Программа по физкультуре 4 класса для детей с дцп


Настоящая рабочая программа в целях и задачах соотносится с Государственным стандартом и концепцией образования, но по своему содержательному наполнению ориентируется на медицинские показатели здоровья конкретного ребенка. Д анная программа содержит учебный материал, подобранный с учетом дефектов, имеющих место при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
shinko_lera_programma.docx 50.76 КБ

Предварительный просмотр:

_____ /Дунникова ОС/

Протокол №____ от

руководителя по УВР _____ /Е.Г. Гимадеева/

Утверждено решением педсовета №___

Директор МОУ Гимназии №9

________ / Т.Н. Шутенок/

Методическая разработка к рабочей программе

для учащейся с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) Шинко Валерии

Составила: учитель I ступени обучения,

Капустьян Олеся Владимировна, IКК

Г.Комсомольск – на - Амуре

В настоящее время отмечается рост числа детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, при этом одним из наиболее распространенных заболеваний является детский церебральный паралич (ДЦП). Современные исследователи рассматривают ДЦП в совокупности с двигательными, психическими, речевыми и другими нарушениями (Семенов, 2000; Левченко, Приходько, 2001; Ратнер, 2006). Особую группу представляют дети и подростки с ДЦП легкой степени. Данная категория детей находится в пограничном состоянии между нормой и патологией. Как правило, эти дети способны самостоятельно передвигаться и полностью себя обслуживать, однако при этом в связи с неправильным перераспределением мышечного тонуса могут формироваться двигательные дефекты, порочные позы, деформации и контрактуры суставов (Бортфельд, Рогачева, 1986).

Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. При совместной работе медиков, родителей и учителя физической культуры тщательно анализируются особенности двигательной среды ребенка, и составляется программа с учетом обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся начальной школы по физической культуре.

У учащейся нашей школы, Валерии Шинко спастическая диплегия – это самая распространенная форма ДЦП. Двигательные расстройства проявляются в руках и в ногах, причем нижние конечности затронуты в большей степени, чем верхние. Перед коллективом нашей школы стоит очень важная задача – реабилитация и социализация учащейся с церебральными параличом средствами образования. В решении этой задачи ведущее место занимает физическая культура. Физическая культура для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата является одним из основных учебных предметов в школе. Решая оздоровительные, образовательные, коррекционные и воспитательные задачи, она взаимосвязана с лечебной физической культурой и согласуется с ортопедическим режимом учащихся, с трудо и физиотерапией.

Принципы физического развития и здорового ребенка, и ребенка с функциональным расстройством одинаковы. Учащаяся занимается в основной группе с постоянным составом детей. Со стороны учителя во время учебного занятия осуществляется индивидуальный подход, который заключается в дозировке выполняемых упражнений, интервал отдыха иногда в два раза больше по сравнению со здоровыми детьми и постоянном контроле над правильностью выполнения упражнения. Все мероприятия по физической культуре строго подчиняются задачам укрепления здоровья и закаливания, содействуя повышению работоспособности. Они направлены на улучшение развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем растущего организма.

Настоящая рабочая программа в целях и задачах соотносится с Государственным стандартом и концепцией образования, но по своему содержательному наполнению ориентируется на медицинские показатели здоровья конкретного ребенка. Данная программа содержит учебный материал, подобранный с учетом дефектов, имеющих место при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Цель программы способствовать развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков у детей с детским церебральным параличом средствами физической культуры .

  • Повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности, коррекция и компенсация двигательных функций в формировании естественных двигательных навыков и умений.
  • Освоение основ рациональной техники движений, совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании.
  • Обогащение двигательного опыта ребёнка физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и подвижных игр.
  • Повышение физической подготовленности развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости.
  • Обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой.
  • Воспитание воли, инициативы, настойчивости в преодолении трудностей.
  • Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Учебная программа характеризуется:

Структура и содержание учебной программы:

медико – биологические основы деятельности (знания о природе)

психолого – педагогические основы деятельности (знания о человеке)

историко – социологические (знания об обществе)

планирование и регулирование деятельности

Укрепление здоровья школьников

Гармоничное физическое развитие

Всесторонняя двигательная и физическая подготовленность.

Данный раздел включает комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, двигательные действия и упражнения на развитие основных физических качеств.

Принципы построения программы: доступность, системность, последовательность, преемственность.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная .

В программе по физической культуре для учащихся с детским церебральным параличом выделяются следующие разделы: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка. Эти же разделы изучаются и в примерной программе по физической культуре для учащихся начальной школы (по общей ред. А.П. Матвеева).

Одним из важных разделов программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) является легкая атлетика, благодаря которой у детей вырабатываются необходимые правильные двигательные умения и навыки. Легкоатлетические упражнения воздействуют на все группы мышц, укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы, что особенно важно для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании школьников. Применяя эти упражнения, в результате освоения данного раздела программы, решаются задачи: освоение основ рациональной техники движений, обогащение двигательного опыта ребенка. Ученики с ограниченными возможностями в здоровье приобретают основы умений бега на короткие и длинные дистанции, прыжков в длину, метаний в цель и на дальность. Бег, прыжки и метания отличаются большей вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие, прежде всего координационных способностей.

Согласно настоящей программе в 1 классе школьники осваивают различные способы выполнения жизненно важных навыков в беге, ходьбе и прыжках, лазании и ползании. Разучивают комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, утренней зарядки и физкультминуток, а также упражнения на развитие физических качеств. Важной особенностью содержания обучения является освоение учащимися подвижных игр и навыков в самостоятельной их организации и проведении. При данном заболевании не во всех играх можно принимать активное участие. Деятельность ученика варьируется, он может быть организатором, судьей или выполнять те функции и роли, которые допустимы при данном конкретном заболевании.

Во 2 классе происходит изучение новых двигательных действий из гимнастики, лыжных гонок, легкой атлетики и элементов спортивных игр. Но при этом сохраняется большой объем обучения комплексам общеразвивающих физических упражнений разной функциональной направленности, подвижным играм, ориентированным на совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках и т. п.

В 3 классе в программный материал при данном заболевании рекомендуется вводить плавание, но по ряду причин нет возможности выводить весь класс в плавательный бассейн. Поэтому было рекомендовано, после консультации с врачом, заниматься плаванием с инструктором специалистом во внеурочное время. В образовательном процессе увеличивается объем упражнений повышенной координационной сложности, как из базовых видов спорта, так и прикладных физических упражнений.

На завершающем этапе начального образования школьникам предлагается осваивать сложные фрагменты (связки и комбинации) двигательной деятельности.

Примерное распределение программного материала в учебных часах по урокам физической культуры

рабочая программа по лечебной физкультуре, тематическое планирование для 1 - 4 классов


государственное казенное общеобразовательное

учреждение Свердловской области

«Полевская школа-интернат, реализующая адаптированные

Протокол МО №____ от___________

директор Терёхина Н.Г.

Адаптированная основная общеобразовательная программа

для учащихся 1-4 классов

Орлова Елена Сергеевна

учитель
высшей квалификационной категории

Полевской 2016 г.

Пояснительная записка

Программа по ЛФК направлена на лечение заболеваний, профилактику осложнений, на предупреждение обострений заболеваний у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа по лечебной физкультуре составлена в соответствии с

Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12ю2014г. № 1599

Примерная АООП общего образования, разработанная на основе ФГОС, для обучающихся с умственной отсталостью

АООП Полевская школа – интернат

В данном курсе реализуются следующие компоненты образовательной программы школы.

Создание условий для сохранения здоровья и формирование у обучающихся мотивации к ведению ЗОЖ.

Путем консультирования родителей по вопросам здоровья детей, организацией и проведением лекций на интересующие родителей темы, проведения совместных уроков.

Целью программы является: Восстановление, сохранение и укрепление с помощью средств ЛФК физических и психических способностей учащихся, имеющих нарушения здоровья, чтобы приблизить его телесные, духовные, нравственные возможности к полноценной социокультурной жизни.

Программа предлагает решение следующих групп задач:

Организационно – педагогические

- Создание оптимальных условий для лечения и оздоровления организма детей, обеспечивающих воспитание гармоничной личности.

- Организация мониторинга физического развития каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие), сердечно-сосудистой системы и других.

- Формирование теоретических знаний о здоровом опорно-двигательном аппарате.

- Обучение учащихся основам лечебной физкультуры.

-Формирование практических навыков, способствующих развитию правильной осанки у детей.

- Обучение необходимым видам дыхательных упражнений.

3. Коррекционно-развивающие

- Замедление процесса прогрессирования заболевания и формирование практических навыков, способствующих:

◀формированию правильной осанки;

◀развитию мышечного корсета;

◀увеличению силовой выносливости мышц;

◀формированию правильного дыхания;

◀развитию мелкой моторики;

◀совершенствование координации движений;

- Укрепление здоровья, профилактика заболеваний и коррекция нарушений физического развития средствами лечебной физической культуры, приобщение к здоровому образу жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Воспитательные

- Воспитание в детях внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела.

- Формирование и развитие морально-волевых качеств и мотивации к регулярным занятиям ЛФК, утренней гимнастикой и спорту.

- Создание благоприятных условий для лечение и оздоровления организма.

Методы и приемы образования.

Используются специальные медико-педагогические технологии

Проведение занятий ЛФК, подвижные игры, игры с элементами спорта, аутотренинг, музыкотерапия, дыхательная гимнастика корригирующая гимнастика, массаж, цветолечение.

Введется работа по формированию у детей волевых качеств: самостоятельности, ответственности, активности, решительности, умения работать в команде, помогать товарищам.

В процессе обучения и коррекции нарушений, используются темы, связанные со специфическими особенностями детей с сочетанной патологией. При планировании и проведении занятий учитываются индивидуальные особенности организма детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическими нагрузками. В зависимости от вида и глубины заболевания предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.

Программа предусматривает всестороннее медико-педагогическое обследование, а также определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей ребенка.

На протяжении всего курса ЛФК осуществляется межпредметные связи:

с биологией (основы знаний о человеческом организме, основы знаний о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья).

с музыкой (релаксационные техники с использованием классической музыки, аэробика с использованием музыки в стили регги, музыкотерапия с использованием электронной музыки).

с математикой (счет при выполнении упражнений, при построении и перестроении в колонны по 2,3 человека, ориентировка в пространстве верх-низ-право-лево).

Внутрипредметные связи осуществляется при помощи разучивания отдельных элементов и видов движений (ходьба, бег, прыжки, кувырки и т.д.) и использования их в дальнейшем в комплексах упражнений, подвижных и спортивных играх.

Наличие требований к ЗНУ в данной программе, способствует использованию двигательного опыта учащихся, как базы для расширения их двигательных возможностей, правильного формирования функциональных возможностей организма, тренировке и повышению адаптационных возможностей организма.

В результате освоения программного материала по лечебной физической культуре учащиеся специальных медицинских групп должны знать:

◀связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;

◀ способы изменения направления и скорости передвижения;

◀режимы дня и личной гигиены;

◀правила составления комплексов утренней зарядки;

◀правила проведения на занятиях физической культурой;

◀правила подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.

Уметь:

◀выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;

◀выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;

◀выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;

◀выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;

◀выполнять комплексы дыхательных упражнений;

◀выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;

◀выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;

◀выполнять передвижение в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

◀выполнять строевые упражнения.

Демонстрировать навыки при развитии физических качеств

в следующих контрольных упражнениях:

гибкость – из положения, сидя наклон вперед (касание носков ног);

быстрота – скорость простой реакции (тест падающей линейке, см);

выносливость – ходьба в течение одной минуты, м;

сила – прыжок в длину с места (демонстрировать технику);

координация – передвижение по напольному гимнастическому бревну (скамейке) шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.

Учебно-методическое обеспечение.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, Просвещение 2009г., под редакцией В.В. Воронковой.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, Просвещение 2009г., под редакцией И.М. Бгажноковой.

- Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа; Учебно-методическое пособие для преподавателей; Под общей редакцией С.П. Евсеева – Санкт – Петербург 2003г.

- Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста; Л.Ф.Асачева, О.В. Горбунова - Санкт – Петербург Детство – Пресс 2013г.

- Лечебная физическая культура в детском возрасте; А.А. Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур – СПб.: Речь, 2007. – 464с.

Ресурсное обеспечение реализации программы

Зал ЛФК оснащен следующим оборудованием:

Тренажерами:

Мягким детским модулем Колобок

Доской для пресса

Станком хореографическим переносным

Резиновыми мячами разных размеров;

Оборудование соотвествует требованиями международных стандартов безопасности EN-1176, ГОСТов РФ.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Материал программы преподается по принципу от простого к сложному. Уроки проходят при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального подхода к учащимся. Дозирование физической нагрузки адекватно состоянию здоровья ребенка и его психомоторного развития.

Применяемые с лечебной целью физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности, способствуют профилактике и устранению имеющихся нарушений.

Изучение элементов спортивных игр, упражнений, корригирующих комплексов проходит как серия пяти – семи уроков (часов) т.к. дети с нарушением интеллекта страдают нарушением двигательной памяти, быстро забывают разучиваемый материал, если он не закреплен до автоматизма.

Для инвалидов детства и детей с тяжелой патологией предусмотрены индивидуальные занятия.

Так же реализации индивидуального подхода к обучении, в каждом классе, используются карты индивидуального коррекционного сопровождения с конкретными рекомендациями специалистов (логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, преподаватель ЛФК, специалист по развитию психомоторики).

Почасовая сетка прохождения программного материала

Вид программного материала

Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения.

Упражнения для коррекции правильной осанки.

Упражнения для укрепления мышц живота.

Упражнения для устранения моторной неловкости.

Упражнения для коррекции плоскостопия.

Отбор содержания программного материала произведен с учетом физиологических, психологических, двигательных возможностей и различного рода заболеваний учащихся, в соответствии с чем, ведется разно уровневый подход в соответствии с имеющейся патологией ребенка. Уроки проводятся с детьми отнесенным по состоянию здоровья к спец. мед. группе. В связи с тем, что в группе занимаются дети с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата и сопутствующими заболеваниями, уроки могут проводиться как по одному основному комплексу упражнений в течение урока, так и с добавлением нескольких комплексов или упражнений, в зависимости от преобладающих заболеваний учащихся.

Кроме этого на каждом уроке в течение 5-7 минут могут проводиться подвижные игры, направленные на решение задач восстановления здоровья. Выбор комплексов, упражнений и игр производит учитель, отмечая данную информацию в календарно-тематическом плане.

Способы контроля знаний.

В начале и в конце учебного года учителем ЛФК проводится вводная диагностика, проверяются показатели двигательных качеств (гибкость, скорость, сила, выносливость, скорость). Проводится тестирование функционального состояния организма. Все полученные результаты заносятся в паспорт здоровья обучающихся. В конце учебного года проводится итоговая диагностика. Показатели сравниваются, анализируются, выводится прирост двигательных навыков.

Адресат программы

Программа составлена для учащихся 2 – 4 классов; рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и содержит все необходимые разделы для коррекции и профилактики различных видов нарушений и отклонений в здоровье (осанки, макро и микро моторики, зрения, плоскостопия, координации движений, сенсомоторики и т.д.)

Ожидаемые результаты: комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и сопутствующими заболеваниями.

Укрепление здоровья детей, повышение функциональных возможностей организма, улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательных систем.

Коррекция и компенсация двигательных нарушений.

Развитие основных видов движений и физических качеств, формировать пространственной ориентации, развитие равновесия и координации движений.

Стимулирование общего развития ребенка (речевого, интеллектуального, личностного).

Критерии определения успешности физической реабилитации учащихся.

Критериями являются качественными и количественные показатели. Качественные показатели – степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности и др.

Содержание курса

Основы знаний.

Соблюдение режима дня и ортопедических правил – главное условие правильного физического развития ребенка; субъективные показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, болевые ощущения, работоспособность); значение самомассажа, очистительного дыхания, физкультминуток в школе и дома при выполнении домашнего задания.

Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.

Упражнения с пиалами (чашечками или другими предметами), ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через веревочку, кубики, мячи, скамейки и т.д. Ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить мешочек с головы. Выполнение различных заданий с мешочками на голове (присесть, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба боком, приставным шагом и др.).

Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой. Висы, ползание, перекаты туловища в группировке по позвоночнику; различные наклоны.

Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдение режима дня и ортопедических правил. Определение субъективных показателей: самочувствие, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита.

Развитие выносливости.

Ритмическая гимнастика, подвижные игры, бег средней интенсивности до 2,5 минут. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и количества упражнений за урок. Развитие специальной выносливости путем длительного удержания статических поз.

Развитие силы.

Элементы самомассажа.

Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин, поясничного отдела позвоночника, надплечий, поглаживания живота, шеи, постукивание кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной, поясничной, грудной областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей.

Профилактика плоскостопия.

Комплексы корригирующей гимнастики. (см. Методические разработки).

Развитие координации движений.

Дыхательные упражнения.

Несколько упражнений из вариантов дыхательной гимнастики йогов: упражнения с непродолжительной задержкой дыхания, с различными движениями рук, в разных И.П. и другие варианты (см. Методические рекомендации).

Проведение контрольных мероприятий.

а) тесты – по плану учителя.

б) медицинский контроль – по плану.

в) педагогический контроль – в течение всего учебного года (контроль за соблюдением ортопедического режима, ежедневного выполнения упражнений ЛФК)

Рабочая программа создана для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточности при сочетании с ДЦП.

Пояснительная записка.

Целью занятий по адаптивной физической культуре является:

повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни;

научить пользоваться ложкой, кружкой, карандашом, ручкой;

сформировать положительное отношение к занятиям;

повысить родительскую компетентность в вопросах социально-бытовой ориентировки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развить тактильную чувствительность.

Учить захватывать различные предметы.

Учить взаимодействовать с предметами.

Обучить навыкам приема пищи.

Рабочая программа создана для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточности при сочетании с ДЦП.

Это самая тяжелая форма ДЦП возникает при значительном поражении мозга в периоде внутриутробной жизни.

Мышление детей данной категории не только очень конкрет ное, ригидное, но и лишено способности к обобщению. У них наблюдается выраженная степень недоразвития моторных функций. Эти люди с большим трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания. Часть из них не способна даже научиться застегивать пуговицы и завязы вать шнурки.

Они могут ознакомиться с самыми элементарными школьными знаниями обучение сводится к тренировке навыков самообслуживания и освоению ориентировки в окружающей среде, развитию общения. Дети с глубокой умственной отсталостью не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Даже достигнув юношеского возраста, они не способны овладеть даже эле ментарными трудовыми процессами. У них наблюдаются пороки разви тия скелета, черепа, конечностей, кожных покровов и внутренних органов, диспластическое телосложение, дисгенетические признаки и многое другое, не могут существовать самостоятельно, они требуют по стоянной помощи и поддержки.

Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е (глаз, ухо, кожные чувствительные точки). Развитие ощущений и восприятия ребенка - необходимая предпосылка для формирования у него более сложных, мыслительных процессов.

Память детей данной категории, находится на низком уровне. преобладающей механической памяти. Это так называемая частичная память на события, места, числа и т. п. Эмоции у детей обнаруживают относительную сохранность.

Трудности этих детей не в том, что ни не способны выполнять отдельные действия, из которых состоит решение задачи, а в том, что они не видят связей между действиями. Механическое их выполнение по указанию взрослого не приводит к пониманию смысла самой задачи и возможности решить другую, аналогичную задачу.

И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом. В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание. Таким образом, можно утверждать, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

В настоящее время происходят огромные перемены в обществе, социуме в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями.

Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.

Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду. Сотрудничество педагогов и родителей способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в обществе.

К началу освоения навыков самообслуживания у ребенка должна быть выработана определенная сумма мелких движений.

Данная программа составлена с учётом возрастных и психофизиологических особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объёма информации.

Реализация программы с детьми с ограниченным возможностями позволит формировать социально – бытовые компетентности, расширить знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, позволит приобрести практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.

Форма работы

С детьми, имеющими тяжелые или множественные нарушения развития опорно-двигательного аппарата и глубокую умственную отсталость, занятия проводятся в индивидуальной форме, согласно учебному плану 2 раза в неделю. Длительность занятий не более 25 минут.

Методы работы: диалогический метод, объяснение, рассказ, наблюдение, беседы, игровые упражнения, убеждения, поощрения, создание специальных воспитывающих ситуаций, моделирование, проектирование.

Основные принципы реализации программы:

Воспитывающая и развивающая направленность.

Научность и доступность.

Систематичность и последовательность занятий.

Связь материала с жизнью.

Принцип коррекции в социально-бытовой ориентировке.

Сознательность и активность воспитанников.

Индивидуальный и дифференцированный подход.

Прочность знаний, умений и навыков.

Принцип практической направленности занятий.

Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Педагогом применяется метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия

Система работы включает несколько этапов:

Развитие мотивации в овладении двигательными навыками.

Создание условий, облегчающих выполнение движений и действий.

Постепенное преодоление трудностей.

Закрепление сформированных действий в практических ситуациях.

Совершенствование новых способностей.

Этапы формирования навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков:

1-й этап– пассивно-активная гимнастика. Массаж и самомассаж кистей рук.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, нормализует тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует и на суставы и связочный аппарат. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов, способствует развитию речи, личности, адаптации в социуме.

Цель массажа кистей и пальцев рук – снижение тонуса мышц рук у детей с ДЦП, расширение объема мелких движений кистей и пальцев рук, формирование согласованных движений обеих рук

Пассивный массаж применяется только в том случае, если ребенок в силу двигательного нарушения не может производить самостоятельные движения.

Используются приёмы: поглаживание, лёгкое растирание, вибрация.

Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья (3 – 5 мин., ежедневно или через день 10 – 12 р).

Поглаживание – медленные и плавные движения в различных направлениях.

Растирание – применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правой и наоборот. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.

При вибрации – кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары. Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка.

Можно выполнять массаж со следующими материалом:

с карандашом, фломастером,

взаимодействие с предметами различной текстуры,

различные мячики Су-Джок, шарики, грецкие орехи.

Тренажёры для развития мелкой моторики. Это специальные пособия, изготовленные на фабриках или своими руками.

На начальных этапах выполняются некоторые упражнения в пассивной форме, то есть педагог (родитель) сам сгибает и разгибает пальчики ребенка и совершает другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

2-й этап– Пальчиковая гимнастика.

Выполняется ребенком самостоятельно, повторяя за движениями взрослого.

1. Необходимо задействовать все пальцы руки.

2. Упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались - сжатие, растяжение, расслабление кисти, использовались изолированные движения каждого пальца.

3. Учитываются возрастные и индивидуальные возможности детей.

4. Наличие познавательной направленности текстов и упражнений.

Приёмы, используемые на этом этапе.

Учить захватывать различные предметы.

Сжимать и разжимать мяч.

Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.

Катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера.

Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?”.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие – двумя руками);

соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета, принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрешек и других игрушек;

подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

движения кистей и пальцев рук;

формирование указательного жеста;

формирование осознанного нажатия указательным пальцем;

формирование осознанного нажатия большим пальцем.

Последовательность формирования захвата:

Ладонный захват – ребенок хватает предмет и отпускает его, действуя всей кистью.

Захват щепотью – ребенок берет предмет, удерживает его и манипулирует им, используя большой, средний и указательный палец.

3-й этап – Повышение уровня развития собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, навыков самообслуживания.

Приёмы, используемые на этом этапе.

Завязывать, развязывать узлы.

Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).

Перебирать крупные деревянные бусы, чётки.

Собирать, складывать пирамидки.

Перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно;

Держать (захватывать) ложку. При помощи ложки пересыпать сыпучие предметы (крупы, камешки, песок, сахар), переливать жидкость из одной емкости в другую.

Держать кружку. При помощи кружки зачерпывать сыпучие предметы и жидкость из одной емкости в другую.

Этапы реализации программы

Каждый период включает три этапа.

1-й этап - подготовительный этап (начало года):

проводится углубленная диагностика ребенка; (совместно с дефектологом)

2-й - основной этап:

усвоение знаний, умений и навыков в рамках программы;

обучение родителей продуктивному взаимодействию в диаде «родитель –

3-й этап – заключительный (конец года):

проведение повторной диагностики; (совместно с дефектологом)

выявление динамики развития ребенка.

Примерная структура занятия.

Организационный момент. Приветствие.

Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

Развитие мелкой моторики, тактильного восприятия.

Развитие коммуникативных навыков. Акт расставания.

Формирование навыков самообслуживания включает отработку действий с соответствующей помощью. В течение дня, постоянно происходит формирование навыков самообслуживания, закрепление двигательных навыков в процессе режимных моментов, что является одним из условий освоения первого этапа социально-бытовой

адаптации, а именно:

гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела;

навыки культуры еды;

навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования;

навыки содержания порядка в окружающей обстановке;

навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений.

Виды помощи при формировании навыков самообслуживания
(Помощь или содействие) ребенку с ограниченными возможностями может быть разной. Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.

Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.

Физическая - физические действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.


Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок с ограниченными возможностями сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.

Для успешного осуществления домашнего воспитания необходимы следующие требования для родителей (законных представителей):

регулярность, посильность работ;

очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей;

с ребенком быть спокойным, уравновешенным, не повышать голос.

В процессе игры, развиваются и закрепляются знания, умения, позволяющие добиться положительных результатов в адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями в обществе.

Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.

Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации.

Во время кормления ребенку необходимо надевать фартук или нагрудник с глубоким карманом внизу. Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Для большей устойчивости этого положения его можно фиксировать поясом. Если у ребенка сильно выражены непроизвольные движения, он с трудом сохраняет равновесие в положении сидя, необходимо фиксировать его стопы. Однако все приспособления для фиксации должны использоваться как временные средства в начале обучения.

Начинать обучение рекомендуется с приема твердой пищи. Затем используют густую и полужидкую пищу (каши, пюре). Вначале прививают навык подносить свою руку ко рту, затем брать кусок хлеба, бублик, сухарь, ложку и подносить их ко рту. На первых занятиях лучше использовать небьющиеся чашки и тарелки. Желательно, чтобы ложки, а позже вилки, которыми пользуется ребенок, имели пластмассовые рукоятки, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. Для начального обучения приему пищи лучше использовать десертную ложку. Для более удобного захвата ручку ложки можно изменить (изогнуть, подобрать толщину, длину). При сильно выраженных гиперкинезах, атаксии тарелку нужно закрепить.

Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью можно сначала использовать резиновую трубку, соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.

Ребенка с церебральным параличом надо обязательно приучать есть за общим столом с другими членами семьи. При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой.

Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, педагоги и родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.

Формирование первоначальных культурно-гигиенических навыков и привычек к самообслуживанию в рамках данного раздела происходит не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы.

Ожидаемые результаты.

В работе с детьми с глубокой степенью интеллектуальной недостаточности предполагается опираться на его возможность достичь оптимального для его уровня развития. Постоянное сопровождение помогает в решении одной из главных проблем –это дезориентация:

непосредственной ситуации, в событиях;

в требованиях и правилах поведения.

Конечной целью работы педагога, является развитие коммуникативных и социально-бытовых навыков на сколько это возможно.

3.Содержание учебного предмета.

Подготовительный этап.

Диагностика. (совместно с дефектологом). Знакомство с семьей. Сбор анамнестических данных на ребенка. Налаживание эмоционального контакта с семьей и ребенком. Диагностика сформированных умений и навыков.

Основной этап.

4.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы.

Тема раздела. Тема урока.

Кол-во часов

Подготовительный этап. (4 ч.)

Диагностика. Знакомство с семьей. (совместно с дефектологом)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.