Состояние артикуляционного аппарата у детей с дцп

У большинства детей голос слабый, немодулированный, иссякающий, в ряде случаев отмечается асинхронность голоса, дыхания и артикуляции. Мимика у большинства детей вялая, невыразительная.

Все перечисленные выше отклонения отражаются на процессе вскармливания ребенка: дети не могут сосать грудь матери, плохо сосут из бутылочки, захлебываются, давятся. У них отмечаются постоянные поперхивания во время еды, молоко подтекает из углов губ, вытекает из носа. В первые недели жизни некоторых детей кормят через зонд. В менее тяжелых случаях патология артикуляционного аппарата проявляется в треморе подбородка и языка, вялости губной мускулатуры, слабости сосательных движений. У этих детей звуки гуления появляются в возрасте до пяти месяцев, а крик их выразительный и служит средством общения с окружающими.

В возрасте от 5 месяцев до одного года нарастает выраженность патологических проявлений в артикуляционном аппарате. Прежде всего, усиливается псевдобульбарная симптоматика, проявляющаяся в нарушении сосания, дыхания и крика, поперхиваниях во время еды. Голос у детей монотонный, истощаемый, лишенный интонационной выразительности. В этом возрасте заметнее становятся нарушения дыхания: оно неглубокое, аритмичное, встречаются явления стридора. У всех детей нарущен мышечный тонус всего артикуляционного аппарата, что проявляется в паретичности, спастичности, дистонии, треморе языка. У части детей выражены гиперкинезы языка, асимметрия лица, сглаженность одной или обеих носогубных складок, опущение одного из углов рта или перекос рта в здоровую сторону при улыбке, плаче. Форма языка у многих детей патологическая без выраженного кончика, язык утолщенный, занимающий всю ротовую полость, что объясняется патологическим распределением тонуса в мышцах языка.

Подвижность языка и губ у всех детей значительно ограничена. Гиперсаливация у детей в этом возрасте встречается редко, и имеет место, когда ребенок находится в вертикальном положении. У большинства детей мимика маловыразительная или вовсе отсутствует.

У детей в возрасте от одного до двух лет обнаруживаются разнообразные изменения мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Нередко наблюдается сочетание высокого тонуса в языке с низким тонусом в губах. Форма языка изменена -- чаще всего он утолщен, в корне напряжен, без сформированного кончика. Эти патологические формы языка являются результатом постоянно нарушенного мышечного тонуса языка. Большинство детей плохо жуют, предпочитая протертую, жидкую пищу. У многих детей наблюдаются гиперкинезы языка, оральные синкинезии, которые усиливаются во время эмоций, при попытках взять игрушку. Голос детей невыразительный, лишенный интонационных модуляций, истощаемый. Нередко во время крика, плача, голосовой активности наблюдается асинхронность голоса, дыхания, артикуляции. Характерной чертой детей этой возрастной группы является повышенная саливация, бедная мимика, отсутствие произвольных движений языка, губ и подражательных артикуляционных движений. У некоторых детей только к концу второго года жизни появляются движения языка и губ.

Таким образом, у детей с церебральным параличом в возрасте от рождения до двух лет обнаруживаются значительные патологические изменения артикуляционного аппарата, голоса, дыхания, что спонтанно, с ростом ребенка не исчезает, а, наоборот, закрепляется и приводит к тому, что артикуляционный аппарат остается неподготовленным к гулению, лепету и тем более к звукам речи. У детей с выраженной патологией артикуляционного аппарата доречевая голосовая деятельность проявляется в недифференцированных гортанных звуках, лишенных интонационно-выразительной окраски. В менее тяжелых случаях у детей появляется гуление, лепет, развивается интонационная система языка.

Порядковый номер возрастной группы Возрастная группа Общее число больных Пол
Муж. Жен.
I от 0 до 3 лет 30 18 12
II от 3 до 7 лет 71 39 32
III от 7 до 12 лет 68 34 34
IV от 12 до 17 лет 45 29 26
V свыше 17 лет 35 20 15
Всего 249 140 109

Характер речевых нарушений у обследованных больных ДЦП отличался большим разнообразием их клинических форм и обнаруживал тесную связь как с возрастом детей, так и со степенью тяжести имеющихся у них двигательных расстройств. Общая характеристика выявленных до начала лечения вариантов речевой патологии представлена в сводной табл.23.Из 300 обследованных больных с ДЦП фразовая речь полностью отсутствовала у 32% детей. При этом уровень доречевого развития в виде крика и недифференцированной голосовой активности наблюдался у 6% больных. В виде отраженного гуления он имел место у 7% детей. В виде спонтанного гуления — у 9%. В виде лепета, отдельных лепетных и аморфных слов — у 10% больных. Владели простой фразовой речью, состоящей из 2 — 3 слов, которые произносились без соблюдения правил согласования грамматических единиц в предложении, 5% больных ДЦП. Распространенная фразовая речь, отличавшаяся полностью или частично сформированным грамматическим ее строем, наблюдалась у 54% обследованных.

Таблица 23
Варианты речевых нарушений у больных ДЦП

Формы речевых нарушении Особенности клинических проявлений Частота встречаемости
Общее число % случаев
Задержк иречевого развития а) на уровне крика и недифференцированных звуков; 18 6
б) на уровне дифференцированных звуков и отраженного гуления; 21 7
в) на уровне спонтанного гуления; 27 9
г) на уровне лепета и аморфных слов-корней 30 10
Алалии а) моторные; 4 2
б) сенсорные 9 3
Дислекции 3 1
Дисграфия 6 2
Ринолалия 9 3
Дизартрии а) псевдобульбарные 63 21
б) бульбарные 12 4
в) корковые 3 1
г) мозжечковые 6 2
д) подкорковые 9 3
е) сочетанные 27 9
ж) стертые 54 18
Заикание и запинки а) неврозоподобные 27 9
б) невротические 6 2
в) смешанные 21 7
Без нарушений речи 51 17
Порядковый номер возрастной группы Возрастная группа Общее число больных % случаев без речевых нарушений
I от 0 до 3 лет 30
II от 3 до 7 лет 77 2
III от 7 до 12 лет 80 4
IV от 12 до 17 лет 60 5
V свыше 17 лет 53 6
Всего от 0 до 32 лет 300 17

Динамика показателей состояния речевых функций у первой группы больных ДЦП в процессе интенсивной нейрофизиологической реабилитации

Эффективность реабилитационных мероприятий После I курса После II курса После III курса
Ухудшение
Без улучшения
Улучшение 42% 36% 39%
Значительное улучшение 58% 6% 68%
Стойкое улучшение или выздоровление 1% 3%

Таблица 26
II-V возрастных групп в процессе интенсивной нейрофизиологической реабилитации

Доминирующая клиническая форма речевой патологии Эффективность реабилитационных мероприятий
Ухудшение Без улучшения Улучшение Значительное улучшение Стойкое улучшение или выздоровление
После I
курса
После II
курса
После III
курса
После I
курса
После II
курса
После III
курса
После I
курса
После II
курса
После III
курса
Дизартрии:
а) псевдобульбарные - - 14 15 13 7 6 7 - - 1
б) бульбарные - - 3 2 1 1 2 3 - - -
в) корковые - - 1 - - - 1 1 - - -
г) мозжечковые - - 2 1 1 - - 1 - - 1
д) подкорковые - - 3 2 2 - 1 1 - - -
е) сочетанные - - 7 6 6 2 2 2 - 1 1
ж) стертые - - 10 9 8 6 6 7 2 3 3
Алалии:
а) моторные - - 2 1 1 - 1 2 - - 1
б) сенсорные - - 2 2 1 1 - -
Дислексии - - 1 1 - - - 1 - - -
Дисграфии - - 1 1 - 1 1 1 - - 1
Заикание и запинки:
а) неврозоподобные - - 6 4 4 2 3 3 1 2 2
6) невротические - - 1 1 - 1 1 2 - - -
в) смешанные - - 5 3 2 2 3 4 - 1 1

В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значи­тельное место занимают нарушения речи, частота которых состав­ляет до 80 % . Изучению речевых нарушений при ДЦП посвящено много специальных исследований (Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, И. А. Панченко и др.).

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зави­сят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. От­ставание в развитии речи при ДЦП связано также и с ограничени­ем объема знаний и представлений об окружающем, недостаточ­ностью предметно-практической деятельности. Больные дети име­ют сравнительно небольшой жизненный опыт, общаются с весь­ма небольшим кругом людей (как сверстников, так и взрослых), Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускае-

мые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупрежда­ют все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом у ребенка не формируется потребности в речевой дея­тельности. В таких случаях ребенок бывает лишен речевого обще­ния, которое является важной предпосылкой развития речи.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможнос­ти передвижения и познания окружающего мира. Отмечается вза­имосвязь между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом. Длительное сохранение патологичес­ких тонических рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Выраженность то­нических рефлексов повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, дви­жения языка вперед и вверх. Подобные нарушения артикуляцион­ной моторики задерживают формирование голосовой активности и нарушают звукопроизносительную сторону речи. В связи с недо­статочностью кинестетического восприятия ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение органов артикуляции и конечностей.

Отмечается определенная зависимость между тяжестью нару­шений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функ­ции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной мо­торики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верх­ние конечности.

Все перечисленные факторы определяют специфику наруше­ний доречевого и речевого развития детей с церебральным пара­личом. Различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых расстройств. Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи.

При ДЦП речевые нарушения затрудняют общение детей с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.

У детей с церебральным параличом выделяют следующие ос­новные формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия.

Речевые нарушения при ДЦП редко встречаются в изолирован­ном виде. Например, наиболее частая форма речевой патологии — дизартрия — часто сочетается с задержкой речевого развития или, реже, с алалией.

рождения). При ДЦП не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования речи. Задержка речевого раз­вития отмечается уже с доречевого периода.

Доречевой период ребенка с церебральным параличом отлича­ется от того же периода у нормально развивающегося ребенка. Обычно доречевой период при ДЦП затягивается на 2—3 года (Е. Ф. Архипова). Имеется определенная патогенетическая общность нарушения доречевого развития с двигательными нарушениями в целом.

Доречевой период ребенка с нормальным развитием состоит из 4 этапов, которые прослеживаются у детей с церебральным пара­личом.

1-й этап — безусловно-рефлекторный (до 3 мес). Крик у здоро­вого новорожденного громкий, чистый, с коротким вдохом и уд­линенным выдохом. При ДЦП отмечается качественное видоизме­нение крика, его однообразие, непродолжительность (тихий, сдав­ленный, пронзительный; может быть отсутствие крика; вместо крика — отдельные всхлипывания или гримаса на лице).

2-й этап — начало гуления (с 3 мес). В норме — наличие инто­национной выразительности в крике. При ДЦП отмечается недо­развитие интонационной характеристики крика, который не вы­ражает радости или недовольства, т. е. не изменяется в зависимос­ти от состояния ребенка. Гуление отсутствует или его активность крайне низкая.

3-й этап — интонированное гуление (с 4 мес). У детей с цереб­ральным параличом наблюдается задержка появления певучего гуления, бедность, неполноценность голосовых реакций. Часто крик преобладает над другими голосовыми реакциями.

4-й этап — лепет (с 6 мес). При ДЦП отмечается отсутствие или задержка появления лепета. Лепет характеризуется однообра­зием, бедностью звукового состава, фрагментарностью, малоактивностью, отсутствием четкой интонационной выразительности; возникает редко.

К 12 мес. у детей с церебральным параличом наблюдается сни­жение потребности в речевом общении и низкая голосовая актив­ность. Дети часто предпочитают общаться жестом, мимикой, кри­ком. В лучшем случае ребенок может произносить всего одно-два слова. Таким образом, при ДЦП задержан доречевой период, а также нарушены предпосылки к развитию речи.

Индивидуальные сроки появления речи у детей с церебраль­ным параличом значительно колеблются, что зависит от локали­зации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта, време­ни начала и адекватности коррекционно-логопедической работы. При ДЦП наиболее медленный темп речевого развития наблюда­ется в раннем возрасте (первые три года жизни). На втором году

жизни, даже при самых тяжелых формах заболевания, развитие общей моторики обычно опережает развитие речи. Обычно дети начинают произносить первые слова примерно в 2—3 года. Значи­тельный скачок в развитии речи при проведении коррекционно-логопедических занятий наблюдается к концу третьего года жизни. На этом возрастном этапе темп речевого развития начинает опере­жать темп развития общей моторики ребенка. Как правило, фразо­вая речь формируется к 4—5 годам; в старшем дошкольном возра­сте (5--7 лет) наблюдается ее интенсивное развитие,

При нормальном развитии все стороны речи — лексическая, грамматическая и фонетическая — внутренне взаимосвязаны и взаимозависимы. При ДЦП отмечается задержка и нарушение их формирования.

У детей с церебральным параличом в раннем возрасте крайне медленно увеличивается активный словарь (собственная речь) и распространяется предложение, медленно улучшается внятность речи. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного. Задерживается развитие мелодико-интонационной стороны речи, а также восприятие и воспроизве­дение ритма. Речевая активность низкая, в речи преобладают от­дельные слова, реже — простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим дей­ствием. Особенно сложно усваиваются слова, обозначающие дей­ствие. Часто они заменяются словами, обозначающими предметы. Отмечается недифференцированное употребление слов.

У детей с церебральным параличом в результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита преж­де всего фонетическая сторона речи, стойко нарушено произно­шение звуков. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится искаженно, либо заменяется близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей с церебральным параличом характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не со­впадающее с последовательностью их усвоения при нормальном онтогенезе. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем языка могут появляться дефектные артикуляционные уклады, ко­торые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патоло­гического речевого стереотипа.

В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений. Даже имея достаточ­ный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возмож­ностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы). Отмечается отставание в усвоении отдель­ных языковых категорий (особенно предлогов) и слов, обознача­ющих пространственно-временные отношения, абстрактные по-

нятия. С трудом усваиваются лексические значения слов (иногда вычленяют в слове только конкретное значение, заменяют одно слово другим, совпадающим по звучанию). При ДЦП лексические нарушения обусловлены спецификой заболевания. Количествен­ное уменьшение словаря и медленное его формирование при спон­танном развитии в значительной степени связаны с ограничением объема, несистематизированностью, неточностью, а иногда и ошибочностью знаний и представлений об окружающем. У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения формирования грамматического строя речи, которые зачастую обусловлены лек­сическими расстройствами. Грамматические формы и категории усваиваются крайне медленно и с большим трудом, что во многом обусловлено ограничением речевого общения, нарушением слухо­вого восприятия, внимания, низкой речевой активностью и недо­развитием познавательной деятельности. Дети испытывают трудно­сти при построении предложений, согласовании сказуемого с под­лежащим, употреблении правильных падежных окончаний.

Возрастная динамика речевого развития детей с церебральным параличом во многом зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект ребенка, тем более благоприятная динамика развития речи.

II. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулату­ры. Дизартрия является следствием органического поражения цен­тральной нервной системы, при котором расстраивается двига­тельный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии яв­ляются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просо­дики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи), а также нарушения артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.

Основные нарушения при дизартрии:

е Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (в мышцах лица, языка, губ, мягкого неба) — по типу спастичности, гипото­нии или дистонии. У детей с церебральным параличом отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артику­ляционной мускулатуре, т. е. в отдельных артикуляционных мыш­цах тонус может изменяться по-разному.

• Нарушение подвижности артикуляционных мышц. Ограничен­ная подвижность мышц артикуляционного аппарата — это основ­ное проявление пареза или паралича этих мышц. Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При этом в первую очередь нару­шаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх).

• Нарушения дыхания. Недостаточная глубина дыхания. Нару­шен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается на­рушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и уко­роченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, не­ смотря на полуоткрытый рот.

• Нарушения голоса. Недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий); отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, с носовым оттенком). При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфи­ческий характер.

• Нарушения просодики. Мелодико-интонационные расстрой­ства часто относят к одним из наиболее стойких признаков дизар­трии. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже уско­рении. Иногда имеет место нарушение ритма речи (например, скандированность).

• Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремо­ра) в артикуляционной мускулатуре. Гиперкинезы — непроизволь­ные насильственные движения, могут быть вычурные движения мышц языка, лица. Тремор — дрожание кончика языка.

• Нарушение координации движений (атаксия). Отмечается дисметрия (несоразмерность, неточность) произвольных артикуляцион­ных движений. Часто нужное движение реализуется более размаши­стым, утрированным, замедленным движением, чем это необходи­мо (гиперметрия). Иногда наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией (асинергия).

• Наличие синкинезий. Синкинезии — непроизвольные сопут­ствующие движения при выполнении произвольных артикуляци­онных движений (например, дополнительное движение нижней челюсти и нижней губы при попытке поднять кончик языка вверх).
Оральные синкинезии — открывание рта при любом произволь­ном движении или при попытке его выполнения.

• Нарушение акта приема пищи. Отсутствие или затруднение жевания твердой пищи; поперхивание, захлебывание при глота­нии. Нарушение координации между дыханием и глотанием.

• Гиперсаливация (повышенное слюнотечение). Усиленное слю­нотечение связано с ограничением движений мышц языка, нару­шением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно час­
то утяжеляется за счет слабости ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны и снижения са­моконтроля). Гиперсаливация может быть постоянной или усили­ваться при определенных условиях.

• Наличие патологических рефлексов орального автоматизма. При нормальном развитии рефлексы орального автоматизма (губной,

хоботковый, сосательный, поисковый и др.) проявляются с рож­дения, ослабевают к 3 мес. и пропадают к 1 году. У детей с цереб­ральным параличом эти рефлексы могут быть ослаблены или не вызываться совсем в первые недели и месяцы жизни, что будет затруднять кормление этих детей и препятствовать развитию пер­вых голосовых реакций. Сохранение и усиление этих рефлексов после 1 года препятствует развитию произвольных артикуляцион­ных движений и задерживает развитие речи.

• Специфические нарушения звукопроизношения:

стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления;

нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (усредненность гласных);

преобладание межзубного и бокового произношения свис­тящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков; смягчение твердых согласных звуков;

нарушения звукопроизношения особенно выражены в рече­вом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность, нечеткость речи;

специфические трудности автоматизации звуков (процесс ав­томатизации требует большего количества времени). При не­своевременном окончании логопедических занятий приобретен­ные умения часто распадаются.

Степень выраженности дизартрических нарушений речи зави­сит от тяжести и характера поражения нервной системы. В легких случаях отмечается неярко выраженная дизартрия. Стертая дизар­трия проявляется в нарушении звукопроизношения, незначитель­ных нарушениях речевого дыхания, голосообразования, просо­дики; ограничением объема наиболее тонких и дифференциро­ванных артикуляционных движений. При тяжелом поражении цен­тральной нервной системы речь становится невозможной. Анартрия — полное или почти полное отсутствие возможности звуко­произношения в результате паралича речедвигательных мышц. По тяжести проявлений анартрия может быть различной: 1) полное отсутствие речи и голоса; 2) наличие только голосовых реакций; 3) наличие звуко-слоговой активности (И. И. Панченко, 1979).

Существуют различные классификации дизартрии. В их основу положены принцип локализации мозгового поражения, синдро-мологический подход, степень понятности речи для окружающих.

• На основе принципа локализации мозгового поражения раз­личают псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную, моз­жечковую, корковую формы дизартрии (О. В. Правдина и др.).

« Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом Тардье (1968). Им было выделено 4 степени тяжести речевых наруше-

ний у детей с церебральным параличом: 1) нарушения звукопроизношения выявляются только специалистом в процессе обследо­вания ребенка; 2) нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих; 3) речь понятна только близ­ким ребенка; 4) речь отсутствует или непонятна даже близким ребенка (четвертая степень нарушения звукопроизношения, по су­ществу, представляет собой анартрию).

• При классификации на основе синдромологического подхо­да выделяют спастико-паретическую, спастико-ригидную, гипер­кинетическую, атактическую и смешанные формы дизартрии. У детей с церебральным параличом трудно вычленить симптома­тику речедвигательных расстройств вследствие сложности пора­жения речевой моторики, если не соотносить их с общими дви­гательными нарушениями. При ДЦП общими двигательными на­рушениями (основными синдромальными расстройствами) яв­ляются спастический парез, тонические нарушения управления типа ригидности, гиперкинезы, атаксия. В речевой моторике от­мечаются аналогичные дефекты. Тип дизартрического нарушения речи определяется по характеру клинического синдрома. Эта клас­сификация дизартрии ориентирует логопеда на качество наруше­ния артикуляционной моторики, что позволяет более целенап­равленно определить выбор средств лечебной и логопедической работы по нормализации мышц и движений артикуляционного аппарата.

III. Алалия — это отсутствие или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Различают моторную и сенсорную алалию. Моторная алалия характеризуется недоразвитием моторной речи. При относительно сохранном понимании речи отмечается недоразвитие лексической, грамматической и фонетической стороны речи. Ребенок испыты­вает затруднения в построении фраз, искажает слоговую структу­ру слов (переставляет и пропускает звуки и слоги). Отмечается бед­ность активного словаря, аграмматизмы. В отличие от дизартрии артикуляционные возможности для правильного произношения большинства звуков сохранны. Обычно ребенок может выполнить артикуляционные движения на неречевом уровне, но затрудняет­ся реализовать эти возможности в речи.

При сенсорной алалии нарушено понимание обращенной речи при сохранном слухе и познавательной деятельности. Сенсорная алалия наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП.

Итак, для детей с церебральным параличом характерны раз­личные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся как в виде обратимых нарушений (задержка доречевого и речевого развития), так и в виде более стойких системных расстройств всех сторон речи (общее недоразвитие речи).

Логопедическое обследование детей, страдающих церебральным параличом

Логопедическое обследование детей, страдающих церебральным параличом, строится на общем системном подходе, который опи­рается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития при ДЦП охватывает все стороны речи. Важно учитывать соотношение, речевых и неречевых нарушений (неврологической симптомати­ки) в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи.

Комплексное всестороннее обследование особенностей разви­тия речевых, психических функций, двигательной сферы, деятель­ности различных анализаторных систем позволит дать объектив­ную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием обследования и постановки диагноза является согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача ЛФК.

В ходе логопедического обследования детей с ДЦП используют следующие методы:

изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных);

наблюдение за ребенком (в обычной и специально организо­ванной ситуации);

беседа с родителями и ребенком;

визуальный и тактильный контроль (ощупывание артикуляци­онной мускулатуры в покое и в процессе речи);

использование компьютерных игр при обследовании звукопроизношения, дыхательной и голосовой функций.

Прежде чем начинать обследование ребенка, важно всесторон­не изучить медицинскую документацию (данные анамнеза) и про­анализировать результаты обследования и заключение невропато­лога (неврологический статус), эти данные желательно обсудить с врачом. Особенностью логопедического обследования и анализа структуры речевого дефекта детей с церебральным параличом яв­ляется принцип соотнесения расстройств артикуляционной мото­рики с общими двигательными нарушениями. При ДЦП артику­ляционная моторика, особенности дыхания и голосообразования оцениваются в соответствии с общими моторными возможностя­ми ребенка (стараются даже незначительные двигательные рас­стройства).

Совместно с невропатологом логопед изучает особенности об­щей моторики ребенка (удержание головы, свободные повороты ее в стороны, сидение, вертикальное положение стоя, самостоя­тельная ходьба) и функциональные возможности кистей и паль­цев рук (опорная функция, ладонный и пальцевой захват, манипуляции с предметами, выделение ведущей руки, согласованность действий рук, тонкие дифференцированные движения пальцев).

При определении ведущего неврологического синдрома и сте­пени его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике (речедвигательного синдрома) логопед опирается на заключение невропатолога. При этом необходимо отметить отсутствие патоло­гических тонических рефлексов или их наличие и влияние на ды­хание, голосообразование и артикуляцию.

Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребенок был совершенно спокоен, не плакал, не был испуганным. Если ребе­нок плачет, кричит, вырывается из рук, это может отразиться на изменении (повышении) тонуса мышц, и представление о двига­тельных и речевых возможностях, которое получит логопед, будет ложным. В ходе обследования проводится тщательный анализ тех положений и движений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Ребёнка с тяжелыми двигатель­ными нарушениями желательно уложить на удобную кушетку или ковер, проверив разные положения: на спине, на боку, на животе. В более легких случаях обследование проводится в положении сидя или стоя.

Как и при всяком комплексном обследовании, важно оценить особенности развития познавательной деятельности (внимания, памяти, мышления), сенсорных функций (зрительного, слухово­го и кинестетического восприятия), проявления эмоционально-волевой сферы.

Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического разви­тия ребенка до момента обследования. Опираясь на данные меди­цинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и простых фраз.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с про­верки строения его органов: губ, языка, зубов, твердого и мягкого нёба, челюстей. При этом логопед определяет, насколько их стро­ение соответствует норме.

Необходимо оценить состояние тонуса мышц артикуляционно­го аппарата в покое, при попытках к речевой деятельности, в про­цессе речи, при мимических, общих и артикуляционных движе­ниях. Состояние мышечного тонуса в органах артикуляции (лице­вой, губной и язычной мускулатуре) оценивается совместном осмотре логопеда и невропатолога. У детей с церебральным пара­личом нарушения тонуса артикуляционных мышц характеризуют­ся спастичностью, гипотонией или дистонией. Нередко имеет ме­сто смешанный характер и вариабельность нарушений мышечного тонуса в артикуляционном аппарате (например, в лицевой и губ­ной мускулатуре может быть выражена гипотония, а в язычной —спастичность). Отмечается наличие или отсутствие гипомимии, асимметрии лица, сглаженности носргубных складок, синкинезий, гиперкинезов лицевой и язычной мускулатуры, тремора язы­ка, девиации (отклонения) языка в сторону, гиперсаливации.

Логопед оценивает непроизвольные движения артикуляцион­ного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, пи­тье из чашки, откусывание, жевание, глотание). Выясняются осо­бенности нарушения акта приема пищи у ребенка: отсутствие или затруднение жевания твердой пищи и откусывания от куска; поперхивание и захлебывание при глотании.

Особое внимание обращается на состояние произвольной ар­тикуляционной моторики. При проверке подвижности органов ар­тикуляции ребенку предлагают различные задания по подража­нию. Анализируя состояние подвижности речевых мышц, обраща­ют внимание на возможность выполнения артикуляционных по­зиций, их удержания и переключения. При этом отмечаются не только основные характеристики артикуляционных движений (объем, амплитуда, темп, плавность и скорость переключения), но и точность, соразмерность выполнения движений, их истощаемость. Особенно подробно логопед оценивает объем артикуляци­онных движений языка (строго ограничен, неполный, полный); отмечается даже незначительное снижение амплитуды артикуля­ционных движений языка. У некоторых детей с ярко выраженны­ми речедвигательными синдромами не удается даже пассивно вы­вести язык из полости рта. Проверяется возможность произволь­ного высовывания языка, боковых отведений, облизывания губ, удержания широким, распластанным, а затем узким, а также вер­хнего подъема, пощелкиваний и т.д. Оценивается степень и грани­ца глоточного рефлекса (повышение или понижение). Логопед ана­лизирует особенности движений губ (малоподвижные или доста­точно подвижные) и нижней челюсти (открывание и закрывание рта, умение удерживать рот закрытым).

Оценка понимания обращенной (импрессивной) речи являет­ся важным этапом логопедического обследования. Логопед выяв­ляет уровень понимания обращенной речи (различение интона­ции, ситуативное понимание, понимание речи на бытовом уров­не, в полном объеме). Пассивный словарь проверяется на реаль­ных предметах и игрушках, предметных и сюжетных картинках. При этом определяется, как ребенок понимает значение слова, смысл действия, простого и сложного сюжета, лексико-грамматических конструкций, последовательности событий.

При обследовании собственной (экспрессивной) речи ребенка выявляется уровень его речевого развития. Важно отметить возрас­тную сформированное лексической и грамматической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой струк­туры слов. У безречевых детей отмечается возможность использования ими различных невербальных средств общения: выразитель­ной мимики, жестов, интонации.

При изучении произносительной стороны речи выявляется сте­пень нарушения ее разборчивости (речь невнятная, малопонятная для окружающих; разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая, смазанная). Далее отмечаются особенности нарушений дыхания (поверхностное, учащенное, неритмичное), голоса (недостаточность силы и отклонения тембра голоса) и просодичес­кой организации речевого потока.

Подробно проверяется фонетико-фонематический строй речи. При обследовании звукопроизношения необходимо выявить уме­ние ребенка произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и особенно в речевом потоке. Следует отметить недостатки звукопроизношения: искажения, замены, пропуски звуков. Нарушения звукопроизношения сопоставляются с особен­ностями фонематического восприятия и звукового анализа. Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопроизношения в чужой и собственной речи; как он дифференцирует на слух нор­мально и дефектно произносимые им звуки.

Качество звукового расстройства у детей с дизартрией может быть различным. И. И. Панченко предложила выделять следующие формы звукового расстройства речи:

1-я форма — фонетическое расстройство, проявляющееся в искажении звуков, но с сохранностью всех дифференциальных фо­нематических признаков звуков;

2-я форма — фонетико-апраксическое расстройство, вклю­чающее как фонетические нарушения (искажения звуков), так и артикуляционную апраксию, выражающуюся в замене и пропус­ках звуков;

3-я форма — фонетико-фонематическое расстройство с яв­лениями артикуляционной апраксии (кроме искажений звуков имеются множественные замены, пропуски звуков, нарушения слоговой структуры слов, неправильное грамматическое употребле­ние фонем в конце слова).

Итак, в ходе логопедического обследования детей с церебраль­ным параличом логопед должен выявить структуру речевого де­фекта (соотношение речевых и неречевых нарушений), сопоста­вив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей мотори­ки, а также уровнем психического развития ребенка,

В настоящее время разработаны приемы ранней диагностики дизартрических расстройств на основе оценки неречевых наруше­ний. Чем младше ребенок и чем ниже уровень его речевого разви­тия, тем большее значение имеет анализ неречевых нарушений. Наиболее частым первым проявлением дизартрических расстройств является наличие псевдобульбарного (спастико-паретического) синдрома, первые признаки которого можно обнаружить уже у новорожденного. Прежде всего это отсутствие крика (афония) или его слабость, однообразие, непродолжительность. Крик может быть сдавленным или пронзительным, иногда имеют место отдельные всхлипывания или вместо крика - гримаса на лице. Почти у всех детей с церебральным параличом отмечается раннее проявление неврологической симптоматики в мускулатуре и моторике речево­го аппарата. Наиболее характерными являются сле­дующие нарушения.

Патологические изменения в строении и функционировании арти­куляционного аппарата. Нарушение тонуса и подвижности артикуля­ционных мышц:

в лицевой мускулатуре: наличие асимметрии, сглаженность носогубных складок, опущение одного из углов рта, перекос рта в сторону при улыбке и плаче; гипомимия; нарушение тонуса лице­вой мускулатуры по типу спастичности, гипотонии или дистонии; гиперкинезы лица;

в губной мускулатуре: нарушение мышечного тонуса, резкое или незначительное ограничение подвижности губ; недостаточ­ность смыкания губ, затруднение удержания рта закрытым, отви­сание нижней губы, препятствующее плотному захвату соски или соска и вызывающее вытекание молока изо рта;

в мускулатуре мягкого нёба: провисание нёбной занавески (при гипотонии); отклонение увуля от средней линии;

в твердом нёбе: нёбо высокое, готическое, узкое, уплощенное, наличие в нем расщелины;

аномалии зубного ряда и прикуса.

Нарушения дыхания: инфантильные схемы дыхания (преобла­дание брюшного типа дыхания после 6 мес.), учащенное, неглу­бокое дыхание; дискоординация вдоха и выдоха (поверхностный вдох, укороченный, слабый выдох); стридор.

Нарушения голосообразования: недостаточная сила голоса (ти­хий, слабый, иссякающий), отклонения тембра (назализованный, глухой, хриплый, сдавленный, напряженный, прерывистый, дро­жащий); нарушение голосовых модуляций, интонационной выра­зительности, голоса. Иногда отмечается асинхронность дыхания, голосообразования и артикуляции.

Нарушение акта приема пищи: сосания (слабость, вялость, неактивность, неритмичность сосательных движений; вытекание, молока из носа), глотания (поперхивание, захлебывание), жевания (отсутствие или затруднение жевания твердой пищи), откусывания от куска и питья из чашки.

Гиперсаливация (постоянная или усиливающаяся при определенных условиях).

Оральные синкинезии (ребенок широко открывает рот при пассивных и активных движениях рук и даже при попытке их выполнения).

Отсутствие или ослабление рефлексов орального автоматизма (до 3 мес., наличие патологических рефлексов орального автоматизма (после 3—4 мес.).

С возрастом у ребенка с церебральным параличом все больше

выявляется недостаточность голосовых реакций — крика, гуления, лепета. Длительное время крик остается тихим, мало модулированным, монотонным, без интонационной выразительности (не изменяется в зависимости от состояния ребенка). Часто крик имеет носовой оттенок. Звуки гуления и лепета отличаются однообразием, бедностью звукового состава, малой активностью, фрагментарностью.

На более поздних этапах развития в диагностике дизартрических расстройств все большее значение начинают приобретать речевые симптомы: качественная недостаточность голосовых реакций, стойкие нарушения звукопроизношения, речевого дыхания, голосообразования, просодики.

Проанализировав результаты обследования, логопед дает заключение, позволяющее судить о состоянии речевого развития ребенка на момент обследования. Логопедическое заключение (диагноз) ставится совместно логопедом и невропатологом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.