Эпилепсия с психомоторными приступами


Психомоторная, или височная эпилепсия – это локализационно обусловленное заболевание, в основном являющееся симптоматической формой эпилепсии, эпилептогенный очаг заболевания локализован в височной доле головного мозга.

Височная эпилепсия (психомоторная), симптомы

Височная эпилепсия – весьма распространенная форма эпилепсии: четверть заболевших эпилепсией переносят именно височную форму, а в случае симптоматической парциальной эпилепсии доля психомоторной формы заболевания увеличивается до 60%.

Клинические симптомы психомоторной эпилепсии отличаются очень полиморфным и разнообразным характером.

Эту форму эпилепсии сопровождают простые, сложные парциальные и вторично-генерализованныесудорожные приступы, также возможно сочетание приступов, которое отмечают половина пациентов.

В ¾ случаев заболевания, височная эпилепсия пациентов отмечается наличием ауры. Требуется чётко обозначить, что такое аура, не путая её с другими возможными предвестниками приступа эпилепсии.

Типы (виды) височной эпилепсии

Согласно современной классификации, выделяют четыре типа височной эпилепсии (по местонахождению эпилептогенного очага и клинических проявлений заболевания): гиппокампальная, амигдалярная, латеральная задневисочная и оперкулярная, или инсулярная эпилепсия. У клиницистов принято для простоты подразделять психомоторную эпилепсию на 2 большие группы: амигдалогиппокампальная и латеральная эпилепсия.

Психомоторная (височная) эпилепсия, причины


Факторы, которые провоцируют приступы заболевания, выделить непросто. Но треть женщин с психомоторной эпилепсией отмечает, что приступы учащаются перед менструацией.

Причин, которые могут детерминировать развитие височной эпилепсии, очень много, их можно разделить на 2 основные группы: перинатальные и постнатальные.

Перинатальное поражение центральной нервной системы в анамнезе имеется примерно у трети заболевших височной эпилепсией. Поражение ЦНС проявляется во внутриутробных инфекциях, гипоксии, фокальных кортикальных дисплазиях, родовых травмах и прочем.

Множество врачей рассматривают родовую травму как одну из основных причин развития психомоторной эпилепсии. 3 механизма – гипоксия, ишемия и повреждающее действие некоторых нейротрансмиттеров, например, глутамата, – вместе приводят к гибели нейронов.

К постнатальным факторам относятся нейроинфекция (поствакцинальный энцефаломиелит или энцефалит), черепно-мозговая травма, опухоль височных долей мозга, сосудистые мальформации,инфаркт мозга, туберозный склероз и другие факторы.

Лечение височной эпилепсии

Лечение височной эпилепсии непростое. Главная задача лечения состоит в уменьшении частоты приступов и достижении ремиссии, однако есть и другие цели. Нужно повысить качество жизни пациентов, обеспечить им трудовую, социальную и семейную адаптацию.


В начале лечения проводят монотерапию. Базовые препараты в лечении психомоторной эпилепсии – это Карбамазепин, , Вальпроаты, Фенитоин и Барбитураты, резервные препараты – Бензодиазепины и Ламотриджин. Все эти лекарства можно применять при поли- или монотерапии).

Если монотерапия не приносит нужного результата, назначают политерапию, комбинирующую базовые и резервные антиэпилептические препараты.

Если же приступы абсолютно резистентные к антиэпилептическим препаратам, требуется вмешательство нейрохирурга.

Однако пациенты должны быть подвергнуты строгому отбору и тщательно обследованы перед операцией. Пациенты с резистентностью приступов к различным лекарствам от эпилепсии, частыми тяжелыми приступами, которые приводят к социальной дезадаптации больного, наличием чётко локализованного очага эпилепсии имеют все необходимые показаниями к вмешательству хирурга.

Однако, если у пациента тяжелый соматический статус и имеются выраженные психические и интеллектуально-мнестические расстройства, врачи не рекомендуют решать проблемы с помощью операции.

Последние несколько десятилетий успешно применяется височная лобэктомия. Во время этой операции удаляют передние и медиобазальные отделы височной доли мозга, а также базолатеральной амигдалы и ункуса.

В лечении психомоторной эпилепсии также применяют селективную амигдало- и гиппокампотомию. Проведение стереотаксической билатеральной амигдалотомии также даёт неплохой эффект.


Специальность: Невролог, Эпилептолог, Врач функциональной диагностики Стаж 15 лет / Врач первой категории.

Припадки эпилепсии встречаются достаточно часто. Они касаются преимущественно возрастных людей, но могут возникнуть и в более юном возрасте. На сегодняшний день было классифицировано множество форм и видов судорог, которые проявляются как на фоне ясного сознания, так и в бессознательном состоянии.

Основная причина заключается в повышенной электрической активности определенного участка головного мозга. В зависимости от степени тяжести болезни, разряд может остаться в рамках пораженного мозгового фрагмента или распространиться на соседние ткани или даже на всю нервную систему. Первые случаи получили название парциальных приступов, а последний является генерализированным припадком.

Психомоторная эпилепсия относится к обеим разновидностям болезни и для нее характерны психопатологические и двигательные сбои.


Узнать о наличии этой формы болезни можно по ее предвестникам, которые называются аурой. Человек может ощутить странный вкус несвойственный еде или почувствовать, что уже видел определенный объект ранее. Обычно после этого больной полностью теряет нормальное восприятие окружающего мира и начинается приступ. Для него свойственна эпилептическая симптоматика, тревожность и галлюцинации, а локализуется очаг повреждения в височной зоне.

Симптомы и типы болезни

Эпилепсия височного типа достаточно распространенная форма заболевания, и ею болеют 25% от общего числа людей, страдающих от эпилептических припадков. Клиническая картина этой патологии достаточно разнообразна и переменчива. Обычно во время приступа больного мучают судороги парциальной и вторично-генерализированной формы, которые иногда сочетаются между собой. Такое явление наблюдается в более чем 50% случаях. Во время парциальных приступов больной остается в сознании и у него наблюдаются такие симптомы:

  • Искажение вкуса и звука;
  • Галлюцинации;
  • Судороги;
  • Приступы паники.

В более запущенных случаях наблюдается спутанность сознания и утрата ощущения реальности. Приступ длится около 3 минут, после чего больной не помнит, своих действий и ощущает головную боль. В случае со вторично-генерализированной формой болезни, человек теряет сознание и его мучают ярко выраженные судороги.


У 70% больных перед приступом появляется аура. Для нее свойственны такие симптомы:

  • Чувство тревожности;
  • Учащенный пульс;
  • Ощущение странного запаха;
  • Непонятные звуки;
  • Искаженное зрительное восприятие;
  • Головокружение;
  • Всплески эмоций.

По локализации очага повреждения психомоторная разновидность эпилепсии была поделена на такие виды:

  • Амигдалярная;
  • Оперкулярная;
  • Гиппокампальная;
  • Латеральная задневисочная.

Врачи делят болезнь на 2 группы, на амигдалогиппокампальную и латеральную. Первый вид возникает преимущественно в школьном возрасте. В большинстве случаев амигдалогиппокампальной эпилепсии предшествуют фебрильные судороги. Латеральная форма встречается значительно реже и для нее характерны приступы как с наличием галлюцинаций, так и без них.


Причины

Причин развития у психомоторной эпилепсии достаточно много, например, у девушек она может возникнуть за 1-2 дня до менструации. Для удобства, факторы, влияющие на появление патологии были поделены на 2 группы:

  • Перинатальное поражение (дородовое). В эту группу входят внутриутробные инфекции, травмы, полученные при родах, гипоксия плода, неправильно развитый участок коры головного мозга и т. д.;
  • Постнатальное поражение (послеродовое). Сюда входят нейроинфекции, травмы головы, образования в височной области, инфаркт, туберозный склероз, аномалии мозговых сосудов и т. д.

Диагностика

Распознать наличие психомоторной формы эпилепсии не так и просто, ведь простые парциальные приступы некоторые люди называют аурой, а для других они даже не являются поводом для похода в больницу. Именно поэтому больные часто приходят с запущенной формой болезни и ее крайне сложно купировать медикаментозным лечением.

Диагностировать наличие проблемы может врач, используя электроэнцефалограмму.

Однако между приступами показатели находятся в рамках нормы, поэтому применяется электрокортикография или инвазивные электроды. Такие методы используются для искусственного создания приступа, а также для определения тяжести повреждений и динамики развития болезни.


Курс терапии

Схема лечения составляется таким образом, чтобы сократить частоту приступов и их интенсивность. Однако не менее важная задача терапии заключается в возвращении больного к прежнему образу жизни. Для этой цели первоначально применяется монотерапия, используется лишь 1 медикамент. Среди рекомендуемых при эпилепсии лекарств назначается преимущественно Карбамазепин или Фенитоин. При отсутствии эффекта или наличии других противопоказаний используется Бензодиазепин или Ламотриджин. Если через 1-2 месяца количество приступов не сократилось, то врач может перевести пациента на политерапию. Ее суть заключается в использовании одновременно 2 и больше противоэпилептических препаратов.

Иногда моно и политерапия не приносят результата из-за резистентности приступов к препаратам. В такой ситуации врач рекомендует провести оперативное вмешательство. Его цель заключается в удалении очага повреждения и чаще всего применяют лобэктомию. Ее суть заключается в вырезании ункуса, базолатеральной мигдалины, а также передних и медиобазальных участков височной области. Применять хирургическое вмешательство не рекомендуется если у больного непростой соматический статус и ярко выражены интеллектуально-мнестические сбои.

Прогноз


После успешно проведенной операции, прогноз обычно положительный. В 70% случаев у больных полностью пропадают приступы психомоторной эпилепсии, поэтому противосудорожные препараты отменяются либо используются в целях профилактики. Медикаментозная терапия также дает свои плоды при правильно подобранном курсе.

В более легких случаях болезнь имеет доброкачественное течение и проходит у детей во время полового созревания. Однако иногда приходится и после этого периода купировать ее с помощью медикаментов.

Психомоторный тип эпилепсии встречается достаточно часто и в основном у детей. Диагностировать недуг можно по свойственным ему признакам и желательно сразу после этого начать курс терапии. В таком случае появится шанс полностью купировать приступы патологии без оперативного вмешательства.

входят в группу припадков, общей особенностью которых является автоматическое, т.е. безотчетное, непроизвольное выполнение движений. Эти движения обычно нецелесообразны, бессмысленны. Движения носят элементарный характер. Реже наблюдаются психомоторные припадки, сопровождающиеся выполнением сравнительно сложных действий (расшнуровывание и снимание ботинок, собирание вещей в одно место и т.п.). Иногда больные совершают последовательные действия, которые внешне выглядят как целенаправленные и мотивированные.

При эпилепсии могут наблюдаться как отдельные формы припадков, так и их сочетание. Со временем форма, частота, длительность припадков могут меняться. Постепенно утрачивается их приуроченность ко времени суток; они становятся более частыми и тяжелыми. Появляются выраженные психические нарушения.

Психические нарушения специфичны для эпилепсии. Больные эмоционально неустойчивы. У них наблюдаются колебания настроения. Они склонны к аффективным вспышкам, раздражительны, неадекватны, но в то же время могут быть льстивы, слащавы, угодливы, особенно по отношению к тем, кто сильнее их. Эмоциональная неустойчивость сочетается со злопамятностью, мстительностью, эгоцентризмом. Больные излишне обстоятельны и до педантизма аккуратны. Им трудно переходить от одного вида занятий к другому усваивать новое. Наблюдается снижение внимания. Отличительными чертами интеллекта при эпилепсии является бедность ассоциаций, невозможность быстро выяснить и уловить главное, слабость обобщения в сочетании с избыточной детализацией.

Больным эпилепсией свойственна стереотипность поведения. Им трудно приспособиться к новой обстановке, к другому режиму. Даже незначительные изменения в установленном порядке жизни могут приводить их в состояние возмущения. Больные дети, например, не выносят, когда кто-то трогает их игрушки, вещи, производит перемещения на столе и т.д. Постепенно у больных начинает преобладать отрицательный эмоциональный комплекс. Они часто оказываются в подавленном, тоскливом состоянии. Наблюдаются разрушительные тенденции, которые могут сделать больных социально опасными. Больным эпилепсией нередко бывает свойственна жестокость с чертами садизма, которые могут проявляться в стремлении мучить животных, издеваться над слабыми или малолетними. Характерны также замкнутость, подозрительность, недоверчивое отношение к окружающим. При прогрессировании процесса формируется эпилептическое слабоумие, признаками которого являются инертность и медлительность мышления, эйфоричность, дурашливость, суетливость, двигательная расторможенность.

Если лечение не проводится, то эпилепсия, как правило, прогрессирует: постепенно нарастают частота и длительность припадков. Появляются изменения личности по эпилептоидному типу. Изменения психики наиболее выражены при клонико-тонических и психомоторных припадках височной эпилепсии. Нарушения психики тем отчетливее, чем в более раннем возрасте появляются судороги.

Диагноз “эпилепсия” основывается на характерной клинической картине заболевания с наличием судорожных припадков и психических нарушений и подтверждается данными исследования биопотенциалов мозга. На ЭЭГ обнаруживают очаги гипер-синхронизации — группы медленных волн с высокой амплитудой; своеобразные изменения характерны для малых форм эпилептических припадков — пик-волны с высокой амплитудой.

Особенно осторожно диагноз эпилепсии следует ставить детям раннего возраста, поскольку в этот период судороги являются одной из универсальных ответных реакций мозга на действие неблагориятных факторов. Судороги могут быть реакцией на повы шение температуры тела (фебрильные судороги), нарушение водно-солевого, минерального, белкового, углеводного обмена; они могут возникать при заболеваниях внутренних органов (порок сердца, шспаление легких, ложный круп и др.). У детей с повышенной возбудимостью нервной системы наблюдаются так называемые аффективно-респираторные приступы, обучловленные кратковременной кислородной недостаточностью мозга вследствие спазма голосовых связок. Эти приступы обычно носят единичный характер. В период между ними нарушения биотоков мозга не выявляются.


Рис. 91. Электроэнцефалограмма больного эпилепсией

При диагностике эпилепсии важное значение имеет семейный анамнез. В анамнезе указывается, не болел ли кто-либо из членов семьи эпилепсией. Кроме того, в нем отмечают, встречаются ли в семье болезни так называемого эпилептоидного круга. К ним относят приступы мигрени, снохождение, запойное пьянство, ночное недержание мочи, заикание и др. Важно также учитывать эпилептоидные изменения в характере родителей и родственников больного. Важным доказательством генетической обусловленности повышенной судорожной готовности является обнаружение характерных для эпилепсии изменений на ЭЭГ у здоровых родственников. Лечение эпилепсии комплексное: охранительный, щадящий режим, соблюдение соответствующей диеты, индивидуальный подбор противосудорожных препаратов. Распорядок дня больного следует строго регламентировать. Необходимо исключить дополнительные и эмоциональные нагрузки. Время перед сном должно быть свободно от возбуждающих воздействий — просмотра кинофильмов, телевизионных передач, шумных игр и др. Перед сном рекомендуются прогулки. Длительность сна должна быть не менее 8-10 ч. Необходимо ограничить прием острой и соленой пищи, употребление жидкости.

Дети, страдающие эпилепсией, являются группой риска по развитию когнитивных нарушении, так как на когнитивную сферу влияет множество факторов, иногда бывает сложно определить относительную ценность каждого из них. Исследования когнитивной сферы больных эпилепсией дают противоречивые результаты. Встречаются как больные с выраженным повреждением мозга и неврологическим дефицитом, так и совершенно нормальные в неврологическом отношении дети с нормальным интеллектом. Повреждение структуры мозга, лежащее в основе эпилептических приступов, тяжесть и частота приступов, частота субклинических приступов (по ЭЭГ) негативно влияют на когнитивную сферу. АЭП при рациональной терапии уменьшают частоту приступов и субклинических проявлений на ЭЭГ. Следовательно, они положительно влияют на когнитивную сферу больных. Однако АЭП (например, препараты барбитуровой кислоты и бензодиазепины), являясь психоактивными, могут оказывать угнетающее действие. Этот эффект может быть постоянным и может колебаться в течение суток в зависимости от уровня препарата в плазме крови. Эффективность препаратов зависит от дозы и комбинации нескольких АЭП. Однако препараты последнего поколения, особенно ламотриджин, положительно влияют на когнитивные функции.

С возрастом при персистировании приступов у большинства пациентов (по некоторым данным — до 80 %) выявляются стойкие нарушения психики, обусловленные вовлечением обеих височных долей и прежде всего лимбической системы. Отмечаются интеллектуально-мнестические или эмоционально-личностные расстройства. Прогрессирующие расстройства памяти являются кардинальным симптомом битемпоральной височной эпилепсии. Стойкие мнестические нарушения касаются главным образом текущих событий. Типичны постоянная забывчивость, трудности запоминания нового материала. Происходит ослабление веральной и зрительной памяти (модально-неспецифические нарушения). Больные могут забывать названия окружающих предметов (амнестическая афазия при поражении доминантной гемисферы или битемпорально). Иногда нарушения настолько выражены, что заметны в беседе с больным. Мышление замедленно и отличается чрезмерной вязкостью, фиксацией на одной и той де мысли, обстоятельностью. Главные свойства предметов и ситуации не вполне дифференцируются от мелочей. Снижается уровень обобщения, абстрактного мышления, но интеллект может быть сохранен. Преобладают тугоподвижность, медлительность, ригидность психических процессов, застойность эмоциональных переживаний, в особенности отрицательного аффекта со злобной раздражительностью или депрессивной слезливостью и истощаемостью. В старой литературе подобные психические нарушения при эпилепсии обозначались термином “глишроидия”. Сохранность интеллекта обусловлена главным образом характером структурных изменений в мозге.

Проблема школьного обучения — первая и наиболее сложная социальная проблема, с которой сталкивается больной эпилепсией в детском возрасте. Способность к обучению и его качество складываются из многих компонентов и в основном зависят от качества когнитивных функций человека. Иногда дети, страдающие эпилепсией, чувствуют себя более ущербными в обычной школе, чем те, кто живет в специальных интернатах, и это также оказывает негативное влияние. Но в интернатах дети лишены родительского воспитания и душевного тепла.

У детей с низкой школьной успеваемостью патологическая картина ЭЭГ и аномалия вызванных потенциалов наблюдаются чаще, чем у детей с хорошей успеваемостью. Всем детям с эпилепсией, обследованным Бирдом (1980), проводилось лечение, позволяющее контролировать приступы. У детей с низкой успеваемостью, страдающих эпилепсией, наблюдалась выраженная гиперреактивность вызванных ответов на слуховые и зрительные стимулы в лобных долях и чрезмерно выраженные тета- и дельтаритм в период покоя. Независимо от их успеваемости у детей страдающих эпилепсией, обнаружены распространенные остррые волны. У здоровых детей с низкой успеваемостью (по сравнению с хорошо успевающими) отмечены более высокая частота острых волн и межполушарная асимметрия. Был сделан вывод о том, что у детей с нарушением способности к обучению характерно наличие на ЭЭГ острых волн независимо от того, возникают у них эпилептические приступы или нет.

При решении проблем школьной неуспеваемости у здоровых детей, особенно при эпилепсии, необходимо оценить детерминантность полушария головного мозга. Функциональная асимметрия а может быть определяющей в неспособности ребенка воснимать и усваивать школьный материал. Сперри (1981) установил, что левое полушарие доминирует в отношении речи, сложных произвольных движений, чтения, письма и счета. Правое же полушарие ответственно в основном за неречевые функции — распознаваниевание сложных зрительных и слуховых образов, тактильное восприятие, восприятие пространства, формы и направления, а также интуицию [Шеперд, 1987].

Кэмфилд получил более низкие результаты по счету в уме у детей с левосторонним очагом эпилептогенной активности в височной доле. Результаты исследований подтвердили тот факт, что чтение контролируется левым полушарием, а арифметический счет является функцией обоих полушарий. Некоторые исследователи не находят существенной связи между левосторонним поражением и дизлексией.

Школьная успеваемость детей, страдающих эпилепсией, ниже, чем у здоровых детей (даже в период отсутствия приступов), что не всегда связано с коэффициентом интеллекта (IQ), хотя многочисленные исследования показали, что уровень IQ бывает чуть выше 70. Школьная успеваемость и IQ этих детей ниже ожидаемых для их возраста. Самые плохие результаты отмечаются при арифметическом счете и диктанте, чуть лучше — по пониманию прочитанного и распознаванию слов. Однако надо учитывать, что счет и диктант всегда ограничены во времени, а мыслительные способности у больных замедленны. С возрастом успеваемость обычно ухудшается. Ранний дебют, большая длительность заболевания, наличие у ребенка генерализованных клонико-тонических судорог ассоциируются с плохой успеваемостью по арифметике. По мнению некоторых исследователей, другие факторы (например, количество принимаемых АЭП) не оказывают значительного влияния, хотя, согласно нашим наблюдениям и классическим работам Тримбла (1987), фенитоин, фенобарбитал и бензодиазепины негативно влияют на внимание, кратковременную память и принятие решений, а политерапия снижает остроту реакций и движений.

Около 25 % детей, страдающих эпилепсией, отстают на 2 года и более относительно норм, принятых для их возраста по пониманию прочитанного (при нормальном IQ). У мальчиков результаты хуже, чем у девочек. При определение способности к арифметическому счету различий по полу не обнаружено. Результаты чтния у детей с левополушарной эпилептогенной активностью более низкие, чем при правосторонних разрядах эпилептиформной активности. При оценке арифметических действий такая последовальность не отмечена. Не только дети, но и страдающие эпилепсией подростки понимали прочитанное хуже, чем соответствующие им по полу, возрасту и интеллекту подростки контрольной группы. Результаты чтения в целом были более низкими у пациентов с миоклоническими приступами, парциальными приступами с вторичной генерализацией и генерализованными тонико-клоническими судорогами.

Детей с нетяжелыми формами эпилепсии и посещающих обычную школу по результатам написания диктанта сравнивали с контрольной группой (восприятие слов на слух, их правописание). У них результаты были хуже, чем у здоровых детей, причем у мальчиков с эпилепсией хуже, чем у девочек с эпилепсией. У больных эпилепсией девочек результаты были хуже, чем у здоровых девочек и мальчиков, по количеству ошибок на 100 диктуемых слов У страдающих эпилепсией детей наблюдалось больше замещений одной буквы другой, больше исправлений и неисправленных ошибок. Ошибки, связанные с незнанием правил, встречались чаще чем в контрольной группе. Существенное значение различных форм эпилепсии в этом исследовании не установлено. Сравнительные рандомизированные исследования по формам эпилепсии проводились недостаточно, что значительно снижает ценность накопленного опыта.

Если IQ ниже 70, то такого ребенка можно считать умственно отсталым, что довольно часто наблюдается при раннем дебюте эпилепсии. Существуют специфические эпилептические синдромы, или эпилептические энцефалопатии раннего детского возраста, при которых умственная отсталость отмечается в 70—90% случаев. Клиническая картина таких эпилептических энцефалопатии описана в предыдущих главах. Диагностика эпилепсии у этих групп больных еще более сложна, так как при умственной отсталости больной не может адекватно описать свои ощущения, а органический дефект является следствием пренатального поражения и предопределяет умственную отсталость и неблагоприятный прогноз.

Педагогам-дефектологам, имеющим дело с детьми, больными эпилепсией, необходимо правильно ориентироваться в тех случаях, когда у ребенка развивается судорожный приступ. Чтобы ребенок не нанес себе ушибов и повреждений во время припадка, его нужно положить на что-либо мягкое, а голову поддерживать руками. Во избежание прикуса языка в рот следует вложить жгут из носового платка или полотенца. Во время приступа нельзя давать ребенку какие-либо лекарства или воду (жидкость может попасть в дыхательное горло и вызвать острую остановку дыхания). Ребенка необходимо освободить от стесняющей одежды. Не рекомендуется во время припадка переносить больного. После приступа его укладывают в изолированном помещении, обеспечивая достаточный приток свежего воздуха и спокойный сон.

Возможность обучения детей, страдающих эпилепсией, зависит от состояния их нервно-психических функций.

Больные эпилепсией — интеллектуально сохранные дети и могут обучаться по программе массовой школы. Учитывая возможность наступления судорожных припадков, а также наличие отрицательных характерологических особенностей (неуживчивость в коллективе, аффективность, вспыльчивость, злобность), обучение таких детей целесообразно осуществлять в домашних условиях или в щколе при стационаре (если ребенок находится в больнице). Те больные эпилепсией дети, у которых снижен интеллект, имеют место выраженные характерологические изменения и редкие эпизодические припадки, могут обучаться в специальных школах или в реабилитационных отделениях психиатрических больниц.

Обучение надо строить на основе данных анализа психопатологических черт и особенностей интеллекта данного ребенка. Надо направить в нужное русло такие черты больных эпилепсией, как аккуратность, педантизм, настойчивость, склонность к стереотипии и т. д. Занятия с детьми не должны быть слишком разнообразными и различающимися по структуре и оформлению. Смена учебных комнат, рабочего места или порядка проведения занятий в значительной степени осложняют процесс усвоения знаний и навыков. Поскольку у больных преобладает наглядно-образное мышление, в процессе обучения следует максимально использовать иллюстративный материал. Нужно позаботиться о создании такой обстановки, в которой во время занятий больной ребенок испытывал бы положительные эмоции и хотел учиться. В центре внимания педагога-дефектолога должна находиться коррекция таких патологических черт, как злобность, агрессивность, жадность и т.п. Доброе, ласковое, внимательное отношение к детям является залогом успеха коррекционно-педагогических мероприятий.

Упрямство, негативизм, озлобленность педагогу не следует преодолевать путем приказа. Лучше переключить ребенка на какую-либо деятельность, с которой он хорошо справляется. Для того чтобы преодолеть склонность к “застреванию” на своих переживаниях, детей надо включать в различные виды деятельности и при этом оказывать им нужную помощь. Большую роль в социальной адаптации больных, страдающих эпилепсией, играет организация их трудовой деятельности. Таких больных следует привлекать к общественно полезной кружковой работе. При этом надо Регулировать их стремление взять на себя командную роль.

Описание:

Психомоторная эпилепсия (височная эпилепсия)- локализационно обусловленная, чаще симптоматическая форма эпилепсии, при которой эпилептогенный очаг локализуется в височной доле. Следует учитывать, что разряд, исходящий из других отделов головного мозга (чаще из затылочной коры), может иррадиировать в височную долю, обусловливая возникновение клинических симптомов височной эпилепсии. Психомоторная эпилепсия - одна из наиболее распространенных форм эпилепсии, на долю которой приходится до 1/4 всех случаев, а среди симптоматических парциальных эпилепсий - до 60%.

Симптомы:

Клинические проявления психомоторной (височной) эпилепсии крайне полиморфны и разнообразны. Эта форма эпилепсии проявляется простыми, сложными парциальными и вторично-генерализованными (ВГСП) судорожными приступами или их сочетанием (50% больных). В 75% случаев при височной эпилепсии приступы начинаются с ауры. Следует четко определить понятие ауры и отграничить ее от предвестников эпилептического приступа. Под аурой (греч. "дуновение ветерка") следует понимать клинические феномены, возникающие изолированно или предшествующие возникновению ВГСП, психомоторных приступов и обусловленные локальным эпилептическим разрядом, исходящим из определенных отделов коры головного мозга. По сути аура является простым парциальным приступом, и название сохраняется лишь исторически. Предвестники появляются за многие минуты, часы и даже несколько дней до эпилептического приступа, проявляются обычно психическими или вегетативными симптомами, не сопровождающимися локальными кортикальными разрядами. Характер ауры имеет чрезвычайно важное топическое значение, так как часто указывает на область коры, где локализуется эпилептогенный очаг и откуда начинается эпилептический разряд. Согласно классификации, предложенной H.O. Luders, выделяют следующие ауры: соматосенсорную, зрительную, обонятельную, вкусовую, слуховую, психическую, вегетативную, брюшную (абдоминальную). Для удобства систематизации парциальных пароксизмов Luders предлагает описывать приступ, последовательно отражая возникающие при нем клинические феномены, например: 1) вкусовая аура - психомоторный приступ - левосторонний адверсивный приступ - вторично-генерализованный тонико-клонический приступ; 2) абдоминальная аура - психомоторный приступ; 3) левосторонняя зрительная аура - левосторонние клонические судороги руки - вторично-генерализованный тонико-клонический приступ и т.д. Эта классификация дает четкое представление о характере развития приступов и возможной локализации очага, в то время как традиционное определение таких приступов как простые, сложные парциальные или ВГСП несут значительно меньшую информацию для врача.
Современная классификация выделяет в зависимости от локализации эпилептогенного очага и соответственно клинических проявлений 4 типа психомоторной эпилепсии: гиппокампальную, амигдалярную, латеральную задневисочную, оперкулярную (инсулярную). Традиционно для удобства клиницистов височная эпилепсия подразделяется на две большие группы: амигдалогиппокампальную и латеральную.
Амигдалогиппокампальная психомоторная   (височная)эпилепсия   (медиобазальная, палеокортикальная) считается отдельной нозологической формой в рамках психомоторной эпилепсии. Дебютирует в широком возрастном диапазоне, чаще в раннем школьном возрасте. В 30-60% случаев заболеванию предшествуют атипичные ФС. Наиболее характерны сложные парциальные (психомоторные) приступы, протекающие с расстройством сознания в сочетании с сохранной, но автоматизированной двигательной активностью.
При латеральной психомоторной эпилепсии могут встречаться своеобразные приступы, описанные в англоязычной литературе как "височные синкопы", а в русскоязычной - как "обморокоподобная форма эпилепсии" (Л.Г. Ерохина). Приступы начинаются с ауры (чаще головокружение) или возникают изолированно. Характерно относительно медленное выключение сознания с последующим "обмяканием" и падением (падение нерезкое!). Возможно легкое тоническое напряжение мышц конечностей, лицевой мускулатуры, появление ороалиментарных или жестовых автоматизмов. По мнению A. Gambardella и соавт., "височные синкопы" чаще развиваются при односторонней височной эпилепсии и появление их свидетельствует о распространении возбуждения на ретикулярную формацию моста, а не о вовлечении другой височной доли, как считалось раньше. Данные приступы следует дифференцировать с обычными синкопами, при которых выявляются провоцирующие факторы (длительное неподвижное вертикальное положение, нахождение в душном помещении и пр.) и предшествующая приступам липотимия ("дурнота"). Следует отметить, что у многих пациентов клиническое разграничение амигдалогиппокампальной и латеральной ВЭ может быть весьма затруднено ввиду широкой иррадиации возбуждения и сложности выявления первичного очага. Например, некоторые авторы считают, что эпигастральная аура часто наблюдается как при палео-, так и при неокортикальной височной эпилепсии.
Провоцирующие факторы. Провоцирующие приступы факторы выявляются достаточно редко. Однако до 1/3 женщин, страдающих психомоторной эпилепсией, отмечают учащение приступов в перименструальном периоде.

Причины возникновения:

Причины, детерминирующие развитие психомоторной эпилепсии, многообразны и могут быть представлены двумя основными группами: перинатальными и постнатальными. Перинатальное поражение ЦНС в анамнезе констатируется у 36% пациентов, страдающих психомоторной эпилепсией   (внутриутробные инфекции, гипоксия, фокальные кортикальные дисплазии, родовая травма и пр.). Родовую травму в качестве одной из основных причин развития височной (психомоторной) эпилепсии называют многие авторы. Гибель нейронов при родовой травме обусловлена сочетанием трех механизмов: гипоксии, ишемии и повреждающего действия некоторых нейротрансмиттеров, в частности глутамата. Среди постнатальных факторов следует отметить нейроинфекцию (энцефалит, поствакцинальный энцефаломиелит), черепно-мозговую травму, опухоли височных долей головного мозга, инфаркт мозга, сосудистые мальформации, туберозный склероз и др. До внедрения в клинику методов нейровизуализации установить этиологию психомоторной эпилепсии удавалось лишь в 28% случаев. С помощью МРТ структурные нарушения в височной доле верифицируются в среднем у 62% больных височной эпилепсией, а при проведении ПЭТ и прижизненной биопсии мозга этот показатель приближается к 100%.

Лечение:

Для лечения назначают:


Лечение психомоторной эпилепсии представляет сложную задачу. Уменьшение частоты приступов и достижение ремиссии - важная, но не единственная его задача. Необходимо также обеспечить больным социальную, трудовую и семейную адаптацию, т.е. повысить качество их жизни.Вначале проводится монотерапия.Базовыми препаратами в лечении височной эпилепсии (при моно- или политерапии) признаны карбамазепин, фенитоин, вальпроаты и барбитураты, резервными - ламотриджин и бензодиазепины.В случае отсутствия эффекта от монотерапии возможно применение политерапии с использованием любых комбинаций базовых и резервных антиэпилептических препаратов.При абсолютной резистентности приступов к антиэпилептическим препаратам проводится нейрохирургическое вмешательство. При этом необходим строгий отбор пациентов и тщательное предоперационное обследование. Показаниями к оперативному вмешательству являются резистентность приступов к различным противоэпилептическим препаратам в максимально переносимых дозах, частые тяжелые приступы, приводящие к социальной дезадаптации пациентов, наличие четко локализованного эпилептогенного очага. Оперативное лечение не рекомендуется при тяжелом соматическом статусе больного и наличии выраженных психических и интеллектуально-мнестических расстройств.Цель операции - удаление эпилептогенного очага и предотвращение дальнейшей "эпилептизации" мозга. Височная лобэктомия применяется уже много десятилетий и обычно включает удаление передних и медиобазальных отделов височной доли, ункуса, базолатеральной амигдалы. Применяется также селективная амигдало- и гиппокампотомия. Определенный эффект дает стереотаксическая билатеральная амигдалотомия.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.