Занятия по постановки звуков с детьми с дцп

Наталия Леонтьева
Конспект интегрированного индивидуального занятия для ребёнка с ДЦП старшего дошкольного возраста Дифференциация звуков С-Ш

Программное содержание:

- научить ребенка различать звуки С и Ш на слух и в произношении на материале слогов и слов.

- совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата;

- закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках;

- учить дифференцировать звуки, произнося их изолированно, в слогах

- развивать фонематический слух;

- развивать навыки звукослогового анализа: учить определять наличие звука в слове, деление слова на слоги;

- учить пользоваться различной громкостью голоса;

- способствовать развитию речевого дыхания;

- способствовать формированию грамматического строя речи;

- способствовать развитию логического мышления, моторики рук;

Оборудование:

- карточки со звуками С и Ш (вода и змея);

- массажная дорожка (со следами камушки, крупа, крышки, шишки и т. д.)

- игрушки или картинки (санки и машинка);

- пособие для мелкой моторики (крышки, прищепки);

- пособие для нетрадиционной артикуляционной гимнастики (шарик, ложечки);

- картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];

1. Организационный момент.

- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Настал новый день, давай встретим его с улыбкой. Я улыбнусь тебе и гостям, а ты улыбнись мне и гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

- Сделай глубокий вдох через нос и вдохни в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохни через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

(делается вдох выдох три раза)

- Сегодня к нам на занятие пришел гость. Кто это, ты узнаешь, отгадав загадку:

Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы?

- Правильно, это заяц. А зовут его Степашка. В его имени есть звуки С и Ш, но он не умеет их правильно произносить и просит нас научить его.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы научить его правильно произносить эти звуки нужно размять губки, щёчки и язычок.

Проводиться нетрадиционная артикуляционная гимнастика при помощи шарика:

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

При помощи чайной ложечки:

6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

- Сначала поиграем в игру. Я буду произносить разные слова, а ты мне сигналить, а помогут нам змея и водичка. Покажи пальцами, как змея шипит, как водичка бежит.

(звук [Ш], показать змею – большой палец правой руки соединить с указательным и средним. Все пальцы прижаты друг к другу.

4. Упражнения для развития мимики.

- Степашка хочет пойти в лес к друзьям.


- Степашка хочет пойти в лес, но не знает, какая будет погода. А у нас есть волшебное письмо, только его надо расколдовать. (Логопед дает ребенку карточку со стрелочками. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук Ш, а вниз – С).

Ш-С-ШШ-СС-Ш-С (Произносить громко, тихо, умеренно)

- Ура! Погода будет хорошая! Пройдись по снегу. Делай шажок и произноси звук С или Ш в конце каждого моего слова:

Как хорошо в лесу! В лесу эхо. Повторяй последний слог:

шва – сва – сва, шас – шос – шус

- Ой! Что же здесь случилось? Степашка придумал для тебя слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давай поможем Степашке вернуть звуки на место. (Ребенок должен назвать слово и определить место положение звука в слове (в начале, в середине, в конце) и разделить на слоги)


- Степашка вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил. Помоги ему их собрать.

Подбирает недостающие части.

- А теперь давай посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так:

Считает, правильно проговаривая звуки [с], [ш].

11. Логоритмическое упражнение. (на каждую чистоговорку ребёнок наступает в тазик с камушками, на следующую чистоговорку с пластиковыми резаными бутылками, на следующую в тазик с крышами от воды и ещё раз)

- А давай попробуем развеселить Степашку, поиграем с ним, а то он очень расстроился из-за разбитых кувшинов:

Са – са – са – голубые небеса,

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу,

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

Ребёнок дует через соломинку в пластиковую бутылку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.

13. Игра на развитие фонематического слуха.

- Ох, сколько же снежинок надула. А снежинки волшебные, с картинками. Тебе нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани:

А теперь давай, и мы Степашку поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:

Каша, пирожки, лапша.

Язык вниз: са – са - са,

Сахар, масло, колбаса.

16. Итог.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Презентация. Звуки с и СЬ цель данной презентации: Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звука (С). автоматизация звуков с и сь слогах,.

Выберите книгу со скидкой:


Йога на каждый день

350 руб. 239.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. ТРАНСПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. СПОРТ

350 руб. 142.00 руб.


350 руб. 33.00 руб.


Виды спорта (обучающие карточки)

350 руб. 107.00 руб.


Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь (Обложка с клапанами)

350 руб. 520.00 руб.


Йога Дипика: Прояснение йоги

350 руб. 1160.00 руб.


Мой первый английский. Things that go. Транспорт 7502 РВм19

350 руб. 247.00 руб.


Похудеть и/или выжить: Как получить результат и не испортить здоровье

350 руб. 590.00 руб.


Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария

350 руб. 910.00 руб.


350 руб. 233.00 руб.


Делай ставки, которые делают деньги: Стратегии ставок на спорт

350 руб. 640.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Лещанова Наталья ЛеонидовнаНаписать 1061 20.08.2017

Номер материала: ДБ-640131

  • Логопедия, Дефектология
  • 1 класс
  • Статьи

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    20.08.2017 177
    20.08.2017 232
    20.08.2017 140
    20.08.2017 237
    20.08.2017 694
    20.08.2017 449
    20.08.2017 612

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Разделы: Логопедия

Цели.

Образовательные:

  • закрепление понятия об интонационной выразительности речи, опираясь на слуховое восприятие;
  • обогащение словаря;
  • дифференциация однокоренных и родственных слов.

Коррекционные:

  • развитие мелкой и артикуляционной моторики;
  • активизация мышц губ, щёк, языка, мягкого неба;
  • воспитание нижне-диафрагмального дыхания;
  • развитие динамической и просодической сторон речи;
  • формирование самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Грамматические:

  • закрепление знаний о безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Воспитательные:

  • формирование умения слушать и слышать обращённую речь;
  • воспитание интереса к знаниям, умения анализировать и оценивать продуктивность своей деятельности, стремления к выполнению поставленной задачи;
  • привитие навыков уверенности в преодолении речевого дефекта.

Оборудование.

  • Конверт со шнуровкой и письмом для чтения.
  • Зеркало, марлевые салфетки, комплект специальных зондов (Новикова Е.В.)
  • Набор мордочек с различными мимическими выражениями.
  • Цветные карандаши, магнитные блокноты (подарки с цветными сердечками, нарисованными ученицей), сюжетные картинки, интерактивные развивающие программы: “Логопедия для детей”, “Уроки Кирилла и Мефодия” - урок: “Однокоренные и родственные слова”.

Ход занятия

Организационный момент.

(Развитие мелкой моторики. Чтение печатного текста).

Ученице вручается конверт со шнуровкой. Логопед предлагает расшнуровать конверт и прочитать письмо:

“Мы, учителя-логопеды, прочитали сообщение на городском сайте школы про очень старательную и трудолюбивую ученицу 3 “В” класса, которая добилась прекрасных успехов в личном речевом развитии.

Мы просим разрешения познакомиться с Наташей и посмотреть, как же ей удаётся добиваться таких успехов”.

Сегодня мы будем работать:

    над дикцией и интонацией, вспоминая стихи и читая их по ролям;
  • над дыханием и голосом в инсценировке – артикуляционной гимнастики: “История язычка”;
  • на интерактивном моменте с ёжиком Степаном закрепим знания на различение однокоренных и родственных слов.
  • на протяжении всего занятия необходимо контролировать своё произношение”.

Дикция, темп (настрой на занятие)

Повторить 3 раза рифмовку чётко проговаривая звуки, наращивая темп:

Кто стремится, старается,
Хорошо занимается -
У того всё получится
И всему он научится.

Зондовый массаж.

С помощью комплекта специальных зондов (Новикова Е.В.)

Развитие артикуляционной моторики; динамической и просодической сторон речи.

Инсценировка: “История одного язычка”. Название упражнения
Вот проснулся язычок, выглянул в окошко.
Видит спинку выгнула розовая кошка.
Расстелил половичок на крылечке язычок.
Взял он клещи, взял топор и пошёл чинить забор.
Тётушка-Щёчка племянника ждёт
Блинчики с маком для гостя печёт.
Сварила манную кашку, на стол поставила горячего чаю чашку
“Стрелочка”
“Киска сердится”
“Лопаточка”
“Заводим мотор”
Поглаживание щёк
“Непослушный язычок”
“Чашечка”

Упражнение на развитие речевого дыхания. Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание, медленный выдох на “чашечку” 3 – 4 раза

Произносим изолированный звук : “Ш” “Остудим чай в чашке”
Под окошком во дворе индюки гуляют, песни странные болтают, распевают.
По дорожке на лошадке скачет язычок и копытцами лошадка : “Цок . ”
В гору медленно идёт (с силой присасываем язычок – отрываем)
А с горы стрелой несётся: “Цок цок-цок . ) – быстро
Дайте язычку “ду – ду”
И ещё пять шариков – покатать комариков
“Индюки”
“Лошадка”
“Грибок”
“Лошадка”
“Хоботок”

Упражнение на мелкую моторику пальцев рук: (загибаем 5-ть пальчиков поочерёдно).

Надуваем шарики: “Садитесь комарики”

Упражнение на развитие дыхания: Глубокий вдох, задержка дыхания, рука на животике контролирует: “шарик-живот” надувается – произносим изолированный звук “Ш”

Надули шарики, покатились комарики, а 1-н комарик носом проткнул шарик –

пошёл холодный воздух : “С - С – С – С . ” - подносим тыльную сторону ладони ко рту.

Изолированное произнесение звука “С” - тактильный контроль.

Используем игровые приёмы постановки свистящих звуков:

“Как маленького комарика учили разговаривать”;

соревнование: “Чей комарик тоньше пищит?”

- Ну-ка, дети, с язычком вместе покатаемся, в паровозик поиграем и поулыбаемся: “ИУ – ИУ. ”

Упражнение на развитие силы голоса: (показ жестом – отводим руку: “издалека” - очень тихо поём: ИУ – ИУ – ИУ . , приближается – всё громче - - максимально - - тише – совсем тихо. ).

- Потемнело всё вокруг, сильный ветер раздался вдруг:

Упражнение на развитие речевого дыхания: вдох через нос, выдох узкой струёй через рот.

Язычок затрепетал, задрожал и затрещал:

Слоговые упражнения: слоги со звуком “Р”: ДРРА – ДРРО – ДРРЫ . .

Ох устал наш язычок, лёг в кроватку на бочок да и песенку запел:

Воспроизведение слоговых цепочек, автоматизация звуков в слогах:

ШМА – ШТА ; ТША – МША; ЛНА –ЛНЯ; НЛЯ – НЛА . .

Физкультминутка.

Мимическая гимнастика.

Набор мордочек с различным выражением.

Интонационная выразительность речи.

Автоматизация шипящих звуков в стихах.

Наша река широка, как Ока.

- Да так, как Ока, широка у нас Ока!

Чтение стихотворения по ролям. “Кто чей?” (меняясь ролями)

- Чей ты, чей, лесной ручей? Мышонку шепчет мышь:
- Ни чей! “Ты всё шуршишь не спишь”
- Ну откуда ж ты, ручей? Мышонок шепчет мыши:
- Из ключей! “Шуршать я буду тише”

- Ну, а чьи же те ключи?

- Чья берёзка у ручья?

- А ты, девочка, лапушка?

- Я мамина, папина и бабушкина!

Задание на предупреждение дисграфии.

Речевая развивающая (компьютерная) программа: “Уроки Кирилла и Мефодия”.

Урок: “Однокоренные и родственные слова”.

Итог занятия

- Что больше всего понравилось на занятии?

- Как считаешь, удалось ли тебе выдержать контроль за своим произношением на протяжении всего занятия?

В конце занятия предложить Наташе подарить магнитные блокнотики гостям с нарисованными сердечками.


-->Сайт учителя-логопеда Нехаевой Марины Александровны -->


Специфика логопедической работы при ДЦП

При логопедическом обследовании детей с церебральными параличами речевая моторика, особенности нарушений дыхания и фонации оцениваются в соответствии с общими моторными возможностями; проводится тщательный анализ тех позиций, движений и положений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Поэтому при логопедическом обследовании ребенок должен быть обязательно раздет, уложен на удобную кушетку или ковер; обследование должно быть проведено в положении ребенка на спине, животе, боку, а если это возможно, то сидя и стоя. При этом следует отметить наличие и влияние на дыхание, фонацию и артикуляцию патологических рефлексов.

Особое внимание обратить на общие моторные возможности ребенка: удержание головы, возможность ее поворотов в стороны, возможность сидения, захвата игрушки, выделение ведущей руки, возможность пальцевого захвата и т.д. как и при всяком логопедическом обследовании важно оценить общие психические реакции ребенка, особенности его сенсорных функций, его интеллектуальные и эмоциональные проявления. В ряде случаев для установления заключения и прогноза дальнейшего речевого развития полезно сопоставить полученные данные по уровню общего моторного, интеллектуального и доречевого или речевого развития с возрастом ребенка и определить, имеется ли неравномерное недоразвитие всех функций (двигательная, речевая, интеллектуальная) или какая-нибудь из них страдает преимущественно. Логопедическое обследование ребенка с церебральным параличом проводится в динамике и сопоставляется с динамикой его моторного развития.

Логопедическая работа при ДЦП проводится в тесном контакте с психоневрологами, педиатрами, методистами ЛФК, родителями ребенка. Она является сложным составным комплексом в общих лечебных мероприятиях. В задачу учителя-логопеда входит изучение и преодоление не только речевых, но и других нарушений развития. Система логопедической работы с детьми с церебральными параличами включает:

развитие и коррекцию слухового восприятия,

развитие и коррекцию зрительного восприятия

, развитие и коррекцию речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки доречевого и речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния. Эффективность работы с детьми самого раннего возраста во многом зависит от того, насколько учитель-логопед сумеет правильно организовать не только специальные индивидуальные занятия, но и воспитание, и развитие доречевой и речевой активности во все режимные моменты. Ранняя логопедическая работа должна быть составной частью общей комплексной работы с детьми с церебральными параличами.

Целью коррекционно-педагогической работы в доречевой период при ДЦП является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;

развитие зрительного и слухового восприятия;

развитие эмоциональных реакций;

развитие движений руки и действий с предметами;

формирование подготовительных этапов развития понимания речи.

Выделяются IV уровня доречевого развития при ДЦП: отсутствие голосовой активности, наличие недифференцированной голосовой активности, гуление, лепет.

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на

I доречевом уровне развития – стимуляция голосовых реакций.

Работа проводится по следующим направлениям:

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; вокализация выдоха;

стимуляция голосовых реакций; развитие зрительной фиксации и прослеживания;

выработка слухового сосредоточения;

формирование зрительно-моторной координации.

Основной задачей работы с детьми, находящимися на

II доречевом уровне развития, является стимуляция гуления.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

увеличение объема и выдоха с последующей вокализацией, стимуляция гуления;

развитие устойчивости фиксации взора, плавности прослеживания;

формирование умения локализовать звуки в пространстве и воспринимать различно интонируемый голос взрослого;

развитие хватательной функции рук.

Занятия длятся 10-15 минут и носят индивидуальный характер. С целью нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата проводится логопедический массаж. На увеличение объема и силы выдоха с последующей его вокализацией направлены дыхательные упражнения в форме пассивной дыхательной гимнастики с целью тренировки глубины и ритмичности дыхания. Развитие зрительного восприятия направлено на увеличение подвижности глазных яблок, плавности прослеживания за движущимся предметом, устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища, формирование плавного прослеживания глазами при неизменном положении головы. Эти упражнения проводят с использованием ярких озвученных игрушек. Дальнейшее развитие слухового внимания идет в направлении формирования умения локализовать звуки в пространстве и воспринимать различия в интонациях голоса взрослого. С этой целью вызывают сосредоточение на звуках, адекватных для данного ребенка (громкие, тихие, высокие, низкие). Звуковыми раздражителями являются игрушки различного качества звучания. Подготовку к формированию понимания обращенной речи начинают с развития восприятия различных интонаций голоса. Ребенок, в первую очередь, усваивает те интонации, которые чаще употребляются взрослым. Необходимо добиваться, чтобы ребенок не только воспринимал интонации голоса, но и адекватно реагировал на них. Для развития хватательной функции рук необходимо привлекать внимание ребенка к собственным рукам, вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук.

Основная задача работы с детьми, находящимися на

III доречевом уровне развития – стимуляция интонированного голосового общения и лепета.

Работа проводится по следующим направлениям:

нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;

выработка ритмичности дыхания и движений ребенка;

формирование положительного эмоционального отношения к занятиям;

выработка зрительных дифференцировок;

стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания;

выработка акустической установки на звуки и голос;

развитие слуховых дифференцировок;

формирование подготовительных этапов понимания речи.

Основной целью развития зрительного восприятия является выработка зрительных дифференцировок. Во время занятия привлекают внимание ребенка не только к игрушкам, но и к окружающему: ребенок должен научиться узнавать окружающих, настораживаться при виде изменившегося лица матери.

Основной задачей коррекционно-педагогической работы с детьми, находящимися на

IV уровне доречевого развития, является развитие общения со взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов.

нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

увеличение силы и длительности выдоха;

стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов;

развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук;

формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.

Для нормализации тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата проводится логопедический массаж. Дыхательные упражнения направлены на увеличение силы и длительности выдоха. Наряду с пассивными проводят активные дыхательные упражнения с включением элемента подражательности. При этом пассивно удерживают необходимую позу губ. Привлекая внимание ребенка к звучанию собственного голоса, поощряя его активность, стараются вызвать повторение звуков, т.е. аутоэхолалии, что способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, лепетной активности. Развитию простейшего манипулирования с предметами препятствует не только отсутствие у ребенка кинестетических ощущений, но и несформированность осязания под зрительным контролем вследствие двигательной патологии. Много внимания необходимо уделять развитию этой стороны зрительно-моторной координации. Продолжается работа по развитию чувствительности кончиков пальцев. Дети, находящиеся на IV уровне доречевого уровня развития, понимают обращенную к ним речь, поэтому особое внимание уделяется привлечению самого ребенка к выполнению задания.

В дошкольном возрасте стимуляция речевого развития направлена на расширение словаря и развитие грамматического строя речи. Ежедневно следует знакомить детей с новыми предметами, их словесными обозначениями. Занятия по развитию речи носят поэтапный характер. В их основе – обучение составлению различных видов предложений с постепенным усложнением их синтаксической структуры. Рекомендовано проводить специальные игры-занятия, в ходе которых ребенок называет предметы, действия, изображения на картинках. Следует максимально использовать наглядность и опираться на совместную предметно-практическую и игровую деятельность логопеда и ребенка. Необходимо специальное обучение детей способам сенсорного обследования предметов с обязательным подключением двигательно-кинестетического анализатора (ощупывание предметов паретичной рукой и их узнавание). Одновременно вводят слова, обозначающие качество предмета (прилагательные). Для их освоения используется сравнение противоположных по свойствам предметов. Ребенку предлагают предметы, в которых вычленяемые качества представлены наиболее ярко. В старшем дошкольном возрасте вырабатывают умение более точно подбирать слова, характеризующие особенности и свойства предметов. Для закрепления и активизации словаря используют описание предметов, отгадывание загадок, дидактические игры и повседневное общение с ребенком. Наиболее часто при ДЦП наблюдается дизартрия, в большинстве – ее псевдобульбарная форма. Логопедические занятия при дизартриях строятся с учетом патогенетической общности структуры двигательного и речевого дефектов. Так, при псевдобульбарной дизартрии в условиях повышенного мышечного тонуса в речевых мышцах занятия начинают с расслабления мышц артикуляционного аппарата, для чего используют приемы, направленные на расслабление мышц шеи, губных мышц, мышц языка, расслабляющий массаж лица. Дальнейшая работа включает артикуляционную, дыхательную гимнастики, развитие голоса, артикуляционного праксиса, работу над звукопроизношением.

Разнообразие упражнений при работе над звукопроизношением с детьми с церебральными параличами зависит от формы дизартрии:

1.при псевдобульбарной дизартрии основное внимание – на расслабление общих и лицевых мышц, преодоление гиперсаливации, синкинезий;

2.при мозжечковой дизартрии укрепляющий массаж артикуляционных мышц сочетают с упражнениями для развития координации дыхания, фонации и артикуляции. Тренируют способности воспроизводить и сохранять артикуляционные уклады, точность артикуляционных движений;

3.при экстрапирамидной дизартрии ребенка учат следить за положением рта, языка, общей мимикой лица, тормозить гиперкинез, произвольно закрывать и открывать глаза без сопутствующих движений и общего напряжения, воспроизводить, удерживать и ощущать различные артикуляционные уклады и плавно переходить от одного к другому;

4.при корковой афферентной апраксической дизартрии основное внимание – на развитие кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса;

5.при корковой эфферентной дизартрии артикуляционная гимнастика направлена на развитие тонких дифференцированных движений, особенно – перемещение кончика языка вверх. Внимание ребенка сосредотачивают на ощущение положения языка, затем учат опускать язык на дно полости рта. Основное – стимуляция переднеязычных звуков.

Коррекционная логопедическая работа при алалии в синдроме ДЦП включает четыре этапа:

I этап – подготовительный. Проводят активизацию психических процессов, которые составляют основу речевой деятельности, происходит последовательное развитие памяти, внимания, мышления, потребности к речевому общению, а также формируют умения и навыки, направленные на восприятие, осмысление, понимание речевого сообщения.

II этап – формирование речевых навыков в ситуации диалогического общения. Большое внимание уделяется формированию речи в процессе предметно-действенного и игрового общения ребенка со взрослым. Последовательно развивают семантические, лексические, синтаксические, морфологические, фонематические и фонетические речевые операции.

III этап – обучение ребенка построению предложений различных типов, затем – простому высказыванию.

IV этап – развитие навыков связной речи, умения планировать речевое сообщение, отбора необходимых слов и контроля за собственным высказыванием. При сенсорной алалии развивают понимание обращенной речи, коммуникативные умения и навыки. На подготовительном этапе проводят работу по формированию зрительного, тактильного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления. Особое внимание уделяют развитию слухового гнозиса. С помощью звучащих игрушек проводят стимуляцию восприятия неречевых звуков. Одновременно формируют психологические предпосылки восприятия речи: речеслуховое внимание, понимание речи в конкретной ситуации. На втором этапе основное внимание уделяют навыкам понимания речи вне конкретной ситуации. Для этого тренируют слуховую память, способность узнавать слова по их звуковой форме, умение соотносить слова с предметами и действиями. На третьем этапе формируют коммуникативные умения и навыки через развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических и фонетических операций, семантической и лексико-грамматической сторон речи. В логопедической работе с детьми с церебральными параличами в период речевого развития важное место занимает психотерапия, основная цель которой заключается в устранении болезненных психических проявлений и развитии адекватного отношения к себе, собственному дефекту и окружающей среде.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.