Развитие культурно-гигиенических навыков у детей с дцп

Дети с ДЦП относятся к группе с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Понятие "нарушение функций опорно-двигательного аппарата" носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.

генетические нарушения, а также

органические поражения головного мозга

травмы опорно-двигательного аппарата.

Обычно выделяют следующие виды трудовой деятельности дошкольников: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. В связи с двигательной патологией, имеющейся у детей с ДЦП, особую актуальность в дошкольном возрасте приобретает освоение навыков самообслуживания. Формирование этих навыков у дошкольников с ДЦП является частью подготовки их к школе и к самостоятельной жизни.

Трудности развития этих навыков связаны с особенностями заболевания. У многих детей отмечается апраксия, т.е. неумение выполнять целенаправленные практические действия. Такие дети с особым трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок; они долго не могут научиться застилать кровать,

затрудняются в письме, в конструировании из кубиков, палочек и т.д. Целенаправленные практические действия (праксис) развиваются в процессе манипулятивной деятельности, поэтому, когда родители, жалея ребенка, стараются все сделать за него, лишая его возможности овладеть практическим опытом, отмечается задержка в формировании праксиса - так называемая вторичная апраксия. Явления апраксии негативно влияют на становление не только навыков самообслуживания, но и на развитие различных видов деятельности.

Под аутизмом понимают возникновение у ребенка явного отрыва от реальности, отгороженности от мира, проявляющейся в парадоксальной реакции его на внешние воздействия окружающего мира, в пассивности и сверхранимости от контактов со средой (К.С. Лебединская). Аутизм в настоящее время имеет тенденцию к росту и не зависит от национального, расового, географического и других факторов. Замечено, что аутизм встречается в 4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

В некоторых случаях аутизм проявляется в первые годы или месяцы жизни, что оказывает тяжелое отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка. Это называют синдромом раннего детского аутизма (РДА). По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутистических расстройствах личности отмечаются:

Качественные нарушения в социальной сфере;

Качественные нарушения способности к общению;

Ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

первые признаки аутизма заметны в первый год жизни, а наиболее выражены в 3-5 лет. Они проявляются в нарушении эмоционального контакта ребенка, в его замкнутости, в избегании сверстников. Такой ребенок боится взглядов другого человека, всегда находится в тревоге и напряженности.

Ребенок предпочитает одну и ту же пищу, привязан к одной и той же одежде, обуви, игрушкам, интересы бедны и относительно постоянны. Моторика вычурна. Игра однообразна, любит манипулировать с неигровыми предметами: ватой, ключами, играет один. Воображение почти не развито, либо сильно оторвано от действительности. Внимание неустойчиво. Границы интеллектуального развития широки: от умственной отсталости до одаренности в какой-либо из отраслей знаний. Речь невыразительна, монотонна. Большое количество слов-штампов.

В изучении аутичных детей особое внимание следует уделить организации обследования. Работа должна проводиться индивидуально с каждым ребенком.

В начале работы специалист изучает историю развития ребенка, анамнестические данные, знакомится с творчеством ребенка, беседует с его близкими. Необходимо знать, как ребенок привыкал к режимным моментам, когда начал узнавать маму и т.д. также нужно узнать, возникали ли у ребенка двигательные стереотипии, навязчивость и агрессия. Следует уточнить сведения о характере речевого развития ребенка, нужно знать, чем увлекается ребенок.

На следующем этапе специалист определяет тип аутистического дизонтогенеза ребенка. Это происходит во время наблюдения за поведением и спонтанной деятельностью ребенка (всего 4 типа: уровень полевой реактивности, уровень стереотипов, уровень экспансии, уровень эмоционального контакта).

На третьем этапе выявляется уровень знаний и навыков детей и определяется программа обучения, адекватная их возможностям.

Способы обучения детей с сочетанной патологией пользованию столовыми приборами, приучению к чистоплотности, опрятности.

Обучение воспитанников алгоритму одевания/раздевания

Скачать:

ВложениеРазмер
formirovanie_kulturno-gigienicheskih_navykov.docx 118.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель –дефектолог Иванова Н. В. Детский сад №53 Центрального р-на

Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у незрячих детей с комплексным дефектом .

Обучение ребенка действиям самообслуживания и бытового труда – первейшая задача родителей. Очевидно, чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет. Однако на деле оказывается, что далеко не все родители понимают это. Некоторые из них, чрезмерно опекая своих детей и делая за них то, что они должны учиться делать сами, оказывают им плохую услугу. В результате такие дети вырастают беспомощными, неподготовленными для жизни в коллективе. Для незрячих детей, которые имеют сочетанную патологию, овладение навыками самообслуживания является одним из значимых аспектов воспитания и обучения в дошкольном возрасте.

Со временем круг предметов, которые вызывают у ребенка ориентировочную реакцию, расширяется, и он начинает интересоваться (активно обследовать и действовать) предметами, не служащими удовлетворению его естественных нужд. Отсюда задержка в формировании человеческих способов удовлетворения первичных естественных потребностей является тормозом для ознакомления ребенка с окружающим миром, для развития необходимой человеку познавательной активности.

Многие родители спрашивают, как научить ребенка умываться. Мы рекомендуем в ванной комнате найти место для крючка, куда ребенок сможет самостоятельно вешать полотенце, петелька на полотенце должна быть большой и удобной Для того чтобы ребенок сам мог достать раковину, нужно ставить под ноги устойчивую скамеечку. Сначала помогает взрослый, поддерживает ребенка, а потом помогает при его просьбе. Зубная паста, щетка, мыльница, стаканчик для полоскания рта должны находиться в доступном месте. Для того чтобы при выдавливании из тюбика зубная паста не падала нужно щетку держать щетиной вверх и так, чтобы указательный пальчик был вытянут вдоль щетины, образуя бортик. Сначала эти действия проделываются вместе с детьми. Нужно отметить, то, что делаем, всегда проговариваем, чтобы ребенку было понятно.

В детском саду мы пользуемся алгоритмами умывания, одевания, раздевания. Дети, у которых есть остаточное и предметное зрение они могут показать на алгоритме следующее действие, (алгоритм выполнен рельефным способом), а для незрячих детей все проговаривается, так как незрячему ребенку тяжело прочитать – определить рельефную картинку, зная его возраст и сочетанный диагноз.

Хочется затронуть очень важную тему, поведение за столом и обучение ребенка есть самостоятельно. Научить ребенка с нарушением зрения есть аккуратно – трудная задача, а ребенка с сочетанным диагнозом - еще труднее. На втором – третьем году жизни можно начинать обучение ребенка пользоваться ложкой, чашкой. В начале лучше давать ребенку маленькую кружечку, наполовину наполненную жидкостью, поскольку руки у него еще слабые. Он будет поддерживать кружку, и лишь затем научится держать ее самостоятельно. Необходимо следить, чтобы кружка не оказалась горячей, это приведет к отказу ребенка держать ее в руках. Возможно, что первое время ребенок будет выпускать кружку из рук сразу после того, как пища попала в рот. Но со временем он научится ставить кружку на стол.

Обучение пользоваться ложкой обычно бывает сопряжено с гораздо большими трудностями, чем обучению пользоваться кружкой. Прежде всего , нужно познакомить ребенка с ложкой и тарелкой (обследовать их). На первом этапе обучения взрослый выполняет действие совместно с ребенком: берет руки ребенка в свои и производит все необходимые операции его руками. Если ребенок сопротивляется, то можно руку ребенка проложить на свою руку и таким образом рука ребенка будет следовать за рукой взрослого. Движение руки будет согласовываться с движениями головы и губ. После того как ребенок научится держать ложку, наиболее трудной операцией становится зачерпывание пищи. Если вовремя начинать формировать этот навык, то к четырем – пяти годам ребенок овладевает им. Нужно отметить, что ложку нужно учить брать не кулаком, а правильно, так как зрячий ребенок глядя на взрослого переучивается правильно держать ложку, а незрячему, не видя зрительного образа, очень тяжело переучиться правильно ее держать. Очень важно для наших детей, чтобы все предметы на столе всегда стояли в определенном порядке, это поможет им легко сориентироваться и найти на столе нужный ему предмет. Еще раз хочу отметить , что все выполняемые действия необходимо проговаривать. Все, что напечатано выше, начало формирования культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания. К большому сожалению результатов, которые могли бы порадовать нас и родителей рано ждать не приходится, так как дети наши очень сложные, а мы педагоги только в помощь родителям. И если родители не будут заинтересованы в результате, не будут выполнять наши рекомендации, то дело не увенчается хорошими навыками. Овладение навыками, прежде всего, является социализацией сложного ребенка в общество.

Галина Агапова
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей с ДЦП

Дети с ДЦП испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться). Нарушение двигательного и часто психического развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей-все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания. Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни.

При планировании работы по формированию навыков самообслуживания необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений. Воспитание должно максимально учитывать особенности двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность. У детей и подростков диагноз ДЦП может быть обременён ещё и тяжёлой умственной отсталостью, что затрудняет их воспитание в силу грубых нарушений познавательной деятельности. Дети с тяжелыми формами умственного недоразвития не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Социальное развитие таких детей возможно лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающего их подготовку к самостоятельной жизни.

Таким образом,поставив перед собой цель: воспитание культурно-гигиенических навыков у воспитанников, работу целесообразно проводить совместно с родителями и специалистами РЦ.

При работе с детьми и их родителями ставятся следующие задачи:

• Разработать индивидуальные гигиенические маршруты для воспитанников с учётом их особенностей;

• Формировать умение подавать голосовой или жестовый сигнал при возникновении определённых потребностей.

• Приучать ребенка к гигиеническому индивидуализму (пользоваться своим полотенцем, носовым платком);

• Учить пользоваться предметами обихода и личной гигиены;

• Формировать навыки поведения за столом;

• Воспитывать потребность мыть руки перед едой, формировать навык аккуратности, одновременно воспитывая интерес к действиям.

Дети растут и при несвоевременном формировании навыков самообслуживания, становятся больше и тяжелее, патологические привычки переходят в стойкие навыки и с каждым днём всё сложнее и сложнее прививать положительное повседневное поведение. Важно соблюдать режим дня дома, включив в него обязательное высаживания на горшок, всегда в определённое время на выходных, дома. Также должно обстоять дело с едой, прогулками и другими режимными моментами.

Известно, что важную роль в выполнение любого задания является мотивация. В силу особенностей этих детей, некоторых воспитанников достаточно трудно мотивировать, но всё же ласковый голос, похвала, поощрение могут оказать положительное влияние для закрепления полезных навыков. Основными способами, с помощью которых ребенок учится самостоятельности,являются следующие:

- совместные действия со взрослым, направленные на игру (когда взрослый берет руки ребенка в свои и производит необходимые действия: моет посуду,фрукты, овощи,кормит куклу, одевает на прогулку);


- подражание (когда взрослый показывает действие и побуждает ребенка к его повторению, при необходимости помогая ему своей рукой);


- по показу (когда взрослый демонстрирует действия и затем ребенок действует самостоятельно) .



Таким образом, такая коррекционно-воспитательная работа с детьми с ДЦП требует использования разнообразных методов, приемов и средств для достижения эффективного результата – формирования навыков самообслуживания.

Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет Консультация для родителей «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.

Воспитание культурно гигиенических навыков ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ. Время от рождения до трёх лет жизни ребёнка приходится наиболее благоприятный для восприятия.

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигательного и психического развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей – все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально-бытовой ориентировки. Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками. При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.

Обучение должно максимально учитывать особенности двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоян9но развивались и постепенно.

Для развития функциональных движений кисти и пальцев рук применяются различные приспособления для тренировки таких тонких движений, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), расшнуровывание и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка.

При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.

Родителям обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем, по мере усвоения навыка, потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении, определенных движений постепенно снижается. При этом взрослому важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все игры, упражнения лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть. Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной, адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к овладению профессией.

Особенности игровой и других видов деятельности дошкольников с ДЦП.

В дошкольном возрасте развиваются сразу несколько видов деятельности. Ведущим видом деятельности в этот период считается игровая деятельность, однако важное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности. У детей с ДЦП развитие всех видов деятельности проходит своеобразно. Связано это в основном с двигательной патологией, поскольку любая деятельность предполагает выполнение активных внешних действий и операций, формирование навыков и умений, в том числе и двигательных.

У детей с ДЦП предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется со значительным опозданием. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Так, нормально развивающийся ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда уже хорошо держит голову, сидит. По мере совершенствования действий с предметами у него развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предметов на ощупь. Все это имеет важное значение для развития познавательной деятельности ребенка. У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Это приводит к задержке формирования целостного представления о предмете, к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире. Для развития предметной деятельности важное значение имеет сформированность зрительно-моторной координации. Дети с ДЦП часто не могут следить глазами за движениями и действиями рук, что препятствует формированию предметной деятельности. Эти и некоторые другие особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игры.

Динамику развития игровой деятельности у дошкольников с ДЦП изучала Н.В. Симонова. В ее исследовании состояние и динамика развития игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) оценивались по следующим параметрам: наличие мотива, замысла сюжета игры, создание игровой ситуации и принятие на себя роли, овладение приемами реализации игрового действия, планирование, регулирование и соподчинение действий по ходу игры. Результаты исследования показали следующее.

Таким образом, в результате обучения детей с ДЦП 4-5 лет игровой деятельности на первом году обучения отмечается динамика в развитии игры, проявляющаяся в развитии мотивационно-потребностных и операционных ее компонентов. Предметные действия приобретают характер отобразительных и даже ролевых игр.

Игровая деятельность детей с ДЦП 5-6 лет (2-й год обучения) характеризуется становлением сюжетно-ролевой игры. Расширяется тематика игр, игра структурно обогащается, увеличивается ее продолжительность, совершенствуются игровые приемы, используются предметы-заместители, игра носит групповой характер (в игре участвуют 4-5 человек), возникает принятие на себя роли, ролевое общение в игре. Такие качественно-количественные положительные изменения в игровой деятельности возможны в основном за счет грамотного психолого-педагогического сопровождения детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.

Игровая деятельность дошкольников с ДЦП 6-7 лет (3-й год обучения) характеризуется незначительными изменениями структурно-динамической стороны. Однако на этом этапе появляется формирование самостоятельных творческих коллективов, сворачивается направляющая, планирующая и контролирующая роль взрослого в игре. Если раньше он был инициатором игры, то теперь только содействует игре, наблюдает за процессом, советует и помогает. В игре в большей степени и более полно отражаются взаимоотношения людей, их ролевое взаимодействие. Замысел становится творческим, игра может включать в себя несколько компонентов и состоять из нескольких сюжетов, последовательно переходящих один в другой. Продолжительность игры достигает 35 мин и более.

Таким образом, изучение состояния игры и ее динамики на разных возрастных этапах показывает, что в развитии игровой деятельности детей с ДЦП наблюдаются те же тенденции, что и при нормальном развитии. Но вместе с тем игру ребенка с ДЦП и ребенка без двигательной патологии нельзя отождествлять. У детей с ДЦП обнаруживается больший, чем при нормальном развитии, разброс уровней игры в одном возрастном диапазоне, неравномерная сформированность отдельных структурных компонентов игры внутри одного игрового уровня. Дети с ДЦП обнаруживают большую потребность в помощи взрослого, недостаточность мотивации к игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в игре.

Уже в дошкольном возрасте можно начать формирование трудовых навыков и умений у детей с ДЦП. Организация трудовой деятельности дошкольников специфична. Она направлена не столько на получение конечного результата, сколько на совершение самого процесса. В дошкольном возрасте эта деятельность важна как средство разностороннего развития ребенка: обогащаются знания и представления ребенка об окружающем мире, о свойствах и качествах предметов, устанавливаются причинно-следственные связи и взаимоотношения, т.е. в рамках данного вида деятельности развиваются все познавательные психические процессы. Трудовая деятельность рассматривается как источник развития личности: она формирует волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, такие черты характера, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др. Труд является мощным источником нравственного развития. Трудовая деятельность обычно носит коллективный характер, и в ее процессе развиваются коммуникативные навыки детей, умение взаимодействовать, вырабатывать коллективное решение, распределять обязанности, совместно планировать деятельность.

Обычно выделяют следующие виды трудовой деятельности дошкольников: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. В связи с двигательной патологией, имеющейся у детей с ДЦП, особую актуальность в дошкольном возрасте приобретает освоение навыков самообслуживания. Формирование этих навыков у дошкольников с ДЦП является частью подготовки их к школе и к самостоятельной жизни. Трудности развития этих навыков связаны с особенностями заболевания. У многих детей отмечается апраксия, т.е. неумение выполнять целенаправленные практические действия. Такие дети с особым трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок; они долго не могут научиться застилать кровать, затрудняются в письме, в конструировании из кубиков, палочек и т.д. Целенаправленные практические действия (праксис) развиваются в процессе манипулятивной деятельности, поэтому, когда родители, жалея ребенка, стараются все сделать за него, лишая его возможности овладеть практическим опытом, отмечается задержка в формировании праксиса -- так называемая вторичная апраксия. Явления апраксии негативно влияют на становление не только навыков самообслуживания, но и на развитие различных видов деятельности.

Негативно на развитие различных видов деятельности влияет стиль воспитания ребенка по типу гиперопеки. В этих случаях у ребенка не формируется потребность в деятельности, в речевом общении, не развивается способность к волевому усилию, мотивационная сфера, складывается неадекватная самооценка. Данный стиль воспитания искусственно приводит к депривации в сфере деятельности.

Таким образом, основным условием развития предметной, игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности у ребенка с ДЦП является проводимая с ним адекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.

Негативное влияние двигательного дефекта на психическое развитие ребенка с ДЦП приводит к тому, что он развивается в условиях дизонтогенеза по дефицитарному типу. Однако чем раньше будет проведена диагностика двигательной патологии и психического развития ребенка, чем раньше будет начата комплексная психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа, тем меньше будет вероятность возникновения тяжелых вторичных отклонений в психическом развитии и тем благоприятнее будет прогноз по социальной реабилитации и адаптации.


Работа о том, что дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (не умеют самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, не владеют общегигиеническими навыками). В статье приводится ряд задач и приемов работы по формированию навыков самообслуживания как для младшего, так и для взрослого возраста детей.

«Привитие навыков самообслуживания

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Нарушения двигательного и психического развития при ДЦП, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально – бытовой ориентировки. Несформированность мотивации к самообслуживанию может стать причиной бездеятельного образа жизни, фактором, тормозящим дальнейшее овладение трудовыми и профессиональными навыками. При формировании навыков самообслуживания необходимо учитывать наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.

Задачи, которые решаются в процессе обучения и воспитания детей ДЦП при формировании навыков самообслуживания:

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом

Умение пользоваться носовым платком, расческой.

При кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком

Умение аккуратно принимать пищу; пищу брать немного, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами( ложкой, вилкой)

Полоскать рот после еды

Раздеваться и одеваться с небольшой помощью взрослых.

Быстро и правильно умываться, насухо вытираться, чистить зубы, полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть ноги перед сном

Пользоваться носовым платком и расческой

Следить за своим внешним видом

Быстро раздеваться и одеваться вешать одежду в определенном порядке

Следить за чистотой одежды и обуви

Умение аккуратно и правильно пользоваться столовыми приборами

Обращаться с просьбой, благодарить.

Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно - активной форме (с помощью педагога и родителей), постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий. Педагоги и родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения. Если взрослый, пытаясь обучить ребенка, нервничает, спешит, тот быстро теряет интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и долго будет требовать, чтобы его кормили, одевали, причесывали, умывали.

Следующий шаг - определить оптимальную последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, чтобы самые доступные для конкретного ребенка навыки изучались сначала, а более трудные - позже, причем обучение одному звену должно облегчать обучение последующему.

Обучать навыкам самостоятельного приема пищи надо, посадить ребенка на стул так, чтобы обе руки были свободными. Если ребенок плохо сохраняет равновесие, его можно зафиксировать ремнем. Начинать обучение следует с приема твердой пищи, затем густую пищу. Следует использовать небьющиеся чашки и тарелки. Ложку и вилку иметь с пластмассовыми рукоятками, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола. При сильно выраженных гиперкинезах, атаксии тарелку нужно закрепить. Если ребенок не может держать ложку в руке пальчиками, научить держать ее в кулаке. Ложку педагог держит с ребенком вместе и направляет ему в рот. Затем просто педагог набирает пищу в ложку и просит ее подносить себе в рот. Можно немного направить ложку, держа ребенка за локоть. Обращать внимание детей на то, как правильно держат ложку и подносят ее ко рту его товарищи за столом. При обучении приему пищи следует использовать такие приемы: показ, игровые упражнения с куклой, чтение потешек и художественного слова, рассматривание книг и иллюстраций, организация сюжетно – ролевых игр и др.

Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживая ее в одной или двумя руками и пить из нее. При обучении питью можно сначала пользоваться резиновой трубочкой, кружкой с двумя ручками. Сначала ребенок пытается сам пить, но если у него не получается, педагог помогает придерживать чашку рукой а ребенок пьет. Можно педагогу поднести чашку ко рту ребенка, а он делает глотательное движение. Но есть дети, которые не умеют глотать жидкость. Следует научить их глотать. Дать глоток жидкости и прижать щеки руками и тогда он вынужден проглотить жидкость. Родители при поступлении в дошкольное учреждение обязаны предупредить педагога, что ребенок не умеет глотать. Встречаются такие дети потому, что очень долго сосут соску и не умеют самостоятельно есть и пить. Ребенка с церебральным параличом надо обязательно приучать есть за общим столом.

При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой. При обучении удобнее всего использовать чередование действий ребенка и взрослого. Напоминать ребенку важность чистого и аккуратного приема пищи, умение всегда поддерживать порядок и чистоту на столе, умение вовремя пользоваться салфеткой. Если ребенок не умеет жевать с закрытым ртом и пища падает, надо пользоваться тканевой салфеткой и нагрудником. Постепенно затем убирать их и учить ребенка есть аккуратно.

Мытье рук строится следующим образом: взрослый открывает кран, ребенок подставляет руки под воду, взрослый берет мыло, вкладывает его ребенку в руки, и помогает намылить их. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого трет руки друг о друга. Далее малыш должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды. После того, как взрослый закрывает кран, малыш сам берет полотенце и с помощью взрослого вытирает руки. Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе. Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается. Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования – учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться. Дети с желанием играют с водой, быстро усваивают навыки умывания. Свои навыки они закрепляют в игровой деятельности с куклами и игрушками.

Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать; отрабатывать навыки, связанные с умением самостоятельно одеваться и раздеваться, удобно во время игры. Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с майки, трусов, шапки, т. е. с одежды, не требующей застегивания.

Позднее применяются различные приспособления для тренировки тонких движений пальцев, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких), расшнуровывание и шнурование ботинок. Эти же навыки тренируются при раздевании и одевании больших кукол. После закрепления в играх на кукле они переносятся на самого ребенка. Для развития движений мелкой моторики руки следует изготовить такие пособия и игры, которые будут способствовать развитию руки и пальцев.Это: пальчиковые игры, массаж и самомассаж пальцев и рук, заводные игрушки, волчок и палочки для прокатывания по ладони, грецкие орехи и мелкие семена для захватывания пальцами и многое другое.

Виды помощи при формировании навыков самообслуживания:

(Помощь или содействие) ребенку может быть разной:

•Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

•Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.

•Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.

•Физическая - физические действия, помогающие малышу справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.

Оборудование

· Все процессы, в которых участвует ребенок, должны быть тщательно продуманы и обязательно должны сопровождаться положительными эмоциями.

•Вода должна быть теплой.

•Раковина - на уровне ребенка.

•Мыло должно быть маленьким.

•Крючок для полотенца - на уровне груди ребенка.

•Для того чтобы отличить кран с холодной водой от крана с горячей они должны быть синим и красным соответственно.

•Чашка должна быть пластмассовой со слегка отогнутыми краями или пластиковая чашка может быть обрезана с одного края.

•Мисочка должна быть с высокими краями, ее лучше поставить на мокрое полотенце, чтобы не скользила.

•Одежда ребенка должна быть удобной (штаны, колготки на резинке, без ремешков, обувь на липучке).

При развитии навыков социально - бытовой ориентации, важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними: открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдвигать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, радио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер.

Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, педагоги и родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность и непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме. Все занятия лучше проводить в игровой форме и обязательно поощрять ребенка за правильное выполнение действий, результаты которых он всегда должен видеть.

Ребенок с церебральным параличом, должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, снимать и надевать обувь, не путая правую и левую ногу, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки; самостоятельно есть, пить из чашки, уметь пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой) и салфеткой, носовым платком, зубной щеткой, расческой; уметь мыть руки, умываться, вытираться.

Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.

Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка и дает возможность подготовить его к окружающей среде, то есть к обществу здоровых людей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.