Преодолении дизартрии у детей с дцп


Особенности логопедической работы по преодолению

дизартрических нарушений речи при ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_raboty_detey_s_dtsp.doc 86 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности логопедической работы по преодолению

дизартрических нарушений речи при ДЦП.

Знание особенностей речевых нарушений у детей с церебральным параличом позволяет сформировать основные положения, определяющие последовательность и систему коррекционно – логопедической работы при ДЦП.

Важно постоянно учитывать взаимовлияние речевых, двигательных и психических нарушений в динамике развития ребенка. Вследствии этого логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций. Таким образом осуществляется формирование речи как целостной психической деятельности.

Речевая терапия основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Сочетание логопедической работы с медицинскими мероприятиями (медикоментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК и др.) является важным условием комплексного воздействия специалистов медико – педагогического блока. Необходима согласованность действий логопеда – дефектолога, невропатолога, врача ЛФК и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза и медико – педагогической коррекции. Онтогенетически последовательное поэтапное логопедическое воздействие опирается на сохранные функции. Ориентиром в логопедической коррекции служит не календарный возраст ребенка, а уровень актуального речевого развития.

Необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Это связано с положением об анатомической близости корковых зон иннервации речевого аппарата с зонами иннервации речевого аппарата с зонами иннервации мышц рук, особенно кисти и большого пальца. Про ДЦП тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.

Очень важна стимуляция двигательно – кинестетического анализатора, что позволит сформировать управление артикуляционным праксисом (умение выполнять целенаправленные артикуляционный дейчтвия, развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребенок (кинестетическое ощущение артикуляционной позы). При этом необходима опора на другие анализаторы (на зрительный – при выполнении артикуляционных упражнений перед зеркалом; на слуховой - когда движения сопровождаются четкой речевой инструкцией).

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно – логопедической работы (индивидуальных, подгрупповых фронтальных).

Задачи логопедической работы.

Основная цель логопедической работы с детьми с ДЦП – развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими. Для реализации этой цели необходимо:

  1. Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях – нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата).
  2. Развитие речевого дыхания и голоса. Формировиние силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции.
  3. Нормализация просодической системы речи (мелодико – интонационных и темпо – ритмических характеристик речи).
  4. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.
  5. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
  6. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
  7. Нормализация лексико – грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющимся как дизартрической, так и алалической патологией речи или при задержке речевого развития).

Установив диагноз на основании первичного логопедического обследования, логопед совместно с невропатологом разрабатывают тактику коррекционно – логопедической работы, определяют основные направления и формы работы, прогнозируют конечный результат логопедического воздействия, определяют противопоказания и дозировку занятий. Для каждого ребенка желательно составить индивидуальную комплексную программу, включающую конкретные коррекционно – логопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы.

При проведении коррекционно – логопедической работы целесообразно использовать следующие методы логопедического воздействия:

- дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий и стимулирующий),

- пассивная и активная артикуляционная гимнастика,

- дыхательные и голосовые упражнения,

- искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии).

Дифференцированный логопедический массаж.

Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, логопед стремится сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата. Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что, в свою очередь, повысит качество звуковой системы речи. Необходимо использовать средства, приемы дифференцированного логопедического массажа (расслабляющего или стимулирующего) в зависимости от характера нарушения тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата у данного ребенка. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц – с целью расслабления) и стимулирующий массаж (при гипотонии – с целью активизации мышечного тонуса). Сущность массажа состоит в применении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, вибрации и поколачивания. Такие приемы, как вибрация, глубокое разминание, пощипывания, применяются только при гипотонии мускулатуры.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения голова).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.

Ребенок в положении на спине, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивая вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны бать легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-6 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

  1. поглаживания от середины лба к вискам,

от бровей к волосистой части головы,

от линии лба вокруг глаз,

от переносицы в стороны до краев волос, продолжая линию бровей,

от линии лба вниз через все лицо по щекам. Подбородку и шее,

от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

  1. легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
  2. надавливающие движения по лицу от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

  1. поглаживание верхней губы от углов рта к центру,

нижней губы от углов рта к центру,

верхней губы (движение сверху вниз),

нижней губы (движение снизу вверх),

носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

  1. точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
  2. легкое постукивание по губам пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, т.е. на ней осуществляется большее число массажных движений.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Стимулирующий массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения приводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания. Разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает.

Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

1) поглаживание лба от середины к вискам,

лба от бровей к волосам,

век от внутренних к внешним углам глаз и в стороны,

щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

2) сжимание подбородка ритмичными движениями;

3) разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и

4) перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);

5) пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры.

  1. поглаживание от середины верхней губа к углам,

от середины нижней губы к углам,

от углов губ по носогубным складкам к крыльям носа;

  1. пощипывание губ;
  2. покалывание губ.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибора – вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 минуты. (Вибрация противопоказана детям с судорогами.)

Массаж язычной мускулатуры.

При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка – укрепляющий, в последнем случае используются более активные, интенсивные приемы, чем в первом. При спастичности языка (она отмечается значительно чаще, чем гипотония) для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту теплый настой трав (по одной ч.л. крапивы, зверобоя, ромашки, чая на 0,5 л. кипятка).

Цели массажа языка :

а) нормализация мышечного тонуса;

б) включение в речевую деятельность новых групп мышц и увеличение интенсивности ранее включенных мышц;

в) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

г) уменьшение слюнотечения;

д) аферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития).

Массаж языка можно осуществлять различными способами:

  1. зондовый массаж (используют зонды Е.В. Новиковой или постановочные зонды Е.Ф. Рау);
  2. пальцевый массаж (производится в напальчнике или через марлевую салфетку);
  3. массаж деревянным или металлическим шпателем;
  4. массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки.

Перед началом массажа языка нужно выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границы глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.

Во время массажа языка рот открыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросив высунуть язык) и , наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.

Приемы массажа языка (направление массажных движений).

Пассивная артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика проводится сначала в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних он отличается тем, что их начало и конец, фиксация не зависят от ребенка. Пассивные движения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребенку предлагается осознать три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

Пассивная гимнастика языка.

  1. выведение языка из ротовой полости вперед;
  2. втягивание языка назад;
  3. опускание языка вниз (к нижней губе);
  4. поднимание языка вверх (к верхней губе);
  5. боковые отведения языка (влево и вправо);
  6. придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
  7. приподнимание кончика языка к твердому небу;
  8. легкие плавные движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ.

Искусственная локальная контрастотерапия.

Метод искусственной локальной контрастотерапии для уменьнения спастичноти мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а также при артикуляционной апраксии. Этот метод заключается в контрастотермальном воздействии низкотемпературных (криомассаж) и высокотемпературных (термомассаж) агентов.

Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) осуществляется следующим образом: ледяную крошку в марле накладывают поочередно на мышцы артикуляционного аппарата (круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру).

При воздействии ИЛГ на мышцы языка логопед удерживает язык марлевой салфеткой (обязательно воздействуя на корень, спинку, кончик, боковые края языка).

Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 мин (время экспозиции увеличивает постепенно). Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия от 5 до 20 с. Курс лечения составляет 15 – 20 сеансов, проводимых ежедневно.

Аналогично проводится тепломассаж артикуляционной мускулатуры. При этом можно использовать теплоэлектромассажер.

Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора, речевой афферентации контрастотермальное воздействие можно оказывать не только на артикуляционную мускулатуру, но и на мышцах верхних конечностей (особенно кисти правой руки).

Развитие дыхания и коррекция его нарушений

1. Ребенок лежит на спине. Путем легкого поглаживания тела и, прежде всего, верхнего плечевого пояса, потряхивание конечностей ребенка достигают некоторого расслабления его скелетной мускулатуры. Захватив кисти ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимая их вверх (вдох), затем опуская вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох).

2. Ребенок лежит на спине. В ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают (при этом происходит вдох), а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает и удлиняет выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение можно проводить, заведя руки ребенка под голову.

3. Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращает руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработки ритмичности движения и дыхания.

5. В положении ребенка лежа или сидя логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение нескольких секунд). Это упражнение способствует более удлиненному выдоху и глубокому и быстрому вдоху.

6. Ребенок лежит или сидит. Перед его лицом создают движения воздуха, ветерок, что усиливает глубину вдоха.

7. Ребенка просят как можно дольше задержать вдох, добиваясь таким образом более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха.

Непроизвольное дыхание можно достичь следующими упражнениями:

- Логопед надавливает на плечи сидящему ребенку и предлагает ему подняться. Ребенок пытается сделать это, сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, останавливает дыхание. Логопед, ослабив давление, дает ему подняться. В это время ребенок делает непроизвольный глубокий вдох. Такое упражнение повторяют не менее пяти раз, до получения контролируемого выдоха. Не заметно для себя ребенок уже и вдох делает гораздо глубже, чем в начале;

- Логопед легко надавливает сидящему ребенку на спину и предлагает ему опрокинуться назад на руки логопеда. Ребенок вынужден сильно напрячь мышцы живота, конечностей, межреберные мышцы и задержать вдох. Позволив ребенку откинуться назад, логопед добивается непроизвольного глубокого выдоха. После ряда попыток ребенок повторяет глубокий выдох уже сознательно. В определенный момент ребенку предлагают повторить вслед за логопедом озвученный выдох, напоминающий стон (слышимое фонаторное усилие).

При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Все упражнения ребенок выполняет с помощью логопеда.

- Рот закрыт. Логопед зажимает одну ноздрю, и ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук метронома); потом зажимают другую ноздрю, и повторяется тот же цикл дыхательных упражнений.

- Для формирования удлиненного произвольного вдоха через нос логопед учит правильно сморкаться;

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Пояснительная записка.

Проблема выявления и коррекции дизарт­рии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные ука­зания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые имеют более длительную и сложную динамику устранения . Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дис­циплин.

Для устранения дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направ­ления. Медицинское воздействие, определяемое нев­рологом, должно включать медикаментозную тера­пию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Психолого-педагогическое воздействие, осу­ществляемое дефектологами, психологами, воспита­телями, родителями, направлено на:

— развитие сенсорных функций;

— уточнение пространственных представлений;

— формирование конструктивного праксиса;

— развитие высших корковых функций;

— формирование тонких дифференцированных движений рук;

— формирование познавательной деятельности;

— психологическую подготовку ребенка к обуче­нию в школе.

Логопедическая работа при дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопеди­ческая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нор­мализации мышечного тонуса артикуляционного ап­парата. С этой целью логопед проводит дифференци­рованный массаж. Планируются упражнения по нор­мализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специ­альные упражнения вводятся для улучшения просодики и голосовых упражнений.

Цель логопедических занятий - создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и помощи детям в практическом использо­вании языка как средства общения.

Исходя из цели поставлены основные задачи обучения , которые решаются на следующих этапах:

1-й этап — подготовительный.

Задача этого этапа является подготовка артикуляци­онного аппарата к формированию артикуляционных ук­ладов. Он включает в себя шесть направлений:

1) нормализация мышечного тонуса,

2) нормализация моторики артикуляционного аппа­рата,

3) нормализация речевого выдоха, выработка плав­ного, длительного выдоха,

4) нормализация голоса,

5) нормализация просодики,

6) нормализация мелкой моторики рук

Задача: выработка новых произносительных уме­ний и навыков.

1) выработка основных артикуляционных укладов,

2) определение последовательности роботы над зву­ками.

3) развитие фонематического слуха,

4) постановка звука,

6) дифференциация (дифференциация на слух; диф­ференциация артикуляции изолированных звуков; про­износительная дифференциация на уровне слогов, слов).

Задача: выработка коммуникативных умений и

1) выработка самоконтроля за произношением;

2) тренировка правильных речевых навыков в раз­личных речевых ситуациях;

Задача: преодоление или предупреждение вто­ричных нарушений.

Задача: развитие лексико – грамматической стороны речи

1) формирование графомоторных навыков,

2) развитие связной речи,

3) развитие познавательной деятельности и расши­рение кругозора ребенка.

Эффективность логопедической работы в значитель­ной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта у детей с дизартрией.

При тяжелых поражениях артикуляционного аппарата необходимо подготовить базу для постановки звуков. Это требует от логопеда четкого понимания характера поражения артикуляционной моторики при различных формах дизартрии.

Мозжечковая форма дизартрии.

- Изометрическая гимнастика и массаж

- Мимико-артикуляционная гимнастика (с бинтами, с сопротивлением)

- Выработка синхронности в работе голоса, дыхания, артикуляции (логоритмика, пение)

- Работа над речью:

б) ритмические и динамические ударения

в) эмоциональная выразительность

г) стимуляция работы мягкого неба

- Отработка статистических поз, удержание артикуляционных укладов

- Работа по фонематическому восприятию звуков

- Работа над лексико-грамматической стороной речи

- Коррекция познавательной деятельности

Экстрапирамидальная форма дизартрии

- Расслабление (тепловой массаж, изотоническая гимнастика)

- Отработка пропрецептивных ощущений и пространственно-временной

организации двигательного акта (выполнение упражнений с открытыми и закрытыми глазами при ведущем пропрецептивном контроле)

а) воспроизведение амплитуды

б) направление движения

в) переключение с одного действия на другое в определенной временной последовательности (пассивно-активная гимнастика по Панченко)

г) удержание артикуляционной позы на счёт;

- Работа над просодической стороной речи

в) выработка произвольной возможности говорить медленно или быстро

г) модуляция речи (интонирование), эмоциональность

Псевдобульбарная форма дизартрии

а) нормализация мышечного тонуса;

б) подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;

в) работа по дыхательным сеткам, по стечению звукового ряда ;

г) отработка произвольного ритма дыхания (под счет, под метроном)

д) коррекция звуков:

е) Развитие фонематического восприятия на материале отрабатываемого звука

ж) Развитие лексико-грамматической стороны речи

з) Развитие временных и пространственных представлений

и) Коррекция познавательной деятельности

Рабочая программа разработана на основе:

- учебного плана ГС(К)ОУ общеобразовательной школы – интернат №1 VI вида.

- инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12. 2000

Программа ориентирована воспитанников Центра реабилитации.

Занятия проводятся 4 раза в неделю.

Форма занятий: индивидуальная.

Устранение дефектов звукопроизношения не имеет расчасовки, планируется параллельно с коррекцией нарушения письменной речи с учётом степени поражения артикуляционного аппарата, тяжести дефекта и специфики коррекции с различными видами дизартрии.

  • Новости проекта
  • Журналы
  • Газеты
  • Книги
  • Статьи
  • Диссертации
  • Фото
  • Видео
  • Персоны
  • Правила
  • Журналы
  • Фото
  • Газеты
  • Видео
  • Книги
  • Персоны
  • Статьи
  • Правила
  • Автоспорт
  • Академическая гребля
  • Альпинизм и скалолазание
  • Американский футбол
  • Армрестлинг
  • Бадминтон и сквош
  • Баскетбол
  • Бейсбол
  • Биатлон
  • Бильярд
  • Бобслей
  • Бодибилдинг
  • Бокс
  • Борьба вольная
  • Борьба греко-римская
  • Борьба спортивная
  • Боулинг
  • Вейкбординг
  • Велоспорт - BMX
  • Велоспорт - трек

Популярное

Ключевые слова: детский церебральный паралич, дизартрия, артикуляционная гимнастика.

Аннотация. В статье представлены исследования о влияние комплекса артикуляционной гимнастики, на преодолении дизартрии у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Articulation exercises as a means to overcome dysarthria in preschool children with cerebral palsy

Pilosyan N., PhD., Assistant Professor. Sochi State University

Keywords: cerebral palsy, dysarthria, articulation exercises.

Abstract. The article presents a study on the influence of the complex articulation exercises for overcoming dysarthria in preschool children with cerebral palsy.

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. В настоящее время остаются нераскрытыми многие вопросы, связанные с изучением дизартрии.
В логопедической теории и практике малоизученными являются вопросы симптоматики, механизмов структуры речевого дефекта у детей с дизартрией, недостаточно разработаны методы ее дифференциальной диагностики; отсутствуют оптимальные методы ее коррекции.

Еще больший интерес у логопедов и психологов вызывает проблема дизартрических проявлений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Изучению состояния речевых функций при ДЦП посвящено достаточно большое количество работ. Многочисленные отечественные и зарубежные авторы отмечают, что при ДЦП наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата очень часто отмечаются разнообразные речевые расстройства. Этим вопросом занимались такие ученые, как К. А. Семенова, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, В. Литтль. По данным различных авторов дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе в 65 - 85% случаях (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская) [1, 2].

В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, ней-ролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом такими авторами, как К. А. Семенова, И. И. Панченко, Л. А. Данилова. В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohne, M. Gliment, T. E. Twitchell, R. D. Nailson, N. ODwer. [1, 3].

Несмотря на то, что в логопедии имеются методические разработки коррекционной направленности при дизартрии, специальных исследований во время занятий адаптивной физической культурой не осуществлялось. Поэтому актуальность вышеуказанной проблемы определила тему нашего исследования.

Целью исследования было показать возможности преодоления дизартрии у дошкольников с ДЦП с помощью комплекса занятий артикуляционной гимнастики.

Материалы и методы исследования

Преодоление дизартрии у дошкольников с ДЦП может протекать успешнее, если в процесс коррекционной работы на занятиях лечебной физической культурой будет включен комплекс артикуляционной гимнастики.

Формы детского церебрального паралича у обследуемых детей были следующие: спастический тетрапарез - 2 детей (40%), спастический парапарез - 3 ребенка (60%).

Степень выраженности двигательных нарушений также была различной: 1 ребенок (20%) самостоятельно не передвигается и себя не обслуживает, 1 ребенок (20%) передвигается с помощью взрослых, остальные трое детей (60%) передвигаются самостоятельно.

Для обследования детей была использована методика Н. М. Трубниковой [4], которая включала 2 раздела:

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата.

Осмотр органов артикуляционного аппарата с целью определения особенностей строения и дефектов анатомического характера:

Губы (тонкие, толстые, расщелины, шрам).

Зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов).

Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный прикус).

Твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).

Мягкое небо (отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное).

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области).

При обследовании анатомического состояния артикуляционного аппарата было выявлено следующее:

  • у троих детей отмечены тонкие губы (60%), у 2-х - толстые (40%);
  • у 2-х детей - отмечены редкие зубы (40%), у 1 ребенка - мелкие (20%), у 1 ребенка - кариозный верхний передний ряд (20%);
  • у 1 ребенка прикус в норме (20%), у 2-х детей - прогнатия (40%), ещё у 2-х - прогения (40%);
  • у 1 ребенка отмечено готическое твердое небо (20%), у 2-х детей - высокое (40%) и у 1 ребенка - в норме (20%);
  • у 2-х детей отмечено укороченное мягкое небо, у остальных 3-х детей - в норме (60%);
  • у 4-х детей наблюдался тремор (80%), у 1 ребенка - парез языка (20%);
  • у 3-х детей подъязычная связка нормальная (60%), у 2-х детей - короткая (40%).

Таким образом, у всех детей наблюдаются незначительные отклонения в анатомическом строение артикуляционного аппарата.

2. Обследование моторики органов артикуляционного аппарата.

Цель: изучение функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата, а также динамической организации движений органов артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.

2.1. Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата:

а) исследование двигательной функции губ;

б) исследование двигательной функции челюсти;

в) исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка);

г) исследование двигательной функции мягкого нёба;

д) исследование продолжительности и силы выдоха;

2.2. Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата:

а) оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык на нижние зубы, закрыть рот;

в) широко раскрыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить язык к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот;


Фото. Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата. На фото пациент реабилитационного центра. Возраст 5 лет. Диагноз ДЦП, спастический парапарез, дизартрия.

2.3. Обследование мимической мускулатуры:

а) Исследование объема и качества движения мышц лица (нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб).

б) исследование объема и качества движений мышц глаз (легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый, подмигнуть).

в) исследование объема и качества движений мышц щек (надуть левую, а затем правую щеки, надуть обе щеки одновременно, втянуть щеки в рот).

г) исследование возможности произвольного формирования определенных мимических щек (выразить мимикой лица удивление, радость, испуг, грусть, сделать сердитое лицо).

д) исследование символического праксиса (свист, поцелуй, улыбка, оскал, плевок, цоканье).

При выборе диагностики нами учитывались опорно-двигательные нарушения, состояние артикуляционного аппарата и развития речи, в котором находится обследуемый ребенок.

Анализируя исследования моторики органов артикуляционного аппарата на основе балльных показателей, нами выделены пять уровней: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

На начало обследования показатели уровня выполнения были следующими: двигательные функции артикуляционного аппарата выше среднего - 10%, средний уровень - 60%, ниже среднего - 30%; динамическая организация движений органов артикуляционного аппарата выше среднего - 10%, средний уровень - 40%, ниже среднего - 50%; мимическая мускулатура выше среднего - 10%, средний уровень - 30% ниже среднего - 60%.

Таким образом, исходя из полученных данных, следует, что дети с ДЦП имеют трудности и значительные отклонения в нахождении нужных поз. Т. е. у детей наблюдаются нарушения двигательной функции артикуляционного аппарата, повышенный уровень нарушения динамической организации органов артикуляционного аппарата и самый высокий уровень нарушения мимической мускулатуры.

С целью коррекции речевой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП, мы разработали комплекс артикуляционной гимнастики. При его проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий. На начальных этапах комплекс проводят с максимальным подключением других более, сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Многие упражнения проводят с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к проприоцептивным ощущениям.

Предлагаемый комплекс артикуляционной гимнастики включался в курс реабилитации, и проводился каждый день дополнительно дома и на занятиях лечебной физической культуры для детей с ДЦП.

По окончании курса реабилитации, нами повторно велись обследования детей по тем же параметрам, что и в начале обследования, и были выявлены следующие показатели уровня выполнения: двигательные функции артикуляционного аппарата выше среднего - 30 %, средний уровень - 50%, ниже среднего - 20%; динамическая организация движений органов артикуляционного аппарата выше среднего - 20%, средний уровень - 50%, ниже среднего - 30%; мимическая мускулатура выше среднего - 40%, средний уровень - 40% ниже среднего - 20%.

По результатам исследования состояние органов артикуляционного аппарата обследуемых детей в целом улучшилось, однако еще не достигает максимально высокой оценки. Это позволяет говорить об эффективности проводимых в течение формирующего эксперимента мероприятий коррекционного воздействия, осуществляемых при использовании комплекса артикуляционной гимнастики, направленного на преодоление дизартрии у дошкольников с детским церебральным параличом.

  1. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛаДоС, 2007. -703 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
  2. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М.. 1985.
  3. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я.Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М.. 1972.
  4. Трубникова Н. М. Логопедическое обследование младших школьников, страдающих олигофренией и детским центральным параличом. /Н. М. Трубникова. - Метод. рекомендации, Екатеринбург, 1992. - 54 с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.