Усовершенствованная методика лечения ортопедических последствий дцп

Детским церебральным параличом (ДЦП) называют группу заболеваний головного мозга, которые возникают из-за патологий развития, а также повреждений во внутриутробном периоде либо в процессе родов. ДЦП может выражаться в психических нарушениях, проблемами с речью, в двигательных патологиях.

Степень выраженности тех или иных симптомов зависит от тяжести заболевания.

Полностью от последствий ДЦП избавиться нельзя, однако комплексная восстановительная терапия способна повысить качество жизни больного, помочь ему в социализации.

Причины возникновения детского церебрального паралича

ДЦП наиболее часто встречается среди недоношенных младенцев, а также тех детей, которые были рождены от многоплодной беременности.

Факторы, влияющие на развитие ДЦП:

  • повреждение головного мозга;
  • кислородная недостаточность (гипоксия);
  • перенесённые инфекции (сразу после появления на свет или в период внутриутробного развития);
  • отравление плода токсинами (сильные лекарства, наркотики, алкоголь, радиация и т.д.);
  • травмы, полученные в период рождения;
  • несовместимость крови матери и ребёнка (резус-конфликт);
  • наличие некоторых хронических заболеваний у матери (сахарный диабет, тяжёлые заболевания сердца, лёгких).

Также риск ДЦП возрастает, если:

  • плод слишком крупный;
  • у матери узкий таз;
  • существуют проблемы с предлежанием;
  • произошло раннее отслоение плацента;
  • роды произошли слишком быстро (был проколот околоплодный пузырь, применена медикаментозная стимуляция).

Виды ортопедических нарушений при ДЦП

С точки зрения ортопедии выделяются следующие формы ДЦП:

  • моноплегическая (поражена одна конечность);
  • гемиплегическая (полностью либо частично поражены рука и нога, находящиеся на одной стороне тела);
  • диплегическая (поражены только руки или только ноги);
  • квадриплегическая (полностью либо частично поражены все конечности).

Особенности двигательной коррекции при ДЦП

Наиболее часто ортопедические нарушения при ДЦП возникают вследствие нарушений двигательной активности больного. Негативные изменения в мускулатуре скелета приводят к формированию контрактур (рубцевания тканей) и нарушениям в суставе и костях. Это вызывает болевые ощущения, ограничивает движения пациента, у него появляются вынужденные (анталгические) позы.

Лечение последствий ДЦП всегда носит комплексный характер. Программа терапии зависит от степени тяжести и особенностей течения заболевания. Ортопедическая коррекция последствий ДЦП заключается в хирургическом исправлении деформаций рук, ног, суставов.

Цель оперативного вмешательства — улучшение двигательной активности ребёнка. Существует множество видов оперативных вмешательств, направленных на двигательную коррекцию последствий ДЦП у детей: пластика мышц и сухожилий, операции на костях и суставах, пластика связок, сухожилий, костей и т.д.

Способы оплаты медицинских услуг "СМ-Клиника"

Оплачивать услуги клиники можно любым удобным способом, в том числе наличными средствами, с помощью банковских карт основных платежных систем, а также с помощью карт рассрочки "Совесть" или "Халва":


Уточните дополнительную информацию по телефону +7 (812) 435 55 55 или заполните форму online — администратор свяжется с Вами для подтверждения записи.

Ведущие врачи


Учуров Игорь Федорович


пр. Ударников, 19


Белоусов Евгений Иванович


пр. Ударников, 19


Жулябин Анатолий Викторович


Дунайский пр., 47


Карпушин Андрей Александрович

Доктор медицинских наук


Дунайский пр., 47


Карапетян Сергей Вазгенович


Дунайский пр., 47


Гарифулин Марат Сагитович


Дунайский пр., 47


Попов Евгений Сергеевич


Выборгское шоссе, 17-1


Гиниятов Анвар Ринатович


Дунайский пр., 47


Колядин Максим Александрович


Дунайский пр., 47


Никитин Александр Владимирович


Дунайский пр., 47


Старостин Алексей Николаевич


пр. Ударников, 19


Данилкин Алексей Валерьевич


пр. Ударников, 19


Митин Андрей Викторович


пр. Ударников, 19


Гребенюк Михаил Викторович


пр. Ударников, 19, Выборгское шоссе, 17-1


Енина Екатерина Владимировна


Дунайский пр., 47


Урбанович Сергей Иванович


ул. Маршала Захарова, 20


Борисова Ольга Михайловна


Дунайский пр., 47


Дергулев Игорь Олегович


Дунайский пр., 47


Егоров Александр Анатольевич


пр. Ударников, 19, Выборгское шоссе, 17-1


Кикаев Адлан Олхозурович


ул. Маршала Захарова, 20


Кустиков Антон Александрович


ул. Маршала Захарова, 20


Панфилов Артем Игоревич


ул. Маршала Захарова, 20


Петров Артем Викторович


Дунайский пр., 47, ул. Маршала Захарова, 20


Синев Антон Львович


Выборгское шоссе, 17-1

Детский церебральный паралич (ДЦП) или Cerebral palsy (CP) одно из часто встречающихся хронических заболеваний детей и взрослых, характеризующееся прогрессирующим ухудшением общего состояния здоровья, увеличением спазмов и спастики.

Термин ДЦП используется только на территории России. В мировой практике используют определение Cerebral palsy (CP).

В России только по официальной статистике более 120 000 человек имеют диагноз детский церебральный паралич. Распространённость детского церебрального паралича в России среди новорождённых составляет 2 на 1000 родившихся.

Считается, что первопричиной ДЦП является поражение одного или нескольких участков головного мозга, в результате чего развиваются прогрессирующие нарушения работы всего организма.

Менее распространённый тип церебрального паралича - это приобретённый ДЦП или Cerebral palsy (CP), где первопричиной часто является черепно-мозговая травма, перелом шеи или позвоночника, инфекции мозга (менингит и пр.), инсульт, длительная высокая температура, перенесённые тяжёлые инфекционные заболевания и пр.

Очень редко в качестве первопричины возникновения ДЦП рассматриваются психосоматические и соматопсихические факторы. Часто именно они приводят к нарушениям респираторного и клеточного дыхания, возникновению спазмов и спастики в соединительной ткани, что в свою очередь, приводит к следующим сопутствующим нарушениям:

- двигательной и мышечной активности;

- работы внутренних органов и систем;

Чёткого и полного комплекса данных о причинах возникновения ДЦП пока нет. В мировой профессиональной среде ежегодно появляются новые версии и теории о причинах возникновения этого заболевания.

На данный момент основными причинами врачи называют нарушения, возникающие в процессе развития беременности, роды и первый год жизни ребёнка. В частности, в качестве причин и основных факторов риска сегодня считают:

· Резус-фактор или групповая несовместимость плода и матери.

· Внутриутробная инфекция во время беременности.

· Вирусное или инфекционное заболевание, перенесённое женщиной во время беременности.

· Преждевременная отслойка плаценты приводит к множественным нарушениям здоровья матери и плода, а также к преждевременному оперативному родоразрешению.

· Неправильное предлежание плода на последнем сроке беременности часто приводит к травматизации младенца в процессе родов.

· Обвитие пуповиной, провоцирующее возникновение острой гипоксии, которая резко ограничивает поступления кислорода в головной мозг ребёнка, что приводит к гибели клеток головного мозга и кровоизлияниям.

· Анатомически и клинически узкий таз роженицы.

· Дискинезия головного мозга плода.

· Низкий вес при рождении.

· Рождение крупного плода.

· Длительные, осложнённые роды.

· Травмы, полученные младенцем в процессе родов.

· Травмы в период первого года жизни.

· Перенесённые инфекционные заболевания в период младенчества, в том числе осложнение после прививок.

В качестве фактора риска возникновения ДЦП можно смело называть проблему исчезновения культуры выхаживания и выпестования младенца, которая гарантировала рождение и развитие здорового младенца.

Подробнее вы можете узнать информацию в видео ДЦП: причины и методы оздоровления.

Сегодня мало кто из специалистов учитывает стрессовое состояние роженицы и младенца, а также особенности реакции соединительнотканной системы человека на стресс. Практически никто не учитывает влияния психосоматических и соматопсихических факторов на развитие у младенца ДЦП.

Психоэмоциональные, психосоматические и соматопсихические состояния человека всегда сопровождаются реакциями соединительнотканной системы и всего организма в целом, что в свою очередь, приводит к нарушению респираторного дыхания, дыхания на клеточном уровне, спазмам, сети спазмов и далее к спастике, которая сохраняется в теле всю жизнь. Одновременно этот процесс сопровождается специфическими биохимическими и физиологическими процессами.

Более полное объяснение вы можете посмотреть на бесплатном вебинаре " От понимания причин к корректной реабилитации по методу Н. Лоскутовой БФМ". Для просмотра требуется обязательная регистрация!


Метод Надежды Лоскутовой БФМ учитывает все вышеуказанные факторы, и при условии ежедневной, системной и последовательной работы позволяет:

  • полностью восстановить респираторное дыхание и дыхание на всех уровнях организма;
  • восстановить волновую линейную и нелинейную биодинамику тела;
  • гармонизировать внутренние биодинамические ритмы опорно-двигательного аппарата, всех органов и систем организма;
  • освободить от спазмов и спастики всю соединительнотканную систему организма и восстановить полную свободную амплитуду микро и макродвижений;
  • освободить от спастики соединительнотканную систему и восстановить свободную циркуляцию всех жидкостей в организме, в том числе восстановить питание клеток;
  • восстановить питание мозга и когнитивную функцию.




Разбираясь с методиками реабилитаций церебрального паралича, корреспондент Софья Бакалеева собрала столько материала, что он не уместился в одну статью. Поэтому – оговоримся сразу – данный обзор неполный и будет продолжен.

Приведенные здесь методики — лишь инструменты реабилитации и адаптации ребенка с ДЦП. Важно, чтобы они попали в руки грамотного специалиста. В руках профессионального реабилитолога, понимающего свою компетенцию, учитывающего и уважающего интересы своего пациента, все эти методики становятся способом подарить пациенту с ДЦП иногда — независимость, иногда — свободу передвижения, но всегда — уверенность в себе.


Физическая терапия (англ. physical therapy) (не путать с физиотерапией)


Возраст: любой

На чем основан: метод основан на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine).

Кому подходит: пациентам, имеющим самые разные заболевания и состояния в области неврологии, травматологии, ортопедии, кардиологии, паллиативной медицины, с самым разным течением и прогнозом.

Цель: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например, контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддерживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Задачи: в фокусе физической терапии находится движение, причем максимально активное, которое инициирует сам пациент. Физические терапевты считают его восстановление и поддержание — главной целью своей деятельности. С ним связана любая наша активность, оно помогает общаться с людьми, устанавливать социальные контакты, проявлять чувства. В любом нашем движении неразрывно переплетены физические, социальные и психологические факторы.

Суть метода: физические терапевты применяют физические (естественные) методы воздействия на клиента, основанные на движении, мануальном воздействии, массаже, рефлексотерапии и действии тепла, света, высоких частот, ультразвука и воды. Но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.

Способ: вмешательство физического терапевта — это:

— специально подобранные физические упражнения: тренировка силы, равновесия, компонентов движений и т.д. с учетом нарушений клиента и ряда других факторов;

— приемы, помогающие клиенту выполнить то или иное движение;

— выбор и формирование правильных поз (положений тела), облегчающих состояние человека и/или препятствующих возникновению осложнений;

— техники и приемы правильного перемещения пациентов;

— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации;

— обучение клиентов и тех, кто им помогает (если им приходится перемещать пациента), правильному двигательному поведению.

Принципы: В настоящее время физические терапевты, эрготерапевты, как и многие другие профессионалы, используют так называемый проблемно-ориентированный подход. Процесс состоит из следующих шагов: оценки, планирования вмешательства, собственно вмешательства и оценки эффективности вмешательства.

Работа физического терапевта начинается с оценки состояния всех структур и функций клиента, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности. Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели вмешательства.

Формы работы: физический терапевт участвует в работе междисциплинарной команды, то есть, группы специалистов, в которую входят врачи, медицинские сестры, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты. В каждом конкретном случае команда формируется только из тех специалистов, помощь которых действительно нужна конкретному человеку и/или его семье. Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях между специалистами, все решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет профессиональную ответственность за свою работу. Кроме профессионалов, в команду входят сам клиент и, достаточно часто, его родственники или другие близкие ему люди. Кооперация с клиентом, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения — неотъемлемое условие успешной помощи.

Противопоказания: нет

Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели

Эрготерапия


Возраст: любой

Кому подходит: всем, перенесшим заболевание/травму или имеющим нарушения развития от рождения, оказавшимся по этой причине зависимыми от посторонней помощи.

Цель: помочь в максимально возможной степени восстановить способность человека к независимой жизни.

Задачи: помочь людям с различными физическими и психическими нарушениями активно выполнять повседневные дела, например, обслуживать себя (одеваться, раздеваться, мыться, принимать пищу и т.д.), участвовать в продуктивной деятельности — играть, работать, а также проводить досуг, например, осваивать хобби, и, таким образом, достичь максимальной независимости во всех аспектах повседневной жизни. Также эрготерапия препятствует снижению активности клиента, усугублению нарушений и ухудшению его состояния.

Суть метода: Эрготерапевты работают с клиентами, которые из-за своих нарушений ограничены в таких областях, как самообслуживание, продуктивная деятельность и досуг. Они не только анализируют влияние нарушений на разные виды деятельности, но и учитывают при этом действие личностных факторов и факторов окружающей среды (социальных, физических, экономических) на функционирование каждого клиента в конкретных ситуациях. В целом эрготерапевт использует те виды активности, которые важны для клиента и направлены на достижение максимально возможного уровня его функционирования, независимости в повседневной жизни и, следовательно, на улучшение качества жизни. Например, для ребенка это могут быть навыки одевания, самостоятельного приема пищи, игры, планирования свободного времени.

Способ: вмешательство эрготерапевта — это:

— специально подобранные методы обучения клиента и/или его родственников и ухаживающих за ним людей;

— приемы, помогающие клиенту выполнить тот или иной компонент выбранной активности;

— приемы модификации и адаптации задачи, стоящей перед клиентом, облегчающие ее выполнение;

— разнообразные приемы развития и тренировки функции руки и кисти;

— техники и приемы правильного перемещения пациентов, ухода и помощи в выполнении всех необходимых видов деятельности;

— использование разнообразных методов адаптации окружающей среды;

— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации.

Принципы: проблемно-ориентированный подход: оценка, планирование вмешательства, собственно вмешательство и оценка эффективности вмешательства.

Работа эрготерапевта начинается с оценки важных и необходимых для клиента видов деятельности, качества их выполнения, актуальных возможностей клиента и анализа факторов, которые мешают либо помогают эффективно что-то делать, включая особенности окружающей среды и состояние всех структур и функций клиента. Затем специалист, совместно с клиентом и/или с его близкими намечают конкретные цели вмешательства.

Формы работы: эрготерапевты работают непосредственно с отдельными людьми, группами людей или сообществами, помогая им выполнять то, что они хотят, вынуждены или обязаны делать, и адаптируют сам вид деятельности и/или окружающую среду (обстановку) так, чтобы люди могли эффективнее выполнить стоящую перед ними задачу.

Противопоказания: нет

Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели

Бобат-терапия


Возраст: любой

Авторы: супружеская пара из Лондона — нейрофизиолог Карл Бобат и физиотерапевт Берта Бобат — разработала в 40-х годах ХХ века систему специальных занятий, которая получила название Бобат-терапия. В наше время концепция Бобат реализована как нейродинамическая реабилитация.

На чем основан: способность мозга к нейропластичности в меняющихся условиях внешней среды, которые побуждают к совершенствованию двигательного поведения. За время существования методики фокус ее применения сместился от попытки влиять на восстановление поврежденной нервной системы к нормализации движений пациента. Важным открытием стало то, что не мышцы, а именно мозг контролирует то, как пациент выполняет движение или находится в статической позе. Значит терапевт может изменить движения пациента на более правильные, используя некоторые специфические приемы сенсорной стимуляции.

Кому подходит: людям с двигательными нарушениями, возникшими вследствие поражения центральной нервной системы

Цели: повышение функциональной активности пациента, максимальное повышение эффективности движения в рамках возможностей пациента (а не восстановление движения до уровня нормального), расширение его участия в социальной жизни.

Задачи терапии: стимуляция нормального двигательного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций, работа с мышечным тонусом — для улучшения качества движения.

Способ: терапевт комбинирует приемы, которые называются сенсорной стимуляцией, ингибицией и фасилитацией:

— ингибиция — это торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений;

— фасилитация — это облегчение правильных (нормальных) движений и положений тела;

— стимуляция – это тактильные и кинестетические стимулы, необходимые для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положение собственного тела в пространстве.

В результате у человека меняются привычные ощущения от движений и статического удержания позы. А это дает возможность коррекции поз и движений.

Принципы двигательного обучения: активное участие пациента, тренировка навыка, постановка значимых для пациента целей. При Бобат-терапии физический терапевт должен включить своего пациента в совместную деятельность, ребенок должен осознанно выполнять то или иное действие, что исключает с его стороны негативную реакцию. Если же она есть, действия терапевта изначально неверны и не могут привести ни к каким улучшениям.

Противопоказания:

Эпилепсия в период активных приступов

Выраженные психические расстройства

Острые воспаления и лихорадочные состояния

Войта-терапия


Возраст: любой

Кому подходит: метод используется для исправлений нарушений в опорно-двигательном аппарате, как у младенцев, так и у детей постарше. Войта-терапия особенно эффективна у младенцев, так как у них еще не развиты замещающие модели движений. У детей в возрасте 5-6 лет и старше уже выработаны такие модели, поэтому специалисты делают акцент на активации и поддержании физиологических двигательных форм.

Цели: за счёт использования рефлекторной локомоции должны стать снова доступными и применимыми элементарные составляющие выпрямления и передвижения человека, то есть:

— выпрямление тела против силы тяжести,

Задачи: формирование двигательных навыков, соответствующих возрасту ребенка.

Способ: терапевт оказывает давление на определенные зоны тела человека, который находится в исходном положении лежа на животе, спине или на боку. Раздражения рефлекторно вызывают один из двух комплексов: рефлекторное ползание на животе или рефлекторное переворачивание из положения лежа на спине или на боку через положение на животе в положение стоя на четвереньках.

Принципы: сама процедура ни в коем случае не должна вызывать боль и страх. Активированное состояние, на достижение которого направлена терапия, у грудных детей во время процедуры часто выражается в виде крика. Крик является средством реагирования на непривычную активацию у пациентов в этом возрасте. В старшем возрасте, когда дети могут выразиться с помощью языка, они уже не кричат.

Противопоказания:

Острая инфекционная патология

10 дней после прививки

Проблемы с сердечно-сосудистой системой

Несовершенный остеогенез, болезнь стеклянных костей, фосфат-диабет

Обострение других хронических болезней

Судороги различного происхождения

При подготовке обзора были использованы материалы:

Е.В.Семенова, Е.В.Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова, А.В. Трухачева, Е.Ю. Заблоцкис. Реабилитация детей с ДЦП. Обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам М., 2018

К. А. Семенова
Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом М., 2007

Обзор будет продолжен.

Иллюстрации: Оксана Романова

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.