Упражнения для детей дцп на шведской стенке для

Большая часть упражнений была освоена ребенком с 5 лет. После операции на связки ног в 11 лет добавились некоторые силовые упражнения, и существенно возрасло количество повторов. Маленький ребенок может повторять все упражнения от 5 раз и до усталости, по мере укрепления организма ребенка количество повторов должно возрастать. Мы выполняли каждое упражнение от 10 до 50 раз. Но лучше сделать меньше раз, но правильно, чем больше, но неправильно. Будьте готовы к тому, что с маленьким ребенком бОльшую часть упражнений придется выполнять вместе - придерживать, подталкивать, помогать.

Самое трудное – мотивировать ребенка, который просто не понимает цели такой зарядки. Старайтесь подбадривать его, гордиться каждым его небольшим достижением. А самое главное – это методичность выполнения упражнений. Их надо делать каждый день, не забывая и о других методах реабилитации – массаже, работе с логопедом и т.п.

Весь комплекс делится не несколько групп упражнений.

I. РАСТЯЖКИ

Разогреваем мышцы, растягиваем связки – готовим тело к зарядке.

1. Наклоны стоя к ногам, начинаем с а), потом усложняем задачу, переходим к б). Задача – с максимально прямыми ногами коснуться руками пола. Ноги должны быть максимально выпрямлены.

а) ступни на ширине плеч

б) ступни поставлены вместе

2. "Мельница": махи руками к противоположным ступням. Также из положения а) стараемся дотянуться левой рукой до носка правой ноги и наоборот. Ноги должны быть максимально выпрямлены.

3. Выпады. Делаем медленно, чтобы не повредить суставы, растягиваем мышцы и связки в паху. Чем ниже выпад, тем лучше, при выполнении должно быть немножечко больно. Приучайте ребенка к мысли, что "немножечко больно" от физкультуры - это знак правильного выполнения упражнения.

а) поперечные выпады

б) продольные выпады

4. Наклоны сидя на полу также выполняются в вариантах а) и б) – чем ниже, тем лучше.

а) прямые ноги вместе, наклоняемся, стараясь не сгибать ног.

б) прямые ноги разведены в стороны, наклоняемся поочерёдно к правой, левой ноге и по центру, стараясь не сгибать ног.

6. Растягиваем ахилловы сухожилия: стоя носком на подставке или перекладине, пяткой пытаемся доставать до пола. Эффективнее прорабатывать по одной ноге, можно добавить утяжелители на ноги, если веса самого ребенка не хватает.

7. Наклоны у перекладины или шведской стенки

а) Одна нога согнута и стоит на перекладине, вторая нога на полу, прямо. Сгибаем верхнюю ногу еще сильнее, стараясь максимально растянуть паховые связки и мышцы бедра.

б) "Верхняя" нога лежит на перекладине прямо, носком вверх, наклоняемся к ней, стараясь не согнуть ни "верхнюю", ни "нижнюю" ноги.

в) "Верхняя" нога прямо, носок вовнутрь, "нижняя" - носок в сторону. Наклоняемся то к верхней, то к нижней ноге. Тянутся связки в паху.

II. СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Приседания

а) Носки врозь, пятки вместе , выполняя приседания, пятки можно отрывать от пола.

б) Ступни разведены на ширину плеч или немного больше, пятки не отрываются от пола. Присед надо делать максимально глубокий, как будто ребенок садится на низкий стульчик.

2. Подъем ноги. Все упражнения этой группы выполняются в положении лежа на полу. При этом приподнимается только одна нога. Можно выполнять с утяжелением, подъем не более тридцати - сорока градусов, чтобы упражнение не превращалось в махи.

а) выполняем подъемы ноги лежа на животе, работают ягодицы и задняя поверхность бедра.

б) то же лежа на боку, задействованы боковые мышцы бедра и торса, прорабатываем и правую, и левую стороны.

в) то же лежа на спине, мышцы пресса и верхняя поверхность бедра.

г) то же лежа спине, ноги сгибаются только в колене.

3. Лёжа на полу, совершаем подъёмы туловища, при этом ноги надо зафиксировать.

а) лежа на спине - качается пресс.

б) лежа на спине, то же самое, но с небольшим скручиванием корпуса – качаются косые мышцы пресса, делаем подходы в обе стороны.

в) лежа на боку - качаем боковые мышцы торса, делаем в обе стороны.

г) лежа на животе - мышцы спины (более сложный вариант - взять в руки гантели и вытянуть их вперёд).

4. Растяжки для живота и спины

а) "Лодочка": лёжа на животе, согнуть ноги и поднять их вверх, придерживая руками, сделать несколько качающихся движений.

б) Наклоны в стороны из положении стоя, руки соединены за головой, растягиваем бока. Можно пытаться коснуться "нижним" рукой бедра.

5. Отжимания – укрепляем руки. Девочкам и ослабленным детям можно отжиматься не на носках, а на коленях.

6. Подтягивания – укрепляем руки, мышцы грудной клетки.

7. Лёжа на спине, махи руками с утяжелением. Для начала можно взять пластиковые бутылочки 0,5 л. и наполнить их водой. По мере взросления мальчикам стоит увеличивать вес.

а) руки двигаются в противофазе вдоль тела и за голову - можно выполнять до 100 и более раз.

б) руки сводятся навстречу друг другу и разводятся над грудью.

8. Лежа на спине, запрокидываем ноги за голову – укрепляется пресс и спина.

9. Стоя, делать небольшие движения прямой ногой, можно с утяжелением. Это простое, но важное упражнение помогает развить мышцы-антагонисты спазмированных приводящих мышц.

а) в сторону-вверх.

По всем вопросам адаптации гимнастики к вашему случаю, звоните по тел. +7 (903) 754-64-78

Другие статьи темы:

О том, что общение с лошадью бла­готворно действует на здоровье чело­века, было известно уже давно. В ста­рину говорили: побудь на коне — полег­чает внутри. Всерьез этим феноменом заинтересовались лет тридцать назад, и сегодня иппотерапия, этот уникальный метод лечения мно­гих заболеваний, признана во всех раз­витых странах мира. Читайте рассказ о лечении ребенка, больного ДЦП, методом иппотерапии.

В этой статье вы можете прочитать краткое изложение того, как ребенку со страшным диагнозом ДЦП удалось победить это заболевание.

Короткая автобиографическая статья о преодолении детского церебрального паралича.

Задать вопрос, получить моральную поддержку можно по ">почте.

Список оборудования, применяемого для реабилитации больных ДЦП детей и взрослых. Иппотренажер с имитацией реципрокатных движений лошади.

Приветствую вас. Совсем недавно я уже писала о важности и необходимости использования ЛФК в лечении детей с ДЦП, где привела основной комплекс физических упражнений, как ко мне на почту пришло письмо от одной женщины, которая воспитывает дочку с таким тяжелым диагнозом, как детский церебральный паралич.

Так вот она, предложила написать для читателей этого блога свой метод лечения ДЦП с помощью применения ЛФК. Ее история меня очень потрясла, поэтому я с удовольствием решила поделиться ею с вами, чтобы все родители, которые столкнулись с такой же проблемой не теряли надежду в выздоровление своих чад. Передаю слово нашей гостье.

Наша история


Здравствуйте, уважаемые читатели этой статьи! Зовут меня Елена, я хочу поделиться с вами своим личным опытом. В нашей семье уже почти 25 лет растет доченька Танечка, как сейчас принято называть – особенная. Буквально с самого рождения ей поставили диагноз – микроцефалия, ДЦП, ЗПР.

Сразу обозначу то, что мы имеем на сегодняшний день. Танюша самостоятельно ползает, встает у опоры, может ходить с поддержкой, сама себя не обслуживает, не говорит, интеллект очень низкий.

Все прошедшие годы – годы упорной борьбы за здоровье ребенка. Не буду вдаваться в подробности медикаментозного лечения и особенностей диагноза. Остановлюсь на том, какую лечебную гимнастику мы делали в течение долгих лет, и которая, как я считаю, принесла большие положительные результаты в физическом развитии дочери.

Но хочу сразу оговориться, что заболевание ДЦП и другие сопутствующие ему, настолько сложны, что нельзя одни и те же методики применять к разным пациентам. Еще раз подчеркну, что это только наш с Танюшей опыт.

В возрасте 1 года мы были на санаторно-курортном лечении в Евпатории, где лечащий врач посоветовал нам как можно чаще делать ей ванны (для расслабления мышц). Приехав оттуда, я в течение многих лет каждый день (!) по 2 раза в сутки купала Танюшу в разных отварах – с травами, с морской солью, со специальными составами, которые вычитывала в каких-то журналах.

Я сама в течение 10 лет занималась активно спортом, поэтому в силу физических упражнений верила всегда. Именно на физическую сторону развития ребенка я была нацелена. Постоянные упражнения делала сама с ней, и вместе со старшим сыном.

Изготовления щита и дальнейшие упражнения

У нас много было различных приспособлений, которые мы использовали. Опишу некоторые из них. В детской комнате стояла шведская стенка, к которой я ставила Танюшу, приучая ее к вертикальному положению. К этой стенке крепили специально сделанный щит. К этому щиту в буквальном смысле привязывали Танечку, фиксируя стопу при помощи брусков-ограничителей.

Щит можно было ставить под определенным углом к стенке (30, 45, 60 градусов), также можно было менять и угол наклона подставки для ног. В это время (когда ребенок был зафиксирован к щиту), я предлагала Танюше разные игрушки, за которыми ей приходилось наклоняться вниз. С моей помощью, а потом самостоятельно она делала это.


Не стоит ждать сиюминутных результатов, это все очень длительный период, поэтому нужно набраться терпения.

Обычные упражнения – подъем из положения лежа на спине за ручки в положение сидя, делала в любом месте и в любое время.

Сразу скажу, что у дочки не было никогда такой сильной спастики, чтобы нельзя было согнуть или разогнуть конечности.


Когда Танюша научилась самостоятельно сидеть, мы стали использовать обычный велосипедик трехколесный, в котором педали крутятся самостоятельно, без усилий. При помощи проволоки прикрутили ботиночки к педалям велосипеда. Танюшу сажали на велосипед, ноги вставляли в ботиночки и катали по квартире, тем самым тренируя мышцы ног.

Танечка научилась сама вставать у опоры, но делала она это неправильно, сразу как-то с носков (минуя этап вставания на колени). Для того чтобы закрепить в ее подсознании правильные движения, продумали вот что. На деревянных перилах старого дивана просверлили отверстия и вставляли туда длинную толстую деревянную рейку – для того, чтобы держаться руками.

У шведской стенки это упражнение делать неудобно, т.к. нет свободного пространства (головой ударяется в стенку). Танечку я ставила к этой рейке, прикрепляя ручки (можно прибинтовывать), и при помощи своих рук поочередно сгибала (по одной) ноги, приучая ее правильно опускаться на колени, а потом подниматься с них: сгибаем правую ножку в колене, ставим на колено, потом левую ножку сгибаем своими руками и тоже ставим на колено, обе ноги фиксируются на коленях, потом в обратном порядке поднимаем с колен, помогая разгибать ноги в коленях.

Делала это каждый день по несколько раз, у меня была целая методика последовательно выполняемых упражнений. К сожалению, за давностью лет, я сейчас не смогу точно дать дозировку и время.

Нам очень повезло в том плане, что у нас был свой личный столяр и плотник (дедушка Танюши), который и воплощал все мои идеи в жизнь. Когда Танечка начала немного передвигаться на ножках, мы сделали свои ходунки, в которых несколько раз водили ее из комнаты в комнату. Потом дедушка смастерил нам небольшую лесенку с перилами (как в детских садах), которую мы также фиксировали (при помощи крючков) к шведской стенке, и я учила дочку подниматься и опускаться на 3-4 ступеньки, также приучая ее к этим движениям.


Очень хороший эффект дали упражнения с использованием фитбол-мяча. Купили специально для дочки этот тренажер, и я делала те упражнения, которые были нам по силам:

  1. Ребенок сидит на мяче, я придерживаю ее за разведенные колени. Делала легкие покачивающие движения вправо-влево, вверх-вниз. Ей приходилось удерживать равновесие, в это время очень хорошо работают мышцы спины, пресса. Тренируется вестибулярный аппарат.
  2. Укладывала Танечку на мяч на спину и, удерживая ее колени, помогала за одну ручку подниматься и опускаться. Очень хорошо для мышц живота. С течение времени моя помощь стала не нужна, Танюшка очень хорошо садится и встает.
  3. В положении лежа на мяче на животе, покачивала мяч вправо-влево и делал пружинящие движения мяча, обязательно поддерживая ее за спину.
  4. Ребенок в положении лежа на животе. Удерживала за ножки, направляя руками вперед к полу. На полу на расстоянии от мяча укладывала ярку игрушку, она шла на ручках к ней. Сначала можно это упражнение делать еще с одним помощником, потом самостоятельно. Тренируются мышцы рук, формируются навыки для ползания
  5. Ребенок сидит на мяче. Спускаться с мяча ножками на пол, фиксируя при этом правильное положение стоп на полу.
  6. Танюшку ставила ножками на мяч, удерживала за ручки и пружинящими движениями качала на мячике. Ей очень нравилось.

Вот те упражнения, которые я вспомнила сейчас. Очень прошу делать все это с большой осторожностью, соблюдая все меры безопасности, чтобы не травмировать ребенка.

Эти упражнения очень полезны не только для развития определенных групп мышц, но и для вестибулярного аппарата, что тоже очень важно для таких деток. И они очень положительно влияют на эмоции ребенка, им нравится.

Мой многолетний опыт говорит о том, что каждый случай очень индивидуален, но не нужно опускать руки, главное – методично и систематически (!) заниматься с ребенком! Тогда результат (пусть даже самый минимальный!) обязательно будет.

С уважением, Елена.

Елене и ее дочке от всей души хочется пожелать терпения, мудрости в преодолении всех трудностей возникающих на их жизненном пути. И выразить огромную благодарность за такой подробный, душевный рассказ и опыт лечения ДЦП с применением занятий ЛФК.

На этом я пока с вами прощаюсь, но не надолго, и буду всем благодарна если поделитесь статьей со своими друзьями, кликнув на кнопочки социальных сетей, чтобы и они прочитали этот рассказ.

Модные и популярные шведские стенки для детей используются в домашних условиях с целью предупреждения развития заболеваний и коррекции осанки. Они способствуют укреплению мышц, иммунитета, сосудов. Упражнения на шведской стенке развивают силу и ловкость, координацию движений. У детей появляется желание заниматься спортом.

Компактные и габаритные яркие по окраске комплексы продаются в различной комплектации, в деревянном или металлическом исполнении. У каждого варианта свои плюсы и минусы.

Спортивные родители приучают своего ребёнка к детскому комплексу с полугодовалого возраста. С увлечением дошкольники, мальчики и девочки младшего школьного возраста способны выполнять на шведской стенке для детей ряд упражнений. Это физическая нагрузка и удовольствие, отвлечение от телевизора и компьютера, возможность занять свободное время и провести его родителям вместе с детьми.


Основные элементы шведских детских стенок

Комплектация игровых комплексов зависит от фирмы производителя, материала, стоимости.

Любая шведская стенка для детей в квартиру оснащена лесенкой и гимнастическим матом. Если его нет в комплекте, не стоит экономить. Купить мат – обезопасить всю двигательную деятельность на снарядах.

В качестве дополнительных приспособлений устанавливаются и крепятся:

  • рукоходы и боксёрская груша;
  • горка и верёвочная лестница;
  • брусья и трапеция;
  • канат и качели;
  • гимнастические кольца и турник.


Выбирая нужную вам модель шведской стенки для детей, поинтересуйтесь наличием сертификата на данную продукцию.

Стоит сразу позаботиться об удобной одежде и обуви для занятий.

Забота о безопасности

Взрослые и маленькие обладатели спортивных комплексов для квартиры довольны и счастливы. Такой домашний тренажёр нравится им, он позволяет выполнять допустимые нагрузки, развивать выносливость и бойцовские качества характера.


Но любой спортивный снаряд таит в себе угрозу, поэтому стоит позаботиться о безопасности:

  • ребёнок должен выполнять упражнения только под бдительным контролем взрослых;
  • перед каждым занятием следует проверять снаряды на качество креплений и отсутствие повреждений;
  • проверить наличие гимнастического мата и его расположения;
  • перед занятиями необходимо выявить противопоказания, дать оценку здоровью, во время
  • обострения болезни отказаться от занятий;
  • только систематические и регулярные тренировки, соответствующие возрасту, дадут положительный результат гармоничного развития;
  • при наличии поломок, производить замену деталей или винтовых соединений аналогичными заводскими вариантами;
  • во всем должна быть мера.

Упражнения на детском игровом комплексе для малышей от полугода до 3 лет

Красочная шведская стенка детская привлекает малюток. Дети первого года жизни учатся сидеть, ползать, ходить. Им подойдёт домашний спортивный комплекс с наличием горки и качелей. Маленькие лесенки, кольца и турничок прекрасный тренажёр для двигательной активности малышей с 1, 5 лет.


Упражнения для детей дошкольного возраста

Детишки с 3-х летнего возраста любят подражать. Комплекс упражнений для утренней зарядки и для дневных занятий в данном возрасте можно использовать с применением детских тренажёров. Если в семье воспитываются дети разного возраста, то рациональным будет показ упражнений старшими детьми. Младшие смотрят и повторяют. Не допускается одновременное выполнение упражнения на снаряде несколькими малышами.


Такие упражнения на шведской стенке для детей дошкольного возраста способствуют тренировке выносливости и ловкости. Уместным будет называть каждое упражнение своим именем, ассоциируя с животными, предметами или сказочными персонажами. Важным будет соблюдение плавного перехода, от простого — к сложному.

Примерный комплекс упражнений для дошкольников:


Упражнения для детей младшего школьного возраста

Для детей начальных классов упражнения на шведской стенке чередуются с обычными повседневными занятиями по выполнению школьных домашних заданий. Длительное сидение в одной позе утомляет. Разминка на тренажёрах прекрасная альтернатива отдыху. Умственная деятельность сменяется физическими нагрузками, что полезно и интересно.


Дети этого возраста любят соревноваться между собой, поэтому, если в семье несколько детишек, приглашайте их к соревнованию.

Примерный комплекс упражнений для младших школьников:

— вис с подтягиванием ног, согнутых в коленях, вверх;

ухватиться руками за канат выше головы и повиснуть, стопами ног (подъём одной и пятка другой) захватить канат,




Вывод

Шведские стенки для дома дают колоссальные возможности физического развития детей. Стоит, начиная с простых, неутомительных и непродолжительных упражнений, плавно увеличивать нагрузки.

Во время занятий происходит укрепление мышц подрастающего организма, малыш становится сильным, выносливым, здоровым. Это отличная профилактика сколиоза у детей.

Во время занятий не оставляйте детей без присмотра, контролируйте, помогайте, советуйте.

Из разговоров с родителями детей с ДЦП мы знаем, что они нуждаются в полезной информации: чьем-то успешном опыте, эффективных или новых методиках лечения и обучения детей, полезной литературе, контактах.

Хотим рассказать об опыте психолога Галины Анатольевны Пономаревой в лечении ДЦП методами телесно-ориентированной терапии. Она предложила свой метод, основанный и подтвержденный собственной практикой и работами старших коллег-психотерапевтов – отечественных и зарубежных. Рассказывая о работе с детьми с ДЦП, Пономарева приводит игры с телом для ребенка с ДЦП и ряд упражнений для детей с ДЦП, которые использовала на занятиях в центре.


Особенности проведения занятий с детьми с тяжелой двигательной патологией в условиях сенсорной комнаты с использованием техник телесно-ориентированной психокоррекции

Пономарева Г.А., психолог

Дети с тяжелыми формами церебрального паралича - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими - двигательными и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент. Действительно, как правильно организовать работу с ребенком, если он не ходит и не сидит самостоятельно, а только с помощью родителя, у него почти или совсем нет произвольных движений ни руками, ни ногами, и он не говорит, а может издавать отдельные звуки, а иногда не может и этого? Как включить его в социум, как помочь чему-то научиться? Как наполнить его жизнь новым содержанием?

Наш опыт работы с детьми с тяжелой двигательной патологией в возрасте 5-7 лет и старше в сенсорной комнате показывает, что коррекционно-развивающая работа может быть достаточно продуктивной, если на занятиях большое внимание уделяется работе с телом, используются техники телесно-ориентированной терапии. Ребенок на наших занятиях всегда является субъектом процесса и отношений, поэтому дети приходят на занятия с удовольствием, чувствуют себя успешными. Начиная работу в группе с потребностей тела каждого конкретного ребенка, мы отстраиваем отношения сотрудничества и взаимного уважения, в которых дети приобретают необходимый социальный опыт, в результате изменяется их поведение и самооценка.

Специально организованная среда в сенсорной комнате, наполненная разнообразными стимулами, позволяет улучшить и развить не только сенсомоторные навыки ребенка с ДЦП, но существенно стабилизировать психоэмоциональное состояние, создать условия для стимуляции речевой активности, сформировать более позитивную самооценку, существенно улучшить качество жизни.

Особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного и школьного возраста.

Как известно, развивающийся мозг обладает большими компенсаторными возможностями. В его структурно-функциональном созревании среди прочих факторов подтверждается ведущая роль эндогенного механизма - двигательной афферентации. Этим, прежде всего, определяется необходимость постоянного использования в комплексе восстановительных мероприятий при детском церебральном параличе психофизических упражнений, техник телесно-ориентированной психокоррекции, как патогенетически обоснованного метода коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы с акцентом на активное участие самого ребенка в процессе реабилитации.

При условии установления отношений, основанных на эмпатии, сотрудничестве между специалистом и ребенком, появляется возможность развивать его осознанное отношение к процессу реабилитации и интерес к достижению положительных результатов. Тогда волевые усилия ребенка могут быть направлены на коррекцию двигательных дефектов с помощью различных средств.

Двигательные нарушения, гиподинамия и скованность детей с ДЦП нередко создают ложное впечатление наличия у них выраженной задержки психического развития. Однако при наблюдении и общении выявляются интеллектуальная сохранность и дифференцированность эмоций, отмечаются глубокие личностные реакции - обидчивость, переживание своего дефекта, а в процессе психокоррекционной работы отмечается положительная динамика в психоэмоциональном развитии.
Под влиянием психофизических упражнений в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. В процессе работы с телом нормализуются позы и положение конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать положение различных звеньев тела и свои движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию двигательных функций и навыков.

Изменения внешние ведут к изменениям внутренним. Далее мы приведем выводы, которые делает М. Фельденкрайц, и на основании которых мы строим свою работу по телесно-ориентированной психокоррекции с детьми с тяжелой двигательной патологией:

  • всякая мышечная деятельность есть движение;
  • нервная система занимается преимущественно движениями;
  • движения отражают состояние нервной системы;
  • качество движения легче всего определить извне;
  • движения приносят большой опыт;
  • ощущения, чувства и мысли базируются на движениях;
  • движение - основа самоосознания.
Таким образом, Фельденкрайц считал движение наиболее эффективным средством достижения кардинальных изменений в человеческой жизни вообще.

Опыт нашей работы с детьми с тяжелой двигательной патологией показывает, что такая работа продуктивна всегда, она ведет на первом этапе к улучшению двигательной сферы ребенка: снижению спастичности мышц, уменьшению гиперкинезов, при ригидности мышц - к повышению тонуса мышц, развитию произвольности в движениях. Также, и, на наш взгляд, это очень важный фактор, изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности, ребенок начинает экспериментировать и двигаться не так, как раньше. В процессе работы с телом решаются и другие проблемы: улучшается поведение, появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние. Ситуация успешности и приобретение нового телесного опыта помогает открывать ресурсы, ранее не используемые самим ребенком.

Таким образом, телесно-ориентированная психокоррекция с детьми с тяжелой двигательной патологией, на наш взгляд, является тем важным звеном в коррекционно-развивающей работе, которое позволяет оптимизировать весь процесс коррекции и развития таких детей и сделать его более успешным и продуктивным.
Очень важным, на наш взгляд, на наших занятиях является обязательное присутствие родителя. Ведь нужно не только ребенка научить двигаться и относиться к себе по-новому, но и родителю показать, что умеет делать ребенок, научить воспринимать его по-новому. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются работе с телом и продолжают эту работу дома. Всегда приятно наблюдать, как стеснительность мам и пап проходит, они радуются достижениям своего дитя, начинают гордиться им.

Работа с детьми с тяжелыми формами ДЦП имеет ряд особенностей. Чаще всего, эти дети не могут говорить, и специалист не может получить ответ ни на один свой вопрос. Но язык тела красноречивее любого другого языка. Если специалист выстраивает работу правильно, идя от потребностей именно этого ребенка, то ребенок сотрудничает с удовольствием: играет в игры с ногами, руками и пр.

При любой работе с телом основой является дифференциация человеком ощущений напряжения и расслабления всего тела, его частей или какой-то группы мышц. Но как объяснить ребенку, что такое напряжение и расслабление, если его тело находится в постоянном напряжении и расслабляется только в период ночного сна, причем он не знает, как это происходит, так как этот процесс им не осознается? Как научить его осознавать то, что происходит в его теле, руке, ноге? Как научить контролировать непроизвольные движения?

Дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе - это, прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет каждый конкретный ребенок, учитывая его особенности и его возможности. Это очень важно - идти от ребенка, его движений, его потребностей. Поэтому работу с телом мы начинаем с изучения возможностей тела каждого конкретного ребенка. Прежде всего, для любого специалиста интерес представляет наличие произвольных движений. Но у детей с тяжелыми формами ДЦП произвольность в движениях практически отсутствует или сильно затруднена. Работа с телом в таких случаях начинается с непроизвольного движения - гиперкинеза или сильной спастики. Проще говоря, работаем с тем, что есть, превращая весь процесс работы с телом в забавную игру.

Игры с телом

Гиперкинез - это непроизвольное движение, связанное с повышением мышечного тонуса, то есть напряжением. Напряжение не может продолжаться постоянно, да еще при его усилении. Поэтому после окончания упражнения (на счет 3, 5) рука расслабляется. Ребенок получает первый опыт произвольного напряжения и последующего расслабления, которые им осознаются. Упражнение повторяется еще 2 раза. Для лучшего расслабления руки, осторожно ее потряхиваем. Для этого аккуратно придерживаем локоть ребенка левой рукой, а правой, удерживая за пальцы, легко потряхиваем. Приподнимать руку (ногу) нужно не более чем на 7-10 см от поверхности, на которой лежит ребенок.


Первое упражнение мы выполняем, ориентируясь на потребности тела конкретного ребенка. Все как с руками. Каждое движение выполняем на 3-5 счетов, по 3 раза. После каждого упражнения на напряжение, осторожно стряхиваем ноги. Для этого правой рукой придерживаем ногу ребенка под коленной чашечкой, а правой держим за пальцы ноги. Приподнимаем ногу на 7-10 см над поверхностью татами и осторожно потряхиваем.

Аналогично выполняем наклоны головы вперед и назад. Главное, чтобы ребенок удерживал заданное положение до окончания счета. Специалист чуть-чуть придерживает, немного помогает удержать, задает движение, но все это на первых этапах работы, когда ребенок только входит в процесс работы с телом.

Результаты работы с телом можно почувствовать и оценить сразу: изменяется тонус мышц, они становятся менее напряженными, более расслабленными. Но самое важное, что такая работа воспринимается детьми очень позитивно, дети играют с большим удовольствием, сотрудничают со специалистом, другими детьми и родителями.

Такая работа с телом помогает ребенку развивать кинестетическую чувствительность, то есть способность воспринимать и анализировать движения собственного тела, расширять диапазон движений, осознавать и контролировать потребности тела. Работа с телом приводит к развитию двигательных возможностей, улучшению координации движений, уменьшению гиперкинезов и спастики, улучшению дыхания и психоэмоционального состояния ребенка.





Литература

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.