Повышение температуры у детей с дцп

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Дети, страдающие ДЦП, очень чувствительны к изменению внешних метеорологических условий, поэтому климатотерапию назначают очень осторожно и только после акклиматизации на курорте, т. е. приспособления организма к новым климатическим условиям.

Период акклиматизации необходим ребенку и для приспособления его к новым окружающим его условиям жизни, к новому режиму дня, питания и др. Этот период называют еще климатической адаптацией (Е. Вайнер, 1967).

Общей закономерностью процесса акклиматизации является фазность изменения реактивности организма. В. Ф. Овчарова (1964) выделяет 3 фазы:

1-я связана с новой обстановкой и характеризуется заторможенностью ЦНС и снижением работоспособности;

2-я — характеризуется преобладанием процессов возбуждения, усилением функции дыхания и кровообращения;

3-я — фаза выравнивания — характеризуется такой перестройкой функционального состояния организма, при которой наблюдается повышение общей устойчивости организма. Именно 3-я фаза характеризуется оздоравливающим влиянием климатических процедур (Н. М. Воронин, 1969).

У больных ДЦП нередко переезд в новые условия (санаторий), изменение климата вызывает неблагоприятный реакции, нарушающие обычную функцию организма. Именно поэтому начальный период пребывания больного в санатории требует пристального внимания и изучения состояния здоровья ребенка, его реакции.

Обычно период акклиматизации длится 3—5 дней.

Наш опыт работы и данные литературы (Л. Ю. Василенко и соавт., 1979) показали, что у детей с ДЦП наблюдаются сезонные изменения акклиматизационных реакций. В жаркое время года они труднее и дольше приспосабливаются к новым условиям. Период акклиматизации длительнее у ослабленных детей. Чем меньше ребенок, тем дольше он приспосабливается к новым условиям.

Климатические условия курортов, расположенных в разных климато-географических зонах, оказывают различное влияние на организм ребенка, но все они при правильном применении способствуют наиболее эффективному лечению. Неправильное использование природных богатств курорта, их передозировка, особенно в первые дни пребывания в санатории, может оказать отрицательное влияние.

Один из разделов медицинской климатологии, т. е. науки, изучающей особенности климата и погоды с точки зрения их влияния на организм, использует метеорологические факторы для профилактики и лечения больных, определяет их дозировку и правила приема.

Климатотерапия может проводиться в виде аэротерапии (лечения воздухом), гелиотерапии (лечение солнцем) и водных процедур.

Аэротерапия — основа климатолечения. Это использование воздействия открытого свежего воздуха для лечения и закаливания организма. Формы аэротерапии разнообразны: 1) длительное пребывание (включая сон) на открытых верандах; 2) нахождение в хорошо проветриваемом помещении (сон при открытых окнах); 3) пребывание на берегу водоема (море, лиман), воздух которого насыщен солями, озоном, фитонцидами водорослей; 4) максимальное пребывание ребенка на воздухе (прогулки и малоподвижные игры); 5) воздушные ванны — дозированное действие свежего воздуха на больного.

Положительное физиологическое действие аэротерапии на больных ДЦП объясняется повышенным снабжением организма кислородом, а также влиянием различных факторов внешней среды (температуры, влажности, давления и скорости движения воздуха, электрическое состояние атмосферы и пр.).

Вдыхание чистого воздуха способствует появлению более глубоких дыхательных движений, улучшению вентиляции альвеол легких. Повышение насыщения крови кислородом приводит к увеличению поступления его во все ткани, включая ЦНС (В. Г. Бокша, 1968). Наши данные показали, что при этом замедляется скорость тока артериальной крови, что является одним из показателей улучшения функции сердечно-сосудистой системы.

При аэротерапии наблюдают 2 фазы действия: 1-я —в результате длительного раздражения воздухом кожных рецепторов открытых частей тела и нервных окончаний слизистых оболочек верхних дыхательных путей происходит эффект охлаждения, под влиянием которого стимулируется обменный процесс. При длительном охлаждении (передозировка) наступает 2-я фаза холодового воздействия, противоположная 1-й, при которой наблюдается угнетение всех жизненных функций. При использовании аэротерапии вторая фаза холодового воздействия недопустима.

Под влиянием аэротерапии совершенствуются механизмы терморегуляции, повышается устойчивость организма к охлаждению и другим факторам внешней среды.

Дозированное воздействие свежего воздуха назначают в виде воздушных ванн. Ребенка раздевают совсем или частично. Проводят воздушные ванны на берегу в тени, под тентом, в климатопавильонах, в дендрариях, на верандах; в холодное время года — в хорошо проветриваемых комнатах. Места отпуска воздушных ванн должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей.

Круглосуточная аэротерапия в теплое время года считается щадящим методом климатолечения и показана всем больным. Она должна быть непрерывной, чтобы выработать и поддерживать динамический стереотип охлаждения.

Прогулки на свежем воздухе, подвижные и малоподвижные игры на воздухе тоже являются компонентами щадящей аэротерапии.

В зависимости от солнечной радиации, физико-географических условий периодически (суточно и сезонно) изменяется температура воздуха. На человека влияет взаимодействие ряда факторов. Так, например, ветер в жаркое, время года воспринимается приятно, так как усиливает кожное испарение, а в холодное время повышает теплоотдачу организма и приводит иногда к переохлаждению. Если небольшой ветер оказывает тонизирующее влияние, то сильный ветер затрудняет дыхание, раздражает нервную систему. При проведении аэротерапии необходимо учитывать все метеофакторы, воздействующие на человека. При правильной дозировке воздушных ванн достигают высокой степени закаливания организма. Наши наблюдения показали, что дети, получающие регулярно воздушные ванны, меньше болеют интеркуррентными заболеваниями, лучше переносят санаторное лечение. Уменьшается разница кожной температуры на открытых и закрытых участках тела, что свидетельствует о совершенстве терморегуляторного механизма ребенка.

Больным ДЦП рекомендуют начинать воздушные ванны при температуре воздуха не ниже 22—24 °С при полном безветрии. Через несколько дней температура воздуха может быть и ниже (19—21 °С), а скорость ветра — до 3 м/с. Ослабленным детям с тяжёлыми проявлениями заболевания, при наличии расстройств терморегуляции первые воздушные ванны проводят при частично обнаженном теле. Продолжительность первых 2—3 воздушных ванн должна быть не более 20—30 мин. При хорошей переносимости длительность их постепенно увеличивают на 15—25 мин и доводят до 1—1,5—2 ч.

При приеме общих воздушных ванн следует менять положение тела. Вся поверхность кожи (живот, спина, боковые части туловища) должны подвергаться равномерному воздействию воздуха.

Лучшее время для приема воздушных ванн — утренние часы, когда воздух более чист.

Воздушные ванны хорошо сочетать с различными гимнастическими упражнениями и спортивными играми на воздухе. При приеме ванн в прохладное время необходимо применение физических упражнений, которые увеличивают выработку тепла организмом. Количество упражнений, число их повторений, темп выполнения зависят от температуры воздуха, скорости ветра, закаленности больного. Воздушные ванны должны вызывать прилив бодрости, хорошего самочувствия, силы, здоровья, устранять усталость, улучшать сон и аппетит.

Воздушные ванны нельзя принимать при остро протекающих и сопровождающихся лихорадкой заболеваниях, гнойных и воспалительных процессах. Гелиотерапия — это использование солнечных ванн с лечебной и профилактической целью. Она является мощным средством профилактики и лечения ряда заболеваний. Физиологическое действие солнечных лучей объясняется воздействием на человека ультрафиолетовых (УФ) и инфракрасных (ИК) лучей. ИК-лучи поглощаются тканями на глубину от 4 мм до 4 см и оказывают в основном тепловое воздействие. УФ-лучи не проникают глубже 0,1 мм, но механизм их воздействия более сложен и приводит к химическим изменениям в тканях.

Т. В. Карачевцева (1967) доказала эффективность применения УФ-лучей в профилактике и лечении заболеваний у детей. Повышается сопротивляемость организма, невосприимчивость к различным инфекциям и простудным заболеваниям, стимулируется рост соединительной ткани, нормализуется обмен веществ и др.

Реакция организма на гелиотерапию является результатом сочетанного действия ИК- и УФ-лучей. При проведении гелиотерапии необходимо помнить, что действие солнечных лучей проявляется только через несколько часов.

Больные ДЦП очень чувствительны к солнечным лучам, поэтому гелиотерапию проводят очень осторожно и строго дозированно. В первые дни пребывания ребенка в санатории ее не рекомендуют использовать. Начинать (а иногда проводить и весь курс лечения) следует с местных солнечных ванн, т. е. подвергать действию солнечных лучей только отдельные участки тела.

Наилучшим способом отпуска гелиотерапии является калориметрический способ. Начинают с 10 кал, ежедневно увеличивают на 5 кал, доводя до 40 кал.

При отсутствии калориметра солнцелечение дозируется минутами. Начинать надо с 2 мин на каждую сторону тела, прибавляя ежедневно 1—2 мин, но не более 20—30 мин общего обучения. К полудню интенсивность солнечной радиации нарастает.

Для получения лечебного эффекта гелиотерапию следует применять регулярно, строго дозированно, постепенно увеличивая время солнечного облучения.

Солнечные, как и воздушные, ванны следует принимать не ранее 30—40 мин после легкого завтрака и через 1—1,5 ч после обеда. Солнцелечение принимают лежа на кушетке или песке с подстилкой, голова приподнята и защищена щитком от прямых лучей солнца.

Лучшее время для приема солнечных ванн с 8.00 до 11.00 и с 16.00 до 18.00 (май — сентябрь). Во время солнцелечения необходимо пользоваться цветными (дымчатыми) очками. Нужно всегда помнить, что передозировка солнечных облучений очень опасна: может быть солнечный удар, ожоги, а у детей с ДЦП — судороги, гипертензивный синдром. Во время солнечной ванны человек не чувствует сразу отрицательного влияния солнечных лучей. При передозировке через несколько часов после облучения появляются головокружение, тошнота, рвота, головная боль, шум в ушах, озноб и др. Покраснение и болезненность кожи (выраженная эритема) являются первыми признаками передозировки. В этих случаях солнцелечение необходимо немедленно прекратить.

Местные солнечные ванны назначают с целью уменьшения общей лучевой нагрузки и максимального воздействия на определенные участки кожи, рефлекторные зоны, а также для подготовки организма к приему общих солнечных ванн.

При общих ваннах все тело облучается прямыми, рассеянными и отраженными солнечными лучами. Голова ребенка всегда должна быть защищена от воздействия солнечных лучей.

Солнечные ванны рассеянной радиации еще более щадящие и рассчитаны на воздействие только рассеянной радиации, идущей от небосвода. Полностью исключается облучение прямыми лучами. Достигается это с помощью тени деревьев или стены дома.

Нужно помнить, что лечение больного ДЦП должно быть комплексным. Так, на курорте назначают препараты и центрального, и периферического холинолитического действия, которые создают благоприятный фон для проведения занятий по лечебной физкультуре.

Обязательным является проведение консервативных, а при необходимости и оперативных ортопедических методов лечения (Е. П. Меженина, 1970; И. И. Мирзоева, 1974; А. Ф. Каптелин, 1976; И. Г. Герцен, 1979; И. И. Талько, 1980).

Немаловажное значение имеет правильное сочетание ЛФК с физиотерапевтическими процедурами (Е. П. Меженина, 1966, А. С. Мифтахова, 1977). Целесообразно назначение перед лечебной гимнастикой курса импульсного тока по Семеновой (1968), а при коррекции речевых нарушений рекомендуется применение модулированных синусоидальных токов низкой частоты по методике Штеренгерца и Анашкина (1974). В ряде случаев назначается амплипульстерапия, магнитотерапия, лечение токами высокой частоты, миотон (Д. Д. Таривердиев, 1983).

Все лечебные мероприятия должны быть направлены на оптимальное осуществление реабилитации больного ребенка.

А. А. Корж (1978) подчеркивает, что реабилитация представляет собой целый комплекс различных мероприятий (медицинских, профессиональных, педагогических и др.), направленных на восстановление нарушенной функции и быстрейшее возвращение больного к активной общественной деятельности. Поэтому все мероприятия по реабилитации, проводимые методистом ЛФК, бальнеологом, должны сочетаться с методами воспитания и обучения ребенка.

Нельзя ограничиться лечением на курорте. Его необходимо проводить во внекурортных условиях. Только дли-, тельное, систематическое, регулярное этапное лечение обеспечит высокую эффективность и успех реабилитационных мероприятий.

Детская инвалидность ежегодно увеличивается на 10%. Во всем мире заболевания нервной системы у детей являются одной из ведущих причин, приводящих к инвалидности. Дети с ДЦП составляют 24% в структуре детской неврологической инвалидности.

Детский церебральный паралич — это один из самых тяжелых итогов перинатального поражения нервной системы.

Что такое ДЦП?

Детский церебральный паралич — это результат повреждения головного мозга, полученного во время беременности, родов и в течение первых 28 дней жизни малыша. Болезнь проявляется двигательными нарушениями, расстройством речи, психики и восприятия окружающего мира, которые не прогрессируют, но поддаются коррекции и восстановлению лишь частично.

Для современной медицины детский церебральный паралич — это сложное, трудно поддающееся лечению заболевание, несмотря на ее научные и практические достижения.

Факторы, способствующие развитию ДЦП

Воздействие на организм плода в период беременности:

  • наличие у матери тяжелых заболеваний, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие будущего ребенка;
  • осложнения течения беременности;
  • гипоксия, инфекции, токсины и другие факторы, которые могут стать причиной неправильного развития ребенка.

Факторы, оказывающие воздействие на малыша в момент родов:

  • асфиксия, возникшая в родах;
  • родовая травма.

Воздействие на ребенка в периоде новорожденности:

  • различные травмы;
  • отравление организма;
  • инфекции;
  • недостаток кислорода в организме ребенка.

Виды ДЦП

Формы ДЦП по клиническим проявлениям:

  1. Двойная гемиплегия.
  2. Спастическая диплегия, которую еще называют синдромом Литтля.
  3. Гемипаретическая или спастическая гемиплегия.
  4. Гиперкинетическая.
  5. Атонически-астатическая.

По течению болезни:

  1. Ранняя стадия. Развивается в первые четыре месяца жизни. Характеризуется тяжелым общим состоянием малыша, нарушением работы внутренних органов, вызванных сбоем нервной регуляции (подачи сигналов к действию от нервной системы к органам), повышением внутричерепного давления, нистагмом (непроизвольным движением глаз), судорогами и двигательными нарушениями.
  2. Начальная стадия (хронически резидуальная). Начинается с 5 месяцев и длится до 4-летнего возраста. Она протекает на фоне остаточных явлений после перенесенной патологии с формированием стойких неврологических нарушений.
  3. Поздняя резидуальная стадия (конечная). Стадия, когда окончательно сформировались неправильные двигательные стереотипы с контрактурами и деформациями.

  1. Легкая степень. При этой степени возможно самостоятельное передвижение и наличие навыков самообслуживание.
  2. Средняя степень. Детям требуется частичная помощь при передвижении и при самообслуживании.
  3. Тяжелая. Дети полностью зависят от окружающих их людей.

Существует еще одна классификация для оценки двигательных нарушений, возникающих при ДЦП. Это международная классификация моторных (двигательных) функций, мировой стандарт, которым пользуются во всем мире, чтобы оценить уровень двигательных нарушений у детей, учитывая их возможности и потребности в устройствах, помогающих передвигаться.

Эта классификация включает 5 уровней:

  1. Ребенок передвигается без помощи и не имеет никаких ограничений.
  2. Может передвигаться без помощи в пределах помещения.
  3. Ребенок передвигается, используя вспомогательные приспособления (ходунки, костыли).
  4. Передвигается на коляске. Самостоятельные движения ограничены.
  5. Передвижение сильно ограничено.

Детям третьего уровня необходимы специальные приспособления как для передвижения по дому, так и для передвижения по улице и в общественных местах.

Дети четвертого уровня могут сидеть, если их поддерживать, передвигаются они в коляске с электронным управлением.

Дети пятого уровня не могут сидеть и передвигаться без помощи или специальной технологии.

Кроме двигательных нарушений, у детей с ДЦП в 90% случаев имеются изменения в структуре мозга.

Различают две группы изменений.

  1. Гибель и разрушение клеток мозга.
  2. Нарушение, неправильное развитие мозга.

Для прогноза и составления реабилитационной программы особенно важно раннее выявление болезни. У большинства детей с ДЦП диагноз можно установить уже в первый год жизни.

Ранние проявления ДЦП

Первые признаки, позволяющие заподозрить развитие у ребенка ДЦП, можно заметить еще на первом году жизни.

  1. Замедленное развитие двигательной сферы, речи и психики малыша.
  2. Задержка или полное отсутствие угасания врожденных рефлексов.
  3. Задержка развития или полное отсутствие рефлексов, которые должны сформироваться совместно с двигательным развитием малыша первого года жизни.
  4. Нарушенный тонус мышц.
  5. Усиленные сухожильные рефлексы.
  6. Появление ненужных непроизвольных движений и мышечных сокращений (синкинезий).
  7. Формирование неправильных положений конечностей.

Для того, чтобы как можно раньше поставить диагноз, врач педиатр и врач невролог четко должны знать последовательность и уметь грамотно оценить нервно-психическое развитие малыша первого года жизни.

Двигательное развитие ребенка идет в определенной последовательности, при этом угасают врожденные рефлексы и формируются выпрямляющие рефлексы, ребенок учится держать равновесие. Именно нарушение своевременной последовательности развития является одним из самых ранних признаков ДЦП.

При оценке развития также нужно учесть, что темпы развития недоношенных детей на несколько месяцев отстают (в зависимости от степени недоношенности) от темпов развития доношенных.

Еще один ранний признак ДЦП — это нарушение тонуса мышц. Мышцы здорового новорожденного находятся в физиологическом гипертонусе (повышенный тонус), поэтому ручки и ножки у малыша всегда согнуты, а кулачки сжаты и их довольно трудно разогнуть и разжать. Это состояние сохраняется до 3 — 4 месяцев.

Если повышенный мышечный тонус сохраняется после 4 месяцев, это говорит о перинатальном поражении ЦНС (с 28 недели беременности до первой недели жизни) и угрозе развития ДЦП. Снижение мышечного тонуса у новорожденного также является признаком перинатального поражения ЦНС, однако у недоношенных детей она может считаться нормой первые несколько месяцев жизни.

Ранняя диагностика ДЦП возможна и должна проводиться для того, чтобы максимально раньше начать комплекс восстановительного лечения и предотвратить развитие тяжелых форм ДЦП, значительно уменьшить риск развития осложнений и инвалидизации.

Как проявляется детский церебральный паралич?

Клинические проявления ДЦП зависят от его формы.

Эта форма считается самой частой разновидностью ДЦП, она составляет 60 — 65 % среди всех случаев заболевания. Причем 70% детей страдающих спастической диплегией, родились недоношенными, а у более 70% имеется изменение в головном мозге в области желудочков (перивентрикулярные изменения).

Основные проявления спастической диплегии:

Эта форма составляет 15 — 18% из всех случаев ДЦП.

Частой причиной развития служит родовая травма. Гемипаретическая форма чаще развивается у доношенных и переношенных детей.

Основные проявления гемипаретической формы ДЦП приведены ниже.

  1. Неравномерно расширенные боковые желудочки, атрофия клеток полушарий головного мозга.
  2. Спастический гемипарез. Мышечный тонус и сухожильные рефлексы усилены только с одной стороны.
  3. Рука страдает больше, чем нога.
  4. Рука и нога на стороне поражения короче и худее (тоньше), чем здоровые.
  5. Нарушение походки, при которой нога на стороне поражения при передвижении на шаг будто описывает полукруг, в это время больная рука согнута в локте и прижата к телу. Такая походка называется гемипаретической или походкой Вернике-Манна.
  6. Искривление стоп и контрактуры на стороне поражения.
  7. У 35% больных из-за поражения головного мозга развивается эпилепсия (судорожные приступы).

Это форма чаще развивается в результате поражения головного мозга избыточным билирубином, который часто образуется при резус-конфликте крови матери и плода (у мамы отрицательный резус, а у плода положительный). У доношенных мозг поражается, когда уровень билирубина в крови достигает 428 мкмоль/л и выше, у недоношенных — 171 мкмоль/л и выше.

Также причиной развития этой формы может стать гипоксия (длительная нехватка кислорода у плода) как результат ишемии (нарушение кровообращения мозга).

Основные проявления гиперкинетической формы ДЦП сводятся к следующему.

  1. Гиперкинезы или непроизвольные движения и положения тела. Нарушение тонуса мышц: повышенный или пониженный тонус во всех мышцах, или дистония (различный тонус в разных группах мышц).
  2. Поначалу гиперкинезы возникают в языке в возрасте 2 — 3 месяцев, потом появляются на лице в 6 — 8 месяцев, а после двух лет они уже хорошо выражены. У таких детей наблюдается хорея (создается впечатление, что ребенок гримасничает и строит рожицы) и атетоз или медленная судорога. Все эти проявления усиливаются, когда ребенок волнуется, и исчезают во время сна.
  3. Наличие патологических и высоких сухожильных рефлексов.
  4. Нарушение вегетативной системы, что проявляется вегетативными кризами (непонятные, необоснованные приступы паники и страха), повышением температуры.
  5. Речь нарушена у 90% пациентов. Она невнятная, неразборчивая, невыразительная.
  6. Проблемы со слухом в виде нейросенсорной тугоухости наблюдаются у 30 — 80% пациентов.

В раннем возрасте составляет 10 — 12%, в старшем встречается у 0,5 — 2%.

При этой форме поражаются лобные доли, мозжечок.

Основные проявления атонически-астатической формы ДЦП выражаются в обозначенных ниже симптомах.

  1. Снижение мышечного тонуса. Характерна распространенная мышечная гипотония с самого рождения.
  2. Нарушенная координация движений (атаксия), неспособность определить амплитуду движений (гиперметрия), дрожание конечностей или тремор.
  3. Нарушенное равновесие.
  4. Парезы.
  5. Объем движений в суставах увеличен, характерно переразгибание.
  6. Сухожильные рефлексы повышены.
  7. Нарушение речи наблюдается у 65 — 70% пациентов.

Эта форма является самым тяжелым вариантом ДЦП с неблагоприятным прогнозом. При ней изменения мозга ярко выражены, как и основные проявления.

  1. Выраженный тетрапарез: поражены обе руки и ноги, причем руки поражены больше.
  2. Тяжелые, грубые двигательные нарушения. Ребенок не в состоянии держать голову, фиксировать взгляд, переворачиваться, сидеть, руки и ноги практически не двигаются.
  3. Резко усилены сухожильные и тонические рефлексы, защитного рефлекса нет. Нарушена связь головного мозга с мышцами глотки, языка, мягкого неба и голосовыми связками, что проявляется нарушением речи, глотания и голоса. Все это проявления так называемого бульбарного псевдосиндрома. Также больных беспокоит постоянное слюнотечение.
  4. Страдает психическое развитие и интеллект. У детей наблюдается умеренная или тяжелая умственная отсталость.
  5. Речь отсутствует или значительно недоразвита.

При ДЦП помимо двигательных нарушений довольно часто развиваются осложнения, связанные с нарушением работы других органов и систем.

Осложнения ДЦП

1) Ортопедо-хирургические осложнения. К ним можно отнести нарушения тазобедренных суставов, искривление стоп, предплечий и коленных суставов.

2) Эпилептический синдром, проявляющийся приступами различных судорог, особенно часто наблюдается при гемипаретической форме.

3) Нарушения когнитивной сферы. К ним относятся нарушение памяти, внимания, интеллекта и речи.

Основные нарушения речи при ДЦП — это нарушение произношения или дизартрия, заикание, отсутствие речи при сохраненном слухе и интеллекте (алалия), задержка развития речи. Двигательные и речевые нарушения взаимосвязаны, поэтому каждая форма заболевания характеризуется специфическими расстройствами речи.

4) Нарушение зрения и слуха.

Лечение и реабилитация последствий детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич тяжело поддается лечению и чем позже установлен диагноз, тем меньше шансов на восстановление и коррекцию нарушений. Наиболее благоприятным диапазоном для комплексного лечения и коррекции считается возрастной период с месяца до трех лет и очень важно поставить диагноз и начать лечение именно в этом промежутке.

Основной комплекс восстановительного лечения ДЦП состоит из трех составляющих.

  1. Медицинской реабилитации, которая включает назначение лекарственных препаратов, лечебной физкультуры и массажа, использование специальных лечебно-нагрузочных костюмов и пневмокостюмов, физиолечения, ортопедическое и хирургическое лечение, лечение с использованием ортезов — приспособлений, которые помогают совершать правильные движения в суставах.
  2. Адаптации в социальной среде. Обучает детей ориентироваться, приспосабливаться и адекватно вести себя в обществе.
  3. Психолого-педагогической и логопедической коррекции, которая состоит из занятий с психологом, педагогом, логопедом, трудотерапии, обучения простейшим навыкам и занятий с семьей.

Из методов медицинской реабилитации чаще всего применяют кинезиотерапию или лечение движением, лекарственные препараты и физиолечение.

Это метод коррекции двигательных нарушений и уменьшения или устранения последствий малоподвижного образа жизни.

Виды упражнений, применяемых в кинезиотерапии.

  1. Гимнастические. Это упражнения, которые помогают развить мышечную силу, восстановить подвижность суставов, а также развить координацию движений. Они подразделяются на активные и пассивные; статические и динамические.
  2. Спортивно-прикладные. Этот вид упражнений применяют, чтобы восстановить сложные двигательные навыки.
  3. Лечебная гимнастика. Учит произвольно и дозировано напрягать и расслаблять мышцы, сохранять равновесие, нормализует мышечный тонус и помогает избавиться от синкинезий, повышает мышечную силу и восстанавливает двигательные навыки.
  4. Механотерапия. Различные упражнения с помощью тренажеров и специально предназначенных устройств.

Массаж нормализует функции организма, улучшает циркуляцию крови и лимфы, а также оптимизирует процессы окисления и восстановления в мышцах. У пациентов с ДЦП применяют различные методики массажа. Наиболее хороший эффект наблюдается после классического лечебного массажа, сегментарного массажа и массажа шейно-воротниковой зоны, кругового трофического и точечного массажа, седативного и тонизирующего массажа, а также массажа, проводимого по системе Монакова.

Метод ДПК устраняет патологическое (неправильное) положение, улучшает поддержку вертикального положения и двигательные функции. ДПК противопоказана до трех лет при заболеваниях позвоночника, тазобедренных суставов и в период обострения болезней.

Это необходимый компонент восстановительного лечения ДЦП.

Для лечения применяют несколько групп лекарственных препаратов.

  1. Нейротрофические и ноотропные препараты (Кортексин, Пантогам, Фенибут, Пикамилон).
  2. Препараты, которые улучшают кровообращение и микроциркуляцию мозга (Актовегин, Трентал).
  3. Препараты, которые улучшают обмен веществ в нервной ткани, оказывают рассасывающее действие и восстанавливают поврежденные клетки (Лидаза).
  4. Препараты, которые снижают внутричерепное давление (Диакарб).
  5. Противосудорожные препараты (Депакин).
  6. Препараты, которые нормализуют тонус мышц (Мидокалм, Прозерин).
  7. Витамины группы В и Аевит.

Эффект от лечения ботулотоксином более выражен при раннем начале. Самым оптимальным для ботулинотерапии считается возраст от 2 до 7 лет.

Целью физиолечения является увеличение работоспособности не разрушенных повреждающими факторами клеток нервной и мышечной систем, уменьшение боли и отека.

Виды физиолечения, применяемые при ДЦП:

  • электротерапия;
  1. Электрофорез с различными лекарственными препаратами, понижающими или повышающими тонус мышц, в зависимости от ситуации.
  2. Электростимуляция мышечных групп. Применяется расслабляющая или стимулирующая методика.
  3. Магнитные поля.
  • тепловые, согревающие процедуры (аппликации парафина и озокерита);
  • грязелечение (обертывания и грязевые ванны);
  • гидротерапия (бассейны, жемчужные ванны, водный массаж);
  • иглорефлексотерапия;
  • лечение природными факторами. Это санаторно-курортное лечение, назначаемое детям старше трех лет при соблюдении 2 условий: отсутствие судорог и повышенного внутричерепного давления.

Хирургическое лечение у пациентов с ДЦП часто применяется для устранения контрактур, искривления стоп и верхних конечностей.

Нейрохирургическое лечение обычно применяют для коррекции спастичности или высокого тонуса при ДЦП.

Это лечение с применением специальных приспособлений — ортезов, предназначенных для придания правильного положения опорно-двигательной системе и коррекции нарушений и искривлений. Примером ортезов являются шины и корсеты.

Важным компонентом комплекса реабилитаций последствий ДЦП является психолого-педагогическая коррекция.

Основные принципы психолого-педагогической коррекции.

  1. Комплексный характер, одновременная коррекция нарушений речи, психики и движений.
  2. Раннее начало коррекции.
  3. Логически последовательный принцип коррекционной работы.
  4. Индивидуальный подход к личности ребенка.
  5. Наблюдение и контроль динамики психоречевого развития.
  6. Совместная работа и единство проводимой коррекции с ребенком и его ближайшим окружением, то есть с семьей.

Важное значение в коррекционной работе уделяется сенсорному воспитанию, которое развивает полноценное восприятие ребенком окружающей действительности. Оно развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное), формируя у ребенка полное представление о свойствах окружающих его вещей и предметов.

  1. Развитие речевого общения и улучшение разборчивости произносимых слов.
  2. Восстановление нормального тонуса и движений речевого аппарата.
  3. Развитие голоса и речевого дыхания.
  4. Синхронизация дыхания, голоса и речи.
  5. Коррекция неправильного произношения.

Ранняя постановка диагноза ДЦП, адекватная и своевременная медико-социальная реабилитация и психолого-педагогическая коррекция значительно повышает эффективность комплекса восстановительной терапии. Результатом этого является снижение инвалидизации, успешная социальная адаптация и улучшение жизни пациентов с детским церебральным параличом.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.