Ручной труд для детей с дцп


В программе кратко описана работа инструкиора по труду с детьми с ограниченными возможностями

Скачать:

ВложениеРазмер
programma.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в реабилитационном центре, невозможно решать без опыта участия детей в труде.

Овладение ребенка любым видом трудовой деятельности связано с приобретением определенных знаний. Трудовых умений и навыков.

Одновременно труд предъявляет к ребенку разносторонние требования и поэтому является важным условием и средством развития, социальной реабилитации.

На занятиях по трудотерапии идет формирование готовности положительного отношения детей непосредственно к трудовой подготовке, а также трудотерапия. Этот этап работы предполагает проведение на основе комплексной диагностики интенсивных реабилитационных и коррекционных мероприятий медицинского, психологического и социального плана.

Они должны быть направлены на восстановление и компенсацию нарушенных функций, стимуляцию психического и физического развития с опорой на сохранные функции. Осуществляется также социально – бытовая ориентировка, сенсорное воспитание, обучение ориентировке в пространстве самообслуживанию, приемам ручного труда, начинается формирование коммуникативных навыков.

В процессе включения детей с ограниченными возможностями в трудовую деятельность актуализируется ряд социально – педагогических и реабилитационных возможностей труда.

Ум ребенка очень часто находится на кончиках пальцев. Это старая педагогическая истина необычайно важна для процесса реабилитации детей – инвалидов с трудностями в интеллектуальном развитии.

У детей с ДЦП на занятиях идет формирование движений рук и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно – моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции – неспецифической и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук).

Идет развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений. Коррекция их нарушений.

Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно – образного и элементов абстрактно – логического).

Цель: развитие познавательного процесса, мелкой моторики, творческого потенциала в процессе труда.

- способствовать коррекции нарушенных функций в процессе трудотерапии;

- формировать трудовые умения и навыки;

- развивать творческий потенциал и выявлять склонности детей с ограниченными возможностями к определённому виду деятельности: рисованию, лепке, работа с тканью, выжигание, конструирование и т.д.

- воспитывать художественно-эстетического вкус, способность ребёнка к самовыражению

Целевая группа : дети с ограниченными возможностями от 3 лет до 16 лет.

Используются следующие методы: игровые ситуации, загадки, сказки, тренировочные упражнения, рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ.

Разработаны диагностические карты, позволяющие определить уровень развития каждого ребёнка и отследить динамику.

Трудовая реабилитация заключается в занятиях изобразительной деятельностью.

Изобразительная деятельность включает в себя: рисование, лепку, аппликацию, конструирование – и является важным средством эстетического воспитания. Она позволяет детям этого возраста выразить в поделках свое представление об окружающем мире, понимание его, отношение к нему.

Эти занятия доставляют людям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества.

Длительность занятия не более 35 минут.

Схема проведения занятий в течение недели может быть разной (по усмотрению педагога): либо ежедневное чередование разделов (понедельник – рисование, вторник – лепка и т.д ), либо вся неделя посвящена одному виду деятельности.

- Правильно держать карандаш и кисть в руке;

- Дети должны свободно рисовать линии в разном направлении, изображать различные предметы округлой и прямоугольной формы, передавать простые сюжеты;

- Владеть правильными приемами закрашивания;

- Уметь различать основные цвета.

- Отрывание маленьких комочков пластилина от большого;

-Скатывание прямыми движениями (палочки, цилиндры и др). кругообразными движениями (шарики, ягодки и т.д).

- Сплющивание комочков, вдавливание, оттягивание мелких частей и деталей изображение;

- Лепка изделия по частям и из целого куска.

- Правильные приемы работы с клеем и наложением деталей на бумагу;

- Правильное резание ножницами;

- Резание бумаги по прямой, наискось, закругление углов, вырезание округлых форм, вырезание одинаковых изображений и частей из бумаги, сложенной вдвое;

- Создание в аппликации предметных, сюжетных и декоративных композиций.

- сгибание листа пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, диаметру круга, линиями начерченным педагогам);

- Хорошо заглаживать сгибы;

- Готовить выкройку и делать из нее игрушку;

- Приклеивать мелкие части к основной форме.

б) Из природного материала:

- Заготовка материала (шишки, листья, ветки и др);

- Изготовление поделок, используя естественную форму материала;

- Скрепление отдельных частей различными способами (клей, проволока, пластилин, спички и др).

Кроме требований, относящихся непосредственно к изобразительной деятельности, на занятиях решаются и воспитательные задачи: воспитание самостоятельности, активности, аккуратности, экономного использования материала, умения работать в коллективе.

Одни и те же задачи решаются на разных занятиях. Это обеспечивает повторность, формирование у детей прочных навыков и умений. Особенностью проведения занятий в нашем Реабилитационном центре является разный возраст детей и постоянно меняющийся состав группы (одни выбывают, другие вновь принимаются). Поэтому особое значение имеет индивидуальный подход. Так для более развитых и старших детей задания несколько усложняются.

Индивидуальные занятия с детьми с ограниченными возможностями позволяют:

- Выявить уровень знаний, умений и навыков вновь поступившего ребенка;

- Обследовать уровень мелкой моторики рук и осязания детей;

- Способствовать развитию индивидуальных наклонностей ребенка к различным видам художественной деятельности.

- Определить индивидуальные наклонности ребенка к различным видам художественной деятельности.

- коррекция нарушенных функций в процессе трудотерапии;

- формирование трудовых умений и навыков;

- развитие творческого потенциала и выявление склонностей детей с ограниченными возможностями к определённому виду деятельности: рисованию, лепке, работа с тканью, выжигание, конструирование и т.д.;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, способности ребёнка самовыражения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Получение дошкольного образования детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноце.

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной .

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной .

Основная образовательная программа, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее Программа) является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учрежде.

Тема занятия 3: Телевидение и мультипликационные фильмы. Цель: знакомство с понятием телевидение, основными видами мультфильмов, функции профессий, задействованных.

В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, дети с ФФН и дислалиями различной сте.


У детей, страдающих детским церебральным параличом, процесс формирования изобразительных навыков происходит иначе, чем у здоровых сверстников. Это обусловлено грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и задержкой развития высших психических функций. Нарушения моторики рук проявляются в виде повышенного тонуса мышц, наличия насильственных движений - гиперкинезов, а также неправильной установкой конечностей и контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают неточность в движении рук, их координации. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти схемы этих движений.

Процесс обучения таких детей основам изобразительной деятельности требует особого подхода и организации. Чтобы добиться оптимальных результатов, на занятиях следует отдавать предпочтения таким видам работ, которые соответствуют возможностям детей и эффективны для формирования ладонного и щепотного и пинцетного захвата, в занятия продуктивной деятельностью необходимо включать упражнения для нормализации тонуса рук, массаж, дыхательную гимнастику, упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.

Для этой цели была разработана система занятий, направленная на развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП .

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekty_zanyatiy_po_trenirovochnomu_risovaniyu.docx 38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по тренировочному рисованию, аппликации, работе с трафаретом для детей с ДЦП

Тема: Проведение вертикальной линии

активизирование лицевой мускулатуры;

развитие умения чувствовать свое дыхание;

формирование двигательных навыков и развитие мелкой моторики;

проведение вертикальной линии

развитие глазомера, формирование карандашного захвата, формирования нажима на карандаш

коррекция нарушений пространственного восприятия

Мы нашли в лесу ежа.

Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.

Подошли мы к ежу.

Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз.

Впереди большая лужа .

Подставить ладони ко лбу, как бы сделав козырек, и растереть лоб движениями в стороны – вместе.

Надень, ежик, сапожек.

3.Развитие мелкой моторики

Упражнения с палочками.

С усилием прокатывать палочку между ладонями, затем одним концом палочки растирать центр ладони, с усилием выкручивать палочку в различных направлениях до ощущения напряжение в мышцах и суставах рук;

держа палочку между ладонями, при этом, упираясь концами палочки в центр ладоней, вращать кисти рук перпендикулярно палочке, стараясь не уронить ее. Медленно поднимать руки над головой и опускать их вниз, продолжая удерживать палочку(2-3 раза)

-Дети, вы знаете, что когда бывает праздник, люди ходят по улице с флажками, шарами, цветами? У нас тоже есть флажки, шары, цветы

Но у флажков нет палочек, у шаров – веревочек, у цветов – стебельков. Их нельзя взять в руки.

Посмотрите, как можно помочь детям на рисунке?

Аккуратно проведем линию от флажка к руке девочки. Обязательно до руки, иначе она не удержит флажок, а шары улетят. Проводим линии – и вот дети держат флажки, шары, цветы

5. Дыхательные упражнения

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота

Формирование двигательных навыков и развитие мелкой моторики

Активизация лицевой мускулатуры

Развитие умения чувствовать свое дыхание

Закрепить понятие о вертикальных и горизонтальных линиях

Ориентация в плоскости листа

Квадратные листы бумаги; полоски бумаги 2-х цветов ( например, желтого и зеленого) шириной около 1 см.

Принадлежности для работы над аппликацией (клей, ножницы)

Провести кулачками по крыльям носа – 4 раза.

Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам – 4 раза.

Пальцами погладить щеки сверху вниз – 4 раза

Будет чистенькая дочка,

Погладить ладонями шею.

Будет чистенький сынок

Растереть ладошками уши.

Потереть ладони друг о друга.

Педагог спрашивает, дети отвечают, показывая:

И теперь мы чистые,

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.

3.Развитие мелкой моторики

Упражнение с палочками:

прокатывать палочку по ладони;

поднять палочку с , удерживая ее за концы одноименными пальцами левой и правой кистей.

5. Дыхательные упражнения.

Формирование двигательных навыков и развитие мелкой моторики

Активизация лицевой мускулатуры

Развитие умения чувствовать свое дыхание

Трафареты размером 10х10 см с вырезанными отверстиями шириной 4 см в форме круга, квадрата и треугольника

Лист бумаги, цветные карандаши

Поглаживать лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам.

Надавить пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки.

С усилием, надавливая, провести указательными пальцами по бровям.

Закрыть глаза и мягко погладить веки.

Надавливая на крылья носа, провести пальцами от переносицы к носовым пазухам.

Похлопать ладонями по щекам.

Вытянуть ладони вперед и покачать головой.

Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох.

Групповые упражнения с палочками.

Передача палочки по кругу: у каждого ребенка в левой руке по палочке, по команде он перекладывает ее в правую руку и затем, разведя руки в стороны, передает ее партнеру, стоящему справа от него, в то же время, принимая палочку от партнера слева. Так полочки двигаются по кругу.

передается одна палочка

Педагог предлагает посмотреть на трафарет и спрашивает, какую фигуру напоминает детям отверстие трафарета. Затем раздает детям трафареты и просит обвести пальцем контуры отверстия, держа трафарет на весу, несколько раз. Затем просит детей взять в руки карандаш и в том же положении – на весу – обвести отврстия по контуру. Далее трафарет фиксируется на бумаге и обводится по контуру карандашом, карандаш при этом плотно прижат к контуру трафарета.

Обвести следует несколько раз, а затем сразу нарисовать квадрат без трафарета на свободном поле листа. И таким образом, чередуя рисование по трафарету и без него, несколько раз повторить изображение квадрата .

Чтобы работа не показалась однообразной, можно испольовать цветные карандаши, а мотивацию многократного повторения рисунка усилить. Например,- у кого кубиков больше?

В такой же последовательности следует закреплять понятие о треугольнике, круге, прямоугольнике и других геометрических фигурах и умение их рисовать.

5. Итог занятия. Дыхательные упражнения

Формирование двигательных навыков и развитие мелкой моторики

Активизация лицевой мускулатуры

Развитие умения чувствовать свое дыхание

Расширять понятие об орнаменте

Формировать навыки рисования кистью

Гуашь, принадлежности для рисования

Заготовки в виде контуров квадрата для раздачи детям

На цветке сидит пчела.

Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам – 7 раз.

Провести пальцами по щекам сверху вниз – 7 раз.

Пчелка крыльями махала.

Кулачками энергично провести по крыльям носа – 7 раз.

Пчелка мед носила.

Растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком.

Дует легкий ветерок-ф-ф-ф…

И качает так листок-ф-ф-ф…

Выдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок-ф-ф-ф… И качает так листок-ф-ф-ф… Активный выдох .

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Кулак – ребро – ладонь (выполняется сначала одной рукой, затем – другой)

- Сегодня мы поработаем художниками на ковровой фабрике, мы придумаем рисунки для ковриков, а затем украсим ими нашу комнату.

Педагог показывает детям способ примакивания и соединения точек линиями, а затем следует поэтапное выполнение задания – по образцу и по собственному замыслу детей.

5. Итог занятия. Дыхательные упражнения.

Поочередно на выдохе произнести свои имя и фамилию

Тема: Рисование фигуры человека красками

Задачи: Формирование двигательных навыков и развитие мелкой моторики

Активизация лицевой мускулатуры

Развитие умения чувствовать свое дыхание

Научить схематическому изображению человека

Формирование приемов рисования красками круга, овала, изображающих части тела человека

Бумага, сложенная в пол листа

Образец – схематическое изображение человека

Кончиками пальцев осуществлять легкие движения:

И.п. - Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе - плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц. Повторить 3-4 раза. Упражнение создает сопротивление на выдохе.

3. Развитие моторики

Педагог показывает рисунок человека, схематично изображенного розовой краской:

- Кто это нарисован?

-Правильно. Сегодня мы научимся рисовать человечка. Педагог показывает, с чего надо начинать изображение человека.

Придумайте одежду для них, Когда краска высохнет, мы вашим человечков будем одевать.

5.Итог занятия. Дыхательная гимнастика

Формирование двигательных навыков и развитие мелкой моторики

Активизация лицевой мускулатуры

Развитие умения чувствовать свое дыхание

Цели: 1. Закрепление понятия о схеме человеческого тела. 2. Развитие пространственной ориентации

Оборудование: Геометрические формы: круги, овалы, полуовалы, квадраты, прямоугольники

Рисунки для демонстрации: схематическое изображение человека из различных геометрических форм

Ход занятия: 1.Массаж лица из йоговской гимнастики для детей.

3.Упражнения с мелкими предметами.

5. Итог занятия. Дыхательные упражнения .

Тема: Рисование человека по трафарету

Формирование двигательных навыков и развитие мелкой моторики

Активизация лицевой мускулатуры

Развитие умения чувствовать свое дыхание

Закрепить понятие о схеме тела человека.

Обучить новому приему изображения целостного контура тела человека

Трафарет с контурами человека

2. Дыхательная гимнастика

3. Развитие мелкой моторики

-Гладь мои ладошки еж,

Ты колючий, ну и что ж,

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Придумать те или иные цели для повторения этих изображений, например, рисование сюжетных картинок к знакомой русской народной сказке.

Общеукрепляющие и общеразвивающие пропедевтические упражнения

Рекомендуемый ряд упражнений.

Упражнения для развития тонких движений пальцев рук:

Упражнения с монетами

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сначала выполняются движения одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно. Подбираются разные по массе и размеру монеты .Монеты размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ребенок должен научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжелых до самых легких. Упражнения сначала выполняются с открытыми глазами, а затем-с открытыми.

Упражнения с четками.

Перебирание пальцами четок или бус (лучше использовать природный материал-дерево, желуди,орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых четок, постепенно снижая(для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп(для детей с замедленным темпом деятельности). Перебирание четок нормализует ритм дыхания, успокаивает.

Полезно перебирать четки или бусы, сопровождая движение рук речью-чтением стихотворения либо скороговорки.

Упражнения с палочками и карандашами

Большинство упражнений выполняются для каждой руки попеременно, затем двумя руками одновременно с двумя палочками.

Упражнения с мячами

Первая проблема при работе с мячами, выдержать бурную реакцию, которая немедленно возникает, когда мячи розданы детям.

Чтобы ребенок почувствовал мяч в своей руке, полезно попросить детей закрыть глаза и почувствовать мяч: какой он теплый или холодный, легкий или тяжелый, круглый, гладкий и т.д. Следует обратить внимание детей на дыхание. Оно должно быть ровным и спокойным.

Упражнения с использованием карандаша. Предложите детям следующее:

Для развития и улучшения координации движений рук рекомендовано выполнять упражнения:

  1. Упражнение выполняется под счет, при этом темп постепенно ускоряя, и строго исполняя словесные инструкции:

- левую руку в кулак, правую разжать, и наоборот;

- правую ладонь ставим на ребро, левую – сгибаем в кулак;

Упражнения для расслабления кистей рук

1. Плавные потряхивания рук ребенка (взрослый поочередно потряхивает правую и левую руки ребенка от плеча)

2. Имитационные движения для кистей рук:

3. Массаж и пассивные упражнения для кистей и пальцев рук:

- поглаживающие движения каждого пальца от кончика к основанию;

- разминающие движения каждого пальца от кончика к основанию;

- поглаживание и похлопывание предплечья тыльной стороной кисти;

- поочередное вращение пальцев руки и круговые движения кистей;

- поочередное вращение пальцев руки и круговые движения кистей;

- движения супинации (подъем рук раскрытой ладонью вверх) – пронации (опускание рук раскрытой ладонью вниз)- поочередное сгибание пальцев рук;

- щеточный массаж кистей и пальцев рук (используются щетки разной степени жесткости).

Активизирующие пассивно-активные упражнения при сниженном мышечном тонусе

Рекомендуется использовать следующие упражнения:

1. массаж кистей рук и пальцев жесткой щеткой

2. сжимание резиновых и пластиковых мячиков с шипами;

3. катание ладонями рук по поверхности стола мячиков с шипами;

4. поочередное сжимание мягкого поролонового мячика большими и указательными пальцами рук ( большими и средними, большими и безымянными, большими и мизинцами);

5. рисование геометрических фигур поочередно каждым пальцем по листу наждачной бумаги различной толщины;

6. замешивание крутого соленого теста, разминание его ладонями и поочередно каждым пальцем, лепка объемных геометрических фигур по образцу и словесной инструкции.

В работе с детьми с гиперкинезами полезно применять мешочки с песком , которые накладываются на тыльные стороны кистей рук ребенка, а также рекомендуется утяжелить кубики, используемые в конструктивных играх

Детям дается инструкция: «Сделайте глубокий вдох через нос, потянитесь всем телом вверх. Ладони при этом сомкнуты, руки вытянуты над головой.

Упражнение выполняется 1 – 3 раза.

Упражнение выполняется 1-3 раза сидя на полу.

Упражнение выполняется по кругу вначале по часовой стрелке, а затем против.

Упражнение выполняется 1 раз.

Возможно усложнение упражнения: детям предлагается произносить на выдохе свои имя и фамилию.

В дошкольном возрасте развиваются сразу несколько видов деятельности. Организация трудовой деятельности дошкольников с ДЦП специфична. Связано это в основном с двигательной патологией, поскольку любая деятельность предполагает выполнение активных внешних действий и операций, формирование навыков и умений, в том числе и двигательных. Она направлена не столько на получение конечного результата, сколько на совершение самого процесса. В дошкольном возрасте эта деятельность важна как средство разностороннего развития ребенка: обогащаются знания и представления ребенка об окружающем мире, о свойствах и качествах предметов, устанавливаются причинно-следственные связи и взаимоотношения, т.е. в рамках данного вида деятельности развиваются все познавательные психические процессы.

В связи с двигательной патологией, имеющейся у детей с ДЦП, особую актуальность в дошкольном возрасте приобретает освоение навыков самообслуживания. Формирование этих навыков у дошкольников с ДЦП является частью подготовки их к школе и к самостоятельной жизни. Трудности развития этих навыков связаны с особенностями заболевания. У многих детей отмечается апраксия, т.е. неумение выполнять целенаправленные практические действия. Такие дети с особым трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок; они долго не могут научиться застилать кровать, затрудняются в письме, в конструировании из кубиков, палочек и т.д. Целенаправленные практические действия (праксис) развиваются в процессе манипулятивной деятельности, поэтому, когда родители, жалея ребенка, стараются все сделать за него, лишая его возможности овладеть практическим опытом, отмечается задержка в формировании праксиса — так называемая вторичная апраксия. Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации необходимо учитывать: наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений.

Обучение должно быть максимально индивидуализировано. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью педагога или родителей), постепенно роль взрослого уменьшается. Явления апраксии негативно влияют на становление не только навыков самообслуживания, но и на развитие различных видов деятельности. Целенаправленные практические действия (праксис) развиваются в процессе манипулятивной деятельности, поэтому, когда родители, жалея ребенка, стараются все сделать за него, лишая его возможности овладеть практическим опытом, отмечается задержка в формировании праксиса - так называемая вторичная апраксия. Явления апраксии негативно влияют на становление не только навыков самообслуживания, но и на развитие различных видов деятельности.

При развитии навыков социально-бытовой ориентации важно научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладеть различными действиями с ними (открывать и закрывать дверь, пользоваться дверной ручкой, ключом, задвижкой; выдви­гать и задвигать ящики; открывать и закрывать кран; пользоваться осветительными приборами; включать и выключать телевизор, ра­дио, регулировать силу звука; снимать телефонную трубку, вести разговор по телефону, правильно набирать номер). Обязательно нужно стимулировать и поощрять стремление ре­бенка к самостоятельной деятельности.

Трудовая деятельность рассматривается как мощный источник нравственного развития личности: она формирует волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, такие черты характера, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др. Труд является мощным источником нравственного развития. Трудовая деятельность обычно носит коллективный характер, и в ее процессе развиваются коммуникативные навыки детей, умение взаимодействовать, вырабатывать коллективное решение, распределять обязанности, совместно планировать деятельность.

Таким образом, основным условием развития предметной, игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности у ребенка с ДЦП является проводимая с ним адекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.

Заключение.

В дошкольном возрасте огромное значение имеет формирование элементарной трудовой деятельности, так как в ней развиваются потребность трудиться, трудолюбие, ответственность и другие важные качества личности.

Стоящая перед массовыми дошкольными учреждениями задача трудового воспитания детей не менее важна и для специальных дошкольных учреждений. Коррекционная работа в специализированном ДОУ не просто добавление к воспитательному процессу. Она пронизывает весь педагогический процесс, выступает его неотъемлемой частью. Прежде всего, она выполняет подготовительную функцию, создает необходимые предпосылки для формирования у старших дошкольников готовности к сознательному усвоению знаний и целенаправленной деятельности. А затем через развитие правильного отношения к труду и потребности выполнять отдельные действия и операции в соответствии с поставленной целью и ведет к формированию мотивов труда и целенаправленных способов деятельности.

Однако наряду с общими задачами специальные детские сады имеют еще свои специфические задачи, обусловленные особенностями психического развития дошкольников с отклонениями в развитии.

Овладение навыками самообслуживания обеспечивает детям известную бытовую самостоятельность — ребенок без помощи взрослого может одеться, раздеться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть. В дальнейшем детей учат посильному бытовому труду, уборке игрового уголка, дежурству по столовой и в уголке природы, уходу за животными, труду на участке и т.д. Введение элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и логической последовательности действий.

Воспитание трудовых навыков проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях. Во всех видах труда дети приобретают определенные навыки и умения, овладевают предметными и орудийными действиями, что, в свою очередь, способствует развитию восприятия и мышления. Формирование представлений о труде взрослых проводится в ходе каждодневных наблюдений и в процессе занятий по ознакомлению с окружающим

В процессе занятий по труду дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развернутой, помогают развитию у детей словесной регуляции деятельности.

Изучение развития детей с отклонениями в развитии на этапе дошкольного детства показало его непосредственную связь с уровнем овладения различными сторонами деятельности. Таким образом, овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, при этом сами предметные действия становятся для ребенка общественно значимыми.

Литература

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.

2. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. - М., 2003.

4. Дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1984.

5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение, 1990.

6. Лебединский В.И. Нарушения психического развития у детей. М.: Педагогика, 1978.

7. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.

8. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб. , 2001.

9. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990.

10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педвузов. - М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1998.-208с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.