Сохранен ли интеллект при дцп

Нарушению интеллектуального развития у детей с церебральным параличом способствуют недостаточность ориентировочно-исследовательских реакций, сенсомоторные расстройства. Одной из форм нарушения интеллектуального развития является его задержка, которая становится очевидной на 2—3-м году жизни. Степень тяжести ее обычно зависит от выраженности речевых расстройств. Задержка интеллектуального развития характеризуется неравномерностью, нарушением ряда высших корковых функций, непосредственно связанных с двигательным анализатором (пространственных представлений, стереогноза, схемы тела, оптико-пространственного гнозиса). У детей с относительно сохранным интеллектом обычно имеет место достаточно высокий уровень развития эмоциональной сферы.

Если ребенок слышит и понимает обращенную к нему речь, но не говорит сам, то на основании его эмоциональных ответных реакций можно судить о том, как он осмысливает содержание прочитанной сказки или рассказа. Эмоциональные ответные проявления выражаются в виде улыбки, радостного возгласа, общего оживления или огорчения и сопровождаются различными сосудистыми и вегетативными проявлениями (покраснение, побледнение лица, гипергидроз, расширение зрачков). Ребенок с сохранным интеллектом, несмотря на тяжелые двигательные нарушения, старается использовать все имеющиеся возможности для познания окружающего мира. Кроме задержки интеллектуального развития уже в 2—3 года может выявляться недоразвитие познавательной деятельности — олигофрения.

Олигофрения у детей с церебральным параличом имеет своеобразный атипичный характер. Для нее характерна неравномерность интеллектуального дефекта, что связано с преимущественным недоразвитием тех или иных мозговых структур. Наиболее часто встречается лобный вариант олигофрении, при котором наряду с общим недоразвитием познавательной деятельности отмечаются нарушение целенаправленности, отсутствие инициативы, недоразвитие функции активного внимания и личностных реакций. Эта форма олигофрении обычно сочетается с эмоционально-волевыми нарушениями в виде эйфории, общей расторможенности, импульсивности или апатико-абулических расстройств.

При олигофрении у детей с церебральным параличом наблюдаются выраженные нарушения интеллектуальной деятельности в виде повышенной психической истощаемости, недостаточности памяти, внимания, замедленности и инертности мышления.

Интеллект у детей

При грубом психическом недоразвитии в сочетании с выраженной микроцефалией постановка диагноза обычно не представляет трудностей. Более сложно выявить стертые формы олигофрении. В этих случаях необходимо провести общее клиническое обследование больного с оценкой состояния моторики, интеллекта, речи, эмоциональных реакций, предметной и игровой деятельности, поведения. Кроме того, важное значение имеют клинико-психологическое исследование и педагогическая оценка. Во всех случаях при обследовании интеллекта необходимо выявить уровень его развития, структуру и имеющиеся потенциальные возможности. Иногда, кроме описанных выше психических нарушений, уже в первые 3 года жизни можно выявить характерную дисгармонию в развитии отдельных сторон личности, которая с возрастом может усиливаться.

В таких случаях у детей не формируется потребность общения со сверстниками, их продуктивность во всех видах деятельности ниже интеллектуальных возможностей, эмоциональная сфера отличается отсутствием детской непосредственности и живости эмоций, характерна склонность к фантазированию. Эти особенности в силу специфики заболевания и под влиянием неблагоприятных условий окружения и воспитания могут усиливаться и служить основой для аутического развития личности.

Клинические формы церебральных параличей

Четкое подразделение заболевания на клинические варианты в раннем детском возрасте не всегда возможно, так как нервная система еще находится в стадии развития. Некоторые клинические признаки в процессе роста ребенка видоизменяются, другие выявляются в более старшем возрасте при предъявлении к нервной системе повышенных требований. Трудности разграничения отдельных форм обусловлены также и тем, что поражение часто носит смешанный характер. Спастичность и ригидность могут иметь место у одного и того же ребенка. Спастичность нередко сочетается с хореоатетозом и мышечной гипотонией. Мышечный тонус динамичен при различных состояниях ребенка. В связи с этим приведенное ниже деление церебрального паралича на клинические формы в раннем детском возрасте весьма условно.

3.несовместимость крови по групповой или резусной принадлежности;

Патогенез: корковые и подкорковые зоны –основное место повреждения премоторных зон.

Клиническая структура: среди симптомов органического поражения центральное место занимают двигательные нарушения, основными из которых являются параличи и парезы, нарушения мышечного тонуса. Сочетания расстройств моторной сферы и интеллекта различны.

Интеллектуальное недоразвитие не вытекает прямо из двигательных расстройств, а свидетельствует о массивности и большой распространенности поражения мозга. Но тяжесть недостаточности отдельных корковых функций делает клиническую картину олигофрении атипичной. С поражением двигательной сферы связаны нарушения развития речи, ее моторного компонента. Это дизартрия различного характера и разной степени выраженности. В более тяжелых случаях – моторная алалия, реже –сенсорная алалия.

Недостаточность пространственного гнозиса, связанная с поражением теменных отделов мозга - нарушения зрительного восприятия в связи с двигательными расстройствами. Формирование формы, соотнесение элементов в пространстве, восприятие пропорций и перспективы. Запаздывает формирование доминантности руки, пальцевая агнозия, невозможность обозначить элементы лица. Особенности рисунка: неумение правильно изобразить лицо и руки. Эти расстройства проявляются и в динамике психического развития детей с ДЦП.

В раннем возрасте из-за двигательных расстройств страдает формирование ориентировочной реакции, недоразвитие статокинетических рефлексов – нарушения, недоразвитие предметных действий. В дошкольном возрасте – недоразвитие игровой деятельности. В младшем школьном возрасте – страдают учебные навыки, трудности в арифметике из-за недостаточности пространственных функций. Нечеткость распознавания графического изображения цифр, смешение арифметических знаков. Замедленность в усвоении числа и его

Дисграфия: зеркальность, сходные буквы смешивают. В нарушении работоспособности большое значение имеют церебрастенические расстройства, неточность фиксации взора, задержка интеллектуального развития.

Отклонения в развитии личности.

Важное место принадлежит явлениям депривации и гиперопеки. Пространственно ограниченный мир препятствует общению, нередко способствует аутизации, формированию эгоцентрических установок, пассивности. Исследования психического насыщения (по Карстен): ведущий мотив –мотив подчинения взрослому (и в игре, и в учебе, и в жизни). Этот мотив оказывает тормозящее влияние на формирование собственных активных личностных установок. Дальнейший прогноз развития личности зависит от того, насколько зафиксирован этот мотив в качестве ведущего. Тенденция к формированию низкого уровня притязаний, сочетающегося с завышенной самооценкой амортизирует чувство собственной неполноценности.

Пассивно-защитная позиция, недостаточность опыта общения приводят к недоразвитию этических представлений. Оценка позитивного (ситуаций взаимопомощи) хуже, чем негативного (ситуация нарушения правила).


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Не обижайтесь, если что.
В моей группе для детей с проблемами психоречевого развития прекрасно уживалось двое детей с ДЦП. Конечно им было труднее, но лепили и радовались они не хуже, чем остальные. Найдите хорошего олигофренопедагога - бывают такие , с сердцем - и логопеды, и арттерапевты. Они вам много посоветуют.
Мне показалось, что вы издалека, из глубинки - простите уж. Потому что в Москве и в Питере с такими детьми, как ваш ЗАНИМАЮТСЯ! А уж как с ними в ЦЛП работают. Почитайте форум, увидите.
Даже в глухих уральских городишках занимаются - надо искать, искать, искать.
И с чего вы взяли, что у вашего умственная отсталость (отсталость отсталости рознь, правильно обученные дебилы на компьютерах строчат, имбецилы работают и немного читают. )
И что это значит - не стоит. Смысла нет.
Если разобраться, тогда вообще в медицине смысла нет - у ампутантов не вырастут новые руки, глухие не слышат, слепые чаще всего не прозревают - так чтож, никого не лечить теперь?? И вообще все смертны - и что, больницы закрывать.
Первый совет - найдите сердечного специалиста, они есть.
Если не боитесь - напишите хоть примерно, откуда Вы, тогда земляки вам кучу хороших советов дадут.
4 года - все впереди, знакомый мужик только в 10ом классе ходить начал.
Моему 17 лет, проблемы психики - но он до сих пор интеллектуально развивается, осваивает новые навыки - и в самых неблагоприятных условиях.
Да у вас еще столько хорошего впереди.
Вот только одно - сразу и быстро ничего не бывает. Настойчивость нужна

Сердечного специалиста легче "заточить под своего ребенка". Ему можно втолковать об особенностях своего дитятки, подсунуть статейку и т.д. Если он совсем "не в теме", все равно ползу можно поиметь - развивающие игры на дом брать, на тренажерах или огромных мячах заниматься, костюм гравистат или адели надевать.
С прфессионалом, конечно легче. Да пусть он хоть Бармалеем будет, но если он реально помог таким же, как и ваш, детям - и вашему поможет. Бывае ведь, что профессионал - но для определенной категории детей, и наши дети в эту категорию не вписываются. Какая мне разница, если он тысячи детей с более легким диагнозом вылечил, если моего вылечить не может, в нашем случае он не профессионал? Но в этом он никогда не признается, а скажет - что всему виной нестандартный ребенок. Если есть такие дети - должны быть и соответствующие профессионалы. Профессионалы для детей, а не наоборот.
Что логопед занимается, это хорошо. Только что считать отсутствием результатов? Что, ребенок ведет себя абсолютно так же, как при начале занятий? Узнавать логопеда не научился, эмоций не испытывает, любимых игрушек не появилось? Не верю. Что, за годы занятий ни одного звука не прибавилось?
Мой знакомый Санька с ДЦП абсолютно ничего не мог, мама в колясочке возила. Заговорил в 5 лет, заползал в 10, после 14 лет научился на унитаз заползать. Есть сам научится, по подсчетам мамы, лет в 18. Профессию освоит годам к 30. И станет вполне самостоятельным человеком. Что сам руками не сделает - заработает денег и наймет, чтоб ему сделали.
А на счет того, что ребенок не понимает, что от него хотят во время упражнений..
1. Упор на пассивны упражнения
2. Собственные находки и способы мотвации. Одна мама из Москвы научила ребенка поднимать руку, когда шутливо изображала "А вот сейчас я своего сыночка укушу!"
3. Плбольше эмоций и спецэффектов - мыльные пузыри, водяные пистолеты (летом можно, даже приятно), сверкучие шуршащие ткани, песок и рваная бумага, музыкальные инструменты (ударные) и куча всего - все это отлично можно использовать при выполнении физических упражнений
4. Котика(лысого) или собачку
5. Заставьте здоровых членов семьи тоже делать эти же упражнения
И еще много чего.

Цитата:
Исходное сообщение от Марианна
Многие специалисты не берутся за деток с ДЦП с несохранным интеллектом - мол, нет смысла. Те же упражнения, рекомендуемые в игровой форме, "не катят", потому что ребенок просто не понимает. То же самое касается прочих занятий - лепки, чтения и т.д.
Хочется, чтобы ребенок хотя бы немножко двигался (нам уже 4 года). Может, как раз в таком случае поможет автоматическое ползание по Доману? Или тоже - нет смысла? И что вообще делать?

Марианна, спасибо за Ваш вопрос! Он очень важен, в том числе потому, что мне, например, стало понятно, насколько неясными получаются наши тексты, и только получая обратную связь, можно попытаться их прояснить.
Для начала приведу ответ Леонида Михайловича, а Вы обязательно дальше спрашивайте, постепенно в чем-нибудь, да разберемся :))

Л.М.Зельдин:

Увы, за многие годы работы нам так и не удалось заметить, чем дети с "несохранным интелектом" отличаются от детей с "сохранным". Дети как дети.
Интеллект лишь один из инструментов личности, а вовсе не средоточие ее жизни. Таковым он становится только в весьма патологических случаях.
Более того, как и при многих других проблемах, у человека зачастую развиваются мощные компенсации.
При ДЦП очень часто за интеллектуальные принимают совершенно другие проблемы, например большие латенции,трудности пространственной ориентации, просто загрузку удержанием неудобной позы, затруднения с коммуникацией и т. д. и т. п.
Все это бывает так непросто, что в известных случаях авторитетные специалисты имбецильность ставили людям, уже в подростковом возрасте (!), которые через несколько лет в университеты поступали и вполне успешно там учились.
Но в общем-то люди не интеллектом живы, а дети тем более.

Дети такие специальные существа, что они просто не умеют, даже если очень стараются, эффективно заниматься без мотивации. А эта самая мотивация образуется у них только через игру, многие взрослые этого почему-то видеть не хотят, Доман не исключение.
В медицине известно, что только пациент может найти себе подходящего терапевта. Очень может быть, что для той специфической выборки, с которой работал Доман, он получал описываемые замечательные результаты, но можно привести множество типов состояний, а не только конкретных случаев, для которых рекламируемые им подходы абсолютно неприемлемы.
Первая волна интереса к его методикам прокатилась здесь лет 20 назад и благополучно загасла, потому как обнаружились те ее многочисленные свойства, о которых он не пишет. Надеюсь, что новую волну ждет та же судьба.
В частности потому, что его подходы просто антипедагогичны, не говоря про многое другое.
Если уж совсем грубо, то есть сильное подозрение, что положительные результаты могут получаться не за счет описываемой методики, а вопреки, так к сожалению бывает.
Извините, уклонился от нашей темы, так вот, играть умеют абсолютно все дети, в том числе самые тяжелые, которые ничего другого не умеют.
Это проблема взрослых -- неумение играть.
Пока Вы не получаете удовольствия от позвякивания колокольчика или от мыльных пузырей, трудно ожидать, что Вы сможете играть вместе с ребенком, а занятия -- это всегда совместная игра.
В армейском режиме "копай канаву от забора до обеда" очень мало получается, ребенку быстро становится просто скучно, и то, что на интересе он может легко сделать сотню раз, не дается вообще, как бы он ни старался угодить маме.

Цитата:
Я почитала форум, Основной семинар, и у меня сложилось впечатление, что рекомендации касаются как раз таких детей. Которым можно хоть что-то объяснить. А когда ребенок не понимает, упражнения получаются пассивными и бестолковыми. Хотела задать вопрос прямо там, в Семинаре, но подумала, что немного не по теме, хотя меня интересуют как раз упражнения.

Беседа с заведующим детским отделением медицинского центра Марфо-Мариинской обители Еленой Семеновой

– Елена Владимировна, какую именно помощь оказывают детям с детским церебральным параличом (ДЦП) в вашем центре? И все ли дети с этим заболеванием могут ею воспользоваться?

– Мы занимаемся, прежде всего, комплексной реабилитацией детей с ДЦП. К сожалению, у нас не стационар, то есть каждый день ребенка надо привозить и увозить, что не очень-то легко для родителей и родственников, да и не у всех есть возможности для этого.

Мы работаем по двум программам. Одна из них финансируется Департаментом социальной защиты города Москвы. Требования к тем больным, которые могут получать помощь по этой программе, довольно жесткие: возраст от 1,5 до 25 лет, диагноз ДЦП – обязательно, инвалидность по этому диагнозу и отсутствие оговоренных противопоказаний типа эпилепсии, соматических заболеваний и проч. И обязательно прописка в Москве. Если ребенок всем этим требованиям соответствует, то департамент оплачивает его реабилитацию у нас.

– А если не соответствует?

– Если ребенок по каким-то параметрам департамента не соответствует, но родители очень хотят водить ребенка к нам на реабилитацию, то мы берем его на благотворительной основе – это вторая программа. Средства на нее собираются специально. Это дети с нервно-мышечными заболеваниями без диагноза ДЦП; дети, живущие за пределами МКАД. Например, лечение и реабилитацию больных из Химок или Мытищ Москва не оплачивает, а ведь там тоже проживают дети-инвалиды. Но мы таких детей принимаем – как я уже сказала, по второй, благотворительной программе.

– Сколько детей может принять ваш центр?

– Ресурсы нашего центра – число специалистов, количество помещений, пропускная способность центра – рассчитаны на 400 детей: 250 детей в год по программе Департамента соцзащиты Москвы и 150 – по благотворительной. Но чтобы мы могли принять детей на благотворительной основе, нам нужно сначала собрать соответствующие средства.

– Марфо-Мариинская обитель всегда получает необходимые пожертвования?

– В обитель периодически перечисляются пожертвования, и на эти средства мы набираем детей. Вот в декабре взяли 27 детишек – как раз на благотворительной основе.

– Что входит в программу по реабилитации больных с ДЦП?

– Это около 3–4 часов занятий: ОФК, занятия с психологом, с логопедом, на компьютерных тренажерах, если ребенок может. Есть кабинет для развития моторики рук. Есть физиотерапия и кабинет социальной адаптации.

– И каковы результаты, можете сказать?

А бывают и более тяжелые случаи, когда ребенок лежачий и совершенно не может никакие произвольные движения совершать. Для мамы проблема даже напоить его, потому что он не может проглотить жидкость – она попадает ему в легкие, у него пневмония за пневмонией, он обезвожен. В этом случае результатом реабилитации будет умение правильно глотать: логопед на занятиях наладил ему глоточный рефлекс, смыкание глоточной щели. Теперь кормление занимает у мамы не полтора часа, а 15 минут, и она не круглосуточно занята кормлением и поением ребенка, а какое-то рациональное время. И ребенок порозовел, он не сухой, как пергаментная бумага; он лежит и улыбается и вообще хоть взгляд может зафиксировать. Это тоже результат реабилитации.

Есть и иные программы, для тех, у кого состояние средней тяжести. Когда ребенка надо научить, например, садиться из положения лежа. Мы это можем сделать за 20 дней. Или научить вставать со стула, брать ходунки и дойти до туалета; там эти ходунки оставить и сесть на унитаз.

– Таких больных надо учить вставать и садиться?

Мы занимаемся конкретными задачами, актуальными для конкретного ребенка: кого-то учим ходить, а кого-то – глотать

– Да. Потому что они посаженные – сидят, поставленные – стоят, но переходов из одного положения в другое совершить не могут – это сложный локомоторный акт, которому надо научить в деталях. Научить буквально: сейчас ты берешься за поручень правой рукой, выпрямляешь ее в локте, встаешь на ноги… И это надо раз за разом отрабатывать, закреплять, чтобы ребенок смог это сделать самостоятельно. Научить этому очень важно.

Как видите, мы занимаемся конкретными задачами, актуальными для конкретного ребенка.

– А как вообще живут люди с ДЦП?

– Зависит от тяжести заболевания. Но детский церебральный паралич – не приговор. У нас в кабинете социальной адаптации работает педагог с диагнозом ДЦП – прекрасная молодая девушка. У нее высшее образование. Есть любимая работа, семья, дети – двое, здоровые.

– Есть ли какие-то критерии, по которым вы отбираете специалистов для работы в вашем центре?

Ни в коем случае мы не можем относиться к детям-инвалидам как к людям второго сорта

– Во-первых, у нас работают профессионалы. Это основной критерий. С нашими детьми можно работать, только имея специальные профессиональные навыки. Конечно же, должно быть правильное мировоззрение, потому что ни в коем случае мы не можем относиться к этим детям как к людям второго сорта.

– Это должны быть верующие, православные люди?

– Это должны быть, прежде всего, профессионалы!

– В православной среде распространено мнение, что болезни детей посылаются за какие-то прегрешения родителей. Это наказание, например, за аборты. Конечно, родителям с сознанием своей вины за болезнь ребенка жить очень тяжело. Что вы говорите таким родителям?

– Мы на духовные темы беседы не проводим.

– Но вы ведь как-то помогаете родителям? Они же, вероятно, жалуются вам?

– А какое именно другое отношение? Больше развита помощь, поддержка?

– Во-первых, за рубежом все-таки нет социальной изоляции инвалидов. Они изначально полноценные члены общества. Здоровые люди растут в благоприятной для больных среде – это очень важно. Потому что они с детства привыкают к тому, что есть вот такие люди с ограничениями каких-то возможностей, но это такие же люди, как и ты сам.

А у нас резервации. Всегда у нас дети-инвалиды учились отдельно, находились где-то отдельно. И взрослые инвалиды возможности не имели в обществе присутствовать. Потому что у нас среда к этому не располагает, элементарно из дома, из квартиры не можешь выйти на инвалидной коляске.

Выверты российской инклюзии

– Многие приводят такой аргумент, защищая раздельное обучение больных и здоровых детей: если инвалидов поместить в обычный класс, то другие дети будут отставать в учебе.

У нас инклюзия понимается так: запихнуть больного ребенка в обычный класс и никаких специальных условий ему не предоставить

– Всё надо продумывать, конечно. Не каждый ребенок-инвалид сможет учиться в общеобразовательном классе. Может понадобиться помощь специального педагога. За границей, если ребенок инклюзирован в общеобразовательный класс, к нему обязательно приставлен тьютор, который работает с ним индивидуально. Например, после занятий прорабатывает с ним учебную тему, так что во время урока учитель не отвлекается на этого ребенка, и при этом ребенок все необходимые ему знания в итоге получает. Но важно, что он присутствует в классе, но ни он не мешает ведению урока, ни ему не мешают другие дети. А у нас инклюзия почему-то понимается так: просто запихнуть больного ребенка в обычный класс, никаких специальных условий ему не предоставить. А это не работает.

– При ДЦП у 30% детей интеллект сохранен, у 30% – снижен и у 40% – умственная отсталость. Вот если есть снижение интеллекта, то ребенок нуждается в специальном обучении с помощью коррекционных педагогов, дефектологов. Сейчас у нас в стране, к сожалению, закрылись все дефектологические факультеты, готовившие таких специалистов. Потому что якобы у нас инклюзия, теперь обычный педагог должен уметь обучать всех детей. Но по факту это невозможно. Этому учителю, когда он получал свое педагогическое образование, никто специальных знаний, как обучать ребенка с интеллектуальной недостаточностью, не давал. А это особые профессиональные знания и навыки. Им прежде учились пять лет в институте. Теперь никто этому не учит, а от учителя требуют, чтобы он это знал и умел.

– А в советские времена было по-другому?

У нас очень сильная дефектологическая школа. Но сейчас все факультеты дефектологии упразднили

– У нас очень сильная дефектологическая школа! Потрясающие дефектологи! Были очень хорошие дефектологические факультеты, которые готовили высококвалифицированных специалистов. И в них есть очень большая потребность. Ведь в помощи дефектолога нуждаются не только вот эти 40% детей с ДЦП, есть и другие заболевания: умственная отсталость, задержка умственного психического развития. Этим детям тоже нужна специальная помощь при обучении. В нашем центре работают специалисты-логопеды, которые еще вот это дефектологическое образование получили. Они знают, как с такими детьми работать, чтобы они научились всему, что им в жизни необходимо. А это специальные методики.

– В обычной школе такой ребенок эти знания не получит?

А ведь если даже дети интеллектуально сохранны, но с двигательным дефектом, у них всё равно какие-то сложности могут быть. Например, у детей с двигательными дефектами проблемы с пространственным восприятием. Значит, будут проблемы с математикой. И это нельзя назвать умственной отсталостью, это такое локальное дефицитарное развитие. Во всем другом он достаточно успешен. Но математика – это ведь главный предмет в школе! По нему обязательный ЕГЭ сдают. И учителя настаивают, чтобы мать забрала ребенка из обычной школы, потому что он испортит им показатели по ЕГЭ. Бред такой… А ведь этот ребенок имеет все шансы поступить даже в высшее учебное заведение, возможно на того же самого социального педагога.

И даже если ребенок-инвалид не может ходить и передвигается в электрокресле или в кресле с сервоприводом, он может быть вполне социально адаптирован, может какую-то специальность получить, может работать, может быть полноценным членом общества, налоги платить… Он не будет иждивенцем на шее общества, если вложить в него изначально чуть больше.

– Вы говорили о мамах детей-инвалидов. А папы занимаются со своими больными ребятишками? Папы-то есть у них?

– Не у всех, к сожалению. Папы вообще не так стрессоустойчивы, как мамы, они достаточно часто уходят из семьи, когда рождается больной ребенок. Не готова вам процент назвать, но достаточно часто папы нет. Но есть и очень добросовестные, прекрасные папы. А ведь чисто физически очень тяжело с больным ребенком: перекладывать из коляски или в коляску, поднимать… Даже саму коляску куда-то занести. Не хочу сказать, что мы вообще у нас пап не видим. Приходят папы и помогают. Может, у пап нет такого чувства вины, как у мам. Мамы больше такие тревожные, папы воспринимают ребенка таким, какой он есть.

Социальные проекты Марфо-Мариинской обители остро нуждаются в помощи. Поддержать их можно здесь.

Можно также сделать пожертвование на счет Марфо-Мариинской обители:

Если Вы представитель бизнеса и хотите оказать поддержку от лица компании или обсудить другие варианты помощи, свяжитесь, пожалуйста, по телефону:

Это поражение двигательных систем головного мозга (двигательные нарушения,обусловленные спазмом мускулатуры), повреждение мозга, которое влияет на контроль за мускулами и суставами.

Среди детей с ДЦП наблюдаются дети с сохранным интеллектом (примерно 40–50 %),дети с ЗПР (40–50 %), а также умственно отсталые дети (7 – 10 %).

1) Факторы, неблагоприятно воздействующие на плод внутриутробно:

• внутриутробные инфекции и инфекционные заболевания, перенесенные матерью вовремя беременности;

• интоксикации плода и токсикозы беременности;

• физические травмы, ушибы плода;

• несовместимость крови матери и плода по резус-фактору;

• психические травмы, в том числе отрицательные эмоции;

• физические факторы (перегревание, облучение и т. д.);

• некоторые лекарственные препараты;

2) Факторы, неблагоприятно воздействующие на ребенка:

• ушибы, головы, травмы, паралич;

• перенесенные в детстве тяжелые болезни (менингит, энцефалит).

Особенности развития детей с ДЦП. У всех детей с ДЦП отмечаются нарушения:

1) развития речи;

2) мышечного тонуса (по типу ригидности, спастичности, дистонии, гипотонии);

3) ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи);

4) наличие насильственных движений;

5) нарушение равновесия и координации движений;

6) нарушение ощущений движений;

7) наличие патологических тонических рефлексов;

8) снижения слуха;

9) нарушения психического развития;

10) недоразвития предметных действий (игровой деятельности, школьных навыков);

11) задержка интеллектуального развития;

12) эмоциональные нарушения: повышенная возбудимость, появление страхов, колебание настроения;

13) нарушение формирования взаимодействий и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, что приводит к эгоцентрическим установкам, пассивности.

Возможные отклонения при ДЦП:

1) несформированность целенаправленных действий;

2) недоразвитие абстрактного мышления;

3) особенности развития речи (речевые расстройства);

4) слабость лицевой мускулатуры, мышц языка;

5) затруднение акта глотания;

6) медленное усвоение отдельных понятий;

7) личностные особенности (инфантилизм, аутизм);

8) особенности эмоционально-волевой сферы;

9) пограничные нервно-психические нарушения.

Формы ДЦП по характеру двигательных нарушений

1. Спастическая диплегия (параплегия – двойное поражение) – (40–50 %) – парез (паралич) верхних и нижних конечностей с преимущественным поражением ног, руки поражены меньше, чем ноги. Обнаруживается в первые месяцы жизни, ребенок может передвигаться самостоятельно или при помощи специальных приспособлений. Такие дети овладевают письмом, трудовыми навыками. 2. Двойная (двусторонняя) гемиплегия (самая тяжелая форма) (гемиплегия – право-

сторонняя или левосторонняя) – (20–25 %) – двигательные нарушения в одной из сторон

тела, преимущественно в руках. Не сидят, не ходят. Выявляется при рождении. Возможна

умственная отсталость всех степеней.

3. Атонически-астеническая форма (10–15 %) – парезы, мышечная недостаточность,

несформированность реакций равновесия, координации движений при поражениях моз-

жечка. Дети долго не могут сидеть, стоять, ходить. При лечении к 3–5 годам дети овладевают

возможностью произвольных движений. У 50 % из них возможна умственная отсталость,

4. Гиперкинетическая форма (самая легкая) (15–20 %) – объединяет все формы насильственных движений:

• атетоз – червеобразные непроизвольные движения;

• тремор – быстрые, ритмически повторяющиеся непроизвольные движения мышц;

• ригидность – сопротивление пассивному движению, при попытке врача поднять

Это нарушение двигательной функции из-за насильственных, непроизвольных, чрезмерных движений (может сочетаться с параличами и парезами), возможны дрожание, тики,

спазмы. Психическое развитие приближенно к нормальному.

В интеллектуальном отношении прогностически неблагоприятна двусторонняя гемиплегия. При всех остальных формах ДЦП возможен сохранный интеллект. Однако возможно

и снижение интеллекта в разной степени, не обусловленного ДЦП, так как одни и те же причины могут вызвать и ДЦП, и умственную отсталость.

Формы ДЦП по степени выраженности нарушений движений и несформированности двигательных навыков

1. Тяжелая степень поражения конечностей – 10–15 % – такие дети с трудом передвигаются и навыки самообслуживания развиты частично.

2. Средняя степень поражения конечностей – 50–60 % – дети передвигаются самостоятельно, но ограниченно, нуждаются в ортопедических приспособлениях.

3. Легкая степень поражения – 25–40 % – у детей наблюдаются порочные установки

конечностей, двигательные навыки недостаточно автоматизированы.

Коррекционная работа при ДЦП

Основные цели коррекционной работы при ДЦП: оказание детям медицинской, педагогической, психологической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.

Основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1) Комплексный характер коррекционно-педагогической работы.

2) Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.

3) Организация работы в рамках ведущей деятельности.

4) Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.

5) Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

Образование детей с нарушениями ОДА

Обучение и воспитание детей с нарушениями ОДА протекает в двух направлениях:

1. Лечебная педагогика осуществляет подбор методов лечения больного ребенка. Действия врача и педагога должны быть направлены на использование естественных лечебных факторов и физиологических защитных свойств и механизмов организма человека и

могучего целебного воздействия на его психику общего спокойного состояния и радостного

Без доброты нет и не может быть радости, без радости нет

2. Реабилитационная педагогика осуществляет педагогическое воздействие на больного или труднообучаемого ребенка или подростка с целью коррекции его поведения, оптимизации его эмоционального состояния интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности.

Основные принципы обучения и воспитания детей с нарушениями ОДА

1) Компетентность (профессиональная грамотная работа с ребенком).

2) Взаимосвязь в работе специалистов.

3) Сочетание индивидуального подхода с групповым.

4) Ежедневный учет психофизического состояния ребенка при определении объема и

характера проводимых с ним занятий.

5) Приоритетное формирование качеств личности, необходимых для дальнейшей

6) Сочетание в коррекционном процессе работы по развитию нарушенных функций и

формирования приемов их компенсации. Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сторону создания компенсаторных средств.

18 Клинико-психологическая характеристика детей с нарушением слуха.

План ответа:

1. Дети с различными выраженными нарушениями слуха.

2. Классификация нарушений слуха.

3. Характерные особенности развития детей с нарушениями слуха.

4. Слепоглухие дети.

Среди детей с проблемами развития значительную категорию составляют дети с различными выраженными нарушениями слуха. Ежегодно по стране выявляются около 1000 детей с патологией слуха. Ухудшение функции слуха, возникшее в детском возрасте, в большей степени отражается на психосоматическом развитии ребенка. Более 85 % нарушений

слуха наступают на первом-втором годах жизни, т. е. до развития речи и в период ее формирования.

Слух – отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки.

Эта способность реализуется посредством слуховой системы, или звукового анализатора, человека, которая представляет собой совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука, т. е. осуществляющих слуховую структуру в пространстве.

Основные параметры слуха:

• частота звука (высота) человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16–20 Гц до 16 000—20 000 Гц (зона максимальной чувствительности), 1000–3000 Гц –диапазон речевого общения;

• интенсивность звука – громкость;

• звуковой спектр – тембр звука.

Главный показатель диагностики слуха – отсутствие реакции на звуковое раздражение.

• отсутствие реакции на звуки в первый год жизни;

• речь ребенка не развивается или ее развитие задерживается;

• звучание речи часто отличается от речи слышащих;

• мимика – естественный язык глухих.

Слуховая система в отличие от других анализаторных систем имеет одну существенную характеристику: на базе слуховой системы формируется человеческая речь.

Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не может самостоятельно научиться говорить, так как он нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит слуховых образцов.

Он не может контролировать собственное произношение, следствием чего является нарушение устной речи.

Это отрицательно сказывается на овладении всей сложной системой языка, что не только ограничивает возможности обучения и познания окружающего мира, но и негативно влияет на всё психическое развитие ребенка.

Классификация нарушений слуха по времени возникновения дефекта

1. Врожденные нарушения слуха. Встречаются реже, это наследственная аномалия слухового органа (недоразвитие внутреннего уха, отсутствие барабанной полости, заращение наружного слухового прохода).

Причины: воздействие на развивающийся плод вредных факторов со стороны организма матери: вирусные инфекции (корь, грипп), особенно в первые три месяца беременности, внутричерепные интоксикации химическими лекарственными веществами, алкоголем.

Слуховой анализатор может быть поврежден вследствие травмы плода.

2. Приобретенные нарушения. Встречаются чаще. Причины: инфекционные заболевания: менингит, корь, свинка, скарлатина, пневмония, воспалительные процессы (отит),

последствия заболевания носа и носоглотки, травмы головы.

В зависимости от времени, степени и периода развития нарушения все дети с недостатками слуха делятся на:

Глухие – дети с полным выпадением слуха; у 4 % – абсолютная глухота, у остальные сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные резкие и громкие звуки

(транспорт, метро, шум самолета, поезда), но разборчивое восприятие речи невозможно.

Среди глухих людей различают:

• глухие без речи (ранооглохшие) – поражение слуха возникает у ребенка в доречевой период или в начале формирования речи;

• глухие, сохранившие в той или иной мере речь (позднооглохшие), – это дети с потерей слуха, но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты.

Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота) или к ее грубому недоразвитию.

Недостаточность вестибулярного аппарата связана с задержкой прямостояния, недоразвитием пространственной ориентации.

При поражении в школьном возрасте речь ребенка сформирована, имеются лишь недостатки произношения.

Слабослышащие дети имеют частичную слуховую недостаточность, затрудняющую речевое развитие.

Характерные особенности развития детей с нарушениями слуха:

1. Нарушение звукопроизношения (или отсутствие речи).

2. Ребенок не может самостоятельно учиться говорить.

5. Возможны отклонения в психической сфере: осознание, что он не такой, как все, и как следствие – нарушение поведения, общения, психического развития.

6. Пассивный и активный словарный запас по объему совпадает (ребенок хорошо понимает лишь то, о чем он может сказать).

7. Характерны нарушения звукобуквенного состава слов.

8. Трудности в освоении учебной программой.

9. Ребенок нуждается в дополнительной коррекционной помощи, подборке индивидуального слухового аппарата.

10. Нарушения в эмоционально-волевой сфере (из-за недостаточной возможности самовыражения).

При обучении глухих детей используют специальные методы и приемы, среди которых особое место занимают:

• дактильная речь – условный язык глухих, составляющий ручную азбуку грамотных

глухих людей (дактильных знаков столько же, сколько и букв);

• жестовая речь – выразительные движения рук.

Проблемой слепоглухоты занимались представители очень многих специальностей (физиологи, психологи, философы, историки, литераторы, общественные деятели), несмотря на то что тифло-сурдопедагогика является в значительной степени узким и специальным вопросом, даже в самой дефектологии.

Уже сама возможность существования человека без таких органов чувств, как слух и зрение, поражает всех. Если такой человек слеп и глух от рождения или потерял слух и зрение в раннем детстве, он не только никогда не слышал человеческой речи, но и не знает, что существует речь, слова, обозначающие предметы и мысли. Он не знает даже, что существуют

предметы и внешний мир. Внимание всех привлекает своеобразие психического развития человека, отделенного от неисчислимо многообразного мира вещей и от общества стеной молчания и темноты.

Развитие слепоглухого зримо связано с педагогическим процессом, с искус-

Существуют два противоречивых взгляда на слепоглухоту:

1) невозможно развить слепоглухого до уровня нормального человека;

2) развитие слепоглухого считается спонтанным, имманентным саморазвитием.

Успехи обучения отдельных слепоглухих объявляли особыми, выдающимися случаями, объясняемыми сверхгениальностью учеников.

Основной принцип формирования психики слепоглухонемого – саморазвитие изначально заложенныьх способностей.

Индивидуальное обучение слепоглухонемых, проводившееся под руководством И.А.Соколянского в Харьковской школе-клинике, в экспериментальной группе при институте АПН СССР, и массовое обучение в Загорском детском доме слепоглухонемых, который был

открыт в 1963 г., показывают полную возможность высокого развития слепоглухонемых,которое не было спонтанным и имманентным.

Особенность слепоглухонемого ребенка в том, что, обладая потенциальной возможностью, сам он своими средствами, собственными усилиями никогда не достигает даже самого незначительного умственного развития. Без специально корригирующего педагогического вмешательства такой ребенок останется полным инвалидом на всю жизнь.

Без специального обучения слепоглухонемые дети могут проводить десятки лет в отгороженном углу комнаты, в кровати и т. д., за всю жизнь не научившись ни одному знаку, не научившись ходить, есть и пить по человечески. Слепоглухой ребенок до обучения может

навыкам, самообслуживанию, бытовому поведению, ориентировочно-исследовательской деятельности.

В деятельности по удовлетворению своих естественных потребностей ребенок пользуется большим количеством предметов, овладевая ими, он их познает, ощупывает. Первые жесты и есть изображение действий с этими предметами или повторение действий в отсутствие самих предметов, т. е. жесты – это непосредственное изображение предметов и действий, это первое, наглядное и на первых порах единственно доступное пониманию ребенка обозначение, на основе которого можно формировать следующую ступень уже понятийного обозначения – слово.

и об их назначениях и функциях, что позволяет оценить адекватность образов, имеющихся у ребенка, окружающим его предметам.

В процессе усвоения дактильного алфавита учащийся обучается воспроизводить каждую пальцевую конфигурацию и свободно считывать ее с руки учителя.

После усвоения дактильного алфавита ребенку дается рельефно-точечное (брайлевское) обозначение букв.

Письменная речь дает возможность слепоглухонемому ребенку приобщаться к чтению и усвоению знаний из книг.

Пример. Ольга Ивановна Скороходова – человек необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух (5–8 лет). Потеря зрения в детские годы изолирует ребенка об окружающей среды, делает его беспомощным.

Вынужденное одиночество может привести ребенка к психической деградации. Со слепоглухой девочкой этого не произошло. Примерно в 10 лет она попадает в школу-клинику для слепоглухих детей, организованную в 1923 г. профессором И.А. Соколянским в Харькове. У девочки была восстановлена речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано систематическое обучение ее по всем предметам школьного курса. Она получила среднее образование, вступила в комсомол.

Она стала старшим научным сотрудникам Института дефектологии АПН СССР, автором многочисленных статей и трех книг. В 1961 г. защитила диссертацию и получила ученую степень кандидата педагогических наук по психологии. Книги написаны Скороходовой самостоятельно и не подвергались редакторской правке. Все книги – документ, имеющий

научную ценность как подлинное описание наблюдений и самонаблюдений человека, полностью лишенного зрения и слуха.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.