Нарушения равновесия и координации при дцп это

Причины ДЦП

Детский церебральный паралич — это заболевание вследствие недоразвития или повреждения мозга, возникшего внутриутробно, в период родов или на первом году жизни ребенка.

1.Причинами ДЦП в период внутриутробного развития ребенка (пренатальный период) могут быть:

инфекционные заболевания матери во время беременности; интоксикации;

ушибы и травмы (в том числе и психические травмы); несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности;

внутриутробная гипоксия или асфиксия плода и др.

2.Причинами ДЦП в период родов (интранатальный период) являются в основном родовые травмы, в том числе и акушерские. В таких случаях непосредственными причинами ДЦП являются кровоизлияния в мозг, асфиксия новорожденного и др.

3.Причинами ДЦП в период первого года жизни (ранний постнатальный период) могут быть:

Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. Из каждых 100 случаев ДЦП 30 возникает внутриутробно, 60 — в момент родов и только 10 — после рождения (Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволожская, 1980). При этом асфиксия новорожденного и родовая травма считаются основными причинами ДЦП. Среди предрасполагающих факторов наиболее часто называют недоношенность и переношенность, эндокринные и сердечно-сосудистые заболевания матери. ДЦП не считается наследственным заболеванием, но многие исследователи говорят о наличии неблагоприятной наследственности как о предрасполагающем к ДЦП факторе. Частота ДЦП, по разным данным, составляет 2 — 6 случаев на 1000 человек.

Каждая форма ДЦП отличается от другой качественным своеобразием и специфичным сочетанием двигательных патологических компонентов. Вместе с тем можно выделить общие для всех форм ДЦП нарушенные звенья, которые и составляют структуру двигательного дефекта при ДЦП.

1. Наличие параличей и парезов.

Центральным параличом называется полное отсутствие возможности совершать произвольные движения. Парез — слабая форма паралича, выражающаяся в ограничении возможности совершать произвольные движения (ограничение объема движений, снижение мышечной силы и пр.). Центральные параличи и парезы обусловлены поражением двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное (паралич) или частичное (парез) отсутствие тех или иных движений. Например, ребенок не может или затрудняется поднять руки вверх, развести их в стороны, вытянуть вперед, согнуть или разогнуть ногу и др. Все это служит препятствием для своевременного и полноценного развития важнейших моторных функций, затрудняет формирование навыков самообслуживания, предметной, игровой, учебной и других видов деятельности. ДЦП — это не неспособность двигаться вообще, а неспособность произвольно управлять процессом мышечного движения.

Различают 4 вида церебрального паралича в зависимости от локализации нарушения:

тетраплегия — общее поражение всех четырех конечностей;

диплегия (параплегия) — поражение либо верхних, либо нижних конечностей;

гемиплегия — поражение либо правой, либо левой половины тела;

моноплегия — редко встречающееся поражение одной конечности.

Для центрального (спастического) паралича характерно: нарушение мышечного тонуса (мышечная гипертония), повышение сухожильных и периостальных рефлексов (гиперрефлексия), наличие клонусов, патологических рефлексов, защитных рефлексов, синкинезий.

Все эти симптомы центрального паралича указывают на поражение первого двигательного нейрона. Патофизиологическая основа симптомов центрального паралича — выпадение тормозящих влияний коры больших полушарий на интраспинальные автоматизмы. Эти симптомы центрального паралича также входят в структуру двигательного дефекта при ДЦП. Остановимся на них подробнее.

2.Нарушение мышечного тонуса.

Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регуляция мышечного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервной системы.

При ДЦП наблюдается повышение мышечного тонуса (спастичность, мышечная гипертония). Наибольшее повышение мышечного тонуса отмечается в мышцах-сгибателях конечностей, в приводящих мышцах бедер, в подошвенных сгибателях стоп и в некоторых других мышечных группах. Повышение мышечного тонуса в данных группах мышц определяет специфическую позу детей с ДЦП: ноги приведены, согнуты в коленных суставах, опора на пальцы, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы сжаты в кулаки.

Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется изменчивым мышечным тонусом, т.е. наблюдается мышечная дистония. В покое мышцы кажутся расслабленными и гиперкинезы исчезают или ослабевают, при попытке совершить произвольное движение тонус резко возрастает и гиперкинезы усиливаются. При атетоидных гиперкинезах дистония мышц создает изменчивый мышечный тонус и возникает червеобразный, непрерывно перемещающийся спазм.

При атонически-астатической форме ДЦП имеет место мышечная гипотония. Мышцы характеризуются слабостью, дряблостью, вялостью.

При осложненных формах ДЦП отмечается сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса.

3.Повышение сухожильных и периостальных (надкостничных) рефлексов (гиперрефлексия).

Такая гиперрефлексия является признаком поражения пирамидных путей. Ахиллов, коленный и другие сухожильные и периостальные рефлексы повышены, зона их вызывания (рефлексогенная зона) расширена. Крайняя степень повышения сухожильных рефлексов проявляется клонусом — ритмичными, долго не прекращающимися сокращениями какой-либо мышцы, возникающими вслед за резким ее растяжением. Наиболее постоянны при поражении пирамидной системы клонусы стопы и коленной чашечки.

4.Синкинезии (содружественные движения).

Синкинезии — это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным. Различают физиологические и патологические синкинезии. К физиологическим синкинезиям относят, например, движения рук при ходьбе. Патологические синкинезии возникают при поражении пирамидной системы. Примером патологических синкинезии может быть непроизвольное поднимание парализованной ноги при попытке вставания с постели без помощи рук; появление в парализованной конечности движений, повторяющих движения здоровой конечности; производя какие-либо действия рукой, ребенок непроизвольно сопровождает их движениями языка и губ. У детей с ДЦП наиболее часто наблюдаются глобальные патологические синкинезии, когда выполнение любого произвольного движения сопровождается непроизвольными движениями в других частях тела (в первую очередь вовлекаются наиболее пораженные конечности). Например, ребенку предлагается выполнить какое-нибудь движение здоровыми конечностями: сжать руку в кулак, поднять ее вверх, взять игрушку, поймать мяч и др. В ответ наблюдается ряд непроизвольных движений на парализованной стороне (пораженная рука сгибается в локте, приводится к туловищу, происходит пронация предплечья, сгибание кисти, приведение ноги).

Наличие патологических синкинезии усложняет и затрудняет формирование произвольных движений и освоение различных видов деятельности.

5.Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов. При недоразвитии этих рефлексов ребенку трудно удерживать

в нужном положении голову и туловище. Поэтому ребенку трудно овладевать навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями.

6.Несформированность реакций равновесия и координации движений.

Равновесие тела — это состояние устойчивого положения тела в пространстве. Поддержание равновесия тела осуществляется сложной системой периферических и центральных механизмов. Существует статическое равновесие тела (при стоянии) и динамическое равновесие (при движении). Динамическое равновесие осуществляется за счет рефлекторного сокращения мышц поддержания позы и тесно связано с координацией движений. Координация механизмов, обеспечивающих равновесие тела, происходит на разных уровнях — в спинном мозге, стволе мозга, мозжечке, коре больших полушарий, куда поступает информация от зрительного анализатора, рецепторов в мышцах, связках и сухожилиях, вестибулярного аппарата.

При ДЦП нарушено формирование реакции равновесия и координация движений из-за задержки созревания или поражения соответствующих мозговых систем, а также по причине тяжелых двигательных нарушений, ограничивающих накопление моторного опыта и искажающих выполнение движений. Нарушения равновесия тела и координации движений проявляются в патологической походке, которая наблюдается при различных формах ДЦП. Нарушения равновесия и координации движений особенно ярко проявляются при атонически - астатической форме ДЦП, когда имеет место поражение мозжечка и мозжечковая атаксия.

7.Нарушение ощущения движений (кинестезии).

Развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движений. Ощущение движений осуществляется с помощью рецепторов, находящихся в мышцах, связках и сухожилиях (проприоцептивная чувствительность). Именно эти рецепторы передают в ЦНС информацию о положении тела в пространстве, о совершаемых движениях.

При всех формах ДЦП нарушается кинестетическая чувствительность, что ведет к затруднениям в определении положения собственного тела в пространстве, к трудностям в сохранении равновесия и удержании позы, к нарушениям координации движений и пр. У многих детей искажено восприятие направления движения. Например, движение руки вперед по прямой ощущается ими как движение в сторону. Такое искаженное представление о собственных движениях приводит к неадекватности во взаимодействии ребенка с окружающей средой, к нарушениям в формировании различных видов деятельности, навыков самообслуживания, речи (затруднения в ощущении артикуляционных движений).

Особенно выражены нарушения ощущений движений при гиперкинетической и атонически-астатической формах ДЦП.

Насильственные движения наиболее ярко проявляются при гиперкинетической форме ДЦП и выражаются в гиперкинезах: хореиформные гиперкинезы, атетоидные гиперкинезы, хореоатетоидные гиперкинезы, спастическая кривошея. К насильственным движениям относят и тремор, который в некоторых литературных источниках также относят к гиперкинезам. Тремор характерен для атонически-астатической формы ДЦП. Насильственные движения существенно затрудняют осуществление произвольных двигательных актов. Они препятствуют своевременному формированию предметной, игровой, учебной и других видов деятельности, негативно сказываются на речи и письме.

К симптомам поражения пирамидной системы относятся защитные рефлексы, проявляющиеся при центральном параличе, защитные рефлексы — это непроизвольные движения, выражающиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении.

10.Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные). Патологическими называются рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при поражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга (патологические рефлексы появляются при поражении пирамидной системы).

Патологические рефлексы разделяют на сгибательные и разгибательные (для конечностей). Эти патологические рефлексы составляют синдром центрального (спастического) паралича, развивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 года эти рефлексы не являются признаками патологии.

Позотонические рефлексы относятся к врожденным безусловно рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявляются, что создает оптимальные условия для развития произвольных движений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Данные рефлексы могут быть отнесены к патологическим, так как у взрослых здоровых людей они не вызываются. У детей с церебральным параличом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного возраста, и в последующие годы их влияние остается стойким. Высшие интегративные двигательные центры не оказывают тормозящего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющие примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которым и относят позотонические рефлексы. С другой стороны, активное функционирование нижележащих мозговых структур задерживает созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольную моторику, речь, высшие корковые функции.

К позотоническим рефлексам относят:

лабиринтный тонический рефлекс;

асимметричный тонический шейный рефлекс;

симметричный тонический шейный рефлекс.

Лабиринтный тонический рефлекс проявляется при изменении положения головы.

В положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Голова запрокинута назад, ноги и руки напряжены и разогнуты. Кисти рук сжаты в кулаки. Тонус в положении на спине может быть выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания. Тогда поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребенок касается опоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять голову, вытянуть вперед руки и взять предмет, поднести руки к лицу и т.д. Такая поза препятствует развитию моторных навыков, навыков самообслуживания, различных видов деятельности. Данный рефлекс зачастую распространяется на мышцы глаз, что сужает поле зрения, негативно влияет на развитие зрительно-двигательной координации, затрудняет восприятие окружающего. Все это сказывается на развитии зрительного восприятия и познавательной деятельности в целом. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению мышечного тонуса в языке, что затрудняет жевание, артикуляцию звуков, способствует слюнотечению и в итоге влияет на развитие речи.

В положении ребенка на животе шея и спина сгибаются — проявляется повышение тонуса мышц-сгибателей. Плечи вытягиваются вперед и вниз, руки согнуты под туловищем, а кисти рук сжаты в кулаки, бедра и голени приведены и согнуты, таз приподнят (рис. 2). Такая поза тормозит развитие произвольных движений, так как ребенок не может поднять голову, повернуть ее в сторону, выпрямить руки, встать и др. Постоянно согнутая спина способствует искривлению позвоночника.

Таким образом, лабиринтный тонический рефлекс оказывает негативное воздействие на развитие произвольной моторики, задерживает формирование основных двигательных функций. Очевидно и патогенное влияние рефлекса на формирование психических компонентов: пространственное восприятие, перцептивная, познавательная активность, зрительно-двигательная координация, предметная, игровая, учебная, речевая деятельность и др.

Симметричный тонический шейный рефлекс проявляется в усилении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах при поднятии головы, а при наклоне головы вперед усиливается тонус мышц сгибателей рук и разгибателей ног. Этот рефлекс формирует патологическую схему ходьбы, нарушает согласованную работу рук и ног при ходьбе.

В ряде случаев может фиксироваться сочетание различных позотонических рефлексов у одного и того же ребенка. Так или иначе, позотонические рефлексы являются по своей природе и влиянию на моторное и психическое развитие ребенка с ДЦП патологическими.

Таким образом, ДЦП — это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций (как у взрослых при поражении двигательных систем головного мозга), а заболевание, характеризующееся извращенным ходом моторного развития, что в большинстве случаев нарушает последовательный ход и динамику психического развития ребенка, приводя к своеобразной аномалии развития в целом.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тремор — дрожание конечностей (особенно пальцев рук и языка) . Тремор проявляется при целенаправленных движениях (например, при письме) . В конце целенаправленного движения тремор усиливается, например при приближении пальца к носу при закрытых глазах (пальце-носовая проба по выявлению тремора) . Тремор характерен для поражения мозжечковой системы. Наблюдается при атонически-астатической форме ДЦП и при других формах, осложненных атактическим (мозжечковым) синдромом.

Нарушения равновесия и координации движений.

Несформированность реакций равновесия и координации — атаксия проявляется как в статике, так и в локомоции. Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Нарушения равновесия проявляются при открытых и закрытых глазах. Нарушения локомоции проявляются в виде неустойчивости походки: дети ходят пошатываясь, отклоняясь в сторону, для компенсации дефекта на широко расставленных ногах. Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движений (прежде всего рук) . Ребенок не может точно захватить предмет и поместить его в заданное место; при выполнении этих движений он промахивается, у него наблюдается тремор (мелкое дрожание пальцев рук) . Нарушена координация тонких, дифференцированных движений. В результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной деятельности и при письме. Такие дети затрудняются бросить мяч в цель, поймать его. Недостаточность реакций равновесия и координации характерна для атбнически-астатической формы ДЦП, когда поражена мозжечковая: система.

Нарушение ощущений движений.

Овладение двигательными функциями тесно связано с ощущением движений (кинестезии) . Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток (проприоцеп-торов) , расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении конечностей и туловища в пространстве, степени сокращения мышц. Эти ощущения называют мышечно-суставным чувством. Н. А. Бернштейном (1947) доказана важность проприоцеп-тивной регуляции в управлении движением. Специальными исследованиями показано, что при всех формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная регуляция движения (К. А. Семенова, Н. М. Махмудова, 1979) . Эти нарушения резко затрудняют выработку тех условнорефлекторных связей, на основе которых формируется чувство положения собственного тела, позы в пространстве. У детей с церебральным параличом бывает ослаблено чувство позы; у некоторых искажено восприятие направления движения (например, движение пальцев рук по прямой может ощущаться ими как движение по окружности или в сторону) . Нарушение ощущений движений еще более обедняет двигательный опыт ребенка, способствует развитию однообразия в совершении отдельных движений и их стереотипизации, задерживает формирование тонких координированных движений. Нарушения ощущений движений особенно выражены при гиперкинетической и атонически-астатической формах ДЦП.

Основные нарушения при ДЦП

Ведущими являются двигательные нарушения (парезы и параличи), изменение мышечного тонуса, расстройство координации, наличие патологических синкинезий и синергии, непроизвольных движений (гиперкинезов), а также нарушение позы.

Для нормального двигательного развития необходимо:

  • функционирование рефлекторной дуги;
  • функционирование корковых двигательных и чувствительных зон (центров);
  • взаимодействие пирамидной и экстрапирамидной систем;
  • включение мышечных волокон в процесс сокращения, расслабления, растяжения и быстрого переключения при сохранении механизма реципрокных отношений (способность антагонистов Расслабляться при сокращении агонистов).

Двигательная функция складывается из произвольных и непроизвольных движений, поведенческих реакций, ориентировки относительно среды и частей тела, афферентной кинестетическойинформации.

Первые активные движения у плода появляются в середине беременности и воспринимаются как шевеление. С этого момента двигательная система начинает активно развиваться. У новорожденного движения скованны, хаотичны, имеются примитивные врожденные рефлекторные движения конечностей и туловища, сосание, глотание, ориентировочные реакции на свет и звук.

Эти движения осуществляются благодаря деятельности экстрапирамидной системы (стриопаллидарная), ядра которой расположены в глубине полушарий головного мозга. Она тесно связана с корой головного мозга, спинным мозгом, зрительными буграми, мозжечком, вестибулярным аппаратом, черной субстанцией, красными ядрами.

Экстрапирамидная система:

Симптомы поражения экстрапирамидной системы зависят от расположения очага поражения. При поражении паллидарного отдела отмечаются повышение тонуса по типу ригидности, снижение активности, инициативы, затруднения при переходе от покоя к движению. Мимика бедная, речь монотонная. Уменьшены содружественные движения (синергии). Тремор покоя в кистях, стопах. При поражении стриарного отдела имеются мышечная гипотония и разнообразные непроизвольные движения (гиперкинезы).

К экстрапирамидной системе относится и мозжечок. Он является органом равновесия туловища, координирует движение конечностей, обеспечивает физиологические синергии и участвует в поддержании мышечного тонуса.

Мозжечок получает информацию с периферии от мышечно-связочного аппарата, туловища, конечностей, головы, глазных яблок, вестибулярного аппарата и через спинной мозг передает информацию к мышцам, что обеспечивает сохранение равновесия туловища, синергию движений.

Благодаря связям мозжечка с корой головного мозга осуществляется тонкая координация движений конечностей. Взаимодействуя в границах экстрапирамидной системы, он влияет на состояние тонуса.

При поражении мозжечка и его связей возникают:

С 3-4-го месяца жизни ребенок начинает производить первые целенаправленные движения - тянется за игрушкой, захватывает ее одной, а затем и двумя руками, манипулирует предметами. За 1,5 года ребенок путем подражания, обучения, воспитания осваивает большинство основных произвольных движений. При многократных повторениях на основе кинестетического чувства вырабатываются точные координированные движения. Они превращаются в навыки, в сложные двигательные комплексы, на основе которых формируются многочисленные бытовые, спортивные, производственные и прочие действия.

Границы двигательного анализатора включают все корковые территории, связанные с освоением профессиональных и других действий, зоны рецепторных полей, имеющих отношение к зрительной, слуховой ориентации, кинестетические корковые поля.

Роль афферентной иннервации, которая дает информацию о состоянии мышечно-связочного аппарата в покое и при движении, крайне важна. Она позволяет формировать произвольные движения, схему тела и схему движения, благодаря чему все произвольные движения координируются и постоянно приспосабливаются к изменениям во внешней и внутренней среде организма.

От внутренних органов, мышц, суставов, вестибулярного, зрительного и слухового аппарата идет информация об отдельных частях тела, их взаиморасположении и положении тела в пространстве. Так формируется схема тела, его постуральная модель. Понятие схемы тела включает знание сторон тела (верх-низ, право-лево), количество, величину, форму частей тела (рука, кисть, пальцы), их взаиморасположение и т.д.

У новорожденного имеются примитивные тонические рефлексы, которые со второго месяца жизни начинают угасать, возникают установочные, выпрямительные рефлексы, что способствует формированию вертикальной позы. Ребенок начинает поднимать голову, удерживать ее в вертикальном положении, производить изолированные произвольные движения головой, туловищем, конечностями, садиться, манипулировать руками, формировать зрительно-пространственные отношения, вставать, ходить, бегать.

Становление движений дает мощный импульс к развитию психических функций, мотивации, формированию адекватных поведенческих реакций.

При ДЦП в результате поражения мозговых структур в период внутриутробного развития и в родах двигательное развитие задерживается, искажается, нарушается четкое чередование этапов развития и взаимодействия мозговых структур, что и ведет к нарушению функций (Добряков И.В., Щедрина Т.Г., 2004).

Хорошо известно, что для осуществления произвольных движений необходима сохранность корково-мышечного пути - двухнейронного пути, соединяющего кору больших полушарий мозга со скелетной (поперечно-полосатой) мускулатурой.

Тело первого (верхнего, или центрального) нейрона находится в коре прецентральной извилины, его аксон направляется для образования синапса со вторым (нижним, или периферическим) двигательным нейроном, находящимся в спинном мозге. Аксоны периферического мотонейрона идут уже непосредственно к мышце.

Паралич (парез) возникает при поражении как центрального, так и периферического нейронов корково-мышечного пути.

Спастический (центральный) паралич развивается при поражении верхнего (центрального) мотонейрона корково-мышечного пути, свидетельствуя о том, что очаг поражения находится либо в головном, либо в спинном мозге.

Основные характерные проявления центрального паралича (пареза) (Дуус П., 1995):

  • спастическое повышение мышечного тонуса (гипертония);
  • снижение мышечной силы в сочетании с утратой способности к тонким движениям;
  • повышение глубоких (проприоцептивных) рефлексов;
  • снижение или выпадение экстерорецептивных рефлексов (брюшных, кремастерного, подошвенного);
  • появление патологических рефлексов (Бабинского, Оппенгейма, Гордона и др.);
  • отсутствие дегенеративной мышечной атрофии.

Диагностика ДЦП основана на твердом знании основных этапов психомоторного развития ребенка. Важно помнить, что патологическая постуральная активность, спастическая гипертония нередко отчетливо выявляются только к 3-4-месячному возрасту, а иногда и позже. Поэтому большое значение имеет наблюдение за детьми, особенно в случаях с неблагоприятным акушерским анамнезом, учет динамики врожденных безусловных рефлексов, последовательности становления реакций выпрямления и равновесия, характера изменения мышечного тонуса.

См также: Механизмы развития мышечной спастичности

Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы. - М., 2010. - Часть II. Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 4. Клинико-функциональная характеристика детского церебрального паралича. С. 229-233.

У пациентов с нарушениями равновесия и ходьбы применяется стабилометрия с биологической обратной связью (БОС), специальные методики лечебной физкультуры (ЛФК), в том числе, с использованием разнообразных неустойчивых платформ, кинезиокоррекция.

При неуверенном балансе или мышечной слабости мы применяем вспомогательные приспособления и поддерживающие подвесные системы.

Для улучшения работы мышц, отвечающих за равновесие и координацию, восстановления их тонуса широко используется массаж и физиотерапия. При необходимости, мы дополнительно используем тейпирование.

Нарушения координации часто сопровождаются неуверенностью, страхом падения. При прохождении лечения это отвлекает пациентов, снижает эффективность восстановительных процедур, из-за чего возникают сомнения в выздоровлении. В дальнейшем может развиться невроз или депрессия. Для улучшения эмоционального состояния, мотивации на продолжение лечения, уменьшения тревожности, страхов, используют разнообразные методики психотерапии.

Медикаментозное лечение проводится при головокружениях, а также для улучшения питания мышц, лечения заболеваний, вызывающих нарушения координации. Подбор медикаментозной терапии для интенсивного курса или поддерживающего лечения проводит лечащий врач.

Нарушение координации произвольных движений называется атаксия (от греческого taxis – порядок, a – отрицательная частица). Другими словами, атаксия – это отсутствие порядка в движениях, проявляющееся нарушением точности, плавности, соразмерности, ритмичности, скорости и амплитуды движений. Атаксия возникает при несогласованном действии мышц агонистов, антагонистов, синергистов.

Любое, даже очень простое действие осуществляется за счёт того, что последовательно включаются и расслабляются различные мышцы. Сбой влечёт за собой раскоординированность действий.

Координация произвольных движений и функция равновесия обеспечивается слаженной работой различных структур нервной системы: мозжечка, проводящих путей, вестибулярного анализатора, коры головного мозга, рецепторов глубокой чувствительности.



Мозжечковая атаксия бывает двух видов: статико-локомоторная (расстройство стояния и ходьбы) и динамическая (нарушение координированных движений конечностей).

Возникает при следующих заболеваниях:

  • Инсульт в области мозжечка
  • Черепно-мозговая травма (ЧМТ)
  • Объёмные процессы (опухоли мозжечка, мозговых оболочек, метастазы опухолей других органов)
  • Детский церебральный паралич (ДЦП)
  • Рассеянный склероз
  • Интоксикации (алкоголь, некоторые лекарства)
  • Наследственные заболевания.

Симптомы мозжечковой атаксии:

  • тренировки на стабилометрической платформе с биологической обратной связью (БОС);
  • специальные методики лечебной физкультуры (ЛФК), кинезиокоррекцию, при необходимости – подстраховку с помощью подвесных систем;
  • транслингвальную нейростимуляцию (ТЛНС),
  • иглорефлексотерапию (ИРТ);
  • логопедическую коррекцию;
  • медикаментозное лечение.

Вестибулярная атаксия возникает при поражении лабиринта внутреннего уха, слухового нерва, ствола головного мозга. В компенсации стато-кинетической функции главную роль выполняет кора головного мозга благодаря ассоциативным связям. Вестибулярный нерв идет в составе VIII пары черепно-мозговых нервов вместе со слуховым нервом. На входе в ствол мозга в области мосто-мозжечкового угла слуховой нерв идет кнаружи, а вестибулярный нерв кнутри.

Во всех случаях нормального действия вестибулярного аппарата большую роль играет ускорение (силы тяжести при наклонах, прямолинейное при движении по прямой, и угловое, когда тело вращается). Вестибулярный аппарат работает не только как снаряд, улавливающий вращательные и прямолинейные движения и ускорение, но благодаря связям с другими отделами соматической и вегетативной нервной системы, он становится возбудителем целого комплекса рефлексов, оказывающих глубокое влияние на организм.

Из всех видов атаксии вестибулярная наиболее тяжело переносится пациентами. Чаще всего повреждение возникает с одной стороны.

Причины возникновения вестибулярной атаксии:

  • осложнения отита (воспаления уха)
  • рассеянный склероз
  • стволовой инсульт и хроническая церебро-васкулярная недостаточность
  • болезнь Меньера
  • нарушения кровообращения в области внутреннего уха
  • опухоли слухового нерва (шваннома, невринома VIII черепно-мозгового нерва)
  • другие (доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение, эндокринные заболевания).

Основные проявления вестибулярной атаксии:

  • системное головокружение;
  • нистагм, усиливающийся при отведении глаз в сторону здорового уха (лабиринта);
  • при ходьбе – отклонение или падение в сторону поражённого уха;
  • проявления усиливаются при поворотах головы, закрывании глаз;
  • нарушения со стороны вегетативной (автономной) нервной системы: тошнота, рвота, слюнотечение, потливость, нарушение сердечного ритма (брадикардия), колебания артериального давления усиление перистальтики желудочно-кишечного тракта, покраснение или бледность кожи.

Симптомы могут проявляться сильным приступом, как, например, при болезни Меньера: среди полного здоровья внезапно развивается резчайшее головокружение, сопровождающееся шумом в ухе, снижением слуха, рвотой, бледностью, холодным потом, снижением температуры тела. Приступ длится от 1 до 6 часов. В промежутках между приступами у пациентов отмечается шум в ушах, снижение слуха, неустойчивость при ходьбе.

Ещё одно состояние, при котором развиваются вестибулярные приступы – это доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение. Эпизод вертиго возникает в положении лёжа при повороте с боку на бок, или при наклоне головы вперёд (например, при обувании). Приступы кратковременные, длятся несколько секунд, иногда минуты. Чаще всего болеют люди пожилого возраста, т.к. у них развивается склероз отолитового аппарата лабиринта внутреннего уха, осколки отолитов (кристаллики) отрываются и при изменении положения головы перемещаются, раздражая рецепторы и вызывая приступ головокружения.

Повышенная возбудимость вестибулярного анализатора бывает и у здоровых людей. Наиболее часто это проявляется укачиванием. Укачивание (морская болезнь) – это ощущение тошноты, головокружения, бледность лица, головная боль, помрачение или потеря сознания при монотонных колебаниях (поездки в автомобиле, самолёте, морские путешествия, отсюда и название – морская болезнь). Укачиванием в разной степени страдают 30% людей, чаще женщины и дети. Причиной укачивания является плохая тренированность вестибулярного аппарата. Провоцирующие факторы: повышенная или пониженная температура, духота, резкие запахи (например, когда накурено), утомление, невысыпание, стрессы (в т.ч. страх полётов), алкоголь, беременность.

Об укачивании было известно ещё в древности. Гиппократ и Гален выделили это состояние в особую нозологическую единицу. Однако изучаться эта проблема стала в связи с развитием авиации. В большинстве случаев лётчики, которые в начале болели воздушной болезнью, с годами излечивались от неё благодаря постоянной тренировке вестибулярного аппарата. Наряду с пассивной тренировкой (вращением и качанием на качелях), применялись упражнения, воздействующие на полукружные каналы (все виды вращений) и на отолитовый аппарат (все упражнения с прямолинейным движением, ускорениями и замедлениями, прыжки, бег и др.), а также упражнения на ориентирование в пространстве, равновесие и координацию. Функциональная устойчивость вестибулярного анализатора приобреталась особенно быстро при активном методе тренировки, т.е. при занятии различными видами спорта.

Профилактикой развития вестибулярных нарушений является своевременное и правильное лечение простудных заболеваний, в первую очередь отитов. Если вестибулярные нарушения развиваются вследствие опухоли, требуется консультация нейрохирурга о возможности оперативного лечения.

В нашей клинике пациентам с вестибулярными нарушениями мы проводим тренировки вестибулярного аппарата, в том числе, стабилометрию с БОС, лечебную физкультуру с применением неустойчивых платформ разной степени сложности, транслинвгальную нейростимуляцию (ТЛНС), подбираем медикаментозное лечение.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.