Асимметрия это при дцп


Детский церебральный паралич – серьезное хроническое заболевание. ДЦП объединяет в себе комплекс симптомов, которые связаны с нарушением двигательной функцией человека. Чаще всего, болезнь поражает плод в период его внутриутробного развития.

ДЦП носит непрогрессивный характер, это значит, что заболевание не распространяется внутри организма, не поражает здоровые области нервной ткани, оно точечно повреждает те или иные участки мозга.

Возникает заболевание на почве патологических процессов, происходящих в центральной нервной системе. В результате чего, ребенку становится сложно, а то и вовсе невозможно координировать свои движения. Диапазон довольно широк: от легких расстройств до полного обездвиживания, в зависимости от степени поражения мозговой ткани.

Особенности классификации ДЦП

Характер и степень поражения положен в основу классификации ДЦП. В России принято опираться на классификацию Семёновой К.А.

Согласно этой градации выделяют следующие формы ДЦП:

  • спастическая диплегия;
  • двойная гемиплегия;
  • гемиплегия;
  • гиперкинетическая форма;
  • атонически астатическая форма.

Рассмотрим каждый вид поражения более подробно.


Спастическая диплегия

  • мышцы нижних и верхних конечностей в тонусе;
  • нижние конечности поражены в большей степени;
  • руки более активны и координируемы.


Диплегия – очень распространенный вид ДЦП, ее симптомы в определенной мере проявляются уже у новорожденных. Интеллект не затронут, ребенка можно с успехом обучать.

Несмотря на это, исключения все же возможны, существуют отдельные случаи, когда интеллектуальное развитие ниже нормы. Могут наблюдаться незначительные отклонения в психическом или речевом развитии.

Спастическая диплегия возникает чаще всего у недоношенных детей, но основная причина – кровоизлияние в желудочки мозга и разжижение нервной ткани. Поражен отдел мозга, отвечающий за двигательную активность.

Двойная гемиплегия

Характеристика этой формы ДЦП следующая:

  • тяжелейшее расстройство рук;
  • сильное поражение нижних конечностей;
  • речевые нарушения;
  • невозможность самообслуживания;
  • атрофия зрительных нервов (в половине случаев);
  • нарушение слуха;
  • ригидность мышц.

Тяжелейшая из всех видов детского церебрального паралича. Ребенок не способен к обучению, более того, он совершенно не может координировать свои движения. Причина – гипоксия плода. Поражены большие полушария либо весь мозг.

Гемиплегия

Характерные симптомы для данной формы заболевания:

  • поражает одну сторону (правую или левую);
  • задержка интеллектуального развития;
  • отклонения в психическом развитии;
  • характерная походка (выпрямленная нога при согнутой руке);
  • возможны приступы эпилепсии.

В какой-то мере детей с данным видом ДЦП можно обучать, но от сверстников они будут заметно отставать. Гемиплегия возникает после перенесенных инфарктов головного мозга, кровоизлияний в мозг. Поражены кора и подкорковые структуры, которые отвечают за двигательную активность.

Гиперкинетический вид заболевания

Гиперкинетическая форма (дискинетическая форма) ДЦП имеет следующие признаки:

  • непроизвольные движения конечностей;
  • неправильная постановка ног;
  • нарушения правильной позы позвоночника;
  • медленные движения;
  • судороги;
  • нарушение речи.


Причина – гемолитическая болезнь, осложненная ядерной желтухой. Поражены подкорковые структуры.

Атаксическая форма

Атонически-астатическая форма (атаксическая) ДЦП:

  • тонус мышц понижен;
  • ярко выражены сухожильные рефлексы;
  • часты случаи нарушения речи;
  • координация движений нарушена полностью;
  • отсутствует чувство равновесия;
  • возможно сопутствующее заболевание – олигофрения;
  • дефекты интеллектуального развития;
  • нарушение речевой деятельности.

Причина заболевания – родовая травма, гипоксия, ишемия. Поражен мозжечок.

Классификация по МКБ-10

Согласно международной классификация МКБ-10 существуют некоторые уточнения, дополняющие классификацию ДЦП Семёновой, они касаются локализации поражения. Итак:

  • спастический тип, подразделяется в свою очередь на гемиплегию, диплегию, моноплегию, квадриплегию.
  • гиперкинетический тип.
  • атактический тип.
  • сочетательный тип.

Некоторые признаки детского церебрального паралича хорошо заметны с самого рождения. Но окончательный диагноз врач выставляет после проведения всех необходимых исследований в течение первых двух лет жизни ребенка. В случаях, когда симптомы выражены слабо, диагноз поставят, когда малышу исполнится 5 лет.

Чтобы поставить точный диагноз, врача необходимо провести некоторые исследования по изучению:

  • двигательных возможностей ребенка;
  • нарушений мышечного тонуса;
  • уровня психического развития;
  • степени умственного развития;
  • тщательно изучить историю болезни;
  • провести дополнительные диагностические исследования.


Стадии прогресса

Детский церебральный паралич по характеру симптомов имеет три стадии:

  1. Первые симптомы начинают проявляться у малыша в возрасте до пяти месяцев. Это ранняя стадия. На данном этапе фиксируют явные отклонения в физическом развитии ребенка, которые могут выражаться в следующем – малыш не держит головку, не следит за предметами, не тянется за ними рукой, преимущественно активна только одна рука, либо действенны только руки при меньшей подвижности нижних конечностей. Все эти симптомы на раннем уровне обычно не бросаются в глаза, хотя в отдельных случаях, уже и в этот период могут хорошо просматриваться. На этой стадии малышу назначают лечение, в основном, оно включает в себя массаж и лечебную физкультуру.
  2. Вторая стадия – начальная, патология еще не зафиксирована, но уже выражена более явно. Тонус мышц очень слабый либо наоборот, повышен. Возраст – до трех лет.
  3. Третья стадия – поздняя. Патология зафиксирована и хорошо заметна, сформированы особенности умственного и психического развития. Возраст – старше трех лет.

Диагностический подход


Довольно сложно диагностировать заболевание на раннем этапе жизни малыша. И все же, начальные симптомы начинают давать о себе знать уже с первых месяцев жизни. Главное – не упустить момент и вовремя их распознать.

Спастическая форма заболевания может диагностироваться уже в первом полугодии жизни ребенка. Эта форма имеет характерные проявления, которые хорошо определяются в самые первые месяцы: повышенный мышечный тонус в сочетании с патологическими рефлексами.

Гемиплегия проявляется в возрасте 5 – 7 месяцев.

Атонически-астатическая форма ДЦП становится более явной после семи месяцев. Дифференциальная диагностика этой формы довольно осложнена, по причине схожести ее симптомов с симптомами других заболеваний.

До шестимесячного возраста у малыша можно не заметить никаких нарушений, и лишь по мере его роста постепенно проявляются симптомы. Чаще всего они связаны с нарушениями психического развития, возникают неврологические расстройства. У ребенка возникают вспышки необоснованной агрессии, повышенная возбудимость. Имеются речевые расстройства, двигательные нарушения, потеря равновесия.

Гиперкинетическая форма заболевания определяется несколько позже – к началу второго года жизни.

Дополнительную диагностику проводят, используя следующие инструментальные методы:

  • компьютерная томография мозга;
  • энцефалография;
  • ультразвуковое исследование мозга;
  • электромиография;
  • краниография и др.

Результаты исследования позволяют получить информацию о глубине изменений нервной системы, определить степень и тяжесть поражения того или иного участка головного мозга, выявить другие нарушения.

Для постановки диагноза ДЦП достаточно наличия специфических двигательных расстройств у ребенка на начальном этапе развития болезни. В качестве дополнительных мер исследования делают МРТ головного мозга, которое позволяет оценить тип повреждения и определить конкретное место поражения головного мозга.

Такое исследование необходимо для того, чтобы исключить наличие иных заболеваний со схожей симптоматикой. В этих же целях проводят дифференциальную диагностику.

Детский церебральный паралич – не прогрессирующее заболевание, его симптомы не увеличиваются со временем, а состояние больного со временем не ухудшается. Если же происходит обратное, то, скорее всего, заболевание имеет иную природу.

Такие же симптомы, как и у детского церебрального паралича, имеют следующие заболевания:

  • поражения головного мозга травматического и нетравматического характера;
  • ранний аутизм;
  • фенилкетонурия;
  • поражения спинного мозга;
  • шизофрения и т.п.

Распространенность различных форм нарушения

Детский церебральный паралич является распространенным заболеванием. По примерным подсчетам, на одну тысячу здоровых детей приходится до 3 больных ДЦП. Если рассматривать данные по распространенности форм ДЦП, то можно отметить, что

  • среди всех форм лидирует спастическая диплегия,
  • второе место – гемипаретическая форма,
  • третье — двойная гемиплегия,
  • четвертое – атонически-астатическая форма,
  • и, наконец, пятое место по распространенности ДЦП имеет гиперкинетическая форма заболевания.


Гиперкинетическая форма ДЦП — удел девочек

Мальчики гораздо чаще страдают спастической диплегией и двойной гемиплегией, у девочек чаще встречается гиперкинетическая форма ДЦП.

Если сравнивать общее соотношение мальчиков и девочек с диагнозом ДЦП, то получается, что мальчики составляют 58,1 %, девочки – 41,9 %.

Детский церебральный паралич – неизлечимое заболевание, но это не значит, что его лечением не нужно заниматься вовсе.

Больным необходима помощь и врачей, и педагогов, для того, чтобы они могли достичь максимально возможных при данном заболевании положительных результатов и могли по мере и возможностям адаптироваться к окружающей среде. В этих целях, необходимо как можно раньше выявить заболевание и начать его лечение.















480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ', MOUSEOFF, FGCOLOR, '#FFFFCC',BGCOLOR, '#393939');" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Зайцева Надежда Владимировна. Функциональные асимметрии при детском церебральном параличе в раннем онтогенезе : Дис. . канд. биол. наук : 03.00.13 : Краснодар, 2003 180 c. РГБ ОД, 61:04-3/123-6

Содержание к диссертации

Глава I. Межполушарная асимметрия мозга в раннем онтогенезе (обзор литературы) 10

1.1. Возрастные особенности межполушарной асимметрии мозга 11

1.2. Функциональные асимметрии у больных ДЦП 18

1.3. Межполушарное взаимодействие в двигательной сфере 27

Глава II. Контингент, организация и методы исследования 37

2.1. Контингент и организация исследования 37

2.2. Методы исследования 38

2.2.1. Тестирование ИПА 38

2.2.2. Антропометрия 40

2.2.3. Оценка состояния ЦНС и нервно-мышечного аппарата 41

2.2.4. Показатели высшей нервной деятельности 42

2.2.5. Анализ историй болезни 45

Глава III. Функциональная межполушарная асимметрия у детей, больных ДЦП 47

3.1. Структура распределения латеральности 48

3.2. Степень межполушарной асимметрии 50

3.3. Варианты профиля межполушарной асимметрии 55

3.4. Динамика ИПА в процессе лечения 58

Глава IV. Особенности моторных асимметрий и латеральный фенотип 62

4.1. Функциональная асимметрия рук 63

4.2. Функциональная асимметрия ног 71

4.3. Морфологическая асимметрия конечностей 77

4.4. Динамика в процессе реабилитации 79

Глава V. Межполушарное взаимодействие при произвольных движениях 83

5.1. Билатеральная координация движений 84

5.2. Двигательные синкинезии 89

5.3. Физиологическое обоснование коррекции нарушений развития мелкой моторики рук 97

Глава VI. Особенности высшей нервной деятельности детей с различными формами ДЦП 103

6.1. Нейропсихологические характеристики 103

6.2. Психометрические характеристики 111

6.3. Анализ результатов клинико-функционального обследования 116

6.4. Влияние коррекции нарушений развития мелкой моторики рук на высшую нервную деятельность 119

Практические рекомендации 139

Введение к работе

Актуальность темы. Проблема функциональной асимметрии мозга -одна из центральных в современной физиологии, биологии, психологии, медицине (В.П.Леутин, Е.И.Николаева, 1988; В.Л.Бианки,1989; Г.А.Кураев и др., 1996; Е.Д.Хомская и др., 1997; Е.М.Бердичевская,1999; М.М.Безруких и др.,2002; McManus et al.,1988 и др.). В настоящее время она решается не только с позиций специализации функций гемисфер, но и в аспекте межпо-лушарных взаимодействий, что позволяет приблизиться к пониманию инте-гративной деятельности мозга (Ю.В.Малова,1991; И.В.Соболева и др.,2001б; В.А.Москвин,2002а; Brain Asymmetry, 1995). Исследования последних лет свидетельствуют, что профиль межполушарной асимметрии играет важную роль в формировании индивидуально-типологических особенностей человека. Они являются основой моторного, вегетативного, гормонального, иммунного и психологического профиля индивидуума, его работоспособности и адаптационных резервов (К.Д.Чермит,1992; Л.А.Жаворонкова,1999; А.В.Чер-носитов,2000; Т.Я.Абрамова, В.В.Абрамов,2001; В.Ф.Фокин,2002; Cook, 1984, 1986). Однако данные относительно здоровых детей периода раннего онтогенеза единичны (Е.М.Бердичевская и др., 1996; Ю.А.Зузик,1999).

ДЦП — распространённое неврологическое заболевание, сочетающее в этиологии, патогенезе и клинике пре- и перинатальное органическое поражение нервной системы, а также связанные с ним дефекты моторного, сенсорного и интеллектуального развития (К.А.Семёнова, 1999; Л.М.Щипицина, И.И.Мамайчук,2001; Е.П.Ильин,2003; Eliasson et al.,1995). Форма ДЦП определяется характером, локализацией и объёмом поражения ЦНС, а также спецификой адаптивно-компенсаторных резервов (И.Г.Преображенская и др., 1997; Т.Г.Шамарин, Г.И.Белова, 1999; О.Г.Шейнкман,2000; Ito et al.,1997).

Проблема влияния локализации мозговой деструкции на развитие детей, больных ДЦП, давно привлекала внимание медиков (К.А.Семёнова, Т.Г.Шамарин, 1976; Э.С.Калижнюк, А.Г.Федорук,1985; А.Б.Яворский, 1996; Rose et al.,1994), но специальные исследования, особенно в отношении ран-

них этапов онтогенеза и в связи с профилем латеральной организации мозга, до настоящего времени практически отсутствуют. Вместе с тем, знание возрастных особенностей формирования функциональной асимметрии мозга и их отражения в развитии функций организма при раннем поражении ЦНС важно при выборе адекватных методов диагностики и реабилитации у детей с различными формами ДЦП.

Анализ нарушений функций у больных ДЦП, возникающих при лате-рализованной или симметричной дефицитарности правого или левого полушарий одних и тех же мозговых структур, способствует также решению фундаментальных вопросов, связанных с общими принципами развития деятельности мозга в онтогенезе, компенсацией и взаимозаменяемостью функций ЦНС, формированием межполушарных отношений (Г.А.Кураев, Л.Г.Сороко-летова,1996; С.А.Немкова и др.,2001; Geschwind,1982).

Цель работы: исследование закономерностей формирования функциональной межполушарнои асимметрии и межполушарного взаимодействия в раннем онтогенезе, а также их роли в развитии моторики и высшей нервной деятельности детей, больных церебральным параличом.

Изучить формирование межполушарнои асимметрии у детей периода I детства, больных церебральным параличом, в сравнении со здоровыми сверстниками и в зависимости от локализации патологического очага в ЦНС.

Исследовать моторные асимметрии и межполушарное взаимодействие в двигательной сфере, а также их связь с латеральной организацией мозга у больных различными формами ДЦП в раннем онтогенезе.

Оценить уровень развития высшей нервной деятельности у больных различными формами ДЦП и его взаимосвязь с латеральным фенотипом.

Физиологически обосновать влияние коррекции нарушений развития мелкой моторики рук больных детей на двигательные функции и высшую нервную деятельность.

7 Научная новизна. Впервые у детей дошкольного возраста, больных

различными формами ДЦП, выявлены, по сравнению со здоровыми сверстниками, в зависимости от профиля латеральной организации мозга и в процессе специализированного санаторного лечения:

закономерности формирования функциональной асимметрии мозга, варианты сенсорного и моторного доминирования, ИПА в целом;

отличия функциональных двигательных асимметрий верхних и нижних конечностей, их зависимость от топики патологического очага в геми-сферах, структуры и координационной сложности произвольных моторных актов; проведена оценка характера и степени нарушений моторики нижних конечностей с помощью инструментальных методов исследования;

особенности внутри- и межполушарного взаимодействия в двигательной сфере при исследовании билатеральных координации и патологических синкинезии; прослежены корреляционные связи между показателями уни- и билатеральной моторики;

специфика развития высшей нервной деятельности;

и физиологически обосновано позитивное влияние коррекции нарушений развития мелкой моторики рук на двигательные функции и проявления высшей нервной деятельности организма.

Основные положения, выносимые на защиту:

Ранняя пре- и постнатальная патология ЦНС предопределяет специфику формирования функциональной межполушарной организации мозга у детей дошкольного возраста, больных церебральным параличом. Характер и степень асимметрии гемисфер зависят от локализации очага повреждения и изменяются в процессе реабилитации.

Развитие морфофункциональных двигательных асимметрий у детей дошкольного возраста, больных церебральным параличом, отличается от здоровых сверстников и определяется формой заболевания, структурой и координационной сложностью моторных актов, латеральным фенотипом.

3. Особенности межполушарного взаимодействия в двигательной сфере

при церебральном параличе в раннем онтогенезе зависят от локализации патологического процесса и профиля межполушарной асимметрии.

Раннее органическое повреждение мозга при церебральном параличе приводит к формированию дисбаланса межполушарных взаимоотношений и, как следствию, комплексу дефектов высшей нервной деятельности, который детерминирован формой заболевания и профилем асимметрии мозга ребенка.

Физиологически обоснованная коррекция нарушений мелкой моторики рук у больных ДЦП способствует развитию внутри- и межполушарных

^ связей, стимулируя реабилитацию моторики и высшей нервной деятельности

в раннем онтогенезе.

Научно-практическая значимость. Выполненное исследование отличается теоретической значимостью, так как вносит вклад в решение актуальной научной задачи по проблемам возрастной физиологии ЦНС и произвольных движений в аспекте выяснения закономерностей формирования функциональной межполушарной асимметрии и межполушарных взаимосвя-

% зей на ранних этапах онтогенеза и их роли в развитии двигательных функций

и высшей нервной деятельности при ДЦП.

9 Внедрение полученных результатов. По результатам диссертации

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 180 страницах компьютерного текста, иллюстрирована 31 рисунком и 13 таблицами. Библиография включает 312 наименований, в том числе 81 иностранный источник.

Возрастные особенности межполушарной асимметрии мозга

Асимметрия больших полушарий головного мозга определяет характер периферических асимметрий. Их условно подразделяют на моторные, сенсорные и психические (Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1988). Характеристика моторной и сенсорной асимметрии у взрослых широко представлена в отечественных и зарубежных литературных источниках (Е.Д.Хомская и др., 1997; В.О.Чибис,1997; Annett,1990). Единичные наблюдения о взаимодействии двигательной деятельности детей и ФМА описаны применительно к школьному возрасту (В.Ю.Вильдавский, М.Г.Князева, 1989; В.П.Леутин и др., 1997; Hebben et al.,1981). Однако данные о специфике моторных, сенсорных и психических асимметрий и их сочетаний — индивидуальном профиле асимметрии — в дошкольном возрасте, а также закономерности их становления в раннем онтогенезе практически отсутствуют.

По мнению Г.А.Вартаняна и Б.И.Клементьева (1988), право-левые различия возникают очень рано, возможно до оплодотворения яйца, в их формировании признается неоспоримым участие генома по материнской линии. Предполагается существование гена с двумя аллелями, контролирующими сторону доминирующей руки и локализации центра речи у человека, причем доминантные аллели определяют расположение центра речи в правом полушарии и контралатеральный моторный контроль, рецессивные аллели — наоборот (Levy, Nagilaki,1972).

Упоминается об участии половых гормонов в формировании асимметрии мозга, связь с различной рецепцией эстрогенов клетками неокортекса правого и левого полушарий на стадиях функционального созревания мозга, причем если у новорожденных самок крыс удалить яичники, то мозг развивается по мужскому типу с доминированием размеров правого полушария (Diamond et al.,1981; Sandhu et al.,1986). В соответствии с комбинированной гипотезой Marx (1982) возникновение левшества обусловлено чрезмерной экспрессией гена, детерминирующего высокое содержание тестостерона в организме плода, с чем связано замедление темпа роста левого полушария по сравнению с правым (Tan, 1995). Вместе с тем имеются данные о средовых влияниях. Степень и характер функциональной асимметрии закономерно изменяются с возрастом, под влиянием специального переучивания, в результате многолетних занятий спортом (Е.Б.Сологуб, В.А.Таймазов,2000).

В онтогенезе наблюдается постепенное развитие латерализации моторных функций. Нет единства мнений о сроках становления моторной асимметрии. Так, ирландские ученые McCartney и Неррег (1999) установили асимметричное поведение плода в раннем пренатальном периоде. В интервале от 12 до 27 недель беременности 83,3% плодов производят значительно большее число движений правой рукой, чем левой. Ряд авторов считает, что становление моторной асимметрии варьирует от нескольких месяцев до 4 — 5 лет (Б.Г.Ананьев,1968; Чермит,1992; Subirana,1969). Б.Г.Ананьев (1969) считает, что двигательная асимметрия в процессе онтогенеза может менять знак и проявлять нестабильность до 2 - 4 лет. М.М.Безруких и М.Г.Князева (1994) указывают, что определение доминирования одной из рук возможно в раннем возрасте: в 17 дней - по силе, с которой младенцы сжимают кулачки; в несколько месяцев - по времени удержания погремушки; в 3 месяца — по более раннему торможению рефлексов новорождённых на доминирующей стороне. Однако тот же автор не исключает возможность смены доминирования левой руки на правую в 4 - 5 месяцев (М.М.Безруких, 1998). По данным McManus et al. (1988), среди детей 2 лет 33% составляют праворукие, 13% - леворукие, у 54% моторная асимметрия отсутствует. К.Д.Чермит (1992) выделяет следующие периоды становления мануальных предпочтений: неустойчивой симметрии (3-5 месяцев); неустойчивой правосторонней асимметрии (5-7 месяцев); формирования устойчивой правосторонней асимметрии (7 месяцев — 4 года); устойчивой правосторонней асимметрии (4-6 лет). McManus et al. (1988) считают, что формирование генетически детерминированной асимметрии продолжается до 5-летнего возраста.

Асимметрия при выполнении точностных и скоростных движений достигает максимума к 6 - 7 годам (П.Н.Ермаков, 1988). При этом 90% детей становятся праворукими, 6% - леворукими, 4% — амбидекстрами (равноруки-ми) (Е.М.БердичевскаяД998). В монографии В.П.Леутина и Е.И.Николае-вой (1988) указано, что доля леворуких детей и взрослых может колебаться от 1 до 30 %, составляя в среднем 3 - 7 %. Столь большой разброс данных связывают с возрастом матери, сезоном зачатия, регионом проживания и полом ребенка (В.П.Леутин и др.,1997; З.Стоянов и др.,1998; В.В.Аршавс-кий,1998, 2000). Частота рождаемости левшей резко возрастает, когда возраст матери превышает 35 — 40 лет, зачатие произошло в неблагоприятные периоды года с экстремальными природными условиями. Эти факты подтверждают существенную роль средовых факторов в реализации генетической предрасположенности (Е.Б.Сологуб, В.А.Таймазов,2000).

Показатели высшей нервной деятельности

Для оценки конструктивного праксиса применяли тест на время, необходимое для разбора и сбора пирамиды из 10 колец каждой рукой (К.А.Семёнова, 1999). Дети демонстрировали способность выполнять сложно координационное движение: захват предмета пальцами и возможность его выпускания. Тест свидетельствует о функциональных возможностях корковых моторных центров, контролирующих произвольные двигательные функции.

Уровень умственной работоспособности определяли путем применения корректурных таблиц, специально модифицированных для детей дошкольного возраста (Н.Т.Терехова, 1977). Дозирование времени выполнения задания, с учетом адекватности возрастным особенностям детей, позволяет объективизировать уровень внимания, работоспособность и утомляемость (В.М.Краснопевцев,1991). Использовали таблицы с различной последовательностью чередования фигур: круга, квадрата, звезды, флажка и др. (приложение 2). В течение двух минут дети проставляли в трех фигурах согласно предварительной инструкции соответствующие знаки: плюс, минус или точку. Фигуры варьировали в зависимости от возраста (Г.А.Урунтаева, Ю. А.Афонькина, 1995).

Степень межполушарной асимметрии

При спастической диплегии чаще, чем у здоровых сверстников, отмечались случаи сильного левшества (в 2,5 раза), но реже - амбидекстры (в 1,3 раза) и дети с сильным правшеством (в 1,2 раза). Число детей с полным правшеством было стабильным.

Функциональная асимметрия рук

Показано, что для детей, больных ДЦП, независимо от формы заболевания, программной и координационной сложности двигательного акта, характерен низкий уровень развития двигательных возможностей правой и левой руки по сравнению со здоровыми сверстниками (р 0,05, приложение 5).

Характер двигательных нарушений отражал специфику локализации патологического процесса в ЦНС в зависимости от формы ДЦП.

Степень асимметрии зависела от формы ДЦП и специфики двигательного теста. При спастической диплегии в большинстве тестов ее величина сохранялась на уровне, присущем здоровым детям, несмотря на существенное фоновое снижение двигательных резервов обеих рук. Для статической выносливости асимметрия уменьшалась до 5% (р 0,05).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.