Узун о в о социальной адаптации выпускников школ-интернатов для детей с дцп

Выделяют три группы таких детей, у которых выполнение произвольных движений невозможно или затруднено. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника). Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной и периферической нервной системы), а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза (68). Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением моторных механизмов ЦНС.

В основе детского церебрального паралича (ДЦП) лежит раннее (как правило, внутриутробное - до 50% случаев) повреждение или недоразвитие мозга, вследствие эндокринных, инфекционных и хронических заболеваний матери, интоксикации, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору, иммунологическим характеристикам и др., иногда - возникающее в результате родовой травмы или асфиксии новорожденного, реже - как следствие энцефалита. Наследственным заболеванием ДЦП, как правило, не является. Основной симптом ДЦП - двигательные расстройства, которые могут наблюдаться в одной конечности (монопарез или моноплегия), обоих верхних или нижних конечностях (верхний/нижний парапарез или параплегия), на одной половине тела (гемипарез и гемиплегия), во всех 4-х конечностях (тетрапарез или тетраплегия). Частым клиническим проявлением ДЦП является слюнотечение. В целом, при ДЦП наблюдается синтез двигательных, речевых, ментальных, эмоционально-волевых дефектов. Сложность общего развития детей с церебральным параличом заключается в наличии выраженных нарушений скоординированной двигательной работы (асинергии - от греч. a - приставка со значением отрицания, sin - вместе и ergon - работа).

Психическое развитие детей с ДЦП имеет типичные особенности, которые обусловлены как органическим поражением ЦНС, так и ограниченностью самостоятельного передвижения и самообслуживания. Во-первых, оно замедленно, во-вторых, характерна непропорциональность в развитии высших психических функций, в частности мышления. При некоторых формах заболевания отмечается несоответствие между удовлетворительным общим уровнем сформированности абстрактно-логического мышления и недостаточностью пространственных представлений, что в дальнейшем обусловливает специфические трудности в усвоении ребенком, например, счетных операций. Часто имеют место нарушения умственной работоспособности. Уровень интеллектуального развития широко варьирует - от нормального интеллекта (IQ около 110) до различных по структуре и выраженности форм олигофрении (до IQ=20). У большинства детей с ДЦП наблюдается специфическая задержка психического развития (70%). Норма наблюдается в 10% случаев, умственная отсталость - в 20%.

Такие дети ранимы, впечатлительны, имеют эмоционально-поведенческие и личностные расстройства. Отмечается сильная привязанность к родителям или людям их заменяющим.

Отклонения психического развития в большинстве случаев обусловлены недостаточностью практической деятельности (в частности, игровой) и социокультурного опыта детей с ДЦП, а также невозможностью осуществлять в большинстве случаев продуктивную коммуникацию с окружающими людьми. Более половины детей имеют дизартрические расстройства речи.

Контрольные вопросы и задания к теме

  • 1. Выделите группы детей с сенсорными нарушениями.
  • 2. Охарактеризуйте группу детей с недостатками слуха.
  • 3. Дайте характеристику детям с нарушениями зрения.
  • 4. Нарушения опорно-двигательного аппарата: виды и причины возникновения.
  • 5. Опишите особенности психофизического развития детей с ДЦП.
  • 6. Изучите статью И.И. Мамайчук, Г.В. Пятаковой "Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом" // Дефектология. - №3. - 1990.

Литература к теме

  • 1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М., 1963.
  • 2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1988.
  • 3. Гудонис В. Критерии оценки человека с депривацией зрения в античные времена // Дефектология. - 1996. - N5. - С.51.
  • 4. Гудонис В. Интеграция лиц с нарушенным зрением // Дефектология. - 1993. - №4.
  • 5. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 1990.
  • 6. Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. - Л., 1989.
  • 7. Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей. - М., 1985.
  • 8. Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха / Сб.науч.тр. Под ред. В.Н.Чулкова, 1986.
  • 9. Леонгард Э.А., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! - М., 1990.
  • 10. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М., 1985.
  • 11. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.
  • 12. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1984.
  • 13. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. - М., 1985.
  • 14. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. - М., 1981.
  • 15. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. - М., 1972.
  • 16. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979.
  • 17. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей. -М., 1980.
  • 18. Узун О.В. О социальной адаптации выпускников школ-интернатов для детей с ДЦП // Дефектология. - 1993. - N4.
  • 19. Флери В.И. О глухонемоте // Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и способам образования, самым свойственным их природе. - СПб., 1835.
  • 20. Халилова Л.Б., Шаховская С.Н. Речевые и сенсорные системы. Теоретический курс авторизованного изложения / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 1995.
  • 21. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - СПб.: Образование, 1995. - С.14.

Дети с диагнозом ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
adaptatsiya_detey_s_diagnozom_dtsp_v_sotsiume.docx 21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Детский церебральный паралич

Возможности социальной адаптации

С того момента, как в медицинской карте ребенка появляется аббревиатура ДЦП, его близких не покидает чувство страха, горя и обреченности, поскольку в их понимании подобный диагноз означает беспомощность и изоляцию от обычной, полноценной жизни. Увы, детский церебральный паралич вылечить нельзя. Но во многих случаях родителям при помощи специалистов вполне по силам воспитать больного ребенка так, чтобы он чувствовал себя счастливым и востребованным человеком.

Прежде чем принимать меры к социальной адаптации малыша, страдающего ДЦП, важно ознакомиться с природой возникшей у него патологии, а также с основными трудностями, которые ему предстоит преодолевать.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики. Основные причины ДЦП связаны с гипоксией, то есть с недостаточностью снабжения головного мозга плода во время беременности или новорожденного в родах кислородом. Форму ДЦП и степень тяжести заболевания устанавливает врач - невропатолог. При легкой степени ребенок обучаем, способен самостоятельно передвигаться, владеет навыками самообслуживания. Средняя степень требует дополнительной помощи со стороны взрослых. Дети с тяжелым течением ДЦП полностью зависят от окружающих,

интеллектуальное развитие колеблется между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Родителям больного малыша надо быть готовыми к тому, что самыми первыми проблемами, с которыми столкнется их ребенок, будут:

выраженные нарушения в двигательной сфере.

недостаточное речевое развитие, а в некоторых случаях и полное отсутствие речи.

маленький запас знаний о явлениях окружающего мира.

Конечно, в одиночку семье будет очень трудно справиться с выпавшим на ее долю испытанием, и успех реабилитации во многом будет зависеть от слаженности и согласованной работы разных специалистов. Однако они занимают позицию консультантов и помощников, а ведущая роль этом трудоемком и продолжительном процессе все же отводится самым близким и родным для малыша людям.

К сожалению, в некоторых семьях малышу с ДЦП изначально отводится позиция так называемого "немощного сосуда". А действия родителей сводятся лишь к тому, чтобы уберечь свое чадо от "губительных" воздействий внешней среды. При таком подходе дети, как правило, с большим трудом приспосабливаются к самостоятельной взрослой жизни. В кругу семьи они привыкают к тому, что постоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия. Конечно, малыши с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в большей поддержке со стороны взрослых, чем обычные, но нельзя забывать, что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы. Кроме того, у ребенка, воспитанного подобным образом, формируется стойкое потребительское отношение ко всем окружающим (а они вряд ли бросятся на помощь по первому зову). Вот почему очень важно, чтобы у крохи всегда были прямые обязанности, за которые отвечает только он сам. К примеру, во время уборки он может вытирать пыль, а если мама моет посуду, - пристроиться рядом и помыть кукольный сервиз. Дома есть аквариум? Тогда малыш может кормить рыбок. А возможно, будет с удовольствием поливать цветы на подоконнике. Главное, чтобы родители не забывали хвалить его даже за малейшее проявление активности и ни в коем случае не показывали своего недовольства - даже если следы "бурной деятельности" маленького хозяина придется устранять несколько часов. Это тот самый случай, когда терпение и определенная самоотверженность взрослых идет на пользу ребенку. Например, самостоятельное одевание способствует укреплению мышц рук, развитию координации движений и ориентировки в пространстве, даже позволяет обогатить активный словарный запас. Вначале пусть кроха оденет на прогулку куклу или плюшевого мишку и при этом объяснит маме, что и как он делает. Задача взрослого -поощрять ребенка говорить не только одно- двухсложными предложениями, но и полными развернутыми фразами. Со временем его речь будет меняться, и с каждой попыткой высказывания будут более похожи на те, которые он слышит от родителей. Впоследствии малышу можно доверить самостоятельно надеть свою шапочку или застегнуть "липучки" на ботинках.

Прогулка - очень важное мероприятие, и она требует предварительной подготовки. Для начала можно познакомить ребенка с местностью, уточнить расположение различных сооружений на детской площадке, понаблюдать со стороны, как играют другие дети. Не стоит сразу включать кроху в коллективную игру. Некоторое время он может просто побыть рядом с играющими, чтобы привыкнуть к незнакомым людям, адаптироваться к новой ситуации. Затем малыш может предложить свою помощь детям, которые младше его. Например, если у соседской девочки никак не получается куличик из песка, а он уже давно научился делать замечательные куличики.

К сожалению, попытка познакомиться с детьми во дворе далеко не всегда заканчивается успешно. При неудаче малыш замыкается в себе, теряет уверенность и отказывается от каких-либо действий вообще. Подобное положение можно исправить, "проиграв" травмирующие ситуации в спокойной обстановке. Например, с помощью домашнего кукольного театра. Инсценировка позволяет поэкспериментировать с различными реакциями в ответ на травмирующие моменты и выбрать наиболее рациональный тип поведения. Но если такие попытки вызывают протест со стороны малыша, не нужно настаивать. Лучше отложить игру на некоторое время и вернуться к ней, когда ребенок сам будет готов к этому.

Общение в гостях

Недостаток в контактах со сверстниками можно восполнить посещением знакомых и друзей. Для визитов лучше всего подобрать утренние часы или время после обеденного сна, когда малыш достаточно бодр и не успел устать от активной деятельности. Однако, если кроха, едва переступив порог чужого дома, вдруг залился безудержным плачем, огорчаться не стоит. Как и обольщаться, что удастся отвлечь его яркими игрушками или веселыми играми с другими детьми. Вряд ли, имея столь сильный очаг перевозбуждения, малыш сможет моментально переключиться на другой вид деятельности. А его негативное восприятие окружающей обстановки говорит лишь о том, что в данное время ребенок еще не готов принять изменившиеся условия как безопасное обстоятельство. В таком случае родителям стоит время от времени самим приглашать приятелей к себе в дом, чтобы малышу было легче привыкнуть к новым людям и включить их в круг своих близких знакомых. Как правило, дети с заболеваниями ЦНС хорошо чувствуют доброе отношение к себе, и сами тянутся к искренним, открытым людям. Имея высокую чувствительность нервной системы, они легко перенимают эмоциональный фон окружающей ситуации и реагируют соответствующим образом. В первую очередь, такие малыши замечают тембр и интонацию голоса, а уж в последнюю - прислушиваются к информационной части сказанного.

В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой или няней), и ему необходимы контакты в детском коллективе. То есть, пора отправляться в детский сад. Этот момент, немаловажный и для здоровых детей, имеет особое значение для малыша с ДЦП. Ведь взаимоотношения со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе.

В крупных городах существуют центры, где обучаются дошколята с ДЦП. Это могут быть отдельные группы для детей с нарушениями в развитии в массовых детских садах, куда принимают малышей не только с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и с задержкой психического развития или с интеллектуальной недостаточностью. Однако подобные учреждения не специализируются на социальной адаптации детей-инвалидов, и малыши с ДЦП не всегда получают там должную помощь. Гораздо эффективнее работают в этом направлении специализированные реабилитационные центры. Здесь дошколятам с церебральным параличом помогают решить проблему одиночества и страха перед окружающими, учат пониманию того, что, несмотря на многие ограничения, вместе можно добиться неплохих результатов, а общаться можно не только с помощью слов.

По желанию родителей, малыши могут находиться в центре либо только днем, либо круглосуточно. Круглосуточный вариант подойдет тем детям, транспортировка которых вызывает особую сложность из-за тяжелых двигательных нарушений. В других случаях гораздо полезнее посещать группы дневного пребывания. Ведь находясь в центре сутками, ребенок ограничен во взаимодействии с окружающим миром, а это не лучшим образом отражается на его способности к социальной адаптации. И еще один важный момент: занимаясь в центре, кроха должен понимать, что находится вне домашнего очага только потому, что учится - общаться и играть, самостоятельно решать определенные задачи. Родители обязаны уделить особое внимание этому аспекту.

К сожалению, далеко не все общеобразовательные школы готовы принять ребенка с ДЦП. Но экспериментальные классы, где вместе с обычными школьниками обучаются и дети - инвалиды, все-таки существуют. В основном они встречаются в частных школах, где количество учеников намного меньше, чем в массовых, и где педагогу легче подобрать программу обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Если же двигательные нарушения малыша настолько выражены, что не позволяют ему самостоятельно передвигаться и овладеть навыками самообслуживания, стоит подумать об обучении на дому или в школе - интернате.

Обучение в домашних условиях имеет и достоинства, и недостатки. Конечно, в привычной, хорошо знакомой обстановке ребенок ощущает уверенность и защищенность. А индивидуальная работа педагога с малышом позволяет уделить ему максимальное внимание и тщательно контролировать процесс усвоения материала. Однако невозможно постигнуть всю полноту человеческих отношений, находясь только в кругу семьи или читая книги. Обучение один на один с преподавателем лишает больного ребенка необходимого общения со сверстниками. При таких условиях процесс социализации значительно замедляется, а многие проблемы во взаимоотношениях с окружающими так и остаются нерешенными.

Обучение в интернате

Этот способ получения образования позволяет устранить проблему социальной изоляции. В интернате ребенок не только получает общие знания, но и обучается трудовым навыкам, а опытные специалисты проводят мероприятия, направленные на профессиональную ориентацию. Своевременная помощь дефектологов, медиков, инструкторов ЛФК позволяет не только устранить многие нарушения, вызванные заболеванием, но и подготавливает малыша к встрече с окружающим миром.

Хочется привести в пример слова одного из выпускников такого интерната. В настоящее время это талантливый программист, директор преуспевающей рекламной фирмы. Как-то в беседе он сказал: "Я очень благодарен родителям за то, что они поместили меня в интернат. Именно там я научился самостоятельности. Если бы они этого не сделали, я не имел бы того, что имею сейчас".

Однако родителям не стоит настраиваться на то, что научить их малыша всем премудростям жизни смогут только опытные педагоги. Чем раньше начаты коррекционные мероприятия, тем легче будет проходить процесс адаптации к окружающей действительности. А элементарные навыки самообслуживания надо постараться привить ребенку еще до наступления школьного возраста.

Обойдемся без профессионалов?

Некоторые мамы и папы предпочитают воспитывать своих детей с ДЦП дома, самостоятельно. Однако реальную помощь ребенку можно оказать только при условии совместной работы разных специалистов. Кроме того, многие реабилитационные центры имеют специально оборудованные спортивные залы, релаксационные комнаты, бассейны, а программа обучения в таких учреждениях предусматривает не только общие дисциплины, но и дополнительные занятия, направленные на коррекцию и совершенствование психомоторного развития, логопедическую и психологическую помощь, восстановление двигательных функций. И к тому же - ежедневный медицинский контроль.

Работа и карьера

Люди с легкой формой ДЦП могут овладеть многими специальностями. Это, прежде всего профессии умственного труда: экономисты, младший медицинский персонал, педагоги (но не преподаватели младших классов, где требуется каллиграфический почерк). Для людей со средней степенью ДЦП больше подойдут специальности, позволяющие работать на дому - это программисты, журналисты - фрилансеры и даже (при сохранности движений рук) швеи. В тяжелых случаях трудоустройство невозможно.

Если мама и папа хотят воспитать своего малыша полноценной личностью, максимально адаптированной к существованию в обществе, несмотря на тяжелый недуг, им нужно усвоить два золотых правила эффективной работы:

У каждого ребенка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватную долю нагрузки.

Хорошего результата можно достичь лишь в том случае, если опираться на грани возможного, а не оглядываться на прошлые поражения. Залог успеха - это планомерная, терпеливая и целенаправленная работа.

Но главное, что должен знать и чувствовать ребенок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищенным, любимым и желанным. А стремление добиться чего-то в жизни появится только тогда, когда маленький человечек поверит, что способен изменить свое положение в обществе. Мамы и папы всегда должны помнить: каждый ребенок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть завтрашние победы и поражения наших детей.

“ Социальная адаптация выпускников школы-интерната”

(Выступление на педсовете)

В современных условиях возрастает количество детей, оставшихся без попечения родителей, детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, детей с отклонениями в поведении, а также число неполных, многодетных, малоимущих семей. Т.е. растёт число детей, которых относят к группе риска.

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Для того чтобы ребёнок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали – необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Часто такие дети попадают в интернатные учреждения.

Не многим интернатным учреждениям удаётся преодолеть факторы, травмирующие воспитанников: госпитальный принцип организации жизненного пространства; замкнутость и слабый контакт с социальным окружением; пошаговый контроль и полная зависимость ребёнка от настроения взрослых; нарушенность важных для ребёнка связей и отношений с другими, но значимыми лицами; приобретение ребёнком различных видов депривации: материнской, сенсорной, эмоциональной, социальной и др. Несмотря на то, что предпринимаются разнообразные попытки преодолеть указанные противоречия, создавая специальные учреждения в разных моделях и формах для детей группы риска, проблема восстановления полноценного детства педагогическими средствами в этих учреждениях всё ещё остается нерешённой. Чтобы качественно изменить существующее положение воспитанников в интернатной системе, требуется большое внимание уделять процессам реабилитации.

Реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.

Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребёнка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребёнка, активной жизненной позиции ребёнка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Социальное сопровождение – обеспечение защиты прав реб ёнка, развитие навыков социального и правового поведения.

Интернатные учреждения, в которых обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, работают в особенно сложных условиях.

Задачей школы интернатного типа является не только обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, а также социально-психологическая и бытовой адаптация детей и оказание помощи семье.

Безусловно, важным фактором воспитания является семья, влияние которой ребёнок испытывает раньше всего. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ребёнку родители, на него воздействует вся внутрисемейная атмосфера, накапливаясь с возрастом. Семейные условия, включая социальное положение и род занятий родителей, в значительной мере определяют путь ребёнка.

Их родители употребляли алкоголь, устраивали скандалы, драки, сквернословили и т.д. Поскольку вся жизнь семьи была неупорядочена, непредсказуема, то эти дети не знают какие чувства, поступки, поведение нормальны, а какие нет. Многое в жизни таких семей построено на лжи, поэтому ребёнок не может распознать правду, искреннее отношение к себе других людей.

Дети из таких семей имеют не только негативный социальный опыт, но и отягощенную наследственность, различные нарушения в развитии, тяжёлые хронические заболевания, психические расстройства, умственную отсталость, и как следствие школьную дезадаптацию. Я полагаю, что по вышеперечисленным признакам нетрудно узнать некоторых наших детей.

Поскольку дети в этих семьях испытывали дефицит внимания, у них возникает повышенное желание, чтобы ими занимались. Они пытаются привлечь к себе внимание любыми доступными способами, включая и девиантные формы поведения. Также срабатывает стереотип поведения в утраченной семье, ребёнок воспроизводит поведение своих родителей, проявляя агрессию, упрямство, своенравность, лживость. Далее такое поведение входит в привычку, а привычка особенно для умственно отсталого ребёнка – это всё. Нередко эти дети втайне от сотрудников учреждений и сверстников употребляют алкоголь, курят. Нередко они становятся лидерами среди сверстников. Нетрудно себе представить, каким багажом знаний поделятся эти дети с другими детьми.

В любой школе возникают проблемы взаимоотношений между педагогами и детьми. Наше учреждение является круглосуточным, в нём обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и все эти дети большую часть времени проводят в стенах нашей школы, соответственно на плечи сотрудников школы-интерната ложится обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания наших детей. Учитывая эти факторы, необходимо минимизировать конфликтные ситуации, сформировать позитивную модель общения в стенах школы, атмосферу комфорта, в особенности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На школу перекладывается значительная часть воспитания, в том числе и семейного. Именно сотрудники школы могут внедрить в сознание ребёнка определённую систему норм, соблюдение которых станет привычкой и внутренней потребностью. Подражая родителям, педагогам и воспитателям ребёнок, старается быть похожим на них, а затем приобретает навыки, которые становятся нормой его поведения.

Семьи, в которых воспитываются или воспитывались (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа) имеют не только разный воспитательный потенциал, но и разное социальное положение. Этот фактор необходимо учитывать во время общения с ребёнком.

При работе не только с детьми-сиротами, но и с родительскими детьми, которые практически постоянно проживают в стенах нашего учреждения, в первую очередь необходимо учитывать проблему взросления, которая в свою очередь определяет все прочие характерные особенности этих детей. Заключается она в том, что, прожив до 18 лет в детском доме или интернате, ребёнок не приучился к самостоятельности. В итоге, выходя во взрослую жизнь, он с трудом представляет себе дальнейшую свою жизнь. И даже если он уже составил себе определенный план будущего, вряд ли он знает, как его осуществить.

Выпускники детских домов и интернатов, как правило, в силу достаточного изолированного от общества образа жизни не знают, как пойти в сберкассу, к врачу, написать письмо, вести бюджет и других, казалось бы, элементарных вещей. Они не приучены думать о завтрашнем дне, получив деньги, они сразу же их тратят. Объясняется это тем, что дома-интернаты и детские дома существуют достаточно автономно, все выходы детей за их пределы сводятся к походам в музеи и театры. Привыкнув к замкнутому пространству, ребёнок теряется в большом и непонятном для него мире.

Особенно дети-сироты, выходя в большую жизнь, не могут принять новые жизненные условия. Они не могут принять своё новое жилье, в котором им приходится жить в одиночку. Для них это чужой дом, в котором они не умеют жить. Этим объясняется то, что выпускники интернатов и детских домов, особенно в первое время после выпуска, не живут по отдельности, уходят из дома, стараются собираться по несколько человек в одной квартире.

Вопреки сложившемуся мнению о том, что в детских домах царит дух коллективизма, дети-сироты отличаются своей эгоистичностью. Многие из них убеждены в том, что их нужды имеют первостепенную важность и совершенно не замечают, что их потребности идут в разрез с реальностью.

Один из главных элементов социальной адаптации подростков является подготовленность к самостоятельной жизни путем освоения ими бытовых навыков и умений. Приобретение таких навыков связано с информацией, которую дети получают в семье. Дети-сироты, получая эти навыки в детском доме и интернате, усваивают их поверхностно. Формальные дежурства, уборка спальных помещений, заключающаяся в застилании своей кровати, определённое количество уроков трудового обучения не способствуют развитию и закреплению этих навыков у детей. Выходя в самостоятельную жизнь, справиться с уборкой может почти каждый, а вот приготовить еду, отремонтировать одежду, постирать и погладить бельё единицы. Всё это происходит потому, что интернатные и детдомовские дети практически не участвуют в приготовлении пищи, стирке белья, лишь частично принимают участие в уборке. В результате, живя самостоятельно, даже девушки не могут создать в своём жилище уют, не сразу застилают постель, моют посуду и выполняют повседневные домашние дела. В интернатских учреждениях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, избавлены от необходимости приобретать одежду и обувь, поэтому бережного отношения к ним не выработано, дети не умеют, а часто не хотят производить мелкого ремонта одежды.

Следующим элементом, составляющим личность и влияющим на адаптацию, являются ценностные ориентации, которые складываются из следующих сфер: материальная, нравственная, познавательная, эмоциональная, интеллектуальная. Дети-сироты практически не выделяют интеллектуальные, нравственные, познавательные ценности. У них нет стремления к творчеству, учёбе, к обладанию богатой домашней библиотекой, к познаванию нового, неизвестного. Их мало волнует счастье других людей, общественное признание. Это понятно, неблагополучные жизненные условия заставляют их думать в первую очередь о себе, о своих проблемах, выживании, что для них было жизненно важно. На первое место дети-сироты ставят материальную обеспеченность, выражающуюся в ориентации на работу с высокой заработной платой, модную одежду, красивую квартиру, автомобиль, видеоаппаратуру и т.п. Они стремятся к достатку, развлечениям, роскошному быту, причём всё это не заработанное, а изначально данное, т.е. полученное без всяких усилий.

Работу по социально-психологической и бытовой адаптации детей в условиях школы-интерната необходимо вести одновременно по нескольким направлениям.

Очень важно не ослаблять связь ребенка с семьёй. Единство требований в школе и семье по формированию правил, норм, умений, навыков станут залогом последующей успешной адаптации ребёнка к требованиям школьного режима и в самостоятельной жизни.

Незаменимым связующим звеном между ребёнком, родителями и школой являются преподаватели и в особенности воспитатели, которые замечают малейшее изменение в настроении ребёнка. Именно информация преподавателей и воспитателей является наиважнейшей для выявления проблем, возникающих в семьях, выявление и работа с детьми группы риска, неблагополучными семьями, предупреждение и выявление жестокого обращения с детьми, выявление детей, находящихся в социально-опасном положении.

С целью выявления жестокого обращения с детьми в семьях необходимо проводить осмотр детей, прибывших из дома, а также наблюдения воспитателей после пребывания детей в семье. Это касается не только родительских детей, но детей-сирот, которых передают в семьи родственников.

С целью социальной адаптации детей, считаю возможным проводить работу по возобновлению и укреплению семейных связей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ведь именно семья является самым важным фактором интеграции наших детей во взрослой жизни.

Важной составляющей адаптации детей является открытость школы для детей и их родителей. На начальном этапе – это консультации по тем или иным вопросам, психолого-педагогическая поддержка, совместный поиск пути решения возникающих проблем. Оказание консультативной помощи семьям должно проходить по всем направлениям с привлечением большого круга специалистов школы. Это могут быть педагог-психолог, социальный педагог, врач и других специалистов школы.

Особой задачей при реабилитации детей-инвалидов становится их интеграция в общество. Всем без исключения необходима социально-психологическая адаптация к статусу инвалида с детства, чёткое осознание не только своих прав, но самое главное реальных возможностей. По выпуску из учреждений инвалиды, как среди родительских детей, так и в особенности дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с непреодолимыми проблемами. Трудоустройство инвалидов с детства и их экономическая независимость нередко остаются за гранью реальности. Задача школы-интерната создать стройную систему профориентации, профподготовки и рационального трудоустройства.

Необходимо проводить целенаправленное обучение бытовым навыкам и семейному поведению, знакомить с планированием бюджета, формировать правильное представления о роли всех членов семьи и т.д.

Кроме социально-бытовой адаптации необходима социально-правовая адаптация школьников. Социально-правовая адаптация должна содержать несколько составляющих. Это не только из повышения общей правовой грамотности, знакомство с законодательством, правами, государственными программами, но и знакомство с государственными организациями, обеспечивающих соблюдение выплат и льгот, а также подготовку детей к правильному общению в этих государственных организациях. Также необходимо сформировать правильное представление о своих правах и обязанностях, в первую очередь у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Подводя итоги, хочется сказать, что причины попадания детей в группу риска имеют разные корни, но основным учреждением для таких детей остается интернатное учреждение. И та работа, которая проводится с детьми данной категорией в этом учреждении, должна носить прежде всего реабилитационный характер. Так как дети группы риска имеют разные проблемы, а чаще всего их совокупность, то реабилитация должна быть комплексной, включая в себя медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую реабилитации. Реабилитация может проводиться как с конкретным ребёнком индивидуально, так и с группой. Поэтому перед всем персоналом школы-интерната стоит большая задача: создание комфортного психоэмоционального настроя, способствующего реабилитации и адаптации ребёнка по всем направлениям.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.