Мозжечковая стимуляция при эпилепсии


Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.


Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. В результате занятий не только улучшается физическая форма пациента, но повышается пластичность головного мозга, преодолевается его функциональная незрелость, что позволяет добиться рывка в формировании навыков адаптации и коррекции поведенческих нарушений.

Что такое мозжечок и зачем его стимулировать

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.

Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.

Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений программы Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.

Программа Learning Breakthrough (Balametrics) и история ее появления

Программа Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics – это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине ХХ века.

Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней.


Как работает программа Learning Breakthrough

В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.


Балансировочная доска Бильгоу

Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и т.д. Так же в занятия мозжечковой стимуляции включаются упражнения на интерактивной платформе. Это когда ребенок стоит на специальной платформе, которая очень чутко реагирует на любые его движения, а на мониторе демонстрируется информация, полученная по каналам обратной связи, и выполняются различные задания, похожие на увлекательную и интересную игру.


Курс дополняется вестибулярными упражнениями на батуте, фитболе, гимнастической скамье и т.д. Некоторые упражнения выполняются в специальных ( переворачивающих изображение) очках.

Инструктор следит за последовательностью и правильной очередностью выполняемых заданий, за техникой безопасности в использовании оборудования. Обязательно начинает с простого и переходит к сложному, создает дополнительную мотивацию для выполнения заданий.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности.

Для чего это нужно

Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.


В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений. Мозжечковая стимуляция также значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий ( с логопедом, психологом, дефектологом).

Кому показана работа по программе мозжечковой стимуляции

Это прежде всего дети с:

  • Нарушением внимания
  • ГиперактивностьюПоведенческие расстройства
  • Нарушение осанки
  • Нарушениями работы вестибулярного аппарата
  • Проблемами с обучением
  • Нарушениями устной и письменной речи
  • Нарушениями координации движений и моторной неловкости
  • Дисграфии
  • Дислексии
  • Диспраксия
  • Нарушениями аутического спектра
  • ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ

Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции

Специалисты по работе с данной программой отмечают следующее:

  • Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения
  • Улучшение зрительно-моторной координации
  • Улучшение мануальных и графо-моторных функций
  • Повышение общего уровня интеллекта
  • Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)
  • Повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом)

Как эффективнее заниматься по данной методике

Занятия можно начинать, если ребенку исполнилось 3-4 года. Оптимальная периодичность занятий 3 раза в неделю по 30-40 минут.

Учитель-логопед, учитель Попова Нина Николаевна ГБОУ школа №17 Невского района Санкт-Петербурга

Решению этих задач помогает использование в работе метода мозжечковой стимуляции.

Что представляет собой мозжечковая стимуляция?

Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведения ребенка.

Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

История изобретения и развития методики

Программу мозжечковой стимуляции (Balametrics) разработал более 50 лет назад американский доктор Френк Бильгоу, который будучи преподавателем в классах, где училось много детей с различными трудностями в обучении, обратил внимание, что дети, играющие на переменках в игры на координацию движений, балансировку — более успешны в учебе. Этот простой факт стал ключевым моментом в разработке системы развития мозжечка, как средства повышения успеваемости детей.

Позже Ф. Бильгоу переехав в Хьюстонский университет, возглавил лабораторию, и руководил программой по преодолению проблем с чтением и обучением, сосредоточив внимание на упражнениях на равновесие и координацию. В итоге он изобрел Балансировочную Доску Бильгоу и разработал серию упражнений на ней.

— от простого к сложному;

— принцип оптимального уровня сложности (правильный подбор уровня сложности для ребенка);

— принцип поэтапного освоения;

— принцип усложнения инструкции;

— би/моно/попеременно (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);

— принцип направленности движений (выполнение упражнений по центру, вправо, влево, по кругу);

Почему необходимо стимулировать именно мозжечок?

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток - нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Очень долго считалось, что мозжечок регулирует только равновесие, движение глаз и координацию движений. Однако за последние несколько десятилетий роль мозжечка была пересмотрена и ученые пришли к выводу, что мозжечок - это ключ к обучению буквально всему, в том числе и к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка.

Мозжечок имеет связи с другими структурами в головном мозге и его стимуляция активизирует эти области, в том числе лобные отделы, отвечающие за психическое развитие и височные, отвечающие за понимание и за моторную организацию речи.

Практическое использование мозжечковой стимуляции возможно при системном подходе к коррекции нарушений: с одной стороны, стимуляция мозжечка, с другой — сенсорная интеграция с учетом основных принципов детской нейропсихологии.

Кстати, нейрофизиологи отмечают, что детский мозг вообще способен обучаться только в движении. Считается, что именно вестибулярные системы головного мозга играют решающую роль в любой деятельности: они помогают координировать не только крупную, но и мелкую моторику, налаживают связи между всеми основными органами и частями головного мозга, которые участвуют в речи, письме, чтении, счете.

Вестибулярный аппарат — главное связующее звено головного мозга.

Таким образом, через мозжечковую стимуляцию мы можем добиться улучшения в психическом и речевом развитии.

Результаты занятий с использованием балансировочной доски

совершенствование межполушарного взаимодействия;

стабилизация работы вестибулярной системы;

развитие зрительно-пространственных представлений (чувство тела, схема тела, ориентация во времени и пространстве, координатные, метрические, пространственные представления);

совершенствование зрительно-моторной координации;

интеграция сенсорных систем (вестибулярная, зрительная, слуховая, тактильная);

улучшение координации, моторной ловкости, мелкой и крупной моторики;

расширение зрительно-оптического поля;

развитие внимания: увеличение объема, переключаемости, концентрации;

улучшение саморегуляции и контроля;

стимуляция психоречевого развития;

личностные изменения (повышение самооценки, уверенности в себе);

развитие аудированной и импрессивной речи;

развитие письменной речи;

оптимизирование навыков чтения.

Комплекс мозжечковой стимуляции имеет широкий спектр применения. Однако стоит избирательно применять его при различных формах эпилепсии и повышенной судорожной активности головного мозга. В таких случаях необходима консультация эпилептолога, невролога .

Во время занятий ребенок может почувствовать небольшое головокружение. У детей с функциональными нарушениями мозжечка головокружение появляется не на первых занятиях и является первым признаком мозжечковой активации и, следовательно, началом развивающего процесса .

Мозжечковая стимуляции эффективна при следующих диагнозах:

синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ);

минимальная мозговая дисфункция (ММД);

задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;

задержка психического развития (ЗПР) и задержка психо-речевого развития (ЗПРР);

нарушения устной и письменной речи (дислексия и дисграфия);

аутизм и расстройства аутистического спектра;

центральное нарушение слухового анализа;

расстройство сенсорной обработки;

нарушение работы вестибулярного аппарата;

нарушение координации движений

Как же стимуляция мозжечка улучшает речевое развитие ребенка?

На коррекционных занятиях в зависимости от уровня речевого развития и координационных умений возможно совмещение упражнений на балансировочной доске с речевыми упражнениями, либо мозжечковая стимуляция претворяет логопедическое занятие.

Для всех детей с патологией речи характерны нарушения моторного планирования, выраженные в артикуляционных расстройствах, трудностях серийно-последовательных построений (слоговая структура слова, звуко-слоговой анализ и синтез, письмо, чтение) и темпо-ритмической организации речи.

Стоя на балансировочной доске ребенку необходимо удерживать равновесие и выполнять предложенные в игровой форме упражнения. Выполняя действие на балансировочной доске, ребенок одновременно проговаривает слова или словосочетания на заданный класс слоговой структуры, автоматизирует поставленный звук, определяет место звука в слове, придумывает на заданный звук слова, повторяет скороговорки и т.д.

Поскольку при выполнении упражнений постоянно требуется включение функций моторного планирования и поддержания баланса, слуховых и зрительных функций, неизбежно улучшается внимание и возникает состояние включенности когнитивных процессов.

Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, цветонизированной рейки, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). При таком тренинге на балансире у детей задействуются одновременно несколько систем:

Если ребенку не удается удерживать баланс, он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами до тех пор, пока ему не удается найти равновесие. По мере усвоения увеличивается сложность упражнений. Мозг ребенка вынужден быстрее и чаще реагировать на раздражение от вестибулярной системы и от системы проприорецепции, разрабатывать более совершенные и эффективные нейронные сети. Интеграция между двумя полушариями, развивающаяся в ходе занятий, обеспечивает развитие пластичности мозга и возможность компенсировать функциональные или органические недостатки базовых структур мозга.

Большинство упражнений на балансирующей доске пересекают среднюю линию тела, многократное повторение которых приводит к значительному улучшению межполушарного взаимодействия. А это является необходимой предпосылкой для формирования речи и других психических процессов.

Специалист, проводящий занятие по мозжечковой стимуляции, регулирует последовательность овладения элементами, устанавливает очередность выполнения заданий, выбирает уровень сложности, отслеживает и анализирует реакцию ребенка.

Для младших школьников важна мотивационная сторона обучения. Метод мозжечковой стимуляции способствует формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Игровая (не учебная) форма, дух соперничества (с собственным результатом), возможность выбирать уровень сложности – это некоторые из способов, которые можно использовать в методе мозжечковой стимуляции для создания у ребенка уверенности в себе и желании повысить свою школьную успеваемость.

Применение современных инновационных разработок, внедрение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, основанных на принципе мозжечковой стимуляции, позволяют достичь положительных результатов в логопедической практике.

Захарова Екатерина Геннадьевна
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в интеллектуальном развитии

Консультация для родителей и педагогов:

Мозжечковая стимуляция-это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев структур мозга, активно участвующих в формировании речи.

Мозжечок-это часть головного мозга, которая даёт возможность ребёнку учиться новым движениям, а затем вспоминать их и воспроизводить. Когда малыш начинает активно двигаться, именно мозжечок помогает ему сначала переворачиваться, потом ползать, а затем ходить. Именно мозжечок помогает ребёнку развивать координацию.

Многие исследователи считают, что мозжечок-это ключ к обучению буквально всему. В том числе- к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию. Мозжечок получает информацию о положении тела в пространстве, и если мы посадим ребёнка на резиновый мяч вместо стула или поставим на неустойчивую платформу, ребёнок будет вынужден прикладывать некоторые усилия для поддержания равновесия, тем самым мозжечок будет стимулироваться. Хотя стимуляция называется мозжечкой, она затрагивает и другие важные структуры мозга, регулирующие речь и поведение ребёнка.

1. Особенности моторики:

-ребёнок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперёд;

-ребёнок плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;

-ребёнок демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений (угловатые, неплавные движения, дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками);

-у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках, дрожание рук;

-ребёнок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.

2. Психоэмоциональные особенности:

-быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;

-невнимательность, несобранность, отвлекаемость.

-плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.

-проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.

3. Проблемы с речью.

Система упражнений на балансировочной доске и балансировочном табурете. Это занимательные и эффективные тренажёры, направленные на укрепление вестибулярного аппарата. Задача малыша - как можно дольше продержаться на раскачивающейся поверхности.

1. Ребёнок в положении стоя на балансирной доске или сидя на балансирном табурете. Круговые вращения руками:

а) обе руки в одну сторону;

б) обе руки в разные стороны;

в) по очереди в одну сторону;

г) по очереди в разные стороны;

д) обе руки положить на грудь;

е)поднять руки над головой;

ж)прямые руки в сторону;

з) нагнуться, достать пальцы ног;

и) любые движения, какие понравятся.

2. Упражнения на гимнастических мячах - фитболах.

Фитбол - упражнения включают в себя уникальное сочетание физических упражнений, гимнастического мяча, проговаривание слогов, слов, стихов в ритм движений, формированию координации, равновесия, осанки, а так же вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Комплексы упражнений помогают улучшить координацию движений, тренируют память, вырабатывают чувство ритма, улучшают дикцию.

Таким образом, с помощью мозжечковой стимуляции можно улучшить восприятие ребёнком устной и письменной речи, развивать навыки чтения, математические способности, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти.

Инновационные здоровьесберегающие технологии. Мозжечковая стимуляция Мозжечковая стимуляции. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты.

Мозжечковая стимуляция — занятия на балансировочной доске Мозжечковая стимуляция — занятия на балансировочной доске. Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом.

Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности.

Современные настольные игры и их значение в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей и детско-родительских отношений Как сориентироваться в огромном количестве современных настольных игр? Какую тему выбрать и как играть? Такие вопросы очень часто встают.


Детское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возраста Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы человек.

Итак, девочки, как обещала))) Пост о нашей нынешней реабилитации, под названием мозжечковая стимуляция.

Для того, чтобы понять, почему так важно уделять внимание вопросам стимуляции вестибулярного аппарата, нужно понять, что центральную роль в биологических функционированиях мозга играет вестибулярный аппарат. Когда ребенок растет в утробе матери, вестибулярная система становится первым набором инструментов организма, а затем выступает в качестве фундаментальной основы для развития всех других процессов головного мозга.Потому как вестибулярный аппарат сочетает в себе инерциальную информацию из трех полукружных каналов с гравитационной ориентацией предоставляемых вестибулярным аппаратом, это основа нашей инерциальной гравитационной модели мира, наша модель мира, как трехмерное пространство с ясным чувством верха и низа. Когда ребенок продолжает развиваться в матке, развиваются основные отделы мозга, тактильные, слуховые и визуальные рецепторы, но они развиваются в связи с вестибулярной системы, это и есть чувство равновесия.Поэтому вестибулярная система играет такую ключевую роль в основе восприятия, проблема отсутствия баланса может вызвать много, казалось бы, несвязанных, проблем в функциях мозга.Что следует знать о мозжечке?

Мозжечок состоит из древнего отдела — червя и филогенетически нового (т.е. эволюционно более позднего) — полушарий. Древний отдел связан с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Расстройство работы древнего отдела мозжечка (мозжечковая недостаточность) проявляется прежде всего нарушением равновесия в вертикальном положении.

Червь мозжечка отвечает за регуляцию эмоций и внимания. В результате поражения мозжечка в раннем детстве может возникнуть синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания характеризуется расстройством эмоциональной сферы, внимание, физической координации, гиперактивностью и импульсивностью.Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательный навыков и развитии умственных способностей.

При нарушениях работы полушарий мозжечка снижен мышечный тонус в мышцах, страдает координация движений, возникает дрожание рук (тремор). Мозжечок определяет скорость работы всего мозга. Мозжечок человека содержит больше нервных клеток — нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Это самый быстродействующий в мозге механизм: он может быстро перерабатывать любую информацию, которая поступает из других частей мозга. Мозжечок перерабатывает информацию и вновь посылает к различным структурам мозга, помогая им в работе.

Автоматизация деятельности освобождает часть мозга для внимания к другим задачам. Именно мозжечок участвует в процессе, в котором новые двигательные навыки после некоторой практики автоматизируются. Посредством такой автоматизации серия движений выполняется с большей скоростью, большей точностью и с меньшими усилиями. Каждому надо знать и помнить, что рост человеческих способностей происходит благодаря мозжечку.

Симптомы мозжечковой недостаточности:

— ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперед,

— ребенок/ подросток/ взрослый плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге,

— ребенок/ подросток/ взрослый демонстрируее плохую координацию движений и много лишних движений,

— у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках, дрожание рук.

Программа по мозжечковой стимуляции поможет детям, у которых:

— Мозжечковая стимуляция показана детям, у которых:

— задержка психического и речевого развития (ЗПР, ЗПРР);

— нарушения или особенности развития речи;

— синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

— недостаточно сформированы процессы памяти и внимания;

— стойкие нарушения письменной речи;

— нарушения поведения, коммуникации и социализации;

— проблемы школьного обучения;

— аутистические черты, ранний детский аутизм (РДА), аутизм;

— особенности работы вестибулярного аппарата (укачивание в транспорте);

— нарушения координации движений;

— низкая работоспособность, повышенная утомляемость.

Вот так она выглядит)))

PS: девочки, кому не актуально, простите за приглашалку))))


На сегодняшний день эпилепсия остается одним из самых часто диагностируемых и трудноизлечимых заболеваний нервной системы.

Классификация болезни расширяется с каждым годом, пополняется новыми типами заболевания.

Каждый тип требует своих методов терапии. Медицина не стоит на месте, изобретены принципиально новые способы лечения эпилепсии, которые, если не устраняют недуг полностью, то позволяют эпилептикам жить полноценной жизнью.

Причины возникновения болезни


Эпилепсия считается мультифакторным заболеванием, то есть возникающим по разным причинам.

Основным считается наследственный фактор.

Вероятность возникновения патологии возрастает до 50%, если оба родителя страдают от данной болезни.

Также существует генетическая теория происхождения эпилепсии. Врачи полагают, что у эпилептиков присутствует мутация генов, ответственных за нормальное развитие коры головного мозга.

В результате в мозге больных преобладают процессы возбуждения над процессами торможения.

В случае приобретенной эпилепсии провоцирующими факторами могут быть:

  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции (менингит, энцефалит);
  • опухоли мозга;
  • отравления химическими веществами, алкоголем, лекарствами;
  • инсульт;
  • атеросклероз;
  • рассеянный склероз.

У детей патология является следствием:

  • родовой травмы;
  • гипоксии плода;
  • вредных привычек матери.

Часто диагностируют идиопатические формы недуга, то есть возникшие по неопределенным причинам.

Можно ли вылечить полностью и навсегда


Излечима ли эпилепсия или нет?

До недавнего времени данный диагноз звучал как приговор.

Больного ожидало прогрессирование заболевание и инвалидность. Достижения современной медицины позволяют избавиться от недуга полностью.

Полностью излечимыми считаются некоторые формы заболевания, возникающие в детском возрасте: роландическая, доброкачественная эпилепсия новорожденных.

Если болезнь манифестировала во взрослом возрасте, у больного возникают генерализованные приступы, то эти формы хуже всего поддаются терапии.

В этом случае врачи с помощью противоэпилептических препаратов добиваются уменьшения частоты приступов. Также неблагоприятный прогноз заболевания, если у эпилептика возникли когнитивные расстройства.

Излечимость симптоматических типов недуга зависит от степени поражения мозга, длительность процесса, причины. В большинстве случаев после устранения провоцирующих факторов припадки исчезают и больше не беспокоят человека.

Сколько лечится эпилепсия? Как избавиться от эпилепсии навсегда? На успех лечения влияют следующие условия:

  1. Возраст начала болезни.
  2. Характер приступов.
  3. Форма недуга.
  4. Степень поражения мозга.
  5. Длительность течения.
  6. Наличие сопутствующих патологий.
  7. Присутствие провоцирующих факторов.
  8. Правильность выбора методов терапии.

Где лечится, какой врач этим занимается


Терапией патологии занимается врач эпилептолог.

Он действует совместно с неврологом, так как у больного могут быть сопутствующие расстройства нервной системы.

Особо тяжелые случаи с изменениями психики пациента требуют участия психиатра.

Лечение эпилепсии требует немалых усилий и средств. К сожалению, количество больных таково, что не все могут получить бесплатную помощь.

Прекращение терапии дорогостоящими препаратами сводит на нет все предыдущие усилия, часто дорогие лекарства заменяют дешевыми из-за нехватки средств.

А в эпилептологии есть строгое правило, запрещающее заменять препарат, на котором удалось достичь ремиссии, так как срыв ремиссии требует гораздо больше повторных затрат.

Безусловно, легкие степени болезни возможно вылечить в условиях простой бюджетной клиники, если подобрана правильная схема и у пациента есть возможность приобретать необходимые лекарства.

Однако, лучше всего с патологией справляются врачи в специализированных клиниках и центрах. В России эпилептики могут обратиться в следующие медицинские учреждения:

Если у пациента есть финансовые возможности, он может пройти лечение за рубежом. Самые известные медучреждения:

  1. Универсальная больница Цюриха, Швейцария.
  2. Тель-Авивская многопрофильная клиника, Израиль.
  3. Медицинский центр Текнон, Испания.

Как лечить припадки: методы и принципы


Как вылечиться от эпилепсии?

Для успешного исхода лечения важно правильно выбрать тактику, подобрать соответствующие препараты, схему приема.

Каждому пациенту требуется индивидуальный подход.

Основные принципы терапии:

  1. Монотерапия. Лечение проводится только одним препаратом. До недавнего времени доктора назначали сразу несколько средств. Однако, у политерапии есть много недостатков:
    • большое число побочных эффектов;
    • снижение эффективности лекарств из-за их взаимодействия.

Сегодня комбинация двух и более лекарств оправдана, если у эпилептика сочетаются различные формы приступов, которые невозможно купировать одним препаратом.

  • Регулярность приема средства. Препарат следует принимать строго по часам, без пропусков. Резкая отмена может спровоцировать развитие эпилептического статуса.
  • Длительность лечения. Обычно лекарства принимают в течение трех лет.
  • Индивидуальный подход к каждому пациенту.
  • Соответствие назначаемого препарата типу эпилептических приступов.
  • Прием лекарства в достаточной терапевтической дозе. Ошибкой считается назначение слишком маленькой дозировки. В этом случае создается ошибочное мнение о низкой эффективности средства.
  • Как прекратить эпилептические приступы у взрослых и детей

    Как можно вылечить эпилепсию? Современные медики применяют для избавления от патологии комплекс средств. Основные методы лечения эпилепсии:


  • медикаментозная терапия;
  • хирургическое вмешательство;
  • мозжечковая стимуляция;
  • народные средства;
  • диетотерапия;
  • массаж;
  • лечебная физкультура;
  • дыхательная гимнастика;
  • войта-терапия.
  • Терапия недуга начинается с назначения медикаментозных препаратов. В основном используют следующие группы средств:

    Золотым стандартом во всем мире признаны противосудорожные средства: Фенобарбитал, Карбамазепин и вальпроат натрия. Это, так называемая, стартовая терапия, средства относятся к препаратам первого ряда.

    Карбамазепин эфективен в отношении парциальных приступов, височном типе болезни, первичных генерализованных припадках. Его не назначают при миоклонических судорогах и абсансах.

    Вальпроат натрия имеет более широкий спектр действия, может применяться при абсансах. Однако, при первично-генерализованных приступах более эффективен Фенобарбитал.

    Среди препаратов второго ряда, чаще всего назначают: Ламотриджин, Топирамат, которые обладают комплексным действием, оказывают влияние на все виды приступов.


    Их назначение обусловлено необходимостью улучшить мозговое кровообращение за счет притока кислорода.

    При некоторых формах болезни, например, роландической, ноотропы используются как единственные средства.

    Ноотропы необходимо применять для лечения детской эпилепсии, так как дети в большей степени подвержены когнитивным расстройствам на фоне заболевания.

    Для предотвращения таких последствий назначают следующие препараты: Пантогам, Пирацетам, Фенотропил.

    Можно ли вылечиться от эпилепсии с помощью операции? Оперативное вмешательство — это крайняя мера, к ней прибегают при неэффективности консервативных методов.

    Если заболевание прогрессирует, количество приступов не уменьшается, значительно снижается качество жизни больного, то операция становится единственным выходом.

    Существует несколько оперативных техник:

    1. Резекция височной доли. Назначается при височном типе болезни. Пациенту вскрывают черепную коробку, иссекают очаг возбуждения.
    2. Каллозотомия. Во время операции иссекают мозолистое тело, где сосредоточены нервные окончания. Этот тип вмешательства назначают пациентам с тяжелой формой эпилепсии, выражающейся частыми генерализованными приступами.
    3. Гемисферэктомия. Удаление одного полушария. Проводится детям, у которых одно полушарие повреждено вследствие тяжелых патологий (энцефалита, синдрома Стерджа-Вебера). Это крайняя мера, когда пораженное полушарие мешает нормальному развитию.


  • Множественная субпиальная транссекция. Заключается в перекрытии нервных волокон, за счет чего импульсы перестают поступать к участкам мозга.
  • Стимуляция блуждающего нерва. Данный нерв отвечает за процессы возбуждения и торможения. Если он не функционирует, то пациент долго не может восстановиться после приступа. Под кожу головы вживляют электростимулятор, передающий импульсы к блуждающему нерву.
  • Включает в себя набор физических упражнений, которые направлены на стимуляцию функций мозжечка. Обычно применяется для лечения детской эпилепсии. Все упражнения выполняются на балансировочной платформе.

    Ребенок, стоя на ней, отбивает мяч, подбрасывает предметы, ловит мячи и т. д. При этом он повторяет алфавит, учится счету, выполняет несложные умственные упражнения. Занятия дополняются упражнениями на фитболе, батуте.

    Ребенок пытается удержать равновесие, при этом включаются более глубокие слои мозга, достигается координированная работа обоих полушарий.

    Мозжечковая стимуляция усиливает эффект от других методов лечения.

    Как бороться с эпилепсией народными средствами? Народные средства могут применяться как вспомогательные. В качестве монотерапии они оказывают слишком слабое воздействие.

    Народная медицина использует лекарственные травы, которые успокаивают нервную систему, снимают стресс, нормализуют сон.

    Обычно используют следующие травы:


  • корень валерианы;
  • омела белая;
  • корень дягиля;
  • мята.
  • Столовую ложку измельченного сырья заливают кипятком, настаивают. Затем принимают равными порциями 3-4 раза в день.

    Широко применяется масло Шарлотты. Оно изготовлено на основе травы, обладающей галюциногенным действием.

    В малых дозах масло оказывает положительное влияние на эпилептиков, снижая частоту приступов. Однако, официальная медицина не рекомендует экспериментировать со здоровьем подобным образом.

    Как победить эпилепсию? Больным эпилепсией показаны занятия лечебной физкультурой в домашних условиях. Они направлены на снятие нервного напряжения, улучшение кровообращения.

    Комплекс упражнений подбирается специалистом для каждого больного и выполняется под присмотром инструктора. Важно выполнять ритмичные движения в медленном темпе, так достигается гармонизация деятельности мозговых структур.

    Эффективный метод — дыхательная гимнастика Стрельниковой. Она основана на полном диафрагмальном дыхании.

    Нужно следить, чтобы пациент не задерживал дыхание и не дышал ртом, чтобы избежать гипервентиляции легких.


    Это современный метод лечения детей с патологиями нервной системы.

    Специалист воздействует на рефлекторные точки, активируя естественные рефлексы.

    У детей некоторые участки ЦНС остаются заблокированными, поэтому с помощью Войта-терапии формируются нормальные нервные функции.

    Методика несложная, родители могут обучиться ей и выполнять самостоятельно.

    Эпилептикам показана кето-диета. Это питание с минимизацией углеводов и большим количеством жиров.

    Организм делает жиры основным источником энергии, у пациента повышается количество кетоновых тел, что способствует уменьшению частоты приступов.

    Как снять диагноз эпилепсия? Лечение эпилепсии — это долгий и трудный процесс.

    Эпилептикам нужно строго придерживаться врачебных рекомендаций, не пропускать прием лекарств. Для больных важен здоровый сон, соблюдение режима труда и отдыха.

    Тогда усилия не пройдут даром, болезнь войдет в стадию ремиссии или полностью исчезнет. Согласно медицинской статистике, у 70% пациентов эпилепсия проходит в течение 3-5 лет стабильного лечения.

    Современные методы лечения эпилепсии:


    Значение приема противосудорожных препаратов при эпилепсии

    Одно из основных проявлений эпилепсии — это судороги. Для борьбы с ними врачи назначают специальные противосудорожные препараты при эпилепсии. Выбор…


    Когда выписывают антибиотики при эпилепсии и как их правильно пить?

    Эпилепсией называют нервно-психическое заболевание, поражающее нервную систему и сопровождающееся внезапным появлением судорожных припадков. Заболевание может быть врожденным (идиопатическим), наследственным или…


    Нужна ли больному фолиевая кислота при эпилепсии, и как её принимать?

    При таком заболевании, как эпилепсия, важной мерой лечения являются витамины. В частности, это касается фолиевой кислоты, поскольку в течение какого-то…


    Как использовать препарат Кортексин при эпилепсии?

    Кортексин относится к пептидным препаратам, обладающим свойствами ноотропов. Он изготавливается на основе белковой вытяжки мозга животных и обладает свойствами восстановления…


    Способы использования Магнезии при лечении эпилепсии

    Эпилепсия – недуг, который поражал людей ещё задолго до возникновения христианства, его детально описывал и исследовал ещё Гиппократ. С тех…

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.