Т г шамарина и г и беловой возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей


Глава 10.
ДАЛЬНЕЙШАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Дальнейшая реабилитация ребенка после ликвидации спастических проявлений и достаточного растяжения мускулатуры - процесс хоть и длительный, но уже не представляет сложностей.

Среди многообразия средств реабилитации больных с ДЦП следует выделить технологии, основанные на синхронном коррекционном воздействии на многочисленные патогенетические звенья (Лильин Е. Т. и др.).

В своей практике мы не используем ортопедических приспособлений, так как феномен интенсивного роста и развития ребенка, наблюдаемый после проведения тракционной ротационной манипуляционной технологии, сводит на нет все усилия специалистов по ортопедическим приспособлениям снять мерки с интенсивно растущего ребенка. Диспансерные приемы с корректирующими процедурами ЛФК помогают профилактировать ростовые деформации у детей с ДЦП.

10.1. МЕТОДЫ СЕНСОРНОЙ КОРРЕКЦИИ

Комплекс "сенсорная комната" разработан с целью комбинированного воздействия на афферентные системы, для стимуляции мотивации к действию.

В состав оборудования "сенсорной комнаты" входят: "сухой" бассейн; гидроматрац с подогревом; водяные цилиндры высотой от пола до потолка, снабженные особым устройством, обеспечивающим вертикальные пассажи разнокалиберных и разноцветных воздушных пузырей в жидкой среде; стереоскопическое мобильное панно с меняющимися картинками; стенд для выработки навыков активности и стимуляции тактильной чувствительности, снабженный пучком световодов из оптических волокон, меняющих свою окраску непосредственно в руках у ребенка. Обстановка "сенсорной комнаты" погружает ребенка в атмосферу игры, пробуждая позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной реабилитационной задачи. Она создает условия для разрушения существующих порочных функциональных систем и формирования новых, более физиологичных.

К методам сенсорной коррекции относится звуковой луч (англ. sound beem). Тренажер, воздействующий на пациента по принципу обратной связи, помогает создать игровую ситуацию. Ребенок переключает сознание со скучных двигательных упражнений на активный интерес к забавному аттракциону и самостоятельно контролирует правильность своих действий с помощью слухового анализатора.

По нашему опыту, применение этих способов сенсорной коррекции дает наибольший результат, когда ребенок прошел базовую терапию, описанную в этой книге. Восстановленные возможности активно участвовать в игровом процессе и самостоятельно пользоваться пультами управления, ощущать все виды воздействия на органы чувств в "сенсорной комнате" побуждают ребенка к активной деятельности. Подчеркнем, что только нахождение со здоровыми детьми разных возрастов в "сенсорной комнате" позволит ребенку, копируя их поведение и неподдельный интерес, быстро восстановиться.

10.2. ЛЕЧЕБНАЯ ВЕРХОВАЯ ЕЗДА - ИППОТЕРАПИЯ

Во время движения лошади по манежу укрепляется мускулатура, прежде всего, мышцы спины ребенка. Преодолевается нарушение функции равновесия и вестибулярных расстройств. Общение с животным на открытом воздухе улучшает эмоциональный фон ребенка, расширяет диапазон его знаний об окружающем мире.

Кстати, когда нет возможности использовать лошадей, то катание детей на каруселях, качелях помогает достичь те же цели. К сожалению, в литературе и общей реабилитационной практике этому вопросу уделяется мало внимания.

10.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ

Разработаны специальные образовательные программы. При нарушениях речи - систематические занятия с логопедом.

Логоритмика. Из различных педагогических приемов реабилитации лучшим, по нашему мнению, является логоритмика. Занятия в игровой музыкальной манере с детьми дают наиболее выраженный эффект запоминания и воспроизведения при обучении детей с ДЦП, прошедших базовую терапию по авторской технологии. Особенно выраженный положительный эффект дает логоритмика по так называемой "размытой педагогической программе" (см. "Случай с Зоей" в приложении № 1).

10.4. ЛЕЧЕБНЫЕ КОСТЮМЫ

Оптимистические результаты получены после применения лечебных костюмов "Адель" и "Гравистат" (фото 46-47).

Применение костюмов типа "Гравистат" существенно облегчает работу врача и позволяет проводить беспрерывную коррекцию растущего организма. Подробно о технологии применения этих костюмов написано в руководстве К. А. Семеновой "Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича", 2000 г.

10.5. О НОВЕЙШИХ РАЗРАБОТКАХ СИСТЕМ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП

В последнее время разработано и успешно применяется принципиально новое устройство для реабилитации детей с ДЦП - костюм "ДК". Суть этого устройства, выполненного в виде полукомбинезона, заключается в том, что при его использовании у ребенка не только можно корректировать осанку, но и использовать в качестве тренажера для обучения любым двигательным навыкам. Принципиальное отличие этого устройства от всех предложенных ранее лечебных костюмов-корректоров в том, что устройство само осуществляет попеременную тракцию, дистракцию и коррекцию позвоночного столба и конечностей в соответствии с движениями ребенка. Модульный тип костюма "ДК" позволяет использовать его для коррекции любых двигательных нарушений и постепенного атравматичного исправления костных деформаций. Костюм "ДК" позволяет ставить в вертикальное положение даже детей с тетраплегиями и обучать их ходьбе. Устройство легко надевается на ребенка, очень просто в управлении и не требует специальных знаний. В отличие от костюмов типа "Адель", "Гравистат" устройство "ДК" может быть надето на ребенка под одежду в течение всего дня, а при необходимости исправления грубых костных деформаций ребенок может находиться в нем и ночью. Действие, отключение и регулировка костюма "ДК" осуществляется легким поворотом пластмассового рычажка, расположенного на костюме. В костюме "ДК" ребенок может купаться и плавать, причем пребывание в бассейне в этом устройстве дает наилучшие результаты коррекции и более быстрое восстановление ребенка. Применение нами костюмов-корректоров "ДК" показало их высокую эффективность по сравнению с другими костюмами-корректорами.

1. Шамарин Т. Г., Белова Г. И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. Калуга, 1996. С. 5-7.

2. Лильин Е. Т., Степанченко О. В., Бриль А. Г. Современные технологии в лечении детского церебрального паралича. Неврологический вестник № 2. 1999 г.

3. Семенова К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. М.: "Антидор". 1999 г.

Глава 11.
ПРОФИЛАКТИКА ДЦП В ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДЕ

"Наиболее трудна диагностика этого заболевания в первый год жизни ребенка. Ранняя постановка диагноза значительно улучшает прогноз заболевания и положительно влияет на эффективность лечения" (Семенова К. А., 1974 г.).

Как было сказано в предыдущих главах, само акушерское пособие или патологические роды увеличивают риск развития клиники ДЦП. Поэтому даже до постановки диагноза можно провести несложные профилактические мероприятия, позволяющие снизить этот риск.

1. Сразу после родов и первичной обработки ребенка положить его на животик и провести приемы №№ 3, 4, 5, 6, 7 (см. описание приемов в главе "Реабилитация"). Такие приемы позволят устранить деформации позвоночного столба и нивелировать последствия акушерской травмы.

2. Через 2 недели от рождения следует избегать тугого пеленания ребенка.

Тугое пеленание применялось на ранних исторических этапах из-за отсутствия возможности сохранять нормальный температурный режим для новорожденного. Эмпирический опыт свидетельствовал также об уменьшении беспокойства ребенка, которого туго пеленали. В детской травматологии беспокойство новорожденных, помимо прочих причин, объясняется поднадкостничными переломами ключицы, плеча и, возможно, ребер во время родов. При современном состоянии медицины эти травмы легко выявляются сразу после рождения ребенка. В таких случаях вопрос о тугом пеленании ребенка как о способе иммобилизации в течение месяца решается неонатологом совместно с детским травматологом.

Если у ребенка не выявлено указанных травм при рождении, то свободное пеленание, не препятствуя экскурсии грудной клетки и двигательной активности ребенка, способствует его физиологическому развитию.

3. Наш опыт показывает, что очень мягкие матрасики и перинки, в которых тело ребенка тонет, отрицательно сказываются на интенсификации физического развития ребенка. Детский матрасик умеренной плотности, в котором тело ребенка не утопает, положительно сказывается на развитии двигательных навыков ребенка. Беспокойство ребенка на таком матрасике, возникающее при неудобном положении тела, стимулирует движение ручками и ножками, подъемы и повороты головки, стремление к переворотам тела ребенка.

4. С месячного возраста и до года ребенок должен спать без подушки, или она должна быть небольшой, плоской. Такая мера объясняется тем, что пользоваться подушкой человечество начало сравнительно недавно, по сравнению с длительностью эволюции. Высокие подушки - это фактор онтогенетический, но не филогенетический. Укладывание ребенка на высокую подушку приведет к деформации позвоночного столба и, следовательно, к нарушению физического развития. Также многочисленные факты из практики свидетельствуют об асфиксии у детей, которые, уткнувшись носом в подушку, не могут повернуть головку из-за слабости мышц шеи.

Что такое домашние занятия с ребенком?

Это поддержка и сохранение достигнутых результатов, после прохождения курса реабилитации, и кратчайший путь к социализации ребенка


Стоит ли делать ребенку операцию?

У ребенка с ДЦП, как и у любого человека могут быть различные заболевания, не связанные с детским церебральным параличом, которые нуждаются в оперативном лечении. Например, у ребенка острый аппендицит. В этой ситуации операция просто необходима.

Что же касается операций, связанных с детскими церебральными параличами, то их не так много. Так при вывихе бедра операция необходима, но при условии, если ребенок сидит самостоятельно. Если ребенок самостоятельно не сидит, то операция нецелесообразна до тех пор, пока ребенок не будет сидеть самостоятельно.
Очень часто ортопеды предлагают операции по удлинению ахиллового сухожилия – ахиллопластику из-за того, что ребенок опирается на передний отдел стоп. После такой операции ребенок становится на полные стопы. Ортопед доволен, и родитель доволен. Однако у 80% детей после ахиллопластики возникает несостоятельность трехглавых мышц голени. Ребенок начинает сгибать ноги в коленных и голеностопных суставах. Такой ребенок практически никогда не сможет ходить самостоятельно. Таким образом лучше обходится без этой операции, а использовать приемы, направленные на формирование активных движений в голеностопных суставах в различных исходных положениях. Такие приемы хорошо отработаны в реабилитационном центре Шамарина.

Операцию ризотомию широко использовали во второй половине 20 века, затем от нее отказались. В настоящее время снова стали применять ризотомию, при этом очень часто возникают кифосколиозы и несостоятельность трехглавых мышц голени. Поэтому прежде, чем решиться на эту операцию нужно хорошо подумать.
Предлагают операции при ректус-синдроме и хамстринг-синдроме. Само возникновение этих синдромов свидетельствует о том, что с ребенком не занимались или плохо занимались и, прежде всего, не выполняли упражнения по суставам и не формировали активные движения по суставам. Данные операции могут только несколько улучшить двигательные возможности ребенка. Кстати сказать, что приемы по формированию активных движений по суставам отработаны в реабилитационном центре Шамарина.

Краткий обзор операций при детских церебральных параличах свидетельствует о том, что там, где можно, лучше обходиться без операций, использую рациональные приемы лечебной физкультуры.


Основной принцип реабилитации ребенка с ДЦП

Известно, что у детей с ДЦП никогда не было тех или иных двигательных функций и их нужно воспитать(формировать). Сформировать отсутствующие двигательные функции можно только при условии, если мозг ребенка научится посылать сигналы для реализации этих двигательных функций и контролировать их выполнение.
Какие же способы возможны для обучения мозга управлять теми двигательными функциями, которые в настоящее время отсутствуют и бездействуют? В организме человека имеются проприорецепторы, которые находятся в мышцах, в связочном аппарате, в суставных сумках.

Проприорецептивные сигналы от проприорецепторов постоянно поступают в мозг, сигнализируя мозг о нахождении тела и его частей в пространстве, о начале движения частей тела, скорости их движения и окончании движения. Так, например человек сидит, благодаря проприорецепторам он знает, в каком положении находится его голова, руки, ноги и т.д.

Чувствительность проприорецепторов очень высокая и приравнивается к чувствительности глаза и уха.
У ребенка с детским церебральным параличом в связи с повышением мышечного тонуса (при спастических формах) движения в ряде суставов отсутствует, а конечности (руки или ноги) находятся в дефектном положении. При упражнениях по суставам проприорецептивные сигналы идут в мозг, создавая в двигательных зонах мозга схему движения в том или ином суставе. Данная схема движения в последующем послужит тем фундаментом, на базе которого мозг приобретет возможность управлять этим классом движения.
Любые простые и сложные координированные движения и позы возможны только при условии, если мозг способен ими управлять. Так например, если ребенок с детским церебральным параличом начал стоять, то это значит, что его мозг научился синергично управлять практически всеми скелетными мышцами, а также контролировать вертикальную позу туловища и также равновесия.


Как часто необходимо проходить курсы реабилитации

Детям с ДЦП курсы реабилитации в реабилитационном центре необходимо проходить не менее 5-6 раз в год. Только при таком режиме работы многих детей можно научить самостоятельно, а в ряде случаев полностью у ребенка устранить двигательные нарушение, то есть победить ДЦП.
Этот вывод взят не с потолка, а основан на практической работе РЦ Шамарина.

В реабилитационном центре Шамарина поступают дети в ДЦП, у которых отсутствуют те или иные основные двигательные функции. Так, например 30% детей не способны удерживать голову в среднем физиологическом положении, 50% -не могут сидеть самостоятельно, 80% - не способны стоять, 90% детей самостоятельно не передвигаются. За 3-6 недельный курс лечения у многих детей формируются те или иные двигательные функции. Так, если ребенок удерживал голову в среднефизиологическом положении, но самостоятельно не сидел, он начинал сидеть самостоятельно. Если ребенок сидел самостоятельно, но не стоял, он начинал самостоятельно стоять. Если стоял самостоятельно, но не ходил, то у него формировалась способность ходить самостоятельно.


Что такое контрактуры и как с ними бороться?

Что такое контрактуры и как с ними бороться?

В не работающих суставах и мышцах происходят структурные изменения с формированием контрактур (ограничение подвижности) в суставах и потерей способности мышц растягиваться (так называемая мышечная контрактура).

Анализ более 30 тысяч историй болезни детей с детскими церебральными параличами в возрасте от 3 до 14 лет показывает, что у 50% из них наблюдались контрактуры. Причем с возрастом контрактуры становятся грубее. Большинство детей с контрактурами неоднократно лечилось в различных лечебных учреждениях. При наличии контрактур практически невозможно значительно улучшить двигательные функции в связи с тем, что при их возникновении появляется целая цепь компенсаторных порочных установок при попытке преодоления силы притяжения Земли. Лечение контрактур требует длительного времени, при этом нет гарантии, что их удастся ликвидировать консервативным, т.е. не хирургическим, путем.

В то же время известно, что дети рождаются без контрактур. Контрактуры формируются постепенно в тех суставах, которые длительное время находятся в неподвижном и недеятельном состоянии. Кроме того, при детском церебральном параличе длительно находящиеся в фиксированно-сокращенной позиции спазмированные мышцы постепенно заменяются грубой фиброзной тканью с блокированием всех движений в суставе. Чтобы сформировались контрактуры необходимо их взлелеять и постепенно вырастить, как, к примеру, бережно выращивают жемчуг в раковине.

Особенно часто наблюдается формирование тугоподвижности и контрактур в следующих суставах: плечевых, локтевых, лучезапястных, тазобедренных, коленных, голеностопных. Это связано с тем, что ряд мышц, обслуживающих данные суставы, при спастических формах детского церебрального паралича наиболее часто оказываются сокращенными в связи с повышением в них мышечного тонуса. Чтобы избежать таких крайне нежелательных последствий от длительного бездействия суставов необходимо ежедневно осуществлять в полном объеме все движения в суставах, а также воспитывать произвольные движения.


Форму протекания заболевания, должен определить детский невропатолог. По Л.О. Бадаляну ДЦП проявляется в спастической форме, в виде гемиплегии, диплегии, двусторонней гемиплегии, в дистонической или гипотонической формах.

По А.Ю. Ратнеру, ДЦП делится на спастический тетрапарез (двойная гемиплегия), спастический гемипарез (обе формы сопровождаются эпилепсией), мозжечковый синдром (мышечная гипотония), гиперкинезы (насильственные движения, мешающие ходьбе).

По К.А. Семеновой определяют спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую форму ДЦП, атонически-астатический синдром, гемипаретическую форму патологии.

Существует еще и рудиментарный вариант ДЦП: минимальные мозговые дисфункции—неврологические нарушения в виде вялости, быстрой утомляемости, возбудимости, неусидчивости, тиков, головных болей, а в более старшем возрасте нарушения проявляются низкой успеваемостью в школе из-за сложностей с усвоением новой информации. У таких детей бывают трудности в общении, нарушения сна.

В течение болезни по данным разных авторов различают от 3 до 4 периодов:

1) острый период, или ранняя стадия (7-14 дней, до 2-3 месяцев), когда заболевание проявляется в виде синдромов:

– синдрома нарушения мозгового кровообращения — имеют место стон, судороги, резкое возбуждение ребенка с пронзительным криком, нарушения дыхания;

– синдрома повышения внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионного) — родничок напряжен или выбухает, размеры головки быстро увеличиваются, могут быть судороги;

– судорожного синдрома — судороги бывают по нескольку раз в день;

– синдрома угнетения безусловных (врожденных) рефлексов — хватательного, автоматической походки и др. Формируются неправильные установки туловища и конечностей;

– диэнцефального синдрома — отмечаются малая прибавка в массе, задержка роста, нарушение сна, температуры;

2) восстановительный период:

– ранний восстановительный период (начальная хронически-резидуальная стадия) — начинается вслед за стиханием острых проявлений кровоизлияния в мозг. По мнению разных авторов, этот период продолжается от 2 до 5 месяцев. Именно в это время врач может определить форму ДЦП. Чаще она бывает смешанной и включает различные двигательные нарушения; б) поздний восстановительный период — длится до 1-2 лет;

3) период остаточных явлений, или конечная резидуальная стадия, — начинается с 2 лет и продолжается весь период детства и юношества. Дети 4-7 лет с сохранным интеллектом посещают логопедические группы детских садов (двигательные нарушения сочетаются с нарушениями речи). Занятия по ЛФК с методистом проводятся через день, все остальные дни ребенок занимается с родителями. Двухлетний ребенок с ДЦП может находиться в движении до 2,5ч. в день, в 3-7 лет — до 6ч.

Наша задача — как можно раньше выявить симптомы заболевания, а для этого существуют специальные тесты. Учитывая, что в период новорожденности у ребенка в норме тонус мышц повышен, определять изменения мышечного тонуса можно по косвенным признакам только с конца первого месяца: при повышенном тонусе ребенок из положения на животе не делает попыток поднять голову и установить ее по средней линии.

Лечебная физкультура является важнейшим фактором физической реабилитации больных ДЦП, развития их самообслуживания. Малогрупповые занятия ЛФК, игры, лечебная хореография, гидрокинезотерапия способствуют совершенствованию психомоторных функций ребенка, максимально приближают его к уровню сверстников.

Одним из важных средств реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является лечебная физкультура. Комплекс лечебной физкультуры состоит из выполнения физических упражнений (самостоятельно или при помощи взрослых), массажных процедур, закаливания и укрепления организма, активный образ жизни, рефлексотерапии, иглоукалывании, привлечения ребенка к легкой трудовой деятельности.

Цели ЛФК при ДЦП - развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах. Также в задачи ЛФК при ДЦП входит обучение детей бытовым навыкам, элементам трудовых процессов, самообслуживанию. Благодаря занятиям лечебной физкультурой, у ребенка вырабатываются новые навыки и правильные движения.

Лечебная физкультура при ДЦП преследует следующие задачи:

1) нормализация безусловно-рефлекторной основы становления произвольных движений;

2) развитие сенсомоторных возможностей больного на базе перестройки порочных компенсаций и стимуляции координированных функций анализаторных систем;

3) обучение жизненно необходимым двигательным навыкам и элементам спортивных упражнений на основе развития общей подвижности больного;

4) специальная разносторонняя тренировка координации движений.

Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций.

Процесс занятий лечебной физкультурой должен быть теоретически обоснован, построен согласованно с другими методами лечения. Для выбора методик занятий необходимо предварительное тщательное обследование больного, детальное выяснение характера поражения, состояния суставов и мышечной системы, степень утраты функциональных возможностей и прогноз заболевания .

Поскольку физиологический смысл занятий лечебной физкультурой состоит в развитии новых условно-рефлекторных связей и механизмов в процессе коррекционной работы, одинаковое значение имеют как демонстрация, так и словесное объяснение комплекса физических упражнений. Основной формой их организации являются индивидуальные занятия. Необходимо производить периодическое определение изменений в состоянии функций с помощью специальных тестов, и, по возможности, физиологических исследований. Такие осмотры позволяют своевременно выявить необходимость изменения методики и одновременно отражают динамику функционального состояния больного, эффективность его лечения на каждом этапе.

Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.

Важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП обуславливается особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций. Ранние занятия должны проводиться в самом раннем детстве, чем раньше, тем лучше, и должны способствовать восстановлению нарушенных функций, потому что замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития ребенка. Также занятия, проводимые с детьми, включают в себя артикуляционную гимнастику и логопедический массаж.

Перед началом занятий лечебной гимнастикой применяется криомассаж по В.И. Дубровскому для того, чтобы расслабить мышцы рук и ног. Для того, чтобы уменьшить гипертонус используется точечный массаж, сегментарный массаж, криомассаж и упражнения на растягивание. Также в комплекс ЛФК при ДЦП с успехом включается гидрокинезотерапия (аквааэробика), которая состоит из плавания, гимнастики и игр в воде. При этом температура воды должна быть не меньше 36-37 градусов. Упражнения проводятся по 15-20 минут. Курс - 20-30 процедур через день.

Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц.

Для снятия гипертонуса мышц рекомендуется использовать упражнения на мяче: 1. И.П. - лежа на животе и боку, на спине. Покачивание ребенка. Также можно в этом положении проводить ему классический массаж.

2. И.П. - лежа на животе. Ребенок должен поднять и опустить руки, затем отвести их в стороны, попытаться расслабить и с силой опустить.

Примерный комплекс упражнений для детей с ДЦП в раннем возрасте: растягивания, специальные положения и укладки. Согнуть или разогнуть конечность, удерживая ее в таком положении не менее 5-8 секунд, затем провести поглаживание, разминание и потряхивание напряженных мышц до тех пор, пока они не расслабятся.

Укладки выполняются при помощи мешочков с теплым песком. Можно сделать криомассаж спазмированных мышц. Ребенок укладывается в позу, противоположную той, при которой возникает повышенный мышечный тонус (гипертонус), и это приводит к тому, что патологический двигательный стереотип постепенно разрушается, патологическая афферентация с рецепторных полей патологически активного рефлекса снижается, и нормализуется регуляция мышечного тонуса в покое и при произвольных движениях.

При обучении бытовым навыкам (самообслуживанию) широко используются такие виды деятельности, как занятия рисованием, письмом, также у ребенка вырабатываются умения держать ложку, вилку, карандаш, зубную щетку, умываться, причесывать волосы и т.д. В тренировки включают ходьбу по ровной поверхности, по ступенькам лестницы, передвижения в специальной коляске. У ребенка вырабатывается способность стоять между брусьями (для этого устанавливаются параллельные рейки на уровне тазобедренных суставов), ходить с преодолением препятствий (в виде препятствий используются кубики, мячи, палки и др. предметы). Что касается обучения ходьбе, то сначала следует провести массаж спазированных мышц. Также в занятия лечебной физкультурой при ДЦП необходимо включать упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализации подвижности в суставах. Упражнения выполняются в различных положениях - стоя, сидя, лежа. Также очень полезны упражнения с передвижением на четвереньках и на коленях, с их помощью устраняются тонические рефлексы. В освоении акта ходьбы это является важным этапом. Развитию координации способствуют упражнения, в которых задействованы руки и ноги. Эти упражнения выполняются на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами, а также с изменением ритма и темпа выполнения.

При наличии гипертонуса мышц быстрота движений, их координация резко снижаются. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению упражнений, необходимо сделать массаж (можно криомассаж), а также вибромассаж стоп. Когда придет время непосредственно приступить к упражнениям, то сначала следует выполнять более простые упражнения в медленном темпе, с малым числом повторений. Затем постепенно следует усложнять упражнения и ускорять ритм их выполнения. Упражнения выполняются на месте и в движении (например, ходьба, бег и пр.)

Таким образом, Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максимов Александр Евгеньевич

В статье рассматривается проблема развития координационных способностей у детей с детским церебральным параличом. Проведен анализ и установлены причины возникновения и отставания координационных способностей . Для решения этой проблемы была разработана методика коррекции и развития координационных способностей с применением тренажера Bosu . Методика включала в себя комплексный подход в развитии и коррекции координационных способностей .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максимов Александр Евгеньевич

Bosu trainer application in a complex physical rehabilitation of children with cerebral palsy

The paper addresses the problem of coordination abilities in children with cerebral palsy. The analysis and established the cause of the backlog and coordination abilities . To solve this problem, developed a method of correction and development of coordination abilities with the use of the simulator Bosu. Methods included a comprehensive approach to the development and correction of coordination abilities .

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРА BOSU В КОМПЛЕКСНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

А.Е. МАКСИМОВ, ГОУ ЦЛПДО, г. Москва

В статье рассматривается проблема развития координационных способностей у детей с детским церебральным параличом. Проведен анализ и установлены причины возникновения и отставания координационных способностей. Для решения этой проблемы была разработана методика коррекции и развития координационных способностей с применением тренажера Bosu. Методика включала в себя комплексный подход в развитии и коррекции координационных способностей.

Ключевые слова: координационные способности, развитие, коррекция, методика, тренажер Вози.

The paper addresses the problem of coordination abilities in children with cerebral palsy. The analysis and established the cause of the backlog and coordination abilities. To solve this problem, developed a method of correction and development of coordination abilities with the use of the simulator Bosu.

Methods included a comprehensive approach to the development and correction of coordination abilities.

Key words: coordination abilities, development, compensation, method.

Развитие ребенка характеризуется тем, что на определенном этапе своего онтогенеза начинают формироваться различные физические качества (гибкость, координационные способности, сила, скорость, выносливость). Все они являются неотъемлемой частью друг друга, и неправильное формирование одного из них приводит к замедлению развития другого.

У детей с детским церебральным параличом (ДЦП) эти физические качества, в том числе и координационные способности, имеют отставание в своем развитии.

Формирование и развитие координационных способностей у детей с ДЦП является одной из наиболее сложных задач, требующей комплексного подхода.

Большинство детей с ДЦП испытывают большой дефицит в движении и вертикальном положении тела в пространстве, которые являются пусковым механизмом в формировании координации. Координационные способности - это сложный механизм, включающий в себя работу центральной и периферической нервной систем, и нарушения этих систем приводят к задержке созревания или поражения соответствующих мозговых центров. Помимо патологических нарушений, приводящих к недоразвитию координации, есть и другие факторы, которые замедляют развитие координационных способностей.

На сегодняшний день существуют различные методы и средства для развития и коррекции координационных способностей у детей с ДЦП. Большинство из них проводится в основном с детьми в лежачем положении, что является тормозящим фактором в развитии координации.

Проведенные исследования показали, что наиболее эффективной для формирования и коррекции координационных способностей у детей с повреждением опорнодвигательного аппарата является методика с применением тренажера Вози. Тренажер был изобретен в 2000 г. американцем Дэвидом Вэском, и основной сферой его

применения была спортивная и фитнес-индустрия. Он применялся для развития координационных и резервных возможностей человека, как в спорте высших достижений, так и в оздоровительных целях.

Тренажер представляет собой круглую неустойчивую платформу диаметром 63 см, на которой расположен накачанный воздухом резиновый купол-полусфера высотой 30 см. Использовать тренажер можно куполом вниз или вверх в зависимости от типа выполняемых упражнений, как для основных групп мышц, отвечающих за равновесие и ориентацию в пространстве, так и для более мелких, которые не включаются в работу в повседневной жизни.

Тренажер Вози применялся в комплексной реабилитации детей с ДЦП как дополнительное более эффективное средство для развития не только координационных способностей, но и резервных возможностей организма. Тренажер Вози развивает межполушарные взаимодействия и увеличивает компенсаторные возможностей головного мозга, мышечные и нервные соединения, что и способствует развитию координационных возможностей у детей с ДЦП. Таким образом, повышается производительность всей деятельности ребенка с ДЦП и происходит формирование и взаимодействие всех систем, отвечающих за координацию движений.

Для оценки координационных способностей и разработки индивидуальной программы дети были распределены по группам в зависимости от степени поражения опорно-двигательного аппарата. Развитие координационных способностей включала следующие разделы:

1. Тестирование и оценку координационных способностей.

2. Разработку индивидуальной программы.

3. Контроль и оценку результатов индивидуальной программы.

После проведения тестирования для каждой группы разрабатывалась индивидуальная программа с учетом особенностей каждого ребенка.

■ 1А-ИА ■ 1Б-ИА □ 11В-1МА □ 1А-1Б □ 1Б-11В

Оценка координационных способностей

Исследования показали, что применение тренажера Вози в комплексной реабилитации ускоряет процесс развития двигательных навыков и увеличивает эффективность координационных возможностей у детей с ДЦП.

1. Грец Г.Н. Педагогические основы применения нетрадиционных технологий в системе физической реабилитации // Вестник спортивной науки. - 2007. -№ 3. - С. 33-34.

2. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / под общей ред. Н.А. Гросс. - М.: Советский спорт, 2005. - 235 с.

3. Перхурова И.C., Лузинович В.М., Сологубов Е.Г. и др. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции.- М.: Кн. палата, 1996. - 242 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.