Азбука для детей с дцп

Зачем нам нужен эрготерапевт

Прививки детям: за и против

Прививки детям. Споры о целесообразности массовой вакцинации подрастающего поколения ведутся на протяжении более 20 лет. Мнение сторонников и противников.

Все Саши, Маши, Кости – должны заговорить

Логопедическая работа с детьми с дцп — залог практического освоения речи, как основного средства общения, должна быть своевременной, комплексной и слаженной.

Врожденные автоматические рефлексы новорожденного

Врожденные рефлексы — это рефлексы с которыми ребенок рождается. В норме они угасают на 2-4 месяце, на их основе формируются установочные. При ДЦП этого не происходит.

Глютен — яд для мозга, миф или реальность

Глютен польза и вред. Продукты содержащие глютен. Безглютеновая диета.

Причина ДЦП — внутриутробные инфекции

Внутриутробные инфекции (ВУИ) — токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, герпес, микоплазма, сифилис, гепатиты, стрептококки, кандида. TORCH синдром.

Чудесный В12 или цианокобаламин

В12 или цианокобаламин – жизненно-важный витамин. За его открытие была присуждена Нобелевская премия. Участвует в формировании нервных волокон.

Токсические поражения головного мозга могут стать причиной ДЦП

Токсические поражения головного мозга новорожденного. Причины, симптомы, диагностика и лечение. Токсическая энцефалопатия. Возможные последствия.

Тибиальный синдром в клинической картине ДЦП

Тибиальный синдром в клинике детского церебрального паралича. Причины возникновения тибиального синдрома, классификация поражения и методы коррекции.

Судорожный синдром у детей

Спастический тетрапарез

Сопровождаемое проживание

Сопровождаемое проживание, это возможность для "особых" людей жить в комфортных домашних условиях, полноценно трудиться, интегрироваться в общество и без страха смотреть в завтрашний день.

Сочетание витаминов или пейте витамины правильно

Для положительного эффекта витамины и минералы важно сочетать между собой. Какое же сочетание витаминов будет правильным?

Симптоматическая эпилепсия у детей – просто о сложном

Эпилепсия встречается примерно у 0,5-0,8% детей. А вот эпиподобные приступы встречаются в разы чаще. Симптоматическая эпилепсия у детей тема сегодняшнего разговора.

Родовая травма — одна из возможных причин ДЦП

Еще в средине 19 века Джон Литтл, который первым начал изучать ДЦП, предположил, что основной причиной является родовая травма и кислородное голодание мозга.

Период адаптации родителей особенных детей

Период адаптации родителей особого ребенка к жизни в новых условиях делится на части: шок, эмоциональный кризис (депрессия), принятие ситуации. Как пройти.

Комплексный подход в реабилитации ДЦП

Для того что бы достичь больших результатов в преодолении ДЦП, реабилитация детей с ДЦП должна носить систематический и комплексный характер.

Развитие речи: норма и задержка

Развитие речи – сугубо индивидуальный процесс, однако существуют нормы речевого развития детей. В соответствии с возрастом ребенок должен обладать определенными речевыми навыками.

Псевдобульбарный синдром — что делать

Псевдобульбарный синдром при детском церебральном параличе. Клиническая картина. Оральные автоматические рефлексы. Что делать?

Профилактика внутриутробной гипоксии плода

Лучшая профилактика внутриутробной гипоксии плода это свежий воздух, правильное дыхание, полноценный сон и питание.

Причины ДЦП и кто виноват

Основные причины ДЦП и их перечень. История изучения ДЦП от Джона Литтла и Зигмунда Фрейда до наших дней. Заболевания спутники ДЦП.

Повышенная нервно рефлекторная возбудимость у младенцев

Повышенная нервно рефлекторная возбудимость. О ней и пойдет речь в сегодняшней статье. А также о симптомах, причинах, последствиях и способах преодоления.

Польза лимона и полезные советы

Польза лимона. Лимон — высокоактивное биологическое вещество с уникальным составом и лечебными свойствами.В лимоне полезно все от мякоти до цедры.

Питание детей с ДЦП. Ода селену (Se)

Селен (Se) – микроэлемент, незаменимый спутник человека. (Selenium лат.) В переводе с греческого Селен – Луна. Польза селена для человека огромна.

Как одеть ребенка с ДЦП?

Одежда для ребенка с ДЦП — это, прежде всего, способ самовыражения. Поэтому будет ошибкой недооценивать её роль и одевать ребенка во что попало.

О пользе меда

В чем польза меда? Коротко о главном. Всего одна ложка меда содержит около 300 полезных компонентов. А съеденная натощак особенно полезна.

Нейроны и их миграция в мозге новорожденного

Нейроны. Возможно,нарушение процесса миграции нейронов и их интеграции кроются причины таких заболеваний как эпилепсия, аутизм, ДЦП.

Нейроны головного мозга — рождение и жизнь

Нейроны головного мозга. История открытия нейрона. Строение нейрона. Рождение нейрона, миграция, его функции и механизм действия. Отчего гибнут нейроны.

Недоношенный ребенок

Недоношенный ребенок — это ребенок рожденный на сроке до 37 недель беременности. Вес ребенка определяет степень недоношенности.

Что делать, если у ребенка нарушена речь

Нарушение речи у детей с ДЦП – явление распространенное, имеющее конкретные особенности, в большинстве случаев выражено в форме псевдобульбарной дизартрии.

Можно ли вылечить ДЦП полностью

Можно ли вылечить ДЦП полностью – один из основных вопросов, который волнует, как самого обладателя этого диагноза, так и его близких. Однозначного ответа нет.

Можно ли определить ДЦП во время беременности

В вопросе, можно ли определить ДЦП во время беременности, ответ однозначен – это практически невозможно. А вот патологии, как возможную причину ДЦП — можно.

Польза и вред молока

Гарвардская Медицинская школа исключила молоко из числа полезных продуктов. Вред молока заключается в содержащемся в нем специфическом белке – казеине.

Тонические рефлексы

Как мы уже говорили в предыдущих статьях, ДЦП – это территория не угасших врожденных рефлексов. Особенно патологичны тонические рефлексы. Как их распознать?

Логопедический массаж для детей — решение проблем с речью

Логопедический массаж для детей с детским церебральным параличом имеет важное значение. Он стимулирует развитие речевоспроизводящего аппарата. Приводит в норму тонус артикуляционных мышц.

Лецитин в питании ребенка с ДЦП

Лецитин в питании ребенка с ДЦП. Лецитин — необходимый элемент для формирования и функционирования нервной системы ребенка. Соевый или подсолнечный?

Лечебные ванны для детей

Лечебные ванны незаменимый помощник в реабилитации ДЦП. Легко применять в домашней реабилитации, стоит только знать некоторые особенности проведения ванн и не забыть проконсультироваться со специалистом.

Кускус с овощами или кулинария цейтнота

Кускус с овощами. Мои основные принципы – небольшие временные затраты на приготовление, доступность ингредиентов и полезность конечного продукта.


Дорогие мамочки, чьи детки – особенные! Вы – необыкновенные женщины! Хочется сказать вам всем большое спасибо за ваши нечеловеческие усилия и ваши огромные любящие сердца! То, что делаете вы – это настоящий подвиг любви, терпения и упорства. Мы искренне желаем вам сил, здоровья, еще больше терпения, веры в ваших деток, еще больше любви в ваших семьях!

Нам очень захотелось вам как-то помочь, и мы составили подборки развивающих игр для деток с ДЦП, аутизмом и синдромом Дауна. Если это принесет вам какую-то пользу, мы будем очень счастливы!

Развивающие игры для детей с ДЦП

Как и остальные, особенные детки больше интереса проявляют к занятиям в игровой форме. Игры могут быть подвижные, развивающие, дидактические, ролевые. Специалисты для лечения и реабилитации деток используют и развивающие, и обычные игрушки, которые помогут малышам справиться с их недугом.

  1. подбирают игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
  2. во время занятий учитываются состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем ли настроении;
  3. во время игры позволяют ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваются в познавательный процесс, если это не нужно малышу;
  4. задания дают простые, используя короткие высказывания.

Главное - поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.

  1. Артикуляционная гимнастика

В совокупности с массажем мышц лица она очень помогает в развитии речи ребенка.

Выполнен их приятного на ощупь ПВХ. На пяти гранях находятся подвижные элементы: джойстик, тумблер, колесики, кнопки, вращающийся диск.

3. Звучащие и музыкальные игрушки

Барабаны, металлофон, бубен. Такие игрушки помогают в развитии координации движений и восприятии слуха.

5. Тактильные игры

Это могут быть мячики, шарики и другие игры наподобие Сенсорного Куба. Главное, чтобы малыш чувствовал пальчиками разнообразные текстуры.

7. Пирамидки

Такую игру можно сделать самим, используя изображения разных предметов и сами предметы: мяч, расческа, зеркало, карандаш и т.д.

Они могут состоять из 2-3 частей (можно постепенно увеличивать количество деталей).

Лучше использовать простые, с крупными деталями и шнурком, заканчивающимся палочкой.

Малыш учиться строить из них башенки, выкладывать дорожки узкие и широкие, короткие и длинные.

Они содержат множество элементов для вращения, захвата, перемещения, развивающих моторику и ловкость пальчиков.

Прекрасно развивают мелкую моторику.


Хороший вариант такой игры сейчас есть в кубиках.

18. Игрушки из фетра

Это прекрасные игры, стимулирующие тактильные ощущения и развивающие мелкую моторику. Фетровые игры бывают на самые разные темы, благодаря этому малыша можно познакомить с цветами, временами года и счетом.

19. Магнитные игры

Вариант игры для изучения и запоминания не только основных цветов, но и оттенков. Сортируя гномиков, малыш разрабатывает пальчики и развивает захват.

Прекрасная игра на формирование логического мышления и мелкой моторики. Малышу нужно рассмотреть предложенные предметы и назвать, какой из них оказался лишним в логическом ряду.



Знакомят малыша с геометрическими формами, цветами, развивают мелкую моторику и помогают научиться логически мыслить.

Можно прицеплять на край коробки, палочку или картинки, дополняя их.

Хорошие помощники в речевом развитии. Вначале они обогащают пассивный словарь малыша, а затем помогают в развитии зрительной памяти.

26. Фотографии родных

Пособие, которое несложно сделать самим. Показывайте малышу фотографии людей, которых он часто видит: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, его самого и даже домашних питомцев. Детки любят разглядывать фотографии, попросите малыша называть всех, кого он видит.

28. Раскрашиваем воду


29. Игры с водой

30. Закручивать, откручивать крышки разных емкостей (бутылки, банки).

31. Одевать крупных кукол, пупсиков

Это не только для развития координации, но и для первых ролевых игр, когда ребенок учится заботиться о пупсике.


32. Настенные плакаты

На актуальные для возраста малыша темы.

Создайте комплект игр, подходящих именно вашему малышу. А регулярные занятия позволят развить двигательные функции, выработать ловкость, гибкость, подвижность рук, умение управлять своими движениями, научит концентрировать внимание, зрение и слух.

Развивающие игры для детей с синдромом Дауна

Выберите для своего малыша игры, занятия, которые наилучшим образом соответствуют возрасту и уровню развития. После игры обязательно вознаградите его усилия похвалой и объятиями.

  1. Шнуровки


3. Игры с молотком

Ударяя по предметам игрушечным молотком, ребенок развивает точность движений рук, приобретает стабильность корпуса и плеч. Существуют разные игрушки подобного типа: музыкальные, конструкторы, стучалки.

Развивает ловкость, развитие моторики, запястья.

  1. Протирайте тканью с различными текстурами подошву ног и ладони рук малыша. Начните с комфортных и переносимых ощущений, медленно вводите другие.
  2. Работа с тестом, пластилином. На первом этапе тесто можно мять, раскатывать, тыкать пальчиком. Затем в кусок теста или пластилина можно вдавливать палочки или какие-нибудь макаронные изделия (ежик), пуговицы (глазки, цветы).
  3. Рисование пальцами. Можно рисовать пальчиками в специальных раскрасках. Очень нравятся детям делать отпечаток своей ладошки или ножки. Вы можете вместе с ребенком рисовать пальчиком по рассыпанной манной крупе, разлитому на подносе йогурту или кремом для бритья. Можно нарисовать что–либо мелом на доске и попросить ребенка стереть это пальчиками.

Опытные педагоги знают, что простые упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных и пластмассовых массажеров, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами помогают нормализовать напряжение рук, снимают умственную усталость.




Для усвоения порядкового счёта нужно производить арифметические действия с применением наглядных средств – кружочков, палочек.

Для подготовки руки ребенка к письму очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.

Для начала можно предложить ребенку выполнить несложный рисунок с использованием трафарета.

Когда малыш сделал несколько удачных попыток обвести фигурку внутри контура, можно предложить ему заштриховать или раскрасить ее. После работы с трафаретом ребенок будет более уверенно штриховать фигуры без трафарета, так как он научится контролировать размах руки, направление и длину штриха.


  1. Ходилки
  2. Лото
  3. Домино

Развивающие игры для детей с аутизмом

Поэтому родители стараются подбирать разнообразные развивающие материалы:

Совушкина лавка – магазин развивающих игрушек

ИП Головницкий Андрей Викторович,
г. Волгоград, ИНН 344605999501


В прошлый раз мы говорили о методах коррекции церебрального паралича у детей. Одним из них являются регулярные логопедические занятия для детей с ДЦП, которые помогают улучшить речевые навыки. Они начинаются с 3-х лет, когда можно реально оценить степень нарушений, определить основные дефекты.


Почему возникают проблемы с речью при ДЦП

Логопедическая помощь детям с ДЦП – важная часть реабилитации заболевания. Но работа логопеда-дефектолога требует особенного подхода, который зависит от причины патологии. Она может быть врожденной или приобретенной:

• внутриутробные аномалии развития долей головного мозга, отвечающих за речь и мышление человека;
• гипоксия плода, при которой страдают нейроны и клетки мозгового вещества;
• родовые травмы с повреждением мозга при удушье.

Особенности коррекционно-логопедической работы при ДЦП напрямую зависят от формы болезни. Наиболее тяжелые нарушения встречаются при эмбриональных нарушениях.

Поэтому работа проводится в тесном сотрудничестве психолога, невропатолога и сурдолога. Каждый из врачей помогает подобрать эффективные препараты и методики.


Основные направления работы логопеда


Для построения правильного плана лечения необходима логопедическая характеристика на ребенка с ДЦП. Она включает в себя полную информацию о диагнозе и причинах. Чаще всего диагностируется дизартрия, связанная с патологиями подкорковых областей головного мозга. Проблема характеризуется следующими признаками:

• речь нечеткая и невнятная;
• обильное выделение слюны;
• проблемы с пережевыванием и глотанием еды;
• повышенный тонус языка.

Для определения всех проблем обязательно проводится логопедическое обследование при ДЦП. Кроме традиционного визуального осмотра и ряда тестов в тяжелых случаях предусмотрено МРТ мозга, энцефалограмма. Сурдолог проверяет особенности слуха.


Направления работы логопеда-дефектолога при ДЦП
Логопедические занятия для детей с ДЦП, которые относятся к категории неговорящих, включают в себя следующие направления:

• нормализация мышечного тонуса;
• развитие мелкой моторики;
• выработка способности концентрировать внимание и слух;
• восстановление зрительной фиксации в одной точке.

Хороший эффект дает логопедический массаж мышц лица при ДЦП. В зависимости от диагноза он может быть точечным, зондовым или рефлекторным, проводится с помощью пальцев или специального прибора.

Это стимулирует природную артикуляцию, расслабляет мышцы щеки подбородка, укрепляет ослабленные участки. Для улучшения моторики используется методика сенсорного обследования предметов рукой, которая пострадала от пареза.


В большинстве случаев на начальном этапе рекомендуется несколько курсов классического логопедического массажа для детей с ДЦП, подготавливающего мышцы речевого аппарата. На второй стадии включается активная или пассивная артикуляционная гимнастика, в которой задействованы губы, язык и щеки ребенка.

После нескольких месяцев изнурительных занятий малыш начинает осваивать простейшие движения: улыбается, высовывает язык, дует через губы, сложенные трубочкой.


Особенности логопедической работы при тяжелой форме ДЦП связаны с необходимостью налаживать контакт с маленьким пациентом. Без доверия практически невозможно заставить малыша выполнять простые упражнения, мотивировать его на новые успехи.

Большое значение имеет взаимодействие и помощь родителей. В домашних условиях они должны продолжать упражнения, выполнять все предписания врачей.

Светлана Иванищева
Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом

Иванищева Светлана Владимировна

учитель-дефектолог МДОУ детский сад комбинированного вида № 79

Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков

у детей с детским церебральным параличом

Как известно, при детском церебральном параличе (далее ДЦП) основное нарушение - это двигательное. Дети с ДЦП испытывают огромные трудности при овладении письменной речью. Практика показывает, как важно в процессе обучения сформировать у детей навыки правильного письма. Ведь именно недостаточный уровень технических навыков письма является одной из основных причин неуспешности детей в учебной деятельности. Овладение письменной речью обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Нарушение деятельности какой-либо из систем, либо их взаимодействия приводит к невозможности полноценного усвоения ребёнком письменной речи.

В связи с двигательной патологией, нарушениями зрения, недостаточным развитием пространственных представлений большинство детей находятся на самом низком уровне владения основными приемами графической деятельности. При детском церебральном параличе часто отсутствуют или искажаются именно те предпосылки, которые создают условия выполнения ребёнком произвольных движений и целенаправленных действий, в том числе письма. Это вызвано патологическими изменениями тонуса и ослабленностью мышц, снижением проприоцептивной чувствительности, недостаточным развитием осязания.

При церебральной патологии у детей отмечаются синкинезии (содружественные движения, непроизвольно сопровождающие основное) и часто патологические синергизмы (стереотипные комбинации движений, которые, мешая развитию точности действий, трудно преодолеваются. Наиболее трудно детям с церебральными параличами бывает изолировать тонкие движения пальцев рук и отдифференцировать сгибания в отдельных суставах, что так необходимо для письма. Поэтому необходима коррекционная работа, цель которой - сформировать моторную и психологическую базу для овладения навыками письма.При этом решаются следующие задачи:

• нормализация мышечного тонуса или уменьшение гиперкинезов в пишущей руке;

• формирование умения выделять и выполнять по возможности правильно, с большой амплитудой движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах пишущей руки;

• научить детей воспроизведению изолированных движений одной и другой рукой, подавляя патологические рефлексы;

• обучать дифференцированному захвату различных предметов;

• формирование правильного захвата и удержания ручки;

• формирование пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги.

Для нормализации мышечного тонуса используются приёмы:

1. контрастные ванночки, которые улучшают кровоснабжение, способствуют снятию мышечного тонуса, создают условия для дальнейшей манипуляции рук;

2. работа с глиной, тестом способствует нормализации мышечного тонуса и развитию ручной деятельности, т. е. способствует преодолению основных нарушений у детей с церебральным параличом;

3. использование наждачной бумаги как дополнительный тактильный раздражитель для упроченного закрепления следовых образов.

Для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста весьма эффективен игровой метод обучения. Игра для развития функции рук может выглядеть как имитационные движения, как элементы танцевальных движений, где ритмичность движений также имеет большое корригирующее значение. Для развитиядвижений рук используют имитационные движения:

Далее становится приоритетным направлением работа по развитию функциональных возможностей кистей рук. Детям с церебральным параличом наиболее трудно бывает выполнять изолированные тонкие движения пальцев рук и отдифференцировать сгибания в отдельных суставах, что так необходимо для письма. Преодоление синкенезий, патологических синергизмов, гиперкинезов чрезвычайно важно на подготовительном этапе, как для формирования двигательного навыка письма, так и для преодоления дефектов двигательной сферы в целом, характерных для ДЦП.

Тренировать изолированность движений рук можно в следующих упражнениях:

- разглаживание листа бумаги ладонью правой руки, придерживая лист левой, и наоборот;

- руки полусогнуты, опора на локти — встряхивание по очереди кистями;

- поочередная смена положений кистей, правой и левой (согнуть - разогнуть, повернуть ладонью к лицу - к столу);

- фиксирование левой рукой правого запястья - поглаживание ладонью правой руки, постукивание ладонью по столу и т. п.

Одновременно проводится работа и по развитиюдвижений пальцев рук:

Наряду с перечисленными упражнениями на развитие моторики ребёнка для обучения письму важно формировать или развивать произвольное отведение и приведение пальцев рук, особенно пишущей руки:

- сжать - выпрямить пальцы руки,

- согнуть пальцы одновременно и поочередно;

- постучать каждым пальцем по столу под счет "один, один-два, один - два - три";

- прокатывать, вращать карандаш между первым и вторым, первым и третьим; первым, вторым и третьим; первым, вторым, третьими четвёртым; первым, вторым, третьим, четвёртым и пятым пальцами ведущей руки;

Параллельно с вышеописанными приёмами работы необходимо обучение детей элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики, оказывает положительное влияние на нормализацию мышечного тонуса, способствует развитию произвольности движений рук у детей.

Для тренировки точности используются упражнения на помещение мелких предметов (бусин, фасоли, камешков) в сосуд с узким горлом. Применение для этой работы мелких предметов разных цветов или размеров необходимо для того, чтобы ребёнок дифференцированно размещал предметы и прослеживал соответствующие движения руки, а также учился пересекать среднюю линию тела, получал тактильные и слуховые ощущения.

Для развития мелкой моторики рук полезно раскручивать и закручивать крышки, складывать разборные игрушки, нанизывать бусы, выкладывать узоры из мозаики, сматывать и разматывать клубки ниток, застёгивать пуговицы, шнуровать, пользоваться всеми видами бытовых выключателей.

Для обучения правильному способу удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального способаудержания ручки необходимо последовательное выполнение серии заданий:

- принять позу руки и пальцев, имитирующую удерживание ручки и зафиксировать на некоторое время вместе с карандашом резинкой. Некоторое время рука должна оставаться в таком положении для лучшего запоминания позы пальцев. Используется и пассивный метод, когда правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, который рукой ребёнка проводит с ним линии или иные фигуры;

- вкладывать ручку левой рукой в правую, лежащую на парте в соответствующем положении;

- брать правой рукой одним движением ручку, лежащую на парте и принимать положение для письма;

- расслаблять и напрягать пальцы, не выпуская ручки и сохраняя правильную позицию пальцев;

- сгибая и разгибая пальцы, передвигать их по ручке к верхнему и нижнему краю;

- выполнить несколько движений пишущей рукой и после каждого принимать правильную позу для письма;

- поставить несколько точек на листе бумаги, выполняя движения пальцами, не сдвигая руки, не напрягаясь.

Даже после длительного обучения не у всех детей формируется правильный захват карандаша. При наиболее тяжёлых формах ДЦП достаточно научить ребёнка удерживать карандаш способом, который он выбрал сам как способ приспособления в связи со своим двигательным дефектом.

Особое внимание необходимо уделить формированию пространственного восприятия. У детей с церебральными параличами формирование пространственного восприятия задерживается в связи с выраженными затруднениями манипулятивной деятельности, расстройствами речи и поздним овладением навыками передвижения. Нарушение пространственных представлений у детей с ДЦП затрудняют ориентировку на листе, строчке, клетке, а также перевод временной последовательности звучащих фонем в линейную последовательность графем. Чтобы ребёнок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить графический образ буквы, из каких элементов она состоит, в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве и как расположены относительно рабочей строки.

В связи с этим коррекционная работа с детьми должна проводиться по всем направлениям развитияпространственного восприятия: по ориентировке в удалённости предметов, по усвоению пространственных признаков предметов, по осмыслению пространственных отношений предметов и изображений и т. д. При этом необходимо использовать игры, направленные на развитиеконструктивной деятельности: складывание разрезных картинок, выкладывание фигур из палочек.

Для развития зрительно-моторной координации необходима фиксация взора на манипулятивной деятельности - сначала пассивная с помощью педагога, а затем активная по словесной инструкции. Это способствует не только формированию координированных движений, но и развитию зрительно-двигательной координации.

Только затем переходят к письму карандашом, потом ручкой от опорной точки сначала в альбомах без разлиновки, затем в разделённых частях листа, позже в тетради. Рисование карандашом позволяет точнее отработать навык проведения линий, так как предполагает большее усилие и точность при проведении.

На следующем этапе работы осуществляется коррекция графических навыков. Последовательность заданий строится в соответствии с закономерностями формирования графического навыка письма как двигательного акта. Сначала детейучат проводить прямые линии: вертикальные, горизонтальные и наклонные. При этом на начальных этапах работы левый верхний угол листа маркируется. Когда дети привыкнут начинать графическое движение от левой стороны, маркер убирается. В игровой ситуации эта линия может представлять собой какая-либо дорожка, также как и вертикальная - продолжение какого-либо рисунка (стебель для цветка, ниточка для шарика и т. д.).

Коррекция точности направления движения осуществляется и в ходе выполнения заданий на проведение наклонных линий, штриховании в заданном направлении и раскрашивании в соответствии с формой фигуры (для круга - круговые движения, для квадрата - прямые линии, для треугольника - наклонные). Задания на штриховку требуют соблюдения жёстких правил: штриховать в заданном направлении, не заходить за контур, соблюдать равное расстояние между линиями. Сначала для штриховки используют геометрические фигуры, затем эти геометрические фигуры объединяются в схематичное изображение какого-либо предмета (самолёт, поезд и т. д.).

Для коррекции недостатков функции переключения движения, нарушения ритмичности и направленности движения детей учат изображать ломаные линии. При этом требуется обвести ломаную выше или ниже уже изображенной линии, затем - проведение ломаной по опорным точкам. Начинать надо с более крупного изображения, а завершать размером, адекватным размеру буквы.

Ознакомление со способом выполнения геометрических фигур начинают, попарно соединяя точки, образующие верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем левую и правую стороны. Также, соединяя точки, можно построить треугольник и окружность. Узоры могут быть различной конфигурации и усложняться по мере освоения более простых элементов, при этом можно использовать рисование с помощью трафарета. Использование трафарета позволяет ребёнку сначала с помощью, а затем самостоятельно воспринять правильное движение руки для рисования той или иной формы и запоминания этого движения.

Первоначально работа проводится в альбоме, разлинованном на строчки высотой 20–25 мм. Чем крупнее письмо, тем меньше относительная разница между движениями кончика пера и движениями самой руки. По мере освоения двигательного навыка ребёнок выучивается переносить на кончик карандаша сначала зрительные, а потом проприоцептивные коррекции, приобретая умение автоматически обеспечить кончику карандаша любую требуемую траекторию. Благодаря этому, постепенно уменьшается величина выписываемых букв и совершается освоение письма по линейке.

Одно из ответственных направлений в работе - формирование навыков написания элементов школьного письма в тетради. Основной задачей каждого задания является выполнение главного условия - не выйти за пределы рабочей строки, т. е. соотнесение своего движения со зрительно воспринимаемым полем действия, выполнение движения внутри его. На первых этапах работы рабочую строку можно прорисовывать дополнительно и писать карандашом.

Используется серия заданий, направленных на фиксирование строки и работу внутри её:

- закрашивание строки и штриховка с разным наклоном в пределах её границ;

- обводка контура рабочей строки;

- вписывание в строку геометрических фигур и их штриховка в разных направлениях;

- написание прямых и наклонных линий в пределах границ строки — по заранее намеченным точкам и самостоятельно;

- написание буквенных элементов в строке;

- написание буквенных элементов с выходом в межстрочное пространство.

Следующий этап работы направлен на формирование буквенного анализа и синтеза. На этапе знакомства с буквой проводится работа по развитию зрительного расчленения графических изображений и букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между графическими изображениями и буквами. Ребёнку предлагают следующие задания:

- называние букв, перечёркнутых дополнительными линиями:

- определение буквы в неправильном положении:

- выделение букв,наложенных друг на друга:

- конструирование печатных и рукописных букв из элементов;

- реконструирование букв (добавление, уменьшение количества элементов букв, изменение пространственного расположения элементов).

Необходимо отметить, что при проведении данной работы необходимо учитывать форму ДЦП, т. к. при разных формах данного заболевания требуются разные по сложности выполнения игры, задания и упражнения.

В заключении хочется сказать, что трудности формирования графомоторных навыков у детей с ДЦП отмечаются специалистами разного профиля, это неоспоримый факт. Пропедевтический период является значимым условием предупреждения нарушений письменной речи у детей с церебральным параличом. Большинство приёмов развития манипулятивной функции, формирования графических навыков, повышения двигательной активности дополняют традиционные технологии обучения и одновременно решают задачи здоровьесбережения.

Конспект ОД по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Путешествие в сказку. Цель: Развитие графомоторных навыков через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.

Конспект занятия по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Конспект по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Выполнила воспитатель: Куужела Надежда Геннадьевна.

Особенности методики М. Монтессори обучения письму и чтению Сегодня есть множество эффективных способов обучения детей чтению. Но в отличие от других методик, в методике М. Монтессори, чтение и письмо.

Особенности методики М. Монтессори обучения письму и чтению Сегодня есть множество эффективных способов обучения детей чтению. Но в отличие от других методик, в методике М. Монтессори, чтение и письмо.

Особенности обучения в разновозрастной группе. В нашем детском саду функционирует одна разновозрастная группа. Воспитываются дети смежных возрастов - с четырех до семи лет (до выпуска.

Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дети с нарушениями речи составляют особую категорию детей с особыми предпосылками к обучению грамоте. Сегодня общепризнанным является то,.

Развитие речи с элементами обучения грамоте. Среди многих важных задач воспитания и непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду развития.

Особенности обучения детей дошкольного возраста план 1. Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений 2. Общая характеристика учебной деятельности а. Структура.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.