Помощь детям с дцп зпр

Детский церебральный паралич является комплексом заболеваний нервной системы. Они не прогрессируют, но имеют хроническую форму. Задержка психического развития детей с ДЦП относится к слабовыраженным отклонениям. У больных с ЗПР нет тяжелых и серьезных патологий в развитии, но они испытывают сложности с социальной адаптацией и освоением нового. Это вызвано медленным созреванием психики. Каждый ребенок развивается в своем темпе, и определять степень задержки развития нужно индивидуально.

КАК ВЫРАЖАЕТСЯ ЗПР?

Особенности психологического развития детей с ДЦП проявляются рано. К этому приводят ограниченность движений, малая дееспособность и проблемы с речью. Из-за уменьшения социальных контактов ребенок замыкается в себе. Поведение сопровождают постоянная тревожность, агрессия и необоснованные страхи. Но если родители уделят социализации достаточно времени и внимания, то малыш будет идти на контакт с другими людьми.

Задержка развития проявляется в виде психического инфантилизма. Эмоциональная сфера человека с ДЦП останется несформированной даже при взрослении. Такие психические особенности ограничивают возможности больного – чем сильнее изменения, тем сложнее адаптироваться в социуме.

Задержка психического развития у детей с ДЦП проявляется следующим образом:

Внимание – ребенку сложно сконцентрироваться, его постоянно отвлекают внешние факторы. Это сопровождается повышенной речевой и двигательной активностью и называется синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Восприятие – дети не могут строить целостные образы. Например, они не узнают предметы в незнакомом ракурсе. Это приводит к ограниченному кругу знаний о мире у ребенка, реальность познается медленно и наблюдается затрудненная ориентация в пространстве.

Память – дети с ЗПР лучше запоминают визуальные образы, чем вербальные. Память больного развивается с помощью мнемотехники – специальной техники запоминания. Это поможет ребенку с ДЦП не отставать от других детей.

Речь – развитие зависит от формы протекания ЗПР и вида нарушения. У одних детей наблюдается слабая задержка или соответствие нормальному развитию, у других – сильное отставание. Например, нарушение лексико-грамматической стороны.

Мышление – задержка развития выражается во время решения задач на словесно-логическое мышление. К 6-7 годам ребенок с ЗПР не имеет соответствующих знаний для выполнения школьных заданий.

Важно своевременно заметить отклонение в развитии у ребенка с ДЦП. Нужно проверять соответствие навыков возрасту и регулярно посещать педиатра.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ДЦП

Задержка психического развития ребенка с ДЦП требует комплексного лечения. В терапии задействованы родители, невролог, психолог, логопед и рефлексотерапевт. Чем раньше вы начнете лечение, тем больших результатов добьетесь.

Занятия с детским психологом. Это поможет ребенку с ДЦП избавиться от комплексов и изменить восприятие сложных ситуаций.

Помощь логопеда. Такой специалист поможет сформировать правильную артикуляцию, научит ребенка составлять фразы и предложения. Логопедический массаж полезен для мимики, жевательных мышц и закрепления рефлексов произношения.

Остеопатия. Помогает восстановить кровоснабжение и лимфоотток, улучшает обмен веществ и снимает напряжение в теле. Благодаря этому ребенок становится спокойнее и уравновешеннее.

Упражнения с родителями. В качестве психологической коррекции детей с церебральным параличом рекомендуют иппотерапию, дельфинотерапию, занятия музыкой, танцами и спортом. Многие формы такой терапии требуют участия родителей. Например, можно вместе с ребенком собирать конструктор, танцевать или кататься на лошадях.

Мы специализируемся на лечении детей с диагнозом ДЦП. Используем комплекс стандартной терапии и современных методик. Наша статистика подтверждает, что психологическая реабилитация детей с ДЦП приводит к улучшению психоэмоционального статуса у 90% пациентов центра. Мы не только развиваем имеющиеся навыки, но и прививаем ранее отсутствующие.

Чтобы записаться на курс психофизической коррекции детей с ДЦП в нашем центре, отправьте историю болезни на электронную почту. В письме расскажите о психологическом состоянии ребенка и его навыках. Запись на лечение осуществляется за два месяца до начала терапии.

Медицинский центра "Сакура" принимает пациентов из всех регионов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Уфы, Казани и других.

Что такое задержка психического развития (ЗПР)?

Задержка психического развития – негрубое и обратимое нарушение познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Отличие ЗПР от других тяжелых патологий нервной системы в том, что это нарушение вызвано главным образом слишком медленной скоростью созревания нервной системы. По статистике, ЗПР встречается у 16% дошкольников старше 4 лет и младших школьников.

Многие родители считают диагноз "ЗПР" приговором, но это неправильная позиция. При своевременной диагностике и коррекции ребята с задержкой психического развития постепенно догоняют своих ровесников и ничем от них не отличаются по уровню интеллектуального и физического развития.

Дети с ЗПР не чувствуют ответственности за свои поступки и не контролируют их, не видят себя со стороны, не подчиняются установленным правилам, в большинстве случаев не могут наладить хорошие отношения с взрослыми и сверстниками. Основная их деятельность – игровая. Они не проявляют интереса к учебе, не задают вопросов об окружающем мире и т. д. Слабое место детей с ЗПР – это усидчивость и внимание. Они быстро теряют интерес, нетерпеливы, им сложно высидеть на одном месте более 20 минут. В плане речевого развития и познавательной деятельности заметно отстают от других детей, так как у них плохая память, снижено внимание, слабо развито абстрактное мышления, они смешивают понятия, не могут выделить основные признаки предметов, явлений и другое. Их основная цель – получить удовольствие, поэтому, как только им что-то надоедает, они сразу переключаются на другое занятие или предмет.

У детей с ЗПР немного друзей – как среди сверстников, так и среди учителей и взрослых. Часто они очень одиноки, играют одни или с взрослыми, поскольку с трудом усваивают правила и нуждаются в том, чтобы кто-то их постоянно направлял. Их поведению свойственны страх, агрессия, замедленная реакция, неспособность вести нормальный диалог.

Программа коррекции подбирается в зависимости от вида ЗПР, который диагностирован у ребенка. Принято выделять 4 вида этого нарушения:

1. ЗПР конституционального происхождения

Такие дети отличаются небольшим весом и ростом. В школе и садике они очень любопытны, быстро обзаводятся друзьями, так как характер у них обычно мягкий и веселый. Учителя постоянно делают им замечания за непоседливость и разговоры на уроках, опоздания. У них плохо развиты мышление и память, поэтому их успеваемость оставляет желать лучшего. При этом типе ЗПР прогноз, в целом, благоприятный. При обучении необходимо больше использовать наглядно-действенный принцип. Полезны занятия для развития внимания, памяти, мышления, они должны проходить под руководством психолога и дефектолога.

2. ЗПР соматогенного происхождения

Данный тип ЗПР возникает вследствие перенесенных тяжелых инфекций или черепно-мозговых травм в раннем детстве. Интеллект сохранен, но присутствует психический инфантилизм и астения. Дети привязаны к родителям, без них сильно скучают, плачут, становятся беспомощными. На уроках они не проявляют никакой инициативы, быстро устают, крайне не организованы, учеба им неинтересна, нередко отказываются отвечать на вопросы учителя, при этом тяжело переживают неудачи и низкие оценки. Детям с соматогенной формой ЗПР необходимо обучение в школе санаторного типа, где они смогут получить круглосуточную медицинскую и педагогическую помощь. Если соматические причины будут устранены, то в дальнейшем коррекция психического развития пройдет быстро и успешно.

3. ЗПР психогенного происхождения

Дети с данным видом ЗПР испытывают недостаток внимания и тепла со стороны близких родственников, особенно матери. Часто они растут в неблагополучной семье, среди скандалов, их социальные контакты однообразны. Дети испытывают постоянную тревогу, "забитые", им сложно принимать самостоятельные решения. Плохо развита способность к анализу, они живут в собственном мире, часто не различают плохое и хорошее, имеют небольшой словарный запас. Дети с психогенной формой ЗПР отлично реагируют на коррекционные занятия и быстро нагоняют сверстников.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения

Нарушение вызвано органическими поражениями мозга, возникшими во время беременности, тяжелых родов или из-за перенесенных болезней. В результате астении дети быстро утомляются, плохо запоминают информацию, с трудом сосредотачиваются на одном занятии. Примитивное мышление, заторможенные эмоциональные реакции, внушаемость, быстрая потеря интереса, неумение выстраивать взаимоотношения с людьми, проявление агрессии и страха, смешение понятий "хочу" и "надо" – вот характерные черты детей с ЗПР данного типа. Прогноз при данной форме ЗПР не очень благоприятный, до конца скорректировать состояние не удается. При отсутствии коррекции ребенок начинает регрессировать.

Дети с ЗПР нуждаются в комплексной помощи психолога, невролога, логопеда-дефектолога. Процесс коррекции длительный, сложный, прерывать его крайне нежелательно. Обязательная часть коррекции ЗПР – медицинская помощь: прием лекарственных препаратов по определенной схеме, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, водолечение. Назначает комплексное лечение детский невролог.

На развитие эмоционально-волевой сферы благотворно влияют арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия, которые проводит психолог. Развитием интеллектуальных способностей – памяти, внимания, мышления, а также речи занимается логопед-дефектолог. Специалисты рекомендуют отдавать детей с тяжелыми формами ЗПР не в обычные детские сады и школы, а профильные – VII вида. Хороший вариант – обучение в коррекционном классе обычной школы, где обучение проходит по определенным принципам:

  • новый материал объясняют ребенку небольшими порциями и многократно повторяют, чтобы он смог хорошо его усвоить;
  • используется большое количество наглядного материала;
  • частая смена различных занятий, чтобы ребенок мог максимально сконцентрироваться и не терял интереса.

Почему в коррекционном классе ребенку будет лучше? Дело в том, что в обычном классе ребенок с ЗПР будет сильно отставать от остальных учеников и страдать от насмешек и статуса неудачника. Будьте готовы к тому, что коррекция займет много времени, но у большинства детей с ЗПР прогноз благоприятный, поэтому нужно верить в успех!

Что делать, если у ребенка ЗПР?

Не отрицайте очевидного. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь. Оказывайте ребенку поддержку. Не следует чрезмерно его опекать, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Пока он просто не может сладить с обучением, но все можно исправить. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.

Если врач прописал лекарства, значит это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия с психологом, нейропсихологом и при необходимости логопедом-дефектологом помогут справиться с проблемой. Подберите хороших специалистов. Проще будет найти необходимых педагогов в одном центре. Ребенку необходимы занятия по развитию речи, мелкой моторики, логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными навыками.

Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.

Лечение ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.

Шаг 1. Обратитесь к неврологу, которому доверяете. Следуйте его советам.

Шаг 2. Найдите центр по развитию речи, где есть нейропсихолог, логопед, дефектолог.

Шаг 3. Помните: главное – комплексный подход и занятия дома.

Шаг 4. Ищите подходящую школу или класс, где будет осуществляться индивидуальный подход с учетом возможностей вашего ребенка.



Патогенетическое и реабилитационное лечение пациентов с ЗПР проводится с использованием нового высокоэффективного метода лечения детей, с моторными, речевыми и когнитивными нарушениями — Биофизическая активация нейромоторных структур.

Основу методики составляет щадящая стимуляция пирамидного двигательного пути микротоками с использованием нейрофизиологического прибора, направленная на восстановление и поддержание утраченных и образование новых межнейронных связей в двигательных, сенсорных и психо-речевых центрах коры головного мозга и центрах спинного мозга.

В МЦ CORTEX осуществляется комплексный подход в лечении детей, страдающих различными формами психических и речевых задержек, включающий: диагностику, основное патогенетическое, нейроспецифическое лечение и вспомогательное реабилитационное лечение.

Диагностика включает:

  • первичный осмотр детского невролога;
  • консультация педиатра, при необходимости узких специалистов;
  • тестирование речевых функций логопедом—дефектологом;
  • тестирование психических функций клиническим психологом;
  • нейрофизиологическое обследованиеголовного и спинного мозга с использованием новейшего диагностического комплекса, в том числе электроэнцефалограмма головного мозга, ЭЭГ-видео-мониторинг, вызванные потенциалы (зрительные, слуховые, соматосенсорные, когнитивные) с оценкой функциональной зрелости коры головного мозга на соответствие календарному возрасту и электронейромиографическое исследование;

общеклиническое и нейроиммунологическое обследование крови, которое включает исследование наличия нейротропных инфекционных патогенов, исследование наличия различных аутоантител к рецепторным антигенам нервной системы, исследование компенсаторного потенциала нервной системы в ответ на лечение. Также проводится изучение обмена веществ (жизненно необходимых микроэлементов, витаминов), обнаружение токсичных микроэлементов, ферментодиагностика, исследуются скрытые формы пищевой непереносимости.

Основное патогенетическое нейроспецифическое лечение — биофизическая активация нейромоторных структур.





Биоакустическая коррекция, являясь эффективным, неинвазивным и немедикаментозным методом реабилитации больных применяемых в медицинском центре CORTEX. Он направлен на восстановление функционального состояния центральной нервной системы и мобилизацию естественных резервов организма, способствует повышению эффективности медицинской реабилитации в комплексной терапии с биофизической активацией нейромоторных структур, а при ряде заболеваний может использоваться самостоятельно.

В неврологическом отделении Медицинском центре CORTEX в г. Москва вашему ребенку помогут найти причину двигательных и других нарушений, характер сопутствующих когнитивных расстройств, правильно поставить не только клинический диагноз, но и обязательно топический, с локализацией очага поражения в головном мозге. И с учетом всего этого, правильно назначить лечение.

Неврологическое отделение МЦ CORTEX в г. Москва открыто для лечения пациентов из Российской Федерации и любой страны, имеющей дипломатические отношения с РФ.

Уникальная методика лечения задержки развития успешно применяется более 20 лет. Принимаем детей на восстановительное лечение от 0 лет. Помогаем в сложных случаях.

  • Бесплатный прием реабилитолога
  • Скидка 50% на 1-е занятие (90 минут)


Уникальная методика детской реабилитации


В нашем центре более 20 лет успешно применяется авторская методика лечения ЗПР, которая помогает в сложных случаях. Мы собрали воедино: физическую реабилитацию, сопровождение невролога, ортопеда, нейропсихолога, логопеда. Такой комплексный подход дает наиболее полный и всегда положительный эффект.

Ребенок не затрачивает больших усилий, когда делает упражнения на авторских тренажерах. С ним работает инструктор, который “вкачивает” свою энергетику в пациента. Благодаря этому мы успеваем сделать большой объем работы. Ребенок при этом не так устает и прогресс движется быстрее.

Физическая реабилитация позволяет изменить условия, в которых находится головной мозг. Благодаря реабилитации мы улучшаем венозный отток, артериальный приток, динамику ликвора, снижаем внутричерепное давление. Этот процесс всегда сопровождает врач невролог, который опирается на данные функциональной диагностики, УЗИ, ЭЭГ.

Медикаментозная поддержка в процессе реабилитации должна быть очень корректной и минимальной, ее цель - усиление и закрепление достигнутых результатов. Для этого врач-невролог должен обладать знаниями в области реабилитации и иметь опыт совместного ведения пациентов.

При нарушениях речевого развития врач логопед-дефектолог проводит логопедический и зондовый массаж, мимический массаж лица. Используя в логопедии методы физической реабилитации, мы можем существенно уменьшить сроки лечения и добиваться развития речи у детей быстрее чем при классических методах!


ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Мы попали в эту клинику совершенно случайно и я очень жалею, что это произошло так поздно. Первую тревогу мы начали бить в 2 года, когда ребенок совсем не разговаривал. Стали заниматься с логопедом 2 раза в неделю в течение двух лет. Закончилось это тем, что ребенок не только не заговорил, но и наотрез отказался общаться с логопедом. Мы были в отчаянии. Знакомые порекомендовали эту клинику. Ребенок до обращения в клинику был практически не обучаем. Сейчас ребенок уже говорит небольшие предложения, ушла куча проблем, с ним стало легко, он стал обучаем.


Петракова Ольга Алексеевна

Врач ЛФК. Специалист по физической и нейрореабилитации.

Специализируется на восстановлении детей с особенностями развития (ДЦП, ЗПР, аутизм.). Проходила обучение и стажировки в Японии, Австралии, Тайланде, Сингапуре. Получила международную аккредитацию по реабилитации Фельденкрайз Метод GCFP, DynamicTape, TOMATISFB. Владеет кранио-сакральной терапией (остеопатия).

Фельденкрайз метод в лечении ЗПР


Метод Фельденкрайза известен своей эффективностью для широкого спектра нарушений развития и самых разных ограничений : ДЦП, ЗПР, аутизм и другими. В основе работы лежит понимание, что движения организует мозг, а не мышцы как таковые. Мозг способен обучаться (создавать новые связи) и эта способность присутствует в каждом ребенке, независимо от наличия особенностей.

Спастически парализованный ребенок, не показывающий интереса к окружающему миру. Зачастую он не отстает умственно, как часто предполагается, а просто не способен выразить свой интерес, потому что его спастичное состояние не дает ему сделать этого.

Занятия будут полезны для детей любого возраста. Чем младше ребенок, тем пластичней его мозг и быстрее проходит восстановление. Работая, прежде всего, с нервной системой Фельденкрайз метод помогает пробудить механизмы обучения головного мозга и тела в целом.


Три условия успешной реабилитации при ЗПР


Задержка психомоторного развития, это в первую очередь задержка созревания тканей и структур мозга. Однако зачастую ребенка пытаются “исправить” с помощью педагогики (логопедии, нейропсихологии). Бесполезно включать педагогические методики, если физическое состояние ребенка не готово к развитию. Он не сможет должным образом воспринимать и усваивать информацию.

При реабилитации ребенка с ЗПР важная задача — это изменение условий, в которых находится головной мозг. Подготовив физическую основу, мы создаем возможность для полноценного развития в разных направлениях.

Истории пациентов

АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ
Моему сыну в мае будет 9 лет. Диагноз атипичный аутизм. Обратились мы в центр с несколькими проблемами. Проблемы с пониманием, координацией движений, с сенсорными нарушениями. Практически не разговаривал. Были очень простые предложения из 2 слов, никакого диалога практически не было. Сейчас у нас значительные улучшения. Мы учимся по общеобразовательной программе в 1-ом классе. Улучшилось понимание, разговариваем, есть диалог, есть игра. Во всем есть прогресс и улучшение.

ЗАДЕРЖКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
После выписки я заметила, что у ребенка отечность не проходит. В ходе обследования выяснилось, что у нас атрофия мозга. Как последствие, мы не могли ходить, язык вываливался изо рта, руки были поджаты постоянно, с дыханием ночным были проблемы. Николай Эвальевич составил программу благодаря которой мы и дышать стали хорошо, и крепкими стали и ножками стали сами ходить.

Фельденкрайз метод в реабилитации ДЦП


Метод Фельденкрайза известен своей эффективностью для широкого спектра нарушений развития и самых разных ограничений : ДЦП, ЗПР, аутизм и другими. В основе работы лежит понимание, что движения организует мозг а не мышцы как таковые. Мозг способен обучаться (создавать новые связи) и эта способность присутствует в каждом ребенке, независимо от наличия особенностей.

Методика направлена на обучение мозга и нервной системы, а не на тренировку какой-то конкретной группы мышц. В процессе сеанса нервная система пациента индивидуально подбирает путь выполнения того или иного движения, вместо того, чтобы он принимал конкретную позу или выполнял упражнение по команде.

При помощи данного обучающего процесса нервной системы собственные биологические импульсы и силы развития ребенка освобождаются от препятствующих ограничений и, одновременно, получают поддержку. Целью является предотвращение или максимальное сдерживание последствий спастического паралича, нарушений координации движений, постуральных нарушений и задержки психического развития, который иначе повлияют на дальнейший ход развития ребенка.

Летний лагерь дневного пребывания


Мы разработали недельную и двухнедельную программы, которые позволят Вашим детям укрепить свою физическую форму, освоить новые навыки и научиться множеству полезных вещей и поставить перед собой новые цели. Дети пройдут уникальный авторский курс императивно-корригирующей гимнастики, будут заниматься с эрготерапевтом и нейропсихологом центра, заниматься в сенсорномоторной комнате.

Группы будут сформированы в количестве не более 5 человек. Поскольку летом нужно не только заниматься, но и отдыхать, то мы пригласили профессиональных аниматоров для игр и занятий на свежем воздухе, а также для организации досуга детей между занятиями.

Примерная программа:

  • 10.00 - 11.30 - прибытие ребенка в центр, занятия императивно-корригирующей гимнастикой (уникальная авторская гимнастика для детей с двигательными нарушениями и задержкой развития)
  • 11.30 - 12.00 - отдых, игры, кислородный коктейль
  • 12.00 - 12.45 - занятие с эрготерапевом или нейропсихологом по расписаню
  • 12.45 - 13.30 - обед
  • 13.30 - 14.30 - прогулка, учебные игры на свежем воздухе
  • 14.30 - 15.00 - механотерапия, массаж, светолечение
  • 15.00 - 15.30 - занятия в сенсомоторной комнате (релаксация)
  • 15.30 - 16.00 – чай и отъезд

Мы уверены, что Вы будете гордиться результатами, которых Ваш ребенок добьется за время участия в программе. В качестве бонуса мы подарим Вам разработанную для Вашего ребенка индивидуальную программу реабилитации на ближайшие 6 месяцев.




Психолог, Коррекционный педагог

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Расстройства аутистического спектра.
Проект. Клинические рекомендации 2020

Ассоциация психиатров и психологов за научно-обоснованную практику

"Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы"
Екатерина Карвасарская

Книга написана в жанре дневниковых записей, из которых, как из мозаики, складывается целостная картина, отражающая представления автора о сущности аутизма, о способах работы с аутичными детьми и о многом-многом другом.

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ММД

Дети с различными проявлениями патологиями ЦНС имеют определенные особенности в развитии, носящие типологический характер и наиболее ярко проявляющиеся с началом интенсивной интеллектуальной деятельности в младшем школьном возрасте.
Показать полностью…

ММД — наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую симптоматику, и проявляются в виде функциональных нарушений, нормализуемых по мере роста — созревания мозга [22]. При ММД отмечается общее замедление темпов роста мозга.
Таким образом, при ММЦ можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:
1. Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной).
4. Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности.
5. Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).
7. Неполную сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог, т. е. при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий даже при последующем сравнении).

Л.А. Ясюкова различает пять возможных типов ММД: астеничный, реактив-ный, ригидный, активный и субнормальный.

Психическое становление – динамичный процесс, протекающий в головном мозге. Основой его становятся функциональные и биохимические изменения, происходящие в центральной нервной системе. Наиболее интенсивно психическое становление протекает в детском возрасте, в силу созревания мозга ребенка. К сожалению, иногда происходят задержки психомоторного и речевого развития, из-за чего резко снижаются адаптационные способности человека.

Наша клиника проводит полную диагностику и комплексное лечение детей с различными видами задержек развития. Используя научно-медицинский потенциал кафедры неврологии и клинической нейрофизиологии, одного из лидеров по активации и стимуляции мозга в Европе, мы лечим и корригируем причины заболевания, достигая самые высокие результаты.

Психоречевое созревание включает в себя совершенствование всех базовых функций центральной нервной системы, которые отвечают за развитие и формирование личности человека. Это мышление, память, двигательные навыки и речевые способности.

У детей младшего возраста, эти функции пребывают в зачаточном состоянии. По мере взросления – дифференцируются, обособляются друг от друга, наливаются силой. При этом центральный регуляторный механизм рассеян по всему головному мозгу, что повышает стойкость высшей нервной деятельности к негативным воздействиям. Однако, когда наблюдается серьезная патология, то страдают определенные звенья ЦНС.

Как правило, речевое и психическое отставание сочетаются у одного ребенка. Изолированная задержка только лишь речевого развития встречается редко, так как эти две функции очень тесно связаны между собой: речь позволяет психике развиваться гармонично, и наоборот. Близкие процессы, но только связанные с наследственностью и генами происходят при аутизме.

Таким образом, ЗПР представляет собой достаточно сложное пограничное, а иногда патологическое состояние, способное иметь различную степень выраженности, различную симптоматику.

Все причины ЗПР можно разделить на такие большие группы:

Биологические факторы ЗПР

Социальные факторы ЗПР

Внутриутробная гипоксия плода

Родовая травма или асфиксия

Тяжелая психическая травма

Тяжелые инфекции, травмы

Патология у мамы ребенка в период беременности (инфекции, отравления, травмы)

Отсутствие условий для нормального развития ребенка в семье, среди близких

Клинические признаки задержки психомоторного и речевого развития

Детям с задержкой психоречевого созревания, характерно инфантильное телосложение, лицо. У них бывает недоразвита мускулатура, часто задержка психоречевого развития сопровождается детским церебральным параличом (ДЦП). Из симптомов со стороны ЦНС преобладают: бедность эмоций, сниженный уровень мышления, памяти, однообразность действий, слабое воображение. Все психические процессы, если у детей есть ЗПР, протекают очень медленно, им сложно переключаться с одной мысли на другую. В результате больной ребенок к 7 годам оказывается неготовым даже к школьному обучению. И это указывает на то, что есть задержка психического развития и она оказалась незамеченной, не корректировалась.

Диагностика задержки психомоторного и речевого развития

Важно установить, возникли ли функциональные нарушения в головном мозгу на фоне видимой органической патологии, если есть ЗПР. Для этого применяются такие исследования, как компьютерная томография, МРТ. Они помогают определить:

  • врожденные аномалии центральной нервной системы;
  • признаки ишемии головного мозга (пре-, перинатальный период);
  • наличие гидроцефалии;
  • детский церебральный паралич;
  • наличие опухоли головного мозга, пороков сосудов, лейкодистрофии.

Другие методы диагностики задержки психомоторного и речевого развития:

  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • вызванные потенциалы;
  • электромиография;
  • видео ЭЭГ;
  • допплерографическое исследование сосудов головного мозга;
  • нейропсихология.

Лечение задержки психомоторного и речевого развития

Наряду с медикаментозной терапией применяются разработанные инструментальные методы лечения задержки психомоторного и речевого развития. С лучшей стороны себя зарекомендовали инновационные вербальная стимуляция, зрительная стимуляция, слуховая стимуляция, транскраниальная магнитная стимуляция мозга, нейропсихологическая коррекция. Все эти методики используются в нашем неврологическом центре.

При ЗПР, лечение носит комплексный характер, подбирается индивидуально для каждого ребенка, в том числе если есть детский церебральный паралич (ДЦП). Например, транскраниальная магнитная стимуляция головного мозга помогает формировать новые функциональные связи. При этом избирательно активируются речевые, моторные, сенсорные или когнитивные центры. Медикаментозная составляющая, подобранная индивидуально, повышает темп прогресса у таких детей. За 20 лет мы пролечили тысячи детей, в вопросах стимуляции-активации мозга, при наличии задержки психомоторного и речевого развития у детей, мы – безусловные лидеры в России.

Записаться на консультацию, диагностику и лечение можно по телефону

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Как можно улучшить эту статью?

  • Видеоклипы
  • Головная боль
  • головокружение
  • дети
  • Методы терапии
  • Мигрень
  • Мозг
  • нарушение памяти
  • Неврит
  • Невролог
  • Аутизм
  • Болезнь Альцгеймера
  • Болезнь Паркинсона
  • Депрессия
  • Нарушения Сна
  • Синдром хронической усталости
  • Стресс
  • Тиннитус
  • Цены и акции
  • Форум
  • Подробнее
  • Вакансии
  • Отзывы
  • Карта сайта

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.