Психологическая помощь семьям воспитывающим ребенка с дцп

Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:

§ снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

§ укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

§ формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;

§ установление адекватных родительскодетских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного подхода, что предусматривает участие не только специалистапсихолога, но и всех других специалистов, наблюдающих ребенка: педагогадефектолога, врача, социального работника и др. Однако главная роль в этом процессе несомненно принадлежит психологу. Психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей, в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания больного ребенка. Среди этих мероприятий, оказывающих поддерживающее влияние, можно выделить несколько основных:

Эффективность поддержки определяется активным включением родителей, особенно отцов, в процесс реабилитации ребенка. Как показывает опыт, именно отцы способны более конструктивно, нежели матери, решать проблемы ребенка и их активное привлечение к проблемам ребенка оказывает благотворное влияние не только на процесс воспитания ребенка, но и на психологический климат в семье в целом.

§ Основными психотехническими приемами психологической поддержки являются родительские семинары.

Основная задача родительских семинаров — расширение знаний родителей о психологических особенностях их ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений. Кроме того, на семинарах повышается не только информированность родителей о ребенке, а главное — это изменение отношения родителей к проблемам ребенка и задачам воспитания больного ребенка. На семинарах родители вовлекаются в обсуждение своих проблем, обмениваются опытом, совместно вырабатывают пути разрешения возникших конфликтов. Тактика психолога в процессе семинара — быть достаточно активным, так как он выступает в роли специалиста. Однако при этом психолог не должен давать оценочные суждения, интерпретации, порицания или советы. Психологу необходимо проявлять активность в убедительных и аргументированных изложениях психологических вопросов, а основная его задача это организация и проведение таких семинаров.

Как специфический способ психологической поддержки, родительский семинар состоит из нескольких специальных приемов.

Групповая дискуссия является наиболее целесообразной формой родительских семинаров. Традиционно групповая дискуссия проводится в двух формах: тематическая дискуссия, когда происходит обмен мнениями по темам лекций и дискуссия по принципу анализа конкретных ситуаций, темы которых предлагают сами родители. Цель дискуссии — совместное вырабатывание оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, повышение мотивации родителей, их вовлеченности в решение обсуждаемых проблем.

Частота и длительность таких семинаров зависит от возможностей родителей, степени их мотивированности. Опыт нашей работы показывает, что родительские семинары целесообразно проводить не чаще одного раза в месяц. Желательно, чтобы дети в период семинаров находились под присмотром педагогов или социальных работников.

В процессе родительских семинаров необходимо уделять особое внимание формированию не только когнитивных и поведенческих аспектов семейного воспитания у родителей детей с проблемами в развитии, а также эмоциональных аспектов семейного взаимодействия. Эмоциональные основы воспитания ребенка с проблемами в развитии способствуют повышению жизненного тонуса родителей, возрастанию их уверенности в своих родительских возможностях по уходу за ребенком, а главное, помогают родителям в понимании сложного внутреннего мира больного ребенка. Опыт нашей работы показал, что групповое взаимодействие родителей больных детей гармонизирует не только родительские, но и супружеские взаимоотношения, а также благоприятствует развитию личностного роста самих родителей.

Эффективность психологической поддержки родителей оценивается по субъективным (отчеты родителей) и объективным эмоциональное состояние самого ребенка) параметрам.

Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме их группового взаимодействия, а также и в процессе индивидуальных бесед с психологом о проблемах семьи, ребенка.

Эффективность психологической поддержки в значительной степени зависит не только от уровня профессиональной квалификации психолога, а также от его личностных особенностей.

Психолог, работающий с детьми с проблемами в развитии и их родителями должен обладать следующими качествами:

§ глубокий интерес к людям и терпение в общении с ними;

§ эмоциональная стабильность и объективность;

§ уважение прав других людей;

§ сознание профессионального долга и др.

Важным качеством психолога является его личностная и социальная зрелость. Как справедливо отмечает К. Шнейдер (К. Schneider, 1992), личностная зрелость это когда сам успешно решаешь свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к людям. Социальная зрелость — это способность помочь другим людям эффективно решать их проблемы.

Итак, психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с проблемами в развитии. Основная цель психологической поддержки — повышение сенситивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и других членов семьи ребенка. Необходимо, чтобы сам процесс психологической поддержки был непрерывным, комплексным, предъявляющим высокие требования к личности специалиста психолога.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Основное содержание темы: психологические особенности родителей больных детей. Изучение внутрисемейных отношений. Цели, задачи психолога, работающего с семьями, имеющих детей с нарушениями функций ОДА, основные направления психокоррекционной работы их формы и методы.

Основные понятия темы: психологические портреты родителей - невротичный, авторитарный и психосоматические типы.

Вопросы и задания:

1. Цели, задачи психолога, работающего с семьями, имеющих детей с нарушениями функций ОДА.

2. Каковы психологические особенности родителей больных детей с нарушениями ОДА.

3. Типы неправильного воспитания и их роль в формировании личностных нарушений у детей с нарушениями ОДА.

4. Назовите основные причины нуждаемости родителей ребенка с ДЦП в психологической помощи.

5. Дайте характеристику основным приемам, используемым в психологическом обследовании семьи ребенка с ДЦП.

1. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993.

4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 2.

6. Нэнси Р.Финни Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие: книга для родителей. – М., 2005.

8. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. – И., 2004.

9. Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями. // Дефектология № 1, 2005. с.25 -33.

10.Ткачева В.В. Рекомендации родителям, воспитывающим дошкольников с церебральным параличом. // Коррекционная педагогика № 1 (11), 2006. с.60 - 76.

11.Устинова Е.В. Преодоление эмоциональных нарушений у дошкольников с церебральным параличом в процессе оптимизации их отношений с родителями. // Дефектология № 1, 2005. с.52 - 56.

12.Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2004. с.

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование от 01 октября 2015 г. № 1087 и утверждена на заседании кафедры специальной педагогики и психологии, протокол № 1 от 28 августа 2017 г.

Разработчик:

И.Г.Гафаров _____________директор Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, врач высшей категории

Л.Ф. Хайртдинова ____________ к.п.н., доцент кафедры Специальной педагогики и психологии БГПУ им. М. Акмуллы.

ПЛАН-ГРАФИК СРС

Дисциплина: Б1.В.ОД.4.5 Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Специальность (направление): 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Дошкольная дефектология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Курс: 3, семестр: 6.

Преподаватель: Сайтханов А.Ф.

День и время консультаций: Пятница, 14.30. – 16.00.

Социальная ситуация развития ребенка с ДЦП обычно складывается неблагоприятно. Медико-социальный портрет семей, воспитывающих детей-инвалидов с ДЦП, характеризуется плохими жилищными и материально-бытовыми условиями, более низким образовательным статусом родителей, высокой частотой незарегистрированных браков, разводов [13].

Многие семьи отличаются низкой медицинской активностью, пассивным отношением к заболеванию ребенка, что проявляется обособленностью их от других семей, имеющих детей с ДЦП, отказом от участия в обшественно-культурных мероприятиях, организуемых для детей-инвалидов, недостаточной обеспеченностью пациентов средствами реабилитации.

Удельный вес влияния органических и социально-психологических факторов неодинаков на разных возрастных этапах развития ребенка. У детей раннего возраста преобладает задержка психического развития органического генеза, усугубляющаяся неправильным воспитанием и отношением родителей к недугу детей. В это время приоритеты родителей направлены на интенсивное восстановительное лечение. У детей младшего школьного возраста преобладают вторичные задержки психического развития. В это время продолжается материнская гиперопека и интенсивное медикаментозное лечение.

Психогенные изменения личности ребенка с церебральным параличом отчетливо выступают с их взрослением, и у подростков становятся более значимыми, чем психоорганические. В это время у родителей происходит осознание личностных проблем своих детей и возникает беспокойство о предполагаемых трудностях при вхождении в общество после окончания школы. Они понимают, что изменить имеющийся физический дефект маловероятно, и смещают своё внимание на интенсивное обучение и подготовку подростка к взрослой жизни.

Общей проблемой является то, что родители видят несостоятельность ребенка и переживают собственную несостоятельность, бессилие что-либо изменить. Поэтому проблема психотерапии родителей очень велика. Особенно это касается родителей детей с ДЦП и нарушенным интеллектом, которые находятся в самом неблагоприятном положении.

Родители очень устают физически, постоянно недосыпают. В основном уход за ребенком ложится на мать, потому что отец в худшем случае уходит из семьи, в лучшем - занят зарабатыванием средств на лечение ребенка. Огромной проблемой здесь становится большое количество посулов излечения, которые в подавляющем большинстве случаев не оправдываются, порождая еще большие страдания родителей. Вместе с тем опасен и уже упомянутый отказ от реабилитационных мероприятий.

Семье очень полезно взаимодействие с другими родителями детей с ДЦП. Не менее важно постараться уменьшить созависимость, вернув мать хотя бы частично к общественной жизни. В городах и территориях, где помощь детям с ОВЗ хорошо организована, функционируют родительские школы по обучению уходу, приемам взаимодействия с ребенком. Там же проводятся психологические тренинги, направленные на коррекцию эмоционального состояния родителей, формирование у них гордости за свою миссию справляться со столь тяжелой заботой как уход за больным ребенком, повышение самопринятия и самоуважения. На подобных тренингах может корректироваться и отношение к больному ребенку, который нередко представляется родителю еще слабее и беспомощней, чем есть на самом деле.

В некоторых случаях, наоборот, приходится уменьшать завышенные притязания родителей, преодолевать их заблуждения относительно способностей ребенка (иногда умственно отсталого считают гениальным). В некоторых случаях самым трудным бывает передача родителям ответственности за ребенка, свои решения относительно его социализации. Каждый родитель-личность, а ребенок с ДЦП - индивидуум, поэтому общих рецептов здесь не может быть. Отличается и отношение к ребенку со стороны отцов, оказывающихся более мягкими, терпимыми и понимающими, чем у здоровых сверстников (А.В. Скребнева, Н.В. Заиграева).

Родительские форумы столь популярные в интернете, несут с одной стороны, позитивную, с другой - негативную функцию, иногда тиражируя массовые заблуждения относительно способов лечения и т.д. Однако любое общение ценно для родителей, не имеющих перспективы получить свободу от необходимости постоянно ухаживать за ребенком. Поэтому родителей надо понимать и оказывать им помощь, в том числе в трудоустройстве.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова В. С., Грицкевич Н. К.

Рассматриваются основополагающие научные основы и психологическая практика помощи детям с особенностями психического развития в системе специального образования .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова В. С., Грицкевич Н. К.

MODEL OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT PREVENTIVE WORK WITH FAMILIES OF DISABLED CHILDREN WITH CEREBRAL PARALYSIS IN THE EDUCATION SYSTEM

The article reveals fundamental scientific principles and practice of psychological help to children with features of mental development in special education .

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В. С. Иванова, Н. К. Грицкевич

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА С ДЦП В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются основополагающие научные основы и психологическая практика помощи детям с особенностями психического развития в системе специального образования.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, ребенок-инвалид, семья, образование, детско-родительские отношения, компенсация, эффективность.

Методология Л. С. Выготского создала принципиально новое учение о развитии психики ребенка в культурно-историческом аспекте, выделив основные факторы психического развития детей и показав диалектику их взаимодействия.

В аспекте культурно-исторического понимания развития ученый подошел к рассмотрению важнейших проблем детской психологии, обозначил психологические основы организации дифференцированной и индивидуализированной диагностической и коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Обращение к истокам методологических воззрений Л. С. Выготского способствует организации психологической помощи детям-ин-валидам с ДЦП и их родителям, которая зачастую оказывается без ясной рефлексии как механизмов, лежащих за тем или иным феноменом, так и природы психологического воздействия, либо эта рефлексия осуществляется частично или эклектично [1].

Принцип ранней коррекционно-педагогической помощи, утвердившийся в дефектологии и специальной психологии со времени Л. С. Выготского [2], не реализован в полной мере в организации психологической помощи детям в системе образования.

Стратегия семейной коммуникации как фактор личностного развития ребенка-инвалида базируется на выработанных в психологической науке установлениях о развитии личности ребенка, главным образом в общении со взрослыми, и возникновении и развитии таких негативных характеристик личности ребенка-инвалида, как упрямство, тревожность, лживость, агрессивность. Нередко эти черты бывают не следствием болезни, а вторичным дефектом деструктивного влияния отца и матери. В процессе исследований выявляется недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей, спонтанный выбор воспитательных стра-

тегий, недостаточно учитывающих индивидуальные особенности личности ребенка. Феномен деструктивного влияния семьи обнаруживается в основном в асоциальных семьях, но есть и в благополучных, когда ребенку не уделяют внимание или воспитывают его как здорового. Поэтому программа обучения родителей приемам конструктивного взаимодействия с ребенком должна базироваться на комплексе психокоррекционных методик, гармонизирующих детско-родительские отношения, направленных на просвещение и обучение родителей, создание условий оптимального развития личности ребенка и помощь в конструировании психологически здоровой атмосферы. Для этого необходимо изучить и выявить влияние детско-родительских взаимоотношений на развитие личности ре-бенка-инвалида.

Для психолога ребенок-инвалид не столько результат биологического дефекта, сколько носитель собственных ресурсных возможностей для преодоления имеющихся проблем. В психологическом консультировании детей-инвалидов с ДЦП важнее видеть удельный вес позитивного ресурсного нача-

ла, степень сохранности, нежели диагностировать степень отклонения, аномалии и нездоровья [3].

При рассмотрении процесса компенсации в психологическом консультировании важно ориентироваться на ряд положений, раскрывающих ее сущность и механизмы:

1. Дефект является препятствием, которое актуализирует внутренние силы к выздоровлению и социальной полноценности.

2. Любая помощь человеку с дефектом должна опираться на компенсаторные возможности. Именно они выступают на первый план в развитии как его движущие силы.

3. Компенсация имеет целенаправленный характер. Ее цели зависят, с одной стороны, от внутренних стремлений человека к целостности, с другой - от социальных требований и ожиданий и нацелены на достижение определенного социального типа [4]. Социальная полноценность есть конечная цель, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на устранение социальных последствий, связанных с дефектом.

4. Успешность компенсации имеет двойную обусловленность факторами внешнего (социального) и внутреннего (психологического) характера.

5. Компенсация - это результат целенаправленных действий. Компенсаторные силы создают возможность преодоления. Сверхкомпенсация есть крайняя точка одного из двух возможных исходов. Другой полюс - неудача компенсации, бегство в болезнь, полная асоциальность психологической позиции.

6. Путь к полной компенсации сложен и тяжел. Ценность для человека имеет не сам дефект и связанные с ним страдания, а их преодоление. Идея испытания есть средство для пробуждения сопротивления и развития ранее не задействованных сил и резервов.

Эффективность сотрудничества родителей и профессионалов - психологов, врачей, педагогов -определяется наличием трех основных факторов: готовностью родителей и специалистов к совместной работе; пониманием ребенка родителями; знанием психологом ситуации семейной коммуникации, которое позволяет ему пролонгировать деятельность сопровождения во времени, спроецировав ее на семейную обстановку с целью обеспечения непрерывности.

Сама психологическая служба образования -это прикладная отрасль общепсихологических знаний. В концепции создания и развития психологической службы в системе образования 7 миссия педагога-психолога рассматривается с точки зрения его содействия созданию именно в школьном учреждении психологически целесообразных условий для развития личности отдель-

ного ребенка. Такое положение психологической службы в системе образования не случайно, так как в начале школьного обучения в связи со сменой социальной ситуации развития ребенка манифестируют многие проблемы его психического развития, и поэтому наиболее часто различные отклонения от нормального темпа развития психики диагностируются в младшем школьном возрасте. Эта область нуждается в особого рода работах, переводящих методологические идеи в план практических исследований.

Психологическое сопровождение детей-инвали-дов с ДЦП имеет свою специфику, которая определяется психологическими особенностями детей, деформацией их личностного развития, дисгармо-

ничными отношениями с родителями. Организация и содержание процесса социально-психологического сопровождения исходит из того, что главное отличие педагогического и психологического воздействия состоит лишь в личной близости учителя, социального педагога и психолога к ребенку. Социальный педагог - это друг, помощник, а психолог - независимый эксперт. В процессе совместной работы специалистами реализуются разные цели. Таким образом, главная задача социальнопсихологической поддержки ребенка с ДЦП - помочь ему так построить познание самого себя, чтобы оно стало действенной силой благоприятного саморазвития и саморегуляции.

Решает эту задачу социально-психологическая служба сопровождения, создание которой осуществляется поэтапно:

1-й этап - ориентационный. На данном этапе изучается психологическая картина образовательного пространства (профессиональный уровень педагогического коллектива, индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности, мотивационные факторы обучения, характер необходимой социально-психологической помощи). В процессе работы с педагогическим коллективом формируется совместное понятийное поле, улучшается межличностное общение.

2-й этап - созидательный. Этот этап предпола-

гает определение конкретного содержания взаимодействия социально-психологической службы

образовательного учреждения с другими службами детского учреждения.

3-й этап - анализирующий. Отличительная особенность этого этапа - качественное изменение психологического состояния коллектива по результатам работы на основе осознания причин, мешающих работе по развитию личности ребенка-инва-лида с ДЦП.

Специфика комплексной, системной психологической помощи детям с ДЦП и их семьям заключается в следующем. Семейное консультирование как разновидность психологической помощи семье развивается параллельно с семейной психотерапией и имеет некоторые отличительные признаки. Психологическое консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного кон-

Квалифицированная помощь семье, имеющей больного ребенка, опирается на систему теоретических взглядов консультанта, которая в свою очередь определяет выбор методов и технологий. Методологические принципы основных психологических школ имеют существенные различия. Практика консультирования, в том числе и семейного, во многом выражается теоретическими ориентирами консультанта, прежде всего тем, как он понимает личность, детерминацию поведения, источники проблематизации, возможность изменений. В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консультирования семьи: психоаналитическая; бихевиористическая; системная. В рамках системной модели выделяются: структурная модель; основанная на опыте модель и гештальт-модель работы с семьей.

При оказании психологической помощи существуют основные принципы системного консультирования семьи, имеющей ребенка с диагнозом ДЦП:

- нарушение семейных отношений, рассматривается с точки зрения внутренней мотивации;

- актуальные семейные конфликты, анализируются с учетом повторения прошлых конфликтов, а также примеров поведения, полученных в предыдущих эмоционально-окрашенных отношениях;

- влияние родительской семьи на развитие эмоциональной сферы ребенка с диагнозом ДЦП;

- способность устанавливать связи между прошлым и настоящим и контролировать свое поведение;

- значимый для социализации ребенка-инвали-да семейный фактор - родительские ожидания.

Принципы системного подхода к консультированию семьи подробно описаны в работах А. Варги. Автор выделяет три методологических принципа: циркулярность - все происходящие в семье события подчиняются круговой причинности, а не линейной; поведение членов семьи взаимосвязано - невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи; гипотетичность - работая с семьей во время консультации, системный консультант проверяет свою первичную гипотезу относительно смысла и цели возникновения се-

мейной дисфункции; нейтральность — это характеристика внутренней позиции консультанта, которому необходимо уметь слушать внимательно и участливо всех членов семьи, понимать переживание каждого человека и при этом никого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону [13].

Анализируя консультирование в целом как особый вид деятельности, в нем можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования (А. Айви, М. Айви, Л. Саймэк-Даунинг, Р. Кочюнас,

Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис) [см. 14, 15]:

1. Установление контакта. Создается атмосфера душевного тепла и поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентами. Консультанту необходимо внимательно выслушать всех участников взаимодействия, проявляя искренность, симпатию и заботу.

3. Определение целей консультирования, психологический контракт. На этом этапе целесообразно обсудить с клиентами следующие вопросы: как они представляют себе результат психологического консультирования; что будет для них являться результатом; как они поймут, что он достигнут? Это имеет принципиальное значение, потому что цели консультирования у консультантов и клиентов могут быть различными. После определения задач психолог и семья заключают контракт на консультирование (т. е. договариваются о тех правах и обязанностях, которые берет на себя психолог и семья). Клиенты должны знать, как пойдет процесс консультирования, сколько понадобится встреч. Обсуждается время и место консультаций, вопросы, связанные с конфиденциальностью (требование конфиденциальности относится не только

к психологу, но и ко всем членам семьи). Во время консультирования часто возникает необходимость заключения контракта между членами семьи. Это связано прежде всего с тем, что позитивные изменения, возникающие в процессе консультирования, наступают не сразу. Часто бывает необходимо ограничить контакты членов семьи за ее пределами. Если семья находится на грани или в процессе развода, целесообразно приостановить на время консультации юридические процедуры. На период психологической работы семья должна сохранять существующий уровень отношений, оберегая себя от их негативного развития, потому что семейные трудности имеют историю, межличностные отношения осложняются постепенно и не могут быть изменены в ходе одной или нескольких встреч только усилиями психолога. Инерция этих отношений может препятствовать восстановлению доверия и искренности между членами семьи.

4. Выработка альтернативных решений. Здесь открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями творческого процесса. Будучи погруженными в свои проблемы, люди часто оказываются в плену стереотипов (привычных способов поведения и реагирования). Консультант помогает клиентам обозначить все возможные (подходящие и реальные для данной семьи) варианты решения проблемы, а также отобрать те из них, которые наиболее приемлемы как с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменению, так и с учетом прошлого опыта. Специалист находит форму общения, в которой выбранный способ решения может быть опробован членами семьи (моделирование эксперимента, психодраматические процедуры, ролевые игры и т. п.).

5. Обобщение. Подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультирования результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.

1. Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Психология аномального развития ребенка: хрестоматия в 2-х т. / под ред.

B. В. Лебединского, М. К. Бардышевой. М.: ЧеРо, МГУ, 2002. Т. 1. С. 10-23.

2. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / авт. послесл. и коммент. Э. С. Бэйн. М.: Педагогика, 1983. С. 66.

3. Кузнецов И. В. Особенности психологии у детей с соматической и неврологической патологией // Сибирский психол. журн. 1997. № 4.

5. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. - Воронеж; 1996. 768 с.

6. Асмолов А. Г. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопр. психол. 1979. № 4.

7. Асмолов A. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

8. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 143 с.

9. Романова О. Л Экспериментально-психологическое исследование личности больных, страдающих физическими недостатками // Журн. невропатологии и психиатрии. 1982. № 12. С. 26-31.

10. Выготский Л. С. Развитие трудного ребенка и его изучение. М., 1928.

11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

12. Шевченко Ю. С., Добридень В. П. Онтогенетически ориентированная психотерапия. М.-Л. 1998. 157 с.

13. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001. 144 с.

15. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 652 с.

Иванова В. С., ст. преподаватель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Грицкевич Н. К., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 14.03.2011.

V. S. Ivanova, N. K. Gritskevich

MODEL OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT PREVENTIVE WORK WITH FAMILIES OF DISABLED CHILDREN WITH CEREBRAL PARALYSIS IN THE EDUCATION SYSTEM

The article reveals fundamental scientific principles and practice of psychological help to children with features of mental development in special education.

Key word: psychological support, disabled, child, family, education, child-parent relations, compensation and effectiveness.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

Gritskevich N. K.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.