Зарубежные методики детей с дцп

За рубежом существуют различные модели организации лечебно-педагогической помощи детям с ДЦП. Следует отметить, что во многих странах нет специальных лечебных и учебных заведений для таких детей (например, в Болгарии, Чехии, Греции) . В этом случае дети получают лечение у невропатолога и физиотерапевта, а обучаются в зависимости от уровня интеллектуального развития в общеобразовательных школах или школах для умственно отсталых.

Во многих странах широкое распространение получила сеть реабилитационных центров для детей-инвалидов. В таких центрах обычно используется так называемый бригадный метод: с ребенком работает группа специалистов разного профиля (методист ЛФК, физиотерапевт, психолог, педагог и др. ) , которые реализуют индивидуальную комплексную реабилитационную программу, разработанную в соответствии с возможностями и психофизическими особенностями данного ребенка, Инвалиды вследствие ДЦП посещают эти центры наряду с детьми, имеющими другие проблемы в развитии.

В Германии существует система, сходная с российской. Для детей с ДЦП открыты специальные школы, в которых наряду с обучением дети получают лечение, ЛФК, логопедическую помощь, трудовую подготовку. В школах работают педагоги с дефектологическим образованием. Но есть и существенные отличия. Во-первых, дети находятся в школе только в дневное время, так как считается нецелесообразным отрывать ребенка от семьи на всю рабочую неделю. При этом доставку детей в школу и из школы производят работники школы на специально оборудованном транспорте. Во-вторых, и это несомненное достоинство, в школу принимаются дети независимо от тяжести двигательных и интеллектуальных нарушений. Работа с ними ведется дифференцированно с учетом выраженности двигательной патологии и уровня психического развития. Конечно, при таком разнообразном и тяжелом контингенте встает проблема персонала. В Германии она решается путем привлечения к работе в школах для детей с ДЦП призывников, проходящих альтернативную службу. Это не только помогает решить проблему кадров для работы с наиболее тяжелыми детьми, но и имеет большое социальное значение. Призывники знакомятся с проблемами инвалидов, имеющих нарушения в физическом и психическом развитии, К ним у молодых людей формируется положительное отношение. Часть призывников после окончания службы осознанно выбирает медицинские или педагогические профессии.

В последнее десятилетие наибольшую известность и популярность получила еще одна модель коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП, называемая кондуктивной педагогикой. Это направление возникло в Венгрии в конце 40-х годов и получило широкое распространение во всем мире. Метод кондуктивной педагогики разработан Пето в 1945—1967 гг. , а в дальнейшем развит школой М. Хари (1971) . Кондуктивная педагогика в настоящее время считается одной из наиболее эффективных методик для преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП без выраженных отклонений в психическом развитии. Широкое применение этой системы в нашей стране тормозится тем, что право на подготовку специалистов по кондуктивной педагогике имеет только Ассоциация кондуктивных педагогов. Подготовка осуществляется на платной основе только для стран — членов Ассоциации.

Уже само выполнение движений самообслуживания является методом развития и коррекции нарушенных двигательных функций. Так, в процессе вставания с постели осваиваются поднимание головы, повороты туловища, присаживание, вертикальная установка тела. Задача кондуктора — помочь ребенку выполнить эти двигательные комплексы путем словесных указаний, подражательных движений, коррекции пассивными движениями неправильных положений тела и конечностей ребенка и его движений. Кондуктор фиксирует внимание детей на наиболее удачных приемах самокоррекции, помогающих им овладеть тем или иным двигательным комплексом, при необходимости закрепляя его повторением. Стимуляция развития движений происходит при максимальном осознании ребенком необходимости каждого двигательного комплекса.

Важный момент стимуляции двигательной активности — участие всех детей* независимо от их состояния, в актах самообслуживания (чистка обуви, мытье посуды, убирание со стола после еды, подметание комнаты и т. д. ) , причем особенно значимым оказывается осознание ребенком полезности его деятельности для всего коллектива.

Педагогический подход к развитию функций предполагает групповые занятия. В группу объединены дети с различными двигательными возможностями. Это рождает стремление к совершенствованию своих двигательных навыков, подражанию тем детям, у которых они более развиты. Обучение произвольной двигательной активности происходит в процессе повседневной жизни, т. е. составляет часть жизни самого ребенка. Группа под руководством педаго4| га-кондуктора на протяжении дня осваивает различные виды деятельности — вставание с постели, умывание, совершение туалета, еду, уборку комнаты и т. д. Дети естественно включаются в комплекс движений, направленных на достижение какой-либо цели. Кондуктор стремится развить у ребенка сразу сложные функции, в которые так или иначе включаются более примитивные, при этом он вначале не фиксирует внимание на качестве движений. Постепенно в процессе специальных упражнений и повседневной деятельности движения совершенствуются. В некоторых случаях основополагающее задание может быть расчленено на ряд простых действий, которые интегрируются в процессе деятельности. Каждому ребенку кондуктор подбирает свою, индивидуальную программу занятий. Он следит за выполнением всех движений, помогает довести их до конца, если ребенку на данном этапе это недоступно. Таким образом, у детей не возникает чувства неудовлетворения, которое может подавить стимул к действию. Достижение положительных результатов создает положительный эмоциональный фон и потребность повторить задание. Повторение в процессе повседневной деятельности двигательных образцов постепенно совершенствует моторику ребенка, речевое и психическое развитие.

Иная система помощи детям и взрослым инвалидам существует в США. Реабилитация проводится как в центрах, специально для этого оснащенных, так и во множестве частных и государственных агентств, где занимаются в основном профессиональной подготовкой. Сейчас в США насчитывается около 300 реабилитационных центров для инвалидов вследствие ДЦП; это одна из самых развитых сетей в стране. Столь большое их число объясняется тем, что после победы над полиомиелитом ДЦП представляет собой наиболее распространенную группу нервно-мышечных расстройств. Кроме того, там, где для лиц с иными нарушениями (мышечной дистрофией, рассеянным склерозом, умственно отсталым или больным с сочетанной патологией) служб помощи недостает или они малоэффективны, эти центры предлагают им свои услуги.

Программы реабилитации, предлагаемые центрами, несколько различаются в деталях в зависимости от материальной обеспеченности, взаимоотношений с ближайшими больницами, правительственными службами, от нужд инвалидов, живущих конкретно в данном регионе. Центральный штаб Ассоциации детского церебрального паралича в Нью-Йорке, курирующий эти центры, лишь проводит генеральную линию и обеспечивает информацией. Но, несмотря на различия, общие принципы деятельности центров одинаковы. Они учреждаются Советом директоров, состоящим из видных и уважаемых граждан города, и поддерживаются материально из фондов правительственных организаций, а также в ходе кампаний по сбору средств. Они имеют активный корпус добровольцев, которые участвуют в сборе средств, конторской и другой вспомогательной работе. Центры поддерживают связь с реабилитационными агентствами, а также с местными органами просвещения, лагерями для инвалидов, ближайшими больницами, колледжами и университетами, чьи студенты нередко работают добровольными помощниками. Сотрудничающие в центре убеждены, что реабилитация — это глобальный процесс, включающий каждый аспект жизнедеятельности: физический, социальный, эмоциональный, рекреационный, образовательный и профессиональный.

Поскольку ДЦП — врожденное заболевание, и типичные его симптомы не исчезают безвозвратно, соответствующие виды помощи должны предоставляться с начала жизни и в течение всего ее срока. Поэтому полноценный центр обычно включает следующие службы: школу, различные тренировочные программы для детей и подростков, программы предпрофессиональной подготовки для юношества (овладение общими навыками, необходимыми для дальнейшей профессиональной подготовки) , профессионального обучения для взрослых в мастерских. Поскольку множественность, сочетанность расстройств — скорее правило, чем исключение при ДЦП, центры имеют службы физической терапии, бытового приспособления, социои психотерапии, профессиональной ориентации. Полноценные центры должны также обеспечивать полное медицинское обследование и лечение педиатрами, ортопедами, офтальмологами, невропатологами, психиатрами и др. Кроме того, центр должен поддерживать контакт с семьей инвалида.

Типовая реабилитационная программа имеет следующие составляющие.

Программа физической терапии включает оценку способности к сидению, ползанию, ходьбе и стоянию; упражнения для развития моторных навыков и функциональной активности (больной учится переходить из постели в кресло, подниматься по лестнице и т. п. ) . Цель программы — развить мышечную силу, координацию движений, способность соблюдать равновесие, научить пользоваться вспомогательными ортопедическими средствами — костылями, тростью и пр.

Программа бытового приспособления сфокусирована на повседневной активности — в принятии пищи, одевании, соблюдении гигиенических процедур. Эта деятельность требует подготовки и обучения пользованию специальными непроливающимися чашками или столовыми приборами с особыми ручками, другими сконструированными для инвалидов приспособлениями. Программа включает овладение некоторыми нужными в повседневной жизни занятиями (приготовление пищи, рукоделие) . Цель программы достичь максимальной независимости в быту.

Рекреационная программа включает домашние игры (шашки, шахматы) и игры на воздухе с использованием соответствующего оборудования, летние лагеря, участие в скаутских организациях организацию различных клубов и пр. Цель программы — дать детям возможность для полноценных развлечений, улучшить социальные навыки, наполнить жизнь инвалида новыми ощущениями, новым опытом.

Программа профессиональной подготовки включает предпрофессиональную подготовку к выполнению основных трудовых навыков, профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и устройство на открытом рынке труда. Цель программы —J подготовить инвалида к выполнению полезной, общественно значимой и достойно оплачиваемой работы.

Программа коррекции речи и слуха включает оценку развития! этих функций, логопедическую работу, развитие способностей вербальному и невербальному общению, тренировку слуха. Цель программы — терапия дефектов речи и слуха, развитие способностей к общению.

Психологическая программа включает оценку уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам и психотерапию; диагностику нарушений способности к обучению; участие в планировании и проведении обязательных и профессиональных программ; консультирование родителей. Цель программы — определить способности и потребности, помочь в решении индивидуальных психологических проблем.

Программа социальной помощи включает изучение домашнего окружения инвалида, его семейных взаимоотношений; периодические беседы с родителями с целью более тесного сотрудничества в удовлетворении нужд пациента; организацию дискуссионных групп родителей, где они могли бы обмениваться своим опытом; организацию использования местных ресурсов (различных реабилитационных агентств, летних лагерей, служб помощи по хозяйству и пр. ) . Цель программы — усилить вовлеченность семьи инвалида в реабилитационный процесс, помочь решить практические и личностные проблемы инвалида.

Образовательная и тренировочная программа состоит из развивающей программы, начиная с младенчества, программы подготовки к школе, специального обучения умственно отсталых. Цель программы — свести до минимума нарушений обучения, развивать интеллектуальные и социальные навыки и умения.

Реабилитационные центры для больных с ДЦП часто располагают и другими службами и программами, прямо или косвенно влияющими на реабилитационный процесс. Это могут быть курсы домоводства, курсы прав потребителя — вплоть до таких, которые включают пациентов в исследовательские работы, связанные с диагностикой и лечением.

| следующая лекция ==>
Система поэтапной медицинской и педагогической реабилитации детей с церебральным параличом в нашей стране | Физическое воспитание детей с церебральным параличом

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 851 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема профилактики и медико – психолого – педагогической помощи детям с детским церебральным параличом.

В ряде работ Е.Ф. Архиповой, Л.А. Даниловой, М.И. Ипполитовой, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой, К.А. Семеновой, К.А Симоновой и др. раскрыты основные направления коррекционной работы, учитывающие психофизические особенности детей, страдающих церебральными параличами

Планирование логопедической работы строится на понимании речевых нарушений, представляющих собой сложный комплекс дизонтогенеза, и включает в себя ряд разделов не только коррекционно – логопедической направленности, но и психолого педагогической направленности.

Основные принципы диагностики: комплексное изучение ребенка с участием разных специалистов – врачей, психолога, педагогов; системный и качественный анализ выявленных нарушений развития речевой деятельности, учет возрастных особенностей ребенка и условий его развития, выявление не только актуальных, но и потенциальных возможностей речевого развития обследуемого.

В воспитании правильной речи важное значение имеет нормализация речевого дыхания, т.к. у больных ДЦП оно обычно бывает поверхностным, резким, неспокойным, коротким, при чём нередко слова произносятся ребёнком на вдохе. Необходимо обращать внимание в речевых упражнениях на то, чтобы ребёнок произносил слитно слова во фразе, т.е. не по отдельности каждое слово, а все вместе как одно большое слово, т.к. обычно трудно начать говорить, и поэтому, чем меньше он произнесёт разрозненных слов, тем меньше для него будет затруднений.

Научить выделять гласные в слове (опора на гласные звуки) приобретает большое значение для тех детей, у которых наблюдаются речевые судороги на согласных звуках. Произнесение удлинённо некоторых гласных звуков облегчает речь, снимает речевые судороги.

Одновременно логопед, по необходимости, проводит работу по исправлению недостатков произношения, расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя, развитию способности правильно и последовательно излагать свои мысли и желания.

Не меньшее значение имеет и другая сторона логопедической работы – воспитание гармонично развитой личности. Основная задача – устранение у детей Логопедическая работа начинается с психолого-педагогического изучения ребёнка. Оно определяет выбор средств и приёмов до начала и в процессе этой работы, позволяет оценить её результативность и дать рекомендации после окончания.

Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, т.к. наиболее полно выражают непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие на ребенка (прямое логопедическое воздействие). Все другие формы работы логопеда составляют систему косвенного логопедического воздействия, т.к. по сути, они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия.

Логопедические занятия проводятся как с группой детей, так и индивидуально. Но для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребёнка в коллективе, преимущественной формой являются групповые занятия.

Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по коррекции неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера и т.д. Логопедические занятия должны, прежде всего, отражать основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на речь и личность ребёнка.

Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка; опираться на сознательность и активность детей; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

Зарубежные методики образования дошкольников с детским церебральным параличом:

Методика Н. и П. Бота.

Педагогическая работа состоит из нескольких разделов:

1. Воспитание двигательных функций.

2. Воспитание навыков.

3. Воспитание речи.

4. Социальное приспособление.

Не меньшее значение авторы придают развитию личностных качеств.

Большое внимание уделяется подготовке к школе. Включает не только подготовку к письму, но и развитие речи, слухового восприятия, ритма, зрительного внимания и памяти.

Авторы рекомендуют тренировать раскрашивание, штрихование, перемещение руки в нужном направлении, проводить работу в определенных границах, с трафаретами

При значительных моторных затруднениях предлагают рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности использования пишущей машинки

Кондуктивная методика А. Пето.

Андрас Пето был организатором и первым директором реабилитационного центра в Будапеште. Он создал систему кондуктивного (управляемого) обучения.

Целью работы признается подготовка к самостоятельной жизни.

Лечебное, психолого – педагогическое и социальное воздействие объединены. Всю работу выполняют специалисты – дирижеры или кондукторы, которых обучают в этом же институте. Во время обучения они работают в качестве помощников кондукторов.

Общие принципы кондуктивной педагогики:

1. Необходимо приспосабливать ребенка с патологией к реальным условиям жизни.

2. Это приспособление обеспечивается за счет обучения навыкам.

3. Необходимо добиваться максимального владения сохранными функциями.

4. Закрепление сформированных действий в практических ситуациях.

5. Нужно вести работу по профилактике и устранению комплекса неполноценности.

6. Ребенок должен видеть вокруг себя не только больных, но и здоровых детей.

7. В процессе обучения должно обеспечиваться постоянное развитие.

Одним из основных положений методики является то, что ребенок должен каждый день овладевать новой способностью. Это существенно улучшает мотивацию.

Большое внимание уделяется обучению захвату, упору, Удержанию позы.

Обучение обязательно ведется в группах. В свободных играх со сверстниками развиваются усвоенные способности.

Методика Пето, применима к пациентам с достаточно высоким уровнем сознательности. При отборе детей для занятий предпочтение отдается детям с сохранным или частично сохранным интеллектом, имеющих грамотных, настойчивых, активных родителей. Возраст детей – старше 3 – Х лет.

Методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса.

Методика Марселя Прокуса рассчитана на работу с детьми в возрасте 4 – 7 лет.

Основным принципом методики является выравнивание психомоторного развития путем воздействия на основные области развития: моторную, сенсомоторную, интеллектуальную, эмоции и речь.

Моторная область корригируется по следующим параметрам: нормализация мышечного тонуса, развитие зрительно – моторной, зрительно – слуховой, зрительно – моторно-тактильной координации, совершенствование способности к удержанию равновесия, устранение лишних сопутствующих движений.


Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, возникающее в результате врожденного и, значительно реже, приобретенного поражения или дефекта развития головного мозга. Как правило, это влечет тяжелый неврологический дефицит в виде:

  • нарушения произвольных движений;
  • парезов и параличей конечностей;
  • невозможности принимать и удерживать произвольную позу, самостоятельно сидеть и ходить;
  • расстройств координации;
  • речевых нарушений;
  • отставания в психическом и физическом развитии;
  • нарушения функции тазовых органов;
  • патологических изменений поведения.

В случаях тяжелого ДЦП могут присутствовать в выраженной степени все эти нарушения. Более легкие формы проявляются лишь некоторыми из перечисленных расстройств. Тяжесть течения и особенности клинической картины обусловлены объемом повреждения головного мозга и степенью вовлечения тех или иных его структур – зон представительства разных функций и проводящих путей.

Какой бы формой ДЦП ни страдал ребенок, он нуждается в обязательной реабилитации. Причем достигнутые результаты напрямую зависят от сроков ее начала, полноты и качества проведения реабилитационной программы. Свойства нейропластичности (способность нервных клеток функционировать в новом режиме и образовывать дополнительные связи для выполнения несвойственных им ранее функций погибших нейронов под влиянием определенных воздействий) в наибольшей мере проявляются только спустя короткое время после повреждения. Поэтому реабилитацию целесообразно начинать с самого раннего возраста ребенка.

Задачи реабилитация и вовлеченные специалисты

Лучшие реабилитационные центры отличаются:

  • индивидуальностью подхода, основанного на учете особенностей нарушения в каждом случае;
  • комплексностью мероприятий;
  • их систематичностью и последовательностью;
  • преемственностью методик с целью закрепления и наращивания достижений;
  • объективной текущей оценкой результатов и, при необходимости, коррекцией программы.

Решаются главные задачи:

  • коррекции двигательных нарушений;
  • восстановления речи и других высших функций;
  • социальной адаптации;
  • эмоционального и личностного развития;
  • максимальной мобилизации индивидуальных возможностей.

В этой работе принимают участие:

  • неврологи;
  • психологи;
  • логопеды;
  • эрготерапевты;
  • физиотерапевты;
  • массажисты;
  • мануальные терапевты;
  • ортопеды;
  • реабилитологи;
  • инструкторы по разным видам реабилитационной терапии – аппаратному тренингу, арт-терапии, бальнеотерапии, анималотерапии.

Комплексный подход в реабилитации ДЦП

Поскольку при ДЦП отмечаются многочисленные нарушения разной степени тяжести, работают по принципу достижения промежуточных целей. Деление всего процесса на этапы, которые реально достижимы в определенный промежуток времени, позволяет добиваться зримых успехов и мотивировать маленьких пациентов и их родителей на дальнейшую работу.

С детьми занимаются уже с годовалого возраста. Большинство занятий проводится в игровой форме, что позволяет, не утомляя ребенка, многократно повторять стереотипные движения и стимулы, вырабатывая правильные стереотипы.

  • авторские реабилитационные методики, например, войта-терапия, бобат-терапия;
  • занятия в тренажерных залах с использованием всевозможных снарядов – параллельных стеллажей, гребных тренажеров, педальных тренажеров рук и ног, велотренажеров, всевозможных лесенок, мостиков, переходов, лабиринтов и геометрических форм;
  • занятия на автоматизированных, тренажерах, позволяющих освоить детям навыки сидения, самостоятельного передвижения, выполнения целенаправленных движений конечностями, туловищем и головой, тонких движений пальцами рук. Это программируемые аппараты, многие из которых используют в работе принцип обратной биологической связи. Дети видят зависимость качества демонстрируемого изображения или звучания мелодии от того, как они выполняют упражнение. В итоге формируются правильные стереотипы движений и поз;
  • занятия в лечебных костюмах с опорными элементами и системой тяг, соответствующей мышцам разных групп – сгибателям, разгибателям, пронаторам, супинаторам. Действуя как эластичный внешний каркас, такой костюм облегчает обучение детей ходьбе;
  • собирание мозаики, пазлов, игра на музыкальных инструментах, изготовление аппликаций развивают не только мелкую моторику кисти, но и функции речи, зрительного и слухового восприятия;
  • принятие ванн, занятия в бассейне снижают повышенный мышечный тонус, улучшают координацию, облегчают движения и вызывают положительные эмоции;
  • великолепные парки, которыми окружены лучшие детские реабилитационые центры – это не только место для прогулок. Разные на ощупь природные материалы, растения, покрытия дорожек служат для развития сенсорных зон головного мозга, а постоянно меняющийся рельеф способствует закреплению навыков ходьбы и сохранения равновесия;
  • анималотерапия – один из любимейших детьми видов восстановительной терапии. Занятия под руководством тренера со специально обученными лошадьми и дельфинами вызывают у них эмоциональный подъем. А тесный контакт с ними, плавание и верховые прогулки стимулируют слаженную работу всех мышц и органов чувств.

Реабилитация в специализированных зарубежных центрах обеспечивает комплексный и индивидуальный подход благодаря созданным условиям для оптимальных комбинаций десятков восстановительных методов – от анималотерапии до занятий на сложных компьютеризированных тренажерах. В результате почти у 95% детей нормализуется мышечный тонус, около 70% начинают самостоятельно сидеть, более 20% – ходить без посторонней помощи, около 80% приобретают правильную установку головы, около 90% улучшают координацию и мелкую моторику рук.


Разбираясь с методиками реабилитаций церебрального паралича, корреспондент Софья Бакалеева собрала столько материала, что он не уместился в одну статью. Поэтому – оговоримся сразу – данный обзор неполный и будет продолжен.

Приведенные здесь методики — лишь инструменты реабилитации и адаптации ребенка с ДЦП. Важно, чтобы они попали в руки грамотного специалиста. В руках профессионального реабилитолога, понимающего свою компетенцию, учитывающего и уважающего интересы своего пациента, все эти методики становятся способом подарить пациенту с ДЦП иногда — независимость, иногда — свободу передвижения, но всегда — уверенность в себе.


Физическая терапия (англ. physical therapy) (не путать с физиотерапией)


Возраст: любой

На чем основан: метод основан на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine).

Кому подходит: пациентам, имеющим самые разные заболевания и состояния в области неврологии, травматологии, ортопедии, кардиологии, паллиативной медицины, с самым разным течением и прогнозом.

Цель: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например, контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддерживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Задачи: в фокусе физической терапии находится движение, причем максимально активное, которое инициирует сам пациент. Физические терапевты считают его восстановление и поддержание — главной целью своей деятельности. С ним связана любая наша активность, оно помогает общаться с людьми, устанавливать социальные контакты, проявлять чувства. В любом нашем движении неразрывно переплетены физические, социальные и психологические факторы.

Суть метода: физические терапевты применяют физические (естественные) методы воздействия на клиента, основанные на движении, мануальном воздействии, массаже, рефлексотерапии и действии тепла, света, высоких частот, ультразвука и воды. Но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.

Способ: вмешательство физического терапевта — это:

— специально подобранные физические упражнения: тренировка силы, равновесия, компонентов движений и т.д. с учетом нарушений клиента и ряда других факторов;

— приемы, помогающие клиенту выполнить то или иное движение;

— выбор и формирование правильных поз (положений тела), облегчающих состояние человека и/или препятствующих возникновению осложнений;

— техники и приемы правильного перемещения пациентов;

— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации;

— обучение клиентов и тех, кто им помогает (если им приходится перемещать пациента), правильному двигательному поведению.

Принципы: В настоящее время физические терапевты, эрготерапевты, как и многие другие профессионалы, используют так называемый проблемно-ориентированный подход. Процесс состоит из следующих шагов: оценки, планирования вмешательства, собственно вмешательства и оценки эффективности вмешательства.

Работа физического терапевта начинается с оценки состояния всех структур и функций клиента, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности. Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели вмешательства.

Формы работы: физический терапевт участвует в работе междисциплинарной команды, то есть, группы специалистов, в которую входят врачи, медицинские сестры, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты. В каждом конкретном случае команда формируется только из тех специалистов, помощь которых действительно нужна конкретному человеку и/или его семье. Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях между специалистами, все решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет профессиональную ответственность за свою работу. Кроме профессионалов, в команду входят сам клиент и, достаточно часто, его родственники или другие близкие ему люди. Кооперация с клиентом, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения — неотъемлемое условие успешной помощи.

Противопоказания: нет

Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели

Эрготерапия


Возраст: любой

Кому подходит: всем, перенесшим заболевание/травму или имеющим нарушения развития от рождения, оказавшимся по этой причине зависимыми от посторонней помощи.

Цель: помочь в максимально возможной степени восстановить способность человека к независимой жизни.

Задачи: помочь людям с различными физическими и психическими нарушениями активно выполнять повседневные дела, например, обслуживать себя (одеваться, раздеваться, мыться, принимать пищу и т.д.), участвовать в продуктивной деятельности — играть, работать, а также проводить досуг, например, осваивать хобби, и, таким образом, достичь максимальной независимости во всех аспектах повседневной жизни. Также эрготерапия препятствует снижению активности клиента, усугублению нарушений и ухудшению его состояния.

Суть метода: Эрготерапевты работают с клиентами, которые из-за своих нарушений ограничены в таких областях, как самообслуживание, продуктивная деятельность и досуг. Они не только анализируют влияние нарушений на разные виды деятельности, но и учитывают при этом действие личностных факторов и факторов окружающей среды (социальных, физических, экономических) на функционирование каждого клиента в конкретных ситуациях. В целом эрготерапевт использует те виды активности, которые важны для клиента и направлены на достижение максимально возможного уровня его функционирования, независимости в повседневной жизни и, следовательно, на улучшение качества жизни. Например, для ребенка это могут быть навыки одевания, самостоятельного приема пищи, игры, планирования свободного времени.

Способ: вмешательство эрготерапевта — это:

— специально подобранные методы обучения клиента и/или его родственников и ухаживающих за ним людей;

— приемы, помогающие клиенту выполнить тот или иной компонент выбранной активности;

— приемы модификации и адаптации задачи, стоящей перед клиентом, облегчающие ее выполнение;

— разнообразные приемы развития и тренировки функции руки и кисти;

— техники и приемы правильного перемещения пациентов, ухода и помощи в выполнении всех необходимых видов деятельности;

— использование разнообразных методов адаптации окружающей среды;

— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации.

Принципы: проблемно-ориентированный подход: оценка, планирование вмешательства, собственно вмешательство и оценка эффективности вмешательства.

Работа эрготерапевта начинается с оценки важных и необходимых для клиента видов деятельности, качества их выполнения, актуальных возможностей клиента и анализа факторов, которые мешают либо помогают эффективно что-то делать, включая особенности окружающей среды и состояние всех структур и функций клиента. Затем специалист, совместно с клиентом и/или с его близкими намечают конкретные цели вмешательства.

Формы работы: эрготерапевты работают непосредственно с отдельными людьми, группами людей или сообществами, помогая им выполнять то, что они хотят, вынуждены или обязаны делать, и адаптируют сам вид деятельности и/или окружающую среду (обстановку) так, чтобы люди могли эффективнее выполнить стоящую перед ними задачу.

Противопоказания: нет

Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели

Бобат-терапия


Возраст: любой

Авторы: супружеская пара из Лондона — нейрофизиолог Карл Бобат и физиотерапевт Берта Бобат — разработала в 40-х годах ХХ века систему специальных занятий, которая получила название Бобат-терапия. В наше время концепция Бобат реализована как нейродинамическая реабилитация.

На чем основан: способность мозга к нейропластичности в меняющихся условиях внешней среды, которые побуждают к совершенствованию двигательного поведения. За время существования методики фокус ее применения сместился от попытки влиять на восстановление поврежденной нервной системы к нормализации движений пациента. Важным открытием стало то, что не мышцы, а именно мозг контролирует то, как пациент выполняет движение или находится в статической позе. Значит терапевт может изменить движения пациента на более правильные, используя некоторые специфические приемы сенсорной стимуляции.

Кому подходит: людям с двигательными нарушениями, возникшими вследствие поражения центральной нервной системы

Цели: повышение функциональной активности пациента, максимальное повышение эффективности движения в рамках возможностей пациента (а не восстановление движения до уровня нормального), расширение его участия в социальной жизни.

Задачи терапии: стимуляция нормального двигательного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций, работа с мышечным тонусом — для улучшения качества движения.

Способ: терапевт комбинирует приемы, которые называются сенсорной стимуляцией, ингибицией и фасилитацией:

— ингибиция — это торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений;

— фасилитация — это облегчение правильных (нормальных) движений и положений тела;

— стимуляция – это тактильные и кинестетические стимулы, необходимые для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положение собственного тела в пространстве.

В результате у человека меняются привычные ощущения от движений и статического удержания позы. А это дает возможность коррекции поз и движений.

Принципы двигательного обучения: активное участие пациента, тренировка навыка, постановка значимых для пациента целей. При Бобат-терапии физический терапевт должен включить своего пациента в совместную деятельность, ребенок должен осознанно выполнять то или иное действие, что исключает с его стороны негативную реакцию. Если же она есть, действия терапевта изначально неверны и не могут привести ни к каким улучшениям.

Противопоказания:

Эпилепсия в период активных приступов

Выраженные психические расстройства

Острые воспаления и лихорадочные состояния

Войта-терапия


Возраст: любой

Кому подходит: метод используется для исправлений нарушений в опорно-двигательном аппарате, как у младенцев, так и у детей постарше. Войта-терапия особенно эффективна у младенцев, так как у них еще не развиты замещающие модели движений. У детей в возрасте 5-6 лет и старше уже выработаны такие модели, поэтому специалисты делают акцент на активации и поддержании физиологических двигательных форм.

Цели: за счёт использования рефлекторной локомоции должны стать снова доступными и применимыми элементарные составляющие выпрямления и передвижения человека, то есть:

— выпрямление тела против силы тяжести,

Задачи: формирование двигательных навыков, соответствующих возрасту ребенка.

Способ: терапевт оказывает давление на определенные зоны тела человека, который находится в исходном положении лежа на животе, спине или на боку. Раздражения рефлекторно вызывают один из двух комплексов: рефлекторное ползание на животе или рефлекторное переворачивание из положения лежа на спине или на боку через положение на животе в положение стоя на четвереньках.

Принципы: сама процедура ни в коем случае не должна вызывать боль и страх. Активированное состояние, на достижение которого направлена терапия, у грудных детей во время процедуры часто выражается в виде крика. Крик является средством реагирования на непривычную активацию у пациентов в этом возрасте. В старшем возрасте, когда дети могут выразиться с помощью языка, они уже не кричат.

Противопоказания:

Острая инфекционная патология

10 дней после прививки

Проблемы с сердечно-сосудистой системой

Несовершенный остеогенез, болезнь стеклянных костей, фосфат-диабет

Обострение других хронических болезней

Судороги различного происхождения

При подготовке обзора были использованы материалы:

Е.В.Семенова, Е.В.Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова, А.В. Трухачева, Е.Ю. Заблоцкис. Реабилитация детей с ДЦП. Обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам М., 2018

К. А. Семенова
Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом М., 2007

Обзор будет продолжен.

Иллюстрации: Оксана Романова

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.