Учебно-методическая работа при дцп


Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер и наблюдаются у 5–7% детей.

Нарушения двигательных функций возникают вследствие различных заболеваний:

  • · нервной системы – это детский церебральный паралич (ДЦП) и полиомиелит (инфекционное заболевание приводящее к параличам);
  • · врожденной патологии опорно-двигательного аппарата - это врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиозы), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство);
  • · приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигателъного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета, системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит);

Ведущим в клинической картине перечисленных заболеваний является двигательный дефект, который приводит к задержке формирования, недоразвитию, нарушению или утрате двигательных функций.

Наиболее распространенным и изученным нарушением опорно-двигательного аппарата является детский церебральный паралич (ДЦП) – 89%. ДЦП это группа детских заболеваний, обусловленных поражением нервной системы и сопровождающихся отсутствием или ограничением произвольных движений, который проявляется, прежде всего, в двигательных расстройствах.

При одних формах заболевания больше страдают руки, при других — ноги. Иногда поражаются обе руки и обе ноги. Кроме того, нарушения движений могут носить односторонний характер. При тяжелом поражении нижних конечностей руки кажутся иногда почти здоровыми, но при тщательном обследовании у ребенка выявляется недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности при овладении определенными предметно-практическими действиями.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом пред­ставляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического
развития, у части детей имеет место умственная от­сталость.

Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других, напротив,— вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие — значительно отстают. Нередко фиксируется задержка речевого развития.

Часто при детском церебральном параличе к физическим проблемам присоединяются и другие трудности различного происхождения и тоже достаточно серьезные. Речь идет, как о клинических проблемах, так и о нарушениях зрения, слуха, чувствительности, пространственных ощущений и трудностях общения, что приводит к трудностям усвоения программного материала.

У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Во время письма выявляются ошибки в графическом изображении букв и цифр (асимметрия, зеркальность). Дети не могут соблюдать линейки в тетради, различать ее правую и левую стороны, могут начать писать или рисовать в любом месте тетради или альбома, читать с середины страницы.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной.

При ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений - наблюдается замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внима­ния, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познаватель­ной активностью, что проявляется в пониженном интересе к зада­ниям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов.

Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, проявлении страхов, склонности к колебаниям настроения, которые часто сочетаются с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Почти для всех детей с ДЦП характерен психический инфантилизм. Это выражается в наличии у них несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности, склонности к фантазированию и мечтательности, преобладанию игровых интересов.

Физический недостаток существенно влияет на социаль­ную позицию ребенка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП отмечаются такие нару­шения личностного развития, как пониженная мотивация к деятель­ности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание боль­ного ребенка и реакция на физический дефект.

Рекомендации педагогам по организации обучения и воспитания детей с нарушениями оперно-двигательного аппарата и ДЦП

1. Получить как можно более полную информацию о ребенке из беседы с родителями (особенности характера, поведения, привычки и т.п.).

2. Для правильной организации учебного процесса, обеспечения охраны здоровья ребенка с ДЦП получить консультацию у врача-специалиста по определению учебного места в классе, подбору комфортной позы для выполнения письменных и устных работ ( сидя, стоя, за конторкой и т.д.).


3. Разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата специалистами (учитель, психолог, логопед, воспитатель), который должен включать в себя:

  • системный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом двигательных, речевых и психических нарушений;
  • последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений;
  • целенаправленное формирование высших психических функций;
  • коррекцию речевых нарушений;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социальной адаптации.

4. Организовать учебную деятельность в классе с учетом физического и психического состояния ребенка с ДЦП:

  • осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику;
  • во избежание переутомления учитывать объем и формы выполнения устных и письменных работ, темп работы класса, использовать интересный, красочный дидактический материал и средства наглядности, чередовать двигательную активность с отдыхом;
  • использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки;
  • оценивать устные ответы и письменные работы с учетом физических и психических особенностей ребенка;
  • проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь каждому ребёнку, развивать веру в собственные силы и возможности.

5. Провести работу среди всех участников образовательного процесса (особое внимание необходимо уделить работе с
родительской общественностью) по формированию то­лерантного отношения к детям с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

6. Рекомендовать наблюдаться у врачей-специалистов, регулярно проводить комплексное восстановительное лечение, включающее в себя: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебную физкультуру (ЛФК), ортопедическую помощь, физиотерапевтические процедуры и т.д.

Необходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное церебральным параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет. Нужно относиться к ребенку с ДЦП с бесконечным терпением, с большим оптимизмом, верой и любовью. Нужно помнить, что в зависимости от реакций и поведения взрослых - ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь каких-то успехов. Педагоги должны понять сами и внушить ребенку, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать и тогда он сможет многому научиться и жить полноценной жизнью.

Лариса Басырова
Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП

Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП.

Подготовительная группа (6 - 7 лет)

К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Основная особенность при ДЦП - существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Из – за имеющихся у ребенка двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависим от взрослых. Это отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.

Особенностью психического развития при детском церебральном параличе является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, ускорение в развитии одних функций, и отставание других.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

Нарушение пространственного гнозиса: проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.

Интеллектуальное развитие детей с детским церебральным параличом может быть сохранным, но несколько сниженным. По мнению Э. С. Калижнюк, дети с ДЦП могут подразделяться на две группы в зависимости от степени нарушения интеллекта (задержка психического развития и атипичная форма олигофрении).

Для детей с ДЦП характерно недоразвитие высших форм мыслительной деятельности – абстрактного мышления.

Характерными проявлениями речевых расстройств у таких детей являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи. Вот почему речь этих детей невнятна и мало понятна для окружающих.Тяжесть нарушений звукопроизносительной стороны речи усиливается за счет дыхательных расстройств: речевой выдох укорочен, во время речи ребенок производит отдельные вдохи, речь теряет плавность и выразительность.

В письме проявляются ошибки в графическом изображении букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не удается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему.

Личностное развитие у воспитанников с ДЦП имеет свои особенности. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении.

Важным фактором развития является также осознание ребенком себя как части коллектива, который делает полезное дело. Детям всегда наиболее интересны занятия, приносящие коллективу наибольшую практическую пользу. Это побуждает их к различным видам общественно полезного труда.

Дети с детским церебральным параличом очень чутко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведение. Такие дети очень впечатлительны, их легко обидеть, вызвать у них недовольство или какую-либо негативную реакцию.

Рекомендации.

1. Коррекционную работу нужно начинать как можно раньше, так как вследствие нарушения некоторых психических функций могут вторично нарушаться другие психические процессы. Коррекционные мероприятия, должны осуществляться посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.

2. На занятия важно объединять детей с различными двигательными возможностями, т. к. это способствует выработке стремления к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты.

3. Важно грамотно организовать двигательный режим в течение всего времени пребывания детей в ДОУ. Необходимо подбирать наиболее удобную для ребёнка позу во время работы за столом, игр, сна.

4. Во время коррекционного занятия важно своевременно проводить равномерные включения динамических пауз (через 10 минут).

5. Длительности коррекционных занятий, усложнение заданий, увеличение амплитуды действий должно происходить постепенно с учётом индивидуальных возможности ребёнка.

6. В течение занятия важно активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать, а использование музыки, танцев благоприятно влияет на развитие моторики у таких детей.

7. В процессе обучения и воспитания педагогу важно уделять внимание одобрению при неудачах, поощрение за малейший успех такого ребёнка.

8. Педагогу необходимо знать положительные черты характера, на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога.

9. Развивать двигательный навык, а так же воспитывать правильное представление о нём через ощущение движений: формирование навыка самообслуживания; развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. Важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует много времени и большого терпения со стороны взрослого. Развитие двигательных навыков целесообразно использовать в виде интересных и понятных для детей игр, которые соответствуют его двигательным возможностям.

10. Уделять особое внимание развитию сенсорных эталонов.

11. Для коррекции нарушений кинестезии проводить игры, помогающие детям на ощупь определять предмет.

12.Ручные навыки необходимо развить поэтапно: научить произвольно брать, опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определённое место, выбирать предметы.

14. Перед тем как перейти к процессу обучения грамоте и письму, важно научить ребёнка конструировать асимметричные буквы из палочек и обведению букв с помощью карандаша.

15. Учить детей пространственной ориентировке в различных направлениях и при удалённости предмета через игры, в том числе и подвижные.

16. Также необходимо включать в занятия упражнения с опорой на зрительный или зрительно – осязательный анализатор. Например, при освоении математических действий, требующих от ребёнка пересчёта использовать наглядные предметы и манипуляцию с ними.

17. Необходимо стимулировать речевую активность ребенка, с помощью описанию предметов, действий, загадыванию и отгадыванию загадок. Использовать игры и упражнения на формирование правильного речевого дыхания, сильной воздушной струи.

18. Использовать игры по звукоподражанию способствующие правильному звукопроизношению речи.

19. Необходимо воспитывать в ребенке с детским церебральным параличом полноценного члена общества, ничем не хуже остальных и относиться к нему соответствующе!

Список литературы

1. Арбашина Н. А. Двигательные церебральные нарушения.Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2007.

2. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога – дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2006.


Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей Методическая рекомендация "Совместная двигательно-игровая деятельность как средство эмоционального сближения родителей и детей" 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Многие ученые, которые занимались.

Рекомендация родителям для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребенка, взрослому необходимо четко представлять, что ребенок должен знать и уметь.

У детей с ДЦП в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными функциями, а так же они отстают по основным линиям развития от своих сверстников. Зачастую усилия родителей направлены преимущественно на развитие и коррекцию двигательных функций. Большинство из них, хоть и замечают некоторые особенности в развитии малыша, не торопятся обращаться к специалистам (дефектологам, логопедам), надеясь, что когда ребенок начнет двигаться, остальные проблемы исчезнут сами по себе.

Большой опыт, накопленный в нашем учреждении, говорит о том, что, только вместе, объединив все звенья реабилитации, создавая комплекс, включающий в себя медицинское, психологогическое и педагогическое воздействие мы можем добиться высоких результатов.

Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев.

Не стоит забывать и еще об одном главном звене – это семья, которая поможет закрепить у ребенка те навыки, которые появились в процессе коррекционной работы всех специалистов. Не только мама, но и другие члены семьи должны стремиться овладеть теми знаниями и простейшими навыками коррекционно-развивающей работы, которые помогут их ребенку добиться максимальных успехов в своем развитии.

Раннее выявление патологии психического и речевого развития и своевременное коррекционно-педагогаческое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психо-речевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка.

Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

Вся коррекционная работа организуется в рамках той ведущей деятельности, на этапе которой находится ребенок.

1 этап (в младенческом возрасте) — эмоциональное общение со взрослым;

2 этап (в раннем возрасте) — предметная деятельность;

3 этап (в дошкольном возрасте) — игровая деятельность.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте (в доречевой период) являются:

§ нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений типа ригидности). Развитие подвижности органов артикуляции;

§ стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов);

§ коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жизни — до 3 мес.), подавление оральных автоматизмов (после 3-х мес.);

§ развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного просиживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания);

§ развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка);

§ формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции — неспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук);

§ формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

§ формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;

§ формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации);

§ развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова);

§ стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);

§ формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

§ развитие игровой деятельности;

§ развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

§ расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

§ развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

§ развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

§ формирование математических представлений;

§ развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

§ воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

§ подготовка к школе.

Подробнее познакомлю вас с некоторыми направлениями нашей работы.

Для нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата в своей практике используем несколько видов массажа:

дифференцированный (активизирующий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;

точечный массаж, т.е. массаж по биологически активным точкам (активизирующий или расслабляющий);

массаж с применением специальных приспособлений (логопедические зонды, шпатель, салфетки, различные зубные щетки: силиконовые, ворсистые; ватные палочки и т.п.);

Массаж проводим, основываясь на методики: Е. В. Новиковой, Е.А. Дьяковой, Архиповой, Томилиной, Блыскиной и других авторов.

На коррекционных занятиях большое внимание уделяем развитию мелкой моторики функциональным возможностям кистей и пальцев рук, развитию тактильных ощущений

Дополнительно применяем массаж кистей рук. Для выполнения массажа используем щетки различной жесткости, массажные мячи, валики и многое другое.

Искусственная локальная контрастотермия.

Используется для детей с ДЦП, гиперкинезами, повышенным тонусом мышц. Основана на контрастном сочетании применения массажа кистей рук и предплечья кусочками льда и дальнейшем тепловым воздействием.

Познакомившись с этим методом, он привлек мое внимание, так как дозированное, методически правильное применение холода способствует расслаблению мышц, улучшается микроциркуляция крови, снимаются мышечные спазмы, защемления, контрактуры, нормализуется обмен веществ, происходит спазм мелких сосудов (капилляров), блокируются нервные импульсы, замедляется кровоток, снижается проницаемость мелких сосудов и предотвращается возникновение отеков. При вялой малоподвижной мускулатуре локальная кратковременная и общая криотерапия имеет обратный эффект - стимулирующий – подготавливает мускулатуру к нагрузке.

В своей практике терапию криоконтрастов применяю в основном на мышцы верхних конечностей, но можно и мышцы артикуляционного аппарата.

Этот метод является вспомогательным в работе с мышцей. Благодаря этому методу мышца подготавливается к дальнейшей работе. После терапии криоконтрастов обязательно показан массаж, а затем перейти к активизации мышцы активно либо пассивно.

Большое внимание в коррекционной работе уделяем формированию сенсорных представлений, В своей работе руководствуемся системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А Венгер, Э.Г Пилюгиной, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддъяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой и др

Но предложенные этапы, последовательность, временные рамки формирования сенсорных представлений противоречивы у этих авторов. Нет многоступенчатой методики, учитывающей психофизиологических особенностей детей с проблемами в развитии. Поэтому, совместно с дефектологами нашего учреждения Левинской Е.В и Елагиной Ф.Р. была разработана своя многоступенчатая система формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста с задержкой в развитии, основываясь на программу М.А. Васильевой и личный опыт.

Наше учреждение имеет богатейшую базу современных технологий, как отечественных, так и зарубежных фирм-производителей. Эти технологии внедряются и адаптируются к детям раннего возраста.

Сенсорная комната, в которой проходят некоторые занятия, в основном на первом этапе развития малышей.

Использование компьютера в коррекционной работе дает возможность использования специализированных компьютерных развивающих и коррекционных программ, которых за последнее время на компьютерном рынке появилось огромное множество.

Сенсорный экран – технология сенсорного экрана облегчает доступ к работе на компьютере детям с различными трудностями. Все, что мы можем сделать с помощью мыши, ребенок может делать пальцем или карандашом прямо на панели.

Таким образом, использование ИКТ позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Практика показала, что при условии систематического использования в коррекционно-развивающем процессе компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию способностей детей с ДЦП значительно повышается.

Элементы арт-терапии

Акватерапия или терапия водой.

Песочная терапия.

Сказкотерапия.

Куклотерапия

Кинезотерапия

Музыкотерапия

Цветотерапия.

Использование элементов арт-терапии положительно сказывается на речи детей с различной патологией, совершенствуется память, воображение, мышление, внимание. Дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений - стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с ДЦП все коррекционно-развивающие занятия проводятся с постоянной сменой видов деятельности. Игровой и дидактический материал используется дозировано. Занятия проходят на положительно-эмоциональной основе.

В силу сложности и многообразия проявлений двигательной, интеллектуальной и речевой недостаточности для детей с ДЦП нет и не может быть единой стандартной программы, равно как и стандартной схемы занятий в работе с ним. Каждый ребенок требует индивидуального подхода, каждый этап обучения решает четко определенные задачи, каждый метод коррекционного воздействия должен применяться с учетом показаний, и противопоказаний у конкретного ребенка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.