Реабилитация детей с дцп зпр

Задержка психического развития определяется специалистами как отставание психических процессов, которые носят обратимый характер. Недостаточное развитие эмоциональной базы и нарушения в психическом развитии проявляются в низком уровне интеллекта, слабом развитии двигательных навыков, речи, памяти, внимания, мышления. У деток с ЗПР наблюдаются примитивность и нестабильность эмоционального фона, отсутствие самоконтроля поведения, крайне низкая успеваемость в обучении. Ребенок с диагнозом ЗПР нуждается в правильно подобранном коррекционном обучении и комплексном медицинском сопровождении.

Почему происходит задержка психического развития?

Факторов, которые создают неблагоприятные условия для эмоционально-психического развития малыша, достаточно много:

  • Генетическая предрасположенность (наличие ЗПР у одного из родителей)
  • Поражения ЦНС и нарушения процесса созревания головного мозга
  • Патологии и вирусные заболевания во время вынашивания ребенка, резус-конфликт
  • Сложный акушерский анамнез – родовые травмы, гипоксия, асфиксия
  • Последствия серьезных травм черепа и мозга
  • Задержка моторного развития
  • Дефекты речи, нарушения работы органов слуха, плохое зрение
  • Психические травмы, гипер- и гипоопека, авторитарное воспитание

Какие могут быть осложнения?

Психическое развитие малышей тесно связано с физическим здоровьем и моторными навыками. Нарушения в психоэмоциональном состоянии ребенка оказывают прямое влияние на развитие моторики, устной речи, процессов мышления и, наоборот. Диагноз ЗПР – это прямая угроза речевому развитию, а без своевременного вмешательства это предвестник дисграфии или дислексии.

Катастрофически низкая степень успеваемости в учебе – это еще не самое страшное. Адаптация детей с ЗПР в социуме проходит крайне медленно и сложно. Ровесники не принимают деток с диагнозом ЗПР, провоцируя их на замкнутость, а иногда и проявления агрессии.

Специалисты и родители деток с синдромом ЗПР отмечают следующие осложнения:

  • Развитие серьезных расстройств психики
  • Нарушение самых простых навыков общения и поведения
  • Тяжелые проблемы с адаптацией в социальной среде
  • Развитие сопутствующих синдромов – задержки речевого, психомоторного развития

Очень часто задержка психо-речевого развития сопровождается некоторыми признаками аутизма. На данный момент в медицинской практике нет результативных методик терапии этой болезни, вылечить аутизм нельзя. Родителей должны насторожить следующие симптомы у ребенка: слабая мимика, отсутствие речи и интереса к окружающему миру, регулярное выполнение бессмысленных действий.

Как определить, что у ребенка ЗПР?

Симптомы проявляются к 5-6 годам, однако если вы замечаете, что ваш малыш в чем-то отстает от сверстников, тогда не стоит надеяться на чудо – обращайтесь к специалистам незамедлительно.

Тревожными звоночками являются такие симптомы:

  • Ребенок поздно (позднее нормы) приобретает определенные навыки – начинает держать голову, произносить первые слова, встает на ножки.
  • Ему сложно освоить навыки личной гигиены, самостоятельное одевание, застегивание пуговиц становится для него проблемой.
  • В первые месяцы жизни у малыша не наблюдается эмоционального тесного контакта с мамой.
  • Ребенок не стремится общаться с родными и другими детьми, предпочитает играть один, мало говорит, ведет себя слишком спокойно.
  • Он часто повторяет действия, лишенные всякого смысла (ходит по кругу, например), быстро утомляется.
  • Ребенку сложно концентрировать внимание на предмете/действии, часто появляются приступы агрессии, тревожности.

Диагностика и лечение ЗПР

Выявить нарушения в психомоторном развитии ребенка можно уже в 4 года. Для этого требуется комплексное обследование узкопрофильными специалистами – логопедом, детским психологом, невропатологом, психиатром. В процессе обследования выполняется тестирование интеллектуальных способностей и мыслительных процессов, компьютерная томография, электроэнцефалография, МРТ мозга, исключается диагноз аутизма и олигофрении.

В нашем Центре реабилитации детей мы сталкиваемся с клиническими случаями различной степени тяжести, однако всегда работаем по простой схеме, которая доказала свою эффективность:

  • На первой встрече с ребенком и родителями выбираем подходящие методы диагностики и оценки состояния маленького пациента.
  • Определяем список проблем и ставим перед собой задачи, которые решаем поэтапно.
  • Устанавливаем ключевые цели реабилитации и подробно объясняем родителям – что и зачем будем выполнять на коррекционных занятиях.
  • Оцениваем результаты работы с пациентом по индивидуальным критериям.

Стоит понимать, что универсального во всех отношениях реабилитационного комплекса для детей с ЗПР нет, и не будет. Каждый случай уникален, поэтому и программа коррекции должна быть строго индивидуальная, разработанная с учетом особенностей и потребностей пациента. То, что помогло Мише, не обязательно будет эффективным для Маши.

Мы не ставим эксперименты над детьми и их родителями, потому что знаем, как дорого время в детском возрасте, когда любые патологии в развитии исправляются намного легче и быстрее. В Центре работают специалисты с богатым практическим опытом, которые используют передовые европейские методики терапии ЗПР. Занятия направлены на:

  • Развитие памяти, интеллекта, мышления.
  • Улучшение моторики и двигательной активности.
  • Устранение дефектов речевого развития.
  • Приобретение необходимых навыков общения и социализации.

Огромный плюс в том, что мы комплексно подходим к вопросу реабилитации, поскольку понимаем тесную связь между психическим и моторным развитием детей. Здоровое психо-эмоциональное развитие невозможно без моторной активности ребенка, поэтому помимо занятий с дефектологом, логопедом и психологом, мы проводим занятия ЛФК и упражнения на виброплатформе Галилео. Программа занятий разрабатывается строго индивидуально, с учетом физиологического и психологического состояния ребенка.

Терапия должна носить системный характер, так как ЗПР имеет высокую опасность регресса. Поэтому мы активно привлекаем родителей к реабилитационному процессу: делимся с ними собственными наработками, методиками лечения и рекомендациями. Мы твердо уверены, что заметных результатов можно добиться, только работая вместе.

Проводимый анализ детской заболеваемости и инвалидности показывает, что в настоящее время происходит рост численности детей с неврологической патологией. Врачи, психологи, педагоги констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десинхроноз различных систем организма (почек, поджелудочной железы, желчевыводящих систем, ритмики мозга и т.д.) ребенка. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, различные психопатологические феномены. Удельный вес маленьких пациентов с ДЦП и ЗПР неуклонно растет. Поэтому актуальность реабилитации этих категорий больных переоценить невозможно.

Детский церебральный паралич объединяет группу двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. Детский церебральный паралич (ДЦП) наступает в результате поражения незрелого головного мозга, находящегося в состоянии созревания во внутриутробном периоде или в период раннего возраста. При ДЦП резко нарушено взаимодействие между двигательными и сенсорными системами, звеньями самой двигательной системы и процессами регуляции произвольных и непроизвольных движений. ДЦП характеризуется нарушением высших корковых функций, признаками поражения пирамидных путей и подкорковых (базальных) ядер, ранним органическим поражением двигательных и рече-двигательных систем головного мозга. Факторы, приводящие к структурно-функциональным изменениям в мозге, в 80% случаев действуют в процессе внутриутробного развития плода, в 20% — постнатально: внутриутробные инфекции — грипп, краснуха, токсоплазмоз и другие, заболевания матери (врожденные пороки сердца, сахарный диабет и др), иммунологическая несовместимость крови матери и плода (резус-конфликт), асфиксии новорожденных, родовая травма, нейроинфекции постнатального периода (менингиты, менингоэнцефалиты различной этиологии).

Возникновение задержек психо-речевого развития также связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями: конституциональные факторы, хронические, соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера, органические причины, задерживающие нормальное функционирование центральной нервной системы (нейроинфекции, их осложнения, травмы ГМ).

Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга при ДЦП или ЗПР, исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или недостаточно активно. При ДЦП в большей степени поражается двигательная сфера — гемипарезы, тетрапарезы, но часто проявляется и задержка речевого и психического развития. При ЗПР на первый план выходят когнитивные, поведенческие и речевые проблемы, однако зачастую имеет место моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики. Патогенетической основой в обоих случаях является поражение нервных клеток (нейронов) и проводящих путей различных представительств в головном и спинном мозге, что является важным постулатом при создании лечебных методик.

В настоящее время существует множество различных направлений в лечении ДЦП: различные виды массажа и лечебной физкультуры, оперативные методы лечения, обкалывание различными фармакологическими препаратами, использование ортопедических приспособлений, физиотерапевтические процедуры, различные методики логопедической и психологической коррекции.

Какие существуют методы лечения задержки психо-речевого развития? Лекарственная терапия, рефлексотерапия, логопедическая коррекция, занятия с детским психологом, логопедический массаж, музыкальная терапия, трудотерапия и др. Несомненно, что практически все существующие методики вносят определённый вклад в лечение ДЦП или ЗПР, но нужно иметь в виду, что все они являются не радикальными, а симптоматическими (вспомогательными), так как не действуют на основное патогенетическое звено заболеваний. Все существующие на сегодняшний день подходы к лечению ЗПР и ДЦП имеют разрозненный, несистематизированный характер, то есть не существует определенного стандарта лечения, обязательного к исполнению и обеспечивающего повышение эффективности и качества терапии.

Медицинский центр CORTEX основан в 2001 году в г. Москва и специализируется на лечении детей, страдающих различными формами ЗПР и ДЦП.

Специалистами центра под руководством академиков РАЕН Василенко Ф. И. и Разумова А. Н. была разработана уникальная патогенетическая методика лечения ДЦП и ЗПР — аутонейритотерапия. Метод основан на стимуляции пирамидного двигательного пути при помощи нейрофизиологического прибора. За разработку высокоэффективных медицинских технологий деятельность МЦ CORTEX отмечена дипломами и сертификатами России и Европы.

В 2014 году методики патогенетической терапии были усовершенствованы и выведены в отдельный вид лечения — биофизическая активация нейромоторных структур. Воздействие на двигательные центры головного и спинного мозга вызывает снижение возбудимости мотонейронов спинного мозга, контролирующих деятельность соответствующих мышечных групп, активизируются проводящие пути, имеющие связи с таламусом, ретикулярной формацией, мозжечком и корой головного мозга. В результате происходит нормализация мышечного тонуса и регуляция равновесия тела, стабилизация центра тяжести, улучшение согласованной деятельности мышц-антагонистов. Клинически это выражается в том, что ребенок начинает сидеть, стоять, ходить. У пациентов с задержками психо-речевого развития осуществляется воздействие с целью активации речевых зон (зона Брока, Вернике), зон, участвующих в управлении высшими когнитивными функциями и ассоциативными системами головного мозга. У ребёнка улучшается речь, память, усиливается внимание, развивается мелкая моторика, активизируется мышление.

В 2015 году в МЦ CORTEX была проведена стандартизация и унификация лечебных процессов. с целью повышения эффективности и качества лечения пациентов с ЗПРР и ДЦП. Были разработаны и утверждены нормативы, параметры лечения, которые дифференцированы от возраста пациента и наличия сопутствующей патологии. Такой подход позволил разработать Золотой стандарт лечения ДЦП и ЗПРР, который включает:

— диагностику
— основное нейроспецифическое лечение
— комплекс вспомогательного лечения.

Каждому пациенту обязательно проводится комплексное разностороннее обследование: осмотр детского невролога, педиатра, при необходимости — консультация логопеда; нейрофизиологическое обследование головного и спинного мозга с использованием новейшего диагностического комплекса для регистрации ЭЭГ и вызванных потенциалов с оценкой функциональной зрелости коры головного мозга; нейроиммунологическое обследование крови на наличие антител к вирусам, специфическим белкам ЦНС, иммунограмму, что учитывается при составлении программы лечения и дальнейшего прогноза.


Бобат-терапия (нейродинамическая реабилитация) — является нейроразвивающей практикой, целью которой является коррекция двигательных стереотипов, недостаточных движений. Названием методики стала фамилия ее разработчиков – Берты и Карла Бобатов – врачей из Лондона. Берта работала физиотерапевтом, а ее муж – нейрофизиологом, профессором неврологии и психиатрии.

Цель методики – выработать управляемые, рациональные и осознанные движения, вместе с тем снизить мышечные спазмы и напряжение. На сегодняшний день центры, работающие по методике супругов Бобат, встречаются по всему миру. Концепция данной методики основана на представлении о заложенном на генетическом уровне плане по развитию центральной нервной системы (ЦНС). Этот план не что иное, как программа развития здорового ребенка. В младенце с рождения заложены базовые рефлексы, благодаря которым он общается и контактирует с окружающими и средой обитания. После многократного повторения по принципу становления временных связей, закрепляются рефлексы и навыки, приближенные к нормальным, а также приближенное к нормальному мышечное напряжение. Таким образом, ребенок учится двигательным навыкам и у него происходит снижение мышечного тонуса.

Эту методику применяют для лечения таких заболеваний, как:
ДЦП любой тяжести;
разнообразных дефектах, связанных с развитием позвоночного канала; сколиозах (степень тяжести любая);
нарушениях в развитии моторики;
врожденных или приобретенных в детстве вывихах бедра;
последствиях разных травм (в том числе и послеродовых), из-за которых ребенок потерял контроль над телом;
инсульты;
побочных проявлениях воспаления мозга.

С какого возраста можно начинать лечение?
Возраст ребенка при работе по методу Бобат не имеет значения: его может быть как грудничок, как и подросток. Но, конечно же, чем раньше начать – тем эффективнее лечение. Не существует четких критериев включения ребенка в реабилитационный процесс по степени неврологического или когнитивного дефицита. Бобат-терапия применяется как при минимальных нарушениях, так и при грубых, инвалидизирующих патологических изменениях. Концепция Бобат может быть задействована на всех этапах оказания помощи детям с органической патологией нервной системы, в идеале, начиная с отделений патологии новорожденных.

Принципы Бобат-терапии:
лечение должно быть безболезненным;
ребенка нельзя подгонять, ему нужно некоторое время чтобы адаптироваться;
важно соблюдать последовательность этапов нормального двигательного развития пациента;
процесс реабилитации должен быть разнообразным и комплексным; движения нужно выполнять качественно и правильно;
применять специальные позы, подавляющие развитие патологических рефлексов;
работать коллективно: заниматься с ребенком должна семья, воспитатели и разные специалисты (логопеды, ортопеды, психологи, педагоги) чтобы задействовать все направления развития ЦНС.


На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Что дают занятия?

Развитие академических навыков у особых деток
Улучшение коммуникационных навыков
Изменение нежелательного поведения
Обучение навыкам самообслуживания

Как осуществляется работа?

Организовываются индивидуальные и групповые занятия для детей дошкольного и школьного возраста. На первых этапах работы происходит первичная оценка навыков, тестирование поощрений, установление учебного контроля и положительной связи между ребенком и терапистом. Далее осуществляется активная работа по развитию различных навыков, применяя методы прикладного поведенческого анализа. Успешность ребенка фиксируется каждое занятие при помощи чек-листов, что позволяет говорить о скорости усвоения материала, корректности работы, а также о том, когда можно повышать требования и сложность занятия. К каждому ребенку применяется индивидуальный подход в зависимости от его особенностей.


Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями. Массаж используется при дизартрии (имеются нарушения тонуса мышц), в том числе и ее стертые формы, заикании, а также нарушения голоса.

Этот метод подразумевает дифференцированное воздействие на мышцы лица и полости рта в зависимости от заболевания. Такой логопедический массаж показан при дизартрии, а также детям с ДЦП.

Стоит отметить, что зондовый массаж практически безболезненный. Только у ребенка с повышенным тонусом мышц возможен некоторый дискомфорт.

Например, такой логопедический массаж помогает улучшить артикуляцию при ДЦП, повышенном тонусе мышц, дизартрии, а также заикании. После каждой процедуры улучшается кровоснабжение мышц лица и речевых органов, что постепенно оказывает влияние на артикуляцию и мимику.


Иглотерапия для детей.

Восстановительное лечение для детей представляет собой целый комплекс лечебных мер. В него входят медикаментозная терапия, направленная на уменьшение спазмов в мышцах, восстановление работы головного мозга; лечебной физкультуры, массажем и другими методами.
Еще несколько десятилетий назад в этот комплекс иглотерапия не входила. Но в последнее время специалисты все больше приходят к выводу, что иглорефлексотерапия должна присутствовать в комплексе восстановительной терапии для детей с особенностями развития.

Иглотерапия – это древний китайских метод немедикаментозного лечения, производимый введением в ткани тела специальных игл из металла, иглы имеют разную длину. Согласно китайскому атласу человека на его теле есть 664 акупунктурные точки, биологически активные. При различных заболеваниях иглы вводят в определённые точки на теле.
Многочисленные наблюдения за лечением детей иглотерапией показали, что чем раньше ребенку назначаются курсы иглотерапии, тем эффективнее проводится лечение. Лучший возраст для курсов иглотерапии – до 12 месяцев. В чем причина? Когда поражены участки головного мозга, тогда у ребенка проявляются задержка в развитии. У детей очень слабы рефлексы опоры, ползания и другие.

Иглотерапия воздействует на центральную нервную систему и при этом помогает восстанавливать пораженные связи между отделами головного мозга. Специалистами наблюдалось, как с помощью иглотерапии происходит коррекция центров мозга, от которых зависит двигательная деятельность, формирование установочных рефлексов. Такую коррекцию необходимо провести как можно раньше, пока у ребенка не закрепился так называемый патологический двигательный стереотип и не начался процесс деформации верхних и нижних конечностей.
Если лечение начинается позднее года, особенно после 3 лет, то остановить процесс ухудшения функционирования организма почти невозможно.

Стоит ли проводить иглотерапию для детей более старшего возраста?

Стоит. Иглотерапия может облегчить состояние ребенка: уменьшить мышечный тонус, снять напряжение и поможет расслабиться.
Конечно, выявлен небольшой процент детей, которым иглотерапия не помогает. Но это связано с особенностями протекания заболевания у этих детей. А в целом, иглотерапия – достаточно эффективный метод лечения и поддержания организма.


Массаж как один из видов пассивной гимнастики - давно признанное средство, довольно широко применяющееся в медицинской практике. В специальной и популярной литературе достаточно подробно описаны не только ведущий классический ручной массаж, но и его разновидности : сегментарный, рефлекторный точечный и др.; все виды массажа объединяет общий принцип местного и рефлекторного воздействия через механорецепторы на центральную нервную систему. В результате сложных физиологических процессов в ней формируются ответные реакции, которые используются с лечебно-профилактическими целями.

До настоящего времени нет единого мнения о целесообразности широкого применения общепризнанного классического массажа при церебральной патологии вообще и ДЦП в частности. Практика показала, что применение большинства приемов этого массажа без учета строгой избирательности вызывает усиление мышечного тонуса, особенно в спастически напряженных мышцах. Наиболее неблагоприятно это сказывается при лечении детей раннего возраста. Объясняется это тем, что большинство приемов классического массажа рекомендуется выполнять в восходящем (от периферии к центру) направлении; при этом происходит некоторое натяжение сухожильной части мышечных рецепторов. При высокой возбудимости, которая характерна для этой категории больных, такого раздражения бывает достаточно, чтобы усилить спастичность.

Вместе с тем эти же приемы, но выполненные в нисходящем направлении (от центра к периферии), не вызывают подобной реакции, а наоборот, способствуют расслаблению. Так возникла еще одна разновидность классического массажа — нисходящий.

Нисходящий массаж, особенно в сочетании с классическим приемом потряхивания, а иногда в комплексе с рефлекторным точечным массажем (тормозной метод, о котором будет сказано ниже), хорошо снижает повышенный мышечный тонус и гиперкинезы

Метод пальцевого воздействия на определенные участки тела с целью улучшения двигательной активности уже много лет применяется для лечения неврологических больных. У новорожденных и детей первого года жизни точечный массаж не только стимулирует рефлекторную активность, но и способствует немедленной двигательной реакции с нужной коррекцией.

В зависимости от техники выполнения точечного массажа различают два метода: тормозной и возбуждающий.

Тормозной метод выполняется первыми тремя пальцами (одним или одновременно двумя, например, паравертебрально или в точках выхода седалищного нерва в области больших ягодичных мышц); при этом производятся либо вращательные движения по направлению часовой стрелки, либо просто надавливание продолжительностью от 30 с до 1 мин. Этот метод применяется с целью снизить мышечное напряжение и создать благоприятные условия для согласованных взаимодействий мышц-антагонистов. Если тормозной метод применить непосредственно на мышцы-разгибателц в области сустава, то такой массаж вызывает одновременное снижение тонуса в сгибателях и усиление активности в мышцах, разгибающих сустав.

Возбуждающий метод выполняется также одним или несколькими пальцами. Технически это делается, как в предыдущем методе, но время воздействия не превышает 5 с. Как правило, этот метод применяется, когда нет высокого тонуса или его удалось снизить.

Если точечный массаж производится на группе точек (область спины, живота, фиксаторы лопатки), общее время воздействия не должно превышать 1 мин для тормозного и 10-15 с для возбуждающего метода.

Основываясь на том, что любое движение является результатом сложного взаимодействия целой группы мышц, а не отдельной мышцы, разработан и с успехом применяется так называемый системный стимулирующий метод точечного массажа. Технически он выполняется так же, как описанный точечный массаж, но воздействие производится одновременно на несколько точек одного действия, а на туловище - сразу двумя руками в симметрично расположенных точках. Как и при проведении стимулирующего точечного метода, этот масс


Тренинг (реабилитация) в данных костюмах (принцип действия у них одинаков) обеспечивает:
1. Восстановление или компенсацию нарушенных двигательных функций полностью или частично в зависимости от двигательного дефицита и давности заболевания.
2. Улучшение координации повседневных движений, восстанавливает статико-динамический баланс, позотонический контроль по удержанию позы, активизирует навыки передвижения.
3. Восстановление нарушенных речевых функций при дизартрии, дислалии, моторной афазии.

Указанные костюмы, в отличие от реабилитационных костюмов "Адели", "Гравистат", "Гравитон" не нагружают, а наоборот, разгружают скелет человека.

Показания к применению:
для реабилитации больных и инвалидов с заболеваниями ДЦП;
поражениях ЦНС как врожденного, так и приобретенного характера;
неврологических заболеваниях с двигательными нарушениями;
при борьбе с последствиями инсульта, повреждения позвоночника и спинного мозга;
при борьбе с последствиями черепно-мозговой травмы, остеохондроза;
при заболеваниях костно-мышечной системы;
при сколиозе, нарушениях осанки;
при рассеянном склерозе и других заболеваниях, требующих восстановления когнитивных и двигательных функций
последствиях тяжелых черепно-мозговых травм и инсультов;
острых нарушениях кровообращения в головном мозге;
после травм и переломов в результате несчастных случаев или ДТП.

Костюм представляет собой облегающий комбинезон с натяжными устройствами – трубчатыми камерами, которые надуваются специальным насосом. Располагаются они вдоль туловища и конечностей по ходу мышц антагонистов, таким образом, чтобы создать посегментарное обжатие и активизировать проприоцептивное раздражение. В плотно подогнанном по размеру костюме, пневмокамеры приобретают объем, создавая эффект мягкого корсета. В результате подобного воздействия происходит усиление нервных рецепторов, активизация трех уровней центральной нервной системы через мощный поток импульсов в зону коры головного мозга, отвечающую за движение, что обеспечивает все необходимые условия для удержания положения тела, перестройку систем двигательного контроля на нормальное для здорового человека физиологическое состояние.

Костюм можно использовать, как для больных не способных передвигаться и удерживать позу, для пациентов с двигательными нарушениями, способных передаваться без опоры на небольшие расстояния, так и для пациентов способных к передвижению.

Противопоказания к применению:
острые заразные (вирусные) заболевания;
обширные пролежни, тромбофлебиты, ОНМК;
заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, мочеполовой, эндокринной системы, онкологические и другие болезни в стадии обострения и декомпенсации.


КОСТЮМ "ГРАВИСТАТ" (он же "ГРАВИСТОН")

Конструкция костюма дает возможность осуществлять на организм больного многопрофильное воздействие. Она позволяет скорректировать позу и положение частей тела относительно друг друга, сохраняя при этом двигательную активность пациента.

Методика считается наиболее востребованной для применения в условиях поздней резидуальной стадии заболевания:
- атонически-астатическая форма;
- спастическая диплегия;
- гиперкинетическая форма;
- гемипаретическая форма.

Если пациент не вертикализирован, костюм применять бесполезно!


Занятия в костюме "Адели" направлены на решение следующих основных задач:
- нормализация тонуса мышц (коррекция поздно-тонических рефлексов);
- коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.);
- улучшение подвижности в суставах;
- преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп;
- формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости (равновесия и ориентировки в пространстве);
- улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений;
- улучшение общей опорности конечностей и их отдельных сегментов;
- развитие предметно-манипулятивной деятельности рук (мелкой моторики);
- улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

В основе методики лежат ежедневные занятия в нагрузочном костюме "Адели", включающие в себя подготовку к применению костюма и выполнение специальных упражнений в течение 30-90 минут. Продолжительность одного курса составляет 14-28 дней. В зависимости от тяжести заболевания целесообразно проводить несколько курсов лечения (через 2-4 месяца) для закрепления и развития достигнутых результатов.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:
злокачественные новообразования в активной фазе, кахексии любого происхождения, заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии декомпенсации, вывихи и подвывихи, дисплазия тазобедренных суставов, острые инфекционные заболевания, деструктивные изменения в позвоночнике, грубые деформации позвоночника, соматические заболевания в стадии декомпенсации, лихорадочные состояния, болезнь Дауна с тяжелыми висцеральными нарушениями, ДЦП с грубой задержкой психомоторного развития, обширные трофические язвы и пролежни, острые и хронические инфекционные заболевания, в т. ч. туберкулез, ВИЧ-инфекция, олигофрения в степени идиотии, хронические кожные заболевания, эпилепсия в приступном периоде.

Метод и устройство защищены патентом Российской Федерации, а также патентами в 45 государствах мира.


В плане физической реабилитации детей с ДЦП метод Гросса был предложен в 90-е гг. XX в. и заключался в использовании специальных тренажерных устройств, позволяющих без посторонней помощи сохранять вертикальное положение, передвигаться в пространстве, выполнять различные физические упражнения.
Тренажер может быть установлен в любом помещении, он состоит из натянутого троса с подвижным блоком, эластичных тяг, рычажно-карабинного механизма, страховочного пояса и колец для рук.
Натянутый трос закрепляется максимально высоко под потолком между противоположными стенами помещения. Подвижный блок устанавливается на натянутом тросе, позволяя осуществлять вдоль него свободное перемещение. Путем увеличения количества эластичных тяг нагрузка на опорно-двигательный аппарат уменьшается за счет снижения величины давления массы тела. При уменьшении количества эластичных тяг нагрузка возрастает вплоть до величины собственной массы тела.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.