Кто из пророков болел эпилепсией


Эпилепсия, как и многие другие знаменитые болезни, известны широкому кругу людей благодаря книгам и фильмам — так, о здоровье Достоевского знает каждый школьник. Связь болезни с творчеством видится большинству в способности точно описывать припадки, которыми писатель часто наделяет своих героев. Вроде все просто, человек болел, страдал и иногда рассказывал об этом в книгах. Однако связь особенностей творчества писателя с повседневными проявлениями эпилепсии и изменений личности под влиянием болезни совсем не так очевидна. Чтобы понять, о чем речь, давайте разберемся, что же такое эпилепсия и что помимо приступов получают некоторые ее обладатели.

Представление обывателя о болезни исчерпывается картиной устрашающего вида судорожного припадка, сопровождающегося текущей изо рта пеной. Человек близкий к медицине заметит, что существуют разные виды приступов, среди которых есть напоминающие обморок падения, есть автоматизированные, неосознанно совершаемые действия, а есть приступы неконтролируемой ярости.

Многообразие проявлений эпилепсии затрудняет четкое определение понятия. Тем не менее все формы заболевания имеют одну общую черту — пароксизмальность.


К счастью, такое случается нечасто.

С осознанием многообразия проявлений болезни проблема начинает казаться совсем сложной: неужели любой неврологический, психический и даже вегетативный симптом можно расценивать как эпилептический? Упрощает задачу диагностики тот факт, что основа заболевания (патологически разряжающиеся нервные клетки) могут быть зафиксированы на электроэнцефалограмме. Она и является основным диагностическим инструментом эпилептолога.

Эпилептические пароксизмы стереотипны. Каждый раз припадки имеют один и тот же вид, словно они сделаны по шаблону. В каком-то смысле это так и есть.

Эпилепсия связана с патологическим возбуждением группы нейронов. В каждом отдельном случае это один и тот же участок — эпилептический очаг, который дает патологический электрический разряд с последующим распространением (или без такового — в случае простых припадков) на другие участки мозга.

Аура может быть практически любой — все зависит от того, где расположен эпилептический очаг. Здесь болезнь приоткрывает нам функционирование физиологии мозга: то, что мы видим в момент ауры, отражает функцию того участка мозга, который эту ауру порождает.



И в то же время эти переживания так сильны, что отречься от них полностью герой не в состоянии:

Сложно недооценить в аспекте влияния на культуру и историю всю гамму ощущений, озарение светом, чувство высшей гармонии, мистический опыт, сопровождающие патологическую активность в этом отделе мозга.

Так, ученые из Гарвардской медицинской школы и Массачусетского госпиталя несколько лет назад решили проанализировать все известные исторические сведения о Моисее, Аврааме, Иисусе и апостоле Павле с точки зрения современной медицины. По их словам, особо значимые религиозные фигуры древности вполне могли страдать височной эпилепсией, что, возможно, и послужило отправной точкой их деятельности.

Для нейронаук височная эпилепсия — отличная модель для изучения биологических основ религиозного опыта. Дело в том, что сами пациенты по причине описанных выше особенностей обычно особенно религиозны.

Любопытные опыты были проведены в этой области индийским неврологом, популяризатором науки Вилейануром Рамачандраном, который больше известен благодаря исследованиям зеркальных нейронов.

У больных височной эпилепсией, как вы догадались, дело обстояло иначе: необычайно сильную реакцию вызывало упоминание божественного.


Переживаемое во время припадка у человека с височной формой эпилепсии непосредственно отражается на его мировоззрении, мироощущении, характере, а значит, и на художественном творчестве. Личностные изменения, наблюдаемые вне приступов и даже в периоды стойкой ремиссии, наблюдаются у большого числа таких больных, что позволяет говорить о эпилептическом характере. Этот вопрос еще не решен до конца. Некоторые специалисты считают изменения личности по эпилептическому типу более важными, чем сам судорожный припадок. Когда-то считалось вполне правомочным говорить о заболевании лишь на основании определенного психического статуса. Другие врачи относятся к этой идее скептически, указывая на отсутствие у большого числа пациентов черт, называемых эпилептоидными, а также на то, что практически любого человека можно наделить парочкой эпилептоидных черт.

Очевидно, что в приведенном перечне слишком много отдельных черт, чтобы они могли встречаться одинаково часто.

При этом в менее подходящей среде она способна сделать своего обладателя крайне уязвимым. Немецкий психиатр Карл Леонгард, впервые употребивший термин, писал:

Почему Достоевскому так хорошо удавались эти портреты? Все ли можно списать на болезнь писателя? Широкий спектр образов, которые мы наблюдаем в произведениях, невозможно втиснуть в эпилептические рамки. Так что самонаблюдением и точностью описания собственных переживаний художественный дар далеко не исчерпывается. Обратившись к некоторым особенностям биографии Федора Михайловича, мы увидим, что интересовали его душевные недуги не на шутку и вне связи с собственной болезнью.


С началом заболевания меняются и произведения писателя. Образ князя Мышкина является ярким примером порожденной болезнью личности. Князь заболел рано, и это сформировало его простодушие и наивность. В своих беседах и рассказах он совершенно не заботится о том, интересен ли его рассказ слушателю. Мышкин говорит много, обстоятельно и подробно.

В основе этого лежит тугоподвижность психических процессов в целом и неспособность отделить главное от второстепенного. До крайней степени это доходит при эпилептическом слабоумии, которое еще называют концентрическим. В этом случае круг интересов больного ограничен собственной персоной, главным образом собственным заболеванием, а также соблюдением всех возможных формальностей и правил, в частности субординации с готовностью к заискиванию и лести.

Впрочем, гений Достоевского проявил себя не благодаря, а вопреки болезни. Наложенный эпилепсией отпечаток на мировоззрение и характер просачивается в произведения. Все многообразие и противоречивость проявлений болезни препарировано и отшлифовано художественным талантом так, что образы вызывают интерес не только у эпилептологов и вообще психиатров, но и у обычных читателей, улавливающих во всей литературной композиции нечто особенное.


В античной Греции эпилепсия ассоциировалась с волшебством и магией и называлась "священной болезнью"

Считалось, что эпилепсия связана с вселением в тело духов, дьявола. Многие великие люди (Сократ, Платон, Магомет, Юлий Цезарь, Калигула, Петрарка, Карл V) страдали эпилепсией, поэтому распространилась теория, что эпилептики - люди большого ума. Однако уже в XVIII веке эпилепсия стала отождествляться с сумасшествием.

Эпилептический приступ возникает в результате нарушений процессов возбуждения и торможения в клетках коры головного мозга. Клетки преобразуют возбуждение, воспринятое органами чувств, в электрический импульс и в виде электрического импульса передают его дальше. Поэтому эпилептический приступ можно сравнить с электрическим разрядом наподобие грозы в природе.

Не каждые судороги являются эпилепсией. Судороги могут быть вызваны низким уровнем сахара в крови (у детей с сахарным диабетом), отравлением, электротравмой, солнечным ударом. Любой ребенок может хотя бы однократно перенести судороги при высокой температуре (фебрильные судороги), после вакцинации, при тяжелой черепно-мозговой травме. У 4-5 % детей с фебрильными судорогами наблюдается в дальнейшем переход в эпилепсию.

  • повторяемость эпилептических приступов;
  • отсутствие провоцирующих факторов, вызвавших развитие приступов.

Эпилепсия – очень распространенное заболевание нервной системы, она встречается с одинаковой частотой во всем мире, и независимо от расы около 1% населения страдают этой болезнью. Эпилептические приступы могут появиться у человека в любом возрасте - от периода новорожденности до глубокой старости. Наибольший риск развития судорог имеют дети в возрасте от 1 до 9 лет.

В настоящее время известно более 40 различных форм эпилепсии, отличающихся возрастом начала заболевания, клиническими проявлениями и прогнозом. Важно отметить, что существуют как доброкачественные формы эпилепсии, так и прогностически неблагоприятные. Некоторые формы эпилепсии самостоятельно прекращаются без терапии в возрасте 13-15 лет.

От правильности установления диагноза специалистом-эпилептологом зависит стратегия лечения и прогнозирование течения заболевания.

Кратковременные однократные эпилептические приступы не оказывают повреждающего действия на клетки головного мозга, но длительные пароксизмы и особенно эпилептический статус приводят к необратимым изменениям и гибели нервных клеток.

Наибольшая опасность подстерегает детей при внезапной потере сознания - возможны ушибы, травмы, несчастные случаи. Эпилептические приступы имеют и негативные социальные последствия. Невозможность контроля над собой в момент приступа, страх перед возникновением приступов в общественных местах, в школе, в присутствии друзей "заставляют" многих страдающих эпилепсией детей вести уединенный образ жизни, избегать общения со сверстниками.

Причины могут быть следующими:

  • боязнь общественного порицания,
  • "устрашающие" клинические проявления болезни (крик, внезапное падение, содрогание всего тела, непроизвольное мочеиспускание и т.д.),
  • страх развития нервно-психических нарушений (в том числе умственной отсталости),
  • постоянное ожидание приступа и невозможность его контроля,
  • неверие в возможности современной медицины.

Однако диагноз "эпилепсия" не является "клеймом", обрекающим больного и его семью на многочисленные несчастья. При точном диагнозе возможен правильный подбор терапии и, соответственно, во многих случаях "освобождение" больных от судорог.

За редкими исключениями (доброкачественные формы болезни, фебрильные судороги), эпилепсию обязательно следует лечить.

Необходимость лечения обусловлена тем, что при частых судорогах формируется замкнутый круг, каждый предшествующий судорожный приступ "прокладывает дорогу" следующему, возбуждая нейроны коры головного мозга. Только адекватная, своевременно назначенная терапия способна разорвать данный порочный круг. Задержка с назначением противосудорожной терапии может приводить к развитию умственной отсталости, задержке психомоторного развития.

с одной стороны, врач во многих случаях может добиться полного контроля над приступами, с другой – возможны неблагоприятные последствия при длительном приеме антиконвульсантов. Главным условием для назначения противосудорожной терапии - наличие повторных, стереотипных, спонтанно возникающих приступов.

Благодаря успехам современной фармакотерапии в 70-75 % случаев возможен полный контроль приступов при применении одного антиконвульсанта (противосудорожная монотерапия). Таким образом, большинство видов эпилепсии являются лечимыми и излечимыми заболеваниями.

РАЗУМЕН ТОТ, КТО УВЕРОВАЛ В АЛЛАХА, ПОВЕРИЛ ЕГО ПОСЛАННИКУ И ПОСЛЕДОВАЛ ЗА НИМ

Эта теория, возможно, основана на следующих двух хадисах из "ас-Сахиха" имама аль-Бухари, который описал состояние Мухаммада во время откровений.

Аиша рассказывала, что аль-Харис ибн Хишам спросил Посланника Аллаха: "О Посланник Аллаха, как божественное откровение ниспопылается тебе?" Он ответил: "Иногда это похоже на звон колокола. Это - самая тяжёлая для меня форма. Это состояние проходит после того, как я уразумею всё, что мне внушается. Иногда ангел приходит в человеческом обличии и говорит со мной, и я понимаю, что он мне говорит". Аиша добавила: "Во время божественного вдохновения в очень холодный день я замечала капли пота на его лбу".

Аиша также рассказывала: "В начале Посланник Аллаха получал откровение в виде прекрасных видений во сне, которые являлись ему в виде утренней зари. Затем у него появилась тяга к уединению. Он уединялся в пещере горы Хира, где проводил в поклонении единому Аллаху несколько дней перед тем, как снова увидеть свою семью. Обычно он брал с собой немного еды. Затем он возвращался к Хадидже, чтобы запастись едой и снова уходил, пока истина не снизошла на него. Когда он был в пещере Хира, к нему пришёл ангел и велел ему читать. Мухаммад ответил: "Я не умею читать". (См. Ветхий Завет: Книга пророка Исаии, гл. 29, ст. 12: "И Книгу дают тому, кто читать не умеет, говоря: читай это! И тот отвечает: я не умею читать").

Филипп Хитти в своей книге "Ислам и Запад: историческое обозрение" писал, что Пророк, получая откровение, испытывал состояние экстаза. Этим он пытался подкрепить обвинение в том, что он был эпилептиком.

В книге "Ислам и Запад: действительность и выдумки" Норман Даниель цитирует несколько взглядов: "По некоторым версиям, Мухаммад убедил Хадиджу в своём "скрытом превосходстве в искусстве магии". Иные считают, что он выдвинул идею откровения после его первого эпилептического удара". Описывая позицию Марка, Норман Даниель пишет: "Кроме эпилептической теории существует так называемая теория религиозных иллюзий. В соответствии с ней, глубоко религиозный человек может иметь видения, приводящие его к мысли, что все его мысли от Бога, в то время как это не так".

Д.М.Родвелл говорит: "Мухаммад в течение всего жизненного пути был в большей или меньшей степени жертвой самообмана. Мать его была довольно нервозной женщиной, поэтому он мог быть подвержен болезненным и фанатическим галлюцинациям, а чредование возбуждения и депрессий убеждало невежественных людей в истинности его утверждений".

Как пишет Врайан С.Тарнер: "Традиционные описания жизни Мухаммада утверждают, что он был либо психически здоров, но выдумывал, что является посланником Аллаха, либо был психически нездоров и был уверен в своей миссии пророка".

Точка зрения признанного атеиста Робинсона такова, что Мухаммад не был лицемером и был здоров. Он считает Коран продуктом подсознания Мухаммада. Он заявляет, что Коран – это не Божественное откровение, а лишь бессознательное воспроизведение знаний и опыта Мухаммада, ошибочно приписываемое Богу.

Описывая в общем теорию бессознательного создания Корана, можно выделить 3 главных пути её развития: эпилептическая, религиозных иллюзий и подсознательная. Их роднит предположение о том, что Мухаммад создал Коран сам и создал его вопреки самому.


Эпилепсию пытались лечить заговорами, молитвами, постами. В давние времена существовали заведения, схожие с монастырями, где спасались от преследования больные эпилепсией.

ПАДУЧАЯ В НАСЛЕДСТВО

Аналогичные проблемы наблюдались во многих царских семьях. Психические отклонения отмечались у Ивана Грозного, оба его сына унаследовали жестокость, агрессивность и психическую неуравновешенность. Царевич Дмитрий с младенчества болел эпилепсией, которая в 10-летнем возрасте стала причиной его гибели. Юный отрок играл ножиком, когда начался очередной припадок, во время которого он случайно порезал себе шею и скончался от кровопотери.

Мучили припадки также Петра I и его дочь, царицу Елизавету. Из-за тяжелых и частых приступов в последние годы жизни веселая и общительная Елизавета вынуждена была отказаться от балов и скрываться в опочивальне.

Сегодня эпилепсия диагностирована у 1% населения земного шара. В странах СНГ - у 2,5 млн человек. За последние 10 лет заболеваемость эпилепсией возросла в 1,5–2 раза. По прогнозам специалистов,
в XXI веке каждый третий житель планеты хотя бы один раз в жизни перенесет судорожный приступ. Такое предположение они объясняют ухудшением окружающей среды, качества продуктов питания, хроническим стрессом.

Обычно приступы болезни появляются в детстве (в 50% случаев - к 11 годам), последний пик отмечается в пожилом возрасте, когда припадки становятся следствием перенесенных инсультов, опухоли головного мозга. Эпилепсия может быть также вызвана родовой или черепно-мозговой травмой, сосудистыми заболеваниями мозга, инфекцией. Но основной ее причиной (в 65,5% случаев) являются генетические изменения.

Наполеон перед приступами нередко испытывал обонятельные галлюцинации - улавливал запахи, которых никто не чувствовал. У каждого больного аура отличается постоянством, приступы же довольно разнообразны: от парциальных припадков с кратковременной потерей сознания (на 2–3 секунды), совершенно незаметных для окружающих, или с малозаметными судорожными подергиваниями конечностей до генерализованных.

В основном лечение эпилепсии заключается в длительном приеме противосудорожных препаратов. Правда, противоэпилептические средства обладают целым рядом побочных эффектов. В зависимости от токсичности их разделяют на группы. Наименее токсичными являются такие препараты, как фенобарбитал, карбамазепин, бензодиазепины и валпроаты, более токсичны барбитураты, гидантоины и сукцинимиды. Чтобы назначить другие противосудорожные средства, требуются серьезные обоснования.

Правильное и своевременно подобранное лечение позволяет добиться у большинства пациентов стойкой и длительной ремиссии либо снизить частоту приступов. У взрослых эпилепсия полностью излечивается крайне редко. У детей, если терапия начата в ранней стадии заболевания, есть шанс (в 70% случаев) полностью избавиться от припадков. Однако их отсутствие не означает выздоровления. Противоэпилептические препараты обычно необходимо принимать на протяжении всей жизни.

Некоторые формы эпилепсии лечат хирургическим путем. К вспомогательным видам лечения относятся диетотерапия, голодание. Иногда неплохие результаты дают психо- и фитотерапия, гомеопатия. Но эти методы не могут заменить медикаментозной терапии.

Больным эпилепсией нужны не только лекарственные препараты, но и внимание, доброжелательное отношение окружающих. Протяните руку тем, кому необходима ваша поддержка.

НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО!

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЭПИЛЕПТИЧЕСКОМ ПРИПАДКЕ

Знаменитости, страдающие эпилепсией: кто они? Знаменитые художники, музыканты, ученые, артисты, которым болезнь не помешала добиться известности.

Знаменитости, страдающие эпилепсией, доказывают, что болезнь эта – не приговор. Звезда, так же, как и обычный человек, может страдать от приступов – но это не мешает ей быть звездой. Многие из известных и даже великих людей страдали эпилепсией1.

Знаменитости с эпилепсией с древности до наших дней




Среди государственных деятелей и великих полководцев также были люди, которым выпало страдать от эпилепсии. Александр Македонский, Ганнибал, Наполеон, Иван Грозный, Петр Великий, Жанна Д’Арк, Теодор Рузвельт2 испытывали боль и страх, связанные с приступами, заболевание мешало им жить и работать – но не помешало прославиться на избранном поприще.


Многие знаменитости, которые болели эпилепсией, сегодня известны практически каждому человеку:

  • Философы: Сократ, Аристотель, Пифагор;
  • Ученые: Исаак Ньютон, Альфред Нобель, Томас Эдисон;
  • Писатели: Льюис Кэролл, лорд Байрон, Чарльз Диккенс, Федор Достоевский;
  • Музыканты: Никколо Паганини, Модест Мусоргский, Петр Чайковский, Лювиг ван Бетховен;
  • Художники: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ван Гог;



Не стоит удивляться тому, что в этих списках практически нет женских фамилий. Женщинам в то время было труднее добиться известности, их уделом были семейные хлопоты. Конечно, они тоже могут болеть эпилепсией, хотя и реже, чем мужчины.

Звезды, сегодня страдающие эпилепсией





Каждый человек, больной эпилепсией, должен понимать: во многом его жизнь зависит от того, как он будет относиться к себе, к своему лечению, к перспективам выздоровления. Строго соблюдая все предписания врача, выполняя назначения, принимая лекарства и соблюдая правильный режим дня, с этим заболеванием можно прожить долгие годы, и не просто прожить, а жить полноценной, счастливой жизнью, добиваться успехов на избранном поприще, приносить радость себе и окружающим людям.

=#13
Дамир Булатов
вчера в 12:09
Епископ Кассиан достаточно смело пишет о болезни Павла и прямо называет ее эпилепсией. Вот что он приводит в восьмой главе своей книги:

Дамир, критикуя Апостола Павла, приводит цитату из статьи Сохина о болезни Апостола Павла. Но самое интересное, что мнение Епископа Кассиана мало того, что является его частным мнением, а не мнение Церкви, более того - он сам сомневается в своих словах (делая лишь предположения).

А теперь рассмотрим исламского пророка Мухаммеда, что об этом говорят сами мусульмане и светские ученые.

Концепции эпилепсии Мухаммеда придерживался, например, крупный исламовед Т. Нёльдеке.

Позднее многие исследователи отказались от нее, однако по мере развития медицины к ней обращались снова. Так, открываем книгу современного отечественного исламоведа О. Г. Большакова “История Халифата” (а не побоится ли бывший преподаватель истории Церкви ознакомиться по этой книге с историей ислама?), том первый, и на 238 странице читаем: “По мнению известного психиатра А. Е. Личко, все признаки, характерные для приступов Мухаммеда, симптоматичны для височной эпилепсии:

-звон в ушах перед приступом,
-обострение восприятия,
-покраснение лица,
-обильный пот,
-судороги.

Для страдающих ею характерны чрезвычайно яркие галлюцинации, обостренное восприятие запахов (Мухаммед очень любил благовония), повышенная сексуальность, удовлетворение которой обостряет течение недуга”.

Любому разумному человеку предлагаем узнать и сопоставить симптоматику болезней апостола Павла и Мухаммеда.

МУСУЛЬМАНЕ ОБ ОТКРОВЕНИЯХ МУХАММЕДА:

1) “Истинно, ал-Харис ибн Хишам говорил: “О посланник Аллаха! Как нисходят на тебя откровения?” Посланник Аллаха сказал ему: “Иногда они приходят ко мне в форме звенящего колокола, и мне приходится очень тяжело; (в конце концов) он прекращает звенеть, и я помню все, что мне сказали”…

2) Айша сказала: “Я была свидетелем, когда откровение пришло к нему в очень холодный день; когда оно прекратилось, весь его лоб был в испарине” (Ибн Саад, Табакат, т. 1, с. 228).

3) “Убейд б. Самит рассказывает, что когда откровение сходило на посланника Аллаха, он чувствовал тяжесть, и цвет лица его подвергался изменнию” (хадис из сборника Муслима).

4) В другом хадисе говорится о следующих признаках: “Лицо посланника было красным, и он тяжело дышал какое-то время, а потом освободился от этого” (Ал-Бухари, т. 6, с. 476).

4) И другие предания сообщают, что Мухаммед при получении “откровений” впадал в мучительные состояния: судорожно метался, ощущал удар, сотрясавший все его существо, казалось, что душа покидает тело, изо рта выступала пена, лицо бледнело или багровело, он обливался потом даже в холодный день (об этом говорит Е. А. Резван в книге “Коран и его мир”. СПб., 2001. С. 127).


Но самое интересное, что мнение Епископа Кассиана мало того, что является его частным мнением, а не мнение Церкви, более того - он сам сомневается в своих словах (делая лишь предположения)
=========================

Удивительно, что люди, допущенные преподавать в ведущей российской Духовной школе, рассуждают о Писании, даже не ознакомившись с официальными толкованиями церкви, благословленными священным синодом РПЦ! Среди авторов, писавших для Толковой Библии, были виднейшие богословы того времени, преподаватели той же Московской Духовной Академии!

Один мой знакомый атеист, большой чудак, сочинил как-то жутковатую историю в оруэлловском духе. Мне запомнилась часть, когда в воскресный день на выходе из храма к людям подходят крепкие бородатые ребята в чёрных рубашках и смазных сапогах, берут под локоток и, ласково заглядывая в глаза, спрашивают каждого:


Тех, кто отвечал с запинками или молчал, тихонько отводили к стоящему неподалёку чёрному воронку. Больше их никто не видел.

Смейтесь или плюйтесь, но я каждый раз вспоминаю эту историю, когда в храме читают Евангелие. Мозг изощряется в привычных аскетических аналогиях. Воспитанное патериками воображение послушно рисует привычные символы. Бородатые ребята суть бесы. А коль в Церкви не молишься, то самое место тебе с ними, в чёрном воронке. Потом допросы, пытки, лагеря, расстрелы. Такая вот трагикомедия.

В общем, тренинг действует. Я очень редко щёлкаю ушами, когда читают Евангелие. Ближе к Великому Посту оно становится потребностью. Вот человек маленького роста, но большой души залазит на дерево вместе с мальчишками. Вот выходят их храма двое, и один из них более оправдан. А в это время где-то в далёкой стране блудный сын уже плачет над свиным кормом, и отец готов принять его в любой момент, стоит только прийти. Притчи рассказывают о жизни, а сама жизнь напоминает притчу, если внимательно присмотреться. Художественный образ скажет больше, чем самая подробная инструкция по эксплуатации.

Где-то к средине поста читают отрывок, который мне особенно памятен, дорог — и невыносимо тягостен. Больной ребёнок, безутешный отец и растерянные апостолы, которые уже получили власть изгонять бесов, но в данном случае ничего не могут сделать.

И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мёртвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошёл Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9).

У меня был друг. У него была эпилепсия. С детства. Первый раз она проявилась лет в 12. Мы бегали по стройке, его догнал сторож и ударил какой-то резиновой палкой по голове. Припадки периодически повторялись, но не слишком заметно. Многие вообще ничего не подозревали. Настоящей проблемой это стало уже во взрослом возрасте.

Эпилепсия сильно влияет на характер и поведение человека. Не верьте, если вам скажут, что это не так. Любая болезнь не делает из человека душку, но эта имеет свои прелести. А с моим другом получилось вообще жестоко.

Голливудская внешность, таланты, ум, чувство юмора, стиль, вкус. И при этом он был одним из самых несчастных людей на земле. Девчонки, которые сворачивали себе шеи, провожая взглядами на улице, в суеверном ужасе шарахались позже, если становились свидетелями его недуга. Так бросила его первая девушка. Потом первая жена. Потом он многих футболил сам. А тех, кто всё же искренне его любил (были и такие!), тех, кто готов был чем-то для него жертвовать, — этих он доводил с особенной жестокостью. Мы часто зачем-то мстим тем, кто рядом. А рядом всегда самые близкие и преданные.

Мы вместе росли. Одно время вместе работали. Вместе выпивали. По девушкам он ходил сам. У меня уже были свои, целых две, одной из которых нужно было покупать фрукты и памперсы, а второй цветы на годовщину свадьбы.

У него был полный комплект родственников, но любила его, кажется, одна лишь старшая сестра. Но у сестры была своя жизнь и были те, кто нуждался в её любви больше. Потом у него была ещё какая-то случайная, нелепая женитьба и дочка, которая осталась после развода, конечно, у жены.

Он оттолкнул от себя такое огромное количество людей, что становилось непонятно: почему они вообще с ним общались? Конечно, в итоге он отпихнул и меня. Он был так одинок и несчастен, что я не представляю, как он вообще мог с этим жить? Нехорошо быть человеку одному. Он и не смог — умер. Задохнулся с похмелья, во время последнего приступа, сидя в ванной. В полном одиночестве.

Тут бы и закончить, но есть ещё кое-что. Я пытался ему помочь — в перерывах между переворачиваниями его на бок и разжиманием губ (почему-то носом в те моменты он не дышал совершенно), замыванием крови на полу (падал со всех своих метр девяносто, с размаху, лбом на угол мебели, на металл, на стекло, почему-то всегда на что-то твёрдое или острое), вытиранием пены. Я рассказывал ему об одном своём родственнике, который излечился от подобного почти полностью. У раки с мощами преподобного Сергия, у которой он не пропустил ни одной воскресной службы в течении года. О чём думал этот человек и как именно молился Богу, я не знаю. Знаю только, что он совершенно правильно выбрал место, время и способ лечения. Тяжёлые припадки прошли, сменившись лёгкими минутными напоминаниями.

В нижнем храме они притихли, подруга даже вытащила откуда-то платочек. Покорно отстояли всё Таинство. Потом я предложил подняться наверх, в большой храм, свечки поставить. Я зашёл первый, чуть замешкался, оглянулся на них. Они стояли такие молодые, ослепительно красивые, нарядные. Подруга взяла его под руку. У него обе руки были в карманах, нижняя губа слегка оттопырена, глаза глядели сквозь тёмные очки-поляроиды. Очень я его полюбил в тот момент. Так бы и двинул подсвечником по многострадальной голове. Через минуту он сказал:

— Мы пойдём. Спасибо, — и пожал руку.

Теперь он там, у него уже есть ответы на все вопросы. А мне до сих пор много чего не ясно. Я думаю о нём каждый раз, когда читают это место Евангелия. Наверное, это хорошо. Потому что Евангелие не должно быть просто книгой. Это наша жизнь. Для того оно и писалось, чтобы главы стали её вехами. Чем больше — тем лучше. И я не боюсь теперь чернорубашечников на выходе. Текст забыть можно, а вот забыть свою жизнь. ну зачем же тогда жить?

По прошествии лет, после угасания неофитского зуда, после почти полной утраты этой самой веры и последующего её обретения, — я всё ещё верю в чудо. И я хорошо понимаю, что полного исцеления не наступает почти никогда, но понимаю также, знаю по опыту, верю и чувствую, что правильно воспринятая болезнь становится благословением и путём к банальному человеческому счастью. И что самое главное Таинство совершается в сердце человеческом, а самое главное чудо — это изменение его.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.