Стертая дизартрия у детей с дцп


  1. Причины патологии
  2. Виды и стадии дизартрии
  3. Признаки патологии
  4. Диагностика
  5. Коррекция дизартрии
  6. Прогноз

Причины патологии

Распространенность дизартрии у детей составляет не более 6%. При этом патология относится к одной из наиболее распространенных логопедических проблем. Однако изучением и терапией этой проблемы занимаются не только логопеды, но также неврологи и психиатры.


В основе развития дизартрии у детей лежат патологии центральной и периферической нервной системы

В основе развития дизартрии лежат патологии центральной и периферической нервной системы. Они могут появиться как в процессе внутриутробного развития, так и после рождения.

Факторами, провоцирующими возникновение дизартрии у детей во время их пребывания в животе мамы, становятся:

  • возникающая иммунная реакция материнского организма с резус-отрицательной группой крови на резус-положительный плод. Состояние классифицируется как резус-конфликт и с первых месяцев беременности должно быть на особом наблюдении;
  • наличие у беременной соматических заболеваний с хроническим течением;
  • токсикоз и гестоз, провоцирующие гипоксию плода;
  • патологии родовой деятельности;
  • травмы плода, полученные во время его рождения;
  • асфиксия, наблюдающаяся при рождении. Патологическое состояние может возникнуть при длительном пребывании плода в матке после отхождения околоплодных вод, и при обвитии шеи ребенка пуповиной;
  • билирубиновая энцефалопатия, вследствие которой у новорожденных часто развивается ядерная желтуха;
  • недоношенность, срок которой составляет 1 месяц и более.

Дизартрия у детей в дошкольном возрасте может появляться вследствие таких патологий:

  • травмы головы и костей черепа;
  • гнойный отит, развивающийся в среднем ухе;
  • инфекции головного мозга;
  • интоксикации;
  • наследственные заболевания и новообразования в области черепа.

Дизартрия может развиваться у ребенка школьного возраста и взрослого человека на фоне таких состояний:

  • травма головы;
  • проведенные ранее нейрохирургические вмешательства;
  • онкологические образования головного мозга;
  • инсульт;
  • нейросифилис;
  • болезнь Паркинсона;
  • рассеянный склероз.

Сложность терапии дизартрии всегда напрямую зависит от тяжести имеющихся нарушений работы центральной и периферической нервной систем ребенка.

Виды и стадии дизартрии

По неврологическим показателям речевое расстройство классифицируется с учетом зоны локализации основной патологии. Так, дизартрия бывает:

  • бульбарная. При патологии наблюдаются поражение речевых центров в продолговатом мозге. Состояние сопровождается проблемами с рефлексами сосания и глотания. Также возникают трудности с пережевыванием твердой пищи. Практически все согласные выговариваются одинаково;
  • псевдобульбарная дизартрия. Возникает при повреждении связей между корой головного мозга и черепными нервами. При такой патологии ребенку трудно приподнять кончик языка и удерживать его в одном положении; может возникать насильственный смех и плач;
  • подкорковая, или экстрапирамидная. Проявляется вследствие повреждения подкорковых центров. Речь больного может сопровождаться резкими неконтролируемыми гортанными выкриками. Мышцы лица непроизвольно резко двигаются. Речь нечленораздельная, медленная и постепенно стихающая;
  • мозжечковая дизартрия. Развивается на фоне очагового повреждения проводящих путей и мозжечка. При патологии ребенок может выкрикивать отдельные слоги и слова, речь становится протяжной и медленной. Больной ходит, шатаясь, движения неуклюжие;
  • корковая патология. Возникает по причине воспалительных и деструктивных процессов в мозге. Состояние сопровождается неконтролируемыми мышечными спазмами. Ребенок может не только невнятно произносить слова, но и в отдельных случаях не понимать речь.

В том случае, когда основной причиной развития болезни является детский церебральный паралич (ДЦП), патология условно разделяется на:

  • спастико-паретическую;
  • атактико-гиперкинетическую;
  • спастико-гиперкинетическую;
  • спастико-атактическую.

Патология имеет такие степени тяжести:

  • 1 степень именуется стертой. Наличие у ребенка речевых дефектов обнаруживается только во время логопедического обследования;
  • 2 степень характеризуется понятной речью ребенка, при которой наблюдаются заметные дефекты произношения звуков и слогов;
  • 3 степень устанавливается в том случае, когда речь ребенка понимают только близкие;
  • 4 степень, или анартрия. Речь неразборчива даже для самого близкого окружения ребенка.

В отдельных случаях при 4 степени дизартрии дети не разговаривают вообще.

Признаки патологии

Дефект речи при дизартрии имеет множество специфических симптомов, связанных с недостаточным количеством или патологиями нервных окончаний. К основным признакам патологии относятся:

  • недостаточная или неполная подвижность губных мышц;
  • ограниченный радиус движения языка;
  • отсутствие чувствительности мягкого неба;
  • патология голосовых связок;
  • недостаточно развитая дыхательная мускулатура;
  • патологии строения гортани;
  • невнятность речи.

Дизартрия у детей также сопровождается визуальными физическими дефектами. Проблемы с артикуляцией проявляются повышенной подвижностью либо практически полным отсутствием движений мимических мышц. При гипотонии артикуляционной моторики практически всегда наблюдается плотное смыкание губ и напряженность лица.

При мышечной дистонии язык ребенка неподвижен и вяло лежит в ротовой полости, губы разомкнуты. Одновременно с этим наблюдается слюнотечение, а голос приобретает носовой характер. При попытках заговорить мышечный тонус резко меняется с пониженного на повышенный.

Стертая дизартрия сопровождается небольшим искажением произносимых звуков. При более серьезных степенях патологии ребенок может говорить медленно и протяжно, заменяя при этом отдельные звуки и слоги либо пропуская их во время произношения слов. Из-за анартрии речевые мышцы полностью парализованы и ребенок физически не способен выговаривать слова и слоги.

Дизартрия у детей имеет такие особенности:

  • нарушена артикуляция всех звуков;
  • шипящие и свистящие звуки произносятся сквозь зубы или боковым произношением, при котором кончик языка не вибрирует, а одна его боковая сторона прижата к верхнему ряду зубов;
  • произносимые твердые согласные практически всегда смягчаются;
  • укороченный выдох, при котором речь часто прерывается;
  • глухой и тихий тембр голоса;
  • речь монотонная.

Часто ввиду недостатка общения у ребенка с таким диагнозом наблюдается торможение развития речи, маленький запас слов и дисграфия (нарушение письма).

Диагностика

Постановкой диагноза и последующим лечением больных дизартрией занимается логопед и невролог. Логопед во время первичного приема оценивает как речевые, так и неречевые нарушения. Речевые нарушения определяются после устной и письменной проверки. Устная диагностика включает определение:

  • способа и характера произношения;
  • правильности произношения звуков и слогов;
  • темпа и ритма ведения речи;
  • характер дыхательного ритма во время разговора;
  • разборчивости речи;
  • уровня лексико-грамматического построения предложений во время разговора.

Для проведения диагностики письменной речи ребенку необходимо переписывать отдельные слова и предложения с предоставленного примера, писать под диктовку, читать и пояснять вычитанное, осмысляя полученную информацию.


Диагностика дизартрии у детей позволяет выявить стертые формы

При диагностике неречевых нарушений логопед оценивает работу мимической и артикуляционной мускулатуры, объем их движений и особенности дыхания.

В ходе неврологических обследований могут потребоваться данные МРТ мозга, электромиографии и электроэнцефалографии.

Коррекция дизартрии

Коррекционная терапия включает такие методы:

  • логопедический, общий точечный, артикуляционный и сегменто-рефлекторный массаж;
  • посещение занятий ЛФК;
  • механотерапия;
  • иглоукалывание;
  • применение комплекса упражнений для развития мелкой моторики;
  • дыхательная гимнастика;
  • упражнения для развития голоса.

В дополнение к основным логопедическим методам, лечение может включать в себя сеансы нетрадиционных методов терапии:

  • дельфинотерапия;
  • пескотерапия;
  • изотерапия.

Для достижения положительного результата все назначенные врачом занятия с ребенком должны проводиться ежедневно.

Процесс автоматизации речи и коррекции дизартрии занимает много времени и требует особой настойчивости, потому как первые результаты появляются не ранее, чем через несколько месяцев после начала активных занятий.

Педагогические занятия с логопедом обязательно должны проводиться одновременно с медикаментозной терапией патологии, назначенной неврологом. Наиболее заметный положительный результат от лечения получают пациенты, терапия у которых направлена на устранение первопричины дизартрии.

Прогноз

Нормализации речи до уровня 90-100% можно достичь у пациентов со стертой дизартрией. В таком случае ребенок может учиться в обычной школе, периодически посещая логопедические пункты. При более тяжелых случаях лечение обеспечивает улучшение речи. Однако пациент нуждается в обучении в специализированной логопедической школе.

При поражении двигательных зон и двигательных путей головного мозга возникает детский церебральный паралич. При ДЦП нервная система человека недостаточно контролирует движение мышц, и возникает поражение двигательной сферы. В разных случаях двигательные функции поражаются по-разному — от отсутствия возможности свободно передвигаться, но все же движения сохраняются, до небольшого нарушения тонуса мышц, при котором возникшие дипраксии (трудности в планировании целенаправленных действий) не дают возможности совершать точные движения, что утруждает самообслуживание. Дети физически развиваются с некоторыми особенностями на всех стадиях физического развития — им трудно удерживать голову, потом с трудом садятся, становятся на ноги, ходят, не могут точно совершать манипуляции руками и, конечно, наблюдаются проблемы с речью, такие проблемы при ДЦП имеют обобщенное название дизартрия.

Общая характеристика заболевания

Нарушение воспроизведения звуков при ДЦП связано с нарастанием тонуса мышц в мускулатуре, которая отвечает за речь, по этой причине дизартрия при ДЦП становится еще более выраженной. Нарастание тонуса в речевой мускулатуре связано с тем, что все движения делаются с приложением усилий, поэтому для начала работы с речевым аппаратом нужно расслабить мышцы всего организма, это должно снизить тонус речевых мышц и ослабить дизартрические расстройства.

Речевое отставание усиливается из-за других факторов — речевые отделы в коре головного мозга формируются позднее, пребывание в ограниченном пространстве, также ограничение свободы действий и передвижения, недостаточное общение со сверстниками негативно влияет на ребенка. Существует определенная связь между степенью поражения двигательных способностей ребенка и характером дизартрии. Ведь при самой тяжелой форме ДЦП, при которой ребенок с трудом двигает верхними и нижними конечностями (тетрапарез, который может сопровождаться двойной гемиплегией, то есть параличем двух, левой и правой половин тела), у большинства детей наблюдается дизартрия или же вовсе анартрия (неспособность разговаривать).


Особенности неврологии речи:

Типы нарушений звуковоспроизведения

При ДЦП ребенок может страдать дизартрией, главные симптомы этой болезни следующие:

  • ребенок с трудом произносить звуки,
  • страдает мелодичность, интонация речи,
  • возникают проблемы с темпом и ритмичностью разговора,
  • затрудняется дыхание при разговоре,
  • звучание голоса и артикуляционная моторика также могут быть нарушены.

Характеристика мышечного тонуса

Дизартрия является основной причиной отсутствия комфортного произношения, но это слишком общее понятие, на речь ребенка с ДЦП могут влиять разные дизартрические факторы — среди которых снижение тонуса мускулатуры. Нарушается тонус артикуляционной мускулатуры, к которой относится лицевые мышцы, а также мышцы губ, языка, мягкого неба. Отличают три вида тонусных нарушений — дистонические, спастические и гипотонические.


  1. Спастические нарушения в основном характерны для спастико-паретической дизартрии и сопровождаются увеличением тонуса языковых, губных, лицевых и шейных мышц. При чрезмерном напряжении язык сокращается и оттягивается назад, при этом изгибается и поднимается к небу, кончик плоский. Приподнятие к небу спинки языка приводит к тому, что согласные звуки звучат мягче, этот процесс называется палатализацией. Бывает противоположная ситуация — когда после спазма язык утончается и вытягивается вперед. Круговая ротовая мышца при напряжении напрягает губы, от чего рот смыкается и его тяжело разомкнуть. При спазме только верхней губы рот может быть немного открытым, что может сопровождаться чрезмерным отделением слюны (научное название — гиперсальвация). При спазме речевых (артикулярных) мышц, ими трудно произвольно двигать.
  2. Снижение мышечного тонуса, гипотония характеризуется языком, который распластывается во рту, и от этого становится тонким, также наблюдается вялость губ, которые сомкнуты неплотно. Неполная сомкнутость губ приводит к ощущению полуоткрытости рта с выраженным слюноотделением. Гипотонические расстройства также касаются мышц неба, эти особенности приводят к трудностям выдоха через рот и воздух преимущественно выходит носом. Носовое дыхание приводит к носовому голосу (насализации). Гипотония может быть спутником атактического, спастико-паретического типа, реже — гиперкинетического вида дизартрических расстройств.
  3. Дистонические расстройства бывают при дизартрии гиперкинетического типа и характеризутся непостоянством тонуса мышц. Расслабленные мышцы еще больше расслабляются, тонус слишком сниженный. При попытке заговорить наблюдается чрезмерное мышечное напряжение. Такие скачки напряжении речевых мускулов негативно отображаются на звучании речи — звуки искажаются, заменяются похожими или же вовсе пропускаются.

Нарушение тонуса мышц, которые отвечают за речь, часто бывает неравномерным, например язык поражается спазмом, а лицевые мышцы слишком расслабляются. Но всегда наблюдается точная зависимость тонуса мышц головы от тонусного нарушения мышц остальных частей тела.

Другие проблемные моменты

При дизартрии также бывают следующие особенности:

  1. Нарушение двигательных функций речевых мышц, которые охватывает парез либо паралич. Конечно, это приводит к ухудшению звуковоспроизведения, неправильно звучат практически все звуки — как гласные, так и согласные. Особенно сильно чувствуются нарушения произношения при малоподвижности языка, причем язык может вовсе не двигаться, а может иметь только незначительные уменьшения амплитуды движения. Чаще всего язык неспособен подниматься кверху, а также утрачивает способность делать незначительные, мелкие движения, что может значительно отобразиться на звуковом ряде.
  2. Ослабленность кинестетики (мышечного чувства), при которой речевые органы не прилагают достаточных усилий для правильного образования звуков.
  3. Дыхательные нарушения часто встречается при гиперкинетическом типе дизартрии и происходят из-за того, что дыхательные мышцы управляются центральной нервной системой, то есть мозгом, который как раз поражен ДЦП. Среди нарушений дыхания — глубина, ритм, вдох недостаточно глубокий и сокращенный ослабленный выдох, носовое дыхание может наблюдаться даже при открытом рте.
  4. Голосовые нарушения происходят из-за нестабильности тонуса мышц, что приводит к недостаточной подвижности гортанных, небных, голосовых, губных и языковых мышечных тканей. Голос может получаться слишком слабым, тихим, либо с недостаточно выраженным тембром. Разговор человека с дизартрией может значительно отличаться от речи других людей.
  5. Просодические нарушения. Просодикой называют изменения в мелодичности и интонации. Эти особенности делают речь более выразительной за счет отделения звуков и слов, разговор становится более разборчивым, а интонация вносит в рассказ эмоциональные нотки. При нарушениях просодики разговор получает монотонное звучание. Также нарушается темп, в основном в сторону ускорения, но в редких случаях дизартрическая просодика замедляет говор. Проблем могут добавить дополнительные ударения в словах, делая выговор похожим на скандирование, слова проговариваются с рубящей интонацией.
  6. Гиперкинез и тремор в мышцах осуществляют самопроизвольные движения, которые не контроллируются сознанием. Эти движения бывают довольно заметными, они не имеют никакого ритма, иногда совершаются с большой амплитудой и не подвержены логики. Конечно, это все не позволяет звукам образовываться в обычным путем, и звучание будет значительно отличаться от обычного. Такая дизартрия называется гиперкинетической.
  7. Атаксические координационные нарушения. Симптомы атаксии — дисметрические (неточные, негармонические движения артикуляционных мышц) и асинергия (несоответствие движения и дыхательных процессов), а также подобие скандирования при разговоре. Дисметрия может быть выражена гиперметрией — движения становятся более медленными, но их амплитуда больше. Дизартрия по этому типу называется атактической.
  8. Синкинетические нарушения возникают при попытке заговорить. Примером синкинезии может послужить непроизвольное поднятие нижней челюсти вместе с нижней губой вверх синхронно с поднятием кончика языка. Оральная синкинезия — явление, когда рот непроизвольно открывается при движении любой части речевого аппарата.
  9. Нарушение в речевом аппарате ведет к трудностям в пережевывании пищи, также детям с дизартрией трудно пить. Может быть нарушена координация между процессом приема пищи и процессом дыхания.

При дизартрии также наблюдаются вегетативные расстройства (глотание, слюноотделение и другие) и нарушение произношения. Лечение — массаж, упражнения, психологическая помощь. Самое главное — постоянная забота родителей и много терпения. Комплексное лечение обязательно даст позитивный результат.


Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.


В зависимости от типов нарушений движения мускулатуры артикуляционного аппарата, обеспечивающего произношение звуков, определяются различные формы дизартрии – нейрогенного расстройства речи.

Данное неврологическое состояние возникает при недостаточности иннервации речевого аппарата из-за органических поражений премоторной коры, мозжечка или лимбико-ретикулярных структур головного мозга, а также при заболеваниях ЦНС и периферической нервной системы цереброваскулярной или нейродегенеративной этиологии.

Характеристика форм дизартрии

Каждый тип дизартрии – бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая, экстрапирамидная (подкорковая) – приводит к разным формам нарушения мышечного механизма речи и негативно отражается на артикуляции согласных звуков, делая речь нечленораздельной. А тяжелая форма дизартрии проявляется и в искажении произношения гласных. При этом разборчивость речи сильно варьируется в зависимости от степени повреждения нервной системы.

Независимо от патогенеза речевых нейромоторных нарушений характеристика форм дизартрии учитывает антропофонические особенности речи, то есть интеграцию и координацию основных физиологических подсистем звуковоспроизведения. Это сопряженность движений мускулатуры частей артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого нёба, челюстей), то есть артикуляционная моторика или артикуляционные уклады воспроизведения звуков; характер речевого дыхания; голосообразование (звуковая часть речи или фонация), которое зависит от иннервации мышц гортани и колебаний голосовых складок.

Обязательно оценивается просодия (темп, ритмичность, интонация и громкость речи), а также резонирование – прохождение воздушной струи через резонирующие полости (ротовую, носовую и глоточную). Для большинства клинических форм дизартрии характерна назальность и гиперназальность речи (гнусавость), которые связаны с нарушением опускания/подъема нёбной занавески – небно-глоточной фиброзно-мышечной пластины (velum palatinum) и перенаправлением части потока воздуха через полость носа.

В отечественной неврологической практике на основе ключевых симптомов выделяются такие формы дизартрии, как:

  • спастическая форма дизартрии,
  • спастико-паретическая форма дизартрии (спастико-гиперкинетическая),
  • спастико-ригидная форма дизартрии,
  • атактическая форма дизартрии (или спастико-атактическая),
  • смешанная форма дизартрии,
  • стертая форма дизартрии.

Западные специалисты при диагностике нарушений речи двигательного характера различают спастическую, вялую, атактическую, гиперкинетическую и гипокинетическую формы дизартрии.

Для лучшего понимания терминологии стоит напомнить, что под спастикой подразумевается

повышение тонуса мышц с их непроизвольным сокращением; при мышечной ригидности мышцы зажаты и малоподвижны; парез представляет собой частичный паралич, то есть значительное уменьшение силы мышц из-за патологий передачи нервных импульсов; отсутствие координации движений разных мышц называется атаксией. Если без видимых причин у человека возникают непредумышленные движения, то речь идет о гиперкинезе, а для гипокинезии свойственно снижение скорости движений и их амплитуды.


[1]

Основные нарушения при различных формах дизартрии

Поскольку нарушение речи является частью симптокомплекса многих нейрогенных патологий, важнейшую роль играет дифференциальная характеристика клинических форм дизартрии, включающая максимально полную оценку таких факторов, как выраженность снижения мышечного тонуса и степень общих и локальных проявлений

Рассмотрим, какие основные нарушения при различных формах дизартрии выделяются

неврологами и логопедами в ходе проведения диагностики.


[2], [3]

Спастическая форма дизартрии

Возникающая вследствие двустороннего повреждения верхних двигательных нейронов, а также поражения кортикобульбарных путей передачи нервных импульсов спастическая форма дизартрии проявляется:

  • слабостью лицевых мышц и снижением диапазона движения артикуляционного аппарата;
  • спастичностью и повышением тонуса мышц лица;
  • протрузией (выпадением) языка;
  • гиперактивным рвотным рефлексом;
  • замедлением темпа речи;
  • напряжением голоса с повышением или снижением его громкости при общей монотонности речи;
  • прерывистым дыханием при разговоре;
  • гиперназальностью произношения.

Наиболее частыми причинами спастической дизартрии считаются спастический паралич, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз (болезнь Шарко или Лу Герига), а также закрытые черепно-мозговые травмы.

Спастико-ригидная форма дизартрии

При повреждении базальных ганглиев развивается спастико-ригидная форма дизартрии, обычно ассоциируемая с болезнью Паркинсона.

Проблемы с речью при данной форме дизартрии возникают из-за тремора и отсутствия согласованности речевой мускулатуры и включают:

  • нарушение голосообразования (охриплость, снижение громкости);
  • резонирование в нос (назальность);
  • переменный темп речи (то замедленный, то ускоренный);
  • нарушение голосовой модуляции и монотонность речи (диспросодию);
  • растягивание слогов, компульсивное повторение слогов и слов (палилалия) или повторение услышанных звуков или слов (эхолалия);
  • длительные паузы и затруднения при начале разговора.

Спастико-паретическая форма дизартрии

При слабости некоторых мускулов речевого аппарата, связанной с нарушением проведения нервных импульсов от базальных ядер экстрапирамидной системы и парезом мышечных волокон, спастико-паретическая форма дизартрии (и идентичная ей гиперкинетическая форма) отличается общим повышенным мышечным тонусом, который часто сопровождается непроизвольными движениями мышц, в том числе мимических.

Основными нарушениями при этой форме дизартрии являются:

Атактическая форма дизартрии (спастико-атактическая)

Патогенез атактической дизартрии связан с повреждением мозжечка или его подключения к коре и/или стволу головного мозга. В числе дифференциальных характеристик данной формы дизартрии особо отмечены нарушения просодии и артикуляции.

Так, громкость речи иногда описывается как взрывная, несмотря на ее замедленный темп, растягивание слогов и отдельных звуков, а также паузы почти после каждого слова. Пациенты с атактической дизартрией – при неточности в диапазоне, силе и направлении артикуляционных движений даже при воспроизведении гласных звуков – говорят особенно невнятно.

С учетом неустойчивого положения головы и общей несогласованности движений страдающего атаксией человека могут легко принять за пьяного.


[4], [5]

Смешанная форма дизартрии

В случаях пареза или паралича мышц артикуляционного аппарата вследствие одновременного повреждения двух или более мотонейронов ЦНС – как это бывает при рассеянном и боковом амиотрофическом склерозе или тяжелых травмах головного мозга – диагностируется смешанная форма дизартрии. По сути, это комбинация различных симптомов стертой формы спастической дизартрии и атактической.

Характеристики речевой патологии будут варьироваться в зависимости от того, какие мотонейроны затронуты меньше – верхние (локализованные в нижней четверти премоторной коры больших полушарий) или нижние (место их дислокации – передние рога спинного мозга). Например, если наиболее повреждены верхние моторные нейроны, нарушение голосообразования буде выражено в снижении тембра, а когда сильнее пострадали нижние моторные нейроны, голос будет хриплым со стридором при дыхании.

Стертая форма дизартрии

Вялая или стертая форма дизартрии или вялая обусловлена степенью повреждений тройничного, лицевого, блуждающего и подъязычного черепных нервов (соответственно – V, VII, X и XII), так как именно они отвечают за иннервацию мышц языка, губ, нёба, нижней челюсти, гортани, голосовых связок и складок. Если локальное поражение затронуло только черепной нерв VII, то ослабнет круговая мышца рта, а если, вдобавок, повреждается V пара нервов, парализуется мышца, которая поднимает верхнюю губу.

Формы дизартрии при ДЦП

Нарушение речевой функции у детей бывает при достаточно большом количестве врожденных аномалий головного мозга и нейрокогнитивной неполноценности различного генеза. И детский церебральный паралич – наиболее частая причина нарушений речи, которые характеризуются отсутствием устойчивости, координации и точности движений мышц речевого аппарата с разной степенью сужения их диапазона.

Отмечаются следующие основные формы дизартрии при ДЦП: спастическая и ее разновидности – спастико-паретическая и спастико-ригидная, а также смешанная форма дизартрии (которая, наряду со спастической, бывает чаще всего).

Нарушение глотания (дисфагия) – прямое указание на нарушение проведения сигналов по тройничному нерву, что также проявляется снижением тонуса мышц всего лица и губ с характерными признаками: открытый рот и слюнотечение. А из-за паралича подъязычного нерва при ДЦП происходит девиации языка (отклонении его кончика) на стороне тела, противоположной церебральному поражению.

Спастическая форма дизартрии при ДЦП со спастической гемиплегией (односторонним параличом) связана с частичной дисфункцией подъязычного черепного нерва, что выражается в снижении тонуса лицевой (жевательной и мимической) мускулатуры. В таких случаях диагностируется стертая форма дизартрии спастико-паретического типа с повышенным диапазоном движения нижней челюсти, ретрузией нижней губы, тремором языка, вялостью голосовых связок и слабостью нёба и глотки. В совокупности это вызывает стойкое нарушение артикуляционных укладов большинства согласных звуков и нечленораздельность речи. Причем при левосторонней гемиплегии отмечается более легкая форма дизартрии, чем при правосторонней.

Для большинства пациентов с ДЦП характерна монотонность и назальность речи со стридором. Могут быть затронуты дыхательные мышцы, что приводит к ограниченной дыхательной поддержке речи и нарушениям фонации. Из-за слабости мышц грудной клетки при атетоидной разновидности ДЦП происходит насильственное сокращение диафрагмы, поэтому больному сложно регулировать силу и громкость голоса, и часто все звонкие согласные звуки оглушаются.

Артикуляционные дисфункции такой формы дизартрии при ДЦП, как спастико-ригидная, определяются напряженным состоянием всех мышц лица, сенсорной недостаточностью подбородка и губ, значительным ограничением подвижности языка и голосовых складок.


[6]

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.