Развитие ребенка с дцп таблица









ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 4 ДО 17 ЛЕТ С ДИАГНОЗОМ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Актуальность исследования. Проблема инвалидности с детства в современное время заслуживает особого внимания. Согласно современным медицинским канонам, инвалидность расценивается как состояние ограниченной жизнедеятельности или же существование с ограниченными жизненными функциями [4]. Неуклонное увеличение числа детей с ограниченными психическими и физическими возможностями, растущие потребности в медико-социальной помощи, низкие результаты абилитации повысили актуальность проблемы детской инвалидности.

По данным Зелинской Д.И. среди причин детской инвалидности по обусловившему ее заболеванию третье место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, в эту же группу входит детский церебральный паралич (ДЦП), распространенность которого составляет 19,4 на 10000 детей [2].

Первое место принадлежит психическим расстройствам – 31,0 случая на 10 тыс. детей, среди которых 21,9 случая составляет умственная отсталость. Второе – врожденным аномалиям развития – 28,2 случая на 10 тыс. детского населения [1].

Рост инвалидности среди детей, страдающих ДЦП, особенно очевиден в течение последних 10-15 лет. Согласно официальной статистике в России в 1998 году заболеваемость ДЦП была 43,1 инвалида на 10000 детей, в 2002 году – 196,3. Среди подростков от 15 до 18 лет заболеваемость ДЦП в 1992 году составила 4,0, в 1998 году – 11,3, а в 2002 году она достигла 14,6, увеличение более, чем в 3 раза [3].

Особо следует отметить наличие широкого круга сочетанной патологии. У 53,1% детей с детским церебральным параличом отмечают психические нарушения различной тяжести: 67,1% - задержка психического развития.

Главная причина возникновения ДЦП – органическое повреждение коры и подкорковых структур головного мозга.

Эффективность абилитационного процесса зависит от срока его начинания. По мнению Семеновой К.А. восстановительное лечение этого заболевания до настоящего времени лишь в определенной степени эффективно у детей первых месяцев и лет жизни [3].

Цель исследования – оценка развития моторных функций детей дошкольного и школьного возраста с ЦП в системе комплексной абилитации в реабилитационном центре.

Задачи исследования:

Определить факторы риска и причины ДЦП, наиболее распространенные формы ДЦП и двигательные нарушения;

Оценить моторное развитие исследуемых детей с ЦП в процессе комплексной абилитации средствами АФК.

Разработать комплексы лечебной гимнастики для каждой формы ДЦП.

Объект исследования – комплексная абилитация в реабилитационном центре

Предмет исследования – оценка моторных функций детей дошкольного и школьного возраста, страдающих ДЦП.

Оценка состояния моторных функций и их изменения методом (GMFM-88);

Методы математической статистики.

Методы исследования

Шкала для оценки двигательных моторных функций является стандартизированным инструментом наблюдений, разработанным с целью измерения изменений крупных моторных функций у детей с церебральным параличом (ДЦП) в динамике по времени. Шкала была разработана для применения в клинических, педагогических и в научно-исследовательских учреждениях.

Организация исследования

Оценивание проходило на каждом курсе лечения, каждый из которых составлял 19 рабочих дней, начиная с октября 2014 года и заканчивая в марте 2015 года.

В эксперименте было протестировано: 18 детей со спастической диплегией; 7 детей с гемипаретической формой; 3 ребенка с атонически-астатической формой; 13 детей с двойной гемиплегией.

На основании проведенной оценки детей с ЦП по методике GMFM-88 подверглись анализу следующие характеристики:

- общее количество детей с ДЦП проходящих абилитацию в РЦ в срок проводимого нами исследования;

- двигательные способности детей различных форм ДЦП.

Оценка двигательного развития детей с церебральным параличом

Исходя из проведенного нами анализа испытуемых видно, что большая часть их принадлежит к формам ДЦП спастической диплегии и двойной гемиплегии (табл. №1).

Распределение форм ДЦП в процентном соотношении

Форма ДЦП

процентное соотношение

Такие цифры обусловлены большей распространенностью данных форм ДЦП.

Ниже представлены данные показывающие уровень развития моторных функций из разных исходных положений для каждой формы ДЦП.

Исходя из анализа таблицы (табл. №2) можно сделать выводы о том что в форме ДЦП спастическая диплегия: двигательный потенциал, достаточно неплохой для данной формы ДЦП, представлен в положениях А. (положение лежа) и Б. (положение сидя); в положении Г. (положение стоя) половина возможных баллов; в положениях В. (ползание и ходьба на коленях) и Д. (ходьба, бег, прыжки) мы видим сниженные показатели. В процессе комплексной абилитации необходимо акцентировать свое внимание на развитие силы мышц нижних конечностей, а так же на развитие координационных способностей.

Оценка моторного потенциала детей 4-14 летнего возраста, страдающих ДЦП, форма спастическая диплегия

Блоки для оценки двигательных функций

Результаты исследования (n=18)

Процент от максимума

А. Положение лежа (51 балл максимум)

Б. В положении сидя (60 баллов максимум)

В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум)

Г. Положение стоя (39 баллов максимум)

Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум)

Итого (264 балла максимум)

На основании полученных данных нами были разработаны задачи лечебной гимнастике где были учтены особенности детей со спастической диплегией.

1) Коррекционные задачи:

- развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.

2) Компенсаторные задачи:

- развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);

- стимуляция звуковой и речевой активности;

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми).

3) Профилактические задачи:

- предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа;

- профилактика искривления позвоночного столба.

Анализируя полученные данные, представленные в таблице (табл. №3), можно сделать выводы о том, что в гемипаретической форме ДЦП: двигательный потенциал достаточно не плохо представлен в положениях А. (положение лежа) и Б. (положение сидя); но низко оценены двигательные способности в положениях В. (ползание и ходьба на коленях), Г. (положение стоя), Д. (ходьба, бег, прыжки). Акцент в комплексной абилитации необходим на развитие силовых и координационных качеств в паретичной стороне.

Оценка моторного потенциала детей 4-12 летнего возраста, страдающих ДЦП, гемипаретическая форма

Блоки для оценки двигательных функций (максимальный балл)

Результаты исследования (n=7)

Процент от максимума

А. Положение лежа (51 балл максимум)

Б. В положении сидя (60 баллов максимум)

В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум)

Г. Положение стоя (39 баллов максимум)

Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум)

Итого (264 балла максимум)

По результатам тестирования нами были составлены задачи лечебной гимнастике где учитывались все двигательные особенности детей данной формы ДЦП.

1) Коррекционные задачи:

- коррекция основного двигательного недостатка (паралич конечностей с какой-либо стороны);

2) Компенсаторные задачи:

- развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);

- стимуляция звуковой и речевой активности;

- компенсация паретичной стороны за счет здоровой.

3) Профилактические задачи:

- предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа на здоровой стороне;

- профилактика искривления позвоночного столба (сколиоза) и плоскостопия.

Исходя из результатов таблицы (табл. №4) можно сделать вывод, что у детей с атонически-астатической формой моторные функции развиты достаточно хорошо для детей с ДЦП. Но стоит отметить, что атонически-астатическая форма проявляется в виде гипотонуса мышц и снижением координационных возможностей.

Оценка моторного потенциала детей 5-14 лет, страдающих ДЦП, атонически-астатическая форма

Блоки для оценки двигательных функций

Результаты исследования (n=3)

Процент от максимума

А. Положение лежа (51 балл максимум)

Б. В положении сидя (60 баллов максимум)

В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум)

Г. Положение стоя (39 баллов максимум)

Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум)

Итого (264 балла максимум)

С целью повышения тонуса мышц и развития координационных возможностей нами были разработаны задачи лечебной гимнастике.

1) Коррекционные задачи:

- коррекция основного двигательного дефекта (гипотонус мышц);

- повышение координационных способностей (способности к сохранению равновесия, ориентационные способности).

2) Компенсаторные задачи:

- развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);

- стимуляция звуковой и речевой активности.

3) Профилактические задачи:

- профилактика искривления позвоночного столба (во фронтальных и сагитальных плоскостях) и плоскостопия.

По результатам исследования наглядно видно, что двойная гемиплегия является самой тяжелой формой ДЦП. Исходя из таблицы (табл. №5) мы делаем вывод: дети с двойной гемиплегией имеют низкие показатели моторных функций в положениях А. (положение лежа) и Б. (положение сидя), и очень низкие показатели в положениях В. (ползание и ходьба на коленях), Г. (положение стоя), Д. (ходьба, бег, прыжки).

Оценка моторного потенциала детей 7-17 лет, страдающих ДЦП, форма двойная гемиплегия

Блоки для оценки двигательных функций

Результаты исследования (n=13)

Процент от максимума

А. Положение лежа (51 балл максимум)

Б. В положении сидя (60 баллов максимум)

В. Ползание и ходьба на коленях (42 балла максимум)

Г. Положение стоя (39 баллов максимум)

Д. Ходьба, бег, прыжки (72 балла максимум)

Итого (264 балла максимум)

С целью профилактики более серьезных двигательных и функциональных осложнений нами были разработаны задачи по лечебной гимнастике для детей с двойной гемиплегией.

1) Коррекционная задача:

- коррекция основного двигательного недостатка (контрактуры суставов);

2) Компенсаторные задачи:

- развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического);

- стимуляция звуковой и речевой активности.

3) Профилактические задачи:

- профилактика искривления позвоночного столба (во фронтальных и сагитальных плоскостях) и плоскостопия.

На основании показателей моторного развития детей с церебральным параличом нами были разработаны комплексы упражнений по лечебной гимнастике, где были учтены двигательные особенности детей.

Таким образом в рамках нашего исследования мы протестировали 41 ребенка с различными формами ДЦП, оценивая их моторные функции, что бы определить в каких положениях ребенок может выполнять двигательные действия. Почти у всех детей проявляется неуверенные движения в верхних конечностях. Наиболее удачно дети справлялись с упражнениями в положениях лежа и сидя, кроме детей с двойной гемиплегии.

Атонически-астатическая форма хотя и проявляется координационными нарушениями, но в исследовании, эта форма, была представлена детьми, которые справились со всеми упражнениями из всех блоков. Это обусловлено низкой степенью двигательного нарушения протестированных детей.

Исследование детей со спастической диплегией показало, что у них слабо развиты мышцы нижних конечностей в следствии повышенного мышечного тонуса, плохо сформирована ориентировка в пространстве и равновесие.

База двигательных моторных функций детей с гемипаретической формой представлена средним показателем. Объем выполняемых движений снижен в паретичной стороне. Но многие дети научились компенсировать недостаток одной стороны за счет другой.

Двойная гемиплегия представлена широким спектром патологических изменений: повышенный мышечный тонус, за счет ригидности; контрактуры суставов; задержкой речевого и психического развития; эпилептические припадки. Причем степень этих патологий ярко выражений, нежели у остальных формы ДЦП. Двигательный потенциал низкий при выполнение упражнений лежа и сидя, а упражнения в ползании, ходьбе на коленях, стоя и ходьбе и вовсе очень слаб. Почти все дети не выполняют упражнения из трех последних блоков. Это обусловлено тяжелыми мышечными и суставными нарушениями.

Мы считаем, что абилитация должна носить пожизненный характер. Необходимо контролировать патологические проявления с целью их поддержания и уменьшения и ни в коем случае не допускать регресса.

Выводы

Было определены: факторы риска - преждевременные роды, асфиксия в момент родов, инфекции у матери; причина - гибель или порок развития какого-либо участка головного мозга, возникшие в раннем возрасте или до момента рождения; формы - спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая, гемипаретическая, атонически-астатическая; двигательные нарушения - спастичность, регидность, гипотония, мышечная дистония.

Было оценено моторное развитие детей с ЦП в процессе комплексной абилитации средствами АФК, в частности физическими упражнениями.

1. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. — М.: Астрель, 2007. — 224 с.

2. Зелинская, Д.И. Детская инвалидность / Д.И. Зелинская, Л.С. Балева. — М.: Медицина, 2001. — 136 с.

4. Барашнев, Ю.И. Недифференцированная патология нервной системы и роль аномалий развития мозга у детей в этом процессе / Ю.И. Барашнев, А.В. Розанов, Ф.И. Волобуев, В.О. Панов // Международный неврологический журнал. – 2006. – №5.

Прежде чем говорить о том, какие особенности характерны для детей с ДЦП, скажем несколько слов о самом заболевании, причинах его появления и главных симптомах.

это детский церебральный
паралич. Он возникает на фоне поражения центральной нервной системы. Основными причинами появления недуга принято считать:

  • интоксикацию организма беременной женщины;
  • вредные привычки беременной;
  • неблагоприятную экологическую обстановку;
  • инфекции у беременнной и пр.

Инфекционные заболевания, поражающие будущую маму, по статистике являются наиболее очевидной и частой причиной последующего поражения нервной системы малыша. Энцефалитные вирусные заболевания приводят к аутоиммунному воспалению, на фоне чего развивается кислородное голодание головного мозга малыша и, как следствие, задержка в росте и развитии.

Признаки паралича у детей

Симптомы ДЦП у детей могут быть самыми разными, с отличными друг от друга вариантами нарушений расстройств в работе опорно-двигательного аппарата, а также с разной приспособленностью к восприятию информации, расстройствами речи малыша и т.д. Болезнь характеризуется тонусом мышц тела, имеющим связь с определенной позой. Во время физической активности мышцы также сильно напрягаются, повышается тонус.

Дети, страдающий синдромом ДЦП, могут нормально жить в современном
мире здоровых людей и, несмотря на частичную неполноценность, имеют возможность делать все то, что делают обычные люди:

  • писать;
  • читать;
  • одеваться и пр.

Главную сложность для них представляет передвижение. Лишь в отдельных случаях оно будет возможно без помощи. Чаще всего дети будут нуждаться в физической поддержке взрослых.

Свою роль в развитии заболевания играет активность стволовых клеток, постоянно увеличивающаяся на протяжении жизни. Если сравнивать активность клеток ребенка с ДЦП с активностью тех же стволовых клеток здорового малыша, то можно будет отметить, что во втором случае она уменьшается. Именно этим фактом и объясняется развитие патологии.

Примечательно,
что на интеллекте, развитие которого отвечает возрасту детей, заболевание может не отразиться, а вот эмоциональная сфера так и останется незрелой.

Психический инфантилизм характеризуется следующими особенностями:

Все эти признаки могут сохраняться в течение жизни, в том числе и в старшем возрасте. Дети будут проявлять повышенный интерес к играм, обладать высокой степенью внушаемости и доверчивости, не смогут совершить волевое усилие над собой. Все эти качества могут сопровождаться чрезмерной утомляемостью, эмоциональной подвижностью и двигательной расторможенностью.

Детей с проявляющимся психическим инфантилизмом можно разделить на две категории:

  • демонстрирующих повышенную возбудимость;
  • пассивных.

В первом случае дети проявляют себя активными, суетливыми, раздражительными, склонными к беспричинной агрессии и беспокойству. Смены настроения для них являются нормальным явлением: малыши
могут быть веселыми и счастливыми и через минуту уже демонстрировать гнев, усталость и раздражение.

Во втором случае дети, наоборот, излишне спокойны, не проявляют инициативу, стеснительны. Они медлительные и вялые, не могут самостоятельно найти выход даже из самой простой ситуации. Таким детям крайне сложно найти свое место в обществе, они плохо приспосабливаются к новым условиям, не доверяют незнакомым людям. Кроме того, им свойственны фобии, которые их преследуют на протяжении всей жизни.

Для упомянутых выше двух типов развития детей с поражениями центральной нервной системы выделяют несколько общих качеств, которые проявляются у большинства из них. Так, например, практически все больные малыши имеют проблемы со сном: страдают бессонницей, мучаются от ночных кошмаров.

Характерным признаком малышей с ДЦП является повышенный уровень впечатлительности. Это связано с ограниченной
двигательной активностью, в результате чего наблюдается резкий скачок в развитии органов чувств.

Проявляется это острой чувствительностью детей, способностью реагировать даже на незначительные перемены в настроении окружающих. Порой такая чувствительность имеет болезненный характер, то есть обычные ситуации или совершенно невинные выражения могут детей рассердить или довести до слез.

Еще одна особенность развития детей с ДЦП, которую можно наблюдать у подавляющего большинства – быстрая утомляемость. Малыши быстро устают, даже практически ничего не делая, проявляют повышенное беспокойство. Их речь становится ускоренной, неразборчивой, малыш становится агрессивным, может начать разбрасывать все, что попадается под руку.

Волевая активность детей с ДЦП, вернее, ее отсутствие — еще одна общая проблема. Практически любой вид деятельности, подразумевающей собой собранность, терпеливость, организованность и целенаправленность, для этих детей связан с определенными сложностями.

Основная причина — все тот же психический инфантилизм, который наложил свой отпечаток на поведение малыша. Например, детям крайне сложно доводить до конца дело, которое
не кажется им интересным. Сделать усилие и завершить начатое — это для них практически невыполнимая миссия.

Все вышеописанное приводит к тому, что малыш растет застенчивым, неуверенным в себе, несамостоятельным и без желания добиваться цели. С годами он привыкает к такому положению вещей, становится экоцентричной личностью, которая знает, как манипулировать людьми, и делает это намеренно.

Нюансы физического развития детей с ДЦП не связаны с их эмоциональным состоянием. Тем не менее, подбирая занятия для развития физической активности малыша, нужно учитывать его особенности.

Как правило,
ограниченная двигательная активность становится причиной развития у малышей неправильного положения. В результате они начинают воспринимать положение собственного тела некорректно. Специалисты, так же как и родители, должны приложить усилия к тому, чтобы исправить ситуацию, направляя действия на постепенное формирование основных двигательных функций малыша.

Задержка речевого развития — еще одна особенность, характерная для большей части детей с ДЦП. Уровень задержки будет связан с типом повреждения мозговых структур.

Малыши с ДЦП ограничены в общении, не могут себе
позволить так же активно познавать окружающий мир, как и здоровые дети. Именно это становится основной причиной скудного словарного запаса. Более того, сознание больного малыша препятствует адекватной оценке действий или предметов, показывая некорректные образы.

Решить эту проблему помогут специальные игры, с помощью которых можно будет помочь детям формировать представление обо всем, что они видят вокруг себя. Играть малыши должны с близкими и друзьями. В этом случае можно будет добиться позитивной динамики.

У детей, больных ДЦП, обычно бывает поражена одна из рук, которой они не способны работать так же, как здоровой рукой. Координация движений у таких малышей сильно нарушена, во время ходьбы они неправильно ставят ноги, из-за чего походка становится
неустойчивой. Малейшее препятствие или сильный испуг могут стать причиной внезапного падения.

Чаще всего малыши неспособны полноценно себя обслуживать самостоятельно из-за незрелости соответствующих навыков. Кроме того, этим детям сложно научиться писать, рисовать, предметно-практическая деятельность у них носит ограниченный характер.

В некоторых случаях у детей проявляется повышенный уровень слюноотделения. Они быстро утомляются и поэтому нуждаются в регулярных паузах для отдыха. Во время работы с карандашом или ручкой пальцы больных детей вялые либо же, наоборот, перенапряжены.

Особенно остро проявляются дефекты моторики рук во время формирования бытовых и трудовых навыков. Во время занятий трудом таким малышам сложно делать поделки из пластилина, который у них не получается поделить на части или правильно раскатать. Кроме того, у них наблюдаются незрелые функции дифференциации захвата, сложности с удерживанием предметов и соразмерением двигательных задач с мышечными усилиями.

Во время подвижных игр дети с диагнозом ДЦП также имеют сложности. Они не могут правильно повторить упражнения за взрослыми, неспособны сохранять равновесие в статичной позе, соблюдать правильную амплитуду движений, ритм, согласовывать движения тела и конечностей.

У детей дошкольного возраста ДЦП — это не только сложности с захватом и использованием предметов, но и сбои дыхания, аритмия.

Двигательные особенности в процессе развития заболевания в детском возрасте можно корректировать, устанавливая правильный мышечный стереотип, фиксируя позы и так далее.

Кроме того,
для решения проблемы не только двигательной активности, но и умственного развития по отношению к таким детям применяется методика, позволяющая воздействовать на заболевание, которое стало основной причиной развития недуга.

К сожалению, сегодня нет универсальных, действующих на сто процентов методов лечения детского церебрального паралича. Правильным будет совмещать сразу несколько способов воздействия на организм, применяя по отношению к нему:

  • массаж;
  • ЛФК;
  • медицинские препараты для нормализации тонуса мышечной массы и пр.

Также используются такие приемы, как специальные нагрузочные костюмы, терапия Бобат, ходунки, велосипеды, вертикализаторы и пр. В случаях, когда корректировка всеми описанными выше способами невозможна, не исключают хирургическое вмешательство. Цель операций — пластика мышц и сухожилий для возвращения им стандартной структуры и формы. Кроме того, во время операций возможно удаление контрактуры.

Если помочь разрешить проблему хотя бы частично сможет вмешательство нейрохирурга, то и эти операции также будут целесообразными. Как правило, в ходе такого вмешательства работают над стимуляцией спинного мозга и удалением поврежденных участков.

Наряду со всеми перечисленными выше методами лечения ДЦП к больным детям применяется анималотерапия, когда в процессе воздействия на малыша принимают участие животные, например лошади, дельфины или собаки.


Что такое ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это совокупность различных симптомов нарушения двигательной сферы организма хронического характера, не имеющих прогрессирующего развития. Он развивается из-за повреждения структур центральной нервной системы, происходящего еще в дородовой период в утробе матери. Происходит нарушение основных структур головного мозга: корковых структур, подкорковых областей, капсулы и ствола головного мозга.

Симптомы

Характер возникающей мышечной патологии или их сочетания определяется участком поражения головного мозга. Мышечные нарушения при ДЦП могут проявляться в форме:

  • напряжения мышц;
  • спастического сокращения мышц;
  • разнообразных движений непроизвольного характера;
  • нарушения походки;
  • ограниченной подвижности.

Также это тяжелое заболевание может сопровождаться нарушениями слуха, зрения и речи, разными формами эпилепсии и патологиями психического и умственного развития. Нарушаются функции восприятия и ощущения.

Из-за чего случается

Причинами развития ДЦП могут стать:

  • нарушения развития структур головного мозга;
  • нехватка кислорода (гипоксия, ишемия) в период развития плода и родов;
  • внутриутробные инфекции (вирусы герпеса);
  • несовместимость крови матери и плода (резус–конфликт), гемолитическая болезнь новорожденных;
  • травмы структур головного мозга в период развития плода и родов;
  • инфекционные заболевания в ранний послеродовой период;
  • токсическое повреждение структур головного мозга (отравление солями тяжелых металлов);
  • неправильно выбранная тактика проведения родов.

Определить точную причину очень сложно, к тому же, чаще всего, происходит сочетание влияния нескольких факторов, которые в совокупности приводят к развитию детского церебрального паралича.

Чем отличаются дети с ДЦП

Особенности развития детей, больных ДЦП, в основном обусловлены трудностями, которые вызывает выполнение координированных и сложных движений.

Замедленность движений способствует формированию дисбаланса развития мышления и представления об окружающей среде. Эта диспропорция мешает детям нормально считать, возникают трудности с усвоением математических действий.

Измененная умственная работоспособность. Даже если интеллект ребенка развивается нормально, из-за болезни малыш способен заниматься гораздо меньший промежуток времени и усваивает меньший объем информации, по сравнению со своими сверстниками. В 70% случаев это приводит к задержке психического развития.

Эмоциональные нарушения детей с ДЦП проявляются в повышенной ранимости, сильной впечатлительности, панической привязанности к опекунам и родителям. Основные причины - недостаточность мышечной работы (ребенок не участвует в подвижных играх, что свойственно детям в его возрасте) и ограниченное общение со сверстниками из-за нарушений речи.

Как развивается личность

Из-за болезни у ребенка с ДЦП возникают определенные нарушения психоэмоционального, физического, речевого и в целом личностного развития.

Особенности психоэмоционального развития проявляются в разных формах. Некоторые дети становятся излишне возбудимыми, раздражительными, суетливыми, резко меняют настроение и даже немотивированно агрессивны. Другая категория детей, наоборот, отличается чрезмерной застенчивостью и боязливостью, пассивностью и безынициативностью, они с трудом идут на контакт.

Главную роль в формировании характера и психическом развитии ребенка играют родители. Если родители проявляют излишнее внимание, чрезмерную опеку или проявляют жалость в отношениях с ребенком, это приводит к тому, что малыш замыкается в себе, отказывается от стремлений расти и развиваться, как личность.

Особенности физического развития ребенка с ДЦП заключаются в том, что малыш неверно воспринимает положение своего тела и его отдельных частей в пространстве. Исправить это отклонение - главная задача специалистов и родителей. Основные формы воздействия на тело маленького пациента - лечебная гимнастика и массаж. Тип и характер занятий определяется индивидуально, зависит от формы и степени развития болезни.

Особенности речевого развития зависят от типа повреждений головного мозга. Главная проблема малышей с ДЦП – отсутствие нормального общения и познания окружающего мира. Это делает весьма затруднительным пополнение словарного запаса. Нарушения нормального восприятия не позволяют ребенку правильно оценить предмет или действие, создают ошибочные образы. Решить проблему помогут специально разработанные игры, которые формируют представления о предметах, действиях, явлениях и окружающем мире. Чтобы добиться желаемых результатов, играть в эти игры необходимо вместе с родителями.

На что необходимо обратить внимание

Родителям ребенка с ДЦП следует придерживаться некоторых правил:

  • не зацикливаться на особенностях поведения ребенка, вызванных болезнью;
  • поощрять проявления активности;
  • всячески побуждать к новым шагам,
  • помогать формировать правильную самооценку,
  • не отказываться от помощи специалистов.

Важно помнить, что только регулярное выполнение всех рекомендаций специалистов, доброжелательное отношение к малышу, поддержка и упорство родителей могут преодолеть это тяжелое заболевание. Ни в коем случае нельзя терять веру в успех, поскольку только от родителей зависит, сможет ли их ребенок вести нормальный полноценный образ жизни.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.