Упражнения на батуте для детей дцп


Я раскрываю особенности физического развития детей с ДЦП. Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП. Коррекционная работа которую мы проводим в группе с детьми С ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
obshchaya__motorika.docx 23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по развитию общей моторики с детьми ДЦП. Общая моторика -это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить.

Разнообразие двигательных нарушений влияющих на развитие моторики у детей с ДЦП: Нарушения мышечного тонуса ( по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии ). Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи). Наличие насильственных движений (гиперкинезы, тремор). Нарушения равновесия и координации движений. Нарушение ощущений движений. Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных ( стато-кинетических ) рефлексов.

Списочный состав группы-10 человек. 9 человек с диагнозом ДЦП.

У 6 детей - спастическая диплегия: поражены и руки , и ноги , причем нижние конечности затронуты в большей степени, повышение мышечного тонуса ( спастичность) в конечностях , ограничение силы и объема движений ; ноги приведены , согнуты в коленных суставах, наблюдается перекрещивание ног при опоре на пальцы, что нарушает опорность стоп , осанку , затрудняет стояние и ходьбу; руки приведены к туловищу , согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в кулаки . 1 ребенок - Атонически – астатическая форма - Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений , тремор , гиперметрия ( несоразмерность , чрезмерность движений ). 1 ребенок -Артрогриппоз- поражение верхних конечностей.

В МДОУ созданы хорошие условия для развития общей моторики у детей с ДЦП. Группа хорошо оборудована, есть спортивный комплекс, батут, скамейки, опорные тележки, ходунки, поручни. На каждого ребенка имеется спортивный инвентарь: обручи, ленты, флажки, кубики, султанчики, гимнастические палки, ортопедические мячи разного цвета и размера. Для мышечной тренировки используются мячи, кубы, валики разного размера и веса. Физическое воспитание детей с церебральным параличом отличается своеобразием. Специфические особенности развития моторики детей требует подбора особых сочетаний методов и приемов, которые позволяют формировать определенные двигательные навыки способствующие развитию основных движений. В работе по развитию у детей общей моторики решающую роль играет индивидуальный подход на основе учета особенностей двигательных нарушений.

В своей работе используем целый комплекс разнообразных средств и приемов. Чем тяжелее двигательное нарушение, тем больше взрослый помогает ребенку, а так же взрослый проговаривает последовательность выполнения движений. При выполнении некоторых движений дети выполняют лишь элемент.

Развитие общей моторики у детей с ДЦП достигается : организации развивающей среды ; осуществлении индивидуально – дифференцированного подхода; использовании различных средств . оптимизирующих развитие общей моторики с помощью специально разработанной программы , представленной упражнениями для мышечной тренировки , подвижными и малоподвижными играми ,лечебными играми и упражнениями на спортивном комплексе , батуте , ортопедическом мяче .

Особенности физического развития детей с ДЦП

В работе Е.М. Мастюковой, о нейроонтогенетическом подходе к структуре двигательного дефекта, отмечается, что целесообразно выделить два типа нарушения при этом заболевании. Первый тип связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания.

Второй тип отражает наличие примитивных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка и поэтому патологических, например, сохранность хватательного рефлекса после 6-7 месяцев жизни, шагательный рефлекс после 4-6 недель жизни.

В дошкольном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами, согнув спину, несколько наклонившись вперед, с опущенными разогнутыми руками.

При гиперкинетической форме влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибанием мышц шеи и спины. Дети передвигаются вперед на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повернутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе поддерживается боковыми качаниями туловища и некоординированными взмахами рук.

Данный вопрос освещен в методическом пособии под редакцией Шматко. Она указывает на то, что основным проявлением двигательных нарушений бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию.

У данной категории детей (с ДЦП) может быть поражена правая или левая рука, они не могут совершать действия больной рукой. Отмечается нарушение координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, не готовы к овладению навыками рисования, письма. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в частых паузах.

Особенности двигательных нарушений у детей с церебральным параличом проявляется при подвижных играх. Выполнение упражнений на занятиях физической культуры затруднено за счет того, что дети не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.

У дошкольников с ДЦП отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Нередко при выполнении упражнений у детей появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным.

Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП

После обследования ребенка МПК даются рекомендации по ортопедическому режиму. Дальнейшая работа осуществляется совместно с методистами ЛФК, воспитателями, логопедами. Такая комплексная работа помогает достичь наиболее положительного результата. Основными направлениями работы по коррекции двигательных нарушений являются формирование навыков самообследования, развитие практической деятельности и подготовка руки к письму. При этом важно помнить, что овладение двигательными навыками происходит поэтапно и требует большого времени.

Воспитание двигательных навыков у детей с ДЦП целесообразно проводить в ходе интересных и понятных для них игр.

Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи, различные действия во время одевания, развитию движений руки.

Как указывает К.А. Семенова, в своей работе, является воспитание необходимого двигательного стереотипа. Целью таких упражнений является коррекция вертикальной позы, обучение ходьбе в новых условиях.

Для воспитания чувства равновесия и координации движений больного намеренно пытаются вывести из положения равновесия с помощью различных мячей. Мяч кидают на разную высоту и в разных направлениях так, чтобы он ловил его справа, слева, на уровне груди или отставил ногу в сторону. Ходьбе обучают постепенно. Сначала, когда больной ходит с опорой на ходунки, следят за положением туловища. Ребенок не должен наклоняться вперед, в сторону, подтаскивать ноги.

При ДЦП необходимо длительное, планомерное и последовательное лечение: в клиниках, санаториях, курортах, интернатах, специализированных ДОУ. Решению этой задачи способствуют различные формы организации занятий физическими упражнениями.

С помощью разнообразных средств физического воспитания у детей формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая затем помогает свободно управлять двигательными актами, входящими в игровые и трудовые операции. Общеразвивающие и коррегирующие упражнения и игры систематизированы по характеру основного воздействия на организм: дыхательные упражнения, упражнения по коррекции позо-тонических реакций. Позотонические реакции проявляются в закономерном изменении тонуса мышц, туловища и конечностей в зависимости от общей позы.

О возможностях восстановительного лечения ДЦП изложено Т.Г. Шамариным и Т.И. Беловой. В литературе приводятся данные по исправлению двигательных нарушений у детей с ДЦП (Шамарин, Белова, Шматко, Беляева).

Авторы рекомендуют воспитание способности самостоятельно сидеть проводить с 5-6 месяцев жизни ребенка (то есть, придерживаясь последовательного развития функцией во временном измерении).

Приведем некоторый набор упражнений:

Ребенок лежит на мяче. Голова и туловище выдвигаются вперед за счет перекатывания мяча. Руками активно или активно-пассивно разогнутыми в локтевых суставах ребенок должен ладонями опереться о пол.

Положение "сидя". Туловище фиксировано в разгибательной позиции, голова выпрямлена. Левой рукой ребенок держится за перекладину, правой – активно или активно-пассивно дотягивается до нагрузки, находящейся спереди, сбоку или сверху от ребенка, берет и подносит к лицу.

Положение "сидя". Голова и туловище выпрямлены. Левой рукой ребенок держится за канат, правой активно или активно-пассивно дотягивается до игрушки, находящейся спереди, сбоку, вверху от ребенка, берет ее и подносит к лицу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме: "Совершенствование коррекционной работы по развитию мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития детей младшего дошкольного возраста".

Создание развивающей среды в группе детского сада, направленной на развитие мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР.

В своей работе я раскрыла : особенности физического развития детей с ДЦП; возмозности коррекции двигательных нарушений ; коррекционная работа проводимая в группе по развитию общей моторики с дет.

Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказыван.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

С Т А Т Ь Я«СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОР.

Перспективное планирование содержит упражнения по развитию мелкой моторики и координации движения рук. Основой перспективного планирования коррекционной работы по развитию мелкой мот.

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И.ВЕРНАДСКОГО

Специальность: Физическая реабилитация.

РАБОТА ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Выполнила: Студентка IV курса

2.Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП

2.1 Принципы работы с детьми с ДЦП

2.2 Организация ЛФК для детей с ДЦП

2.3 Задачи и специфика адаптивной физкультуры для детей с ДЦП

2.4 Индивидуальные и групповые занятия

2.5 Формы занятий адаптивной физической культурой

В широком смысле слова АДАПТАЦИЯ (от средневекового лат . adaptatio - приспособление), в биологии - совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений. В физиологии и медицине обозначает также процесс привыкания. Социальная адаптация есть процесс взаимодействия личности с социальной средой.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА- это социальный феномен, целью которого является социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, по средствам физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.

Темой данного а является адаптивная физическая культура для детей с ДЦП. Для всех форм ДЦП характерны двигательные нарушения рефлекторного характера, нарушена координация, повышен тонус мышц, движения, если они возможны, не управляются ребёнком. Лечение детей с ДЦП комплексное и включает медикаментозное, ортопедическое, логопедическое, гидрокинезотерапию, электростимуляцию мышц в покое и ходьбе. Особое значение имеет лечебная физкультура и массаж. Трудотерапия необходима ребёнку для развития основных приёмов самообслуживания, приобретения определённых трудовых навыков, необходимых для социализации личности.

2.Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП

2.1 Принципы работы с детьми с ДЦП

1.Создание мотивации. Наилучший результат можно получить при оптимальной мотивации, желании и потребности работать. Необходимо создавать ситуации, при которых ребёнок может проявить активность- потянуться за игрушкой, повернуться, сесть, встать, участвовать в игре. Формирование интереса, мотивации возможно при правильной организации занятий: использование игровых моментов, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, правильный выбор сложности и темпа выполнения упражнений, подбора различных упражнений и средств. Дети с ДЦП , как и все дети, любят играть. В игре, особенно коллективной, они часто выполняют движения, действия, которые в другой ситуации не выполняют. Лечебные игры включают коррекцию двигательных, кинестетических, зрительно- пространственных, речевых и других нарушений. Игр должно быть много, разнообразных и интересных для ребёнка, но всегда целенаправленных. Если игры очень сложные, то ребёнок отказывается работать, если слишком лёгкие- ему не интересно.

3.Непрерывность процесса. Занятия не могут проводиться курсами. Они должны быть регулярными, систематическими, адекватными, практически постоянными и в школе и дома.

4.Необходимость поощрения. Ребята с ДЦП, как и все дети нуждаются в поощрении, и если на уроке сегодня ребёнок был более активным, изобретательным, что-то сделал лучше, то это надо отметить, похвалить его, в конце занятия подвести итог, но не в коем случае нельзя сравнивать успехи детей.

5.Социальная направленность занятий. Работать над социально значимыми двигательными актами(протянуть руку, взять кружку, поднести ко рту, переложить игрушки),а не над отдельными движениями (сгибание или разгибание в локтевом суставе).

6.Необходимость активизации всех нарушенных функций. На каждом занятии активизировать наибольшее число пострадавших анализаторов (двигательные, кинестетические, речевые, зрительные, слуховые)

7. Сотрудничество с родителями. Обязательно сотрудничать с родителями, чтобы и дома продолжалось адекватное воздействие. Использовать лечебную силу движений в простом и разнообразном домашнем труде - почистить зубы, застелить постель, помыть посуду, подмести пол. Не отбивать желание у детей что- либо делать самим, поощрять их к этому, ни в коем случае не делать за детей то, что они могут сами.

8.Воспитательная работа. Необходимо воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, чувство ответственности. Большую роль играет семья, в которой ребёнок проводит основную часть времени, подход и отношение родителей к решению проблем ребёнка. Родители должны создать условия для формирования максимальной самостоятельности и двигательной активности ребёнка, возможности его всестороннего развития. Семье нельзя замыкаться в себе, избегать контактов, широкого общения. Это вредно и для ребёнка и для родителей.

2.2 Организация ЛФК для детей с ДЦП

Лечебная физическая культура является одним из основных компонентов лечебно- восстановительной работы. Она направлена на мобилизацию всех двигательных возможностей для восстановления функции поражённых мышц, для коррекции дефектов моторики с целью оптимального формирования основных локомоторно- статических функций: прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятельности рук. Являясь методом активной терапии и педагогическим проссом ЛФК выполняет терапевтические и педагогические задачи и представляет собой ведущее звено в коррекционно- восстановительной работе. Основным средством ЛФК являются различные движения в виде дозированных физических упражнений, проводимых под руководством и с помощью педагога ЛФК. Педагог ЛФК должен иметь чёткие знания по вопросам динамической анатомии, средств и методик ЛФК, хорошо ориентироваться в особенностях моторики и психики, интересов и наклонностей детей. Педагог ЛФК работает совместно с врачами: логопедом , невропатологом, ортопедом. Особое внимание нужно уделять выработке тонких движений пальцев рук, кисти и подготовки их к выполнению заданий по лепке, рисованию, письму. Движения конечностями, головой, туловищем должны постепенно усложняться, выполняться в разных исходных положениях, с предметами и без предметов, при контроле за положением языка, нижней челюсти, губ. Вначале дифференцируются артикуляционные движения от движений туловища и конечностей. Затем начинается обучение сочетания различных движений с речевым сопровождением (произнесение определённых слов, стихотворений, песенок с исполнением соответствующих движений). Логопед присутствует на занятии и контролирует упражнение.

Необходимость ЛФК конкретно для каждого ребёнка определяет врач по лечебной физкультуре.

2.3 Задачи и специфика адаптивной физкультуры для детей с ДЦП

Несмотря на крайнее разнообразие патологии в двигательной сфере при детском церебральном параличе, клиницистами выделены общие причины нарушений моторики, обусловливающие задачи и специфику физических упражнений.

1.Задача: нормолизация тонуса мышц. Обучение подавлению усиленного проявления позотонических реакций. Используются позы, направленные на формирование навыка регуляции положения частей тела по отношению к голове в разных исходных позициях, например лёжа на спине- голова- прямо, вправо, влево, согнута к груди, сидя- голова- прямо, в сторону, вперёд, назад и т.д. Выполняется с открытыми и закрытыми глазами, способствуют развитию мышечного чувства, чувства положения и движения. Здесь же решается задача по нормализации элементарных движений.

2.Задача:содействие становлению и оптимальному проявлению статокинетических рефлексов. Здесь важна функция равновесия, что достигается использованием упражнений на сохранение равновесия при преодолении противодействия, прыжки на батуте, упражнения на качающейся плоскости, на уменьшенной площади опоры.

3.Задача: восстановление мышечного чувства, стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы. Применяются упражнения для развития и тренировки возрастных двигательных навыков: ползание, лазание по скамейке, метания. Используют зеркало, перед которым ребёнок принимает положение правильной осанки у опоры.

Совместно с физическими упражнениями применяют массаж, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиопроцедуры, ортопедия. Широко используется санаторно- курортное лечение.

Украина имеет огромное количество рекреационных ресурсов для использования климата, минеральных вод, лечебных грязей, морского купания. Основными курортами Украины являются: курорты Южного берега Крыма, Закарпатские курорты, Евпатория, Конча-Заспа, Одесская группа курортов, Саки, Судак, Хмельник и многие другие.

Важным звеном в комплексном лечении больных детей является детский санаторий. На многих курортах (Евпатория, Ялта, Саки) действуют санатории для лечения родителей с детьми в возрасте от 4 до 14 лет. Имеются также санаторно- лесные школы, а для детей дошкольного возраста санаторные ясли и сады . В детские местные санатории принимают детей в возрасте от1 до 14 лет. Детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом принимают в санаториях с 3 лет. Занятия физкультурой и спортом инвалидов является составной частью их досуга. Система коррекционной подготовки подразделяется в зависимости от возраста детей и проводится в специальных группах детских садов, в спецшколах для детей с различными патологиями, в интернатах, в специальных профессиональных училищах.

2.4 Индивидуальные и групповые занятия

Индивидуальные занятия направлены в основном на нормализацию координации движений, равновесия, мышечной силы. С ребёнком- инвалидом часто работает психолог с целью преодолеть в сознании чувство безысходности, представление о бесполезности лечения, вселить веру в благополучный исход лечения, особенно при некоторых , хотя бы незначительных, сдвигах в течении болезни. Важно знать педагогику, чтобы принимать воспитательные меры в отношении больных детей.

Эти меры направлены на то, чтобы ребёнок овладел необходимым умением и навыками по самообслуживанию, если возможно, получил школьное образование.

Очень важно выработать у ребёнка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную учебно-трудовую ориентацию. И тут чрезвычайно велика роль родителей. Длительность индивидуального занятия составляет обычно 35 минут.

Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами общества. Обычно группы формируются без учёта возраста, степени тяжести и однородности двигательных нарушений.

Оптимальное количество детей в группе- не больше 8-10 человек. В конце уроков проводится подведение итогов, что вырабатывает у детей ответственное отношение к выполнению заданий.

На групповых уроках дети, благодаря наклонности к подражанию, быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг- друга. Очень важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное сопровождение.

Музыка способствует успокоению и расслаблению, освоению ритмических и плавных движений.

Когда дети вместе играют, то на фоне положительного эмоционального состояния и соревновательного момента они часто выполняют движения, которые в обычных условиях им недоступны.

2.5 Формы занятий адаптивной физической культурой

Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем и органов ребёнка осуществляется благодаря набору разнообразных занятий с ним.

Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий.

Применяют спортивные игры по упрощённым правилам: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис. Очень эффективны плавание в бассейне и катание на лошадях.

Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами ( с гимнастической палкой, обручем, мячом) , с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне , заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела., стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например упражнения из исходного положения лёжа на животе укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно- моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

Другой формой занятий с детьми с ДЦП является фитбол- гимнастика - гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с церебральным параличём. Применяются также Физиороллы- два соединённых между собой мяча, мячи-стулья(мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками( хлопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи. Фитбол выдерживает вес более 300 кг и при повреждении медленно сдувается. Применяются фитболы разного размера. Для детей 3-5 лет диаметр мяча должен быть 45см, а от 6 до 10 лет-55 см. Размер увеличивается с ростом и возрастом. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой).При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо- эмоциональную сферу.

Для детей с ДЦП важно использование уроков пластики и хореографии . С помощью них можно развивать чувство ритма, гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Специальные упражнения для ног сначала изучают сидя, затем у опоры стоя и лишь некоторые дети по мере их возможностей и освоения движений выполняют их без опоры стоя.

Развитие пространственных отношений происходит с помощью тренировки вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений на матах и на батуте. Сюда входят упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела и др. В самых разнообразных вариантах используются кувырки, перекаты, группировки.

Можно использовать вращательные тренажёры , постепенно увеличивая длительность вращения с переменой направления и с различными положениями головы. Можно использовать большую автомобильную шину, внутри которой согнувшись помещается больной. Толкают шину, она катится вместе с пациентом.

3.Заключение

Адаптация детей с ДЦП требует учёта всех особенностей ребёнка. Работать с ним необходимо в соответствии с имеющимися нарушениями и одновременно по всем направлениям. Неправильно думать, что сперва нужно поработать с двигательными нарушениями, а потом, когда ребёнок начнёт ходить.- с речевыми, зрительными и другими проблемами. Чем раньше начато адекватное регулярное лечение, тем лучше результат. Создаётся единая сеть лечебного воздействия и среды, где всё направлено на стимулирование активности и посильной самостоятельности и в двигательной и в психологической сферах.

Вывод: дети с ДЦП нуждаются в адаптивной физкультуре и делают большие успехи при регулярном и правильном применении комплексного лечения.

4. Литература

1.А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Человек. Анатомия. Физиология. Гигиена.-М.: Просвещение, 1971.-255с.

2.Популярная медицинская энциклопедия. Гл.ред. Б.В. Петровский,-М.: Советская энциклопедия,1987.-704с.

3.Физическая реабилитация. Учебник. Под / ред. С. Н. Попова. Ростов – на – Дону : Феникс, 2005.-603с.

4.Васичкин В.И. Справочник по массажу.-Л.:Медицина,1991.-192с.

5.Савран Ю.Г.,Тюнин В.Л. Массаж. Методическое пособие для студентов.Севастополь,2002

6.Восстановление и лечение детей с поражениями ЦНС и опорно-двигательного аппарата. Под/ред. И.В.Добряков, Т.Г.Щедрина. Санкт-Пит. : Издат. Дом СПбМАПО,2004.-317с.

Лечебная физкультура в поздней резидуальной стадии ДЦП представляет определенную сложность, но тем не менее не перестает быть актуальной. Оптимальный вариант — занятия на фитболе или гимнастическом мяче.

Во-первых, мяч позволяет решить сразу несколько реабилитационных задач, и главные из них — расслабление и нормализация мышечного тонуса, плюс — пассивное растяжение спастичных мышц с целью борьбы с контрактурами.

Во-вторых, мяч заменит собой руки одного из методистов. А поскольку речь мы ведем о детях от 7 до 18 лет, то учитывая вес, рост и тяжесть их патологии, порой для эффективных занятий необходимо участие 2-3 помощников (методистов).

Почему сложно заниматься со взрослыми пациентами

Обычно к 7 годам ребенка и тем более в старшем возрасте мы сталкиваемся с тем что:

  • Уже сформирован патологический двигательный стереотип
  • Движения в некоторых суставах ограничены или отсутствуют
  • Тонические рефлексы к этому времени уже стали патологическими и мешают формированию правильных движений
  • Расстройство функции вестибулярного аппарата препятствует удержанию равновесия в положении сидя, стоя, и тем более во время ходьбы

И тем не менее все вышеперечисленное совершенно не означает, что занятия ЛФК уже не имеют смысла, это означает лишь наличие дополнительных специфических возрастных сложностей.

Основным инструментом методики является гимнастический мяч или фитбол. А основная фишка метода в том, что для занятия на фитболе используют не полностью накачанный мяч, который в таком состоянии обладает эффектом батута, но при этом удобнее батута.

Покачивания на таком мяче вверх-вниз как на батуте, создают специфическое ускорение, которое эффективно тренирует вестибулярный аппарат и способствует расслаблению. В ходе занятий мышечное расслабление дополняется упражнениями на растяжение.

Перед началом выполнения упражнений обязательно проводятся мероприятия, направленные на общее расслабление.

Упражнение для общего расслабления

Для общего расслабления пациент укладывается на мяч лицом вниз, один методист мягко фиксирует его плечи на поверхности мяча, руки — симметрично вдоль туловища. Если такое положение рук затруднено, руки могут быть разведены в стороны.

Другой методист фиксирует нижние конечности на поверхности мяча, и по мере достижения расслабления, разводит их, как бы обнимая мяч ногами. При этом выполняются медленные покачивания мяча вперед-назад, вправо-влево и по кругу.

Во время проведения упражнения на общее расслабление голову пациента через несколько покачиваний мягко поворачивают то в одну сторону, укладывая на ушко, то в другую.

Упражнение 2. И.П. то же. Руки располагаются на мяче вверх относительно туловища, голова повернута в сторону. Методист сгибает одну ногу до 90-130° в коленном и тазобедренном суставах, скользя по поверхности мяча. Если выявляется ограничение сгибания, обусловленное выраженной спастичностью мышц, конечность фиксируется в достигнутом положении рукой методиста и, продолжая покачивание, ребенок расслабляется в сформированной позе. Объем сгибания через отведение постепенно увеличивается от процедуры к процедуре. Вторая нога фиксируется другим методистом в среднем положении.

Варианты поддержки коленного сустава при выполнении этого упражнения зависят от его установки: при наличии у ребенка сгибательной установки в коленном суставе, методист одной рукой фиксирует стопу на поверхности пола, а другой содействует разгибанию в коленном суставе, при тенденции к рекурвации коленного сустава — с удержанием коленного сустава в согнутом состоянии. Упражнение на растяжение повторяется 2-3 раза.

Упражнение 5. И.П. на спине. Один методист находится со стороны головы ребенка и надежно фиксирует плечевые суставы и руки ребенка в положении вдоль туловища своими ладонями и предплечьем. Второй методист, управляя движениями мяча и фиксируя тело ребенка на мяче с захватом в нижней трети бедер, прокатывает мяч на себя с тем, чтобы создать возвышенное положение для головы — облегченное положение для сгибателей шеи, находящихся в состоянии некоторого растяжения вследствие запрокинутого положения головы на круглой поверхности мяча. Выполняется тренировка правильного сгибания головы — без смещения ее к грудине. Важность этой тренировки обусловлена усилением шейного лордоза с наклоном головы кпереди у больных при ходьбе. Подъем головы из положения лежа на спине или на животе осуществляют с помощью блока с перемещением верхней части туловища, а повороты головы из стороны в сторону в неполном объеме, амплитуда их может быть различна, особенно при выраженной сторонности поражения. Достигнутая в результате этих мероприятий стабилизация положения головы является в ряде случаев показателем значительного улучшения в состоянии ребенка.

Упражнение 6. ИП на спине. Упражнение на растяжение мышц плечевого пояса и верхних конечностей. После растягивания руки укладываются вдоль туловища или свободно располагаются на мяче.

Упражнение 7. ИП то же. Сгибание головы сопровождается сгибанием одной ноги и подтягиванием ее к животу до образования туловищем вогнутой дуги. Если во время сгибания у ребенка выявляется тибиальная синкинезия, методист неподвижно фиксирует стопу в положении сгибания и, приложив адекватное усилие, растянув разгибатели стопы, удерживает ее в этом положении. Вторая нога фиксируется на мяче.

Упражнение 8. И.П. то же. Руки ребенка несколько в отведении, плечи надежно фиксируются ладонями и предплечьем методиста со стороны головы ребенка. Второй методист, стоя справа от ребенка, заводит левую руку (ладонью вниз) под правое бедро ребенка, захватывает левую ногу и перемещает ее к себе свободной, осуществляя постепенный плавный поворот таза влево и оказывая правой рукой содействие повороту ладонью, лежащей на крестце. Третий участник поддерживает колено и голень правой ноги, совершающей поворот, в одной плоскости с поверхностью, выполняя синхронные покачивания вместе со всеми участниками процедуры. По показаниям, предварительно может выполняться локальная гипотермия или криоконтраст на спастичные мышцы, ответственные за формирование у больного патологической установки.

Упражнение выполняют очень плавно, с приложением адекватных усилий в момент поворота, до постепенного, этапного достижения поворота таза по отношению к туловищу не более 90-130°. После фиксации в конечном положении в течение 2-3 секунд следует медленный возврат туловища и конечностей в исходное положение и расслабление. Аналогично выполняется поворот в другую сторону.

Что еще нужно учесть для того что бы занятия на фитболе были эффективными

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.