Развитие артикуляционной моторике у детей с дцп

«Формирование артикуляционной моторики у детей с нарушениями

психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных

расстройств ведет к нарушениям двигательного развития детей и замедлению

темпа их психического развития.

В дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и

Недоразвитие речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

проявляется в различных формах дизартрии.

Особенностью нарушений речи при дизартрии является то, что при всех

мускулатуры, что усиливает дизартрические расстройства.

Нарушение артикуляционной моторики при нарушениях ОДА не только

затрудняет формирование произносительной стороны речи, а также вторично

слоговой структуры слова.

Круг исследований, посвященных изучению детей с нарушениями опорно-

двигательного аппарата, постоянно расширяется и углубляется их проблематика,

однако большинство из них рассматривает познавательную деятельность.

Нарушения развития моторной сферы, в том числе и артикуляционного

детей с нарушениями ОДА отмечаются как отечественными, так и

речевые функции у группы детей с ДЦП и с врождёнными и приобретёнными

недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.

врождённые и приобретённые деформации – периферическое) педагогические

формы, приёмы взаимодействия с этими детьми по коррекции сенсомоторных и

речевых навыков в значительной степени однородны.

Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями ОДА могут

отмечаться недостатки интеллектуального развития: 40 – 50 % детей имеют

задержку психического развития, около 10% всех детей – интеллектуальные

нарушения, выраженных астенических проявлениях.

Однако не у всех детей трудности в овладении звуковым составом слов. У

фонематического анализа и синтеза.

исследования, можно сделать следующие выводы:

Двигательный анализатор играет значительную роль в развитии функций

мозга, поскольку он имеет богатые связи со всеми структурами ЦНС.

моторики в онтогенезе.

моторики: метрический, психолого-педагогический, клинический.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата разного генеза

двигательной сферы. У них может

пристальном изучении обнаруживается замедление темпа биологического

созревания, отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции

выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Многие

авторы отмечают несовершенство мелкой моторики рук.

Коррекция сенсомоторных нарушений у детей с нарушениями опорно-

двигательного аппарата.

Коррекционная работа по формированию общих движений проводится на

всех занятиях, а также вне непосредственно образовательной деятельности.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия, проводимые

Занятия решают как общие, так и коррекционные задачи.

В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие

всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки), а

правильной осанки, развитие равновесия.

положении лежа; метание, ползание и движения в положении низкого приседа,

на коленях; упражнения в вертикальном положении (ходьба, лазанье, бег) и

подвижные логоритмические игры.

Коррекционная работа по развитию тонкой моторики.

Работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики проводится и на

выделению каждого пальца. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются

навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую,

зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной

становления устной и подготовкой к письменной речи, а также способствует

повышению познавательной активности детей.

моторики кистей и пальцев рук можно разделить на три составляющие:

1) пальчиковая гимнастика;

основном даются линии – волны);

Пальчиковая гимнастика проводится в течение

3—5 мин. в начале занятия

либо в его середине в форме физкультминутки. Начинается она с разминки

упражнения можно использовать резиновые игрушки. Повторяется оно 5 раз.

Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:

действия; выполняются сначала одной, потом другой рукой (от 3 до 5 раз).

одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево - вправо (3

пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед с подключением

рук в горизонтальном направлении.

Далее даются задания на удержание позы кисти руки:

стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

няются в виде клюва, остальные пальцы зажаты в кулак.

сопровождаются присказкой: «Идет коза рогатая за малыми ребятами, кто каши

На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог

следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного

позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.

Важно, чтобы указания взрослого были ясными, четкими, содержали элементы

одобрения, оценки действий детей. Например: «Положим правую руку на стол

перед собой, левую поставим на локоть. Сейчас пальчики левой руки покажут

нам зайчика. Молодцы! Посмотрите, какие у всех получились хорошие зайчики

нибудь не получается, помогите себе другой рукой. Вот молодцы! Пусть наша

приступить к работе двумя руками одновременно.

инструкция сопровождается показом, т. е. дети работают по подражанию. Затем

степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остается

произвольного внимания и автоматизацию действий. Предлагаются следующие

рукой, либо обеими руками. В первом случае ИП: рука опирается на локоть;

кончик большого пальца поочередно прикасается к другим пальцам. Во втором

случае ИП: обе руки опираются на локти; ладони обращены друг к другу,

кончики пальцев поочередно соприкасаются.

в другую. Эти изменения позиции могут отрабатываться сначала одной, затем

другой рукой, а в дальнейшем обеими руками вместе.

сжимается в кулак. При одновременном движении двумя руками упражнение

Усложнение задания достигается также за счет увеличения числа переключений

и ускорения ритма.

Важное место в работе по развитию тонкой моторики детей с НОДА

двигательной координации движений. Достигается

это в упражнениях, суть

которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями опреде-

Такими движениями могут быть хлопки, постукивания деревянной палочкой по

столу и т. п. Эти задания выполняются при совместном действии взрослого и

осуществляется с помощью речевых команд.

стереотипов. Начинаются такие задания с простейших инструкций: «Я хлопну

один раз — ты поднимешь одну руку; я хлопнудва раза — ты поднимешь две

«Я стукну в бубен один раз — ты поднимешь красный флажок (левую руку), я

может использоваться и материал описанных выше упражнений: «Я стукну один

В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус,

сила, точность движений, кинестетический и динамический праксис) у детей с

НОДА совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки контроля

и планирования целостного действия.

При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений

следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с НОДА проявляется в

несформированности волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие

неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут

привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать ребенку

в игровой форме, которая не только вызовет у него интерес, но и за счет

положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению

Работа над дыханием

Цель – выработка у детей умения правильно дышать в процессе говорения,

развитие глубокого вдоха и более длительного выдоха. Увеличить объём выдоха

Для закрепления удлиненного произвольноговыдоха( через рот) необходимо

Необходимо следить за тем, чтобы не напрягалась шея, плечи, была принята

движения диафрагмы, межрёберных мышц, продолжительность выдоха и вдоха.

Для развития дыхания используются дыхательные игры:

- сдувание снежинок, ватных комочков, пушинок, пёрышек…

- надувание резиновых игрушек, шариков…

При дыхательной гимнастике строго соблюдается правило: вдох совпадает с

расширением грудной клетки, выдох с её сужением.

Список рекомендуемой литературы

Архипова Е.Ф. Корреционная работа с детьми с церебральным параличом.

Бадалян Л.О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. С. 45 - 67.

Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. - 255 с.

Просвещение, 1973.- 175 с.

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М ., 1985. - С. 56 - 83.

Выготский J1.C. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии

умственно отсталого ребенка // Собр. Соч. т.5. - М.: Педагогика, 1983. - С.

соотношения с телосложением и характером.- М., Л., 1930. - 160 с.

физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. — М.:

Советский спорт, 1991.-С. 84- 107.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н. Если ваш ребенок отстает в развитии. -М.:

Медицина, 1993. 112 с.

недоразвития речи у дошкольников.- М., 1990.

10. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушения психомоторного развития детей

первого года жизни. М., 1981. - С. 73 - 89.

развития детей. — М.: Просвещение, 1995. — 112 с.

ребенка. М.:Педагогика, 1973.-144 с.

13. Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга. Л., 1967. - С. 61 - 87.

психологические критерии готовности к обучению в школе. — М., 1977. —

15. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М .: Советская Россия, 1979. -

16.Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей

нарушением темпа развития // Дети с отклонениями в развитии. М. :

Просвещение, 1966. - С. 76 - 111.

Просвещение, 1978. - 224 с.

параличом. -М., 1991.-С. 67-98.

21.Озерецкий Н.И. Методика исследования моторики: Психомоторика. -4.2.-

М.-Л.: Гос. мед.изд-во, 1930.- 176 с.

22. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб.

заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под

Мозаика Синтез, 2000. - 256 с.

25.Тонконог Л.М. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного

возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. - М.: Школьная

Пресса, 2003. 233 с.

26. Фонарев М. И. Развитие движений ребенка — дошкольника: Из опыта

работы. М.: Просвещение., 1975. - 239 с.

27. Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995. - 160 с.

психомоторики у детей и подростков: Дис. . канд. биол. наук. М., 1973. —

29. Щербакова Т. Н. Игры с пальчиками. М ., 1998. - С. 24 - 29.

Особенности артикуляционной, пальчиковой и общей моторики у детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Игровые методы и приёмы формирования произвольности моторных навыков при обучении письму больных детей.

Рубрика Педагогика
Предмет Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Прислал(а) Дудорова Ирина Владимировна
Дата добавления 26.04.2014
Размер файла 53,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Виды и характеристика нарушений функций опорно-двигательного аппарата. Психомоторные особенности детей дошкольного возраста, страдающих детским церебральным параличом. Курс занятий для дошкольников посредством телесно-ориентированной психотехники.

дипломная работа [333,3 K], добавлен 24.12.2012

Детский церебральный паралич: характеристика дефекта, его причины и формы. Изучение методики коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

реферат [26,3 K], добавлен 10.12.2012

Основные виды патологии опорно-двигательного аппарата. Особенности и основные направления воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Задача трудового воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

реферат [15,4 K], добавлен 11.05.2010

Организация экспериментального изучения влияния занятий изобразительным искусством на развитие мелкой моторики рук учащихся с детским церебральным параличом. Задания, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей с детским церебральным параличом.

дипломная работа [201,8 K], добавлен 05.07.2010

Особенности речевого развития детей с детским церебральным параличом. Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным параличом. Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом: формирование фонетико-фонематической стороны речи.

дипломная работа [94,9 K], добавлен 26.07.2008

Нейропсихологический подход к изучению двигательной памяти человека. Особенности двигательной сферы у детей с церебральным параличом. Содержание и основные методики коррекционной работы по развитию двигательной памяти у детей с церебральным параличом.

дипломная работа [108,7 K], добавлен 31.10.2014

Понятие социальной адаптации детей дошкольного возраста. Изучение заболеваний опорно-двигательного аппарата. Основные средства физической реабилитации. Коррекционно-педагогическая работа с детьми. Привлечение родителей к взаимодействию с учреждением.

курсовая работа [58,4 K], добавлен 23.11.2014

Обучение и воспитание детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата - детским церебральным параличом (ДЦП). Особенности воспитания детей с нарушенным поведением. Коррекционная работа с детьми со сложным дефектами - слабовидщими, слабослышащими.

реферат [61,7 K], добавлен 06.10.2008

Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата и речевыми нарушениями, методические рекомендации по формированию правильной речи. Овладение просодической стороной речи в онтогенезе.

дипломная работа [246,8 K], добавлен 24.06.2011

Современное понимание сущности сложного нарушения развития у детей с детским церебральным параличом, общая характеристика дефекта, его формы и причины. Педагогико-методическое обеспечение занятий по адаптивной физической культуре для дошкольников с ДЦП.

дипломная работа [87,3 K], добавлен 31.05.2012

Пассивная артикуляционная гимнастика заключается в том, что логопед аккуратно, с поглаживаниями, манипулирует органами ребенка.

Упражнения для губ:

· открывание и закрывание рта;

· округление губ в положении широкой воронки;

· укладывание губ в трубочку и растягивание в улыбку;

· сдвигание уголков губ по горизонтали

· поднимание верхней губы с обнажением десны;

· собирание нижней губы.

Упражнения для подвижности языка:

· высовывание языка изо рта и перемещение кончика языка в горизонтальном направлении;

· укладывание кончика языка попеременно на верхнюю и нижнюю губу;

· прижимание кончика языка ко дну рта;

· сдвигание кончика языка в глубь рта;

· поднимание кончика языка;

· сворачивание распластанного кончика языка в трубочку путем поднимания его боковых краев.

По подражанию ребенку предлагают выполнить движения поцелуя, дутья, сплевывания, кашля, улыбки, облизывания губ.

Развитие и коррекция оральной моторики в раннем возрасте самым непосредственным образом связаны с нормализацией процесса питания.

Начиная с рождения ребенка необходимо стремиться к тому, чтобы привести процесс приема пищи к физиологической норме.

Прежде всего, необходимо правильно выбрать позу для кормления. Перед кормлением следует осуществлять стимуляцию безусловных рефлексов:

· прикасаться соском матери или теплой соской к губам ребенка;

· медленно проводить соском или соской по губам, щеке, добиваясь ответной рефлекторной реакции. Если реакция отсутствует, воспроизвести ее пассивно;

· несколько раз в течение дня легко постукивать по щекам ребенка;

· стимулировать открывание рта при помощи тактильного раздражения губ.

Эти приемы осуществляются не более 2-3 раз за один подход, так как при большем количестве повторений рефлекс может тормозиться.

В процессе сосания мать находит такое положение, чтобы ее руки были свободными. Одной рукой она помогает ребенку обхватить губами сосок, а другой рукой в такт легкому сжиманию губ слегка выдавливает молоко. Если у ребенка есть сосательные движения, но молоко выливается из-за их слабости, мать прижимает губы ребенка к соску или поддерживает только нижнюю губу. При этом следует постепенно снижать объем помощи при кормлении ребенка, чтобы стимулировать его активность.

Детям, которые не берут грудь, нужно давать жидкую пищу и учить их сосать в позиции полулежа. Необходимо правильно подобрать размер отверстия в соске, чтобы из нее выливалось около 20 капель молока в минуту.

При отсутствии сосательного рефлекса его нужно попытаться вызвать. Для этого перед каждым кормлением нужно сначала провести легкое раздражение губ и кончика языка концом соски, одновременно рукой выдвигая и удерживая губы ребенка так, чтобы они охватывали соску. При этом можно ввести несколько капель молока в рот ребенка. В качестве дополнительной стимуляции сосательного рефлекса рекомендуется гладить большим пальцем дно ротовой полости. Можно попробовать выполнить легкое сжимание крыльев носа ребенка после вдоха.

При кормлении необходимо удерживать бутылку в таком положении, чтобы жидкость не выливалась из нее, а активно вытягивалась ребенком. Постепенно угол наклона бутылки и размер отверстия в соске изменяются, чтобы ребенок увеличивал активность сосания.

Для детей постарше может быть полезна бутылка не с соской, а с трубочкой 5х30, вставленной в резиновую пробку. Постепенно необходим переход от сосания в позиции полулежа к сосанию сидя. При этом нужно стремиться к тому, чтобы сосание осуществлялось с ровно удерживаемой головой. Для этого лицу, кормящему ребенка, рекомендуется обхватить одной рукой голову ребенка сзади и удерживать смыкание губ с помощью среднего пальца под нижней губой, указательного – над верхней губой и остальных пальцев – под подбородком. Одновременно большим пальцем этой руки удерживается голова в районе лобно-височной области.

Если сосательный рефлекс удерживается слишком долго, его необходимо затормаживать. Для этого проводится раздражение губ и кончика языка ребенка при блокировке их движений. Параллельно следует отрабатывать торможение кусательного рефлекса, вызывая его путем раздражения десен при сомкнутых челюстях. Одновременно нужно переходить к кормлению ребенка более густой пищей. При этом полезно давать булку, размоченную в молоке, сначала мягкую, а потом постепенно более жесткую.

С 4-5 месяцев необходимо учить ребенка брать пищу с ложки. При этом голова ребенка слегка наклонена вперед, так как наклон головы назад ведет к повышению тонуса мышц оральной области. Ложку нужно располагать на уровне губ ребенка и легким прикосновением к губам побуждать его к активному приему пищи. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок сам тянул губы к ложке, а не вкладывать ложкой еду в рот. Далее ложку с едой следует положить на переднюю часть языка, слегка нажимая книзу и назад, и ждать, когда ребенок снимет верхней губой пищу. Если ребенок не делает никаких движений, то рекомендуется помочь ему, придерживая верхнюю губу. После того, как ложка вынута изо рта, следует поднять и придержать нижнюю челюсть, чтобы рот был закрыт до момента глотания. Стимулировать глотание можно, легко нажимая снаружи на дно ротовой полости по направлению к глотке.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок брал пищу с ложки именно губами, а не зубами и удерживал губы сомкнутыми при перемещении пищи во рту, жевании и глотании. Ложку нужно подставлять к середине рта передней частью, но пищу укладывать в боковые отделы рта, чтобы стимулировать чувствительность разных сфер жевания. В процессе еды рекомендуется контролировать раствор рта.

Кормление тес проще, чем меньше пищи в ложке. Наполнять ложку рекомендуется на 1/3 и располагать еду на краю ложки. При патологической стойкости кусательного рефлекса используются максимально плоские ложки.

По мере развития манипулятивных способностей ребенка обучают самостоятельно пользоваться ложкой. Сначала он удерживает ложку, обхватывая ее с одной стороны большим пальцем, а с другой – остальными. Если у ребенка не формируется захват черенка ложки, можно попробовать увеличить толщину черенка с помощью насадок или обертывания. Толщину подбирают индивидуально и постепенно уменьшают.

Если ребенок не удерживает голову, то подбирается оптимальная поза для кормления его с помощью ложки:

1. Взрослый сидит на стуле за высоким столом. Ребенок сидит на его коленях. Предплечья ребенка лежат на столе. Взрослый одной рукой придерживает голову ребенка в области рта, а другой – его кормит.

2. Ребенка сажают в специальное креслице. Это кресло может лежать на коленях взрослого или на другой опоре.

3. Ребенка, который не может самостоятельно сидеть, взрослый усаживает на свои колени боком или лицом к себе с широко расставленными ногами. При этом одной рукой взрослый поддерживает ребенка в области спины и шеи.

Для обучения жеванию используется мягкая густая пища – вареное яйцо, вареный картофель, банан и т. д. Сначала взрослый показывает ребенку, как нужно кусать и жевать. Потом небольшое количество пищи вкладывает в рот ребенка и формирует движение жевания. Это нужно делать осторожно, чтобы ребенок не прикусил язык.

В перерывах между кормлениями ребенку дают печенье, очищенное яблоко, т. е. такую пищу, которую он не откусывает, а скоблит зубами. При этом ребенок учится захватывать твердую пищу, воспроизводить жевательные движения и перемещать пищу языком спереди назад.

Для развития латеральных движений языка рекомендуется класть ребенку в рот кусочки вкусной еды поочередно за щеки и контролировать, как он ищет эту еду, жует и проглатывает. Это можно превратить в игру. Нужно помнить, что ребенку с расстройствами координации в оральной области нельзя класть в рот большие куски твердой пищи, а также карамель, орехи, витамины в драже. Это может привести к попаданию твердых частиц в дыхательные пути.

Необходимо контролировать объем пищи, находящейся во рту, и своевременное ее проглатывание. Превышение объема пищи может привести к рвотной реакции и появлению негативного отношения к твердой еде.

Навык питья из чашки начинает формироваться у детей в возрасте 6-9 месяцев. Освоение питья для детей с ДЦП связано с определенными трудностями. Они заключаются в необходимости удерживать чашку и подносить ее ко рту, в изменении движений губ и языка при переходе от сосания к питью из чашки. В связи с этим рекомендуется сначала обучать ребенка питью через короткую соломинку с небольшим отверстием. Вначале следует наливать в чашку жидкость небольшими порциями (1/4 объема). Для поощрения можно давать ребенку его любимые напитки. Важно научить ребенка координировать питье и дыхание. Например: 2 глотка – остановка для дыхания. Постепенно количество глотательных движений увеличивается.

В том случае, если ребенок может пить из чашки, но не удерживает ее, взрослый, стоя за спиной ребенка, вкладывает чашку в его руку и помогает осуществить нужное действие. Может использоваться чашка с двумя ручками. Возможен вариант, когда взрослый одной рукой держит чашку, а другой поддерживает нижнюю челюсть ребенка, помогая и направляя ее движение.

Для того чтобы при кормлении из ложки или чашки у ребенка не проявлялся нередуцированный кусательный рефлекс, нужно подносить ложку и чашку к губам, а не к зубам. В том случае, если рефлекс проявился и ребенок стиснул зубами предмет, нужно спокойно помочь ему расслабить челюсти легкими поглаживаниями и похлопываниями по нижней челюсти, а также небольшими покачиваниями головы.

Для снижения сензитивности и гиперрефлексии оральной области полезна ранняя подготовка ребенка к чистке зубов. Для этого можно сначала водить своим пальцем и пальцем ребенка по челюстям, имитируя чистку зубов, использовать для этого мягкую губку, а затем – зубную щетку. Для положительной стимуляции процесса можно капнуть на губку немного сладкого сиропа, постепенно приучая ребенка к зубной пасте. Для полоскания рта можно использовать специальный шприц, наклоняя голову ребенка над емкостью.

Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом, проводится как в пассивной, так и в активной форме.

С детьми, находящимися на I уровне доречевого развития, проводится пассивная гимнастика для губ.

Ее цель - стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ.

- Пассивная гимнастика для губ предполагает проведение следующих упражнений:

1) собирание губ в трубочку (рис. 51);

2) растягивают губы в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ (рис. 52);

3) поднимание верхней губы - движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажающие верхние десны;

4) опускание нижней губы. Поставив пальцы в углы губ, опускают нижнюю губу, обнажая десны (рис. 53).

Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

Иногда у ребенка с церебральным параличом отмечается гиперчувствительность лицевой или артикуляционной области, и стимуляция этих зон вызывает у них неприятные ощущения, отрицательные эмоции, повышение общего мышечного тонуса. В этих случаях массаж особо чувствительных зон не проводится. С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, пассивная гимнастика усложняется.

Пассивные движения выполняются логопедом утрированно с большей траекторией движения, в медленном темпе, ритмично. При выполнении пассивного движения логопед следит за изменениями тонуса в артикуляционной области, при нарастаний которого движения прекращаются, и за состоянием ребенка, его эмоциональным тонусом и отношением к этому виду воздействия.

- Пассивные движения губ. Кроме приемов, описанных выше, проводятся следующие приемы:

1) поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, собирают верхнюю губу, производя движения к средней линии, тем же приемом собирают нижнюю губу (рис. 54, 55);

3) попеременно перетягивают углы рта вправо и влево, поместив пальцы в углы губ;

4) смыкают губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;

5) пассивное открывание рта - поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу, производят раздвигающее движение.

Каждое движение повторяют 4-6 раз по нескольку раз в день.

- Пассивные движения языка.

Для языка используют следующие приемы:

2) пассивное приподнимание кончика языка шпателем к твердому нёбу или к верхней губе. Движения производятся 4-6 раз неоднократно в течение дня;

3) язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается вперед на нижнюю губу (рис. 56) и отводится в стороны. Движение выполняют 2-3 раза.

Пассивная гимнастика, проводимая с детьми III уровня доречевого развития, должна способствовать повышению активности губ и языка. Она направлена на то, чтобы вызвать сопротивление мышц ребенка.

- Упражнения для губ. Кроме приемов, используемых для детей, находящихся на I и II уровне доречевого развития, добавляют следующие:

1) губы сближают вместе и растягивают их в стороны, пока не возникнет сопротивление; собирают губы в трубочку, пока ребенок не начинает сопротивляться этим движениям; ребенка побуждают губами тянуться к соске, пище, к шпателю с вареньем. Движения повторяются 3-5 раз ежедневно;

2) отклоняют язык шпателем в стороны от средней линии. Это упражнение проводят плавно, нежно, осторожно, так, чтобы ребенок положительно на него реагировал;

3) если у ребенка отмечается отклонение языка от средней линии в полости рта, то вначале язык продвигают в сторону отклонения, а затем уже в противоположную. Это движение выполняют очень осторожно и плавно, постепенно добиваясь все большего объема пассивных движений с пораженной стороны. Движения 1, 2, 3 повторяются 5-6 раз ежедневно;

4) вырабатывают схему жевания. При кормлении ребенка с ложки пальцы логопеда располагаются под подбородком ребенка и ритмично подталкивают нижнюю челюсть вверх-вниз при попытках ребенка к самостоятельному жеванию. Движения проводятся 2-3 раза в процессе кормления (в дальнейшем выполняет мать ребенка).

С детьми IV уровня доречевого развития пассивная гимнастика предполагает проведение всех вышеперечисленных упражнений. С целью стимулирования речевых кинестезии логопедические занятия включают мероприятия по созданию определенных поз губ и языка.

Активная гимнастика. Развитие подвижности языка и губ следует проводить с детьми II и III уровня доречевого развития.

Активные движения языка вызываются пищевым подкреплением:



1) при раздражении середины губы сиропом шиповника стимулируют выдвижение языка вперед (рис. 57), вверх, слизывание (рис. 58, 59);



2) при раздражении углов губ стимулируют боковые движения языка (рис. 60).

Эти приемы проводятся по 2-3 раза ежедневно перед кормлением.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.