Программы для фортепиано для детей с дцп

Ребенок-инвалид – это дар для педагога. Никто и никогда не даст вам такой огромный опыт работы как такой ребенок. Ведь такие дети обладают своим особенным внутренним миром, который непонятен никем. Порой дети-инвалиды своими сокровенными мыслями не могут поделиться даже с родителями, а педагог для них может быть лучшим другом, хорошим воспитателем и строгим учителем…

Бесспорно у каждого ребенка-инвалида свой диагноз и свои особенности физического и психологического поведения. Я хочу с вами поделиться опытом работы обучения игры на фортепиано ребенка с диагнозом Детский церебральный паралич.

Основной формой организации образовательного процесса является индивидуальное занятие, продолжительность которого 30-40 минут в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей учащегося.

Моя задача – скоординировать и развить работу мелкой моторики, увеличить образность мышления, приобщить ребенка к миру музыки.

Особенность организации образовательного процесса – индивидуальный подход к ребенку, учитывать его эмоциональное и физическое состояние, настроение, отношение к предмету и преподавателю. Применять все методы обучения – словесный, наглядно-практический, игровой, объяснительный и другие, уметь ребенка мотивировать и поощрять.

Каждый ребенок с ДЦП имеет свои специфические отклонения в развитии. Поэтому, прежде чем приступить к планированию работы, необходима консультация лечащего врача либо родителей. Именно врач и родители подскажут, что ребенок на данный момент испытывает при необходимости совершить тот или иной комплекс движений, указывает границы физических возможностей и параметров движений. Только после этого становится реальным определить цель учебного года и выбор средств их достижения.

Целый ряд рефлексов и навыков, являющихся для здорового человека стандартными, для ребенка с ДЦП бывает очень сложно выполнимыми. Преподавателю, начинающему работу по обучению игре на любом музыкальном инструменте, необходимо знать следующее:

- ребенок с заболеванием ДЦП с поражением рук в первое время занятий не может привести в движение необходимый палец, не подвигав прежде всеми пятью; это влияет, в свою очередь, на крайне медленный темп исполнения;

- мышечная память развита очень слабо, поэтому уже разученный нотный текст достаточно долго может исполняться в самых разных аппликатурных комбинациях;

- игра попеременно двумя руками тормозится во время перехода мелодии от одной руки к другой, так как скорость переключения внимания и сигнал к отдыхающей руке весьма заторможен;

- в первые годы обучения бывает невозможным исполнение музыкальных произведений двумя руками одновременно даже в самых примитивных вариантах, поскольку сигнал принимает та рука, на которую ребенок в данный момент смотрит. Одновременное нажатие любых клавиш двумя руками порой вызывает напряжение всех мышц рук, плечевого пояса, спины;

- такой ученик никогда не сможет играть на фортепиано и одновременно глядеть в ноты;

-ребенок с ДЦП имеет маленький объем мышечной памяти двигательных комбинаций (но не слуховой), поэтому подобный дефект необходимо компенсировать за счет логической, зрительной, тактильной видами памяти;

- искаженные мышечно-моторные реакции у детей с ДЦП (особенно у хромающих) нарушают ощущение метрической и ритмической пульсации и тормозят ее развитие.

Учитывая выше перечисленные отклонения от норм здорового человека, преподаватель никогда не должен ставить перед таким учеником непосильных задач. В каждый момент обучения необходимо знать порог его возможностей.

Основной задачей в работе с Губановой Никой - развитие мелкой моторики. Это достигается через пальчиковые игры, несложные легкие пьесы, построенные на различного вида секвенций или поступательном движении мелодии в пределах диапазона голоса ученика и возможности вокального исполнения. В результате появляется подвижность пальцев у ребенка и возникает интерес к занятиям.

Применение различных методов и приёмов использования музыкальных средств для реабилитации детей с ограниченными возможностями оказывает весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но также на развитие всех сенсорных систем, памяти, и психо-эмоциональной сферы ребенка, способствует разработке артикуляционного аппарата и развития речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной.

Занятия в музыкальной школе – это ещё и возможность показать себя на сцене в качестве пианиста. Выступления помогают детям с ограниченными возможностями избавиться от комплексов, повышают их самооценку, делают их более коммуникабельными, открытыми в общении. Эффективность коррекционно-развивающего обучения в целом, во многом зависит от слаженности в работе различных специалистов.

Уроки музыки для детей с ограниченными возможностями. Игра на фортепиано как способ развития моторики рук. Примеры занятий из авторской программы.

Фортепиано (или синтезатор) можно использовать как своеобразный тренажер для разработки крупной и мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями.

Многие из нас учились в музыкальной школе, сейчас учатся наши дети, у кого-то из читателей — уже и внуки. Хочу задать один вопрос: как часто среди учащихся детских музыкальных школ (ДМШ) вам приходилось встречать детей с ограниченными возможностями? Уверена, что подавляющее большинство ответит отрицательно.

Ранее элитарное, а ныне общедоступное начальное музыкальное образование продолжает оставаться недоступным для детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности. Несмотря на ряд принятых в последнее десятилетие нормативных документов, предоставляющих равные права всем категориям граждан в образовательной, социальной и других сферах жизнедеятельности, дети с ограниченными возможностями фактически продолжают оставаться "за бортом" жизни.

Ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а, следовательно, с большими проблемами в области моторики, никогда не примут в музыкальную школу по причине невозможности выполнения учебной программы. И специальных же (коррекционных) программ по музыкальному воспитанию, включая игру на музыкальных инструментах, для детей с заболеванием "детский церебральный паралич" (ДЦП), задержкой психического развития, нарушениями речи и прочим не существует. В нашей стране, к сожалению, не готовят специалистов-музыкантов, могущих оказать профессиональную реабилитационную помощь детям с различными отклонениями в развитии.

Более 10 лет назад в Казанской ДМШ № 14 Управления образования был создан прецедент по обучению музыке детей с ограниченными возможностями на базе Городского реабилитационного центра детей-инвалидов (ГРЦДИ). В сентябре 1994 г. при открытии филиала музыкальной школы в число учащихся были зачислены все желающие, независимо от диагноза и степени тяжести заболевания, в том числе большая группа детей с заболеванием ДЦП (согласно уставу ГРЦДИ в данном учебно-лечебном заведении обучаются дети с сохранным интеллектом). Детям была дана возможность обучаться игре на инструментах, в том числе на фортепиано (синтезаторе).

Желание заниматься на фортепиано и других инструментах возникло у многих детей, ведь потребность эмоционального самовыражения присуща всем людям, независимо от наличия или отсутствия у них физического дефекта. Не имея специального опыта и методического подспорья, преподаватели ДМШ столкнулись с целым рядом проблем: как учить, для чего учить, где границы возможностей у детей с моторными нарушениями. Огромную и неоценимую помощь получили преподаватели-музыканты со стороны врачей и логопедов Реабилитационного центра. В настоящий момент можно говорить об имеющемся положительном опыте работы, о создании новых методических подходов к преподаванию различных музыкальных дисциплин, в том числе игры на музыкальных инструментах, логопедическому вокалу и др. Автор настоящей статьи составила программу с подробными методическими комментариями по обучению детей с ДЦП игре на фортепиано (синтезаторе).

В статье изложен лишь один из аспектов, представленных в авторской программе, его суть можно свести к использованию фортепиано (или синтезатора) как своеобразного тренажера для разработки крупной и мелкой моторики рук и пальцев. Чем младше ученик, тем интереснее и разнообразнее можно использовать клавиатуру. Применение специфических игровых приемов в начальный период обучения возможно и без овладения знаниями нотной грамоты. Это так называемый "донотный" период, который в музыкальной школе естественно заканчивается в У детей с моторными нарушениями он может растянуться и до 9 лет. Играть на фортепиано, не привязываясь к нотному тексту, можно любыми руками: как с нормальной мышечно-двигательной реакцией, так и с существенными поражениями моторных функций при спастических и вялых парезах.

Одну из описываемых форм работы можно назвать "Звуковая картина". Она основывается на звукоизобразительных возможностях инструмента и импровизируется на заданную тему.

"Дождь и гроза"

Учитель и ученик сидят за инструментом, учитель — слева. Игра сопровождается текстовым комментарием учителя. При повторном исполнении задания дети часто вызываются вести сюжет самостоятельно.

— Светит солнце. (Преподаватель играет мажорное трезвучие, звук как бы повисает в воздухе.)

— Вдруг набегает тучка. (Мажор сменяется минором.)

— Из тучки начинает капать легкий грибной дождь. (Ученик легкими движениями, вразброс, в медленном темпе, тихо извлекает звуки в верхнем регистре. Можно чередовать черные и белые клавиши.)

— Дождь усиливается. (Удары становятся более частыми, громкость звука нарастает. Преподаватель использует в аккомпанементе более сложные и красочные аккорды — септаккорды.)

— Вдруг пошел град. (Звуковой регистр понижается, сила звука все более усиливается.)

— Гром! (Удар несколькими пальцами сразу или кулачком по клавишам в низком регистре.)

— Дождь постепенно стихает и заканчивается. (Игровые приемы повторяются в обратной последовательности.)

— На небе появляется радуга. (Преподаватель заканчивает "картину" красивыми аккордами.)

Подобным образом можно озвучить картину ночного неба с луной и звездами, метеоритами и космическими спутниками земли, летнего луга с пчелами, бабочками и жуками, подводного царства и др.

Во время выполнения задания преподаватель не только исполняет гармонический фон, диктует содержание и подсказывает возможные способы игры, его задача более глубокая:

  • следить за положением корпуса и правильной осанкой ребенка во время исполнения, особенно в крайних регистрах фортепиано;
  • следить за равномерной нагрузкой на обе руки, так как ребенок всегда старается работать более послушной, то есть более здоровой рукой;
  • максимально задействовать в работе все пальцы рук, а не только те, которыми ребенок привык манипулировать.

Другой вид творческого задания, родственный первому, можно назвать "Рассказываем сказку". Устный пересказ известного сюжета либо сочиненного по ходу урока чередуется с его озвучиванием. Такой вид работы весьма полезен для детей с нарушениями речевых функций для дополнительной тренировки артикуляционного аппарата, а также для формирования навыка связного пересказа. Преподаватель и ученик могут разделить между собой персонажей, а также всю "постановку" сюжета ученик может взять на себя. Преподаватель при этом выступает в роли "звукорежиссера", показывая или подсказывая, как легче и точнее изобразить того или иного персонажа, диалог или происходящее действие.

В качестве примера можно привести фрагмент сказки "Бременские музыканты". Вариант текста может быть свободным, например, более кратким, может обрастать новыми подробностями.

"Бременские музыканты" (фрагмент)

"Жил-был Осел (в малой октаве левой рукой в интервал сексты или септимы — как возьмет рука ребенка — изображается крик „и-а, и-а“). Стал он старым. Не мог больше работать на мельнице, и хозяин решил его больше не кормить. Тогда решил Осел сбежать от хозяина (в низком регистре двумя руками попеременно изображается равномерный стук копыт, который может ускоряться и замедляться). И вот пришел Осел в незнакомую деревню и слышит, что кто-то воет (в верхнем регистре исполняется восходящее глиссандо по всем белым клавишам, очень легко выполнимое на синтезаторе, но требующее особого навыка на фортепиано). Это Пес. Хозяин решил убить его, потому что Пес стал старым и не может больше охотиться. И решили Осел и Пес бежать вместе (бег обоих героев сказки ученик может исполнить двумя руками в разных тесситурах инструмента, а если это достаточно затруднительно, то учитель и ученик озвучивают каждый своего героя). "

Описанные выше формы работы достаточно объемны по содержанию, разнообразны по видам двигательных звукоизвлекающих навыков. Если ребенок испытывает затруднения в определенной части задания, на помощь приходят пальчиковые игры и упражнения на фортепиано, разработанные автором. Они призваны помочь ребенку приспособиться к клавиатуре, услышать ее тембровые, динамические, звукоизобразительные, красочные возможности. Эти упражнения являются элементами, "строительным материалом" описанных выше импровизируемых картин и сюжетов.

На уроках также применяются пальчиковые игры из арсенала логопедов и дефектологов, гимнастические упражнения для рук, кистей и пальцев, используемые на занятиях ЛФК. Они призваны не только оказать помощь в овладении определенными видами движения, но и обогатить двигательный опыт на уроке, задействовать иные группы мышц, поскольку игра на фортепиано сопряжена с ограниченным пространственным положением тела и рук при тонкокоординированных движениях пальцев.

Задачи моторного развития детей, имеющих заболевание ДЦП, на уроках фортепиано индивидуализируются в зависимости от степени поражения двигательных функций и направлены на следующее:

  • максимальную разработку двигательных способностей пальцев рук;
  • выработку точных и координированных движений рук и пальцев;
  • ускорение моторных реакций;
  • уменьшение контрактур суставов рук и пальцев;
  • развитие бимануальной координации как временной, так и пространственной.

Конечно же, не обойдены на уроке ни эстетический, ни эмоциональный компоненты. Последнему отводится первостепенная роль. Современные психологи утверждают, что матерью учения является отнюдь не повторение, а эмоциональное подкрепление. Многократный механический повтор может снизить или "убить" интерес и инициативу и в результате сделать весь процесс обучения малоэффективным. Не по этой ли причине многие из вас в свое время бросили занятия в музыкальной школе, а те, кто героически дошел до конца, все последующие годы не открывали крышку фортепиано?

Положительные эмоции, радость и удовлетворение от происходящего творческого процесса поддерживают интерес к занятиям, коррекционный компонент урока проходит для ребенка незаметным.

Для создания на уроке атмосферы эмоционального удовольствия очень важны личностные качества преподавателя: доброжелательность, соучастие, оптимизм, чувство юмора, искренность — все то, что не может быть проявлено формально.

По отношению к ученику в процессе урока преподаватель не может допустить даже намека на неудовольствие от выполняемого задания, наоборот, только поощрение и радость сотворчества. Если ребенок не справляется — значит, требования учителя завышены. У приведенных выше видов работы нет четкой схемы, нет идеального образца выполнения. Все, что делает ребенок на эмоциональном подъеме, есть предел его нынешних возможностей, это его достижения, его победы над своим недугом. Как можно оценить эту работу? Конечно, только на отлично!

Авторская программа по обучению игре на фортепиано детей с заболеванием ДЦП предлагает особый подход и к освоению нотной грамоты. Заболеванию часто сопутствуют нарушение пространственной координации и проблемы со зрением, что приводит к сложности при расшифровке нотных символов и переводу их в звуковой ряд. Для максимального облегчения этого процесса используются крупный шрифт, цветовое оформление, различные способы упрощения двуручного изложения.

По мере взросления ребенка игровой компонент урока убывает, а форма его проведения все более приобретает стандартные формы. Игровые импровизационные задания призваны заинтересовать и стимулировать детей с различными моторно-двигательными нарушениями рук к работе на инструменте, вселить уверенность в свои возможности и в конечном итоге максимально компенсировать и корректировать двигательные дефекты.

Занятия на фортепиано по специальной программе для детей с различными нарушениями моторики рук оказывают весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но и на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка. Следует отметить положительные сдвиги в формировании тонкокоординированных движений рук и пальцев, что отражается на улучшении почерка, развитии навыков самообслуживания, более уверенной работе за компьютером и т. д. Применение методов, предлагаемых в авторской программе, способствует также разработке артикуляционного аппарата и развитию речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной. Работа на клавиатуре и с нотным текстом способствует развитию абстрактного мышления, улучшению пространственной координации, увеличению объема произвольной памяти, что, в свою очередь, влияет на качество учебы по общеобразовательной программе.

Занятия в музыкальной школе — это еще и возможность показать себя на сцене в качестве пианиста, певца хора или солиста-вокалиста. Регулярные выступления помогают детям с ограниченными возможностями избавиться от комплексов, повышают их самооценку, делают более коммуникабельными, открытыми в общении.

Авторская программа по обучению игре на фортепиано детей с нарушениями моторики, а также предлагаемые в ней особые методические приемы могут широко использоваться в практике музыкального обучения и воспитания детей с различными медицинскими диагнозами. Задачи, которые ставит автор, направлены на социализацию детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, адаптацию их в современной жизни и воспитание полноценных и полноправных членов современного общества.

А.А. Фаткуллина,
Детская музыкальная школа № 14, Казань

Статья предоставлена научно-методическим журналом "Физическая культура"

Представленная адаптированная образовательная программа по обучению игре на фортепиано детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДМШ и ДШИ предназначена в первую очередь для детей с легкими нарушениями интеллектуального развития и с задержкой психического развития.

Данная программа предполагает трехлетний срок реализации. Структура программы имеет вид таблицы, по которой прослеживается четкий план занятий, составленный с учетом психофизических особенностей детей по данной категории обучающихся.

Практическая составляющая работы педагога-музыканта, описанная в программе, основывается на базе определенных принципов обучения детей коррекционной группы, в основе которых лежит игровой метод работы: изучение нотной грамоты сопровождается использованием дидактического материала, настольных игр, чтением сказок, стихотворений и рассказов, решением головоломок и выполнением творческих заданий.

Рекомендуемый учебный репертуар составляют в основном программные пьесы, которые на начальном этапе разучивания развертываются в ансамблевую партитуру. Совместная работа в диалоге с учителем и ролевые игры наиболее доступно и понятно показывают, как с помощью звука, тона, интонации можно рисовать картины природы, создавать разные настроения в музыкальной пьесе и находить в музыкальных картинках сказочных персонажей.

Учитывая большую вероятность проблем с координацией движений у детей с особыми образовательными потребностями, программа предполагает строгую последовательность в разучивании штрихов на материале предложенных произведений, а также процесс закрепления полученных навыков подбором комплекса занимательных упражнений, пальчиковых игр и гимнастики. В свою очередь, предложенные в программе упражнения направлены не только на появление двигательной свободы и снятие напряжения, но и способствуют развитию интеллекта, ведь в процессе игры ребенок вынужден развивать ловкость левой руки до уровня правой, что оказывает влияние и на обмен информации между полушариями головного мозга. Также в выполнении упражнений на инструменте рекомендуется нажатие клавиш сопровождать пропеванием их названий, а при исполнении пьес использовать подтекстовку, т.к. подключение к работе тактильных ощущений с одновременным пропеванием нот способствует снятию напряжения и укрепляет речевые навыки.

Понимая значимость применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями, в программе наличествуют и элементы музыкотерапии: рисование под музыку, произвольные движения и танцы, обсуждение музыки и сочинение рассказов.

Таким образом, данная программа содержит в себе комплекс различных видов урочной деятельности, что позволяет сочетать фазы психической нагрузки, двигательной активности и снятия психосоматического напряжения посредством элементов музыкотерапии, а также учитывает обобщение опыта работы с детьми данной целевой аудитории на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
adaptivnaya_programma.docx 148.03 КБ

Предварительный просмотр:

Обсуждено на заседании Утверждено на заседании

фортепианного отдела педсовета

Протокол №_____ Протокол №_____

Обсуждено на методсовете Утверждаю:

Протокол №_____ ________________ О.И.Воронова

«Адаптированная образовательная программа по обучению игре на фортепиано детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДМШ и ДШИ

Образовательная область: инструментальное исполнительство

Маркелова Светлана Исламгареевна

г. Стерлитамак, 2017

Современный педагог часто сталкивается с проблемой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Ныне в разных странах повсеместно вводится инклюзивное образование. В настоящее же время наблюдается тенденция к повышению качества обучения и воспитания учащихся, в связи с чем, индивидуализация образования детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает особую актуальность.

Данная категория учащихся является одной из самых сложных и неустойчивых в плане восприятия и освоения учебной информации. Это важно учитывать, поскольку именно в период обучения закладываются фундаментальные знания и умения, которые в последствие будут развиты и приумножены.

Представленная адаптированная образовательная программа по обучению игре на фортепиано детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДМШ и ДШИ предназначена в первую очередь для детей с легкими нарушениями интеллектуального развития и с задержкой психического развития.

Данная программа предполагает трехлетний срок реализации. Структура программы имеет вид таблицы, по которой прослеживается четкий план занятий, составленный с учетом психофизических особенностей детей по данной категории обучающихся.

Практическая составляющая работы педагога-музыканта, описанная в программе, основывается на базе определенных принципов обучения детей коррекционной группы, в основе которых лежит игровой метод работы: изучение нотной грамоты сопровождается использованием дидактического материала, настольных игр, чтением сказок, стихотворений и рассказов, решением головоломок и выполнением творческих заданий.

Рекомендуемый учебный репертуар составляют в основном программные пьесы, которые на начальном этапе разучивания развертываются в ансамблевую партитуру. Совместная работа в диалоге с учителем и ролевые игры наиболее доступно и понятно показывают, как с помощью звука, тона, интонации можно рисовать картины природы, создавать разные настроения в музыкальной пьесе и находить в музыкальных картинках сказочных персонажей.

Учитывая большую вероятность проблем с координацией движений у детей с особыми образовательными потребностями, программа предполагает строгую последовательность в разучивании штрихов на материале предложенных произведений, а также процесс закрепления полученных навыков подбором комплекса занимательных упражнений, пальчиковых игр и гимнастики. В свою очередь, предложенные в программе упражнения направлены не только на появление двигательной свободы и снятие напряжения, но и способствуют развитию интеллекта, ведь в процессе игры ребенок вынужден развивать ловкость левой руки до уровня правой, что оказывает влияние и на обмен информации между полушариями головного мозга. Также в выполнении упражнений на инструменте рекомендуется нажатие клавиш сопровождать пропеванием их названий, а при исполнении пьес использовать подтекстовку, т.к. подключение к работе тактильных ощущений с одновременным пропеванием нот способствует снятию напряжения и укрепляет речевые навыки.

Понимая значимость применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями, в программе наличествуют и элементы музыкотерапии: рисование под музыку, произвольные движения и танцы, обсуждение музыки и сочинение рассказов.

Таким образом, данная программа содержит в себе комплекс различных видов урочной деятельности, что позволяет сочетать фазы психической нагрузки, двигательной активности и снятия психосоматического напряжения посредством элементов музыкотерапии, а также учитывает обобщение опыта работы с детьми данной целевой аудитории на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

Первый год обучения

Упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания

Изучение нотной грамоты / работа над музыкальными произведениями


В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это люди, имеющие отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. В разные времена в зависимости от конкретных культурно исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. И.К. АРХИПОВОЙ

Методические рекомендации

по обучению детей с особенностями развития

на уроках фортепиано


Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся посещать не только общеобразовательные школы, но также получать дополнительное образование в школах искусств, художественных школах. В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Занятия музыкой способны помочь детям-инвалидам увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности

Одной из важнейших задач современной педагогики является социализация ребенка, представляющая собой процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Сегодня в образовательной практике и научных исследованиях представлены разные программы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учитывающие индивидуальные особенности ребенка и способствующие многогранному развитию личности.

Современная государственная система образования в России предполагает создание таких условий, при которых особый ребенок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации своих возможностей. Включение (инклюзия) таких детей в социально-культурную и общеобразовательную среду представляет на настоящий момент актуальную проблему не только педагогики, но и психологии, и социологии.

Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения адаптации образования для всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей.

Искусство наряду с другими способами социализации призвано помочь ребенку осмыслить мир и себя самого, усвоить знания об окружающей действительности и выработать эмоциональное отношение к явлениям природы и социальной жизни людей. Но искусство является не только средством социализации, формирования духовно-ценностных ориентиров, эстетических чувств. Издавна известны и широко используются психокоррекционные, компенсирующие, терапевтические возможности искусства.

Одним из направлений работы детской школы искусств №4 г.Томска, является создание условий для оптимального развития детей с ОВЗ. Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учётом специфики и здоровья каждого ребёнка. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Желание заниматься музыкой, в частности фортепиано, возникает у многих детей, ведь потребность самовыражения присуща всем людям, независимо от наличия или отсутствия у них физического недуга.

Значение музыки в жизни детей с особенностями развития трудно переоценить, и эта мысль прослеживается в работах специалистов, разрабатывающих вопро­сы педагогической помощи таким детям.

Актуальность создания данной программы продиктована необходимостью внедрения личностно-ориентированного подхода к обучению в классе фортепиано.

Цель программы - помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нём фантазию, интерес, любознательность и побудить его к социальной активности через развитие музыкальных способностей на занятиях фортепиано.

Программа вариативна. В зависимости от музыкальных способностей детям предполагается три уровня усвоения программы: стартовый, базовый и продвинутый.

Основой программы являются следующие утверждения:

обучение должно быть направлено на создание ситуации успеха, атмосферы радости, творчества и созидания;

в соответствии с проявленными музыкальными данными каждый обучающийся должен заниматься по индивидуальной траектории.

Методы обучения: словесный (объяснение, рассказ, беседа); наглядный (показ, демонстрация, наблюдение); практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях фортепианного исполнительства.

Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому обучающемуся и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Индивидуальный урок в классе фортепиано является основной формой учебно-воспитательного процесса. На уроке происходит синтез всех музыкальных знаний, умений и навыков, а также развитие музыкально-пианистических способностей и психофизических возможностей обучающихся таких, как:

- музыкального слуха и всех его составляющих;

Принцип комплексного развития музыкальных, двигательных и интеллектуальных способностей – основа обучения в классе фортепиано. В своей работе преподаватели опираются на такие общепедагогические принципы, как:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- рефлексивности (личностная самооценка и оценка исполнения).

Программа ориентирована на обучающихся 7-18 лет, на общеразвивающий уровень обучения. Срок реализации программы – 8 лет.

Индивидуальное и дифференцированное обучение игре на фортепиано создаёт благоприятные условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Дифференцированный подход к каждому ребенку учитывает индивидуальные, психологические особенности, художественно-творческие способности, состояние здоровья и ситуацию в семье.

Вместе с тем, до настоящего времени не разра­ботана методика музыкального воспитания детей с ДЦП и другими нарушениями, включающая особенности физического и психического развития таких детей. Не имея специального опыта и определенной методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, многие преподаватели детской школы искусств встречаются с целым рядом проблем: как обучать, для чего обучать, с чего начинать, где границы возможностей у детей с моторными нарушениями?

В специальной литературе до сих пор многие вопросы организации и содержания музыкальных занятий с такими детьми остаются нераскрытыми. На помощь преподавателю приходят разработанные коллегами разнообразные авторские методики, медицинская литература, психологическая и педагогическая литература, интуиция. Все это синтезируется, преобразуется, дополняется собственными находками, применимыми к конкретному обучающемуся. Преподавателю приходится путем проб и ошибок выстраивать образовательный и коррекционный процессы, ведь точной формулы нет. Главная проблема, стоящая перед преподавателем, обучающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, связана с поиском более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания.

Индивидуально – дифференцированный подход

в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

(моторные нарушения и ДЦП)

Целый ряд рефлексов и навыков, являющихся для здорового человека стандартными, для ребенка с моторными нарушениями и ДЦП бывает очень сложно выполнимыми.

Преподавателю, начинающему работу по обучению игре на фортепиано с детьми с моторными нарушениями, необходимо учитывать следующее:

2) У детей с ДЦП часто нарушена зрительно-моторная координация, что приводит к сложности при расшифровке нотных символов. Для облегчения процесса чтения нот с листа используется крупный шрифт и цветовое оформление.

3) Нормализация положения руки и пальцев рук. Мышечная (механическая) память развита очень слабо. Ребенку трудно привести в движение один палец, не подвигав прежде всеми, и поэтому проще, например, ставить на клавишу не один палец, а сразу два – первый и второй. Рука в этом случае приобретает более округлую форму. Так можно играть одноголосные мелодии несколько месяцев, сначала каждой рукой отдельно - потом двумя руками вместе.

4) Небольшой объем мышечной памяти необходимо компенсировать за счет логической, зрительной, тактильной видами памяти. На уроках фортепиано наряду с объяснением, показом, целесообразно использовать такесику - невербальный способ общения с помощью прикосновений – как будто играть на спине или руке обучающегося, тем самым, подсказывая направление, силу, характер звукоизвлечения.

5) Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они занимательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка рифмованных потешек, историй, сказок, стихов при помощи пальцев. В ходе игр ребенок, повторяя движения преподавателя, активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, уменьшает контрактуру суставов рук и пальцев. Также нужно использовать упражнения на развитие хватательной функции рук (игра с мячом и др.) и более крупных движений корпуса и головы.

6) Существует тесная взаимосвязь ручной и речевой моторики. Поэтому развитие мелкой моторики пальцев во взаимодействии с речевой функцией (пением, сольфеджио, чтением стихотворений и скороговорок) является важным направлением коррекционной работы по воспитанию у обучающихся правильной речи, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. Пение на уроке учит организации дыхания, тренирует и разрабатывает артикуляционный аппарат, переносит внимание с трудновыполнимого движения, несколько облегчая его.

7) Музицирование в ансамбле играет важную роль. Даже если ребенок долго играет на одном звуке, одной рукой, преподаватель обогащает мелодию различными средствами музыкальной выразительности, и мелодия становится не такой скучной и трудной. При этом ребенок эмоционально вовлекается в игру, ведь музыка – это своеобразный вид общения.

8) Для обучающегося деткой школы искусств немаловажной является возможность выступить на сцене в качестве инструменталиста, певца хора или вокалиста. Выступления позволяют детям самовыражаться, избавляться от комплексов, повышают их самооценку, делают их более коммуникабельными.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.