Тематическое планирование для детей с дцп и зпр


План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
samoobrazovanie_raz_mel_mot.docx 28.09 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию.

ФИО: Новикова Алевтина Александровна

Образование: Среднее специальное . Стаж работы 31 год. Нижнекамское педагогическое училище.

Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Задачи: повысить уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, открытых занятий, работать с банком педагогической информации в системе интернет. Разработать перспективный план работы с детьми. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года; создать рабочую учебную программу. Оформить мини уголок для развития мелкой моторики Разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.

Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.
У многих детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается недостаточность двигательных навыков:
· скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;
· недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Но, как известно, нарушения моторики может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Успех в преодолении нарушений общей и пальчиковой моторики у детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от правильного сочетания специального лечения и специального обучения.
Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром и поэтому я решила взять эту тему. И это тема всегда актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Когда начата работа над темой: сентябрь 2013 г.

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2016 г.

2013-2014гг-развитие мелкой моторики у младших дошкольников через игровую деятельность.

2014-2015гг-развитие мелкой моторики рук у детей в процессе НОД по образовательной области художественно-эстетического развития.

2015-2016гг-развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисование.

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младших дошкольников с детьми ОВЗ.

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционные техники рисования.

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду групповой комнате и прогулочного участка.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование нетрадиционной пособий.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Этапы проработки материала:

2. Практический (с детьми, с педагогами, с родителями)

Формы работы с детьми:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы с детьми:

  1. массаж кистей рук
  2. пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  3. пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  4. пальчиковый театр
  5. лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
  6. нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
  7. конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
  8. различные виды аппликаций
  9. рисование по трафаретам
  10. штриховка
  11. дорисовка (по принципу симметрии)
  12. лабиринты
  13. дидактические игры
  14. шнуровка
  15. игры с мелкими предметами
  16. паззлы, мозаика.

3.Обобщающий. Предоставление отчета о работе.

Форма отчетности: создать личный мини сайт в социальной сети для размещения всех видов материалов.

Предполагаемые результаты : Повышение качества воспитательно -образовательного процесса. Внедрение системы работы с детьми по развитию мелкой моторики. Создание педагогических разработок и публикации их в СМИ.

У детей развита мелкая моторика по мере возможностей, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы, обогащенная предметно-пространственная среда.

2013-2014гг-развитие мелкой моторики у младших дошкольников через игровую деятельность.

Список литературы для изучения:(в течение учебного года)

3. Материалы Интернет сайтов.

4.Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. - Ж. Дефектология, № 4, 1999.

1.Подбор и приобретение наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений и игр по развитию мелкой моторики, учитывая возрастные и физические возможности детей с ограниченными возможностями здоровья. (сентябрь 2013)

8.Создать мини уголок с играми и материалами для развития мелкой моторики. (апрель2014)

9.Планирование развитие мелкой моторики рук у детей в процессе НОД по образовательной области художественно-эстетического развития на следующий год на основании диагностики (май 2014)

2014-2015гг-развитие мелкой моторики рук у детей в процессе НОД по образовательной области художественно-эстетического развития.

Список литературы для изучения (в течение учебного года)

4. Посетить открытое занятие с использованием элементов сказки в группе №7 у воспитателей Хамидуллиной Г.Р., Павловой Л.И. (ноябрь 2014)

8.Планирование работы на следующий учебный год по развитию мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования (май 2015)

2015-2016гг-развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования.

Список литературы для изучения.

3.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

4.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

5. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11

3.Создать личный мини сайт для размещения своего опыта работы (октябрь 2015)

7.Школа для родителей (февраль 2016)

9. Изготовление трафаретов для развития мелкой моторики (апрель 2016)

9.Подготовить краткий отчет (май 2016)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация дви.

В данном материалы использованы разнообразные приёмы мнемотехники.

Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе образования. Проблема подготовки ребёнка-дошкольника к школьному обучению актуальна всегда. В настоящее время её актуальность о.

laquo;Инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют челове.

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования".

Коррекционно-развивающая программа

для детей с ДЦП

Составитель: Потапова Т.Г.

Пояснительная записка

ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах. Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов. Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.

 ограничена предметно-практическая деятельность;

 недостаточное развитие предметного восприятия;

 затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь;

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико педагогического и социального сопровождения школьников с ДЦП. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Основная цель психокоррекции — исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, гармонизация личности и профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического нарушения (тяжесть и структура дефекта), так и внешней (средовые факторы).

Задачи программы :

 Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных

операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных

представлений, общей и мелкой моторики.

 Обучение навыкам произвольного поведения.

 Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие

коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью

профилактики дезадаптации к условиям ОУ.

Содержание программы .

Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики.

Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания,

развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.

Занятия проводятся 1-2 раз в неделю, продолжительность до 30 минут (в начале

Тематическое планирование

Пластилиновое панно. Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль). Графические упражнения. Развитие произвольного внимания и мышления.

Моторика. Вырезание из бумаги и

Развитие движений рук и ручной умелости. Рисование, раскрашивание

Повторение. Ориентировка по основным пространственным

Ориентировка по основным пространственным направлениям

Графические упражнения. Рисование узоров по образцу осложнённыхколичеством элементов. Графические диктанты.

Развитие произвольного внимания и поведения (концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль)

Развитие логического мышления (обобщение, сравнение, классификация). Графическая раскраска.

Графические упражнения. Штриховка (обведение по трафаретам фигур и их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).

Графические упражнения. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша. Клубочки (рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против).

Графические упражнения. Рисование узоров по образцу не осложнённых

количеством элементов. Графические диктанты.

Графические движения с использованием трафарета фигур животных.

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие восприятия и воображения)

Развитие психических процессов и мелкой моторики (развитие памяти,

внимания, общей осведомленности)

Графические движения с использованием трафарета фигур животных. Развитие зрительной и слуховой памяти.

Список используемой литературы:

1.Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для

младших школьников: Уч.-метод. пособие для школьных психологов. – Волгоград: Перемена, 1993.

2. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

3. Голубь В.Т. Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5 – 8 лет. М.: ВАКО, 2004.

4. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Луч. – 1995

5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010.

6. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как

хорошую память и запоминать цифры. – М.: РИПО КЛАССИК, 2003.

7. Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: просвещение, 1990.

8. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой

ПЛАНИРОВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.

Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития или неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией мышечного тонуса, парезами. К двигательным расстройствам в большей части случаев присоединяются нарушения зрения, слуха, речи и др. У некоторых детей могут наблюдаться сопутствующие синдромы: судорожный, мозжечковый, гипертензионный, гиперкинетический и иные. Такая сложная клиническая картина и вынужденная обездвиженность создает дефицитарный характер психического развития ребенка с ДЦП, что весьма отрицательно сказывается на его познавательной деятельности в целом. Следует отметить, что ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило, улучшается.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют различную степень выраженности:

Тяжелая. Дети не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, не могут себя обслуживать.

Средняя. Дети овладевают ходьбой, но передвигаются с помощью ортопедических приспособлений (костылей, канадских палочек и т.п.) Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции.

Легкая. Дети ходят самостоятельно. Они могут себя обслуживать, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные.

При легкой и средней степени поражения дети могут посещать коррекционно-образовательные детские учреждения. Наиболее тяжелые дети воспитываются и обучаются в специальных учреждениях интернатского типа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Медицинской наукой накоплены огромные данные о причинах возникновения детского церебрального паралича. Многочисленные исследования свидетельствуют о нарушении развития плода под влиянием различных вредных факторов. В настоящее время доказано, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода.

Нарушения опорно-двигательного аппарата определяет развитие познавательной сферы детей. У детей с церебральными параличами имеет место недоразвитие пространственного гнозиса, что связано с недоразвитием или поражением теменной доли больших полушарий головного мозга и с нарушениями зрительного восприятия. В свою очередь, нарушения зрительного восприятия связаны с недостаточностью фиксации взора и конвергенции, сужением полей зрения, птозом, двоением, нистагмом и снижением остроты зрения. Нарушения подвижности глазных яблок являются следствием пареза мышц, двигающих глазное яблоко. Нарушения слухового восприятия также имеют значение в нарушении формирования пространственного гнозиса. Подобные сенсорные нарушения в дальнейшем служат причиной нарушения внимания и неумения сосредоточиться на задании.

Наличие патологических тонических рефлексов и парезов рук приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации. Наряду с нарушением формирования пространственного гнозиса это затрудняет формирование восприятия формы и овладение умением соотносить в пространстве объемные и плоские величины.

Речевые нарушения у детей с церебральными параличами характеризуются задержкой речевого развития. При атонически - астатической форме детского церебрального паралича отмечается мозжечковая дизартрия, особенностью которой является асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь носит замедленный и толчкообразный характер. К концу фразы голос затихает (скандированная речь). Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической. При сенсорной алалии отмечаются выраженные нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие моторной речи.

Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами протекает в неблагоприятных условиях и часто задерживается или искажается. Интеллект при детских церебральных параличах бывает изменен по-разному: примерно 30% детей имеют недоразвитие интеллекта по типу олигофрении, у 25-30% интеллект сохранен, а у остальных наблюдается задержка интеллектуального развития, обусловленная двигательными, речевыми и сенсорными расстройствами.

Уровень развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей с ДЦП значительно снижен. Тем не менее среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике в развитии ребенка с ДЦП при условии своевременного целенаправленного коррекционного воздействия.

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее и лучше её результаты.

Поэтому своевременно начатая коррекционная работа с такими детьми имеет важное значение в ликвидации дефектов речи, зрительно-пространственных функций, личностного развития.

Планирование, содержание и условия реализации коррекционных программ для детей с ДЦП.

С 3-х лет дети с ДЦП, способные к передвижению и владеющие навыками опрятности могут поступить в специальный детский сад или группу. Наполняемость групп 8-10 человек. Коррекционно-педагогическая работа в детских садах такого профиля строится с опорой на программно-методические материалы, разработанные Е.Ф.Архиповой, Л.А.Даниловой, Г.В.Кузнецовой, И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько, Н.В.Симоновой, И.В.Смирновой.

Цели, задачи, принципы, направления и содержание коррекционной работы в ДОУ.

Основная цель коррекционной работы - систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно- развивающего образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

1. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ДЦП в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;

2. Формирование познавательных процессов и способствование умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и речи.

3. Совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

4. Обеспечение оптимального вхождения детей в общественную жизнь.

5. Формирование эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений , развитию эстетического вкуса, художественных способностей, освоению различных видов художественной деятельности.

Содержание коррекционной работы определяют принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ДЦП в группы комбинированной направленности.

Направления работы:

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное проведение комплексного обследования детей и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

С целью диагностики сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов используется комплекс различных методик, комплекты Забрамной С.Д., Боровик О.В. и Стребелевой Е.А.

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ДЦП в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ДЦП и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ДЦП их родителям (законным представителям) педагогическими работниками.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ДЦП.

В каждом учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья ( том числе и с ДЦП), которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.

2. Аналитическая работа.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми).

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями и задержкой психического развития.

Планирование, формы и содержание коррекционных мероприятий с детьми с ДЦП.

Задачи развития речи, мышления и коррекции недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.

Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программами:

и рабочей программой учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

В основе планирования занятий с детьми с ДЦП лежат тематический и концентрический принципы.

Коррекционно – развивающая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы ведется индивидуальная программа развития.

Необходимым условием реализации этих задач является комплексный подход к диагностике, развитию и коррекции нарушенных функций, который обеспечивается тесной взаимосвязью коррекционных и психолого-педагогических мероприятий. Осуществление общеразвивающих задач неразрывно связано с решением коррекционных задач. При комплексном обследовании проверяется и уточняется уровень знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявляются основные трудности в овладении ими, определяются коррекционные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений. Развитие познавательной деятельности детей осуществляет учитель-дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне образовательной, прогулки. Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет учитель-логопед. Инструктор по физической культуре проводит деятельность по физическому развитию. Педагог-психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом детского сада. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и учитель- логопед, и воспитатели, и учитель-дефектолог, и инструктор по физической культуре. В связи с тем, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, при подготовке детей к школе, следует сочетать индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы (учителя-дефектолога, учителя- логопеда, инструктора по физической культуре), в рамках которых необходим гибкий подход к оценке усвоения материала разными детьми. Психологическая помощь включает оценку уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам и психотерапию; диагностику нарушений способности к обучению; участие в планировании и проведении образовательных программ; консультирование родителей.

Условия реализации коррекционных программ.

Кадровое обеспечение:

Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

В детском саду должны быть учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физ. культуре, другие специалисты (в нашем ДОУ – педагог Монтессори).

Психолого – педагогическое обеспечение:

Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

Обеспечение психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности);

Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ДЦП, введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

Обеспечение участия всех детей с ДЦП, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

Развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. На занятиях должно соблюдаться единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.

Социально-бытовая реабилитация является важным звеном в системе реабилитационных мероприятий.

В последние годы создан большой арсенал современных технических средств реабилитации, основной целью которых является компенсация нарушенных и утраченных функций, обеспечение относительной независимости от окружающих. Технические средства реабилитации существенно облегчают жизнь ребенка с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Они должны быть абсолютно безопасны и просты в обращении.

Применение различных технических средств реабилитации у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата зависит от характера, степени и тяжести нарушенной или утраченной функции.

Итак, подведем итоги: ДЦП - заболевание, в основе которого лежит двигательное нарушение, влекущее за собой нарушения психические и речевые. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем лучше для ребенка. Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, обучения и воспитания. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.