Упражнения для детей с дцп по сандакову


Доктор Сандаков, как и многие врачи, полагает, что в большинстве случаев детский церебральный паралич возникает по причине родовой травмы, патологического течения беременности и родов. Дальше – катастрофическая статистика. По словам Сандакова, лет пятьдесят назад в Советском Союзе, Европе и Америке процент детей с ДЦП был примерно одинаковый – 2,5 ребенка с ДЦП на тысячу родившихся младенцев. С тех пор в Европе и Америке число детей с ДЦП падает. В Европе – 0,8 на тысячу. В Америке – 0,6. И только в России число детей с ДЦП растет – два процента, двадцать детей на тысячу. И это при том, что недоношенные дети в России считаются жизнеспособными с 22-й недели беременности, а в Америке выхаживают детей, родившихся и на 18-й неделе, и даже на 16-й. Казалось бы, раз недоношенных детей в Америке больше, то больше должно быть и детей с ДЦП, но нет – меньше в тридцать три раза. Виновата в этом положении, по мнению доктора Сандакова, наша система родовспоможения. В России уже привыкли к тому, что сильно недоношенный младенец почти наверняка будет болен ДЦП, в Америке это далеко не всегда верно. В России привыкли к тому, что если недоношенный младенец лежал на аппарате искусственной вентиляции легких, то почти наверняка осложнением ИВЛ будет пневмония. В Америке нет пневмонии у детей, прошедших ИВЛ.

Слушать этот жуткий ликбез было невыносимо, поэтому мамы обрадовались, когда Сандаков перешел к объяснению того, как ДЦП возникает: это следствие повреждения младенцу при родах шейного отдела позвоночника. Повреждение должно затрагивать вестибулярный аппарат. Поэтому в полтора месяца, когда здоровый ребенок научается держать голову, видит горизонт и принимается заменять врожденные рефлексы установочными, дети с ДЦП голову не держат и установочных рефлексов не приобретают. Тот самый врожденный рефлекс, который помогал ребенку принимать в утробе матери эмбриональную позу, становится патологическим рефлексом, корежит тело ребенка, выгибает его болезненно, не дает сидеть, ползать и ходить.

Следовательно, главная цель метода Сандакова – научить ребенка держать голову, отрегулировать ребенку вестибулярный аппарат, дать ребенку горизонт, ощущение себя в пространстве.

Это не простая задача. Любые упражнения, любое насильственное разгибание того, что согнуто, и сгибание того, что выгнуто, ведут к обратному результату. Если вы попытаетесь силой разогнуть ребенка, сложившегося в эмбриональной позе, то вызовете лишь стресс, врожденный рефлекс заставит его сильнее пытаться эмбриональную позу вернуть. Если в двух словах, то, прежде чем делать упражнения, следует положить ребенка в такую позу, которая блокировала бы врожденные рефлексы, ставшие после полутора месяцев патологическими. И только тогда растягивать мышцы и разрабатывать суставы. Таких поз (их называют укладками) – несколько. Упражнения следует повторять десятки, а то и сотни раз.

Дальше – практика. Дальше мамы с детьми выстроились к доктору Сандакову в очередь, и он смотрел каждого ребенка, и для каждого ставил задачи на ближайшее время – научиться двигать рукой параллельно телу, научиться держать голову, лежа на животе, научиться кивать, лежа на спине… За восемь-десять занятий цель должна быть достигнута. И тогда будут поставлены новые цели. А конечная цель - ходить!

Основной принцип методики.

ДЦП – это власть патологических рефлексов над нервной системой ребенка. В случае нормального развития здорового ребенка развитие нервной системы происходит следующим путем: Сначала угасание рефлексов новорожденного (патологических рефлексов), затем последовательное формирование установочных рефлексов с головы на туловище и других установочных рефлексов.

В основу методики Сандакова Д.В положен подход, согласно которому развитие нервной системы ребенка больного ДЦП должно направляться по тому же пути развития, по которому должен развиваться здоровый малыш.

Принцип методики: Гашение патологических рефлексов и последовательное формирование рефлексов, необходимых для вертикализации, путем укладок, пассивной и активной гимнастики, массажа и точечного массажа.

В течение месяцев идет целенаправленная работа по последовательному формированию рефлексов:

1.Установочный рефлекс с головы на туловище. Переворот со спины на живот и обратно. Ползание, опора на четвереньки.

2. Установочный цепной рефлекс с туловища на таз. Навык самостоятельно садиться и сидеть без поддержки.

3. Установочный рефлекс с туловища на ноги. Рефлекс вертикализации. Навык к самостоятельной вертикализации и вертикальной стойке без опоры.

4. Пяточный рефлекс. Самопроизвольная опора на пятки. Самостоятельная ходьба с перекатом стопы.

Очень важна последовательность в формировании рефлексов. Пока ребенок не начал уверенно ползать, нельзя его учить ходить. Даже, если удастся ребенка научить ходить, в такой ситуации, походка его будет далека от походки здорового человека.

В соответствии с описанными принципами рекомендуются все виды ЛФК, массажа и укладок, направленные на достижение описанных этапов, если они не способствуют развитию паталогических рефлексов. В большинстве случаев, не рекомендуются фармакологические воздействия, ортопедические приспособления, инъекции стволовых клеток, частое использование мануальных манипуляций с позвоночником. По крайней мере, для детей первых лет жизни.

Периодичность и продолжительность занятий.

Продолжительность одного комплексного занятий 60 минут. В зависимости от степени развития рефлексов ребенка меняется продолжительность работы с конкретными этапами плана так, что бы общая продолжительность нагрузки оставалась около 60 минут.

Укладки могут выполняться три и более раз в день, но так, что бы не допускать значительного утомления ребенка.

Идеальное время для комплексного занятия – до обеда. Но допустимо любое другое время. Периодичность либо два-три раза в неделю либо курсами по 12 занятий с перерывом на два месяца. Возможна комбинация этих двух принципов.

Требования к выполнению занятий.

Перед проведением занятий надо убедиться, что ребенок в достаточной степени здоров. Отсутствуют вывихи, подвывихи, грыжи, ломкость костей (остеопороз) и острые воспалительные процессы.

Занятия выполняются на столе, на полу и на мяче. Многие упражнения выполняются с участием двух взрослых. Один взрослый фиксирует ребенка, второй выполняет упражнения с конечностями. Либо один из взрослых выполняет упражнение, а второй мотивирует ребенка выполнить то или иное движение.

Не допускается выполнение упражнений на синтетических коврах, что бы не допустить повреждения кожи ребенка при трении о ковер.

Если ребенок падает с мяча, когда взрослый держит его ноги. Не допускается отпускать ноги ребенка, чтобы попытаться удержать ребенка за туловище, во избежание травматизма. Ноги надо не резко поднять вверх, что бы уменьшить силу удара ребенка о пол.

Массаж и гимнастику следует выполнять чистыми и сухими руками. Массаж и пассивная гимнастика выполняются за счет движения мышц туловища взрослого, а не кистей и предплечий. Нога, выставленная вперед, должна быть немного согнута. После выполнения комплекса взрослому рекомендуется принять душ.

Не допускается массаж внутренней зоны бедер, области селезенки и печени. Массаж области шеи следует проводить осторожно.

При выполнении упражнения дистальный сустав ребенка должен быть зафиксирован, движения конечностей должны осуществляться по осям. Не допускаются движения, которые приводят к выдергиванию конечности из сустава.

Перед проведением массажа надо ознакомиться со строением основных мышц скелета, суставов и нервных окончаний по анатомическому атласу.

Проприорецепторный массаж (для уменьшения спастики мышц при ДЦП) выполняется проксимальными суставами пальцев достаточно жестко. Для обычного расслабляющего массажа здоровых пациентов рекомендуют использовать подушечки пальцев – что не эффективно при ДЦП.

Описание упражнений
Укладка в положении лежа на спине на двух валиках.



Выполняется укладка с целью снижения активности патологических рефлексов.

В положении лежа на спине на двух валиках. При выборе валика под шею надо стремиться к тому, чтобы подбородок касался груди. Второй валик расположен под крестцовой областью. Размер второго валика подбирается так, что бы таз был выше коленного сустава. Если патологические рефлексы мешаю правильно выполнять укладку, можно временно использовать валики меньшего размера.

Ноги прямые. Пятки лежат на ровной поверхности.

Помощник фиксирует плечи так, чтобы лопатки стремились лежать на поверхности.

Руки ребенка фиксируются в одном из двух положений. Вытянуты вдоль тела и зафиксированы вторым валиком. Или ребенок обхватывает сам себя руками за плечи.

Инструктор располагается со стороны ног и фиксирует их путем давления на зону бедра. В рамках комплекса выполняется 4 минуты.

Также эту укладку рекомендуется выполнять отдельно 3-4 раза в день.

Упражнения с ногами в положении лежа на спине на двух валиках.
Затем в течение 6 минут выполняются упражнения с ногами. При этом туловище и руки остаются в положении укладки.

Инструктор выполняет сгибание ног в коленном суставе. Частота пассивных сгибаний постепенно нарастает и достигает двух движений в секунду. После этого следует выполнять глубокий массаж мышц голени и бедра, не затрагивая внутренней поверхности бедер.

Упражнения с руками в положении лежа на спине.


Ребенок располагается на столе. Ноги свисают на краю стола. Под спину подложен один валик в области таза. Помощник фиксирует ноги. Инструктор выполняет пассивные упражнения с руками в течение 4х минут (см видео).

Массаж передних мышц живота.
В том же положении инструктор ладонью выполняет расслабляющий массаже передних мышц живота. Затем легким штриховым движением справа и слева расслабляет подреберную область и рефлекторно главную мышцу бедер. Продолжительность 2 минуты.

Кивки головы.



Ребенок лежит на спине без валиков. Голени свисают со стола. Руки вдоль тела. Пытаемся зафиксировать под ягодицами ребенка. Инструктор со стороны ног наклоняется над ребенком. Внешней стороной ребра ладони (кисти) расправляет плечи ребенку и фиксирует их к рабочей поверхности. Четырьмя пальцами с обеих сторон инструктор захватывает затылочную область и производит насильственные кивки, стремясь коснуться подбородком грудины. Выполняется 20 раз. Или фиксируем положение кивка в течение 20 секунд. Затем поворачиваем голову в бок на 30 градусов и производим кивательные движения, стремясь коснуться подбородком ключицы так же 20 секунд. Затем в поворачиваем голову в другую сторону и повторяем упражнение.

Это уникальный прием для растяжения глубоких затылочных мышц, в особенности, лестничных мышц.

Так же в этом положении можно повторить упражнения с руками.

Укладка в положении лежа на животе.



Укладочная позиция на животе. Валик положен под плечи. Руки вытянуты вперед. Кисти открыты. Их фиксирует помощник. Инструктор сбоку. Одной рукой он фиксирует таз. Другой рукой фиксирует голову за подбородок В строго вертикальном положении.

Так же упражнение выполняется в качестве самостоятельной укладки в течение 4 минут три раза в день.

Укладка может являться проверочной позой с целью проверки развития установочного рефлекса на голову. В норме ребенок к 3,5 месяцев должен свободно выполнять условия укладки и удерживать голову в течение 3х минут.

Гимнастика ног в положении лежа на животе.
В положении лежа на животе, выполняется пассивная гимнастика ног, массаж задней части бедер и голеней, ягодиц, спины, голеностопа и стопы.

Для массажа подошвы и пятки надо согнуть ногу в коленном суставе на 90 градусов. Массаж энергичный Глубокий массаж пяточной области с акцентом на свод стопы.

Запрещается производить тыльное сгибание стопы и поворачивать стопу внутрь во избежание активации патологических рефлексов.

Захватываем пальцы в кисть. Осуществляем их сгибание и оказываем одновременное давление на область подушечек на ноге. Выполняем умеренные сгибательно - разгибальные движения стопы.

Гимнастика рук в положении лежа на животе.
В том же положении выполняем пассивные упражнения с руками при фиксированном тазе.

Повороты головы в положении лежа на животе.
Инструктор пальцами обеих рук поддерживает голову в строго вертикальном положении за подбородок и оказывает давление ладонью на височную верхнечелюстную кость ребенка. Запрещается поворачивать голову за нижнюю челюсть во избежание вывиха челюсти.

Выполняет 60 поворотов в одну сторону, стремясь к 90 градусов. Затем 60 поворотов в другую сторону.

Это упражнение способствует формированию установочного рефлекса на голову.

Движения свисающей головы



Инструктор за затылок страхует голову. Производит прерывистые стимуляционные движения головы вверх 10-15 раз. Затем такое же упражнение из положения лежа на животе. При этом помощник фиксирует тело.


В положении лежа на животе. Ноги свисают со стола. Инструктор стимулирует подъем ног вверх, желательно выше горизонта. Продолжительность 4 минуты.

Подъем туловища.



Ноги и таз лежат на столе. Туловище и голова свисают со стола. Инструктор стимулирует подъем туловища вверх. Продолжительность 4 минуты.

Аналогичное упражнение модно выполнять на мяче.

Переворот со спины на живот.
Выполняется на счет 4.

  1. Приводим одну ногу к животу. Сгибая ее в тазобедренном и коленном суставах.
  2. При умеренно фиксированном плечевом поясе переводим голень на противоположную сторону, стремясь поставить стопу на противоположную сторону.
  3. Отпускаем плечи. Стремимся положить голень на рабочую поверхность. Одновременно с этим ожидается кивательное движение головы. Руку в сторону поворота вытянуть вверх.
  4. После чего выполняется скользящее движение голени по столу. Выпрямляем ногу, осуществляя переворот.
Выполняем по 10-20 раз в каждую сторону.

Тренировка цепного установочного рефлекса.



Ребенок в положении лежа на спине. Голени свисают с рабочей поверхности. Фиксируем руку прямую вдоль тела под углом 90 градусов за кисть. Инструктор находится со стороны ног.

  1. Одно плечо поднимаем на 90 градусов, второе плечо лежит на рабочей поверхности.
  2. Глубоким, полукруговым движением сгибаем тело в тазобедренном суставе под 90 градусов.
  3. Стабилизируем полодение тела с выраженным боковым наклоном. При этом область плечевого сустава находится под кистью, а согнутый локоть выступает за спину. Оба плеча фиксируем во фронтальной плоскости.
  4. Стимулируем толчок согнутой руки с целью вертикализации положения сидя.
В каждую сторону по 10-12 раз.

Упражнения на мяче.
Для упражнений на мяче используется гимнастический мяч диаметром 75 см. или 85 см. Мяч должен быть не сильно надут.

Кладем ребенка на живот. Выкатываем вперед, вниз, влево, вправо. От 30 сек. До 2 мин. До глубокой релаксации.

Наклоняем вперед. Стимулируем выбрасывание рук, ходьбу руками, жим от пола.

Укладываем ребенка на мяч на спину. Так же выкатываем в стороны с целью релаксации.

С мяча можно делать упражнения на цепной рефлекс.

Если у ребенка получается опираться на руки. Тогда из положения лежа на мече стимулируют хождение руками по стене.

Упражнения сидя на полу.
Инструктор сидит на полу с ногами шире плеч. Сажает ребенка спиной к себе. Ноги ребенка фиксирует помощник в прямом положении. Выполняет пассивные упражнения рук. Руки вверх, вперед и в стороны. Наклоны тела вперед и к каждой ноге.

Ребенок берет гимнастическую палочку в вытянутые руки, поднимает вверх, опускает за голову. Опускает прямые руки вниз. Двадцать раз.

Ребенок держит палку на вытянутой руке вперед. Производит вращательные движения палки на 90 градусов вправо и влево. Кладет палку на живот.

Упражнение корзинка. Руки назад, ноги сгибаются. Ребенок держит ноги за голеностоп. При этом таз и спина должны находиться в выраженном вогнутом положении. Стимулируем, что бы ребенок в этом положении поднимал голову.

Стоя на мяче .
Помощник, сидя на стуле, мягко фиксирует мяч коленями обеих ног и фиксирует положение стоп на мяче. Инструктор с противоположной стороны от помощника. Ребенок стоит на мяче лицом к инструктору. При этом его руки фиксированы в прямом положении впереди на уровне плеч. Осуществляем приседания на двух ногах 10 раз.

Помощник фиксирует одну ногу в колене и тазобедренном суставе, так что бы колено было направлено на инструктора. Приседания на одной ноге 10-20 раз. Потом приседания на другой ноге.

Ребенок выполняет прыжки на двух ногах на мяче.

Прыжки по переменно на коленях и на ногах. (три раза на коленях, потом три раза на ногах). Помощник помогает ребенку изменить положение ног.

Из исходного положения ребенок опирается на инструктора и осуществляет жимы.

Ставим ребенка на колени. Стимулируем подъем таза с прогибом в сторону инструктора.

Из положения на коленях стимулируем выпад тела вперед с прогибом к полу и в исходное положение. Это упражнение для развития цепного рефлекса на голову.

Скачать статью бесплатно после регистрации:

Рефлекторный массаж для детей ДЦП

Достигнуть успеха при реабилитации пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП) можно лишь при комплексном подходе к этому делу. В частности, обязательно нужны рефлексотерапия, различные виды массажа, лечения рефлексзапретными позами и укладками. Правильно подобранное воздействие на рефлексогенные зоны организма дает прекрасный реабилитационный эффект: проходят мучительные спазмы, человек обретает способность контролировать свои движения. Вместе с тем, рефлекторный массаж и аналогичные ему воздействия, такие как Бобат-терапия, при всей своей эффективности, практически лишены побочных эффектов и противопоказаний.

Поверхности тела человека имеется значительное количество нервных окончаний, связанных с теми или иными органами или мышцами. Хрестоматийным примером является, например, коленный рефлекс: врач-невропатолог бьет молоточком по ямочке на коленке и мышца в ноге сама по себе сокращается. Правильно подобранное и точно отмеренное воздействие на многие из зон организма дает то или иное терапевтическое воздействие.


Если говорить о пациентах с ДЦП, то массаж рефлекторный помогает избежать атрофии мышц и устраняет спазмы, снижая тем самым зависимость человека от лекарств спазмолитиков. В зависимости от того, какое требуется воздействие, врач может назначить зонный, точечный или меридианный массаж.

  • Зонный рефлекторный массаж – это воздействие на рефлексогенную область, площадь которой измеряется несколькими квадратными сантиметрами и более.
  • Если же требуется более прицельное воздействие, то прибегают к точечному массажу.
  • Часто вдоль одного нервного пучка имеется целый ряд точек с одинаковым или схожим действием, тогда есть смысл воздействовать на них поочередно в рамках сеанса меридианного массажа.

Рефлекторный массаж по методу детского невролога Сандакова Д.В. (г. Москва)

Спастические параличи, возникающие при ДЦП, характеризуются повышенном тонусом мышц, возникающим под влиянием патологических рефлексов. Конечно, устранить болезненные для пациента спазмы можно очень просто: достаточно лишь назначить спазмолитики в таблетках или уколах. Однако, эти препараты мало того, что имеют многочисленные побочные эффекты, сами по себе они ничего не лечат, а лишь устраняют неприятные симптомы.

Альтернативой же медикаментам, жесткой ортопедии и операциям может быть лечение по методу доктора Сандакова Д.В. Оно включает в себя на первом этапе рефлексзапретные позы и укладки для борьбы с патологическими рефлексами и спазмами. Далее, у пациента в рамках Бобат-терапии формируются правильные рефлексы и двигательные стереотипы. Для этого врач воздействует на определенные рефлексогенные зоны в то время, когда тело пациента находится в той или иной позе. Тем самым создаются и закрепляются условные рефлексы, требуемые для выполнения повседневных движений и действий (стояние, сидение, ходьба и т.д.).



Реабилитация по методу Сандакова Д.В. в центре "Кия"

Многолетняя практика показала, что лишь комплексный подход приводит к хорошим результатам в реабилитации больных с ДЦП. При этом удается полностью или частично отказаться от медикаментозной терапии, подавляющее большинство больных успешно приобретает навыки, необходимые для самообслуживания и повседневной жизни в быту.

Некоторые сведения о лечебной физкультуре
по методу Сандакова

Рубрику ведет Валерий Панюшкин


Из объяснений Алексея про метод профессора Сандакова следует, что метод этот комплексный. В основе его – Бобат-терапия, укладки, что-то вроде пассивной йоги, когда при помощи терапевта ребенок принимает одну за другой статичные позы, способствующие вырабатыванию правильных рефлексов. Но кроме укладок и пассивной гимнастики метод Сандакова предполагает еще и точечный массаж, приемы восточных мануальных практик Ань-мо и Туй-на, а также оригинальные приемы, разработанные профессором Сандаковым лично.

Практически занятия, которые ведет Алексей, выглядят очень интенсивной гимнастикой. Представьте себе, что вы пришли в хорошо оборудованный спортивный зал и позанимались на всех тренажерах последовательно. Только вместо всех тренажеров – Алексей. И если тренажер, как правило, увеличивает нагрузку для спортсмена, то ЛФК-терапевт нагрузку уменьшает – помогает больному ребенку согнуться и разогнуться, поднять руки и опустить руки, вращает руками и ногами ребенка, дает ребенку в руки палку, чтобы ребенок взялся за нее двумя руками и поднимал, как штангу. Но только терапевт не вешает на эту палку груз, не утяжеляет, а наоборот поднимает палку вместе с ребенком, чтобы нагрузка была мала, а движения были правильными.

Такие занятия, если проводить их регулярно, сводят у детей больных ДЦП к минимуму патологические рефлексы и мышечный тонус. Дети научаются делать движения, которых раньше делать не могли. Иногда даже научаются ходить, как научилась Алиса, дочь Алексея.

Эти занятия позволяют отказываться от методов жесткой ортопедии и не обувать детей в корректирующие сапоги. Благодаря ослаблению мышечного тонуса дети, занимающиеся с Алексеем, могут не принимать лекарств – стимуляторов центральной нервной системы. Алексей утверждает даже, что в его руках могут выправиться дети, которых принято выправлять хирургически. То есть эта физкультура может заменять собой хирургические операции.

Да, некоторые упражнения болезненны. И да – это спорт. Несмотря на то, что половину нагрузки берет на себя терапевт, занятие тем не менее состоит из множества интенсивных упражнений. Дети покидают кабинет Алексея примерно в таком же состоянии, в котором спортсмены покидают спортивный зал – усталые, расслабленные и тихо улыбающиеся. Поначалу Алексей даже был против того, чтобы в дни его занятий дети получали еще какую-нибудь физическую нагрузку. Настаивал на том, чтобы после ЛФК дети не ходили бы заниматься еще и в бассейне.

Фото Ольги Лавренковой

Основные каналы перечисления средств:

1) Отправьте слово ШАГ или SHAG на короткий номер 5541.
Стоимость сообщения 75 руб. Количество SMS с одного телефона не ограничено.

Если у вас есть вопросы, замечания, предложения, звоните в Русфонд по номеру (бесплатный звонок из России, благотворительная линия от компании МТС) или пишите на rusfond@rusfond.ru.



Некоторые упражнения являются прототипом будущих навыков, например, хождения.



Укладки помогают ребенку отучиться от неправильных рефлексов и научиться правильным.





Алиса любит заниматься с папой.



Алисе уже не больно, Алисе уже весело.

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.

ДЦП – это стойкое, не прогрессирующее поражение центральной нервной системы (ЦНС), произошедшее в пре-, интра- или постнатальный период. ДЦП проявляется в двигательных нарушениях, связанным с влиянием патологических рефлексов, определяющих мышечный тонус в покое и при движении, и вызывает патологическую атрофию или гипертрофию мышечной ткани. Это приводит к патологическому вынужденному положению тела, его части или конечности в покое за счет сформировавшихся патологических синкинезий, синергий, или\и гиперкинезов, а также формированию патологического двигательного стереотипа. Заболевание часто сопровождается изменениями психики и речи, осложняется эпилептическими припадками.

В настоящее время проблема профилактики, реабилитации, социальной помощи детям, страдающим ДЦП, - одна из ведущих в неврологии детского возраста.

Лечение ДЦП должно быть ранним, комплексным и непрерывным. Необходимость раннего начала реабилитационных мероприятий обусловлена большой пластичностью и адаптацией мозга ребенка.

На основе патологических рефлексов может быть сформирован только патологический двигательный стереотип. Необходимо тормозить патологические рефлексы, развивая на этой основе установочные (правильные) рефлексы.

Медицинский центр "Кия" (Челябинск) занимается детьми с ДЦП. Каждый специалист центра владеет несколькими методиками (массаж, талассотерапия) и постояно обучается новым. Прежде чем приступить к работе с детьми, все методики отрабатываются на себе. Методу рефлекторного массажа обучал сам создатель - детский невролог Сандаков Д.В.

Методика реабилитации основана на:

  • грамотном, последовательном применении укладок, снижающих влияние патологических рефлексов,
  • обеспечении максимального пассивного объема движений в конечностях,
  • последовательном формировании установочных (правильных) рефлексов с постепенным формированием установочного двигательного стереотипа.

Работа направлена на создание условий для формирования главных двигательных стереотипов: фиксации головы, ползание на животе, стойка на четвереньках, ползание на четвереньках, способность самостоятельно садиться и сидеть, стоять и ходить. В основе занятий – лечение положением, индивидуальный комплекс лечебной физкультуры и массаж.

Как показывает многолетняя практика, методика самодостаточная: резко снижается необходимость в медикаментозном лечении (исключение - препараты по витальным показаниям), необходимость хирургического вмешательства.

Реабилитацию желательно проводить не курсами по 10 -20 сеансов, а в фитнес- режиме (2-3 сеанса в неделю), при этом в ежедневном режиме родители выполняют рекомендованные упражнения, укладки.

Поражение нервной системы у всех разное, но при интенсивной работе можно помочь ребенку в среднем за 2-3 года. Есть люди, которым такой массаж необходим постоянно.

Созданная при центре Благотворительная общественная организация "Служба милосердия "Кия" просит неравнодушных оказать посильную финансовую помощь для реабилитации детей с ДЦП. Тел. 8(351) 796-43-80

  • Прием мануального терапевта
  • Прием врача ЛФК
  • Прием педиатра
  • Прием логопеда
  • Прием невролога
  • Прием психолога
  • Прием эпилептолога
  • Прием ортопеда
  • Вызванные потенциалы мозга : слуховые, стволовые, когнитивные, зрительные
  • ЭЭГ электроэнцефалография
  • ЭЭГ видеомониторинг 3, 5, 12 часовой
  • ЭКГ электрокардиография
  • КИГ кардиоинтервалография
  • РЭГ реоэнцефалография
  • ЭНМГ электронейромиография стимуляционная
  • ЭМГ электромиография поверхностная, игольчатая
  • Комплексное диагностическое обследование
  • Остеопатическое лечение
  • Микротоковая рефлексотерапия
  • Светотерапия Цветотерапия
  • Био Акустическая Коррекция
  • Нейромиостимуляция
  • Лечебно-реабилитационная кровать САТУРН-90
  • Мануальная терапия
  • Массаж для детей всех возрастов в условиях центра
  • Занятия с логопедом индивидуально
  • Лечебная физкультура детям в условиях центра
  • Занятия с психологом
  • Кинезиотерапия в воде
  • ЛФК с использованием костюма Адели, тренажера Гросса
  • ЛФК по авторским методикам Сандакова, Войта, Бобат

Записей не найдено.


Методики Войта и Бобат, Сандакова сейчас у многих родителей на слуху: они относятся к наиболее популярным методам лечения двигательных расстройств и входят в большинство программ реабилитации детей с заболеваниями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Развитие координации движений у всех людей происходит в строгой последовательности: сначала происходит стабилизация в пространстве головы и шеи, затем туловища, потом верхних конечностей, и в последнюю очередь – нижних конечностей. Этот принцип заложен во всех современных методиках кинезитерапии, в том числе в Войта- и Бобат-терапии, методике Сандакова. Несмотря на то, что преследуют они в целом одну и ту же цель, между ними есть некоторые отличия.

Бобат-терапия

Бобат-терапия носит название по фамилии разработавших метод супружеской пары из Лондона — физиотерапевта Берты Бобат и нейрофизиолога Карта Бобат. Оказывается, что есть физиологические позиции тела ребенка, позволяющие затормозить патологические двигательные рефлексы. Такие позиции способствуют снижению мышечного напряжения и позволяют сформировать правильные движения и навыки.

Метод опирается на принципы кинезиотерапии (лечение движением).

Войта-терапия

Войта-терапия была разработана в 1950-1970 годах чешским неврологом Вацлав Войта, который много лет посвятил работе с детьми с ДЦП. Он обнаружил, что при воздействии на определенные участки тела возможно развить двигательные реакции и навыки, которые ребенок без патологии развития формирует за первый год своей жизни естественным путем. С точки зрения моторного развития ребенок решает одну задачу – переориентироваться в пространстве из горизонтального в вертикальное положение. То есть все моторные навыки в течение этого времени – лишь этапы вертикализации.

Войта-терапия основывается на этих принципах развития. Во время занятия специалист по ЛФК воздействует на определенные зоны на теле ребенка, что способствует смещению центра тяжести тела. В ответ на такое раздражение у малыша возникает либо рефлекторное ползание, либо рефлекторный поворот. Центральная нервная система, в свою очередь, активно включает в работу опорно-двигательный аппарат, из-за чего у ребенка начинают формироваться новые, правильные движения и навыки.

Третьим по популярности в России является авторская методика российского детского врача-невролога Дмитрия Васильевича Сандакова. Он более двадцати лет занимается изучением и практическим решением проблем неврологии детского возраста. Для коррекции патологических рефлексов, при мышечной дистонии, задержке двигательного развития он попытался найти и использовать другие методы воздействия. Разработанная и внедренная Д.А. Сандаковым авторская методика опирается на научные исследования Л.О. Бадалян, К. А. Семеновой, А.Ю. Ратнера и других выдающихся специалистов в области детской неврологии. Методика основывается на стимуляции основных установочных рефлексов согласно неврологическому возрасту. Метод Сандакова сочетает в себе элементы терапии Бобатов, меридианного и точечного массажа, а также – приемов мягких мануальных практик.

Методика Сандакова используется при: ДЦП ( все формы). синдроме мышечной дистонии, темповой задержке моторного развития, гемисиндроме,задержке редукции рефлексов врожденного автоматизма, нарушениях опоры (приведение дистальных отделов стоп, опора на носки), нарушениях осанки, Х- и О- образных деформациях ног, профилактике сколиотических изменений позвоночника . Особенно эффективна методика у детей первого года жизни.

Обязательными и общими принципами реабилитации детей с поражением ЦНС являются: подавление патологических рефлексов, формирование установочных рефлексов, систематичность, регулярность и непрерывность, а так же подбор строго индивидуальных упражнений, в соответствии с тяжестью заболевания, возрастом ребенка, его развитием.

Так в чем же разница между этими методиками?

Разница между ними заключается в том, что при Бобат-терапии и методике по Сандакову используются различные укладки и активные упражнения, чтобы повторить естественную последовательность развития центральной нервной системы и моторных навыков ребенка: от удержания головы и переворачивания к сидению и ходьбе. Во время занятия специалист ЛФК управляет позой и движениями ребенка, провоцируя желаемые рефлексы. А Войта-терапия предполагает удержание определенной позиции на протяжение нескольких минут, с воздействием на определенные зоны, чем активизирует рефлекторную реакцию.

А что выбрать?

В реабилитации детей с поражением ЦНС используются различные методики, и нельзя акцентировать свое внимание на чем-то одном.

Нам представляется наиболее разумным совмещение трех этих методик. Такой подход позволяет добиться положительных результатов максимально быстро. На свете нет одинаковых людей. Все дети разные и патологии у них разные, соответственно и методики и упражнения и программы необходимо подбирать исключительно индивидуально. Противопоказаниями к занятиям являются острые воспалительные процессы, а также период после вакцинации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.