Распорки между ног при дцп

В 3 месяца на обследовании у детского обнаружилось ребёнка" тянет" на одну сторону, ребёнок лежит постоянно на одном боку и смотрит пеимущественно в одну сторону., головка наклонена всторону. Послали на физиотерапию, по- моему по методу Бобат, которая не приносила видимого успеха! Ребёнок развивался медленно, поздно села, пошла в 2,3 года. Ребёнок ходила не уверенно, шаталась, часто падала, сбивала углы, как пьненькая! Сильно нарушена координация движений, мышцы были по- прежнему очень слабые, даже на ощупь.

Где то к 3 годам ребёнок стала так часто скрещивать ноги( практически всё время, если не была на руках — то жалась), что я напугалась – с ребенком беда, она мучилась, кричала, стала агрессивной, было видно ребёнок страдает! не хотела играть, есть, засыпать – повезли в детскую униклинику, прошли все обследования, начиная от ортопеда, заканчивая урологом и неврологом, сделали МРТ. Надо сказать мы живём в Германии и врачи сдесь считаются – супер! Но причины этим спастикам или странным приступам не нашли, определили только что при родах, при кислородном голодании пострадал мозг, диагностицировали возможность эпилепсии, ДЦП, и до этого у неё было уже десятки диагнозов, ЗПРР и умственного и физ. развития и т.п и т.д короче ребёнок — инвалид, а у инвалидов все отклонения- НОРМА!

Я слышала что смещение в шейном отделе, а именно, смещение первого шейного позвонка или блокада может привести к хроническому нарушению кровообращения головы, и позднее проявиться как аутизм, заикание, слабый слух, зрение, косоглазие, гидроцефалия, мигрени и гол.боли, ЗРР, ЗПРР, гипертонус, гипотонус, и даже в тяжёлых формах — ДЦП и судорожный синдром или эпилепсия.

Я вас всех умоляю, если есть подобные нашим проблемы с детишками, не ждите пока врачи скажут что-то путнее… бесполезно! проверьте своих деток на КРИВОШЕЮ, сводите ск специалисту- костоправу, но к хорошему, например у нас в Германии только 10 специалистов на всю страну!


Могу посоветовать остеопатов по некоторым регионам России, так как собираю отзывы о таковых у пользователей этого сайта:

в г. Кемерово: доктор Медведев Вадим Александрович 8-903-993-9118

или
Центр Понутриевых, возле вокзала

Adresse: prospekt Lenina, 23, Kemerovo

Tel: 8 901 619-00-03


в г. Москва: Иванов Дмитрий Александрович 8-916-685-22-44

Г.Москва Мусин из 18 больницы на Мичуринском проспекте.

115114, Москва, Кожевнический проезд д. 4/5, стр. 5

с 09-00 до 21-00 без выходных. стоматология диал дент. он там рабртает)

Г. Киров -Малых Екатерина Владимировна, ул.Герцена 17.


в г. Тюмень: Кудряшов Евгений Валерьевич

г. Шахты, Ростовская обл — остеопат Брук Игорь Борисович.

Köln Huhnsgasse 34, Dr. Heiner Biedermann, Dr. RénéSchmitz,

Dr. Biedermann и Dr.Schmitz проверенны нами лично — отличные специалисты!

Есть в Кёльне так-же русскоговрящая врач остеопат -реабилитолог, у неё мы тоже побывали и она зарекомендовала себя как отличный спец в этом вопросе, а так же как врачь ортопед— Илияева Светлана: Bonner Straße 271, 50968 Köln

Ведь проверить ничего не стоит, а вдруг поможет, как нам помогло!
Ведь бедные наши беспомощные, несчастные ангелочки так страдают, а ведь не должны наши детки страдать! ведь детство должно быть самым счастливым периодом в жизни!
Я очень надеюсь, что кому-то моя история поможет.
Желаю всем успеха и с Богом!
Ваша Елена.

Визит к остеопату был в апреле 2010, был сделан рентген и вправлены шейные позвонки, после чего ребёнок начал стремительно развиваться.


Теперь нам 6 лет, мы говорим на 2х языках свободно, рассказываем стихи по русски и по немецки, учим английский, ну так отдельные слова пока.
бегаем, прыгаем, ездиим на велике, учимся плавать
знаем алфавит немецкий все буквы, можем писать на компьютере под диктовку отдельные слова( мама, папа, и прочее)
пробуем читать отдельные слова( мама, папа, ома, опа, соня, ули и прочее… коротенькие слова пока)
ходим гулять и ездиим на велике многие километры


ну и так… учимся жить по новому, без судорог и головных болей!
чего и вам желаем.!

Новости от Сони, ей уже 8 лет, ходим в школу специальную для физ.инвалидов во 2 класс, научились писать руками буквы, начинаем писать слова, рисуем, читаем отдельные словаслова и оч. Короткие предложения.

Помогает маме по дому, чистим овощи, фрукты, любим тереть картошку на драники на простой тёрке, вообщем моторика у нас восстановилась! Есть не большое УО. Но мы не падаем духом, учимся всему понемногу.

Посещаем нашего костоправа 2 раза в год, для проверки, мыш. тонус у нас всё ещё слаб и есть сколиоз, кроме того при падениях(например во сне с кровати) иногда подсъезжает шейный позвонок и его надо вправлять.(контролировать на месте ли)

Начинать лечебную физкультуру можно только после затихания острых явлений, следующих за черепно-мозговой травмой, к которым относятся: температура, повторные приступы асфиксии, тремор, судороги, прогрессирующий рост головки в первые дни и недели жизни и др.







Иногда движение вперед-назад оказывается недостаточным для полного расслабления и тогда производят качательные движения вправо—влево и по диагонали.
Если сгибательная установка в тазобедренных суставах очень велика и препятствует укладке таза ребенка на мяч, следует произвести точечный массаж в области больших вертелов (точка 70 или 45 на рис. 5)(Далее точки массажа приведены по рис. 5)— вибрирующие, давящие движения пальцем в течение 1 — 2 мин (Приемы точечного массажа и основные теоретические концепции, на которых он основан, подробно описаны в книгах С. А. Бортфельд (1971), Э. И. Тыкочинской (1973), в методических письмах И. И. Мирзоевой, С А Брртфельд с соавторами (197?), 3. П Мухиной (1973).) (рис. 6).
Добившись, таким образом, угасания лабиринтных тонических рефлексов и полного расслабления мышц, методист может перейти к стимуляции развития отсутствующих или ослабленных врожденных рефлексов. Так, для стимуляций развития защитного рефлекса — поворота головы в сторону при положении тела ребенка на животе методист прежде всего пассивно создает нужный поворот головы и шеи, затем добивается оживления защитного рефлекса с помощью глубокого массажа трапециевидной мышцы и других мышц на той стороне, куда должно быть повернуто лицо ребенка, а также точечного массажа в точке, расположенной по внутреннему краю одноименного же плечевого сустава.
Лабиринтный рефлекс с головы на шею методист развивает с помощью точечного массажа в паравертебральных точках на уровне II—VII шейных, I—VI грудных позвонков, помогая свободной рукой ребенку приподнять голову. Для облегчения этого движения под грудь ребенка подкладывают плоский валик (рис. 7). Однако этим далеко не всегда удается достигнуть желаемого эффекта.


В таких случаях ребенка укладывают грудью и животом на мяч и после нескольких качательных движений производят точечный массаж в паравертебральных областях грудного и поясничного отдела позвоночника (рис. 8).


Кифотические выпячивания могут намечаться в обоих этих отделах и более интенсивный и длительный точечный массаж надо делать в точках, наиболее близких к локализации искривлений. Так, например, при кифотическом выпячивании в поясничных отделах, отступя 0,5— 1 см от остистых отростков поясничных позвонков; при левостороннем лордозировании и кифотическом выпячивании в среднегрудном отделе точечный массаж производят в паравертебральных отделах от D7 до D12 но справа он должен быть более интенсивным, благодаря чему происходит более сильное сокращение мышц правой половины грудной клетки, нивелирующих искривление позвоночника влево. При относительно стойких явлениях кифоза в поясничном отделе, точечный массаж проводят не только паравертебрально на уровне D12-L5, но и на уровне D8-L4 такой массаж вызовет глубокое лордозирование в поясничном отделе, таз приподнимется вверх, возникнет легкое сгибание ног в тазобедренных суставах.
Уже на 2—3-й неделе жизни внимание ребенка в тот момент, когда голова его приподнимается, начинают привлекать яркими, озвученными игрушками для подкрепления оптическими и слуховыми ориентировочными реакциями напряжения мышц-разгибателей, необходимого для удержания головы (рис. 9).


Точечный массаж должен все время сопровождаться покачиванием ребенка на поверхности мяча. Когда методист убедится в том, что на какое-то время деформация позвоночника устранена, ребенка переворачивают «а мяче спиной вниз, животом вверх и производят глубокий массаж косых и прямых мышц живота, мышц, напряжение которых помогает удерживать туловище в вертикальном положении (рис. 10). Одновременно, заведя руки под 12-ю пару ребер, методист старается произвести массаж диафрагмы, перемежая это упражнение с упражнениями дыхательной гимнастики: отведение рук в стороны, причем руки массажиста обхватывают грудную клетку ребенка, дополнительно выводя воздух из его легких. Такое сочетание активации грудных мышц, мышц диафрагмы, косых и прямых мышц живота укрепляет и объединяет всю систему передних опорных мышц туловища, что не может не сказаться и на состоянии задней опорной группы — мышц спины.
Эти упражнения следует начинать с первых недель жизни ребенка в тех случаях, когда у него нет защитного рефлекса, так как этот симптом указывает на то, что лабиринтный установочный рефлекс будет неполноценным, задержится в своем развитии или вообще не возникнет. Следовательно, будет происходить и неправильное формирование позвоночника во всех его отделах, и неправильное развитие функции мышц, обеспечивающих дыхание, движение и форму грудной клетки и пр. В тех случаях, когда имеется поражение лабиринта лишь на одной стороне или поражение обоих лабиринтов неоднозначно по интенсивности, возникает кривошея. Для устранения кривошеи производят точечный массаж в области прикрепления напряженной мышцы sterno-cleido-mastoideus, на сосцевидном отростке, на ключице и I ребре. Помимо того, делают длительный расслабляющий массаж этой мышцы, верхних частей трапециевидной, широчайшей и ромбовидной мышц спины, а в тяжелых случаях — длинной круглой мышцы лопатки. Последнее необходимо потому, что рефлекторное синергичное сокращение этой мышцы и грудино-ключично-сосцевидной мышцы нередко ведет к тому, что к явлениям кривошеи присоединяется приведение плеча.
При исходном положении на животе стимулируется и развитие рефлекса ползания. Для этого производится тактильное раздражение, а затем глубокий массаж подошв; затем методист подводит руку под подошвы ребенка и ритмично надавливает на них. Помимо того, методист производит поочередное сгибание и разгибание правой и левой ноги ребенка, опять-таки с упором подошвы очередной сгибаемой ноги о ладонь своей руки. В более легких случаях этого оказывается достаточным, чтобы вызвать движения отталкивания ногами от руки методиста, о которую опираются подошвы ребенка. В более тяжелых случаях следует предварительно перед массажем и вызыванием пассивных движений ног ребенка производить глубокий массаж мышц спины, живота и нижних конечностей. Последний чередуется затем снова с пассивным сгибанием и разгибанием ног в тазобедренных и коленных суставах. В процессе этой работы следует производить подошвенное сгибание пальцев, вызвав рефлекторное тройное укорочение, которое и является основным первичным элементом рефлекса ползания.
Для выработки рефлекса ползания можно применять ряд упражнений, предложенных для этого Voita.
Одним из предложенных для этого упражнений является следующее: лежа на животе, ребенок жестко фиксирован в области головы и туловища. Стопу методист захватывает сверху четырьмя пальцами. Первый, большой палец методист устанавливает на пятке для стимуляции движений путем надавливания на пятку.
Захватив таким образом стопу, методист сильно сгибает ее в дорсальном направлении и разворачивает несколько кнаружи, создавая этим дополнительно стимуляцию движения сгибания во всех трех суставах. Из этого положения ребенок делает рефлекторное движение — подтягивает ногу к животу по поверхности стола, на котором он лежит, затем, отталкиваясь, выпрямляет ее, т. е. совершает основные элементы движения ползания (рис. 11). При этом движении преодолевается повышенный тонус приводящих мышц бедер, включаются в деятельность ягодичные мышцы, устраняется эквиноварусная установка стопы. Постепенно по мере освоения ребенком этих движений вырабатывается схема движений ползания. Это упражнение можно выполнять на краю стола, в положении на коленях на полу и т. д.


Одним из важнейших рефлексов периода новорожденности, подготавливающих организм ребенка к освоению вертикального положения тела, являются рефлекс опоры и шаговые движения новорожденного, хотя в этот период жизни они по своей сущности, по характеру контролирующих их структур резко отличаются от стояния и ходьбы ребенка в возрасте 11—12 мес. Контроль этих рефлекторных движений осуществляется преимущественно структурами спинного мозга.
Рефлекс или реакция опоры и шаговые движения стимулируются при исходном положении тела стоя с поддержкой: руки методиста обхватывают ребенка на уровне груди, ноги опираются о круглую палку диаметром 5—б см, перекатывающуюся под ногами ребенка, или о твердую шероховатую поверхность. Этим приемом вызывают кратковременное вначале рефлекторное напряжение разгибателей нижних конечностей и упор ног. Такого же эффекта можно добиться, производя глубокий массаж подошв, а также раздражая кожу подошв отрывистыми прикосновениями щетки (щеточным массажем) перед тем, как поставить ребенка на ноги.
Voita (1972) предложил для этого следующее упражнение: ногу ребенка устанавливают на краю стола так, чтобы пятка свешивалась. Согнутую в колене ногу удерживает в этом положении методист. Большой палец методист устанавливает на внутренней поверхности бедра ребенка. Ребенка методист наклоняет вниз за одноименную с коленом руку, а туловище его резко поворачивает. Ребенок рефлекторно делает обратный поворот туловища и, выпрямляя, его и ногу, поднимается, на. столе (рис.12).


У некоторых детей уже в возрасте 1—2 мес при вертикальной установке тела наблюдается напряжение аддукторов бедер. В подобных случаях для создания правильной опоры следует прежде всего вывести в нормальное положение большие пальцы стоп, производя массаж у их основных фаланг. Иногда этого бывает достаточно, чтобы нормализовать положение стопы, что в свою очередь может повлечь за собой уменьшение тонуса аддукторов бедер. Если этого не произойдет, то уменьшение тонуса аддукторов может быть достигнуто точечным массажем больших вертелов или быстрым приведением бедра с одновременным сгибанием в тазобедренном и коленном суставах. Первоначально производится сгибание и приведение бедра той ноги, аддукторы которой менее напряжены, а затем уже приводится и сгибается нога с более выраженным напряжением тонуса аддукторов. Следует и для выработки реакции опоры применять гимнастику на мяче: ребенка укладывают животом на мяч, левой рукой методист удерживает его за ножки, правой производит стимулирующий массаж по точкам в паравертебральной области. Затем, придерживая левой рукой верхнюю половину туловища ребенка, опускает его ноги вниз для создания упора и стимуляции реакции опоры (рис. 13).



Для закрепления положения головы, достигаемого точечным массажем мышц шеи, при односторонней недостаточности лабиринтного установочного рефлекса (или при неравномерной недостаточности его справа и слева) голову ребенка укладывают между двумя валиками с песком, соединенными между собой широкой прокладкой. В более тяжелых случаях на шею ребенка надевают на 2—3 ч специальный ошейник, сторона которого, соответствующая кривошее, больше чем противоположная, и подпирает слегка нижний край нижней челюсти.
Такие укладки следует проводить несколько раз в день и оставлять в тяжелых случаях на ночь. При подозрении на искривление позвоночника ребенка укладывают на деревянный щит с очень тонким матрасиком, туловище закрепляют в правильном, пассивно приданном ему положении, специальными мешочками с песком различных размеров. Эти мешки укладывают поверх пеленок, в которые завернут ребенок. С помощью тех же мешочков с песком поддерживается укладка плеча в положении отведения и рекурвации его кнаружи. Предплечье укладывают в среднефизиологическое положение.
Значительно сложнее работа по созданию правильного положения кисти и пальцев. Непосредственно после точечного массажа, влекущего за собой значительное расслабление тонуса мышц, обслуживающих лучезапястный сустав и суставы пальцев, методист придает кисти положение разгибания под углом 120—130° и пальцам — положение легкого сгибания во всех фалангах. Большой палец отводят в сторону максимально после предварительного расслабляющего массажа кожномышечной складки между I и II пальцами и основания I фаланги I пальца и точечного массажа, о котором указывалось выше. Затем в руку ребенка вкладывают слегка присыпанный тальком теннисный мяч (или тальком присыпают ладонь ребенка) и в таком положении руку ребенка свободно прибинтовывают к плоской или слегка выгнутой (по форме угла, на который разгибается кисть) полиэтиленовой лонгете. С ростом ребенка, при остающейся необходимости продолжать укладки, размеры мяча увеличивают.
Положение таза, как правило, оказывается неправильным у большинства детей. При спастической диплегии, двойной гемиплегии, астатически-атонической форме заболевания, реже при гиперкинетической его форме физиологический поясничный лордоз ни к тому времени, когда он должен появляться, т. е. в 2—3 мес, ни позже не формируется. У детей с гемипаретической формой он формируется содной стороны, а на другой формирование его задерживается или не происходит совсем.
В силу ряда причин, описанных выше, может начать развиваться кифоз в грудном или поясничном отделе позвоночника. Для профилактики кифоза, кифосколиоза и для стимуляции развития поясничного лордоза следует подкладывать тонкий плоский валик с песком под поясничный отдел позвоночника. В тех случаях, когда поясничный лордоз формируется, но медленно, можно заменить валик с песком поролоновой плотной прокладкой.


Этот комплекс упражнений дала Лена (Экснезарегистрированная) в конфе "Другие Дети" на 7ya, она поставила в прямом смысле этого слова, свою дочь на ноги.
возможно многие уже делают такие упражнения, а для кого-то это будет что-то новенькое, итак, цитирую Лену дословно:
Действительно, наверное будет проще разместить эти упражнения здесь, а не посылать персонально каждому. Хочу написать немного подробнее о лечении. Нам диагноз поставили рано, уже в месяц. В поликлинике невропатолог ничего не увидела. Но у нас была из роддома двойная кишечная инфекция - стафилококк и кишечная палочка. Нас в месяц отправили на консультацию в Институт детских инфекций, а там мы попали к замечательному врачу. Он буквально 5 минут повертел ребенка в руках и сказал, что прежде всего мы пойдем к их главному невропатологу. И через пол часа я вышла с волосами, стоящими дыбом. Так что заниматься мы начали сразу. Лечились в 25-й больнице на Гаврской. Конечно, страшно было ложиться с такой маленькой, но страх перед диагнозом пересиливал. Я считаю, что у нас в Питере в этой больнице специалисты очень квалифицированные. ВЧД лечили в Рауфхуса на нейрохирургии, поскольку был страшный рецидив в 2 года, поначалу нам сказали, что пошел "объемный процесс" - это так деликатно назвали опухоль мозга. Логопедические методики нам тоже давала логопед в 25-й больнице, между курсами занимались дома все время. Когда девочка в 2 года заговорила, стало ясно, что очень плохая память. Стихи учили каждый день. Еще я перечитала кучу книг по дефектологии и мне понравилась мысль о том, что при ЗПМР нужно заниматься "на опережение". Наопережали так, что она пошла в школу в 6 лет сразу во 2 класс. Правда, потом в этом оказалось много минусов и мы об этом жалели. Диагноз нам сняли в 4,5 года, остаточный диагноз - МЦД в форме левостороннего гемисиндрома. С этим тоже справились массажем. Да, массаж я делала сама с 2-х лет, закончила специальные курсы с упором на эту патологию, а до 2 лет у нас была очень хорошая массажистка. Она мне показала точечный массаж, и я во время занятий ЛФК сама снимала спастику - у нас спастика была на фоне атоническо-астатической формы в отдельных мышцах. Как я поняла из множества перечитанной литературы, самое главное (и трудное) при ДЦП - добиться правильного развития и смены рефлексов. Можно нормализовать тонус, но если не пойдет угасание тонических рефлексов и развитие установочных, моторика все равно развиваться не будет. Упражнения посылаю в той форме, в которой я их уже отправляла другим родителям, перенабирать слишком долго. Всем мужества и успехов. А к знахарям не ходите, это только трата денег и времени. И, между прочим, православная церковь это осуждает. Все сразу не проходит, посылаю кусками.
Комплекс на погашение тонических рефлексов.
Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) проявляется в двух положениях - на спине и на животе. На спине ЛТР проявляется повышением тонуса во всех мышцах разгибателях (экстензорах) тела. Это приводит к тому, что
позвоночник и ноги выпрямлены, рефлекторно повышается тонус в приводящих и ротирующих внутрь мышцах бедер. Руки могут быть отведены или полусогнуты и приведены к туловищу. Ребенок не может приподнять голову, вывести плечи вперед, а впоследствии он не может переворачиваться и садиться. Для устранения этого рефлекса хороший результат дает "поза эмбриона".
1. Конечности больного с помощью постоянного легкого потряхивания группируют в положение максимального сгибания, голову приводят к груди в среднем положении, руки сгибают на груди, а ноги либо приводят к животу, либо, при высоком тонусе приводящих мышц, слегка разводят. Такое положение способствует растягиванию ранее укороченных мышц, а дополнительные постоянные покачивания в этом положении способствуют расслаблению и нормализации мышечного тонуса.
2. На большом мяче. Ребенок лежит животом на мяче, руки вытянуты вдоль мяча, ноги вытянуты вдоль мяча и разведены. Качание на мяче взад-вперед, с боку на бок.

Продолжение:
На животе ЛТР проявляется напряжением мышц-сгибателей (флексоров) тела. Голова и руки сгибаются к груди, а ноги приводятся к животу. Ребенок не может поднять голову, разогнуть руки, туловище. Это лишает его возможности опереться, приподняться, а в дальнейшем сесть, встать.
3. На мяче. Ребенок лежит на спине, ноги вытянуты вдоль мяча (придерживать рукой). Голова откинута назад, руки расслаблены и откинуты за голову. Прокатывание на мяче взад-вперед.
Тонический шейный симметричный (ТШР) - при наклоне головы вперед-вниз
повышается тонус мышц - сгибателей верхних и разгибателей нижних
конечностей. Ребенок не может попеременно сгибать и разгибать ноги, не может изолированно двигать головой, на вызывая содружественные движения конечностей.
4. Для торможения ТШР в исходном положении на животе, с подложенной под грудь подушечкой, ребенку удерживают голову в среднем положении и проводят пассивные выпрямления рук с опорой на ладонь.
5. В исходном положении лежа на спине. Ноги максимально разведены и
развернуты кнаружи и упираются в бедра занимающегося, проводят пассивные присаживания.
6. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью. Если у ребенка резко выражено подошвенное сгибание стоп, их следует опустить за край опоры. Пассивно проводится сгибание головы, удерживая выпрямленные руки и согнутые ноги.
7. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью с разогнутыми ногами и согнутыми в локтевых суставах руками, проводится пассивное разгибание головы и удержание согнутых рук и разогнутых ног.
Тонический шейный асимметричный рефлекс зависит от ротационных движений в шейном отделе позвоночника. Ротация головы в сторону усиливает тонус разгтбателей конечностей на стороне, куда повернуто лицо и тонус сгибателей со стороны, куда повернут затылок. Гасится путем развития асимметричного установочного рефлекса.
8. Ребенок стоит на столе спиной к инструктору так, чтобы пятка свешивалась. Одна нога сгибается в колене и удерживается в этом положении инструктором. Затем ребенка наклоняют вниз с резким поворотом туловища за одноименную с ногой руку. Ребенок рефлекторно делает обратный поворот туловища и, выпрямляя ногу, поднимается.
9. Ребенок лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом головы ребенка медленно поворачивают в ту же сторону его плечи и туловище.
10. Лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом нижних конечностей и таза медленно поворачивают в ту же сторону плечи.
11. Ребенок свисает со стола лицом вниз на уровне талии. Удерживая за таз, сначала придают телу следующее положение: голова приподнята, ребенок смотрит вперед и вверх, тело дугой изогнуто вверх ("рыбка"). Руки сначала могут быть приведены к телу, по мере освоения этой позы добивать того, чтобы они были вытянуты вперед или раскинуты в стороны. Поднимания головы добиваются, стимулирую шейные мышцы и прямые мышцы спины (вдоль позвоночника).
12. Ребенок свисает со стола нижней частью тела. Голова приподнята (как в предыдущем упражнении), кисти рук упираются в стол на уровне плеч. Перед выполением упражнения ноги расслабить. Стимулируют брюшные мышцы и мышцы спины, придают задней половине тела изогнутое вверх положение ("рыбка ногами"). Сначала эти движения выполняет за ребенка инструктор, постепенно нужно добиваться самостоятельного удерживания позы при придании ребенку исходного положения.
Продолжение:
13. "Рыбка на боку". Ребенок свисает с края стола боком. Руки вытянуты вперед, добиваться (сначала пассивно, потом активно) поднимания головы вверх, верхняя нога при этом тоже должна приподниматься вверх.
14. То же на мяче при покачивании взад вперед и с боку на бок.
15. То же при парении (ребенка удерживают в воздухе за талию). К этому упражнению переходят, освоив предыдущие.,
Рефлекс Моро, рефлекс Бабинского и рефлекс Переса-Галанта гасятся
упражнениями того комплекса, который направлен на развитие моторики, еще хорошо помогают тепловые процедуры. Мы делали азокерит (лечебная грязь) на дому. Оральный рефлекс постепенно проходит сам, у одного ребенка я его наблюдала до 6 лет.
Комплекс на развитие моторики.
При спастической тетраплегии очень важно снимать тонус постоянно,
хорошо бы Вам найти массажиста, знающего точечный массаж, чтобы он показал основные точки для снятия тонуса. Тогда в процессе занятий с
ребенком Вы сами могли бы снимать спастику. Точки можно
попросить массажиста пометить, например, зеленкой, пока Вы сами не
научитесь их находить. Еще хорошо снимает тонус мягкое потряхивание,
как бы вибрация, ручками и ножками. Во время занятий нужно следить,
чтобы конечности, особенно кисти рук, были не зажаты, а раскрыты.
Можно ручки потряхивать, поглаживать, добиваясь их расслабления и
раскрытости. Для занятий нужно приобрести несколько надувных мячей
соответствующего размера(будет ясно из описания упражнений).
Упражнения на мяче очень важны - они позволяют развивать опорность в
конечностях и тренируют способность держать равновесие, без этого
ребенок не сядет, и позу на четвереньках не освоит, а это основа
развития дальнейшей моторики. Ходить Вам пока не нужно, раз есть
переступание. У нас переступания не было до года.
Для занятий нужен большой стол, его хорошо бы прикрывать на время
занятий чем-нибудь колючим, чтобы при выработке опорности раздражалась
кожа на ладошках и стопах. Занятия начинаются и заканчиваются
тренировкой в позе эмбриона (знаете?).
Итак, упражнения на обучение движениям.
1. Тренировка поворотов из положения лежа на спине. Согнуть левую ногу ребенка в колене, стопу прижать одной рукой к столу, чтобы ребенок почувствовал опору на эту ногу. Прижимая стопу локтем руки, кистью
взять за левую ручку, заставить ребенка согнуть ручку в локте, прижать
его кисть к столу на уровне талии. Таким образом формируется опора для
движения. При этом у Вас задействована одна рука. Второй рукой взять
правую ручку ребенка и заставить его потянуться этой ручкой к локтю
левой руки. Перехватив правую кисть другой рукой, быстро беретесь за
правую стопу и тянетесь ею к столу рядом с левой стопой, упертой в
стол. Таким образом, правая ручка и ножка делают почти одновременно
перекрестное движение, и ребенок переворачивается на живот. В описании кажется, что это сложно, но Вы быстро натренируетесь. Таким же образом тренируете поворот направо, с опорой на правые ручку и ножку. Если во время упражнения ребенок "зажался", нужно добиться расслабления, стопы и кисти должны быть раскрыты с полноценной опорой.
2. Тренировка поворотов из положения на животе. Опираясь на согнутую в локте ручку, ножкой той же стороны тянетесь назад, одновременно
противоположная ручка тянется вперед, дальше за голову на
противоположную сторону перекрестным движением, а ножка той же стороны сгибается в колене и делает стопой отталкивающееся движение от стола. После нескольких повторений этих упражнений полезно несколько раз проделать цикл поворотов со спины на живот и наоборот.
Продолжение:
3. Тренировка присаживаний. Лежа на спине обе ручки согнуть в локтях и прижать к столу на уровне талии, чтобы ребенок почувствовал опору на руки. Прижимая одну кисть к столу, потянуться другой рукой к колену с противоположной стороны, при этом ребенок должен присесть, и сразу же ту руку, которой тянулись к колену, кистью упереть в стол на уровне этого колена. То есть ребенок делает перекрестное движение рукой и присаживается с поворотом. Все то же повторить с онечностями другой стороны. Моя девочка нормальное присаживание освоила уже после всех движений, а садилась по собственному способу из положения на четвереньках. Тем не менее, это очень важное упражнение. Оно позволяет ребенку освоить переход к положению на четвереньках.
4. Тренировка опорности на кисти рук. Ребенок лежит животом на мяче
так, чтобы его руки и ноги свободно свисали позади и впереди мяча.
Придерживаете ребенка на мяче левой рукой за спинку. Подводите свою
правую руку под ручки ребенка. Левой рукой качните мяч вперед,
одновременно правой рукой как бы выбиваете руки ребенка вперед, так,
чтобы, когда голова ребенка идет вниз, она выбросила руки вперед и
оперлась на кисти рук. Это очень важное упражнение для тренировки
опорности. Нормальные дети, если их взять и наклонить вниз головой,
рефлекторно выбрасывают руки вперед перед головой. У ДЦПшек это
движение отсутствует.
5. Развитие опорности на стопу. Также лежа на мяче, правой рукой
качаете мяч назад (то есть наклон идет к ногам), а левой рукой
добиваетесь того, чтобы ребенок оперся на ноги (прижать стопы,
зафиксировать их, поерзать ножкой по столу, чтобы у ребенка
формировался стереотип опоры).
6. На том же мяче. Упражнение направлено на тренировку умения держать
равновесие. Без этого ребенок не сядет. Мы его делали не на столе, а
на полу. Посадить ребенка на мяч сверху так, чтобы в любой момент при
потере равновесия она могла прислониться к вашим коленям. Кистью
одной руки берете ее кисть, тянетесь вниз и опираетесь на мяч. Мяч при этом наклоняется в ту же сторону. Одновременно другой рукой берете голову ребенка и наклоняете ее к плечику противоположной стороны. То есть рука идет вниз с опорой на мяч, а голова наклоняется в противоположную сторону. Делаете то же самое в противоположную сторону.
7. Тренировка этого же движения на столе. Ребенок сидит, свесив ноги
вниз. Одной рукой придерживаете за плечи и наклоняете тело в сторону,
другой рукой выдвигаете ее ручку и добиваетесь, чтобы она оперлась ею
на стол.
8. На мяче поменьше - тренировка равновесия с помощью опоры на ноги.
Ребенок сидит на мяче, ноги широко расставлены вдоль мяча. Одной рукой придерживаете ребенка на мяче за плечи, одновременно наклоняете мяч вперед, при этом другой рукой берете ножку и фиксируете стопу на столе, чтобы ребенок оперся на эту ногу. Повторить с другой ногой.
9. Тренировка перехода в положение на четвереньках. Ребенок лежит на
столе на животе. Одну руку подводите под ее выпрямленные ручки,
заставляете согнуться их в локтях и добиваетесь опоры на кисти. Второй рукой поочередно сгибаете ножки в коленях, так, чтобы она встала на коленки.
10. Тренировка ползания. На небольшом мяче. Ребенок лежит на мяче
животом, кисти рук и колени должны упереться в стол (зафиксировать
ручки, поерзать по столу, убедиться, что ребенок упирается руками).
Ваша правая рука протянута между мячем и руками ребенка. Двигая
поочередно своим локтем и ладонью, заставить ребенка переступать по
столу руками. В это же время левой рукой двигаете мяч по столу вперед. Таким образом, ребенок как бы ползет на руках.
Продолжение:
11. То же с движением ногами. Правой рукой придерживаете ребенка на
мяче, одновременно двигая мяч вперед (ловкость рук!), а левой рукой
передвигаете ее согнутые в коленях ноги. Нужно почувствовать, что
ребенок упирается о стол коленями.
12. Еще одно упражнение на опорность рук. Ребенок лежит на вашей
согнутой в локте левой руке над столом так, чтобы ее руки свешивались
вперед. Подводите свою правую руку под ее руки, опирающиеся на стол
(раскрытые ладошки!) и, как в упр.10, поочередно двигая своим локтем и кистью, заставляете ее перебирать по столу руками. Левая Ваша рука в это время движется над столом. Т.е. ребенок как бы идет на руках по
столу. Это очень тяжелое для методиста упражнение, его хорошо делают
папы.
13. Тренировка движений ногами при ползании. Ребенок стоит на столе на коленях. Ваша правая рука подведена под ее подмышки, она как бы висит на Вашей руке. Левой рукой поочередно передвигаете колени ребенка по столу, одновременно передвигая правую руку с ребенком вперед.
14. Полная тренировка опорности на руки и ноги на мяче. Ребенок лежит
на мяче животом. Качая мяч одной рукой вперед и назад, второй рукой
одновременно поочередно заставляете ее опираться то на кисти рук, то
на стопы ног.
15.Формирование разгибательной установки для нижних конечностей.
Ребенок лежит на столе, ноги максимально разведены и развернуты
кнаружи и упираются стопами в Ваши бедра. Берете ребенка за ручки и
присаживаете с переводом кистей рук в положение опоры на стол.
16. Формирование разгибательной установки рук. В положении на мяче
на животе пригибаете головку вниз, удерживая руки в выпрямленном
положении, а ноги согнутыми в коленях.
17. Развитие переступания - наше собственное изобретение. Ставим ребенка на собственные ступни и, придерживая за подмышки, ходим по комнате.
Из нашего опыта я поняла, что, когда вы 10000 раз выполняете за ребенка какое-то движение, у него в мозгу возникает нужная цепь сигналов и вдруг он начинает это делать сам. Заниматься лучше перед едой. Еще нас в больнице научили, что даже неподвижному ребенку нужен простор, когда он видит вокруг себя не кровать, а целую комнату, легче возникает мотивация к движению. Поэтому ребенка вне сна мы держали прямо на полу, а сами в эту комнату входили, сняв тапки на пороге. Знаю из литературы (и мы это использовали), что заставить сосредоточить взгляд легче всего на предметах желтого цвета. Желаем всем удачи в лечении и много-много терпения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.