Психологические особенности взрослых с дцп

ГлавнаяБолезни головного мозгаДЦП ДЦП у взрослых — причины развития, симптомы и методы лечения

ДЦП является одним из видов двигательных расстройств, которое развивается при повреждении мозговых структур. Заболевание характеризуется многообразием клинических проявлений, которые наиболее выражены в детском возрасте. Взрослые пациенты сталкиваются преимущественно с осложнениями патологии.

Причины возникновения заболевания

Основной причиной развития ДЦП у взрослых является влияние неблагоприятных факторов, которые воздействовали на организм во время внутриутробного развития, а также в ранние сроки после рождения. Это объясняется стойким нарушением развития отдельных структур головного мозга с последующим нарушением их функциональной активности.


Развитие паралича возможно после действия провоцирующего фактора с начальных сроков внутриутробного развития.
В качестве причин, которые могли привести к развитию ДЦП относят:

  • Генетическую предрасположенность или спонтанные мутации сформировавшиеся на первых неделях эмбриогенеза. У некоторых пациентов выявляется отягощенная наследственность, которая выражается в нестабильности генетического материала.
  • Нехватку кислорода. Гипоксия может воздействовать на организм плода во время беременности, а также в период родов. Привести к её появлению могут анемия, нарушения кровотока между матерью и плацентой, патологии строения плаценты, в том числе и её предлежание. В момент родов гипоксия формируется при нарушении выбора тактики родоразрешения. Подобные состояния связаны с клиническим узким тазом, удлинением родового процесса, а также применением вакуумэкстрактора или акушерских щипцов.
  • Перенесённые инфекции. Наибольшую опасность представляют инфекции, воздействующие на организм плода в период закладки органов. Это могут быть инфекции передающиеся половым путём, например, хламидии, трихомонады, микоплазмы, цитомегаловирус. Нельзя исключить и воздействие условно—патогенной флоры, обитающей в органах мочевыделительной системы, а также очагах хронической инфекции. После рождения приводят к развитию дцп инфекции, вызвавшие менингит, энцефалит или арахноидит.
  • Воздействие на ребёнка токсических веществ. Привести к поражению нервной системы может курение матери, употребление алкогольных напитков, наркотиков, а также токсических факторов на вредном производстве или после приема токсических лекарственных сильнодействующих средств.
  • Травматическое воздействие. Механическое повреждение структур нервной системы наблюдается при нарушениях тактики родового процесса.
  • Резус—конфликт, формирующийся на фоне нарастания антител. Своевременно не проведённое лечение приводит к стойкому повреждению нервной системы.
  • Хронические соматические заболевания. К ним относят декомпенсированный сахарный диабет, бронхиальную астму и пороки сердца и сердечно—сосудистой системы у матери.

Симптомы

Симптоматика паралича сопровождает человека всю жизнь. Люди, страдающие патологией, ежедневно сталкиваются с проблемами, вызванными осложнениями, а также постепенно усугубляющимися проявлениями.
К наиболее распространённым симптомам заболевания относят:

  • Общую мышечную слабость. Данное состояние развивается при нарушении строения опорно—двигательного аппарата.Деформация костей приводит к выраженному болевому синдрому.
  • Артриты и артрозы. Патологии опорно—двигательной системы, возникающие у взрослых пациентов, связаны с нарушением взаимодействия суставных поверхностей, а также постепенным разрушением хрящевой ткани.
  • Болевой синдром. Боли могут быть связаны с изменением мышечного тонуса, а также защемлением нервных волокон при нарушении осанки.
  • Преждевременное старение. Пациенты с детским церебральным параличом сталкиваются с проблемой старения в более раннем возрасте. Это может быть связано с нарушением функционирования внутренних органов, регулярным появлением болевого синдрома, а также разрушением костных и хрящевых структур.

Проблемы у взрослых, связанные с заболеванием

Паралич, сохранившийся с детского возраста, приводит к развитию большого количества проблем для взрослого человека. Среди них выделяют:

  • Нарушение двигательной активности или снижение мышечной силы, которое становится причиной невозможности выполнения физической работы. В результате, пациенты с дцп могут сохранить работоспособность при выборе профессии умственного характера. При этом встаёт проблема отставания в развитии. Большое количество пациентов не могут обучаться в школах и высших учебных заведениях из-за необходимости постоянного оказания посторонней помощи.
  • Необходимость ежедневной помощи. Пациенты с развитием контрактур не могут самостоятельно передвигаться, осуществлять ежедневный уход, а также питаться. Для этого люди, осуществляющие уход, подмывают больного человека и кормят его. Кроме того, ситуация усугубляется из-за быстрого снижения слуха и зрения.
  • Необходимость вспомогательного родовспоможения из-за нарушений осанки, дефекта строения костей, а также мышечного тонуса. При этом женщины могут самостоятельно забеременеть и выносить ребёнка. Для предупреждения осложнений необходимо в ранние сроки обратиться за помощью к врачу с целью коррекции проводимой терапии.

Особенности лечения и реабилитации

Для достижения максимального терапевтического эффекта необходимо назначать комплексную терапию, предназначенную для борьбы с основными симптомами заболевания.

Консервативное лечение ДЦП у взрослых носит преимущественно симптоматический характер.


  • Препараты, улучшающие обмен веществ в клетках нервной системы. Механизм их действия направлен на ускорение белкового и углеводного обменов, а также выведение скопившихся токсических веществ. Кроме того, они улучшают дыхательную активность, процессы энергообмена, способствуя запуску дифференциации нервных клеток и миелинизации нервных волокон, повышая активность клеток головного мозга. Особое внимание следует уделять приему данной группы при судорогах. Это связано с тем, что они могут усугубить клинические симптомы, за счёт активной работы головного мозга. К распространённым препаратам относят глутаминовую кислоту, пирацетам, церебролизин, пантогам, пиридоксин, цианокобаламин и витамины В.
  • Лекарства, предназначенные для снижения мышечного тонуса.
    Для спастических и гиперкинетических форм паралича характерно усиление мышечного тонуса. Его сложно устранить с помощью немедикаментозных методов. По мере прогрессирования заболевания усиленный мышечный тонус становится причиной образования контрактур, приводящих к нарушению двигательной активности, болевому синдрому.
    При назначении леводопы, проникающей через клетки гематоэнцефалического барьера, происходит стимуляция дофаминовых рецепторов в базальных ганглиях. Постепенно, отмечается снижение мышечного тонуса и выраженности патологических поз.
    Использование мидокалма способствует умеренному спазмолитическому и сосудорасширяющему эффекту, улучшая трофические процессы в мышечной системе.
    Баклофен, угнетающий передачу нервных импульсов, приводит к угнетению активности афферентных волокон, за счет чего угнетается мышечный тонус. Пациент отмечает снижение выраженности непроизвольных движений и тонуса, а также болевого синдрома.
  • Препараты для уменьшения гиперкинеза.
    Нормализация мышечного тонуса и уменьшение иперкинезов достигается за счёт снижения содержания гистамина в сыворотке крови с одновременным увеличением серотонина. Данный эффект может достигаться при использовании транквилизаторов.
    Положительное действие проявляется при назначении элениума, тералена и амитриптилина. Средство приводит к подавлению функций подкорковых образований, снижению чрезмерной двигательной активности, гиперкинезов и седативному воздействию.
    Выраженный терапевтический эффект развивается при употреблении пиридоксина. В результате нервная ткань полностью насыщается серотонином, который участвует в обмене катехоламинов, аминокислот и гистамина.
  • Средства для улучшения обмена веществ. Данная группа предотвращает или снижает выраженность дистрофии в клетках нервной системы. Вещества, содержащие в составе АТФ и её аналоги, приводят к ускорению трофических процессов в скелетной мускулатуре. Врачами назначаются анаболические стероиды и хлорид карнитина.
  • Дегидратирующие лекарства. Средства приводят к выведению из организма избыточного содержания жидкости одновременно с солями калия. Наибольший эффект проявляется при использовании сульфата магния, диакарба, триампура и фуросемида. Наиболее часто их используют в период обострений для снятия судорожного состояния, которое может привести к отеку головного мозга.
  • Противосудорожные. Лекарства назначаются при развитии у пациента эпилепсии со стойким судорожным синдромом. В настоящее время терапия подбирается в индивидуальном порядке, исходя из степени тяжести патологического процесса, а также локализации поражённого участка. Предпочтение стоит отдавать средствам с пролонгированным эффектом. Наиболее часто используют конвулекс, фенобарбитал, дифенин и хлоракон. Они составляют базисную терапию эпилепсии, что позволяет предотвратить прогрессирование заболевания.

Оперативное вмешательство показано при неэффективности консервативной терапии с постепенным прогрессированием патологических проявлений, которые ухудшают качество жизни пациента.


Правильно подобранная физкультура позволяет добиться предупреждения контрактур и восстановить тонус мышечных волокон.


Для достижения максимального эффекта упражнения подбираются в индивидуальном порядке, что позволит избирательно воздействовать на симптоматику. К основным процедурам в реабилитационном периоде относят:

  • Фиксацию положения. Для этого применяют лонгеты, отрезы или гипсовые повязки.
  • Растяжение мышц и их расслабление.
  • Ходьбу.
  • Подъемы с наклонами.
  • Упражнения, повышающие выносливость.

Массаж является одним из наиболее эффективных способов улучшения периферического кровотока и поддержания мышечного тонуса. Для этого специально обученным человеком выполняется комплекс процедур, воздействующих избирательно. Они позволяют избежать контрактур и мышечной слабости.


Подбор средств для реабилитации направлен на предотвращение осложнений.
Благодаря подбору изделия пациент может самостоятельно передвигаться, сидеть, а также скомпенсировать двигательные нарушения, уменьшая гиперкинезы. К ним относят тренажеры, предназначенные для:

  • Сидения.
  • Ползания.
  • Стояния.
  • Ходьбы.
  • Развития тактильной чувствительности.

Своевременно выявленная патология и ранее начало комплексного лечения позволяет добиться компенсации самочувствия с возможностью самостоятельного ухода. ДЦП в легкой форме при соблюдении назначенных врачом рекомендаций, не снижает качества жизни пациента.

Добрый день, друзья и читатели блога! Представляю вашему вниманию статью и мнение незаурядного человека, прекрасной девушки, знающей проблему о которой говорит, как никто другой. Потому что она относится к категории людей, живущих, причем заметьте – успешно живущих, с диагнозом ДЦП. И так, сегодня на повестке дня – психологические особенности людей, живущих с диагнозом ДЦП, а также ложные заблуждения социальных корреспондентов, педагогов, психологов на счёт причин этих особенностей.

Мне на глаза, в одном из социальных изданий, недавно попалась заметка, в которой были перечислены рекомендации родителям и семьям, живущим с человеком с диагнозом ДЦП.

В этой заметке я обратила внимание на чудовищные заблуждения насчёт неверного истолкования социумом и, в частности, автором этой заметки причин психологических и соматических особенностей людей данной социальной категории.

На мой взгляд, публикации подобных заблуждений вводят в обман и дают ложное представление о тех, кто живёт с диагнозом ДЦП, в глазах других людей. Поэтому я считаю нужным не молчать об этом, а, наоборот, считаю нужным высказаться о некоторых аспектах подобных заблуждений.

Буду приводить дословно некоторые цитаты из той заметки и свои разъяснения к этим цитатам.

  • Начинается заметка такими предложениями:

Так считать — это первое заблуждение со стороны автора вышеупомянутой заметки. Не всегда и не обязательно главное значение в том, как сам ребёнок будет воспринимать себя и относиться к самому себе.

Прежде всего, за отношение сначала как к человеку, а с годами – и как к личности, пусть и живущей с диагнозом ДЦП, несёт именно его ближайшее окружение. Безусловно немаловажны и индивидуальные соматико-психологические черты характера такого человека, которые, где-то в чём-то и соглашусь, могут закладываться и проявляться с детства.

Умение гармонично сосуществовать с окружающим миром прививается путем правильного, адекватного морально-этического восприятия ребёнка или человека, имеющего диагноз ДЦП, социумом в целом, а не только близким.

Простое восприятие как обычных людей, ибо прежде всего люди с диагнозом ДЦП хотят видеть и позиционировать себя в обществе именно как обычные люди, без всяких там акцентов на уникальности их особенностей!

Я никогда не устану об этом повторять, ибо это основа основ смысла жизни таких людей! И очень многое зависит именно от правильного восприятия тех, кто живёт с ДЦП диагнозом, какой бы степенью сложности он не был, именно нашим социумом!

От самих людей с диагнозом ДЦП, без поддержки и должного восприятия их социумом, мало что зависит!

  • Цитирую следующее заблуждение:

Глубоко ошибочно так заявлять и утверждать. Конечно, бывают некоторые исключения из правил, когда особенности психологии зависят от степени поражения клеток головного мозга, но в диагнозе ДЦП – это малый процент.

При диагнозе ДЦП не вызывающий сомнения факт заключается в том, что от степени поражения нервных клеток головного мозга или мозговой подкорки зависят именно основные ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ, а НЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ!

А это, уважаемые читатели, согласитесь, уже совершенно другой подход и постановка вопроса, надо чётко это каждому уяснить и правильно понимать!

А вот как раз психологические особенности развития человека с таким диагнозом, начиная с рождения, обусловлены правильным восприятием ребёнка или человека с диагнозом ДЦП социумом, в том числе и тех, кто составляет ближайшее окружение или с кем приходится ежедневно и часто контактировать, а не степенью поражения мозга заболеванием, как это принято обывательски ошибочно считать.

  • Цитирую дальше:

Совершенное заблуждение. Давайте разбираться по порядку. Все люди – разные, и настроения у нас всех также, время от времени, бывают разные.

Иногда бывают периоды в жизни, когда любой человек ощущает потребность побыть наедине с собой, со своими мыслями, немного уйти в себя и отстраниться от окружающего мира.

Например, человек периодами находится в меланхолическом состоянии души. Это нормальное явление, свойственное для каждого человека, и диагноз ДЦП здесь совершенно не при чём. Тем более, в приделах нормы, ни к какой хронической депрессии такие состояния не ведут.

Также, как и мнительность с тревожностью в человеке могут быть обусловлены совершенно другими внешними, или даже и внутренними, факторами, с ДЦП никак не связанными.

В жизни человеку с ДЦП приходится сталкиваться и решать такое огромное количество разных задач и ситуаций различной степени сложности, что давным-давно перед таким человеком уже никаких страхов вообще не существует! Это совершенно ошибочное обывательское мнение и истолкование происходящего.

Это просто ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ, а НЕ СВЕРХЦЕННЫЕ СТРАХИ!

То же самое касается и агрессивности. Нужно чётко понимать и различать понятие агрессивности и понятие свойственного всякому человеку здорового возмущения несправедливостью решения того или иного, жизненно важного для человека с ДЦП вопроса или актуальной проблемы.

Да, человеку с диагнозом ДЦП очень часто в жизни приходится настойчиво отстаивать и добиваться выполнения своих законных, а порой жизненно-важных, интересов и прав. Порой приходится при этом применять здоровую долю возмущения и негодования, свойственную, впрочем, и любому другому человеку.

Не секрет, что зачастую только так и можно решить ту или иную ситуацию либо проблему. Вот только не надо человеку с диагнозом ДЦП при этом приписывать вымышленную агрессивность, ибо ничего общего с ней возмущение и негодование не имеет!

  • Цитирую ещё одно заблуждение:

Это уже вообще цитата из области полного непонимания автором изначальной сути того, о чём вообще говорится в обсуждаемой теме!

Приведу пример из собственной жизни. Я человек, живущий с диагнозом ДЦП 36 лет. У меня есть некоторые ограничения в ходьбе и передвижениях в пространстве, особенно на улице, обусловленные физической особенностью формы диагноза – гиперкинетической.

В некоторой степени, всю мою сознательную жизнь присутствуют физические нарушения координации движений из-за гиперкинезов (непроизвольных движений рук и ног). Но это, ни в коем образе, в жизни не помешало мне всесторонне развиваться как личности. В детстве контактировать и играть наравне с другими, обычными соседскими детьми, справиться с дизартрией и полностью восстановить речь, приобрести элементарные навыки обслуживания себя в быту (уметь самостоятельно одеваться, обуваться, убирать квартиру, стирать, готовить, ходить в магазин). В пять лет я научилась самостоятельно читать, с детства умею декламировать стихи и петь, постоянно творчески старалась развиваться.

В семь лет я пошла в общеобразовательную школу, в обычный класс, наравне со всеми другими детьми. И каждодневно, все десять лет учёбы, посещала её и присутствовала на уроках в классе вместе со всеми остальными, успешно осваивая общеобразовательную программу обучения, получив через десять лет аттестат зрелости и окончив школу с золотой медалью.

Параллельно, в школьные годы, посещала занятия ещё и в музыкальной школе по классу фортепиано, а также кружки вокала и творческой живописи.

Летом ездила в пионерские лагеря, участвовала в творческих фестивалях, успешно занимала призовые места. Ездила также на отдых в детские санатории.

Всегда старалась вести активный, разносторонний и творческий образ жизни.

После окончания школы сразу же поступила в вуз, наравне со всеми сдавая вступительные экзамены, в Черкасскую Академию Менеджмента (нынче это – Черкасский Восточно-Европейский Университет Экономики, Менеджмента и Права), на юридический факультет.

Училась также наравне со всеми остальными студентами, каждодневно посещая лекции и семинары в режиме стационара, а не заочном. При чём на занятия мне приходилось ездить каждодневно. В любую погоду (дождь ли, снег, жара, холод), общественным транспортом из Смелы в Черкассы — это 20 км туда и 20 км обратно домой.

Да, спасибо моим родителям за поддержку: встречали, провожали, водили меня за руку на занятия. Порой было неимоверно сложно, но я как-то привыкла и все пять лет с достоинством преодолевала весь этот путь.

Учёба была мне в удовольствие, я с интересом посещала все лекции. Семинары, зачёты, экзамены, сессии, госэкзамены (а для юридического факультета у нас они были дважды, на четвёртом и пятом курсе), защита диплома, прохождение практик в различных юридических учреждениях – всё это происходило в общем потоке, без всяких поблажек к моему диагнозу, наравне со всеми остальными студентами-однокурсниками.

Вуз я закончила через пять лет с красным дипломом и получила высшее юридическое образование.

После окончания вуза работала какое-то время в местной юридической конторе помощником адвоката, проходила практику и стажировку в нотариальной конторе, практикую частную юридическую практику и консультации.

Не оставила и свою творческую деятельность – в жанре вокала меня иногда приглашают с выступлениями участвовать в творческих фестивалях, немного пишу романы и стихи, увлекаюсь вышивкой.

В 22 года я встала с коляски и стала самостоятельно передвигаться по улицам, с помощью прогулочных ходунков. Появилась возможность, помимо основной юридической деятельности, иметь дополнительные доходы.

Одно время занималась распространением и продажей косметических средств, а также записью музыкальных фонограмм для вокалистов.

Активно ходила по улицам города, ездила на обучающие тренинги, семинары, в том числе, и международного уровня, встречалась с кругом своих клиентов по работе.

Смешно звучит, ей-Богу! На чём же всё это держится, как не на силе воли, а?! И хочу заметить, что я далеко не единичный случай среди людей с диагнозом ДЦП, с сильной волей и ведущих активный, насыщенный образ.

Я лично, в силу своей активной трудовой, общественной и творческой деятельности знакома с десятками таких людей и знаю сотни ещё таких же ярких примеров!

А эмоциональный фон, излишние суетливые движения, некоторая утомляемость – всё это следствия физических особенностей состояний при диагнозе ДЦП.

В моём случае – это гиперкинезы, у кого-то какая другая физическая особенность ДЦП. Но это уж никак не связано с отсутствием силы воли, абсолютно полное заблуждение искать в этом причину!

Сила воли у нас присутствует, ещё и ого-го какая! Иначе мы просто не справились бы со всеми перипетиями и сложностями своей жизни.

С уважением к Вам и наилучшими пожеланиями, Оля Печерица

Термином "церебральные параличи" объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения головного мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) редко носит изолированный характер - как правило, они сопровождаются нарушением развития интеллектуально-речевых, перцептивных и коммуникативных функций.

ДЦП - сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения ЦНС. Поражение носит мозаичный характер, что определяет сложную структуру нарушений: сочетание двигательных нарушений с нарушениями корковых функций.

Следует подчеркнуть, что не существует параллелизма между выраженностью двигательных и интеллектуальных функций - тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, и наоборот [2].

Для детей с ЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения [7].

В структуре и двигательных, и психических нарушений наблюдается своеобразная взаимосвязь симптомокомплексов, обусловленных как задержкой созревания тех или иных психомоторных функций, в первую очередь наиболее поздно формирующихся в нормальном онтогенезе, так и проявлениями повреждения центральной нервной системы. Это обуславливает формирование сложного дизонтогенетически-энцефалопатического симптомокомплекса, обуславливающего своеобразие психомоторного развития при ДЦП.

Особенностью формирования моторных и психических функций при ДЦП является не только их более замедленный темп, но и своеобразная диспропорциональность, асинхронность созревания с появлением вторичных компенсаторных и гиперкомпенсаторных, часто патологических симптомокомплексов [18].

Хронологическое созревание психической деятельности детей с ЦП резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Для детей с ЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.

Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей:

неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Это связано с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП.

выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что связано с органическим поражением ЦНС.

сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Это обусловлено:

вынужденной изоляцией, ограничением контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения

затруднением в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств [7].

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с ЦП.

Перцептивные расстройства у больных детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности. В норме кинестетическое восприятие совершенствуется у ребенка постепенно. Прикасание к различным частям тела совместно с движениями и зрением развивает восприятие своего тела. Это дает возможность представить себя как единый объект. Далее развивается пространственная ориентация. У детей с ЦП вследствие двигательных нарушений восприятие себя ("образ себя") и окружающего мира нарушено.

Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, то есть, характерна парциальность их нарушений. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удаленность: понятия далеко, близко заменяются у них определениями там и тут. Дошкольники с ЦП с трудом усваивают понятия величины, недостаточно четко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы - круг и овал, квадрат и прямоугольник.

Значительная часть детей с трудом воспринимает пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов. Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза, всех видов праксиса. У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других - наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий.

По состоянию интеллекта дети с ЦП представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный интеллект, у других наблюдается ЗПР, у части детей имеет место умственная отсталость. Основным нарушением познавательной деятельности является ЗПР, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Для детей с ЦП характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Следует подчеркнуть, что нарушения поведения отмечаются не у всех детей с ЦП; у детей с сохранным интеллектом - реже, чем у умственно отсталых.

У детей с ЦП отмечаются нарушения личностного развития. Нарушения формирования личности при ДЦП связаны с действием многих факторов (биологических, психологических и социальных). Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Достаточное интеллектуальное развитие у этих больных часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков формируется нежелание и неспособность к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

Среди вариантов аномального развития личности при ДЦП наиболее часто отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. В его основе лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней. Основной признак инфантилизма - недоразвитие произвольной регуляции поведения и других форм произвольной деятельности. В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, сиюминутными желаниями. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива.

В основе формирования личности по типу психического инфантилизма лежит нарушение созревания лобных отделов коры головного мозга. При осложненных формах инфантилизма, который наиболее типичен для детей с ЦП, наряду с основными проявлениями наблюдается повышенная психическая истощаемость, двигательная расторможенность.

Кроме того, для детей с ЦП характерен невропатический вариант психического инфантилизма. Основные характеристики этих детей включают: несамостоятельность, повышенную внушаемость, пугливость, неуверенность в своих силах, чрезмерную зависимость от матери, трудности адаптации.

У таких детей в раннем возрасте обычно стойко выражены различные соматовегетативные нарушения (расстройства сна, аппетита, сверхчувствительность к раздражителям). В новой обстановке эти дети проявляют повышенную боязливость, заторможенность, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации. В школьном возрасте эти особенности нередко сочетаются с повышенной самооценкой, эгоцентризмом, в связи с чем часто возникают ситуационные конфликтные переживания. Не найдя признания у сверстников, некоторые дети проявляют склонность к уходу в мир фантазий, постепенно у них развивается и закрепляется чувство одиночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии в развитии личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружающей среды затормаживание поведенческих реакций закрепляется, и формируются характерологические особенности тормозного типа.

При невропатическом варианте психического инфантилизма часто имеет место так называемый аффект неадекватности, который проявляется в различных формах. Одна из них - реакции протеста, представляющие собой преходящие расстройства поведения на основе аффективных переживаний. Для реакций протеста характерна определенная избирательность и направленность. Обычно преобладают реакции пассивного протеста: отказ от еды, уходы из дому; иногда они проявляются в виде отдельных соматовегетативных расстройств: рвоты, энуреза, энкопреза. Пассивный протест у детей с ЦП наиболее часто проявляется отказом от выполнения требований родителя или учителя.

Итак, психическое развитие ребенка с ЦП характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности [7].

Таким образом, личностные особенности детей с ДЦП включают ряд признаков:

Изменения самооценочного компонента личности, которые проявляются в снижении актуальных самооценок, негативном отношении больных детей к себе в целом.

Изменения эмоционального компонента личности, что проявляется в эмоциональной нестабильности, склонности к невротическим реакциям.

Изменения коммуникативного компонента личности, что проявляется в тенденции к псевдоаутизации: замкнутости, отгороженности от мира, трудностях в установлении социальных контактов.

Изменения интеллектуального компонента личности, что проявляется в снижении продуктивности интеллектуальной деятельности.

Личностные особенности детей с ДЦП имеют ряд особенных признаков:

сниженные идеальные самооценки (притязания)

изменения волевого компонента личности, что проявляется в снижении инициативы, активности, конформном, зависимом поведении, стремлении к выполнению социальных правил и требований, что позволяет больному ребенку сохранить необходимый уровень активности за счет компенсаторного конформного и социально одобряемого поведения.

Выявленные общие личностные девиации отражают общие характеристики психогенеза личности детей с двигательными нарушениями и связаны с факторами социальной депривации, дефицитом общения, психогенным воздействием, в основе которого лежит физическая неполноценность.

Специфические особенности личности детей с ДЦП связаны с наличием органически измененной "почвы" и представляют собой вторичные изменения, определяющие способ приспособления личности ребенка к имеющейся церебрально-органической недостаточности и к двигательному дефекту [2].

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.