Эпилепсия и аффективно-респираторный приступ у ребенка

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа - "синий" и "бледный".

"Бледные" аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа - он на несколько секунд исчезает. "Бледные" аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу "синих". Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом - спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса - ребенок весь "обмякает" на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение "ужасных двухлеток" в "ужасных двенадцатилеток".

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще - для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства - все ему разрешают и выполняют все его требования - только бы ребенок не расстроился - то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку - чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже - когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды "стоп" к команде "вперед".

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды "вперед", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: "Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного". Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: "Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине". Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: "Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату".

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими - отмечается напряжение мышц - тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги - в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.

Аффективно-респираторный синдром

Выглядит аффективно-респираторный приступ так.

встречается у 5% детей , одинаково у мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 18 месяцев , но может быть и до 5 лет . В 25% у таких пациентов отягощен анамнез, то есть у одного из родителей в детстве тоже были закатывания в плаче.

Считают, что аффективно-респираторные приступы — это вариант детской истерии и, как правило, возникают на невротической почве, может быть вследствие гиперопеки, хронических стрессовых ситуаций в семье.

У части пациентов с аффективно-респираторными приступами имеется сопутствующая кардиоваскулярная патология.

1. Протекают с меньшим возбуждением.

3. Более выражен гипергидроз (повышенная потливость).

4. Медленнее восстанавливается цвет кожных покровов после цианоза.

5. Вне закатывания в плаче, при физических нагрузках также бывают эпизоды бледности и гипергидроза.

6. Такие дети плохо переносят транспорт и душные помещения.

7. Родители отмечают повышенную утомляемость у таких детей.

Если есть основания заподозрить наличие у ребенка кардиоваскулярной патологии, тогда обследование проводит и детский кардиолог , при необходимости — с использованием холтеровского мониторирования .

1. При эпилепсии аффективные приступы непровоцируемые (спонтанные), а при аффективно-респираторном синдроме пароксизмы возникают в ответ на эмоциональное возбуждение.

2. АРП учащаются при утомлении; при эпилепсии — могут быть в любом состоянии.

3. При эпилепсии приступы стереотипные (одинаковые), а при АРП — более вариабельны и зависят от тяжести провокации, от силы болевого воздействия.

4. При эпилепсии возраст может быть любой, при АРП — от 6 до 18 месяцев, и не старше 5 лет.

5. При эпилепсии не помогает лечение седативными средствами, а эффект возникает только от использования противоэпилептических средств, при АРП — хороший эффект от успокоительных и ноотропов.

6. При эпилепсии чаще есть эпилептиформная активность на ЭЭГ, особенно при проведении видео ЭЭГ — мониторинга в период приступа, при АРП — как правило, нет эпиактивности на ЭЭГ.

Что делать родителям для предотвращения аффективно-респираторного приступа?
Аффективно-респираторного приступа можно избежать. Если предполагаете, что ребенок негативно воспримет определенные условия, то планируйте ситуацию, не провоцируйте аффект , особенно в период утомления, голода, течения соматического заболевания, проведения манипуляций.

Самое разумное – отвлечь внимание , используя мягкие интонации голоса.

Будьте спокойны и уверены в своих действиях.

Что нужно делать окружающим ребенка во время эпизода закатывания в плаче?

1. Не паниковать , постараться держаться спокойнее, взять ребенка на руки. Знайте, что это лишь короткий эпизод апноэ, через несколько секунд дыхание восстановится, выраженного вреда здоровью ребенка не случится.

2. Требуется восстановить дыхание ребенка — в ответ на несильный внешний раздражитель ребенок сделает вздох. Резко подуйте на область носа, брызните немного холодной воды на лицо, похлопайте или пощипайте его по щекам, потрите ушные раковины, погладьте по спине.

3. Иногда поможет детей бывает лучше оставить в покое , это поможет успокоиться.

5. После приступа попытайтесь отвлечь ребенка.

Не старайтесь оберегать ребенка от любых негативных эмоций, опекать и изолировать его. Если потакать всем его прихотям, то ребенок становится капризнее и ярче реагирует на любые воздействия. Надо научить ребенка правильно реагировать на огорчения, быть устойчивее, контролировать эмоции.

Если у ребенка есть аффективно-респираторный синдром требуется обратиться к неврологу.

После опроса, обследования, выявления сопутствующих отклонений, необходимо назначить специальное медикаментозное лечение. Лечение и рекомендации родителям врач назначает всегда индивидуально. Необходима также консультация кардиолога и детского психолога.

Лечение аффективно-респираторного синдрома .

Учитывая, невротический характер эпизодов закатывания в плаче, в рекомендациях уделяем большое внимание необходимости психотерапии. На занятиях психолога проводится коррекция семейных отношений, прививание ребенку самостоятельности и устойчивости к негативным факторам.

Большое значение в лечении аффективно-респираторного синдрома имеет здоровый образ жизни:

  1. Соблюдение режима дня : рационально распределение сна и отдыха в течение дня и недели.
  2. Достаточные физические нагрузки .
  3. Элементы закаливания, в том числе плавание в бассейне, прогулки на свежем воздухе;
  4. Рациональное питание .
  5. Ограничение просмотра телепередач и игр на компьютере. Вас удивит, что компьютерные игры используют даже у детей до 1 года, причём, не соблюдая никаких норм?

В лечении аффективно-респираторного синдрома используются препараты , укрепляющие нервную систему (нейропротекторы), седативные и витамины группы В . Среди ноотропов предпочтение отдают пантотеновой кислоте (пантогаму, пантокальцину и другим), глютаминовой кислоте, глицину, фенибуту. Назначаем курс лечения на 1-2 месяца в средневозрастных терапевтических дозах. Так, ребенку 3 лет рекомендуем, например, пантогам 0,25 по ½ части или по 1 таблетке в два приема (утром и вечером) в течение 1-2 месяцев. Из седативных могут быть рекомендованы фитотерапия (настои успокоительных трав, готовые экстракты пустырника, корня пиона и другие). Расчет дозы седативных экстрактов: капля на год жизни. Например, ребенку 4 лет по 4 капли 3 раза в день (в обед, вечером и на ночь) в течение 2 недель -1 месяца. При труднокупирующемся рецидивирующем аффективно-респираторном синдроме могут быть использованы транквилизаторы , такие препараты, как атаракс, грандаксин, тералиджен.

Для комплексного подхода в терапии могут быть рекомендованы методы бальнеолечения , когда используют природные вещества. Такими методами может быть хвойно-морские ванны в домашних условиях.

Во время самого закатывания в плаче медикаментозное лечение не показано . Попытка влить лекарство в период апноэ в рот ребенка опасно аспирацией (попаданием в дыхательные пути).

В очень редких (исключительных) случаях, в случае, если наложились несколько отягощающих провоцирующих факторов, приступ апноэ может затянуться. В этой ситуации требуется оказание неотложных мер в виде проведения сердечно-легочной реанимации (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца).

В случае наличия аффективных приступов при эпилепсии назначают только противоэпилептические препараты , следуя основным принципам лечения эпилепсии.


Общие сведения

От аффективно-респираторных приступов страдает не более 5% населения вне зависимости от пола ребенка. Положительный семейный анамнез был выявлен в 25% случаев.

Патогенез

Аффективно-респираторные проявления возникают в условиях повышенной нервной рефлекторной возбудимости и склонности к истероидным реакциям. Когда ребенок плачет или кричит возникает спазм гортани и может наступить задержка дыхания на этапе вдоха, которая вызывает бледность либо синюшность как кожных покровов, так и слизистых рта. Результатом развивавшейся гипоксии становится нарушение регуляции автономной вегетативной нервной системы, развитие тонических судорог, кратковременные обмороки, которые длятся от нескольких секунд до нескольких минут.

Классификация

В зависимости от патогенеза и полноты клинической картины эффективно-респираторные приступы у детей бывают разного типа:

Причины

Как проявление повышенно-эмоционального состояния аффективно-респираторные припадки являются наиболее ранним проявлением истерических пароксизмов и обычно возникают в ответ на:

Способствовать развитию приступов аномального дыхания может нервное напряжение, голод, усталость, неврастения и невроз, гиперопека, нарушения обмена витамина Д, гипокальциемия и гипогемоглобинемия.

Симптомы

В зависимости от типа аффективно-респираторного припадка симптоматика может отличаться, но в целом она состоит из следующих реакций:

  • остановки дыхания, вызванной криком или плачем;
  • посинения или побледнения;
  • резкой гипотонии (ребенок обмякает);
  • кратковременной потери сознания, за которой может последовать несколько часовой сон;
  • непроизвольное мочеиспускание;
  • возникновение судорог.

Если вовремя не купировать аффективно-респираторные пароксизмы, то впоследствии гипоксии у ребенка может наблюдаться:

  • кратковременная утрата сознания;
  • клонико-тонические либо тонические судороги;
  • послеприступная вялость и сонливость;
  • энурез.

Анализы и диагностика

Самое главное, чтобы респираторные аффективные пароксизмы не были спутаны с эпилептическими припадками, ведь чаще всего изучают лишь амнестические данные и забывают о необходимости установления связи между приступами и эмоциональными реакциями с невротическими проявлениями. На ЭЭГ не удается выявить патологию.

Лечение

Так как патология обычно проходит с возрастом, для здоровья и благополучия семьи самое важно быть полностью информированы и понимать, что проявления исключительно аффективно-респираторные, синдром, несмотря на свою пугающую картину, возрастной. Главное, оказывая первую помощь не нанести травм ребенку и не ухудшить состояние, ведь обычно любые старания недостаточно информированных родителей малоэффективны.

При частых и тяжелых приступах могут помочь сеансы индивидуальной и семейной психотерапии. Обычно главной целью терапии является устранение невротизирующих факторов, решение проблемы истероидности родителей, неправильного отношения к ребенку.


  1. Причины АРП
  2. Симптоматические проявления
  3. Осложнения и последствия АРП
  4. Отличия АРП от эпилепсии
  5. Лечение аффективно-респираторных приступов
  6. Медикаментозная терапия
  7. Советы родителям


Гарантия эффективности лечения АРП - индивидуальный подход к ребенку со стороны врача и родителей.

Причины АРП

Ведущим фактором, провоцирующим аффективно-респираторные приступы у детей, называют наследственность. Чаще приступы возникают у малышей, чьи родители также страдали в детстве эпизодами АРП. Наследственная предрасположенность наблюдается у каждого четвертого ребенка, страдающего АРП.

Дополнительные причины возникновения приступов:

  • Факторы внешнего и внутреннего характера, к примеру, сильная усталость, боль, ощущение голода, страха, нервное перенапряжение.
  • Пробелы воспитания. Привести к формированию предрасположенности к АРП могут неверные воспитательные приемы, выраженные во вседозволенности, попустительстве, отсутствии поведенческих рамок.

Аффективно-респираторные приступы свойственны детям высшего нервного типа, характеризующегося неуравновешенностью, повышенной возбудимостью, эмоциональностью, лабильностью.

Симптоматические проявления

Синдром подразделяется на четыре основных типа, для каждого из которых свойственны определенные клинические признаки:

  • Простой. Легкая форма, для которой характерен только приступ задержки дыхания. Не сопровождается изменением оттенка кожных покровов, нарушением кровотока.
  • Синий. Является результатом эмоционального перенапряжения. Дыхание становится прерывистым на пике вдоха, наблюдается его остановка, а также синюшность кожных покровов. Если приступ длится более 20 секунд, вероятно появление судорожных состояний.
  • Бледный. Развивается на фоне неожиданной боли, то есть, привести к возникновению могут прививки или уколы. Сопровождается кратковременной остановкой дыхания, потерей сознания.
  • Осложненный. Начала характерно для приведенных выше двух типов. По мере развития появляются тонические судороги, возможна потеря сознания.

При обращении к врачу родителям ребенка важно точно описать симптомы, которыми сопровождается приступ, это поможет подобрать оптимальный вариант терапии.

Осложнения и последствия АРП

Негативные последствия АРП исключены при условии своевременной диагностики и назначения лечения, синдром не несет опасности для ребенка в целом. Однако, отсутствие врачебного вмешательства при необходимости такового может привести к истощению центральной нервной системы, что чревато снижением памяти, рассеянностью, низкой способностью к концентрации внимания.

В ряде случаев аффективно-респираторные приступы могут привести к развитию эпилептических припадков. Согласно данным ВОЗ, каждый пятый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет в анамнезе приступы задержки дыхания. Соответственно, оставлять без должного врачебного внимания АРП категорически нельзя.


При своевременном лечении АРП вероятность негативных последствий минимальна

Отличия АРП от эпилепсии

Важно представлять отличия аффективно-респираторных приступов от эпилептических припадков. Основными из них являются:

  • Эпилепсия характеризуется риском развития приступа в любое время, тогда как АРП возникает чаще, если ребенок устал, чувствует боль, голод.
  • Приступы пароксизма могут протекать в различных формах и с различной тяжестью.
  • Пароксизм развивается не ранее 6 месяцев и длится до 5 – 6 лет. Эпилептические припадки могут возникать с рождения, и относятся к категории вневозрастных заболеваний.
  • АРП крайне редко развиваются во сне.

Важно исключить самостоятельную диагностику. При появлении у ребенка признаков, которые могут указывать на то или иное заболевание, следует немедленно обратиться к специалисту.

Лечение аффективно-респираторных приступов

Лечение, подбор лекарственных препаратов, определение схемы и дозировки приема медикаментов осуществляется только после постановки диагноза. В большинстве случаев ребенку не требуется проведения консервативной терапии, достаточно коррекции процесса воспитания и соблюдения родителями ряда правил.


Медикаментозное лечение АРП требуется согласовать с врачом

Медикаментозная терапия

При тяжелых формах АРП ребенку может потребоваться лечение, основанное на приеме медикаментозных средств. Чаще консервативная терапия базируется на использовании седативных препаратов, витаминов, отнесенных к группе В, нейропротекторов.

В рамках лечения детей чаще практикуется использование настоев и отваров лекарственных трав, обладающих успокаивающими свойствами. Готовят их самостоятельно с применением натурального растительного сырья или приобретают готовые препараты на спиртовой основе. Дозировка подбирается с учетом состояния ребенка и его возраста.

Хорошими успокаивающими свойствами обладают теплые ванны с отваром хвои или любой морской солью. Для получения нужного результата проводить водные процедуры рекомендуется перед сном. Вода должна быть комфортной для ребенка температуры.

Принимать лекарственные препараты допустимо только при наличии врачебного предписания. Самостоятельный прием любых средств может привести к негативным для ребенка последствиям.

Советы родителям

В большинстве случаев аффективно-респираторные приступы являются результатом неверно применяемых к ребенку приемов воспитания или отсутствия такового в целом. Если необходимость в применении медикаментозного лечения отсутствует, родителям рекомендуется обратить внимание на следующие правила, которые помогут снизить вероятность возникновения приступов:

  • Важно избегать факторов, которые могут спровоцировать очередной приступ. В числе таких причин называют голод, страх, боль.
  • Если ребенок посещает детский сад, рекомендуется своевременно поставить воспитателя в известность о возможности приступа.
  • Рекомендуется определить ребенка в детский сад, если он не посещает это учреждение. В детском коллективе он научится вести себя подобающим образом. Если приступы являются результатом нежелания идти в сад, важно проконсультироваться с психологом, который выявит причину и поможет устранить ее.
  • Важно уметь переключать внимание. Если ребенок начал капризничать, при этом плач усиливается, требуется акцентировать его внимание на чем-либо, что поможет отвлечь от истинной причины конфликта.
  • Важно четко обозначить границы. Ребенок должен знать, что дозволено ему а что делать нельзя. При этом налагать запреты следует спокойным тоном. Также требуется объяснять ребенку последствия нарушения правил, например, нельзя есть мороженое, так как может заболеть горло.

Комплекс лечения, не основанный на приеме медикаментозных препаратов, включает также соблюдение ребенком режима дня и питания. Малыш должен получать достаточное количество витаминов и микроэлементов. Родителям рекомендуется помнить, что основным методом лечения АРП является положительная и доброжелательная обстановка внутри семьи. Именно спокойная уютная атмосфера поможет ребенку чувствовать себя более уверенно.


Аффективно-респираторный синдром (АРС) – эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения. Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога. Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.


  • Причины АРС у детей
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы АРС у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение АРС у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения


Причины АРС у детей

Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:

  • Тип высшей нервной деятельности. Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.
  • Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы. Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.
  • Ошибки воспитания. Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.
  • Внутренние и внешние факторы . Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.

Патогенез

До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани. Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: голосовая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется. Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.

Классификация

Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:

  • Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
  • Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
  • Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
  • Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.

Симптомы АРС у детей

Аффективно-респираторные проявления начинаются при плаче, испуге, боли. Ребенок дышит прерывисто, внезапно замолкает, замирает, рот остается открытым. Слышны хрипы, шипение, щелчки. Проявления апноэ непроизвольны. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты. Простой приступ завершается спустя 10-15 секунд, дополнительные симптомы отсутствуют. Апноэ после падения, удара сопровождается побледнением кожи, слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует либо слышны первые всхлипы. Возникает обморок, пульс слабый или не прощупывается.

Аффективно-респираторный синдром при негативных эмоциях – обиде, ярости, фрустрации – характерен для малышей 1,5-2 лет. Остановка дыхания происходит в момент сильного плача, крика. Сопровождается посинением кожи, одновременным гипертонусом или резким снижением тонуса мышц. Тело ребенка выгибается дугой либо обмякает. Реже развиваются клонические судорожные мышечные сокращения (подергивания). Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление процесса дыхания, цвет кожных покровов нормализуется, судороги исчезают. После простого приступа ребенок быстро восстанавливается – начинает играть, бегать, просит еды. Продолжительные приступы с потерей сознания, судорогами требуют более длительного восстановления. После завершения апноэ ребенок тихо плачет, засыпает на 2-3 часа.

Осложнения

Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией, расстройствами памяти, внимания, мыслительной деятельности.

Диагностика

Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог. Диагностический алгоритм включает следующие методики:

  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.

Лечение АРС у детей

Лечение аффективно-респираторного синдрома проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости назначения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально, зависит от тяжести симптомов, возраста пациента. Используются следующие методы терапии:

  • Психотерапия.Занятия с психологом, психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
  • Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
  • Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.

Прогноз и профилактика

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.