Стационарное или амбулаторное лечение церебрального паралича

Забота о нервно-психическом здоровье детей находится в центре внимания Советского государства. Расширяется сеть детских неврологических и психоневрологических учреждений, постоянно совершенствуются методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний нервной системы, готовятся квалифицированные медицинские кадры для обеспечения специализированной службы. В структуре неврологической помощи детям особое место занимает организация ранней диагностики и этапного восстановительного лечения детей с церебральными параличами. Система поэтапной помощи включает родильные дома, неонатальные центры, специализированные неврологические стационары и отделения многопрофильных больниц, районные поликлиники, городские консультативные центры, специализированные ясли, сады, дома ребенка, санатории, школы-интернаты.

Первое, наиболее важное звено в организации помощи детям с церебральными параличами — родильные дома. Этот этап можно рассматривать как профилактический, поскольку от своевременной и рациональной помощи новорожденным зависит степень тяжести неврологических расстройств в. отдаленный период. В родильных домах имеются палаты для выхаживания детей, родившихся в асфиксии, перенесших внутричерепную родовую травму, с иммуноконфликтом, недоношенных. Обслуживающий их персонал проходит специальную подготовку по лечебному уходу и интенсивной терапии новорожденных. Палаты обеспечены центральной подачей кислорода, в них круглосуточно поддерживается постоянный температурный режим, для недоношенных имеются кювезы интенсивного ухода с системой наблюдения за состоянием ребенка. Медицинские сестры обучены методам искусственного аппаратного дыхания, аппаратного отсасывания слизи, гипербарической оксигенизации, кормления через зонд, внутривенного капельного введения жидкости, ультразвуковой ингаляции лекарств, фитотерапии и т. д. В лабораториях современных родильных домов определяют различные биохимические и иммунологические показатели крови и спинно-мозговой жидкости. В крупных родильных домах имеются цитогенетические лаборатории, современные рентгеновские и ультразвуковые аппараты, биохимический мониторинг с использованием микроанализаторов, чрескожных датчиков для определения билирубина, уровня кислорода в крови и т. д. Врачи-педиатры, работающие в отделениях новорожденных, проходят специализацию по неонатологии, в которой большое внимание уделяется ранней диагностике и лечению детей с патологией нервной системы. Комплекс клинических и разнообразных диагностических методов исследования позволяет уже в родильном доме определить группу риска развития церебральных параличей. Этим детям проводится интенсивная терапия, направленная на нормализацию метаболических и гематологических показателей, компенсацию дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, профилактику отека мозга и острой внутричерепной гипертензии, коррекцию неврологических нарушений.

Детей с наиболее тяжелыми поражениями в первые часы или дни жизни переводят в неонатальный центр, оснащенный современной диагностической и лечебной аппаратурой. Здесь наряду с дифференцированными методами интенсивной терапии новорожденных применяют ранние нейрохирургические вмешательства — отсасывание гематом, дренаж ликворных пространств и другие операции, предотвращающие необратимые изменения в ткани мозга.

На следующем этапе детей с риском развития церебральных параличей направляют в специализированные психоневрологические стационары и отделения многопрофильных больниц для новорожденных и грудных детей. В стационарах проводится комплексное (клиническое, электрофизиологическое, нейрорентгенологическое, биохимическое, иммунологическое, цитогенетическое и др.) обследование с целью выявления основных неврологических синдромов и сопутствующих расстройств, важных как для ранней дифференциальной диагностики различных форм патологии нервной системы, так и для проведения лечебных мероприятий. Восстановительное лечение в стационарах направлено на максимальную компенсацию нарушенных функций и предупреждение развития тяжелых изменений в нервной системе, лежащих в основе церебральных параличей. Оно включает специально разработанные комплексы лечебной гимнастики, массажа, физиотерапии, ортопедических мероприятий, медикаментозной терапии, стимулирующих своевременное становление возрастных двигательных, речевых и психических навыков. Длительность пребывания детей в стационаре в среднем составляет 1,5—3 мес. в зависимости от тяжести поражения и эффективности лечения. В отделении с ребенком находится мать, которая за это время осваивает приемы лечебного ухода и тренировки психомоторных функций. Дети более старшего возраста периодически лечатся в неврологических отделениях многопрофильных больниц или специализированных реабилитационных центрах.

Перспективным с нашей точки зрения методом амбулаторного обслуживания является система лечения и обучения ребенка на дому группой специалистов, разработанная в США и апробированная в 20 странах мира. Совместно с родителями специалисты анализируют двигательное, речевое и психическое развитие ребенка, его социальную адаптацию, затем составляют индивидуальный план лечения и обучения, согласуя его с родителями. Методист, педагог, логопед посещают ребенка на дому, обучают мать, дают задание на неделю, затем контролируют результаты и определяют дальнейшую тактику лечения. Сравнивая различные подходы к восстановительной терапии — в поликлинике, в стационаре и на дому — G. Jesien (1984) отдает предпочтение лечению на дому, поскольку ребенок с церебральным параличом находится в привычной для него обстановке и родители принимают активное участие в его лечении и обучении.

Следующее звено в организации помощи детям с церебральными параличами — специализированные детские сады. В них продолжается восстановительная терапия, начатая в стационаре или поликлинике, закрепляются достигнутые результаты. Здесь наряду со специальным лечением дети включаются в различные культурные, спортивные и общественные мероприятия и таким образом адаптируются к жизни в коллективе. В выходные дни они находятся дома. Контакт с родителями положительно влияет на их психические и эмоциональные реакции. В детском саду педагоги и воспитатели занимаются с детьми по специальной программе, подготавливая их к школе. В настоящее время Министерство просвещения СССР расширяет сеть дошкольных учреждений (детских садов), считая эту форму обслуживания детей с церебральными параличами наиболее эффективной. Сейчас в стране функционирует более 30 специализированных детских садов.

Важную роль в комплексе реабилитационных мероприятий при детских церебральных параличах играет санаторно-курортное лечение (2—4 мес.). Санатории оснащены диагностическим оборудованием, лечебной аппаратурой, их штаты укомплектованы специалистами различного профиля. В Советском Союзе функционирует 70 санаториев союзного, республиканского и местного значения, где проводится восстановительное лечение детей с церебральными параличами. В санаториях, расположенных в курортных зонах (Одесса, Евпатория, Анапа и др.), наряду с общепринятыми методами коррекции, широко используются климато-, бальнео- и грязелечение. В настоящее время большое значение придается местным санаториям. В условиях привычного климата дети быстрее адаптируются, поэтому лечение можно начинать уже в раннем возрасте и проводить более длительно. Расширение сети местных санаториев экономически выгодно родителям и государству.

Если родители по каким-либо причинам не могут обеспечить лечение больных детей в домашних условиях, государство берет их под временную или постоянную опеку, помещая в специализированные дома ребенка или интернаты. Принцип работы этих учреждений в основном такой же, как и санаториев. В их штатах имеются психоневрологи, логопеды, методисты ЛФК, воспитатели-дефектологи.

В учебном плане школы-интерната особое место занимает производственно-трудовая подготовка (слесарно-токарное дело, деревообделочное, швейное, трикотажное, переплетное производство, садоводство и др.). В школах имеются специальные инструкторы по трудовому обучению. При выборе профессии учитывают двигательные, речевые и психические возможности, физическое здоровье, склонности и интересы учащихся. Правильная организация труда в школах-интернатах имеет чрезвычайно важное значение для социальной адаптации детей с этой патологией. Институт дефектологии АПН СССР совместно с Министерством социального обеспечения СССР контролируют дальнейшую профориентацию бывших учащихся школ-интернатов.

Специализированная помощь детям с церебральными параличами постоянно совершенствуется. Большую помощь практическому здравоохранению оказывают научно-исследовательские институты, медицинские вузы, институты усовершенствования врачей.

В них предусмотрено:

— разработать новые эффективные методы реабилитации;

— оснастить современной медицинской аппаратурой, лекарственными препаратами и медицинскими кадрами учреждения, осуществляющие лечение инвалидов с детства;

— закрепить за специальными дошкольными, школьными учреждения и профессионально-техническими училищами, санаториями, домами-интернатами лечебно-профилактические учреждения для оказания помощи по восстановительному лечению;

—обеспечить детям-инвалидам, воспитывающимся в семье, систематический патронаж врача и медицинской сестры, проведение восстановительного лечения в условиях поликлиники, госпитализацию в больницы восстановительного лечения, в специализированные детские санатории;

— расширить сеть специализированных оздоровительных учреждений для детей-инвалидов с детства;

— создать сеть спортивных групп, секций на спортивных сооружениях по месту жительства, которыми могли бы пользоваться инвалиды;

— повысить качество и улучшить функциональные свойства протезно-ортопедических изделий;

— считать важной социальной задачей создание благоприятных условий для учебы и плодотворном работы детей-инвалидов;

— расширить возможности для их участия в общественном производстве;

— повысить размер пособий по инвалидности;

— обеспечить бесплатное приобретение лекарственных препаратов детям-инвалидам до 16 лет;

— уделять постоянное внимание нуждам и запросам инвалидов с детства и воспитывающих их семей.

Постоянное совершенствование форм организации помощи детям с церебральными параличами, включая широкий круг медицинских, социально-экономических, профессиональных, воспитательных и других, будет способствовать профилактике тяжелой инвалидности и приобщению этого контингента больных к общественно полезному труду.

ДЦП: лечится или нет?

Особенности заболевания

Детский церебральный паралич характеризуется отсутствием признаков прогрессирования недуга, то есть с течением времени после поражения мозга у ребенка не наблюдается усугубление заболевания. К тому же при тщательном уходе за ребенком и применении правильных лечебных методик, можно частично скорректировать патологию. Однако, если лечение отсутствует, то ребенка все-таки могут ожидать тяжкие осложнения, усугубляющие опорно-двигательную функцию.

Чтобы однозначно ответить на вопрос, можно ли полностью откорректировать патологию, необходимо рассмотреть две основные причины, по которым возникают двигательные расстройства:

  1. В нервных клетках головного мозга возникли изменения.
  2. Присутствуют первичные патологии мозга.

Внимание! Дефекты могут диагностироваться самые разнообразные под влиянием повреждающих факторов. При интенсивном развитии определенной структуры мозга, отмечается ее повышенная уязвимость, поэтому в зависимости от нее будут наблюдаться больше проблемы с верхними либо же нижними конечностями. Также может в целом нарушаться координация движений.

Причины возникновения ДЦП

Основную группу риска составляют дети, что были рождены преждевременно, то есть до тридцать третей недели. Возникновение патологии обусловливается еще до конца не развитыми структурами мозга, а также несовершенными артериями. Если кислородное голодание возникает у полностью доношенного малыша, то риски минимизированы, поскольку кровь распределяется правильно, и при этом мозг не страдает. Напротив, у маловесных малышей происходит отмирание некого участка мозга, следственно, формируется ДЦП.

Нарушения личностного развития детей с ДЦП

Лечение

Даже при тяжелых формах течения ДЦП детям в некоторой степени доступны ограниченные возможности социализации и обучения, при этом необходим комплексный подход в процессе абилитации детей, что достигается совместной работой врачей неврологов, детских психиатров, специалистов в области ортопедии, ЛФК, нейропсихологов, логопедов и дефектологов.

Лечение ДЦП у детей складывается из нескольких основных направлений:

  • Медикаментозное. Прежде всего это противосудорожные препараты, а также средства, стимулирующие обменные процессы в нервных тканях. Хороших результатов позволяют добиться миорелаксанты.
  • Гомеопатические средства. Применяются в основном для улучшения общего состояния пациента, в составе комплексной терапии. Хорошо переносятся, почти не имеют противопоказаний.
  • ЛФК. Комплекс упражнений подбирается индивидуально. Обычно в него входят занятия на растяжку мышц, тренировку суставов рук и ног, упражнения на равновесие и выносливость.
  • Массаж. Позволяет улучшить кровоснабжение проблемных участков, часто назначается для расслабления мышц.
  • Физиотерапия. Хорошие результаты показывает грязелечение, гальванические ванны, электрофорез, теплолечение, магнитотерапия.
  • Логопедия. Показана детям, у которых нарушена речевая функция. Специальные мероприятия позволяют разработать мышцы, участвующие в произнесении звуков, и овладеть связной речью.

Если вы находитесь в поиске клиники для лечения ДЦП, обратите внимание на предложения медицинского центра Ирис. Мы проводим реабилитацию пациентов разного возраста. С детьми работают опытные неврологи-реабилитологи, высококвалифицированные логопеды, психологи, массажисты, врачи ЛФК. Курс реабилитации разрабатывается адресно, с учетом потребностей конкретного пациента.

Основные причины развития патологии

Существует три группы факторов, способных повлиять на развитие церебрального паралича.

Дородовой факторФактор во время родовПостродовой фактор
Кислородное голодание, что спровоцировано плацентарной недостаточностью; воздействие на нервную систему плода различной инфекции; резус-конфликт; последствия хромосомных мутаций; наследственные патологииЕсли плод подвергается временной асфиксии; произошла травма ребенка во время родоразрешения (случается, если у матери узкий таз или расположение плода было неправильным)Ребенок получил травму головы; последствия инфекций, что могли проникнуть в организм плода во время внутриутробного развития или по факту родоразрешения; воздействие на организм ребенка токсических веществ

О причинах родовых травм, что приводят к ДЦП, можно узнать здесь.

Можно ли вылечить патологию?

Благоприятность прогноза напрямую зависит от своевременного подтверждения диагноза, а также не менее быстро начатой терапии. Медицинская практика подтверждает, что при систематическом лечении и своевременной реакции на патологию уже к трем годам состояние ребенка значительно улучшается. Правильное применение терапии способно откорректировать дефекты таким образом, что ребенок сможет полноценно посещать детский сад и школу.

К сожалению, в первые дни жизни ребенка практически невозможно диагностировать патологию. Затем, когда симптоматика незначительно проявляется, родители не спешат обращаться к специалисту, делая огромную ошибку.

Лечение ДЦП дельфинотерапией

Стоит отправиться на диагностику, если:

  • ребенок начинает отставать в развитии моторики;
  • вялое состояние малыша, что наблюдается очень часто;
  • отсутствие желания играть, плаксивость;
  • подгибание ножек, когда ребенка поддерживают, чтоб он опорно стоял;
  • проблемы с рефлексами ползанья;
  • во время ползанья по полу малыш начинает волочить нижние конечности.

Внимание! Очень важно своевременно заметить вышеуказанную симптоматику, поскольку от этого будет зависеть дальнейший прогноз для ребенка. Однозначно нельзя подтвердить, что патология излечима полностью, однако частично она поддается коррекции с помощью терапии и ЛФК.

Если родители начали лечение малыша в три-четыре года, то шанс на благоприятный исход остается при условии кропотливой терапии (работа над речевым развитием, лечебные методики, стимуляция познавательной деятельности, укрепление двигательных рефлексов). При стараниях родителей результат будет заметен даже, если лечение начато с запозданием.

Наша команда врачей-реабилитологов

Все специалисты, которые участвуют в реабилитации пациентов с двигательными нарушениями, должны постоянно развивать свои навыки наблюдения, оценки и анализа движений. Большинство движений у нас носят автоматический характер. Но для того, чтобы научить ребенка двигаться, специалист должен иметь четкое представление о том, каков алгоритм и последовательность каждого движения.

Действительно, чтобы лучше понять чужие движения, нужно научиться анализировать свои. Наша профессия тесно связана с физическим воздействием на тело пациента, поэтому мы должны знать и тонко чувствовать то, с какой силой можно воздействовать, с каким ритмом и интенсивностью проводить упражнения. Этому также обучаем родителей.

Опытные врачи-реабилитологи, которых мы собрали в нашем Центре, помогут вам понять, что именно не так с вашим ребенком. Понаблюдав за его движениями, они проведут диагностику прямо на первичной консультации, а дальше поставят цели и задачи, на которые будут ориентироваться в дальнейшей работе с пациентом.

Очень важно не просто помочь малышу научиться переворачиваться, держать головку, сидеть, ползать, ходить и самостоятельно есть, но и избежать вторичных деформаций, таких как контрактуры суставов, вывихи тазобедренных суставов, нестабильность голеностопного сустава и т.д. Все эти деформации заметно тормозят моторное развитие.

Логопед-дефектолог и клинический психолог работают в тесном контакте с реабилитологами. Мы учим детей выражать свои мысли и желания: если нет возможности озвучить их языком, тогда это можно сделать с помощью знаков и карточек. Удовлетворение от того, что тебя понимают, дает мощный стимул к дальнейшему развитию.

Мы всегда рады поделиться тем, что знаем и умеем делать для реабилитации ДЦП. Приходите к нам в Центр, и мы вместе будем работать на результат.

Тяжесть ДЦП

Проявление симптоматики будет напрямую зависеть от размера пораженного участка мозга. Крайне важно, чтобы родители своевременно начали заниматься коррекцией речи и использовать ЛФК – это гарантия того, что степень тяжести значительно снизится.

Методы лечения ДЦП

СтепеньКраткое описание
ЛегкаяПри легкой форме патологического поражения ребенка можно считаться вполне полноценным, то есть он с легкостью может выполнять любые домашние задания и посещать обычные школы и сады. В дальнейшем ему не сложно будет освоить какую-либо профессию
СредняяВ данном случае социализация ребенка не исключается, но, несмотря на это, ему все же требуется помощь посторонних людей
ТяжелаяОсложнение в виде тяжкой формы ДЦП заключается в отсутствии возможности самостоятельно обслуживать себя. Ребенок является полностью зависимым от родителей

Это важно! Нельзя допустить, чтобы у ребенка была тяжкая стадия недуга, именно поэтому при проявлении ранней симптоматики необходимо направить все усилия, чтобы блокировать проявление ДЦП и социализировать ребенка.

Типы церебрального паралича

Симптомы

Заболевание характеризуется многообразием проявлений. Во многом симптоматика зависит от формы патологии. На основании данных проявлений во многом решается вопрос о том, можно ли вылечить ДЦПу ребёнка полностью или нет. Заподозрить паралич можно в течение первого месяца жизни и в более позднем возрасте. К наиболее характерным симптомам относят:

  • Отставание в развитии. Ребёнок несмотря на внешнее здоровье начинает позднее держать голову или сидеть, приобретённые рефлексы недостаточно выражен.
  • Изменения ходьбы. Дети при ходьбе полноценно не наступают на всю стопу, а только на носочки. Также возможна хромота или подволакивание конечности. В тяжёлых случаях пациенты самостоятельно не ходят.
  • Дизартрию, проявляющуюся смазанной речью, проблемами произношения отдельных звуков, а также невозможностью произносить членораздельную речь.
  • Дисфагию. Проблемы глотательной функции проявляются поперхиванием или регулярным попаданием пищи в дыхательные пути, что может становиться причиной аспирационной пневмонии.
  • Повышение мышечного тонуса. Гипертонус сопровождается непроизвольным сокращением отдельных волокон, спонтанно возникающими судорогами, а также нарушением ходьбы. В тяжёлых случаях конечность с повышенным тонусом отстаёт в развитии с последующим формированием контрактур.
  • Функциональные расстройства желудочно—кишечного тракта и мочеполовой системы, проявляющиеся непроизвольным мочеиспусканием, дефекацией, а также болями в животе.
  • Нарушения функционирования эндокринной системы с ожирением, гипотиреоз.
  • Психиатрические отклонения в виде шизофрении, отставания в нервно—психическом развитии, расстройств восприятия информации.
  • Тугоухость или полную глухоту.

Как проходит диагностика

Эффективность лечения прямо пропорциональная от времени выявления диагноза. Следовательно, важно обследовать малыша еще во время пребывания в родильном отделении. Повышенное внимание к детям из групп риска:

  1. Рожденные недоношенными.
  2. Дети с маленькими весом.
  3. Дети с врожденными патологиями и пороками.
  4. Инфицированные от матери в период внутриутробного развития.
  5. Если во время родоразрешения применялся вакуум-экстрактор, щипцы.
  6. Дети, которые находятся на искусственной вентиляции органов дыхания.
  7. Дети с минимальными показателями по шкале Апгар.
  8. Дети, что перенесли желтуху.

Всех детей из группы риска врач должен детально обследовать и выявить тонус мышц и рефлекторную реакцию. Если возникают подозрения на поражения участка мозга, то ребенка отправляют на специальные обследования:

  • УЗИ;
  • ЭЭГ;
  • МРТ.

После подтверждения степени тяжести патологии, врач определяет необходимые предписания для ребенка, что помогут восстанавливать двигательные функции, а также избежать осложняющих последствий.

Мобилизация

Как только стало ясно, что со стороны системы помощи ждать нечего, семья Тевкиных стремительно мобилизовала внутренние ресурсы. Речь шла не только о поиске врачей-профессионалов. Нужно было перестроить жизнь так, чтобы окружить детей по-настоящему живой развивающей средой — доброй, мудрой, радостной.

В этом смысле детям супругов Тевкиных серьезно повезло. Ни мама, ни папа никогда не были склонны к трагическому мироощущению. Хуже было с взрывными характерами обоих родителей. Вплоть до рождения Вари Андрей и Катерина могли часами страстно и самозабвенно спорить из-за полной ерунды. Не то чтобы ругались, но на уступки не шли. Доходило до того, что оба выскакивали из квартиры, хлопая дверью, и разбегались в разные стороны.

Спасало универсальное чувство юмора и любовь. Вот обойдут вокруг дома в сердцах, а потом повернут за угол и сталкиваются нос к носу — ну что тут можно сделать… Только расхохотаться.

Когда родилась Варя, супруги Тевкины вдруг обнаружили, что никаких разногласий отныне между ними не существует. Перед лицом Вариной болезни все мелочи стремительно отошли в сторону. Остались только работа, любовь и чувство юмора.

— Нам просто повезло, — неторопливо продолжает Андрей. — Мы сразу попали в достаточно профессиональную ситуацию. Нашли в Москве Центр лечебной педагогики. А там очередь на несколько месяцев вперед расписана. Мы в эту очередь встали. Когда дождались, временно перебрались в Москву. Думали, что Варька там полечится, и мы вернемся. Но курс оказался долгим, в Кишиневе все по-прежнему было глухо. И мы потихонечку стали искать возможности остаться в Москве.

Андрей, как человек основательный и ответственный, приехал в Москву, конечно, не голый и босый. Подняли дружеские связи, и, переехав, Андрей плавно влился в московский книжный бизнес. Говорит, что поначалу страшно комплексовал. Панически боялся, что не вытянет, не впишется в столичную среду, а потому старательно делал хорошую мину при плохой игре и изображал искренний оптимизм.

Московский книжный рынок оказался вполне доброжелателен. Андрей быстро добился успеха и стал расширять круг возможностей, занявшись по совместительству рекламой. Дело пошло еще лучше. Андрей взял все мыслимые призы на профессиональных конкурсах, был в полной мере обласкан судьбой. Куда хуже было с официальным статусом.

Как-то Тевкины отдыхали на озере Валдай. Андрей решил искупаться и заплыл далеко от места стоянки. Внезапно свободный заплыв по Валдаю был прерван строгими людьми в штатском. Оказалось, что в этот момент на другом берегу озера президент РФ встречался с какими-то высокопоставленными иностранцами.

Люди в штатском бдительно исполняли свои обязанности. У Андрея попросили документы. Андрей объяснил, что он из Молдавии, живет и работает в Москве много лет, давным-давно подал на гражданство, но паспорт получить все никак не может. Люди в штатском задержали Андрея до выяснения, а сами отправили запрос в соответствующие инстанции. В результате на следующий же день всему семейству Тевкиных были выданы паспорта и свидетельства о рождении с вожделенной печатью.

Причины ДЦП, симпмтомы и лечение. ДЦП: когда хирургическое вмешательство возможно?

Такие заболевания, как ДЦП, гидроцефалия, спинномозговая грыжа, принято считать неизлечимыми. Однако сегодня нейрохирурги лечат самые сложные случаи, которые ещё десять лет назад считались приговором. Для родителей, столкнувшихся с тяжелым диагнозом, а также для персонала Домов ребенка, куда попадают дети с нейрохирургическими заболеваниями, общественная благотворительная организация "Ты ему нужен" составила полезную памятку с кратким объяснением сути заболеваний и полезными контактами врачей, фондов и реабилитационных центров. Публикуем главу из памятки, посвященную детскому церебральному параличу (ДЦП).


ДЦП — это группа не прогрессирующих нарушений двигательных функций головного мозга, обусловленных его недоразвитием или повреждением, как правило, в перинатальном периоде. ДЦП рассматривают как следствие ряда расстройств и нарушений, как вторичное заболевание.

Какие причины приводят к ДЦП

  • Генетический фактор (на момент рождения головной мозг недоразвит, неполноценен)
  • Ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (кислородное голодание) головного мозга, как правило, во время беременности или в период родов
  • Инфекционные заболевания матери в период беременности (краснуха и др.)
  • Инфекционные заболевания ребенка (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит)
  • Патология беременности
  • Механический фактор (травма во время родов или перед ними, или вскоре после них)
  • Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови матери и плода).

Опасные симптомы, которые позволяют заподозрить ДЦП у детей первых месяцев жизни:

  • Ребенок быстро устает во время кормления
  • Отсутствие движений или наоборот лишние движения
  • Не осваивает двигательные навыки согласно возрасту (не держит голову, не переворачивается, не сидит и прочее)
  • Судороги
  • Не произносит звуков
  • Конечности сильно напряжены или, наоборот, вялые.
  • Двигает конечностями только с одной стороны (например, только правой рукой)

Первичные признаки ДЦП:

  • Нарушение мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония)
  • Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи)
  • Нарушение равновесия
  • Речевые нарушения
  • Нарушения координации (падает без причины, кивает головой, выполняет неконтролируемые движения руками или ногами)

Основные проблемы, которые испытывают дети с ДЦП:

  • Нарушение постурального контроля — невозможность контролировать собственную позу. Сюда относится:
    • возможность поддерживать симметричность тела,
    • возможность переносить вес тела во всех направлениях и возвращаться в стартовую позу,
    • возможность удерживать прямую позу относительно силы тяжести, возможность двигаться без излишних усилий
    • в некоторых случаях — спастичность (непроизвольное болезненное сокращение мышц), некотролируемые движения руками или ногами
  • Мышечная слабость
  • Контрактуры (ограниченность движений в суставе)
  • Постуральные деформации (деформации, вызванные неправильным положением тела)
  • Эпилепсия
  • Нарушения речи
  • Болевой синдром
  • Проблемы с кормлением
  • Нарушение зрения
  • Нарушение слуха
  • Психические расстройства

Наблюдение, лечение и реабилитация при ДЦП

В связи с тем, что ДЦП имеет несколько форм, которые могут принципиально отличаться по симптомам, лечение и реабилитацию подбирает врач или группа врачей индивидуально под каждого ребенка в зависимости от формы, степени тяжести заболевания и возраста ребенка.

Основная задача родителей — научиться выполнению необходимых техник, чтобы ежедневно самостоятельно заниматься в домашних условиях. Врач расписывает план, а мама ему следует. Нужно стремиться максимально научить ребенка самообслуживанию.

Реабилитация должна быть индивидуальная, ежедневная, комплексная, с двигательными целями (ставим цель научить держать ложку, достигаем и ставим новую цель).

Если у ребенка сильная спастика или болевой синдром — сначала снимаем симптомы, а потом проводим гимнастику и прочие процедуры. Если они вызывают обратно тяжелые состоянии — отменяем это процедуры.

Какие врачи и как часто должны наблюдать ребенка с ДЦП

  • Наблюдения: ортопед, невропатолог (возможны отставания в умственном развитии), логопед, психиатр, диетолог, эндокринолог, физиотерапевт, реабилитолог.
  • Обследование тазобедренных суставов — рентген (1 раз в год до 8 лет при 2-5 степени, далее по клиническим показаниям).
  • Клиническое обследование (оценка спастичности 2 раза в год до 9 лет, далее 1 р в год).

Основные акценты в реабилитации

  • Развитие дополнительной и/или альтернативной коммуникации (например, с помощью жестов, картинок). Таким детям нужно повышенное общение.
  • Лечебная гимнастика: в основном направлена на растяжение мышц, развитие реакции на равновесие, на координацию, на правильное позиционирование (преодоление и торможение неправильных поз и положения тела).
  • Иппотерапия (стимулирует движение, работает много мышц, заставляет концентрироваться, благоприятно влияет на психику ребенка).
  • Плавание, гидромассаж (в воде ребенок расслабляется). Некоторые дети начинают первые шаги делать в воде, поскольку именно в воде могут расслабиться мышцы.

Чем отличается лечение ДЦП у детей

  • Направлено на предупреждение развития осложнений — неправильное развитие мышц и суставов.
  • Перед лечением необходимо определить уровень двигательного развития и коммуникативных функций ребенка в зависимости от возраста (есть шведская программа, куда загружают данные ребенка, и она показывает, какие методы лечения и реабилитации подходят). После чего определяется прогноз заболевания и потенциал ребенка, и уже потом выстраивается схема лечения и комплекс реабилитации.
  • Должно быть ранним, индивидуальным, комплексным, длительным.
  • Раннее лечение — своевременное создание базиса для выработки нормальных реакций, позы, реакции равновесия, адекватную стимуляцию сенсорной и моторной деятельности ребенка.
  • Индивидуальный подход к лечению предполагает учет характера и степени поражения нервной и нервно-мышечной систем, а также общего соматического состояния ребенка.
  • Комплексное лечение включает ортопедические мероприятия, физиотерапию, лечебную физкультуру, занятия с логопедом, медикаментозную терапию.
  • Медикаментозная терапия назначается с целью стимуляции мозга и улучшения его метаболизма, коррекции нарушений мышечного тонуса, обменных процессов в мышечной ткани, снижения внутричерепного давления, нервно-рефлекторной возбудимости.


В каких случаях при ДЦП возможно хирургическое вмешательство

Оперативные методы лечения применяются при определенных стандартизированных доказательных критериях — при формировании контрактур и деформаций опорно-двигательного аппарата.

При контрактурах применяется "тенотомия" — рассечение сухожилия. После операции обязательно нужны ортезы — иначе операция бессмысленна. Позаботьтесь, чтобы ортез был сделан к тому времени, как снимут гипс, продумайте это заранее, можно сделать по квоте. (Для ортеза нужен слепок с ноги. Снимают половину гипса, делают слепок и обратно надевают лангетку, ребенок 2 недели ждет ортез в лангетке.)

При спастике возможны следующие виды нейрохирургических операций:

  • Селективная (спинальная) ризотомия — это двухстороннее иссечение корешков спинного мозга. После операции мышечный тонус частично восстанавливается, боли уходят, и ребенок чувствует гораздо меньшее напряжение.

Селективная невротомия проводится при деформациях стоп, мышечной дистонии и частичных спастических парезах. Для начала определяется та мышечная группа, которая имеет повышенный тонус. Врач осуществляет доступ к периферическому нерву, выявляет нейроны, провоцирующие напряжение, и пересекает их.

  • Имплантация баклофеновой помпы. Помпа представляет собой круглый металлический диск 2-3 см толщиной и около 7 см в диаметре. Помпа имплантируется под кожу в области живота и после этого программируется при помощи пульта дистанционного управления. Заправляется баклафеном, снимающим спастику, который поступает непосредственно в спинномозговую жидкость постоянными дозами. Из плюсов — эффективное снижение спастичности мышц, позволяющее вести более активный образ жизни. Из минусов — необходимость заправки баклафена по мере его использования в условиях стационара примерно каждые 3 мес.
  • Установка (имплантация) нейростимулятора. Нейростимулятор состоит из батареи и электроники. Он имплантируется подкожно и вырабатывает электрические импульсы, необходимые для стимуляции спинного мозга, что ведет к уменьшению спастики.

Куда обращаться, если у ребенка ДЦП

Клиники, отделения нейрохирургии

Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Москва, 4-я Тверская-Ямская, д.16
www.nsi.ru

ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России
г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, д. 132/1
www.neuronsk.ru

ФГБУ Федеральный центр нейрохирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации
г. Тюмень, ул. 4 км Червишевского тракта, д. 5
www.fcn-tmn.ru

Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава
Москва, ул. Талдомская, д. 2
www.pedklin.ru

Фонды, у которых есть программы по оплате реабилитации при ДЦП:

  1. Мир счастья
  2. Созидание
  3. Милосердие (фонд создан в 2006 году для помощи детям-сиротам и детям-инвалидам с тяжелыми заболеваниями, которые находятся на воспитании в детских домах, школах-интернатах, приютах, домах ребенка):
  4. Галчонок
  5. Артемка
  6. Росспас
  7. Предание
  8. Помоги.орг
  9. Русфонд
  10. Правмир
  11. Дети Земли
  12. Мир помощи
  13. Добросердие
  14. Счастливый мир
  15. Бумажный журавлик
  16. Димина мечта
  17. Адели
  18. Помоги спасти жизнь
  19. Клуб добряков
  20. Гольфстрим

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.