Психолого педагогическое изучение детей с церебральным параличом

Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития этих детей. Двигательные нарушение в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.

Психолого-педагогическая диагностика психофизических особенностей детей с ДЦП решает несколько задач. Наибольшие трудности представляет дифференциальная диагностика задержки психического развития и легкой умственной отсталости у дошкольников с церебральным параличом. Также трудно дифференцировать умственно отсталых детей по степени тяжести интеллектуального недоразвития. Следует подчеркнуть, что у большинства детей с ДЦП потенциально сохранны предпосылки к развитию высших форм мышления, но множественные нарушения (движений, слуха, речи и т. д.), выраженность астенических проявлений, низкий запас знаний вследствие социальной депривации маскирует возможности детей, что ведет к гипердиагностике умственной отсталости. Дифференциальная диагностика умственного развития при ДЦП очень сложна, так как необходимо учитывать все факторы, определяющие психическое развитие этих детей, в том числе сенсорную и социальную депривацию, трудности организации речевого общения, моторные затруднения. Унифицированная система дифференциальной диагностики детей с ДЦП в настоящее время не разработана, попытки ее создания у нас в стране также не имели успеха — слишком велико число факторов, которые необходимо учесть при создании такой системы. Наиболее объективной остается диагностика, опирающаяся на длительное наблюдение в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных психических функций и изучением темпа приобретения новых знаний и навыков. Такой подход к изучению психолого-педагогических особенностей ребенка с ДЦП и его потенциальных возможностей требует, во-первых, больших,затрат времени, а во-вторых, высокой квалификации специалистов, осуществляющих диагностику, глубокого знания клиники заболевания и особенностей психического и речевого разбития детей с церебральным параличом. К сожалению, специалисты, работающие в медико-психолого-педагогических комиссиях и консультациях, осуществляющих комплектование специальных образовательных учреждений, часто недостаточно хорошо знают специфику нарушений развития при ДЦП и не имеют времени на длительное динамическое наблюдение. Результатом является необоснованное признание не обучаемыми части детей, страдающих церебральным параличом, особенно с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций, с неразборчивой речью, сопутствующими нарушениями слуха.

Часто задачу дифференциальной диагностики умственного развития детей с церебральным параличом удается решить только с началом школьного обучения. Именно с этой целью в школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата открывается подготовительный класс. Это особенно важно потому, что дети, имеющие тяжелые двигательные нарушения, как правило, не проходят специального дошкольного обучения. Требуется продолжительное время для того, чтобы изучить возможности детей и определить программу обучения. В подготовительном классе создаются необходимые условия для подготовки учащихся к дальнейшему обучению, для разработки индивидуальных коррекционных программ в соответствии со структурой нарушений познавательной и речевой деятельности. Длительное педагогическое изучение позволяет объективно дифференцировать детей по возможностям обучения.

Еще одной, важной задачей диагностики при ДЦП является комплексное изучение особенностей детей с целью разработки индивидуальных программ коррекционной работы с ними. В организации такого исследования важная роль принадлежит знакомству педагога, психолога, логопеда с медицинской документацией. Знание клинической картины динамики изменения состояния ребенка под влиянием лечения, формы ДЦП, сопутствующих синдромов помогает специалисту правильно определить стратегию обследования, подобрать наиболее подходящие методики и материалы для предъявления ребенку, учесть клинические характеристики при качественном анализе результатов психолого-педагогического обследования.

Кроме того, задачей психолого-педагогической диагностики детей с церебральным параличом являются этапные исследования, позволяющие оценить изменения в состоянии ребенка под воздействием лечебных, коррекционных и воспитательных мероприятий. Такие исследования позволяют увидеть не только положительные динамические изменения, но и недостаточный темп формирования новых умений и навыков, отсутствие положительной динамики в развитии психических процессов. Это даст возможность своевременно внести изменения в программу коррекционной работы с ребенком.

Существуют некоторые специфические задачи изучения детей, страдающих церебральным параличом, в зависимости от возраста. В раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует обращать на особенности формирования познавательной деятельности, для того чтобы учесть их при организации коррекционной работы на данных этапах развития. В подростковом и юношеском возрасте нарушения познавательной деятельности обычно не носят выраженного характера и выявляются лишь при направленном нейропсихологическом исследований. Однако их наличие часто затрудняет процесс обучения и овладения трудовыми навыками, и они должны учитываться в определении трудового прогноза и трудовых рекомендациях. В подростковом возрасте задача исследования познавательной деятельности остается, но первостепенное значение приобретает изучение личностный особенностей больных ДЦП и их профессиональных намерений, так как именно эти факторы определяют социально-трудовую адаптацию.

При проведении психолого-педагогического изучения детей первых 3-4 лет жизни, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать:

§ Соответствие уровня выполняемых ребенком заданий его возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов.

§ Возможности обучения ребенка, показателями которых являются темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в процессе обучения.

§ Характер помощи взрослого и возможность ее использования.

§ Способность к самостоятельному выполнению заданий.

§ Отношение больного ребенка к заданию, его активность.

§ Возможность частично приспособиться к двигательному дефекту.

§ Использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов) .

Следует подчеркнуть, что обследование ребенка для определения уровня развития его познавательной деятельности необходимо проводить в удобном для него положении, максимально устраняющем влияние патологических рефлексов на мышцы конечностей, туловища, глаз.

Исследование подметной деятельности ребенка раннего возраста с церебральным параличом должно включать следующие направления:

участие ребенке в совместной деятельности (оцениваются интерес ребенка к деятельности и активность включения в игру в соответствии с двигательными возможностями, понимание функционального назначения предметов и игрушек, попытки использовать их по назначению, умение обратиться за помощью к взрослому и использовать ее) ;

подражательная деятельность (может быть исследована у детей способных к захвату и манипулированию с предметами) , в процессе которой выявляются способность ребенка подражать способам действия с предметами, осмысленность подражательных действий;

самостоятельная деятельность (оценивается понимание назначения предметов-игрушек, адекватность производимых с ними действий, настойчивость в достижении результатов, способность обращаться за помощью и использовать ее) .

Сопоставляя результаты психолого-педагогического исследования детей первых лет жизни, страдающих церебральным параличом, с клиническим особенностями заболевания, к 3—4 годами можно выделить прогностически благоприятные и неблагоприятные признаки развития познавательной деятельности. К прогностически благоприятным признакам относятся:

§ достаточно отчетливая динамика в развитии двигательных, речевых, сенсорных функций; способность ребенка накапливать опыт 1 путем самостоятельных действий и действий, совместных со взрослыми; использовать этот опыт в доступных по двигательным возможностям практических и игровых действиях;

§ активность и избирательность внимания, целенаправленность и произвольность деятельности; наличие познавательного интереса; стремление к самостоятельным действиям;

§ настойчивость в овладении доступными двигательными и речевыми навыками.

Как прогностически неблагоприятные могут рассматриваться следующие особенности психического развития:

§ количественное накопление сведений об окружающее и неспособность использовать эти сведения при самостоятельна действиях;

§ наличие общей психической вялости или повышенной возбудимости; некритичность;

§ отсутствие качественного улучшения возможности познания (не только к 3—4 годам, но и по достижении школьного возраста) , несмотря на способность детей с улучшением двигательных возможностей адаптироваться к окружающей обстановке и овладеть бытовыми навыками.

При обследовании детей старше 3 — 4 лет наряду с наблюдением широко используются другие экспериментально-псйхологические методики, направленные на выявление нарушений в формировании восприятия, пространственных и временных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Эти методики описаны в работах по психодиагностике нарушенного развития (С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева и др. ) . Для подбора методических приемов и правильной интерпретации результатов специалист должен хорошо знать и учитывать клинические особенности детей и структуру речевых и интеллектуальных нарушений при разных формах церебрального паралича.

В схему обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих церебральным параличом, необходимо включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков. При планировании обследования школьников с церебральным параличом особую важность приобретает обследование навыков чтения, письма, счета и учет выявленных нарушений при выработке программы коррекционной работы.

В настоящее время за рубежом, где широко используются тесты для обследования детей с ДЦП и другими тяжелыми нарушениями моторики, все более широко используют адаптированные варианты стандартизированных шкал в которых экспериментатор сам действует с тестовым материалом, а испытуемый дает ответ устно, указательным жестом или кивком. Плодотворен этот подход и в тех случаях, когда необходимо обследовать ребенка с двигательными нарушениями и сниженным слухом. Проводя обследование больного, который сам может действовать с тестовым материалом, но имеет выраженные нарушения речи и слуха, желательно инструкции и ответы для выбора предъявить ему напечатанными на карточках, а исследование насытить заданиями, не требующими речевой активности.

Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка или подростка с церебральным параличом имеет некоторые особенности. В этих документах необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как способ передвижения, уровень развития, манипулятивной функции и навыков самообслуживания, наличие сопутствующих нарушений. В систематизации этих данных целесообразно придерживаться следующей схемы:

1. Нарушений двигательной сферы.

Удерживает вертикальное положение (сидя; стоя) .

Передвигается |в коляске; с костылями; с опорой на трость; самостоятельно в пределах помещения; самостоятельно на значительные расстояний)

Ведущая рука правая; левая) .

Развитие манипулятивной функции (резко ограничена; частично ограничена; Ограничена) .

Участие порченной руки в игре и процессах самообслуживания (функций пораженной руки отсутствует; пораженная рука выполняет поддерживающую роль; пораженная рука принимает участие в выполнении простых двигательных актов; пораженная рука принимает участие в выполнении сложных двигательных актов) .

2. Уровень развития навыков самообслуживания.

Навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчесывание волос (не владеет; частично владеет; полностью владеет) . Самообслуживание в одевании и раздевании:

а) раздевание (не владеет; частично владеет; полностью владеет) ;

б) одевание (не одевается; одевается с помощью; одевается сам, кроме застегивания пуговиц и шнуровки обуви; одевается полностью) . -

Самообслуживание при приеме пищи (не ест сам; сам ест твердую пищу (хлеб, пряник) ; сам пьет из кружки; сам ест ложкой; полностью пользуется столовыми приборами) .

3. Нарушения зрения (близорукость, аномалии рефракции, косоглазие, нистагм, ограничение взора вверх, ограничение полей зрения) .

4. Нарушения слуха (степени снижения слуха) .

Данные о нарушениях зрения и слуха специалист может получить из медицинской документации.

В помощь специалисту, занимающемуся психолого-педагогической диагностикой детей с церебральным параличом, в приложении представлены схемы обследования детей разного возраста, разработанные авторами и хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Эти схемы позволяют правильно подобрать материалы для обследования и содержат некоторые нормативные показатели развития психических функций.

| следующая лекция ==>
Особенности психического развития детей с церебральным параличом | Особенности речевого развития детей с церебральным параличом

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 1095 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

1.Трудности обследования детей с ДЦП.

2.Условия для психолого-педагогического исследования детей первых 3-4 лет жизни.

3. Исследование предметной деятельности ребёнка раннего возраста

4. Прогностически благоприятные признаки обследования детей

5. Основы заключения и психолого-педагогической характеристики.

В связи с многообразием нарушений двигательного, психического и речевого развития психолого-педагогическое изучение детей с ДЦП представляет трудности. Это ограничивает применение экспериментальных методик и тестовых заданий. Наибольшие трудности представляет дифференциальная диагностика задержки психического развития и лёгкой умственной отсталости у дошкольников. Трудно дифференцировать умственно отсталых детей по степени тяжести интеллектуального недоразвития. У большинства детей с ДЦП потенциально сохранены предпосылки к развитию высших форм мышления, но множественные нарушения движений слуха, речи, выраженность астении, низкий запас знаний вследствие депривации маскируют возможности детей. Это ведёт к гипердиагностике умственной отсталости. Наиболее объективной является диагностика с длительным наблюдением в сочетании с экспериментальными исследованиями психических функций и изучением темпа приобретения новых знаний и навыков.

Задачу дифференциальной диагностики умственного развития удаётся решить только с началом школьного обучения. Для этого в школах-интернатах открывается подготовительный класс. Как правило, дети, имеющие тяжёлые двигательные нарушения не проходят специального дошкольного обучения. В подготовительном классе создаются условия для подготовки учащихся к дальнейшему обучению, для разработки индивидуальной коррекции.

Существуют специфические задачи изучения детей в зависимости от возраста. В раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте внимание следует обращать на особенности формирования познавательной деятельности. В подростковом и юношеском возрасте нарушения познавательной деятельности обычно не резко выражены и выявляются лишь при направленном нейропсихологическом обследовании. В подростковом возрасте задача исследования познания остаётся, но первостепенное значение приобретает изучение личностных особенностей и их профессиональных намерений. Эти факторы определяют социально-трудовую адаптацию.

Основным методом изучения больных детей является педагогическое наблюдение. Желательно проводить обследование в присутствии матери, так как многие дети боятся новых людей и новой обстановки, а также в удобном для него положении тела. Анализируя проявления психической жизни ребёнка, необходимо выделить те факторы, которые могут оказывать тормозящее влияние на развитие познания и определить, что в структуре интеллектуального дефекта обусловлено поражением мозга, а что связано с нарушением моторики и анализаторов.

При проведении психолого-педагогического изучения детей первых 3-4 лет жизни необходимо учитывать:

А) соответствие уровня выполняемых заданий его возрасту, двигательным возможностям и сохранности анализаторов.

Б) возможности обучения ребёнка, показателями которых являются темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в процессе обучения.

В) необходимая помощь взрослого и возможность её использования.

Г) способность к самостоятельному выполнению заданий.

Д) отношение ребёнка к заданию, его активность.

Е) возможность частично приспособиться к двигательному дефекту.

Ж) использование неречевых средств коммуникации.

З) устойчивость внимания.

Исследование предметной деятельности ребёнка раннего возраста должно включать следующее:

* участие ребёнка в совместной деятельности,

Сопоставляя результаты П-ПИ детей первых лет жизни к 3- 4 годам, можно выделить прогностически благоприятные и неблагоприятные признаки развития познания. К благоприятным признакам относятся:

отчётливая динамика в развитии двигательных, речевых, сенсорных функций; способность накапливать опыт путём самостоятельных действий; использовать этот опыт в доступных практических и игровых действиях; активность и избирательность внимания; целенаправленность и произвольность деятельности; наличие познавательного интереса; стремление к самостоятельности; настойчивость в овладении доступными двигательными и речевыми навыками.

При обследовании детей старше 3- 4 лет используются экспериментально-психологические методики для выявления нарушений восприятия, пространственно-временных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Составление заключения и психолого-педагогической характеристики имеет особенности. Необходимо отразить уровень интеллектуального и речевого развития, а также важные для коррекционной работы показатели (способ передвижения, уровень развития манипуляций, навыки самообслуживания, наличие сопутствующих нарушений). Целесообразно придерживаться следующей схемы:

1. Нарушения двигательной сферы. Удерживает вертикальное положение (сидя; стоя). Передвигается (с костылями, в коляске, с опорой на трость, самостоятельно в пределах помещения, на значительные расстояния сам). Ведущая рука (правая; левая). Развитие манипуляций (резко ограничены, частично ограничены, не ограничены). Участие поражённой руки в игре и при самообслуживании (функция поражённой руки отсутствует; поражённая рука выполняет поддерживающую роль, участвует в выполнении простых движений; участвует при выполнении сложных движений).

2.Развитие навыков самообслуживания.

Навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчёсывание волос (не владеет, частично владеет, полностью владеет).

Навыки одевания и раздевания (не владеет, частично владеет, полностью владеет).

Приём пищи (не ест сам, сам ест твёрдую пищу, сам пьёт из кружки, сам ест ложкой, хорошо пользуется столовыми приборами).

3.Нарушения зрения (близорукость, аномалии рефракции, косоглазие, нистагм, парез взора вверх, ограничение полей зрения).

4.Нарушения слуха (степени снижения слуха). Эти данные можно получить из медицинской документации.

Разработаны схемы обследования детей разного возраста.

Литература:

1.Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.

2.Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. – М., 1993.

3.Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации/Под ред. Л.Шипицыной. – СПб., 1999.

В процессе психологической диагностики детей с ДЦП необходимо соблюдать ряд принципов:

1.Деятельностный принцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности, доступной ребенку с ДЦП: предметно-практической, игровой, учебной.

2.Принцип качественного анализа полученных данных психологического обследования, построенный на концепции Выготского об определяющей роли обучения в процессе развития ребенка. Для психолога важен не только результат выполнения тестового задания, но и способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение к хаданию, собственная оценка результатов.

3.Принцип личностного подхода. Психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом.

4.Принцип сравнительного подхода. При изучении нарушенного развития психолог должен правильно ориентироватьсяв особенностях психического развития здорового ребенка.

5.Принцип комплексного подхода. Учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с ДЦП: клинических, педагогических, психологических, социальных.

По результатам психодиагностики должны быть выявлены:

1) нарушения психической деятельности, их механизмы для определения перспектив реабилитации

2) наиболее сохранные психические функции, чтобы задействовать компенсаторные механизмы

3) должна быть осущестлена оценка тех особенностейпсихической деятельности, которые будут способствовать успешной социальной интеграции ребенка на разных этапах возрастного развития.

Углубленное психодиагностическое обследование детей, страдающих ДЦП должно обеспечивать

1)оценку психомоторного развития

2)всестороннюю оценку интеллектуального развития

3)оценку эмоционально-волевой сферы

4)оценку характера и особенностей личности в целом

5)оценку поведения и психологических механизмов его регуляции

Психологическое обследование семьи, родителей должно включать:

1)оценку состояния психического здоровья родителей, характера общей психолгической атмосферы в семье

2)оценку психолого-педагогической, медицинской грамотности родителей, их реабилитационной компетентности

3)оценку стиля взаимоотношений в семье. Мать-ребенок, отец-ребенок

4)оценку адекватности установок родителей в отношении перспектив ребенка Особенности психологического обследования

Процесс психологической диагностики детей с ДЦП рекомендуется разделить на следующие направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, а также особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик.

Клинико-психологическое обследование детей с ДЦП является чрезвычайно сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологией, а также наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений. Поэтому обследование детей с ДЦП должно быть направлено на качественный анализ полученных данных. Предъявляемые ребенку задания должны быть не только адекватны его хронологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Сам процесс обследования необходимо проводить в форме игровой деятельности, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на двигательные возможности ребенка с ДЦП. Учет физических возможностей больного очень важен при психологическом обследований.

Например, при полной неподвижности ребенок укладывается в удобное для него положение, в котором достигается максимальное мышечное расслабление.

Дидактический материал, используемый при обследовании, необходимо располагать в поле его зрения. Обследование рекомендуется проводить в манеже, на ковре или в специальном кресле. При выраженном мышечном напряжении ребенку придают так называемую "эмбриональную позу" (голову ребенка пригибают к груди, ноги сгибают в коленных суставах и приводят к животу, руки сгибают в локтевых суставах и скрещивают на груди). Затем производят несколько качательных движений по продольной оси тела. После этого тонус мышц значительно уменьшается, и ребенок укладывается на спину. При помощи специальных приспособлений (валиков, мешков с песком, резиновых кругов, поясов и т. д.) ребенок фиксируется в этом положении. При выраженности непроизвольных лишних движений — гиперкинезов, которые мешают захвату игрушки, перед началом обследования рекомендуется провести специальные упражнения, способствующие уменьшению гиперкинезов. Например, можно производить перекрестные движения с одновременным сгибанием одной ноги и разгибанием и приведением к этой ноге противоположной руки. Приспособления для фиксации позы особенно важны при обследовании ребенка с гиперкинезами (применяются специальные пояса, манжеты, марлевые кольца, шлемы и т. д.).

У детей с церебральными параличами нарушения в психическом развитии находятся в тесной взаимосвязи с двигательными расстройствами. Обездвиженность ребенка во многом мешает ему активно познавать окружающий мир. Положение многих детей с церебральными параличами бывает вынужденным, они подолгу лежат в одной позе, не могут изменить ее, повернуться на другой бок или на живот. Помещенные в положение на животе они не могут поднять и удержать голову, в положении сидя они часто не могут пользоваться руками, так как используют их для сохранения равновесия и т. д. Все это значительно ограничивает поле зрения, препятствует развитию зрительно-моторной координации.

Основные трудности психолога при обследовании заключаются в том, чтомногие методики не могут использоваться полностью или частично в связи с грубыми нарушениями речи и двигательных функций.

Психолог должен владеть большим количесвом методов и взаимозаменяемых методик и перед обследованием больного тщательно подбирать наиболее пригодные для обследования с учетом двигаельных и речевых расстройств.

3-4 года — методы фиксированного наблюдения в естественных или экспериментально смоделированных ситуациях

с 4-5 лет возможно тестовое обследование

с 12-14 использование опросников

вследствие истощаемости нужно внимательно относиться к дозированию тестовых нагрузок ( до 5-7 лет — 20-30 минут)

Для оценки интеллекта мб использованы:

1)тест Векслера (иногда частично)

4)методика исключения предметов

5)тест интеллекта Амтхауэра

6)тесты школьной зрелости

7)индивидуальный тест интеллекта

Диагностика наушения психомоторных функций:

1)методы наблюдения за поведением, характером двигательных реакций

2)графические тесты, проба на тремор

3)теппинг-тест ( с 5 лет)

4)методика оценки нервно-психического развития

5)методика определения коэффициента психомоторного развития ( до 4-х лет)

Диагностика нарушений восприятия и внимания:

2)корректурная проба ( с 5 лет)

3)недостающие детали (с 5 лет)

оценивают с помощью специальных методик, заучивание слов, рассказов, субтесты для оценки памяти различных тестов интеллекта

Особенности личности и эмоционально-мотивационной сферы

3)тест тематической апперцепции

При диагностике психических функций следует особое внимание уделять детям в возрасте 3-4 лет, но следует данную диагностику считать предварительной, указывающей на общие тенденции развития.

1)следует учитывать состояние моторики не только на момент исследования, но и обратить внимание на время обвладевания ребенка двигательными навыками.

3)Уровневый подход. Нарушения моторной сферы связаны с поражением различных уровней нс\

часто не могут соотнести части предмета с другими его частями и создать целостный перцептивный образ.

Недостаточность зрительно-мотороной координацииможет отмечаться недостаточность слухового восприятия, у некоторых, наоброт — повышенная чувствительность к слуховым раздражителям ( часто — проявлене врожденного рефлекса Моро)

важно выяснить, есть ли диссоциация в реагировании на зрительные и слуховые раздражители, связано ли это с нарушением познавательной активности.

Исследование восприятия цвета предметов

Восприятие величины предметов

Исследование особеностей осязательного восприятия предметов

приёму в детское дошкольное или школьное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подлежат дети, не нуждающиеся в индивидуальном уходе, умеющие себя обсужить или имеющие двигательные возможности для воспитания навыков самообслуживания, умеющие самостоятельно передвигаться или с помощью специальных приспособлений. Дети с умственной отсалостью направляются в специальные классы при их наличии.

Не подлежат приему в данные учебные заведения дети, требующие индивидуального ухода, не имеющие навыков самообслуживания, не передвигающиеся самостоятельно, страдающие эпилептическими припадками, недержанием мочи и кала, вследствие органического поражения нервной системы.

Основные требования к психодиагностике детей с ДЦП

1)Психодиагносика должна быть максмально ранней, те проводиться непосредственно после установки медицинского диагноза

2)должна обеспечить обоснованность разработки программ психокоррекции, текущиц контроль её резульативности в процессе сопровождения психическогог развития ребенка, оказания ему психологической помощи

3)Психодиагностике подлежат не тольео сами дети, но и их родители

4)программа должна по возможности определить все нарушения психического развития, а используемые методы и методики должны отличаться надежностью, валидностьбю и быть адекватными возрасту и степени тяжести заболевания ребенка

5)результаты носят конфиденциальный характер и к проведению могут привлекаться только специалисты

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Представлены следующими категориями:

- дети с церебральным параличом (ДЦП);

- с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;

- с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.

Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития: 40 — 50% детей имеют задержку психического развития; около 10 % — умственную отсталость разной степени выраженности. В большинстве случаев эти недостатки имеют сложную природу. Они обусловлены как непосредственно поражением головного мозга, так и двигательной и социальной депривацией, возникающей в результате ограничения двигательной активности и социальных контактов. Задержка психического развития проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных астенических проявлениях.

Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом.

При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций.

Речевые нарушения, чаще всего различные формы дизартрии, выявляются у большинства больных ДЦП. Выраженность дизарт-рических нарушений может быть разной — от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. В самых тяжелых случаях может наблюдаться анартрия (отсутствие речи вследствие тяжелого поражения артикуляционного аппарата). Нарушения звукопроиз-ношения в большинстве случаев сочетаются с общим недоразвитием речи.

Наличие речевых нарушений часто снижает мотивацию к речевому общению, ведет к трудностям речевого контакта. У части детей, преимущественно с гиперкинетической формой ДЦП, выраженные дизартрические расстройства сочетаются с нарушениями слуха. У 20—-25 % детей имеются также нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения.

Формирование познавательных процессов при ДЦП характеризуется задержкой и неравномерным развитием отдельных психических функций. У многих детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений, схемы тела.

Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.

Следует отметить, что у большинства этих детей имеются значительные потенциальные возможности развития высших психических функций, однако физические недостатки (нарушения двигательных функций, слуха, зрения), нередко множественные, речедвигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социально-культурной депривации маскируют эти возможности.

Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерны некоторые особенности в формировании личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера. Это связано с двумя причинами: во-первых, с ранним осознанием физического дефекта и переживаниями своей неполноценности, а во-вторых — с неправильным воспитанием, часто встречающимся в семьях, где растут дети с двигательными нарушениями. Особенностью этого воспитания является гиперопека, ограничивающая активность и самостоятельность ребенка.

Дифференциальная диагностика умственного развития при ДЦП очень сложна, так как необходимо учитывать все факторы, определяющие психическое развитие этих детей, в том числе сенсорную и социальную депривацию, трудности организации речевого общения, моторные затруднения. Унифицированная система дифференциальной диагностики детей с ДЦП в настоящее время не разработана, попытки ее создания у нас в стране не имели успеха — слишком велико число факторов, которые необходимо учитывать. Наиболее объективной остается диагностика, основанная на длительном наблюдении в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных психических функций и изучением темпа приобретения новых знаний и навыков. Такой подход к изучению психолого-педагогических особенностей ребенка с ДЦП и его потенциальных возможностей требует, во-первых, больших затрат времени, а во-вторых, высокой квалификации специалистов, осуществляющих диагностику, глубокого знания клиники заболевания и особенностей психического и речевого развития детей с церебральным параличом.

Существуют некоторые специфические задачи изучения детей, страдающих церебральным параличом, в зависимости от возраста. В младшем школьном возрасте особое внимание следует обращать на особенности формирования познавательной деятельности, для того чтобы учесть их при организации коррекционной работы на данных этапах развития.

В схему обследования детей младшего школьного возраста, страдающих церебральным параличом, необходимо включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков. При планировании обследования школьников с церебральным параличом особую важность приобретает обследование навыков чтения, письма, счета и учет выявленных нарушений при выработке программы коррекционной работы.

В настоящее время за рубежом, где широко применяются тесты для обследования детей с ДЦП и другими тяжелыми нарушениями моторики, все более широко используют адаптированные варианты стандартизированных шкал, в которых экспериментатор сам действует с тестовым материалом, а испытуемый дает ответ устно, указательным жестом или кивком. Этот подход плодотворен и в тех случаях, когда необходимо обследовать ребенка с двигательными нарушениями и сниженным слухом. Проводя обследование больного, который может сам действовать с тестовым материалом, но имеет выраженные нарушения речи и слуха, желательно инструкции и ответы для выбора предъявить ему напечатанными на карточках, а в исследование включить задания, не требующие речевой активности.

Более подробно с особенностями психологического и логопедического изучения детей с двигательными нарушениями можно ознакомиться в учебном пособии И. Ю. Левченко и О. Г. Приходько (2001) и монографии Э.С.Калижнюк (1987).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.