Профилактика вторичных отклонений в развитии детей с дцп

1. Контрактуры и деформации — если у ребенка с ДЦП не формируются установочные рефлексы, то и не формируются шейшй и поясничный лордозы, рано появляется чрезмерно выраженный кифоз в грудном отделе позвоночника, что способствует быстрому развитию кифосколиоза. При задержке формирования навыка стояния и ходьбы возникает дисбаланс мышц тазобедренного сустава, нарушается развитие крыши вертлужной впадины и головки бедра, что приводит к дисплазии тазобедренных суставов, подвывиху и вывиху бедер. Дисбаланс мышц голеностопного сустава приводит к эквино- варусной и эквиновальгусной деформации стоп.
2. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. При ДЦП чрезмерно увеличивается продукция ликвора, нарушается всасывание в желудочках мозга, повышается внутричерепное давление, что в свою очередь сдавливает клетки и сосуды головного мозга. При этом возможны срыгивания, рвота, вялость, сонливость, апатия, выбухание большого родничка, повышение мышечного тонуса.
3. Судорожный синдром — часто сопровождает ДЦП и в ответ на экзогенные или эндогенные раздражители развиваются эпилептиформные пароксизмы.
4. Нарушение вегетативной нервной системы — в виде снижения аппетита, расстройства сна, беспокойства, периодического повышения температуры, жажды, запоров или поносов, повышенного потоотделения, нарушения иммунологической реактивности и др
5. Нарушения слуха — чаще возникают при гиперкинетических формах. Обычно нарушено восприятие высокого тона. Такие звуки как в, к, с, ф, м ребенок просто может не употреблять в своей речи. Недоразвит фонематический слух, возможно снижение остроты слуха. Любое нарушение слухового развития приводит к задержке речевого развития.
6. Нарушения зрения — при ДЦП снижается острота зрения, нарушаются поля зрения, могут возникать аномалии рефракции, косоглазие, парез взора, изменение глазного дна.
7. Нарушения речи — при очаговом поражении головного мозга, замедлении темпа его созревания, рассогласовании деятельности правого и левого полушария отмечаются разнообразные расстройства формирования речи (Мастюкова Е.М., 1988).
При ДЦП нарушена функция артикуляционного аппарата и прежде всего фонетическое произношение звуков — звуки произносятся искаженно либо заменяются близкими по артикуляции, что приводит к невнятности речи и ограничению общения со сверстниками и взрослыми. Речедвигательные затруднения вторично приводят к нарушению анализа звукового состава слов. Дети не могут различить звуки на слух, повторить слоги, выделить звуки в словах.
Лексика у детей с ДЦП увеличивается медленно, не соответствует возрасту, очень сложно формируются абстрактные понятия, пространственно-временные отношения, построение предложений, восприятие формы и объема тела.
В связи с нарушениями лексики недостаточно развивается грамматический строй речи. Нарушение фонетико-фонематического развития ограничивает накопление грамматических средств.
Клинические проявления речевых нарушений при ДЦП: - дизартрия — нарушение произношения звуков из-за патологической иннервации речевых мышц, поражения речедвигательных механизмов ЦНС;
- алалия — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон (встречается как моторная алалия, так и сенсорная);
- дислексия, дисграфия — нарушения письменной речи вследствие дисфункции речевых зон;
- неврозоподобные нарушения речи, по типу заикания, вследствие нарушения речедвигательной функции; - анартрия — отсутствие речи.
Нарушения речи нередко сочетаются с расстройствами дыхания и голосообразования. У детей с церебральными параличами преобладает учащенное, аритмичное, поверхностное дыхание. Часто нарушена координация между дыханием, фонацией и артикуляцией. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме церебрального паралича, при этом произвольный контроль за дыханием затруднен. Нарушения голоса связаны с парезами и параличами мышц языка, губ, мягкого неба, гортани. При этом голос ребенка слабый, тихий, глухой, монотонный, эмоционально невыразительный.
Дети с церебральными параличами с трудом овладевают чтением и письмом. Дислексия и дисграфия обычно сочетаются с недоразвитием устной речи и бывают при различных формах дизартрии. Длительное время дети медленно читают по слогам, переставляют буквы, пропускают строчки. В письме искажается графический образ букв, с трудом соединяются буквы в слова, а слова во фразы, встречается зеркальность письма.
Нарушение чтения и письма связано с оптико-гностическими расстройствами, спастичностью мышц кисти, глаз, сужением полеЛ зрения, нарушением взаимодействия речеслуховой, речедвигательной и зрительно-моториой систем.
Нарушения речи происходят в форме псевдобульбарной, мозжечковой или экстрапирамидной дизартрии (Левченко И.Ю, Приходько О.Г., 2001). При псевдобульбарной дизартрии повышается тонус мышц языка, лица, шеи, нарушается голосообразование, дыхание, жевание.
Мозжечковая дизартрия приводит к гипотонии мышц языка, губ; при этом речь замедленная, толчкообразная, затухаюлая к концу фразы.
Экстрапирамидная дизартрия возникает при гиперкинетической форме ДЦП. Гиперкинезы распространяются на мышцы языка, губ, диафрагму; при этом нарушается плавность и размеренность речи.
8. Психические нарушения при ДЦП обусловлены ранним органическим поражением головного мозга, ограничением двигательной активности, социальных контактов, а также условиями воспитания. Познание окружающей действительности с первых месяцев жизни нарушено, а познавательная деятельность является основой памяти, мышления, воображения. Отрицательное воздействие на нервную систему может оказать психологическая обстановка в семье, невозможность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность.
Психические нарушения при ДЦП проявляются в виде расстройств эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности и личности.
Нарушения познавательной деятельности проявляются в отсутствии интереса к занятиям, плохой сосредоточенности, медлительности, низкой умственной работоспособности и концентрации внимания, снижении памяти, мышления. При спастической диплегии и гемипаретической форме нарушены пространственные представления, конструктивный праксис; при гиперкинетической форме нарушены вербальное мышление, память, внимание. Психические нарушения могут быть от задержки психического развития (ЗПР) до олигофрении в легкой и умеренной степени.
Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляется чаще всего в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы. В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, двигательной расторможенностью, повышенной эмоциональной возбудимостью (Мастюкова Е.М., Исаев Д.Н., 1988).
Особенности личности — нередко отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. В своих поступках дети в основном руководствуются эмоциями удовольствия, они эгоцентричны, не подчиняются требованиям коллектива, волевые усилия недостаточны. Больные эмоционально неустойчивы, легко истощаемы, инертны, игровая деятельность их бедна и однообразна, отмечаются ранние проявления сексуальности. Наблюдается дисгармония развития личности с неустойчивым настроением и сложной школьной и социальной адаптацией. На тяжесть психических нарушений влияют тяжесть и характер двигательных нарушений.

Логопедическая работа в доречевом периоде развития ребенка

Несмотря на то что патология развития речи встречается не у всех детей с ДЦП, частота ее настолько велика, что все дети с таким диагнозом нуждаются в профилактической логопедической работе уже на первом году жизни. В доречевой период логопедическая работа направлена на формирование предпосылок развития речи — создание оптимальных социальных условий, развитие сенсомоторной сферы ребенка, развитие и нормализацию сенсомоторной основы артикуляции.

На этом этапе прежде всего необходимо создать оптимальные социальные условия для развития речи ребенка. Нужно объяснить родителям, какие проблемы могут возникнуть при формировании речи и каковы последствия отклонений в ее развитии. Беседу следует проводить тактично, на доступном для родителей уровне, так чтобы они, с одной стороны, осознали необходимость систематического выполнения рекомендаций логопеда, а с другой стороны, подготовились к тому, что результаты работы могут быть и ниже ожидаемых.

Молодых родителей часто беспокоит отношение окружающих, некоторые родители даже прячут ребенка от посторонних глаз, боятся и стесняются того, что окружающие могут заметить его болезнь. Если взрослые занимают такую позицию, то проблемы в развитии ребенка раздражают их, и в семье возникает нервозная обстановка. Конечно, такая семья нуждается в помощи психолога, но логопеду также нужно учитывать особенности отношений в семье и способствовать их нормализации.

Логопедическую работу в доречевом периоде желательно проводить при родителях, для того чтобы они усваивали правильный стиль общения с ребенком, осваивали основные приемы работы, для самостоятельного проведения дополнительных занятий дома. Это обеспечит систематичность работы даже в случае выныжденных перерывов в работе логопеда.

Е. Ф. Архипова сформулировала основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП в доречевой период их развития:

1. Максимально раннее начало специальной педагогической работы.

2. Поэтапное развитие психических функций в соответствии с последовательностью ИХ развития в онтогенезе и анализ ИХ состояния у конкретного ребенка.

З. Использование кинестетической стимуляции в развитии моторных, сенсорных и речевых функций.

4. Творческое применение Принципов индивидуального подхода, систематичности последовательности, активности, на- гляди ости.

5. Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка.

6. Комплексное медико-педагогическое воздействие с привлечением родителей ребенка.

Так, Е. Ф. Архипова рекомендовала проводить занятия с ребенком ежедневно в присутствии медицинских работников или родителей, которые в течение дня могут закреплять достигнутые результаты.

•поза эмбриона в положении на спине: голова опущена на грудь, конечности согнуты и приведены к туловищу (в этой позе проводятся плавные покачивания);

•поза эмбриона в положении на боку;

• в положении на животе под грудь подкладывается валик, а тазовая область прижимается к поверхности с помощью утяжелителя, например мешочка с песком;

• в положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, так чтобы голова была откинута назад; ноги согнуты в коленях;

•в положении на спине голову ребенка фиксируют с обеих сторон валиками;

•ребенок в положении полулежа в кресле-качалке;

• ребенок сидит внутри надувного круга.

С детьми раннего возраста на логопедических занятиях реализуются следующие направления работы: развитие коммуникативности ребенка, стимуляция сенсомоторного развития, формирование сенсомоторных предпосылок развития артикуляции.

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 146 ;

Рассмотрим подробнее дополнительные патологические состояния.

Часто среди больных детским церебральным параличом встречается умственная отсталость. Отклонения интеллектуального развития больше встречаются у больных спастической тетраплегии, чем у детей с другими формами церебрального паралича.

У детей с умеренными и тяжелыми формами церебрального паралича, особенно у пациентов со спастической тетраплегией практически всегда можно наблюдать задержку развития и роста. В младшем возрасте это может проявляться аномальными затруднениями, а в подростковом возрасте проявляться как комбинация слабости и отсутствия полового развития. Следует отметить, что конечности и мышцы, пострадавшие от церебрального паралича, обычно имеют меньшие размеры по сравнению с нормой. Сильнее это проявляется у детей страдающих спастической гемиплегией, так как конечности на пораженной стороне тела растут медленнее, чем на здоровой стороне.

Контрактуры и деформации - если у ребенка с ДЦП не формируются установочные рефлексы, то и не формируются шейный и поясничный лордозы (провисшая спина), рано появляется чрезмерно выраженный кифоз (горб) в грудном отделе позвоночника, что способствует быстрому развитию кифосколиоза. К.А. Семенова указывает на тот факт, что деформации позвоночника приводят к затруднениям при стоянии, сидении и ходьбе. Дисбаланс мышц голеностопного сустава приводит к эквиноварусной и эквиновальгусной деформации стоп (Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. С. 98).

Значительное количество детей, страдающих от ДЦП, имеют косоглазие - как правило, сходящееся, при котором глаза не выровнены ввиду определённых различий между правыми и левыми мышцами глаз. У детей мозг адаптируется к анормальным условиям, игнорируя сигналы одного из разрегулированных глаз, поэтому в детском возрасте раздвоения не происходит, оно наступает с возрастом. Без лечения это приводит к серьёзному ухудшению зрения в одном глазу и может повлиять на способность к глазомеру. Иногда врачи советуют о проведении операции, чтобы выровнять мышцы. Дети с гемипарезом могут страдать от гемианопии, которая представляет собой ухудшенное зрение или слепоту в одной половине поля зрения (Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. С. 426).

У детей с ДЦП зачастую бывают проблемы со слухом. Расстройства речи и языка - такие, как сложность построения фраз и неразборчивая речь - присутствуют более чем у трети пациентов, страдающих от церебрального паралича. Зачастую такие звуки, как в, к, с, ф, м ребенок может не употреблять в своей речи. Из-за нарушений слухового развития происходит задержка речевого развития (Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. С. 98).

При очаговом поражении головного мозга, замедлении темпа его созревания, рассогласовании деятельности правого и левого полушария отмечаются разнообразные расстройства формирования речи.

Поражение церебральным параличом вызывает слабый контроль мышц горла, полости рта и языка, это, в свою очередь, приводит к постоянному слюнотечению. Это в свою очередь приводит к серьезным затруднениям в общении со сверстниками.

Часто у детей с ДЦП встречается недостаточный контроль мышц, удерживающих мочевой пузырь закрытым. Недержание мочи проявляется в виде ночного недержания, неконтролируемого мочеиспускания в процессе физической деятельности или медленного недержания мочи в течение дня (Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. С. 272).

Среди вторичных нарушений не редкость вегетативно-обменные расстройства. Дети с легкостью краснеют или бледнеют. Зачастую наблюдается повышенная потливость или чрезмерная сухость кожи. Нарушения терморегуляции появляются в том, что ребенок часто зябнет или перегревается (Кулеш Н.С. Современный подход к восстановительному лечению детского церебрального паралича. № 1. С. 6-11).

Нарушение эмоционально-волевой сферы обычно проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы. В дошкольном возрасте особо проявляется сильная впечатлительность, склонность к страхам, повышенная эмоциональная возбудимость.

В.А. Качесов выделяет тот акт, что при ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологическом перераспределении мышечного тонуса, снижении силы мышц, нарушении взаимодействия между мышцами-агонистами и синергистами.

Э.С.Калижнюк выделяет следующие нарушения регуляции мышечного тонуса:

- спастичность - повышение мышечного тонуса;

- ригидность - чрезмерное повышение мышечного тонуса;

- гипотония - снижении мышечного тонуса;

- мышечная дистония - переменный тонус.

Изменение мышечного тонуса может меняться благодаря лечебным мероприятиям, а также созреванию определенных структур мозга.

При гиперкинетической форме ДЦП появляются непроизвольные насильственные движения - гиперкинезы. Они не проявляются, если ребенок спит или отдыхает, но усиливаются, если ребенок нервничает или испытывает какие-либо физические или эмоциональные напряжения. Гиперкинезы появляются в мышцах конечностей, туловища, языка, шеи, лица (Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. С. 272).

Гиперкинезы наблюдаются в виде хореи, атетоза, двойного атетоза (хореоатетоза), торсионной дистонии.

Хореиформный гиперкинез - непроизвольные быстрые размашистые, неритмичные движения в разных частях тела. Хорея препятствует манипулятивной функции рук, речи и письму.

Атетоидный гиперкинез - медленные червеобразные движения в дистальных отделах конечностей.

Хореоатетоз - двойной атетоз, т.е. хореоатетоидные движения мышц лица и конечностей с двух сторон.

Торсионная дистония - скручивающие движения туловища, сопровождающиеся переменным мышечным тонусом.

При атонически-астатической форме ДЦП наблюдается тремор - дрожание конечностей, больше всего проявляется в пальцах рук и языка. Данные изменения типичны при поражении мозжечка. Н.С. Кулеш указывает на то, что при атонически-астатической форме проявляется атаксия - нарушение равновесия и координации движений как в статических позах, так и в динамических движениях (Кулеш Н.С. Современный подход к восстановительному лечению детского церебрального паралича № 1. С. 6-11).

Для всех форм ДЦП свойственно нарушение проприоцептивной регуляции. Проприоцепторы располагаются в мышцах, сухожилиях и суставах - они передают в ЦНС информацию о положении тела в пространстве, степени сокращения мышц - это мышечно-суставное чувство. Проявляется это в нарушении чувства позы, искажению восприятия направления движения. Страдает пространственная ориентация (Качесов В.А. Основы интенсивной самореабилитации ДЦП. С. 174).

В личностных особенностях детей с последствиями ДЦП зачастую отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. В основном эмоционально неустойчивы, легко истощаемы, инертны, игровая деятельность их однообразна, наблюдается ранние проявления сексуальности. И.В. Добряков отмечает у таких детей дисгармонию развития личности с неустойчивым настроением и сложной школьной и социальной адаптацией. Тяжесть психических нарушений напрямую зависит от характера двигательных нарушений.

У детей с тяжелыми формами ДЦП возникают проблемы с глотанием и пережевыванием пищи. Кроме того, у таких детей наблюдается снижение иммунной защиты организма от инфекций.

В связи с редкими двигательными действиями дети с ДЦП страдают проблемами связанными с пищеварением, наиболее часто - хронические запоры. Кроме того, дети, прикованные к инвалидному креслу, имеют риск ожирения (Восстановительное лечение детей с поражениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата: / Под ред. И. В. Добрякова, Т. Г. Щедриной. СПб: СПбМАПО, 2004. 74 с.).

Многих будущих родителей при планировании беременности интересует, что такое ДЦП. Это понятие определяет группу синдромов, основными проявлениями которых являются разнообразные нарушения двигательной функции человека вследствие поражения по разным причинам структур головного мозга.

Общая характеристика заболевания ДЦП

На полноценное развитие нервной системы плода в перинатальном периоде оказывают воздействие многие факторы.

В результате возникновения каких-либо заболеваний или патологических состояний у беременной женщины или плода происходит гибель нейронов развивающегося мозга ребенка, что неминуемо проявляется у него после рождения двигательными, координаторными, чувствительными, психическими и другими нарушениями.

Данные проявления входят в состав симптомокомплекса болезни и обычно обнаруживаются у ребенка непосредственно после рождения.

Тяжесть симптомов зависит от глубины поражения мозга. Со временем они не прогрессируют. При хорошем уходе адекватное лечение и реабилитация детей с ДЦП позволяет достичь хороших результатов в виде восстановления нарушенных функций, улучшения качества жизни, социализации.

Причины возникновения ДЦП


Повреждение головного мозга, приводящее к детскому церебральному параличу, является приобретенным. На вопрос, передается ли ДЦП по наследству, специалисты отвечают отрицательно.

Оно может быть совершенно разного происхождения и возникать в любой период внутриутробного развития и после родов. Вызывающие ДЦП причины можно разделить на 3 группы по времени их воздействия:

  1. Болезни матери, развивающиеся во время беременности.
  2. Патологии, возникающие во время родов.
  3. Заболевания и патологические состояния у ребенка в период новорожденности.


К этой группе причин относятся заболевания беременной женщины, приводящие к гипоксии или воспалительному повреждению всех органов и систем плода, в том числе и к ишемическому или инфекционному поражению головного мозга:

  • Внутриутробные инфекции: цитомегаловирусная, герпесная инфекция, заболевание матери краснухой, сифилисом, токсоплазмозом во время беременности.
  • Фетоплацентарная недостаточность.
  • Выраженный резус-конфликт.
  • Отслойка плаценты.
  • Токсикоз у беременной, особенно поздний, сопровождающийся нефропатией, повышением артериального давления, отеками.
  • Заболевания сердца, сосудов у матери: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, декомпенсированные пороки сердца, нарушения сердечного ритма.
  • Заболевания крови у беременной женщины, например тяжелой степени железодефицитная анемия.
  • Болезни органов эндокринной системы (гипофункция щитовидной железы, сахарный диабет).
  • Многоплодная беременность.
  • Многоводие или маловодие.
  • Хромосомные аномалии у плода.
  • Патологии развития пуповины и сосудов в ней.
  • Вредные привычки у женщины во время беременности (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).

К ним относятся осложнения, возникающие во время родов:

  • Неправильное положение плода: тазовое, поперечное.
  • Дискоординированная родовая деятельность, стремительные или наоборот, затяжные роды.
  • Клинически узкий таз.
  • Длительный безводный период.
  • Неверная тактика ведения родов.
  • Применение таких приемов, как наложение акушерских щипцов или вакуум-экстракция плода.
  • Родовая травма.
  • Преждевременные роды.
  • Асфиксия плода из-за тугого обвития пуповиной.

Чаще всего таким заболеваниям подвержены недоношенные, ослабленные дети:

  • Асфиксия околоплодными водами.
  • Гемолитическая болезнь у новорожденных вследствие резус-конфликта или несовместимости по группе крови с организмом матери.
  • Инфекционные заболевания головного мозга (менингит, энцефалит, арахноидит и их сочетания), развивающиеся после родов.
  • Аномалии развития сосудов головного мозга (аневризмы, мальформации), приводящие к развитию геморрагического или ишемического инсульта.
  • Токсическое поражение головного мозга ребенка вследствие отравления медикаментами.

Клиническая картина и особенности развития детей с ДЦП


Первые признаки ДЦП у ребенка могут быть замечены врачами и родителями сразу после его рождения или в течение первых месяцев жизни. Когда приходит время появления в норме определенных навыков, обнаруживаются отсутствие или выраженная задержка физического, а впоследствии и психического развития.

Ребенок с данной патологией отличается по развитию от здоровых сверстников. Из-за поражения корковых и подкорковых структур мозга нарушается иннервация скелетной мускулатуры, а также многих органов и систем организма, что определяет особенности детей с ДЦП, приводит к развитию следующих симптомов:

  • Патологический тонус мускулатуры. Может обнаружиться гипертонус, то есть напряженность, повышение тонуса мышц или гипотонус, при котором мышцы вялые, патологически расслабленные. При высоком тонусе конечности согнуты в суставах, их сложно разогнуть, со временем могут развиться контрактуры суставов.

Движения при этом резкие, асимметричные, дискоординированные. Нередко отмечается ходьба на носочках из-за гипертонуса. При гипотонии мышц конечность висит, сопротивления при воздействии на нее такая конечность не оказывает.

  • При любой форме дистонии сила в мышцах снижена (парез) или совсем отсутствует (паралич) при выраженной стадии ДЦП, что делает невозможным нормальное функционирование конечностей.

При отсутствии нагрузки на мышцы конечности слабость в них нарастает, мышечные волокна далее не развиваются. Такая конечность со временем начинает выглядеть тоньше, становится короче, чем нормальная, формируются деформации скелета (сколиоз позвоночника, искривления тазовых костей, грудной клетки), в связи с чем затрудняется нормальное функционирование многих внутренних органов.

  • У ребенка позже ослабевают безусловные рефлексы, характерные для новорожденных.
  • При раздражении моторных отделов коры мозга может развиться симптоматическая эпилепсия с генерализованными судорожными приступами.
  • Часто отмечаются нарушения зрения в виде развития косоглазия или близорукости по причине несовершенной иннервации глазных мышц при этом заболевании.
  • Встречаются патологии слуха: тугоухость, глухота.
  • Нарушения работы эндокринной системы в виде ожирения, нарушения темпов роста, гипотиреоза.
  • Нарушение функций тазовых органов: непроизвольное мочеиспускание или дефекация, или задержка этих процессов.
  • Очень часто патологии физического развития сопровождаются задержкой нервно-психического развития: может развиться разной степени выраженности умственная отсталость, нарушения речи в виде дизартрии при ДЦП, патологии восприятия, памяти, поведенческие отклонения (ранимость, сильная привязанность к ухаживающим людям).
  • Иногда отмечаются сложности с глотанием пищи, сосанием груди из-за патологии мышц лица, глотки, гортани.

По тяжести проявления симптомов заболевания различают 3 степени тяжести ДЦП:

  1. Легкая степень: симптоматика минимальна, ребенок физически развивается с небольшой задержкой, психических отклонений почти нет. В этом случае дети могут обучаться со здоровыми сверстниками, освоить в дальнейшем любую профессию.
  2. Средняя степень тяжести: отмечаются отклонения и в физическом, и в умственном развитии. Больным нужна посторонняя помощь. При адекватном лечении и реабилитации возможна некоторая социализация таких людей.
  3. Тяжелая степень: больные – тяжелые инвалиды, себя обслуживать не способны, нуждаются в постоянном уходе.

Виды заболевания ДЦП


В зависимости от локализации патологического очага в головном мозге, заболевание по-разному проявляется. Различают следующие формы ДЦП, основанные на виде моторных нарушений:

  1. Спастическая тетраплегия. Это наиболее тяжелая форма ДЦП. Развивается она при выраженном поражении многих мозговых структур. Проявляется парезами или параличами всех конечностей, нарушениями речи, зрения, слуха, психическими отклонениями, часто выявляется эпилепсия.
  2. Спастическая диплегия. Ее называют еще болезнью Литтля по имени врача, описавшего ее. При этом самом распространенном типе заболевания основное проявление – это слабость мышц ног. Нарушения речи, глотания, нарушения нервно-психического развития при этой форме заболевания также встречаются, но выраженность их меньше. Поэтому такие дети могут обучаться и социализироваться.
  3. Гемиплегическая или гемипаретическая форма ДЦП проявляется односторонним поражением мышц конечностей, то есть – нарушение функций мышц только левой или только правой половины тела. Такие больные имеют характерную походку. Двигательные нарушения сочетаются с эпилепсией, реже – с задержкой нервно-психического развития.
  4. Дискинетическая форма характеризуется развитием у ребенка гиперкинезов, то есть непроизвольных движений в конечностях и других частях тела из-за поражения подкорковых структур.

Осложнения и продолжительность жизни детей с ДЦП

Сколько живут дети с ДЦП – зависит напрямую от ухода за ними. При недостаточно хорошем уходе, отсутствии лечения или восстановительных курсов могут развиться или прогрессировать нежелательные спутники детского церебрального паралича, усугубляющие клиническую картину и прогноз для развития и даже жизни ребенка:

Диагностика ДЦП


Заподозрить патологию становится возможным сразу после рождения ребенка при оценке его состояния неонатологом, выставляющим менее 5 баллов по шкале Апгар. Такой показатель можно считать положительным тестом на ДЦП.

Настороженность по данному заболеванию сохраняется в отношении недоношенных, маловесных детей, новорожденных с различными пороками развития, при задержке внутриутробного развития плода, серьезных заболеваниях матери.

При неврологическом осмотре, оценке неврологического статуса доктор выявляет:

  • нарушения мышечного тонуса;
  • асимметрию развития мышц и нормальных рефлексов с конечностей;
  • наличие патологических рефлексов, клонусов конечностей;
  • отсутствие контакта ребенка с матерью;
  • отсутствие адекватной реакции на тактильные, звуковые и зрительные раздражители.

Для определения характера, локализации и выраженности поражения головного мозга применяют следующие методы:

  • МРТ или КТ головного мозга позволяет оценить масштаб атрофии коры головного мозга, размер очага поражения, его местонахождение и вид (кровоизлияние, киста, ишемический очаг).
  • Электроэнцефалограмма выявляет нарушения формирования и распространения биопотенциалов головного мозга, определяет наличие эпиактивности.
  • Нейросонография (УЗИ) позволяет выявить смещение срединных структур мозга из-за какого-либо его повреждения.
  • Электромиография – метод исследования нервно-мышечной проводимости, выявления локализации ее поражения.
  • Исследование глазного дна проводится врачом офтальмологом и может выявить атрофию зрительных нервов.


Клинические проявления заболевания могут напоминать симптомы других болезней. Чтобы правильно поставить диагноз ДЦП, после проведения всех необходимых исследований следует исключить такие патологии, как:

  1. Врожденные болезни обмена аминокислот, например фенилкетонурию, лейциноз.
  2. Наследственные патологии липидного обмена (лейкодистрофия).
  3. Мукополисахаридозы.
  4. Наследственные коллагенопатии (синдром Марфана).
  5. Нейрофиброматозы.
  6. Наследственные мышечные дистрофии (болезнь Штрюмпеля, спинальная амиотрофия).
  7. Врожденная миастения.
  8. Нейроэндокринные нарушения, например гипотиреоз.

Лечение и реабилитация больных с ДЦП


Детский церебральный паралич является неизлечимым заболеванием. Но в случае нетяжелого поражения головного мозга, при правильном уходе, своевременное адекватное лечение и реабилитация детей с ДЦП, постоянные занятия с ребенком позволяют достичь хороших результатов в восстановлении моторных, координаторных функций, развить речь, приспособиться к жизни с таким малышом в нормальном обществе, вырастить его самостоятельным, полноценным человеком.

Основные группы препаратов:

  • Противосудорожные препараты – для лечения эпилепсии.
  • Антиспастики – препараты для устранения патологического мышечного спазма, например баклофен, мидокалм. Изобретено такое приспособление для длительного введения препарата, расслабляющего мышцы при ДЦП, как баклофеновая помпа.
  • Ботулинотерапия при ДЦП. Введение в патологически спазмированные мышцы ботулинического токсина оказывает длительное спазмолитическое действие.
  • Анальгетики, спазмолитики для симптоматического лечения любого вида боли.
  • Сосудистые, метаболические, витаминные, ноотропные препараты – для улучшения питания клеток головного мозга, нормализации передачи нервных импульсов между ними.
  • Иногда требуются антидепрессанты, транквилизаторы.

Проведение операции может потребоваться при формировании выраженных контрактур: выполняют пластику сухожилий.

Из физиопроцедур чаще всего назначаются:

  • электрофорез с лекарственными препаратами;
  • электростимуляция пораженных нервов для улучшения проведения нервных импульсов по ним от мозга к мышцам;
  • хвойные, радоновые, йодобромные ванны;
  • оксигенотерапия;
  • грязелечение.

Такие процедуры направлены на расслабление спазмированных мышц, улучшение общего самочувствия.

Анималотерапия (дельфино-, иппотерапия для детей с ДЦП) улучшает настроение больного, стимулирует работу структур головного мозга через богатые тактильные ощущения, получаемые ребенком при общении с животными, способствует развитию речи, двигательной сферы. Иппотерапия применяется при лечении ДЦП очень часто


Основное значение для реабилитации больных ДЦП имеют массаж, лечебная физкультура, применение специальных тренажеров, тейпирование при ДЦП и другие способы:

  • Профессиональный массаж при ДЦП у детей и взрослых, который должны проводиться ежедневно, а также ежедневные занятия лфк при ДЦП. Это позволяет улучшить состояние мышц конечностей и туловища, улучшает кровообращение в пораженных тканях, заставляет мышцы работать: напрягаться и расслабляться.
  • К специальному методу относится авторская методика ЛФК для детей с ДЦП по Д. Сандакову. Это техника выполнения упражнений больным, при которой специалист укладывает или усаживает ребенка определенным образом, затем перемещает центр его тяжести, что вынуждает пациента изменять положение тела, включая в работу разные мышцы, для удержания равновесия.
  • Еще один вид воздействия – это логопедический массаж при ДЦП, помогающий улучшить речь в некоторых случаях.
  • Техники остеопатии также имеет значение при ДЦП.
  • Еще одним необычным способом лечения является аппликационная терапия или точечный массаж при ДЦП. Для улучшения кровотока в поврежденных мышцах конечностей, стимуляции нервных окончаний используются аппликаторы Ляпко. Это резиновые коврики или валики с закрепленными на них мелкими иголками из разных металлов (цинковые, медные, золотые, серебряные и другие).

  • Эффективным способом реабилитации является механотерапия. Это использование разнообразных механических приспособлений для вертикализации неходячих больных (вертикализаторы), для фиксации суставов пораженных конечностей (пневмокомбинезоны). Также изобретены специальные тренажеры для детей с ДЦП.
  • Тейпирование при ДЦП – это методика наложения специальных лент, фиксирующих пораженную мышцу. Метод этот безопасный, не связан с использованием лекарств. Тейпирование при ДЦП должен проводить сертифицированный специалист.
  • Другие способы восстановления и компенсации нарушений двигательных функций: инвалидные коляски, ходунки, костыли, ортезы и другие.
  • В реабилитации используются и специальные игрушки для детей с ДЦП: яркие, крупные с массажной поверхностью, чтобы задействовать сразу многие органы чувств.

Иглоукалывание, массаж, тейпирование при ДЦП и другие методики воздействия противопоказаны только при наличии повреждений кожи, пролежней, раздражений.

Социальная адаптация больных ДЦП

Основная роль в социализации больных принадлежит их родителям и другим близким людям.

Работа с такими детьми должна проводиться постоянно. Необходимо консультироваться, тесно взаимодействовать с такими специалистами, как реабилитолог, нейропсихолог, логопед.

Ребенок должен посещать специализированные учебные заведения (детский сад, школа), где проводится обучение детей с ДЦП, уделяется большое внимание особенностям развития таких детей, учитываются их слабые стороны, развиваются сильные. Например для возможности работы на компьютере используется специальная клавиатура для детей с ДЦП.

В результате своевременной диагностики, правильного подхода к лечению, реабилитации, постоянных занятий с ребенком, удается его социализировать, приспособить к жизни в обществе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.