жизни давно стал вокал – петь он начал едва ли не в младенчестве. Его талант заметил Дима Билан и даже подарил парню синтезатор.

Пережил инсульт

– Я только четыре месяца сюда прихожу, – говорит парень. – Пока близко ни с кем из ребят не подружился, я, если честно, вообще очень скромный, поэтому мне не так уж и просто заводить новые знакомства. Может, поэтому и девушки сейчас у меня нет. Но я по этому поводу не переживаю, мне первая попавшаяся и не нужна, я мечтаю о серьезных чувствах и отношениях, о детях.

У Валерия II бессрочная группа инвалидности.

– Дело в том, что Валера , едва родившись, перенес ишемический инсульт, – рассказывает мама парня. – Страшный диагноз – ДЦП – сыну поставили в 10 месяцев, также у него правосторонняя гемиплегия – вся правая сторона у Валеры практически не функционирует. Правой рукой он делать ничего не может, на правую ногу хромает. Хорошо еще, что сделали операцию на стопе – она была вывернута неестественным образом. Ох, сколько тогда Валера всего пережил, мало того, что в гипсе ходил несколько месяцев, так еще потом около года пришлось специальный аппарат носить.

Мальчик постоянно проходил различные реабилитационные курсы.

– Сыну разные массажи делали, и одно время он активно занимался иппотерапией, – рассказывает Инга Валерьевна. – Но больше всего ему по душе пришлось плавание. У нас в Котельниково в 2011 году открылся бассейн, я его сама научила плавать.

Дело в том, что Инга Валерьевна сама в прошлом достаточно успешная спортсменка. В 80‑е годы прошлого века она входила в сборную Армянской ССР по синхронному плаванию, выступала как в дуэтах, так и в группах, не раз занимала призовые места на различных соревнованиях.

– Полноценным пловцом Валеру назвать сложно, но все движения ногами у него получаются замечательно, и левой рукой он гребет тоже правильно.

Синтезатор от Билана

Но главное увлечение парня все же музыка.

– Да он петь начал раньше, чем говорить, – улыбается Инга Валерьевна. – Я ему колыбельные пела в детстве каждый вечер, он стал подпевать, без слов, естественно, просто мотив воспроизводить. Со временем сам себя стал укачивать, можно сказать!

Валерий несколько лет посещал музыкальную школу, класс вокала.

– Ну и параллельно стал слушать разную музыку, – говорит парень. – Нравились и рок, и рэп, и поп-музыка. Особенно я всегда симпатизировал группе Quееn, а также Диме Билану , Валерию Меладзе и Григорию Лепсу .

Валерию посчастливилось познакомиться с Григорием Лепсом . По словам парня, артист прост и приятен в общении.

С Григорием Лепсом Валерию удалось даже немного пообщаться и сфотографироваться после концерта певца в Волгограде . А вот желаемая встреча с Биланом сорвалась, однако знаменитый исполнитель подарил Валере синтезатор.

Певец Дмитрий Билан лично передать синтезатор не смог, но записал для волгоградца душевное обращение.

Валерий признается, что немного расстроился, что Дима Билан не приехал на передачу.

– Конечно, хотелось пожать ему руку, но понимаю, что он занятой человек. А Лепс такой простой и общительный и очень обаятелен. Мечта теперь – познакомиться с Валерием Меладзе .

Валерий регулярно принимает участие в различных музыкальных конкурсах.

Сейчас парень заканчивает первый курс колледжа.

– Учусь на программиста, я очень хотел продолжить музыкальное образование, но ни во ВГИК, ни в консерваторию меня не взяли из‑за того, что там обязательна хореография, а танцевать я при всем желании никак не смогу. Но все, что связано с компьютером, мне нравится! Уже сейчас пробую потихоньку создавать самостоятельно сайты с играми. А так я не отчаиваюсь, уверен – все у меня будет хорошо. Если и стану программистом, о музыкальном творчестве все равно не забуду никогда. Вокал – уже часть моей жизни.

> Это интересно

Андрей Шитов . Фото из личного архива семьи Гамбарашвили

В Петербурге живёт человек без речи, а при рождении ему поставили диагноз ДЦП. Но к своим 20-ти годам он уже успел выступить в ООН, написать программу — синтезатор речи и собрать трайк, на котором он путешествует по всему городу. Репортаж Павла Никифорова.

Это Иван Бакаидов. Или как его уже прозвали в Петербурге — гик с ДЦП. Ему 20 лет и он не может говорить. Точнее, до недавнего времени не мог, пока не написал программу — синтезатор речи. Впрочем, чего это я? Иван может о себе и сам рассказать.

— Так получилось, что у меня церебральный паралич. В России принято называть его детским церебральным параличом. Но это неверное, так как мне исполнилось 18 лет, а болезнь никуда не уходит, и дизартрия. Из-за первого все мои мышцы непроизвольно сокращаются. Стоит заметить, что это довольно весело: хочешь почесать нос, а попадаешь в глаз.

Мозг Ивана постоянно посылает непроизвольные сигналы в мышцы и это невозможно контролировать. Но через ежедневные занятия и борьбу сначала Иван встал на ноги и смог себя самостоятельно обслуживать, а позже даже собрал трёхколесный велосипед, на котором свободно перемещается по Петербургу. Мы встречаемся с Иваном у его дома вместе с нашим коллегой-журналистом Юрой Кузнецовым. Они большие с Ваней друзья. И чуть ли не единственные на весь город инвалиды-колясочники, которые активно передвигается на собственном, альтернативном транспорте.

— Коллега, привет! Ты на своём, а я на своём. Пожалуй, у тебя будет понадёжнее. Мой хороший, но хрупкий. Давай, я за тобой.

Едем с Иваном и Юрой через дворы на старенький футбольный стадион. Ну, вернее они едут, а мы со съёмочной группой пытаемся бегом успеть за ними. Два настоящих футбольных фаната, которые не пропустили ни одного матча в родном Петербурге на домашнем Чемпионате мира. Да и сами они порой ведут себя, как самые настоящие спортсмены.

Иван сам выбрал для съемки именно футбольный стадион, потому что, как сам говорит, до сих пор не может отойти от того безумного летнего месяца. Посмотрите на этого парня, которому только что бразильцы подарили футболку своей сборной! Или вот на это счастливое лицо…

Сейчас это одна из главных целей Ивана — съехать от родителей в собственную квартиру и начать жить абсолютно самостоятельно. К 20 годам стало абсолютно ясно, что Ивану дано очень многое. Он даже успел выступить на саммите ООН в Стамбуле перед генсеком.

Но из-за неправильной оценки его интеллекта в детстве этого ничего могло бы и не быть. Иван не мог произнести ни слова, и разглядеть его ум сразу было не так-то просто.

Иногда, чтобы изменить собственную жизнь, необходимо дать один единственный правильный ответ. А чтобы изменить жизнь сотен и тысяч, нужно не только написать программу, но и распространить её среди тех, кто нуждается в синтезаторе речи.

Это Иван Бакаидов. Ему двадцать лет. Капитан сборной по бочча. Гик. Он написал программу-синтезатор речи, для тех, кто не может говорить самостоятельно. И чтобы быстро передвигаться по городу, он собрал собственный трайк.


Ивану Бакаидову почти 20 лет, и у него ДЦП. Он мычит, с трудом ходит, у него дергаются руки и текут слюни. Среднестатистический российский человек при встрече с ним, скорее всего, испугается, начнет озираться в поисках его родителей и вряд ли решит обсудить с ним компьютерные технологии или умные книги. У Ивана есть несколько десятков спортивных медалей, он лихо разъезжает по родному Санкт-Петербургу на лежачем велосипеде, и ему доводилось выступать в ООН. В десять лет он уже программировал — мог заставить ползать нарисованную черепашку. А через несколько лет создал приложение, с помощью которого люди без речи могут общаться.

"Я часто мыслю не так, как другие люди"

"Должен вас предупредить. Когда мы войдем в квартиру, будет неловкая немая пауза, пока я не возьму коммуникатор. Я пока не придумал, что с ней делать", — пишет мне Иван в мессенджере.

На то, чтобы начать разговор, уходит пара минут: он включает ноутбук, набирает текст, и динамик заговаривает со мной густым мужским голосом. "Это Юра, автоматический голос Apple, — говорит Иван. — Юра дурак. Он не туда ставит ударения и вообще "лёд зепéллин". Так "Юра" произносит название любимой группы Ивана — Led Zeppelin. С ударениями у него и впрямь проблемы, да и с интонациями беда — паузы он ставит так, что понять его непросто. Беседуя с Иваном, мы подолгу молчим: я задаю вопрос, он пару минут набирает ответ, и "Юра" быстро его озвучивает. И все-таки это общение, пусть неидеальное и не всегда удобное. Приложение работает и на телефоне, но Иван обычно носит ноутбук: "Я вечно таскаю с собой 100 000 рублей — это приучает к внимательности".


Иван дома один, родители на даче. В одиночестве ему явно неплохо: "Утро началось с того, что я включил песню Джима Моррисона". Он сам передвигается по квартире и может сварить себе макароны, но вопрос, как же его мама одного оставила, возникает непроизвольно. "Мы вообще какие-то диссиденты, — говорит Иван. — У меня в семье всегда так было".

Себя Иван называет панком и гиком: "Я часто мыслю не так, как другие люди". Когда у его родителей родился ребенок с ДЦП, они решили: не надо пытаться поставить его на ноги и учить говорить любой ценой. Важнее обустроить жизнь так, чтобы она была комфортной. Этому учили в Институте раннего вмешательства, где Иван проходил реабилитацию. А "сэкономленные" силы ушли в развитие ума.

В четыре года Иван начал осваивать автокад — это программа для черчения и проектирования, ее используют в машиностроении и архитектуре. Но когда пришло время идти в школу, к "обычным" ученикам мальчика не взяли. И даже в "Динамике" — школе для ребят с ДЦП — его поначалу отправили в класс детей с нарушениями интеллекта. Там он учился, пока не выяснилось, что "отсталый" мальчик в начальной школе знает, что такое отрицательные числа. Тогда Ивана перевели.


Сейчас Иван заканчивает 11-й класс, поступать в университет пока не собирается: "Однообразненько". У него много других дел — он, как написано на его личном сайте, "меняет систему". Завоевывает медали в бочча — это игра с мячами, похожая на керлинг. Несколько лет назад выступал на Всемирном гуманитарном саммите ООН, правда, говорит, там было очень скучно. И показывает всем, что люди с ДЦП могут жить обычной жизнью. Порой это приходится объяснять даже друзьям.

"Утекать не хочется"

В школе Иван познакомился с Линой — девочкой, которая из-за болезни могла только кивать головой. Ей было девять, ему — 13. "Это было такое чудо. Она была рада видеть меня в школе, угорала над моими шутками. Говорить не можешь, двигаться не можешь — что остается делать? Угорать".

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.