Работа логопеда с ребенком с эпилепсией


Синдром Ландау-Клефнера - это редкое неврологическое заболевание детей, которое характеризуется поражением коры головного мозга в височной области (приобретённая эпилептическая афазия у детей).

Для него характерно нарушение речевой функции - страдают не сами артикуляционные компоненты речи (звуковая модификация при помощи зубов, языка и глотки), а умение формулировать фонемы на уровне ЦНС.

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_raboty_uchitelya-logopedas_rebyonkom_imeyushchim_sindrom_landau-klefnera.ppsx 2.15 МБ

Подписи к слайдам:

Особенности работы учителя-логопеда с ребёнком, имеющим синдром Ландау-Клефнера в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Кобзарь Наталия Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ д /с № 49 комбинированного вида г. Североморска март 2014 года Методическое объединение учителей-логопедов и дефектологов г. Североморска

Медицинские документы, подтверждающие наличие у ребёнка, зачисленного в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР синдрома Ландау-Клефнера

Синдром Ландау-Клефнера Синдро м Ландау-Клефнера - это редкое неврологическое заболевание детей, которое характеризуется поражением коры головного мозга в височной области (приобретённая эпилептическая афазия у детей). Для него характерно нарушение речевой функции - страдают не сами артикуляционные компоненты речи (звуковая модификация при помощи зубов, языка и глотки), а умение формулировать фонемы на уровне ЦНС. В настоящее время зарегистрировано более 200 случаев заболевания СЛК. В период с 1957 по 1980 год – 81 случай.

Афазия – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Формы афазии по А. Р. Лурия акустико-гностическая акустико-мнестическая семантическая афферентная моторная эфферентная моторная динамическая Александр Романович Лурия Аккустико-гностическая – нарушение понимания речи, при восприятии её на слух ( страдает задняя треть височной извилины левого полушария ). Аккустико-мнестическая – снижение слухоречевой памяти, при восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает значение предыдущего слова ( страдает средние и задние отделы коры височной области ). При синдроме Ландау-Клеффнера эпилептическая активность не разрушает мозговой субстрат и сформированную к моменту заболевания языковую систему, но мешает ее нормальному функционированию и развитию . Поэтому синдром Ландау-Клеффнера в отличие от других форм приобретенной детской афазии следует считать функциональным расстройством.

F80.3 Приобретенная афазия с эпилепсией ( синдром Ландау-Клефнера ). F80.31 Психотический вариант течения при- обретенной афазии с эпилепсий ( синдром Ландау — Клефнера ). F80.32 Непсихотический вариант течения приобретенной афазии с эпилепсий ( синдром Ландау — Клефнера ). F80.39 Неуточненный по типу течения приобретенной афазии с эпилепсий ( синдром Ландау — Клефнера ). По МКБ 10-го пересмотра синдром Ландау-Клефнера имеет следующие шифры

Причины синдрома Ландау-Клефнера Грубые энцефалопатические аномалии в задних височных областях обоих полушарий, продолжающиеся и во время сна; генетические или приобретённые изменения мозговой организации, делающие мозг предрасположенным к эпилептической активности; нейроцистицеркоз - паразитарное заболевание, вызванное личинками свиного цепня; слишком тонкая кора мозга, в результате чего у ребёнка развивается поражение полушарий; синдром может являться вторичной причиной низкодифференцированных опухолей мозга и черепно-мозговых травм в анамнезе; синдром может не иметь под собой каких-либо явных причин возникновения. Распространённость: низкая (1-2 случая в год). Возраст дебюта заболевания: обычно до 6 лет (пик в 3-6 лет). Пол заболевших: в два раза чаще встречается у мальчиков. Неврологический и психический статус: нормальный до начала эпилептических приступов. Причины синдрома Ландау-Клеффнера до конца не определены.

Задачи коррекционной работы при синдроме Ландау-Клефнера Сохранить и развить коммуникативную функцию ребёнка с синдромом Ландау-Клефнера . Развивать импрессивную и экспрессивную речь. Скорректировать нарушения слухоречевой памяти. Развивать ВПФ. Этапы коррекционной работы Восстановление и развитие фонематического слуха и восприятия. 2. Восстановление и развитие слухоречевой памяти. 3. Развитие зрительных представлений. 4. Коррекция ОНР.

Взаимодействие с невропатологами при синдроме Ландау-Клефнера 1. Электроэнцефалография (ЭЭГ). 2. Видео – ЭЭГ (видео-электроэнцефалография 3. Исследование мультимодальных вызванных потенциалов головного мозга. 4. Компьютерные исследования вегетативной нервной системы. 5. Биохимические исследования.

Прогнозы невропатологов Редкость восстановления речи до возрастной нормы. 2. Быстрое развитие болезни, чаще приводит к полному выздоровлению. Чем старше ребёнок в момент заболевания, тем лучше прогноз. Синдром Ландау-Клефнера в раннем возрасте создаёт неблагоприятный прогноз в отношении языковой функции. Если у ребёнка более 36 месяцев сохраняются эпилептические приступы во сне – полного восстановления языковой функции не будет.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимым условием закрепления коррекционного эффекта в системе специальных занятий в логопедической группе является готовность родителей к полноценному сотрудничеству в процессе коррекционной работ.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Процесс социализации детей требует системного, .

Развитие речи у детей – дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности, возможности полноценной коммуникации.Проблема эта чрезвычайно актуальна, так как если детям сво.

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы.

Актуальность изучения темы в условиях группы компенсирующей направленности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена обновлением нормативной базы дошкольного образования. Объект исследов.

Особенности работы учителя – логопеда со слабовидящими детьми, имеющими речевые нарушения.

На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, поэтому согласно диагностике, п.

МИФЫ О ЛОГОПЕДАХ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Здравствуйте читатели: родители, коллеги!
Мне хочется поделиться с Вами информацией об эпилепсии.

Я и раньше
сталкивалась с этим заболеванием, но в этом
учебном году я более глубже прониклась в проблему
этого заболевания. И столкнулась с тем, как развитие ребенка может в один
момент отодвинуться на год, а то и два назад.

Причины,
симптомы и лечение

Наш мозг – это очень сложный
механизм. Мозг управляет всеми функциями нашего организма. При появлении
изменений в структуре мозга, появляются изменения во всем организме. Одним из
таких проявлений является эпилепсией.

Эпилепсия – это хроническое заболевание, характеризующееся частыми, чаще
всего через равные промежутки времени, потерями сознания, мышечными
сокращениями. Необходимо отличать эпилепсию, когда приступы повторяются
постоянно, и эпилептические припадки, когда приступы единичные, иногда даже
однократные, у детей чаще всего появляются на фоне высокой температуры
(фебрильные судороги). При эпилептических припадках (приступах) изменений в структуре
мозга не наблюдается.

При эпилепсии в головном мозгу образуется скопление нейронов
(эпилептический очаг), которые находятся в постоянном возбуждении. Окружающие
этот очаг нейроны сдерживают это возбуждение, но периодически импульс из
эпилептического очага прорывается наружу, и тогда возбуждению подвергаются все
нейроны головного мозга.

Первая
помощь при приступах:

1. Повернуть ребенка на бок.

2. Прижать руками посильнее к полу, к дивану.

3. Вызвать скорую помощь.


Причины эпилепсии у детей

Их много. Остановлюсь на нескольких — это травмы головы. Родовые
травмы.

Прогноз
при эпилепсии

Прогноз для детей с
эпилепсией различный. Такие дети обязательно должны посещать Лекотеку, так как
их психическое развитие страдает и каждый приступ возвращает развитии
ребенка назад.

Многим родителям приходится знать о таком диагнозе как эпилепсия. Это очень серьезный диагноз.

При упоминании об эпилепсии практически у каждого человека возникает ассоциация с судорогами. Совершенно верно, эпилепсия чаще всего проявляется именно судорогами.

Эпилепсия является хроническим заболеванием нервной системы, которое характеризуется беспорядочной электрической активностью либо отдельных частей, либо всего головного мозга, в результате чего наблюдаются судорожные припадки и потеря сознания, как у взрослых, так и у детей.

Головной мозг человека содержит огромное количество нервных клеток способных генерировать и передавать возбуждение друг другу. У здорового человека присутствует здоровая электрическая активность головного мозга, но при эпилепсии возникает увеличение электрического разряда и появление сильной, так называемой эпилептической активности. Волна возбуждения мгновенно передается на соседние участки головного мозга, и возникают судороги.

Если говорить о причинах эпилепсии у детей, то в первую очередь стоит выделить внутриутробную гипоксию или недостаток кислорода клеткам головного мозга во время беременности, а также черепно-мозговые травмы, энцефалиты, причинами которых является инфекция, а также наследственность. Нужно иметь в виду, что эпилепсия является малоизученным заболеванием, поэтому любые причины могут лишь поспособствовать развитию эпилепсии, но нельзя сказать, что какая-то причина напрямую вызывает заболевание.

Только ли эпилепсия может вызывать судороги?

Нет. Если у вашего ребенка случился судорожный припадок, не стоит паниковать. У детей часто случаются судороги на фоне высокой температуры, так называемые фебрильные судороги. Для того, чтобы не было судорог на фоне высокой температуры, ее необходимо вовремя сбивать. Выше 38 градусов не стоит оставлять без внимания, но сразу же снижать с помощью ректальных парацетамоловых свечей, либо литической смеси.

Не только высокой температурой, но и недостатком кальция, магния, витамина В6, снижением уровня глюкозы, а также черепно-мозговой травмой могут быть обусловлены судороги у детей.

Если у вашего ребенка судорожный припадок случился впервые, то необходимо обязательно вызвать скорую помощь для госпитализации с целью обследования и лечения ребенка.

Что необходимо предпринять, если у вашего ребенка возник судорожный припадок?

  • Во-первых, уложить на кровать, либо на пол вдали от острых предметов, чтобы ребенок не поранился
  • Во-вторых, уложить на бок, чтобы ребенок не задохнулся
  • В-третьих, ничего не кладите в рот ребенка, не удерживайте язык

Если это эпилептический приступ, он может длиться до 2-3 минут.

С ребенком обязательно нужно быть рядом, и не давать ему ни пить, не лекарства, пока он не придет в себя.

Если у вашего ребенка температура, обязательно поставьте ему ректальную свечку от жара.

Какими бывают эпилептические приступы?

Большие приступы начинаются с судорог всего тела, так называемых конвульсий, сопровождаются потерей сознания, сильным напряжением мышц всего тела, сгибанием/разгибанием рук и ног, сокращением мимических мышц лица, закатыванием глаз. Большой приступ может закончиться непроизвольным мочеиспусканием и дефекацией. После приступа у ребенка наступает постэпилептический сон.

Кроме больших приступов могут быть так называемые малые приступы.

К малым приступам относят абсансы, атонические приступы и детский спазм. Абсансы — это замирания, или кратковременные потери сознания. Атонические приступы похожи на обмороки, ребенок падает, и его мышцы во время приступа чрезвычайно вялые или атоничные. Детский спазм случается утром, ребенок приводит руки к груди, кивает головой и выпрямляет ноги. Как мы видим, проявления эпилепсии достаточно многогранны, и если есть хоть малейшее подозрение на эпилепсию, то необходимо незамедлительно делать ЭЭГ — электроэнцефалограмму.

Эпилепсия может быть истинной и симптоматической, то есть являться симптомом опухоли головного мозга. С этим необходимо разобраться сразу после постановки диагноза эпилепсии.

Сам же диагноз ставится после проведения электроэнцефалограммы, на которой в случае эпилепсии будет наблюдаться эпилептическая активность.

Также проводится часовая ЭЭГ, для более детального обследования.

Для исключения опухоли головного мозга ребенку проводят магнитно-резонансную томографию головного мозга.

Заподозрить эпилепсию можно, если у ребенка появились замирания, или абсансы, кратковременные потери сознания, при которых ребенок как бы выключается на несколько секунд. При этом существует именно абсансная эпилепсия, которая протекает без приступов. Бывает абсанс предшествует приступу. В любом случае, необходимо направить ребенка на ЭЭГ.

Лечение эпилепсии у ребёнка

Если у ребенка было хотя бы два приступа, то ему необходим прием таких препаратов как, вальпроат (конвулекс), фенобарбитал или карбамазепин, а также топомакс и кеппра.

Прием данных препаратов длительный, очень важна регулярность, при несоблюдении регулярности приступы могут повториться.

Чаще всего одного препарата достаточно, чтобы предупредить судороги. Противоэпилептические препараты вызывают снижение внимания, сонливость, понижают успеваемость в школе, но ни в коем случае ни отменять, ни пропускать их нельзя, потому что отмена сразу может вызвать приступ. Каждый приступ отодвигает развитие ребенка назад.

Препарат Конвулекс применяется под контролем вальпроевой кислоты в крови. Если вальпроевая кислота в крови более 100 мкг/мл, значит повышать дозировку препарата нельзя, если меньше 50 мкг/мл, то терапевтическая дозировка не достигнута, и дозу надо повысить.

Если у ребенка был хотя бы один приступ, то в течение месяца ему категорически запрещен любой массаж, препараты стимулирующие ЦНС, а также занятия с логопедом.

При симптоматической эпилепсии проводят удаление опухоли, после чего приступы полностью прекращаются.

Также появился новый метод в терапии эпилепсии — стимуляция блуждающего нерва. Для этого пациенту имплантируют специальное электрическое устройство. Стимуляция блуждающего нерва улучшает эмоциональное состояние пациента.

Факторы, провоцирующие приступы эпилепсии

Отсутствие сна или прерывистый сон. Организм как бы пытается наверстать упущенный быстрый сон, в результате чего меняется электрическая активность головного мозга и может начаться приступ.

Стресс и беспокойство могут способствовать появлению приступов.

Лекарственные препараты, стимулирующие ЦНС (Цераксон, Церебролизин), могут вызвать приступ эпилепсии, а также увеличение дозы инсулина за счет гипогликемии.

Любые тяжелые заболевания, такие как пневмония, могут поспособствовать возникновению приступа.

Также приступу может способствовать мелькание яркого света, например, при просмотре мультсериалов. Существует так называемая телевизионная эпилепсия – это особое состояние фоточувствительности, в основе которого лежит перемещение пятен, составляющих картинку. Восприимчивые дети могут отреагировать на просмотр телевизора приступом.

Если у вашего ребенка есть эпиактивность на ЭЭГ, но приступов нет, то нужно иметь в виду, что при любых стрессовых факторах, будь то болезнь или гормональная перестройка, они могут появиться. И войдя в стойкую ремиссию нужно быть наготове.

Излечима ли эпилепсия

К счастью, эпилепсия у детей может пройти. Но, если у вашего ребенка был хотя бы один большой приступ, то противоэпилептическое лечение он должен получать три года. В течении этих трех лет ребенок должен госпитализироваться каждые три месяца для обследования и наблюдения. При отсутствии приступов диагноз снимается. Однако ребенок находится под наблюдением невролога еще пять лет.

Данная статья полезна всем родителям, потому что любые судороги являются поводом для беспокойства, и необходимо знать, как помочь ребенку. Даже если вашему ребенку поставили такой серьезный диагноз как эпилепсия, не стоит отчаиваться и паниковать. Нужно строжайше соблюдать назначения врача невролога, возможно, пройти консультацию эпилептолога, и обязательно надеяться, на то, что ваш малыш поправится — так сказать, перерастет. Поверьте, от вашего настроя очень многое зависит.

Также очень много значит климат в семье. Необходимо окружить ребенка вниманием и дружелюбным отношением. Излишне подчеркивать эпилепсию не следует, чтобы психологически ребёнок чувствовал себя спокойнее, и не пытался использовать свою болезнь, манипулируя вами.

Основной задачей реабилитации детей с эпилепсией является прекращение или сведение к минимуму количество приступов. Также очень важно социализировать ребенка, ввести его в детский коллектив, и максимально подготовить к школе, не перегружая его психику. Для этого с ребенком должны работать логопеды и психологи. Возможно в школе ему понадобится индивидуальная программа обучения.

Главное в лечении — правильно подобранная схема препаратов, которая предупредит появление приступов. Отсутствие приступов очень важно, потому что каждый приступ не только замедляет развитие ребенка, но и отодвигает его назад.

Профилактика эпилепсии

Профилактика данного заболевания заключается в первую очередь в предотвращении гипоксии как внутриутробной, так и после рождения, предотвращении травм и инфекций головного мозга, а также стрессовых ситуаций у ребенка. Нужно стараться избегать чрезмерного просмотра телевизора, и вовремя укладывать ребенка спать.

Терапевт Е. А. Кузнецова

тоит ли лечить ребенка с задержкой или нарушением речи у невролога?

Следует понимать, что почти все нарушения речи возникают вследствие неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно — нарушений работы мозга, центральной нервной системы, отклонений в строении артикуляционного аппарата, генетических или же психических расстройств.

Изучая анамнез детей с патологией речи, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.

Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы.

Какие существуют методы лечения?

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.

Краткий обзор ноотропных и других препаратов, применяемых при лечении речевых нарушениях.НАЗНАЧАЕТ ПРЕПАРАТЫ ТОЛЬКО ВРАЧ! Не занимайтесь самолечением, это опасно!

Ноотропы — это вещества, оказывающие специфическое позитивное влияние на высшие интегративные функции мозга. Они улучшают умственную деятельность, стимулируют когнитивные (познавательные) функции, облегчают процесс обучения, улучшают память, стимулируют интеллектуальную деятельность.

Энцефабол — препарат, который улучшает патологически сниженные обменные процессы в тканях головного мозга, снижает вязкость крови и улучшает кровоток. Улучшает кровообращение в ишемизированных участках мозга, увеличивает их оксигенацию (насыщает кислородом), усиливает обмен глюкозы.

Пантогам (гопантеновая кислота) — это наиболее мягко действующий метаболический церебропротектор с минимально выраженным стимулирующим влиянием на ЦНС. Препарат улучшает энергетический обмен в мозге, и другие различные виды обмена в клетке, обладает противосудорожным действием, уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения. Повышает умственную и физическую работоспособность.

Глицин является регулятором обмена веществ, нормализует и активирует процессы защитного торможения в центральной нервной системе, уменьшает психоэмоциональное напряжение, агрессивность, конфликтность, повышает умственную работоспособность и социальную адаптацию, облегчает засыпание и нормализует сон.

Фенибут облегчает передачу нервных импульсов в ЦНС. Улучшает функциональное состояние мозга засчет нормализации обмена веществ в тканях и влияния на мозговое кровообращение. Снижает чувство тревоги, напряженности, беспокойства и страха, уменьшает раздражительность, эмоциональную лабильность, повышает умственную работоспособность.

Иногда эффект бывает диаметрально противоположным (

т.к. фенибут больше нейролептик, чем ноотроп). После отмены препарата эффект исчезает в течение нескольких дней.

Семакс влияет на процессы, связанные с формированием памяти и обучением. Усиливает избирательное внимание в момент восприятия и анализа информации, улучшает закрепление памятного следа и его хранение, что находит применение, как у здоровых лиц, так и у пациентов с различной неврологической патологией, в том числе и детей речевыми нарушениями.

Удобен в применении — не надо ребёнка уговаривать выпить лекарство, просто закапал в нос и всё. Препарат быстро всасывается со слизистой оболочки носовой полости, быстро проникает в мозг. И курс лечения этим средством в отличие от других ноотропов очень короткий — 3-5 дней. Лечебный эффект то него хороший, стойкий. Однако недостатком семакса являются его строгие условия хранения — он постоянно должен лежать в холодильнике (теряет лечебные свойства при температуре выше +10 гр.).

Церебролизин повышает эффективность энергетического обмена веществ в мозге, предотвращает гибель нейронов в условиях гипоксии и ишемии, оказывает положительное влияние при нарушениях познавательных функций, улучшает концентрацию внимания, процессы запоминания.

Очень результативный препарат. Эффект от лечения заметен сразу после проведения курса лечения.

Кортексин улучшает процессы обучения и памяти, стимулирует процессы самовосстановления в головном мозге, ускоряет восстановление функций головного мозга после стрессорных воздействий.

Препарат хороший, большое количество детей, которые на нём отлично идут.

Церепро улучшает кровоток и усиливает обменные процессы в ЦНС, оказывает положительное влияние на познавательные и поведенческие реакции больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга, восстанавливает сознание при травматическом поражений головного мозга.

Этот препарат российский аналог глиатилина. Активизирует познавательные процессы, стимулирует развитие речи.

Выбирать какие из описанных препаратов показаны конкретному ребёнку может только врач, ведь несмотря на один диангоз, динамика у разных детей очень варьирует, так как степень поражения речевых зон и причины различны, а следовательно и результаты лечения могут различаться.

Кроме неврологических препаратов следует в обязательном порядке давать препараты йода, так как от него напрямую зависят умственные способности. А в нашем регионе наблюдается недостаток этого химического элемента.


В рамках образовательной программы мы хотим донести информацию о том, что многие дети, страдающие эпилепсией, могут обучаться в обычных школах и детских садах.

Социологический опрос показал, что большинство учителей испытывает страх, растерянность, не знают, как оказать первую помощь при приступе.

Большинство родителей умалчивают о проблеме и не ставят в известность классного руководителя о заболевании.

Для школы, колледжа, института и т д. очень важно, чтобы учитель как можно больше знал об этом заболевании и при необходимости умел оказать первую помощь.

Так как мне небезразлична данная проблема, я написала обсуждение по данной теме.


Особенности работы школьного педагога с детьми, страдающими эпилепсией.

Воспитание и обучение детей, страдающих эпилепсией, в нашей стране сопряжено со многими трудностями. Это связано с тем, что патогенез этого заболевания еще пока находится в стадии изучения, и дать подробные советы, одинаково годные для любого ребенка, страдающего эпилепсией, невозможно, т.к. каждый случай сугубо индивидуален.

К сожалению, все эти действия, как показывает практика, в большей мере приводят не к ожидаемой пользе, а только лишь к развитию многих комплексов, которые, в свою очередь, могут в дальнейшем привести к аутостигматизации. Ребенок начинает испытывать стыд, затруднения при общении, у него понижена самооценка. Однажды столкнувшись с явлением стигмы, он подсознательно ожидает и боится ее.


Чтобы предотвратить это, необходимо понять: дети, страдающие эпилепсией, нуждаются не только в медикаментозном лечении, но и в особой поддержке со стороны коллектива и, в том числе, педагогов. Преподаватели в школах, несомненно, должны быть хорошо информированы. Они должны не только правильно ориентироваться в тех случаях, когда случается эпилептический приступ, но и знать о тех специфических характерологических расстройствах, которые могут возникать у детей, страдающих эпилепсией, правильно понимать их действия, поступки, поддерживать здоровую эмоциональную обстановку в классе, не допускать агрессии. Это очень важно, т.к. от учителя зависит формирование личности, характера, отношения ребенка к себе и окружающим, и, следовательно, его социальные установки и место в обществе.

В первую очередь, необходима доверительная беседа с родителями ребенка. Педагог должен выяснить, как часто происходят приступы, какой они имеют характер, как влияет течение болезни на формирование личности. Также педагогу необходимо знать, какие противоэпилептические препараты принимает ребенок, как оказать первую помощь при приступе и как при необходимости связаться с родителями или ближайшими родственниками.

Воспитание и обучение детей, страдающих эпилепсией, сопряжено со многими трудностями. Это связано с тем, что патогенез этого заболевания еще пока находится в стадии изучения. И дать подробные советы, одинаково годные для любого ребенка, невозможно, т.к. каждый случай сугубо индивидуален.

Особенно трагично, если болезнь появилась в детском возрасте, когда у человека только формируется отношение к себе и к окружающему миру. У ребенка-эпилептика представления о себе и о картине мира искажены. Он чаще, чем другие, сталкивается с насмешками, отчуждением, пренебрежением, агрессией, снисходительной жалостью. Печально, что и педагоги иногда занимают неправильную позицию, отказываясь принимать таких детей в детские сады, школы, стараясь перевести их на домашнее обучение. Родители, стараясь оградить ребенка от перенапряжения, также ограничивают его деятельность, зачастую "перегибая палку".

К сожалению, все эти действия, как показывает практика, в большей мере приводят не к ожидаемой пользе, а только лишь к развитию многих комплексов, которые, в свою очередь, могут в дальнейшем привести к аутостигматизации. Ребенок начинает испытывать стыд, затруднения при общении, у него понижена самооценка. Однажды столкнувшись с явлением стигмы, он подсознательно ожидает и боится ее.

Чтобы предотвратить это, необходимо понять: дети, страдающие эпилепсией, нуждаются не только в медикаментозном лечении, но и в особой поддержке со стороны коллектива и, в том числе, педагогов. Преподаватели должны не только правильно ориентироваться в тех случаях, когда случается эпилептический приступ, но и знать о тех специфических характерологических расстройствах, которые могут возникать у детей, страдающих эпилепсией, правильно понимать их действия, поступки, поддерживать здоровую эмоциональную обстановку в классе, не допускать агрессии.Это очень важно, т.к. от учителя зависит формирование личности, характера, отношения ребенка к себе и окружающим, и, следовательно, его социальные установки и место в обществе.

Так что же делать педагогу, если в его классе оказался ребенок с диагнозом "эпилепсия"? Прежде всего – не пугаться и паниковать. Если ребенок посещает обычную школу – значит, ему это не противопоказано.

В первую очередь, необходима доверительная беседа с родителями ребенка. Педагог должен выяснить, как часто происходят приступы, какой они имеют характер, как влияет течение болезни на формирование личности. Также педагогу необходимо знать, какие противоэпилептические препараты принимает ребенок, как оказать первую помощь при приступе и как при необходимости связаться с родителями или ближайшими родственниками.

Если эпилептический приступ все же произошел, не надо пугаться и кричать. Чтобы ребенок не нанес себе ушибов и повреждений, его нужно уложить на что-то мягкое, поддерживая голову руками. Рекомендуется удалить из зоны действия все опасные предметы, а также попытаться, насколько возможно, освободить ребенка от одежды (расстегнуть рубашку, ослабить ремень). Нельзя оставить ребенка одного во время приступа.

Необходимо срочно позвонить родителям ребенка. Вызывать "скорую помощь" нужно далеко не всегда, а только в следующих случаях:

- если продолжительность приступа превышает 5 минут;

- если имеется нарушение дыхательных путей;

- если приход в сознание после приступа осуществляется слишком медленно;

- если приступы происходят серийно, один за другим;

- если эпилептический приступ случился в воде;

- если во время приступа человек был травмирован.

После приступа обычно наступает сон. До приезда родителей ребенка нужно уложить в изолированном тихом помещении, где есть достаточный приток свежего воздуха. Но и во время сна желательно, чтобы за ним кто-то наблюдал, т.к. приступ может повториться, даже без пробуждения.

Если приступ происходит на глазах у других детей, не нужно акцентировать их внимание на этом. Не следует обсуждать факт болезни с кем-то при больном ребенке. Не рекомендуется чрезмерная опека и излишние ограничения. Ребенок, страдающий эпилепсией, не должен быть "выключенным из социума", он может и должен участвовать в спортивных и массовых мероприятиях в меру своих сил (по согласованию с врачом).

Профессор, доктор медицинских наук, руководитель Неврологического центра эпилептологии, нейрогенетики и исследования мозга Университетской клиники КрасГМУ им. проф. Войно-Ясе нецкого, Н.А. Шнайдер в своем обращении к педагогам пишет: "Больной эпилепсией ребенок, в целом, не отличается от других детей. Он такой же умный, красивый, интересный и нужный. Он такой же хороший. Он такой же молодец, как и все ребятишки. А то, что у него время от времени случаются приступы – это всего лишь одна из индивидуальных особенностей, которую нужно просто понять и принять. И которая ни в коем случае не делает его хуже или в чем-то ограниченнее других детей. Ему просто нужно чуть-чуть больше внимания и заботы. Только и всего. А так – он такой же, как все.

Это то, в чем Вы должны убедить себя, своих коллег, друзей больного ребенка и, конечно, самого маленького человечка, на долю которого выпало такое страдание.

Знайте, что в Ваших силах внести значимый вклад в то, чтобы ребенок, больной эпилепсией, не вырос отстраненным от жизни".

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.