Как развивать речь у детей с дцп


В сегодняшней статье мы поговорим о способах, как развивать речь ребенку c ДЦП, методиках и тактиках, которые используются при коррекционных работах в развитие речи у детей с ДЦП .

При применении данных приемов у детей происходит активное развитие речи.

И снова мы будем учится вместе с нашими детьми, Развиваем речь ребенку c ДЦП, одним им не справится, а в паре мы заговорим быстрее.

Игры и обучение


И так друзья, для нас не секрет и мы все замечаем, что малыш лучше запоминает те предметы, с которыми он активно контактирует.

При пополнении спектра игровых манипуляций, необходимо учить ребенка произвольно упускать игрушки, класть их самостоятельно либо с помощью взрослых, катать машинку или мячик, снимать и надевать кольца на пирамиду, строить башню из кубов, брать большие предметы, играться куклами.

Связь нарушений умственных и речевых способностей с мелкой моторикой уже давно подтверждена многочисленными исследованиями.

Методики развития понимания речи


  1. Осуществление простых действий согласно инструкции.
  2. Увлекательные игры: прятки, ку-ку.
  3. Формирование понимания обобщенных значений. К примеру, собака резиновая плюшевая, надувная.
  4. Подбор игрушки по просьбе родителей.
  5. Взаимодействие с предметами согласно инструкции.

Подражание означает выполнение мероприятий, принятие поз, воспроизведение звуков, которые задает взрослый. В процессе повторения ребенок учится копировать, выполнять какие-то вещи подобно тому, что он лицезреет, рисует, создает из кубиков. При использовании мышц и суставов малыш учится двигаться. Он ощущает, как это должно быть с его телом.

Прежде чем ребенок научится воспроизводить что-то своей устной речью, ему необходимо научиться повторять звуки. Сначала мы учим повторять простые действия.


В процессе умывания, массажа, игр, можно касаться частей лица и тела, произнося их названия. Ребенка нужно просить показать определенную часть тела в зеркале. Помимо этого, отлично подойдет рисование, лепка и другие разновидности творчества с намеком на разные части тела.

Активация связанной речи у детей раннего возраста проводится вызыванием лепетных слов. Необходимо привлечь внимание крохи к взрослому. При этом нужно поощрять его энтузиазм и пытаться вызвать у него повторение звуков, благодаря чему происходит развитие речевой активности.

Чтобы научить ребенка произносить звуки, можно использовать такие занятия:

  • упражнение на перекличку, повторять звуки вместе с ребенком;
  • для стимуляции голосовой активности малыша, произносите восклицания, гуления, лепет;
  • помогайте ребенку при произношении звуков о, у, удерживая при этом губы.

Звуки вовлечены в систему коммуникации и отображают чувства, явления, переживания. (корова –му, а – плач, ко-ко – курочка и др).

Логопедический массаж для детей-видео

Посмотрите видео: Как делать детский речевой массаж в домашних условиях

Тактильно-вибрационный способ

Применение данной методики показано с целью воспроизведения звуков. Возьмите ладонь малыша, приложите ее к щекам, скажите в ладонь определенное слово. На следующей стадии вслед за примером слова поднесите ладонь ко рту ребенка, чтобы он сам выговорил это слово.

Занятия соединения рук, упражнения двумя руками, коллекционирование разных изображений, способствуют созданию межполушарного взаимодействия, восприятию образа.

Пальчиковые игры не только способствуют активному развитию мелкой моторики в раннем возрасте ребенка, но и стимулирует активную и пассивную речь, поэтому в занятия с ребенком должны обязательно входить пальчиковые манипуляции. Идеально подходит пальчиковая гимнастика, попевки, шнуровки и прочее.


Учите малыша воспроизводить движения под музыку. Пусть танцует, поет слова, конечным результатом будет ритмичность движений, желание спеть.

У деток с дцп в большинстве случаев наблюдаются нарушения произвольных движений языка, в результате чего происходит задержка развития речи.

При этом очень эффективной оказывается артикуляционная гимнастика. Цель данного занятия состоит в том, чтобы развить у малыша кинестетические чувства, подвижность губ, языка. Такие упражнения могут проводиться детьми старше двух лет в виде игр.

Дидактические игры для детей с детским церебральным параличом используются в целях обогащения познавательного процесса. Дошкольные пособия представляют собой материал обучающего, формирующего и воспитывающего плана. Темы занятий нацелены на развитие личности и раскрытие потенциала дошкольников.

Дыхательные упражнения

Занятия подразумевают пальчиковые игры, дыхательные упражнения. Взрослые должны принимать участие в данных уроках вместе с детьми.


Взаимодействуя с малышом совместно с профессионалом, родители делятся успехами ребенка, говорят о их достижениях и проблемах, понимают, как нужно работать с детьми с диагнозом дцп, осознают особенности поведения ребенка в определенных ситуациях, овладевают основами методических тактик по корректировке формирования речи, реально оценивают форму патологии малыша и его способности.

В процессе занятий со специалистами, с родителями проводятся беседы, обсуждаются проблемы детей. Такая тактика помогает сосредоточиться на естественных методиках контакта с малышом, применения речи и других методик коммуникаций в быту и играх.

Надеюсь теперь молодые родители будут знать с чего начать формировать речь ребенка и на что обращать внимание с годика малыша.

Только дорогие мои, не заблуждайтесь, что с матами, как многие утверждают ребенок заговорит быстрее. Нет! Проверено на личном опыте.

Как только не пытались некоторые мои знакомые учить дочку матерится, она смущенно отворачивалась. А вот пройдя 3-х месячный курс в спец-санатории моя Алька приехала с первым запасом слов.

Совет: У вас в семье дают ключ от квартиры детям? Отлично. Приспособьте к ключу, в виде брелка, зажим от подтяжек. Пристегнув ключ к краю кармана, ваш ребенок сможет хоть на голове стоять и не опасаться, что не попадет в дом из-за потери ключа, т.к с этим приспособлением утеря не возможна.

На этом мы с вами прощаемся! Уважаемые читатели, подписывайтесь на обновления блога и делитесь с друзьями информацией в социальных сетях, а мы всегда рады знать, что вы с нами и читаете нас.

Оксана Беляева
Стимуляция речевой активности у детей с ДЦП

Особенности работы учителя-логопеда по стимуляции речевой активности у детей с ДЦП

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

На базе нашего детского сада открыта и функционирует группа для детей со сложной структурой развития. В эту группу в сентябре прошлого года поступил ребенок с диагнозом ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Речевые расстройства у больных ДЦП возникают очень часто (в 80% случаев). Изучению данной темы посвящены различные исследования Л. А. Даниловой, Е. М. Мастюковой, И. А. Панченко и др.

Часто возникают проблемы с развитием молодых отделов мозга, которые начинают интенсивно развиваться уже после рождения ребенка. Ещё одной причиной отставания развития речи связано с ограниченным объемом знаний и представлений о мире, который окружает ребенка, а также с недостаточностью практической деятельности и социального развития. Все это из-за того, что больные дети обладают маленьким жизненным опытом и общаются с очень ограниченным кругом людей.

Очень распространенной ошибкой родителей в процессе воспитания детей, больных ДЦП, является гиперопека ребенка, желание сделать все действия за него, что приводит к тому, что ребенок уже и не стремится делать что-то сам. Он учится взглядом или жестом показывать родителям на то, что он хочет. При этом у него полностью отсутствует потребность в общении с помощью речи.

Давно замечено, что речевые нарушения проявляются более сильно, если у ребенка развиты сильные двигательные патологии. Это связано с тем, что у него ограничена возможность передвижения и познание окружающего мира, а также повышенный тонус мышц языка, трудность в дыхании и голосообразовании. Все это приводит к тому, что нарушается голосовая активность и ухудшается произношение звуков.

Коррекционную работу нужно начинать, опираясь не на возраст, а на его психоречевое развитие.

Основные направления коррекционной работы на этапе появления первых звукокомплексов (видео показ фрагмента занятия с прищепками)

- использование различных предметов в соответствии с их функциями, обучение способности самостоятельно включаться в деятельность, формирование произвольного и устойчивого внимания, а также наглядно-действенного мышления;

- речевое и предметно-практическоеобщение с окружающими: понимание обращенной к ребенку речи, собственная речевая активность, мимика, жесты и интонации;

- получение и развитие знаний об окружающем;

- формирование и стимулирование зрительного, слухового и тактильного восприятий;

- развитие зрительно-моторной координации

Направления коррекционно-педагогической работы с детьми на этапе активного звукоподражания и появления первых слов,формировании фразы:

- общение с окружающими и сверстниками с помощью речи, формирование связной речи и пополнение обоих словарей (активного и пассивного).

- развитие пространственных представлений у ребенка;

- развитие мышления, внимания и памяти;

Как один из примеров, совместные действия, требующие концентрации и устойчивости внимания.

Соня хлопать как умеет,

Своих ручек не жалеет:

Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп! (хлопает руками)

Соня топать как умеет,

Своих ножек не жалеет:

Топ - топ, топ - топ! (топает ножками)

Хлоп - хлоп - хлоп! (хлопает руками)

Топ - топ - топ! (топает ножками)

Очень хорошие результаты дает использование песенок авторов Железновых.

Я, как специалист, столкнулась с проблемой того что речевые нарушения сочетаются между собой, например дизартрия и задержка речевого развития.

Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий.

Анализируя занятия по развитию речи, я выявила большие потенциальные возможности воздействия пальчиковой гимнастики, игр на речевое развитие детей дошкольного возраста с ДЦП. Сделала вывод, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.

Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания

1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

2. Самомассаж ладоней.

3. Самомассаж пальцев рук.

На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.

Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике. В своей работе я использую опыт такого автора, как В. В. Цвынтарный.

Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.

После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводится дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений.

Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:

- от середины лба к вискам;

- от бровей к волосистой части головы

- от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему

- от корня носа к височной области ;

- от угла рта к козелку ушной раковины;

- от середины подбородка к мочке уха;

- по передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.

Специальный массаж нижней части лица проводится в следующей последовательности:

- одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными 2,3,4,5 пальцами;

- легкое растирание носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук

- поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей вторыми и третьими пальцами обеих рук;

- массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы;

- раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю;

- поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.

Артикуляционная гимнастика с детьми, страдающими ДЦП и имеющими сложную структуру дефекта, проводится как в пассивной, так и активной форме.

Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.

Пассивная гимнастика для губ предполагает выполнение следующих упражнений

2. растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ

3. поднимание верхней губы — движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны;

Активная гимнастика подразумевает самостоятельное выполнение упражнений из комплекса

Развитие речевого дыхания

В своей работе по развитию речевого дыхания,используется несколько видов дыхательной гимнастики:

- статическая дыхательная гимнастика;

- динамическая дыхательная гимнастика;

Статическая дыхательная гимнастика

Для воспитания внеречевого дыхания: учу быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху

- сдуть с руки снежинку

Динамическая дыхательная гимнастика

Динамические дыхательные упражнения проводятся с ребенком в сочетании с движениями туловища, рук, ног.Это расслабляющие движения:

- Подражание полету птиц;

- поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабление руки вперед-назад;

- наклонить голову вперед, расслабляя мышцы;

В процессе работы я использую основной принцип дидактики: от простого - к сложному, продумываю ход занятия, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх. Тем самым повышаю уровень речевого развития детей.


Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Особенности речевой активности детей в период адаптации Изменение речевой активности детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения относятся к параметрам оценки социальной адаптации.

Развитие у детей познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей,.


Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.


Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.


Тамара Николаевна Тищенко - такая же "особенная мама", как и мы с вами. Много лет назад, когда ее сын потерял слух в результате осложнения после перенесенного гриппа, она нашла в себе силы стать для него не только мамой, но и главным врачом и педагогом. Она смогла сохранить и развить его речь, несмотря на то, что мир звуков для мальчика навсегда потерян. Теперь Тамара Николаевна, получив дополнительное образование дефектолога–сурдопедагога, успешно обучает "особенных деток" с различными диагнозами (ДЦП, синдром Дауна, аутизм и т.п.), а также объясняет их родителям, как заниматься с ребенком и развивать его понимание и речь.

Любой малыш ОБУЧАЕМ!

Мамины уроки

После завтрака можно посвятить несколько минут занятиям. Мама удобно устраивается перед зеркалом (лучше большое зеркало до пола), малыша сажает к себе на колени, чтобы он мог видеть свое и мамино отражение. Для начала следует провести легкий массаж его лица и шеи, позже вы можете попытаться массировать ротовую полость ребенка, но делать это нужно очень осторожно, особенно если у него бывают эпилептические припадки.

Далее разомните ладошки, а потом сделайте легкую гимнастику для пальчиков, которая развивает также и мелкую моторику. По очереди прижимаем к подушечке большого пальчика другие пальчики (как при пинцетном захвате) и читаем ритмичные стишки:

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим (указательный) пальцем в лес ходил,

С этим (средний) пальцем суп варил,

С этим (безымянный) пальцем кашку ел,

С этим (мизинчик) пальцем песни пел.

И так с каждой ладошкой. Потом разминаем каждый пальчик и приговариваем:

- Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик - папочка, этот пальчик - мамочка, а этот пальчик - я (имя ребенка).

Попадаем в ритм

Любой ребенок любит ритмичные звучные стихотворения, и этим надо пользоваться. Занятия фонетической ритмикой могут превратиться для вас в сплошное удовольствие. Продолжая сидеть в той же позе, читайте любой детский стишок, который вам нравится, например "Аты–Баты" (я читала и "Муху–Цокотуху", любое произведение Агнии Барто - они все достаточно ритмичны), при этом нужно хлопать ладошками по коленкам ребенка или же по всему телу.

Соединение звука и движения

Как показать вашему малышу все разнообразие фонетических звуков? Легко и просто - можно использовать алфавит. Чтобы он легче воспринимал и запоминал звуки, соединяйте их с различными движениями. Согласные звуки произносите в сочетании с гласными (ба, ра, да и т.д.), а гласные нараспев (а–а–а, о–о–о). Каждый звук нужно сопровождать каким–либо ритмичным движением рук. Вы можете прочитать об этом в книге Тамары Николаевны или же придумать эти движения сами. Главное - не путать, чтобы у ребенка сложились четкие представления о каждом звуке, связанном с определенным движением.

Также вы можете показывать и даже давать потрогать ваш язык, когда он занимает какое–либо положение для произнесения звука, прикладывайте ладони ребенка к своему горлу и произносите звуки, чтобы он чувствовал вибрацию ваших голосовых связок.

Мама - лучший педагог

Часто родители тратят массу времени на лечение "особенных деток", но при этом совершенно не уделяя его обучению малышей. Занятия, которые были описаны ранее, проводить нетрудно. Нужно выделить время в ваших повседневных делах и проводить эти минуты с маленьким учеником.

Кроме того что уже было рассказано, также вы можете ввести в занятия различные стишки, которые побуждают к совершению действий. Например, "Мишка косолапый" Агнии Барто: читая стихотворение, можно повторять движения за мишкой.

Есть и другие стишки, которые привлекут внимание ребенка:

Мы ногами ТОП–ТОП,

А руками ХЛОП–ХЛОП,

Постучали В ГРУДЬ, В ГРУДЬ.

Мы конфетку НЯМ–НЯМ

И погладим по бокам,

А потом животики.

А на улице мороз

Заморозил деткам НОС,

ЩЕЧКИ словно плюшки (можно указательными пальчиками трогать носик, ушки и щечки).

Эти веселые стишки можно повторять по нескольку раз в день. Память малыша будет развиваться, так как слова, связанные с действиями и образами, запоминаются гораздо легче!

Учить нужно все одновременно

Чтобы научить ребенка произносить слова, нужно четко связать между собой слова со звуками, которые мы произносим, с теми предметами или образами, которые они обозначают, и с написанием этих слов. Например: после логоритмики (соединение звука, движения и ритма) вы показываете ребенку большие буквы, обозначающие звук, повторяете несколько раз, предлагаете на выбор малышу. Называете звук - а он пусть покажет на букву, соответствующую этому звуку. Далее вы показываете слово, начинающееся с этого звука ("К" - корова), а затем картинку с изображением предмета или образа (изображение коровы), также можно добавить и сам предмет (можно игрушечный - пластмассовую корову).

Первые музыкальные клипы

Вашему ребенку будет интересно заучивать звуки и слова с помощью веселых музыкальных клипов с субтитрами. Включив клипы на компьютере или DVD, можно дать малышу немного самостоятельности, пусть он смотрит и напевает сам.

Клипы с субтитрами можно бесплатно скачать по ссылке:


Детский церебральный паралич — заболевание, которое отличается типичными нарушениями двигательной активности, а также задержкой развития психики и речевых функций. Причина таких нарушений — повреждения отдельных структур мозга. Чем ярче выражен дефект нервной системы или зон мозга, тем сильнее проявляется функциональное нарушение.

Проблемы с формированием речи присутствуют во всех вариантах заболевания. А ведь наличие полноценной связной речи напрямую отражается на социальной адаптации, психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Поэтому одной из главных задач по компенсации состояния ДЦП является работа по развитию качественной речевой функции.

Причины возникновения ДЦП

ДЦП образуется в связи с различными функциональными отклонениями в работе мозга, которые могут возникнуть в период гестации, в периоде родов или первые месяцы жизни ребенка. Характерная особенность болезни — ее ранняя манифестация, а также отсутствие ухудшения состояния мозга в дальнейшем. Однако, конечно, без надлежащего ухода и своевременно принятых коррекционных мер, течение заболевания будет осложняться.

Основными причинами возникновения ДЦП являются:

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода.
  • Перенесенные матерью во время беременности инфекции (например, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Осложненная наследственность.
  • Резус-конфликт.
  • Асфиксия или травма ребенка в результате сложных родов.
  • Перенесенные в раннем возрасте тяжелые инфекции, ЧМТ или токсическое отравление.

Симптомы ДЦП

К основным и наиболее типичным симптомам проявления этого заболевания относятся:

  • Напряженность или, наоборот, расслабленность мышц по причине нарушенного тонуса.
  • Неконтролируемые парадоксальные движения конечностей — неожиданные, резкие или замедленные.
  • Деформации скелета.
  • Проблемы со зрением или слухом.
  • Нарушенная функция глотания из-за неправильной работы мышц.
  • Задержка (на разном уровне) как развития речи, так и интеллектуальных и психических способностей.
  • Судороги.

Не все дети, имеющие диагноз ДЦП, имеют все перечисленные симптомы. Однако в определенной степени многие из них присутствуют и требуют коррекции для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в жизни.

Нарушения функции речи при ДЦП

Основные речевые нарушения при ДЦП:

  • ЗРР — задержка речевого развития.
  • ЗПРР — задержка психоречевого развития
  • Дизартрия — неправильное звукопроизношение.
  • Алалия — абсолютное отсутствие или отставание формирования речи.

Речевые нарушения и отставания в развитии находятся в зависимости от степени поражения мозга, а также задержки в формировании отделов мозга, координирующих речевую деятельность. Само состояние ребенка обуславливает ограничение общения, получения знаний об окружающем и навыков бытовой деятельности, что, к сожалению, влечет за собой отставание от сверстников. Тем важнее становятся коррекционные меры, которые с раннего возраста помогали бы развитию ребенка и улучшали его способность к адаптации в социуме.

Лечение ДЦП

В лечении детского церебрального паралича должна применяться комплексная терапия. Используются лекарственные препараты (для улучшения кровообращения мозга, сосудистые, миорелаксанты, аминокислоты и витаминные комплексы), лечебный массаж, физиотерапия, ортопедическая и динамическая коррекция. Однако помимо восстановления физиологических функций важно уделять большое внимание психическому и речевому развитию.

Здесь главная роль отдается психологам, неврологам и логопедам-дефектологам. Наиболее важный момент в коррекции — как можно более раннее начало. Мозг человека развивается очень активно и способен часть работы, которую не могут выполнять пострадавшие в результате заболевания зоны, делегировать другим отделам. А значит, состояние ребенка можно компенсировать и адаптировать его для жизни в социуме.

Коррекция речевых дисфункций

Работа над коммуникативной речью строится из нескольких последовательных этапов. Адаптационная стратегия вырабатывается исходя из особенностей и симптомов заболевания и уровня поражения речевого центра.

Направления работы логопеда-дефектолога:

Для достижения эффективности работы по развитию речи у ребенка с ДЦП логопед должен сотрудничать с другими специалистами — психологом и неврологом, ориентируясь на тактику лечения. В начале необходимо определить конкретный логопедический уровень ребенка и выработать план реабилитационных действий. Работа логопеда-дефектолога всегда строится индивидуально, так как дети с ДЦП могут иметь абсолютно разный уровень развития речи и сопутствующие дисфункции. Поэтому план занятий строится исходя из состояния ребенка и уровня нарушения нервной и мозговой деятельности.

Проблемой, осложняющей процесс коррекции речи у детей с детским церебральным параличом, является довольно позднее начало принятия реабилитационных мер. Специалисты способны диагностировать отклонения в работе мозга в возрасте до года, однако в большинстве случаев логопедическая работа откладывается до 4-5 лет. За это время мозг уже адаптируется к сложившимся условиям, а у ребенка формируется некоторое педагогическое отставание. Чем раньше будут начаты занятия по коррекции, тем выше шанс добиться необходимой адаптации ребенка.

  • Главное
    • Нормативно-правовая документация
    • Рекомендации родителям
    • Словарь
  • Куда обратиться
    • В России
      • Реабилитационные центры
      • Учреждения здравоохранения
      • Учреждения образования
      • Общественные организации
      • Родительские организации
      • Благотворительные фонды
    • В Вологодской области
    • Сообщить о новой организации
  • Мой ребенок
    • Ранний возраст
      • У меня родился особый малыш
        • В ожидании
        • Первые дни дома
        • Я-мама особого ребенка
        • Я-папа особого ребенка
        • Как сообщить родным
        • Кто может помочь
      • Возрастные нормы развития детей раннего возраста
        • Первый год жизни
        • Второй год жизни
        • Третий год жизни
        • Четвертый год жизни
        • На что обратить внимание?
      • Развитие детей с различными заболеваниями в раннем возрасте
      • Консультации специалистов по раннему развитию
      • Методические материалы по ранней помощи
      • Полезная информация по ранней помощи
      • Буклеты для родителей
      • Куда обратиться?
    • Задержка психического развития
    • Нарушения слуха
    • Нарушения зрения
    • Тяжелые нарушения речи
    • Нарушения опорно-двигательного аппарата
    • Ментальные нарушения
    • Синдром дауна
  • Консультации специалистов
    • Консультации воспитателя
    • Консультации инструктора по труду
    • Консультации инструктора по физической культуре
    • Консультации музыкального руководителя
    • Консультации дефектолога
    • Консультации логопеда
    • Консультации психолога
    • Консультации специалистов по раннему развитию
    • Консультации специалистов сферы здравоохранения
    • Консультации специалистов сферы образования
    • Консультации специалиста по реабилитационной работе
    • Видео-уроки
    • Ответы на вопросы
  • Мероприятия
    • Обучающие
    • Проекты
    • Конкурсы
    • Акции
  • Полезные ресурсы
    • Сайты
    • Фильмы
    • Книги
  • Это интересно
    • Полезная информация
    • Притчи
    • Сказки для родителей
    • Стихи для души
  • Моя история

В сложной структуре нарушений у детей с церебральным пара­личом значительное место занимают речевые расстройства, часто­та которых составляет до 80%.

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зави­ сят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Отставание в разв итии речи при ДЦП связано также с ограничением объема зна­ ний и представлений об окружающем, недостаточностью пред­ метно-практической деятельности и социальных контактов. Боль­ ные дети имеют сравнительно небольшой жизненный опыт, об­щаются с весьма небольшим кругом людей, как сверстников, так и взрослых. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрез­ мерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, пре­ дупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом у ребенка не формируется потребность в ре­ чевом общении, которая является важной предпосылкой развития речи. Отрицательно сказываются на развитии речи, особенно в первые годы жизни, длительное пребывание в различных лечеб­ных учреждениях, а также отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, нередко возникающие у больных детей при отрыве от матери и изменении привычного образа жизни в случае помещения в больницу.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможнос­ ти передвижения и познания окружающего мира. Отмечается клин ическая и патогенетическая общность между речевыми и двига­ тельными нарушениями у детей с церебральным параличом. Дли тельное сохранение патологических тонических рефлексов оказы вает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляцион­ ного аппарата. Выраженность тонических рефлексов повышает то нус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. По добные нарушения артикуляционной моторики задерживают фор мирование голосовой активности и нарушают звукопроизноситель ную сторону речи. В связи с недостаточностью кинестетического восприятия ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощущает положение и движение органов артикуляции и конечностей. Отмечается определенная зависимость между тяжес тью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью наруше ний функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляци­ онной моторики отмечаются у детей, у которых значительно по ражены верхние конечности.

Все перечисленные факторы определяют специфику наруше­ний доречевого и речевого развития детей с церебральным пара личом. Различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых расстройств. Для каждой формы детского церебрального паралича характерны специфические нарушения речи. При ДЦП речевые расстройства затрудняют общение детей с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.

Развитие речи у детей с ДЦП в раннем и

дошкольном возрасте

При ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонема тической.

П очти у всех детей с церебральным параличом в раннем возра­ сте крайне медленно увеличивается активный словарь, длина пред­ ложения, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше ак­ тивного. Задерживается развитие мелодико-интонационной сторо­ны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже — простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Особенно слож­ но усваиваются слова, обозначающие действие. Часто они заменя­ ются словами, обозначающими предметы.

У всех детей с церебральным параличом в результате наруше­ ния функций артикуляционного аппарата недостаточно развита, прежде всего, фонетическая сторона речи, стойко нарушено про­ изношение звуков. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится иска­ женно либо заменяется близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей с церебральным пара­ личом характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не совпадающее с последовательностью их усвоения при нормаль­ ном онтогенезе. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем речи могут появляться дефектные артикуляционные укла­ ды, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа.

При ДЦП у многих детей отмечаются нарушения фонема­ тического восприятия, что вызывает трудности звукового анали­ за. В тяжелых случаях дети не различают звуки на слух, не выделя­ют звуки в словах, не могут повторить слоговые ряды. В более лег­ ких случаях отмечаются трудности звукового анализа слов лишь с дефектно произносимыми звуками.

В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух—трех слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы). У большинства детей с ДЦП отмечаются своеобразные наруше­ ния лексического строя речи, обусловленные спецификой заболе­ вания. Ограниченный словарный запас при спонтанном развитии в значительной степени свя­ зан с ограничением объема, несистематизированностью, неточ­ ностью, а иногда и ошибочностью знаний и представлений об ок­ ружающем. Дети обладают ограниченными лексическими возмож­ ностями, не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений окружающего мира. Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выра жение в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особен­ но ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и ка­ чества предметов. Дети испытывают трудности в понимании и упот­ реблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкци­ями, а также слов, обозначающих пространственно-временные от­ ношения, абстрактные понятия. С трудом усваивают лексическое значение слова (при многозначности слова вычленяют в нем только конкретное значение, не понимая его контекстного смысла; пута­ ют значения слов, совпадающих по звучанию).

Часто у детей с церебральным параличом отмечаются наруше­ ния формирования грамматического строя речи, которые зачастую обусловлены лексическими расстройствами. Грамматические формы и категории усваиваются крайне медленно и с большим трудом, что во многом обусловлено ограничением речевого общен ия, нарушением слухового восприятия, внимания, низкой речевой активностью и недоразвитием познавательной деятельности. Дети испытывают трудности при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных па­ дежных окончаний. Нередко отмечаются нарушения порядка слов, пропуски слов, незаконченность предложений, многочисленные повторы одного и того же слова (тут, вот и др.). Даже к началу обучения в школе большинство детей с церебральным параличом практически не умеют пользоваться грамматическими средствами оформления предложений. У них отчетливо выявляется недостат очная сформированность связной речи.

Возрастная динамика речевого развития детей с церебральным параличом во многом зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект ребенка, тем более благоприятная динамика развития речи, лучше результаты логопедической работы.

При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.