Программа сказка для детей с дцп

Анастасия Трубицина
Бытовая сказка как метод коррекции эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом

Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.

Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И. В. Вачковым, Д. Ю. Соколовым, С. К. Нартовой-Бочавер. Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арттерапии в целом и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка. Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.

Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций.

Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много сказок и благожелательное отношение родителей к сказкам и постоянным "походам" в сказочный мир.

Метод учитывает эмоциональный интерес ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребёнка.

Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. что важно для детей с дцп. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Стоит отметить, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

Сказка и ее терапевтические особенности

Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арт-терапии в целом и библиотерапии как вида арт-терапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка. Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми.

Различные научные школы по-разному представляют её психологический смысл.Но сходятся все в одном: сказка является необходимым средством в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. Она позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Сказка может оказывать влияние как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. Следует отметить, что несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме сказки, методические вопросы, связанные с механизмами ее влияния на личность и ряд теоретических вопросов, в настоящее время разработаны недостаточно. Всё это говорит об актуальности изучения сказок.

Сказки всецело связаны с работой фантазии, именно как органа эмоциональной сферы: сказочный мир объективирует для ребенка те или иные чувства, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайны их влияния на детскую душу. Задача сказки - дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства. Сказка допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения.

Бытовые сказки:

Это сказки, рассказывающие о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

В России на 1000 новорожденных детей приходится 2 случая заболевания ДЦП. Проблема общения ребенка с ДЦП, сложности адаптации в группе сверстников имеет большее социальное значение. У детей с ДЦП нарушено общение как со сверстниками, так и со взрослыми, что связано с негативным опытом межличностного общения, из-за их изоляции, замкнутости, при этом дети со спастической диплегией демонстрируют более высокую степень зависимости от взрослых. У детей с ДЦП снижена потребность к общению в больших группах, чаще отмечается отгороженность, агрессия. Нарушается формирование навыков общения, что в зависимости от форм ДЦП выражается в изменениях общения, межличностного взаимодействия и личностного поведения.

В коммуникативной деятельности детей с ДЦП обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении, несовершенствование фонетических, лексических и грамматических средств языка, необходимых для реализации готового речевого продукта. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связанная речь.

Основным и обязательным условием коррекционной работы, направленной на формирование речевой коммуникации у детей с ДЦП считается комплексный подход к формированию навыков общения во всех видах детской деятельности. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Применяемые мной приёмы сказкотерапии позволяют детям с ДЦП получать информацию: об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, учат жить и общаться в этом мире, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок становится активной личностью, многие психические функции развиваются и совершенствуются, сказка и ее герои стимулируют развитие речи.

В своей работе использую приёмы сказкотерапии, такие как: проигрывание эпизодов сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, сочинение сказки, переписывание и дописывание сказок. Данные приёмы позволяют осуществить процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс активизации ресурсов, потенциала личности, снятие эмоционального напряжения, изменения жизненной позиции и поведения человека в процессе общения с другими людьми. Следует учитывать, что у многих детей с ДЦП нарушены двигательные функции. В связи с этим нужно действовать совместно с ребенком. Это позволяет ребенку ощутить характер движения и его темп, создать образ и сосредоточиться на нем.


Использую игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия.

Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Цель, которая озвучивается для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.

Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.

Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.

Развитие общих речевых навыков:

Цель: учить повышать и понижать силу голоса.

Цель, которая озвучивается для детей: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, помогите ему.

Цель: работать над длительностью речевого выдоха.

Цель, которая озвучивается для детей: посадим репку, скажем слова:

Цель: развитие слухового внимания.

Развитие лексико-грамматических категорий.

Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных, формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

Цель: развивать правильное употребление (понимание ) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

Цель, которая озвучивается для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).

Цель: образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Цель, которая озвучивается для детей: дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка и т.д.

Цель: образование сложных слов.

Цель, которая озвучивается для детей: У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он? (одноногий), и т.д.

Цель: образование антонимов.

Цель: умение составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Цель: умение высказывать свое мнение, хорошее или плохое о предмете, образе, явлении, поступке. Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Цель: умение сочинять сказку по одному слову.

Цель: развитие памяти, внимания и воображения.

Предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью настольного театра. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а можно разыгрывать диалоги.

Развитие связной речи.

* договаривание отдельных слов во фразе;

* произнесение отдельных фраз сказочных героев;

* повторение, составление простых фраз;


Оценка коммуникативных умений проводится с учетом следующих критериев:

Критерии коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно излагает свои мысли, пользуется формами речевого этикета.

Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.

Ребёнок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Протокол обследования уровня коммуникации ребенка.

Критерии оценки уровня коммуникации ребенка.


Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе.

Программа по сказкотерапии разработана в помощь психологам и педагогам детских дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Прорамма по сказкотерапии 288 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии

Рекомендовано к изданию МБОУ ИМЦ

Отдел воспитания и социализации

Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе.

Программа по сказкотерапии разработана в помощь психологам и педагогам детских дошкольных учреждений.

Составитель: Азаматова Ольга Владимировна –педагог-психолог д/с №146

Рецензент: Лучинина Людмила Юрьевна – педагог-психолог МБОУ ИМЦ

Цели и задачи программы………………………………………………….8

Учебно–тематический план (младший возраст).………………….………19

Учебно–тематический план (средний возраст)……………………………24

Учебно–тематический план (старший возраст).…………..………………30

Учебно–тематический план (подготовительные группы).……….…….…35

Сказка – это сфера чудес, нежный мир грез и фантазий. Но самое главное в ней не то, что чудеса происходят в самой сказке, а то, что она может творить чудеса с любым, кто с ней соприкоснется. Нужно только внимательно прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют уже не одну тысячу лет.

Сказка это не просто развлечение, увлекающее ребенка в волшебную страну грез и фантазий. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих. Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Для непосредственного сказкотерапевтического воздействия используется три вида сказок:

  1. Художественные (народные и литературные), т.е. традиционные;
  2. Психокоррекционные;
  3. Психотерапевтические;

Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору правильного пути в жизни. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Психокоррекционные сказки – используются для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии… Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе… При этом, они еще и усиливают природный созидательный потенциал и творческие способности ребенка.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др.). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было.

Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности. Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, у родителей никак не выходит, так как многие дети стесняются тех страхов, которые их мучают. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь. Сказкотерапия позволяет взглянуть на любую жизненную ситуацию с разных сторон и увидеть различные пути решения проблемы. Это дает возможность выработать эффективный план действий.

Самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых.

Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

ЦЕЛЬ: Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.

Перед началом занятий изучаются особенности каждого ребенка, используя не только психологическое тестирование и анкетирование, но и результаты наблюдения.

На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:

Сказкотерапия широко использует ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения дошкольников. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества; расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение; развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Сказкотерапию следует рассматривать и как метод, который позволяет детям развивать творческие способности и совершенствовать их взаимодействия с окружающим миром. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Структура занятий по формированию психологического здоровья дошкольников состоит из следующих этапов:

  1. Приветствие
  2. Мысленная картинка
  3. Игровые приемы
  4. Чтение сказки
  5. Беседа, обсуждение сказки
  6. Прощание.

В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими. О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?

В программу включены упражнения, приемы которые позволяют оказывать на разных детей различное воздействие и усиливают эффект прочитанной сказки.

Построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В нашей программе мы используем психогимнастику (ролевые действия и ролевые образы).

В младшем возрасте дети начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки, зайцы, волки и т.д.). Важным для младших дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т.п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи и т.п.).

Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка), сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и т.п.), социальных семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т.п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается. Интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации. То есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами.

- В психогимнастических играх у детей формируются:

  1. Принятие своего имени;
  2. Принятие своих качеств характера;
  3. Принятие своего прошлого, настоящего, будущего;
  4. Принятие своих прав и обязанностей.

- Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие произвольности.

- Релаксационные методы построены как антипод стресса. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона и дыхательные техники.

Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой.

Раздел 1. Этот странный взрослый мир (формирование потребности в общении, введение в мир чувств и осознания чувств).

Раздел 3. Умение владеть собой (формировать умение согласовывать свои желания со своими возможностями).

Раздел 4. Я учусь дружить. Дорога к школе (формирование потребности в общении со сверстниками, формирование мотивации учения).

Этот странный взрослый мир

В младшем возрасте дети эгоцентричны: они еще не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений. Как правило, в этом возрасте дети не умеют взглянуть на объект с позиции другого человека. В 3-4 года ребенку важно, чтобы его старания были оценены. Он радуется вниманию со стороны окружающих, однако часто порицает других, жалуется на сверстников. Доброжелательность необходимо воспитывать.

На занятиях с детьми проигрываются игры и рассказываются короткие истории и сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности.

Именно с этого раздела мы начинаем постепенно вводить детей в мир сказки, понимать и осознавать смысл рассказанной истории, переносить поведение животных на себя.

В игре дети часто подражают взрослым, повторяют их слова и выражения, движения и действия. Эта способность к подражанию помогает им развивать символическое мышление, а также способствует закреплению образов поведения, свойственных взрослым.

Поэтому именно в этом разделе детям читаются сказки о добре и зле, о чувствах, о честности, отзывчивости, о капризах и как с ними справляться

В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни, какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь; какими ценностями руководствоваться в жизни; как строить отношения с родителями и детьми; как прощать.

В играх, которые мы играем с детьми, они учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка.

Умение владеть собой

Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, развивать внимание к окружающим людям. В процессе формирования личности ребенка складывается определенная система отношений: к себе, к другим, к жизни.

К себе – с чувством собственного достоинства, но без зазнайства, без переоценки своих возможностей, без эгоизма. К другим – с чувством собственного достоинства, но уважая при этом чувство достоинства других, на равноправной основе. К жизни – с чувством собственного достоинства, со знанием своих прав, обязанностей, оптимистично.

Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети на занятиях, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понимать, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Я учусь дружить. Дорога к школе

Форма общения между дошкольниками отличаются от тех, которые свойственны младенцам. Тесные контакты с родителями, которые являются характерными для детей до трех лет, теперь постепенно ослабевают, все большее значение приобретают их отношения со сверстниками. Старшие дошкольники лучше контролируют свое поведение и поэтому с большим успехом налаживают сотрудничество с другими детьми при достижении какой-то общей цели. К шести годам коммуникабельность значительно возрастает. Общаясь с детьми, ребенок научится не только считаться с другими, но и постоять за себя. В этом возрасте появляются первые привязанности, которые представляют зародыши дружбы. Поэтому в этом разделе подбирались сказки и игровые ситуации о дружбе, чувствах, которые мешают дружить, о том, как помочь изменить чувства другого человека, о силе воле.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Сказки и специально подобранные игровые ситуации помогают детям принять роль ученика, формировать положительное отношение к школе.

Реализовывая программу, рекомендуется активно привлекать ближайшее социальное окружение. Окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Индивидуальные консультации по организации предметно – развивающей среды

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корнилова Е.Н., Готовцева Е.И.

В данной статье рассматривается система коррекционно-педагогической работы по развитию речи у детей дошкольного возраста с церебральным параличом посредством сказкотерапии . Авторами кратко изложены условия, методы и результаты исследования.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Корнилова Е.Н., Готовцева Е.И.

FAIRYTALETHERAPY IN CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH CEREBRAL PALSY PRESCHOOL CHILDREN

In this article a system of correctional and pedagogical work on speech maturity in preschool children with cerebral palsy by fairytale therapy is described. The authors state the conditions, methods and results of their research.

СКАЗКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

FAIRYTALETHERAPY IN CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH CEREBRAL PALSY PRESCHOOL CHILDREN

Е. Н. Корнилова, Е. И. Готовцева

В данной статье рассматривается система коррекционно-педагогической работы по развитию речи у детей дошкольного возраста с церебральным параличом посредством сказкотерапии. Авторами кратко изложены условия, методы и результаты исследования.

E. N. Kornilova, E. I. Gotovtseva

In this article a system of correctional and pedagogical work on speech maturity in preschool children with cerebral palsy by fairytale therapy is described. The authors state the conditions, methods and results of their research.

Ключевые слова: сказкотерапия, детский церебральный паралич, коррекционно-педагогическаяработа, развитие речи, дети дошкольного возраста.

Keywords: fairytale therapy, cerebral palsy, correctional and pedagogical work, speech maturity, children of preschool age.

Актуальным на сегодняшний день остается проблема коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из тяжелых форм проявления аномального развития ребенка, по исследованиям отечественных ученых Л. А. Даниловой, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой и других, является наличие детского церебрального паралича (далее - ДЦП). У детей, страдающих церебральным параличом, задержано и нарушено формирование всех двигательных функций, что в свою очередь оказывает существенное влияние на речевое развитие ребенка [1, с. 16].

Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи. Их частота составляет, по данным многих авторов, от 65% до 85% [1, с. 24]. Нарушения речи у детей с церебральным параличом вызывают трудности в последующем обучении в школе. По исследованиям ученых, отставание в развитии речи у детей с церебральным параличом связано не только с более медленным темпом созревания поздно формирующихся корковых отделов мозга, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. В процессе совместной работы с родителями нами выявлены два типа воспитания детей с церебральным параличом в семье: взрослые обычно либо чрезмерно опекают, стремясь все сделать за своего ребенка, либо не уделяют ребенку должного внимания для полноценного развития. Это не формирует у детей потребности в деятельности и в речевом общении.

Группу посещают дети от 3 до 7 лет, имеющие диагноз ДЦП, у которых развитие речи находится на разном уровне: от легкой степени до самой тяжелой.

Целью открытия данной группы являются:

• оказание систематической психолого-педагогической помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

• консультативно-методическая поддержка родителей, имеющих детей с церебральным параличом, в организации воспитания и обучения ребенка;

• социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности.

При ДЦП необходимым условием является раннее начало коррекционно-педагогического воздействия, направленного прежде всего на развитие моторики, речи, коммуникативных умений. Эффективность проведения коррекционно-педагогической помощи детям с церебральным параличом зависит от ряда факторов: степени тяжести дефекта; возрастных и индивидуальных особенностей детей; условий воспитания в семье; заинтересованности и помощи родителей, ближайших родственников педагогам ДОУ.

Как отмечают ученые, в последнее время в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при кор-рекционном воздействии в условиях специальных дошкольных учреждений наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает арт-терапия [2, с. 188]. Далее авторы утверждают, что использование сказкотерапии, хореотерапии, вокалотерапии может быть рекомендовано детям с церебральным параличом.

Целью нашего исследования является выявление эффективности использования сказкотерапии в системе коррекционно-педагогической работы по развитию речи у дошкольников с ДЦП.

На начальном этапе исследования нами было проведено обследование по выявлению уровня речевого развития дошкольников. По результатам обследования выяснили, что большинство детей обеих групп (контрольной и экспериментальной) имеют средний уровень речевого развития - 60%, низкий уровень имеют 40%, высокий уровень отсутствует.

Мы предположили, что работа по развитию речи посредством сказкотерапии у дошкольников с ДЦП будет эффективна, если:

• разработать систему коррекционно-педагогиче-ской работы с учетом поэтапного усложнения проводимых форм работы (от чтения детям коротких сказок до инсценирования ими этих сказок);

• в процессе работы развивать двигательную сферу детей;

• содействовать активному включению в коррекци-онно-педагогический процесс всех специалистов ДОУ и родителей.

Следующий этап работы - основной - предусматривал организацию совместной работы всех специалистов ДОУ: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, психолога, музыкального руководителя. На данном этапе по сюжетам пройденных сказок проводились игры-драматизации; инсценировки с использованием игрушек, фланелеграфа; кукольный театр, теневой театр и др.

Заключительный этап работы - анализ проведенной работы, фото и видеоотчет работы специалистов, обсуж-

дение динамики развития на психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ.

По полученным данным результатов исследования можно отметить, что в контрольной группе никаких изменений по улучшению показателей не произошло, тогда как в экспериментальной группе дети повысили свои показатели. Если в начале эксперимента никто из испытуемых экспериментальной группы не показал высокого уровня развития речи, то в конце эксперимента высокий уровень показали 20% дошкольников, средний уровень показали 70%, низкий уровень - 10%. Низкий уровень был отмечен у тех детей, которые часто пропускали занятия.

К концу эксперимента большинство детей могли передавать свои эмоции с помощью вербальных и невербальных средств общения, активно вступали в контакт как со сверстниками, так и со взрослыми, у них значительно обогатился словарный запас, улучшилось состояние грамматического строя речи.

Мы считаем, что обязательными условиями для успешного обучения детей с двигательными нарушениями являются их активная деятельность, стремление к цели, мотивация, а также заинтересованность родителей в улучшении результатов педагогического процесса, их участие в коррекционно-педагогическом процессе.

Важным требованием к занятиям является учет основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; опираться на сознательность и активность детей; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

Таким образом, чрезвычайно важным является раннее начало коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие речи, мелкой и общей моторики. В ходе проведенного исследования нами выявлена эффективность использования сказкотерапии в развитии речи детей с церебральным параличом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левченко И. Ю, Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001. 192 с.

2. Медведева Е. А., Левченко И. Ю. [и др.] Артпеда-гогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001. 248 с.

3. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП: учеб.-метод. пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 160 с.

4. Ипполитова М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: пособие для родителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1993.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.