Помощь с дцп и аутизмом


Лечебная гидро-механотерапия - это процедура проведения подводного душа-массажа под давлением ручным методом с использованием различных насадок.

Аутизм является сложным расстройством нервной системы, характеризующийся нарушением социального взаимодействия и общения, ограниченными интересами и повторяющимся поведением.

Причины возникновения – изучаются, а варианты лечения ограничены и проводятся, в основном, с упором на развитие сенсорных способностей и проведением поведенческой терапии. Дети с аутизмом могут иметь много различных сенсорных нарушений: отклонения в пищевом поведении, светочувствительность или отвращение к прикосновениям.

Новое исследование американских ученых показало, что классический массаж помогает снизить повышенную чувствительность на прикосновения и устранить сенсорное отвращение у таких детей. Исследователи доказали опытным путем, что гидро- (подводный) массаж повышает уровень гормона окситоцина в организме человека. Окситоцин часто называют гормоном любви. Считается, что окситоцин вызывает чувство доверия, взаимодействия и распознавания лиц. Это является важным преимуществом подводного массажа, для детей, страдающих от аутизма, так как увеличивает их социальную адаптацию.


Прикосновение – само по себе эффективное средство коммуникации, позволяющее пробить барьеры изоляции, однако им нужно пользоваться осторожно, чтобы не подвергнуть ребенка чрезмерной стимуляции – ни в коем случае нельзя навязывать детям физические контакты. Больные дети могут быть чрезвычайно восприимчивы к запахам и текстурам, а потому использование простыней и ароматических масел может раздражающе действовать на них. Поэтому для таких детей возможно только использование подводного массажа.

Подводный массаж более комфортно и радостно переносится особыми детками, так как они зачастую очень любят все, что связано с водой. При этом находясь в воде в максимально расслабленном состоянии, можно проводить массаж более глубокий и совершенно безболезненный. Механическое раздражение кожи дополнено воздействием тепла и гидростатическим влиянием ванны. Находясь в теплой воде, плотность тканей ребенка снижается. Это позволяет оказывать влияние не только на поверхностные слои кожи, но и на глубокорасположенные.


При проведении подводного душа массажа возникает периодическая кратковременная деформация различных участков кожи с последующим раздражением заложенных здесь многочисленных механорецепторов и термочувствительных структур, которые кратковременно изменяют тонус артериол подсосочкового слоя дермы и лимфатических сосудов кожи. Горячие и холодные души повышают тонус скелетных мышц и сосудов, увеличивают общее периферическое сопротивление, ударный объем сердца и укорачивают период изгнания крови (положительный инотропный и батмотропный эффекты). Восходящие потоки афферентной импульсации активируют центры вегетативной нервной системы, подкорковые структуры и изменяют возбудимость коры головного мозга. При проведении подводного массажа используя контрастирование (смена холодной-теплой-горячей воды) происходит стимуляция гипоталамо-гипофизарной системы, коры головного мозга, активируются трофические процессы во внутренних органах. Помимо этого тормозится электрическая активность в коре с ограничением притока сенсорной информации из болевого очага. Это приводит к обезболивающему эффекту. Подводный массаж при любой методике его применения оказывает общее действие на организм. Повышая силу основных корковых процессов в ЦНС, он обладает тонизирующим действием на психосоматическое состояние человека. После процедуры у пациентов улучшается общее самочувствия, ощущение легкости, бодрости и свежести, нормализуется сон. Дети меньше болеют.


Подводный массаж проводят в специализированной ванне емкостью 500-1000 л заполненной водой температуры 35-37°C с использованием специального аппарата. Для получения различных видов массирующих струй используются сменные насадки (цилиндрическая, щелевая, дождевая). Подводный массаж проводят с соблюдением общих правил классического лечебного массажа. Дозирование процедур: по давлению водяной струи, достигаемой рациональным выбором наконечника, величиной угла падения струи на тело больного и расстоянием (зазором) между наконечником и поверхностью тела. Давление массирующей струи от 100 до 300-400 кПа (от 1 до 3-4 атм). Деткам с аутизмом начинают с наиболее нежного воздействия при использовании дождевой насадки на расстоянии 10-15 см от поверхности тела, при угле наклона 25-30°, постепенно увеличивая воздействие до средне-интенсивного.

При проведении подводного душа-массажа используют 4 основных приема, имитирующие приемы классического ручного массажа: поглаживание, растирание, разминания и вибрацию. Поглаживание оказывает мягкое нежное действие за счет скольжения множества водяных струек или одной компактной струи по поверхности кожи. Производится, как правило, с помощью дождевого наконечника. Давление струи 100-150 кПа (1-3 атм. угол наклона 25-30°, зазор 10-15 см. Растирание - более интенсивный по сравнению с поглаживанием прием, который выполняют кругообразными или спиралевидными движениями цилиндрического наконечника или щелевидной лопатки. При этом применяют также штрихование. Давление струи 150-300 кПа (1,5-3 атм), угол наклона 60-90°, зазор 5-10 см (в некоторых случаях до 15 см). Разминание оказывает выраженное механическое воздействие на глубоко расположенные ткани, главным образом на мышечную ткань. Этот прием выполняют чаще всего с помощью цилиндрического наконечника при подводном массаже мышц конечностей. Давление струи разнообразное, чаще всего в пределах 200 - 400 кПа (2-4 атм), угол наклона 60-90°, зазор 5-10 см. Вибрация вызывает колебания тканей, характер и ритм которых соответствует колебательным движениям руки массажиста. При выполнении приема находящийся в руке шланг с наконечником приближают к поверхности тела, а затем удаляют. При этом изменяются величина зазора и угол наклона массирующей струи воды; вибрацию проводят при давлении струи 100-150 кПа (1- 1,5 атм). Продолжительность процедуры общего воздействия подводного массажа составляет 15-30 мин. Процедуры проводят через день. Рекомендуемый курс лечения – от 8-10- до15 процедур в зависимости от возраста.


Таким образом деткам с онр, аутизмом и другими речевыми расстройствами, подводный массаж приносит огромную пользу. В результате: улучшается зрительный контакт, социальное взаимодействие, сон, нормализуется работа желудочно-кишечного тракта, снижаются ограничения в поведении, помогает детям привыкнуть к прикосновениям, расслабиться, научиться лучше осознавать свое тело. Гидро-массаж, уменьшая стресс, вызывает чувство защищенности, что повышает общую социализацию.

Начиная с 2014 года наш реабилитационный центр оказывает медико-социальную помощь детям с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, задержкой психоречевого развития, алалией, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, трудностями обучения и другими проблемами. Занятия проводятся в реабилитационных подразделениях, расположенных в Москве: в Кузьминках . Многопрофильные специалисты помогают ребенку раскрыть свой потенциал, получить возможность всестороннего взаимодействия с окружающим миром, развить навыки самообслуживания.

В течение всего 2016 г. наш центр вновь работает по программе, финансируемой из бюджета Правительства г. Москвы. Приглашаются дети-инвалиды от 2 до 14 лет вследствие расстройств аутистического спектра (РАС) и синдрома Дауна. Занятия проводятся в нестационарных условиях в Москве, на базе подразделения в Кузьминках (Волгоградский проспект, д. 110, корп. 3).

Для подачи заявления на реабилитацию по данной программе необходимо обращаться в центр социального обслуживания по месту проживания.

План реабилитации разрабатывается нашими специалистами индивидуально с учетом особенностей поведения ребенка, прогресса в его состоянии в процессе коррекционных мероприятий. Родители могут получить индивидуальную и семейную консультацию у психолога, научиться лучше понимать друг друга и своего ребенка, решить внутренние про блемы и приобрести увереннос ть в себе и своем ребенке.



В комплексе реабилитационных мероприятий используется также транскраниальная и трансвертебральная микрополяризация и транскраниальная электротерапия с обратной связью (ТЭТОС ) с целью нормализации биоэлектрической активности головного мозга ребенка.

Для помощи детям с различными особенностями развития. В Центре проходят реабилитацию дети с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, нарушениями умственного развития, трудностями обучения и другими проблемами. Реабилитационные мероприятия имеют первоочередную цель помочь ребенку раскрыть свой потенциал, дать ему возможность всестороннего взаимодействия с окружающим миром, развить навыки самообслуживания. План реабилитации разрабатывается индивидуально с учетом особенностей поведения ребенка, прогресса в его состоянии в процессе коррекционных мероприятий.

— Какая продолжительность курса реабилитации с 1 ребенком?

В Центре ребенок проходит программу реабилитации, в рамках которой группа специалистов выстраивает для него индивидуальный реабилитационный маршрут. Регулярно проводятся консилиумы, на которых специалисты, работающие с ребенком, оценивают результаты своих усилий, корректируют дальнейшую индивидуальную программу. Средняя продолжительность курса реабилитации – 7 недель.

— Много ли родителей обращаются в Ваше подразделение и с какими проблемами?

Много. Большинство, это родители, имеющие детей с диагнозом Аутизм и синдром Дауна. Нарушение социального взаимодействия и способности к общению, специфическое развитие или полное отсутствие речи у ребенка.


— Какую помощь родители могут получить в рамках программы?

Родители могут получить индивидуальную и семейную консультацию у психолога Центра, научиться лучше понимать друг друга и своего ребенка, решить внутренние проблемы и приобрести уверенность в себе и своем ребенке.

— Обращались ли родители в другие центры за помощью или в основном это первичное обращение?

— Как Вы оцениваете состояние ребенка до курса реабилитации, какие прогнозы на его дальнейшее состояние?

При своевременной и правильно организованной коррекционной работе 60% детей получают возможность обучаться по программе массовой школы, 30% - по программе специальной школы того или иного типа и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20-30% адаптируются относительно – они нуждаются в постоянной опеке, и лишь 2-3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.

— Нуждаются ли в помощи психолога родители детей, приходящих на реабилитацию?

Работа с семьей - это одна из составляющих всего курса реабилитации. Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Помочь преодолеть сложный период родителям поможет психолог. Посмотреть на ситуацию с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни обрести душевное равновесие.

— С помощью каких технологий проходит реабилитация?

Реабилитационные мероприятия имеют первоочередную цель помочь ребенку раскрыть свой потенциал, дать ему возможность всестороннего взаимодействия с окружающим миром, развить навыки самообслуживания. План реабилитации разрабатывается индивидуально с учетом особенностей поведения ребенка, прогресса в его состоянии в процессе коррекционных мероприятий. Комплексная медико-психолого-педагогическая реабилитация включает в себя:

Психологическую коррекцию, где основной задачей является вовлечение ребенка в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Развитие памяти, внимания, восприятия и мышления.

Психотерапевтическая коррекция направлена на коррекцию поведения ребенка, на коррекцию и укрепление семьи, привлечение семьи, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.


Логопедическая коррекция начинается с определения особенностей речевого развития и направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводится дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом.

Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.

Также в комплексе реабилитационных мероприятий используется Транскраниальная и трансвертебральная микрополяризация и Транскраниальная электротерапия с обратной связью (ТЭТОС) с целью нормализации биоэлектрической активности головного мозга ребенка.

— Предлагает ли Ваше реабилитационное подразделение какие-то инновационные технологии?

Комплекс упражнений на стабилометрической платформе используется для оценки и тренировки равновесия, походки, нагрузки на опорную поверхность в статичном состоянии. Выполняемые на платформе упражнения направлены на стимуляцию костно-мышечной и нервной системы ребенка.


Транскраниальная электротерапия с обратной связью (ТЭТОС) -восстанавливает нарушенные функции организма человека, воздействуя электросигналами на структуры головного мозга, ответственными за регуляцию гомеостаза (нейрофизиологическую и нейрогуморальную регуляцию). Непрерывная регистрация и автоматический анализ ЭЭГ и ЭКГ обеспечивает высокое качество диагностики и оценить реакцию организма на электровоздействие, оптимизировать параметры лечебного тока индивидуально и обеспечить эффективность терапии. В результате ТЭТОС - терапии нормализуется биоэлектрическая активность мозга, повышается стрессовая устойчивость и работоспособность. Повышается качество освоения практических навыков на 25-40%. Повышается общая резистентность и адаптационные возможности организма.

Транскраниальная и трансвертебральная микрополяризация - лечебный метод высокоэффективный, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев центральной нервной системы (ЦНС) под действием малого постоянного тока. Позволяет улучшить или восстановить двигательные, психические, речевые функции, купировать гиперкинезы, судорожные приступы, нормализовать функции тазовых органов, уменьшить очаги деструктивного поражения головного мозга у больных с инсультом и черепно-мозговой травмой в острый период. С помощью микрополяризации удается улучшить познавательные функции мозга, зрение, память, эмоциональное состояние человека, привести в норму процесса сна, развивать речевые функции и двигательные навыки. С помощью микрополяризации удается улучшить познавательные функции мозга, зрение, память, эмоциональное состояние человека, привести в норму процесса сна, развивать речевые функции и двигательные навыки.

Программа реабилитации и лекции Глена Домана – своими глазами


Слушать этот курс приезжает много народу, но заниматься по программам остается около трети: марафон, когда приходится менять всю жизнь семьи на несколько лет, под силу далеко не всем.

Мой долгожданный курс проходил в июне. Я на целую неделю одна отправлялась в Америку, а трудиться с Петей над выполнением нашей домашней программы оставались моя мама и Поля.

Прямого рейса из Москвы в Филадельфию не было, маршрут был с пересадкой в Нью-Йорке: сначала восемь часов полета, потом пять часов в аэропорту и еще полчаса на каком-то кукурузнике. В пригород Филадельфии, где находятся Институты, я добралась уже полумертвая, в гостинице мне так и не удалось справиться с замысловатым душевым штурвалом, я облилась холодной водой и рухнула в постель.

Из-за разницы во времени и волнения я проснулась в четыре утра и решила отправиться искать Институты. Вместе с другими документами нам прислали план местности, и я довольно быстро нашла несколько зданий, окруженных парком, в красивом месте с названием Каштановые Холмы.

Я пришла слишком рано и еще часа два сидела перед входом, наблюдая, как пробуждается жизнь: вот мимо в спортивном костюме пробежал сын Гленна Домана Дуглас, прошла с тремя ретриверами Джанет, дочь Гленна Домана (узнала по фотографиям в буклете), проходили другие, еще незнакомые люди.

Кому помогают в IAHP

Наконец двери открыли, и можно было попасть внутрь. Всего нас собралось около 100 человек: два или три специалиста, остальные — родители. В аудиторию еще не пускали, поэтому все стояли и сидели в холле, некоторые беседовали друг с другом. Первыми, с кем я заговорила, были тихие, вежливые индусы — супружеская пара. Их сын-подросток попал в аварию, уже несколько месяцев находился в коме, и они надеялись на помощь: в Институтах разработаны методики выведения из комы.

Две четы хасидов из Бруклина, с пейсами, шляпами, париками. Молодая красивая Хая рассказала, что у них уже четверо детей, у трехлетней дочки Темы очень тяжелая форма ДЦП: она не слышит, не видит, не двигается.

Шофер-дальнобойщик, его жена слушала курс раньше.

Профессор-энтомолог с женой.

Милые, приветливые техасцы, говорившие с таким акцентом, что я половину слов не понимала.

Крикливая толстуха в коротких шортах.

Врач-невропатолог из Лос-Анджелеса.

Приятная женщина средних лет, приехавшая ради племянника с ДЦП. У мамы мальчика, ее сестры, последняя стадия рака, а папа три года назад погиб в автокатастрофе.

Каждой услышанной истории хватило бы на отдельную книгу.

Когда мы вошли в аудиторию, оказалось, что все места уже распределены, к столам прикреплены таблички с нашими именами. Каждый день нас пересаживали, вероятно, чтобы вновь познакомившиеся не болтали друг с другом, вместо того чтобы слушать лектора. Аудитория расположена амфитеатром, внизу — кафедра и сцена, где проводятся демонстрации.


После короткого вступительного слова нам объяснили, как будут проходить занятия. Долгий звонок, по которому можно войти, потом вход категорически запрещен. (Сейчас опоздавшие могут слушать и смотреть лекцию из холла.) Занятия с половины десятого утра до семи-восьми часов вечера, с десятиминутными перерывами между лекциями, каждая из которых длится около пятидесяти минут, и сорокаминутным перерывом на обед. На то, чтобы ходить в столовую, времени не было, и в большой перерыв в холл приносили одноразовую посуду и большие кастрюли с супом.

Поражение мозга у ребенка: где и почему

Многие лекции читал сам Глен Доман. Он рассказывал об истории создания Институтов, о программах, о людях, трудившихся с ним, о становлении разных методов и о полученных результатах, о работе с выдающимися медиками, о том, как устроен и функционирует человеческий мозг, о профиле развития. Мы боялись дышать, слушая, только что не раскрыв рты, невысокого старичка с круглым животиком и аккуратной седой бородкой.

Другие лекторы тоже были хороши, каждый выступал в своей манере, но все — очень интересно. Лекции в Институтах построены так, что слушателей то нагружают новой сложной информацией, то дают возможность слегка расслабиться, слушая рассказы о поездках и о создании программ, просто истории из жизни.

При этом все хорошо продумано, нет воды, лишних слов, все только по существу. Никогда не бывает такого, чтобы лектор съехал на отвлеченную тему, а самые важные положения он повторяет трижды (не дважды и не четырежды, а именно трижды).

Что-то из услышанного было для меня совершенно новым и неожиданным, о чем-то мы все думали, но не решались сказать вслух — а теперь нам говорили об этом с кафедры. От некоторых объяснений и примеров мороз по коже подирал: никто и никогда так понятно и наглядно не объяснял нам, какие ужасные трудности могут испытывать наши дети ежедневно. И иной раз сердце стукало: это про Петю, про Петю, про Петю.

Поражение мозга может произойти в любом возрасте, с момента зачатия до смерти, и установить причину часто так и не удается. Развитие мозга может быть остановлено (тяжелое поражение мозга), замедлено (легкое и среднее поражение), но может быть и ускорено.

В следующий раз — о научном обосновании методик Институтов.

ДЦП: что это такое

Многие врачи ставят диагноз ДЦП уже впервые годы жизни малыша, когда начинают проявляться симптомы паралича. Более углубленный подход к вопросу свидетельствует о том, что этот диагноз вполне условный и неточный. Заболевание поддается лечению, более того – в 75% случаях его можно устранить, оказать медицинскую помощь ребенку, подготовить к жизни в социуме.

На первом этапе следует выяснить причину ДЦП:

  1. Факторы генетического характера. Сюда можно отнести любые наследственные нарушения, которые проявляются у ребенка сразу после рождения.
  2. Симптомы ишемии или гипоксии. Под ишемией принято понимать патологии процесса кровоснабжения организма, под гипоксией – отсутствие необходимого количества кислорода в мозгу плода во время беременности. Также проблема может возникнуть при родах (неконтролируемый процесс).
  3. Инфицирование. Развитие таких заболеваний, как менингит, арахноидит, энцефалит. Они протекают с осложнениями, сопровождаются высокой температурой.
  4. Негативное влияние токсичных факторов (к примеру, ядовитых веществ). Под ними принято понимать лекарства, которые будущая мать принимает во время родов, ее работа в плохих экологических условиях, на производстве.
  5. Физические отклонения, включая действие радиационного, электромагнитного и другого излучения на организм человека.
  6. Механические причины. Признаки ДЦП проявляются при родовой травме.

По статистике за первую неделю исследований можно понять, что послужило причиной парализации части функций мозга. Важность таких мероприятий сложно переоценить – именно от них зависит лечение ребенка в будущем.

Какие формы ДЦП существуют

ДЦП 1 группа. Истинное, не приобретенное заболевание. Имеет наследственный характер, когда во время рождения мозг ребенка находится в пораженном состоянии и не способен развиваться. Он имеет меньший размер (объем, форма). Также недоразвитой является кора головного мозга, есть ряд других анатомических нарушений.

ДЦП 2 группа. Истинная, но приобретенная со временем болезнь. Дети с ДЦП 2 группы составляют 10% от всех пациентов. По причинам, указанным выше, заболевание развивается со временем, но дети могут самостоятельно адаптироваться к жизни, самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.

ДЦП 3 группа. Не истинное, приобретенное нарушение. Этот диагноз является ложным, вторичным. В момент рождения мозг ребенка был полноценно развит, но затем появились травмы, которые привели к парализации их отдельных функций. Болезнь диагностируется в 75% случаях, но во всех случаях сохранен интеллект.

Работа с детьми с ДЦП

Ребенок инвалид должен проходить следующую коррекционную программу:

  • медицинская помощь (прием поддерживающих средств) – направлена на уменьшение уровня тонуса мышц, укрепление суставов, повышение уровня координации движений, помощь детям в их двигательной активности;
  • коррекция познавательных процессов внешнего мира – в этом случае осуществляется обучение больных детским церебральным параличом сенсорным движениям, целостности и скорости восприятия;
  • терапия по устранению эмоциональных нарушений – включает различные игровые методы индивидуального массового или группового характера, целью которых является ослабление эмоционального дискомфорта, достижение релаксации, развитие навыков контроля и регуляции;
  • коррекция нарушений речи – возможность общения с взрослыми людьми, нормализация голосовых реакций, формирование этапов восприятия и понимания речи;
  • другая психолого-педагогическая коррекция.

Отметим, что каждый случай является индивидуальным. Лечение должен назначить врач, исходя из симптоматики заболевания. Кроме традиционных терапевтических схем, сегодня медицина в России располагает новыми методами диагностики причин ДЦП, а также инструментами, которые помогают их отличить.

Немного статистики

Напоминаем, что чем раньше начато лечение ребенка-инвалида, тем большая вероятность его успешного исхода. Данные Росстата приводят следующую статистику: лучший результат излечимости наблюдается у детей в возрасте до 5 лет (более 90%). Процент излечимости детей в возрасте от 5 до 10 лет составляет 60%.

Случаи после 10 лет считаются запущенными – за это время при церебральном параличе в детском организме появляется масса необратимых физиологических нарушений. Речь идет не только о мозге, но и о костях, мышцах, суставах – они почти не подлежат восстановлению. Но даже в этом случае ребенок аутист имеет шанс на то, чтобы научиться самостоятельно себя обслуживать и передвигаться. Это крайне важно.

Церебральный паралич – заболевание, борьба с которым отнимает много времени, сил и денег. Давайте не будем оставаться равнодушными и поможем справиться с заболеванием тем деткам, которые попали в беду. Наш благотворительный фонд не остается в стороне от проблем – не оставайтесь и вы!


Мне часто пишут с просьбой поделиться вариантами реабилитации для особых детей.

К нам в семью пришли двое детей с инвалидностью: Ариана в 2 годика (сейчас ей 9) с ДЦП (сняли уже этот диагноз) и резким отставанием в развитии (позже поставили УО и еще позже сняли его), ЭПИ (тоже сняли) и Надя в 6 лет (сейчас ей 12) с тяжелой формой аутизма и тяжелой УО, неговорящая и почти не понимающая речь на тот момент.

Обе девочки при появлении у нас практически ни на что не реагировали.

Можно написать целый трактат, но я постараюсь кратко. Надо уточнить, что все очень индивидуально, один и тот же диагноз может иметь массу вариаций и требовать разного отношения.

1. Самый главный. Присматриваюсь всесторонне к ребенку, изучаю сильные и слабые стороны, интересы, пытаюсь понять перспективы.

Например, Ариана еще в доме ребенка на третьей нашей встрече начала меня узнавать и проявила очень слабо, но все же, попытку указать на бабочку после моего многочасового трындежа и попыток ее научить видеть на рисунке бабочек. Еще она стояла на ножках, держась руками за опору, и у нее была чувствительность ног (я сразу там же и проверила).

2. Следование за ребенком.

Это логическое продолжение первого принципа, которое заключается в том, чтобы использовать стремления самого ребенка для его развития. Его сильные стороны, его предпочтения.

Мое участие и руководящий контроль занятий мягко встраивается в жизнь ребенка через его предпочтения.

3. Процесс реабилитации — это сама жизнь и есть.

Сам процесс мне уже доставляет удовлетворение небольшими результатами на небольших этапах, он стал самой жизнью. И когда приезжают родственники, то глядя на себя со стороны, ловлю на том, что у нас и процесс принятия пищи стал реабилитацией, и мытье посуды, и общение, и прогулки, все с какими-то особенностями.

4. Сбор информации. Сюда входит и приобретение книг и дисков.

Вспоминаю френдов, кто реабилитировал детей с такими и похожими проблемами, пишу им, обзваниваю школы и реабилитационные центры своего населенного пункта и не только. Например, когда мы жили в Горно-Алтайске, я возила девчат и в Барнаул, и в Новосибирск неоднократно.

5. Разработка маршрута обследований и реабилитации.

Стараюсь примерно на годы прикинуть план и подробно по пунктам на ближайшее время.

6. Принцип бережного отношения к своим внутренним ресурсам.

Если мне не хочется заниматься, то не стану себя заставлять. Попытаюсь уговорить, мол, представь, какие будут результаты. Если не срабатывает- спокойно оставляю в покое детей и занимаюсь тем, что нравится мне без намека на самоедство и угрызения совести. Обычно довольно быстро мне снова становится ужасно интересно заниматься с детьми.

С Арианой , когда у нее стоял диагноз ДЦП и резкое отставание в развитии, мы начали со следующих методик:

1. Массаж по Куренкову
2. Динамическая гимнастика
3. Гимнастика по Доману
4. Уже в Москве использовали немного платформу Галилео. Немного, потому что диагноз ДЦП ей вскоре сняли.
5. Прочее

У Нади с ее аутизмом и тяжелой УО к 6 ее годам, основная задача была развить речь, хотя бы на уровне умения выразить согласие-несогласие. С Надей я сразу поняла, что нужно гораздо больше помощи внешних людей, специалистов и врачей, поэтому практически сразу пригласила надомного педагога-дефектолога, очень ей благодарна до сих пор, также оформила ее на занятия в центр реабилитации в нашем городе Горно-Алтайске, где и услышала про центр реабилитации в Новосибирске, куда мы ничтоже сумняшеся срочно переехали из Горно-Алтайска, чтобы она могла туда ходить.

1. Канистерапия
2. Дельфинотерапия
3. Иппотерапия
4. Томатис
5. АВА-терапия в Новосибирске
6. Масса центров и отдельных специалистов в Москве
7. Прочее

У обеих девочек:

1. Сенсорное насыщение. Тут подробнее остановлюсь, предыдущие же пункты легко ищутся поиском. Сюда относятся водные процедуры со всевозможными дополнениями вроде теста с перемешанными в нем разными крупами, пенками и красками для ванн и проч., песни Железновой, бассейн, использование всевозможнейших массажеров, ходьба босиком по разнообразнейшим по фактуре и температуре поверхностям,старалась чаще дома держать в трусиках, поскольку я стремилась, чтобы всем телом ощущались разные поверхности. Также домой был куплен батут со стенками, прыгалки-лошадки, гимнастический большой мяч, спортивная стенка и т.п. Очень хорошо повлияла на состояние детей первая поездка на море, это тоже к сенсорике отнесем.

2. Не могу не отметить участия самих детей в развитии друг друга, потому что это играет огромную роль, и я всегда поражаюсь, насколько они это интуитивно правильно и без натуги, в игре, это осуществляют, я сама частенько замираю и тихонько наблюдаю, учась у них.

3. Мама-радио, т.е постоянные разговоры, причем на доступном уровне, четко проговаривая и бесконечно повторяя. Но не фоном, а обязательно ребенка включая эмоционально в процесс.

Сейчас в Москве для родителей с детьми, у которых только что выявили такой диагноз, могу рекомендовать следующее:

2. Художественные фильмы про аутизм.

3. Реабилитационные центры.

Каждый выбирает для себя. Многие я читала в электронном виде, приведу лишь те, которые у меня в бумажном варианте сейчас есть, часть раздала безвозвратно.

В планах прочесть:

5. Специальная диета для детей с аутизмом.

Много вариаций, подробно останавливаться не буду. Можно почитать про непереносимость глютена, про протокол Немечека. В отдельных случаях эти диеты и для СДВГ-детей используют.

Тут нужно изучать, взвешивать. Единственное, хочу предостеречь, что может быть и негативное последствие от спец.диет, и это следует помнить и подумать, прежде чем начать. Лучше сначала ребенка обследовать.

В ютубе отлично — мультфильмы по Доману, Умачка для детей, а для родителей, например, разные лекции.

Также по детям с аутизмом хочется отметить, что есть определенные маячки, навыки, которые развивают каждый по отдельности, например, указательный жест, зрительный контакт, имитация, ролевая игра и другие.

Описывать купленные пособия, массажеры, специальные игрушки и прочее я не буду, потому что и без этого уже пост стремится к бесконечности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.