Структура дефекта при эпилепсии

психология для всех и каждого

  • Главная
  • О нас
    • История
    • Команда
  • Новости
    • Сайт
    • Пресса
  • Дети
    • Стихи детей
    • Рассказы детей
    • Рисунки детей
  • Студенты
    • Лекции
      • Позитивная психотерапия
      • Психодиагностика
      • Психология семейных отношений
      • Перинатальная психология
      • Психосоматика
      • Патопсихология
      • Нейропсихология детского возраста
      • Нейропсихология
      • Анатомия и физиология детского организма
    • Рефераты
      • Психология
    • Курсовые
      • Психология
    • Билеты
      • Общая психология
      • Клиническая психология
      • Педагогическая психология
      • Философия
      • Психодиагностика
    • Дипломы
      • Психология
    • Аспирантура
      • Лекции
        • История науки
      • Билеты
        • Общая психология
        • Философия
    • Статьи
  • Взрослые
    • Родителям
      • До рождения
      • Дети от 0 до 1 года
      • Дети от 1 до 3 лет
      • Дети от 3 до 7 лет
      • Дети от 7 до 11 лет
      • Дети от 11 до 14 лет
      • Дети от 14 до 18 лет
      • Для всех
    • Калейдоскоп
  • Ссылки
  • Поиск
  • Skip to content

Эпилепсия – эндогенно-органическое заболевание с хроническим течением. Возникает преимущественно в детском и юношеском возрасте. Характеризуется разнообразными параксизмами (припадками), а также изменениями Личности, нередко достигающими степени слабоумия.

Большие судорожные припадки, малые судорожные припадки (абсанц) – мгновенное помутнение сознания.

Дисфория – резкая смена настроения, тенденция к плохому настроению. Возможна эпилептическая аура, т.е. человек предчувствует приступ.

  • генуинная – заболевание, когда не ясна природа происхождения (базовая);
  • симптоматическая – в результате тяжелого поражения головного мозга (травмы, воспаления, опухоли).

Статистика: от 3 человек на 1000 населения.

Изменение динамики протекания психической Деятельности

Два основных феномена эпилепсии:

1 . Снижение познавательной способности

  • Нарушения памяти обычно не грубые. При генуинной эпилепсии Корсаковского синдрома не бывает (дизорганизация процессов памяти, забывают отдельные моменты). При исследовании пиктограмм опосредовано не улучшает запоминание, а дизорганизует. Больной может воспроизвести синонимичное значение заданного слова, рисует сам рисунок, отражается стремление определить как можно больше признаков. Цели выполнения инертны.
  • Специфика речи определяет инертность и нарушение памяти. Замедление тембра речи, возможны амнестические западения на слова вплоть до амнестической афазии. Может быть олигофазия – нарушение темпа и речевая память. Часто используют уменьшительно ласкательные суффиксы.
  • Сужен объем внимания. Трудность в переключении внимания.

2 . Мышление. Снижение операциональной стороны. Трудности вычисления существенного признака предмета, явлений, понятий. Существенный признак заменяется конкретным ситуационным решением. Трудность в понимании переносного смысла пословиц и метафор. Больной понимают все конкретно и не могут вычленить общее. Обстоятельность, выражающаяся в выраженной детализации суждений. Нарушение мотивационной стороны мышления, что выражается в специфическом резонерстве. Всегда резонерство многословно (аффективная насыщенность), любит учить жизни. При этом обстоятельность. Резонерство возникает в определенных ситуациях и носит компенсаторный характер. Старается произвести впечатление.

Специфические изменения Личности

Характерны специфические черты Личности: слащавость, подчеркнутость с людьми, которые у них в подчинении, грубы, при первом впечатлении милы, внимательны – это поведенческий фасад. Больные ведут себя агрессивно, злопамятны. Педантизм, перфекционизм – стремление сделать все по высшему классу. Инертность мотивационной сферы – жесткость, ригидность целей и побуждений.

Патопсихологический синдром при эпилепсии:

Основной синдромообразующий фактор – это нарушение динамики мыслительной Деятельности (инертность, вязкость, ригидность).

Первичный дефект. Сужение поля-ориентировки. Инертность мотивации и целеполагания. Приводит к негибкости жизненных программ вообще, трудности их перестройки. Снижение продуктивности познавательной Деятельности.

Вторичный дефект. Признаки адаптации к узким сжатым болезнью рамкам жизнедеятельности, т.е. совокупность личностных качеств и их противоречивое сочетание. Эгоцентризм, склонность к резонерству.

Эпилепсия – эндогенно-органическое заболевание с хроническим течением. Возникает преимущественно в детском и юношеском возрасте. Характеризуется разнообразными параксизмами (припадками), а также изменениями Личности, нередко достигающими степени слабоумия.

Большие судорожные припадки, малые судорожные припадки (абсанц) – мгновенное помутнение сознания.

Дисфория – резкая смена настроения, тенденция к плохому настроению. Возможна эпилептическая аура, т.е. человек предчувствует приступ.

генуинная – заболевание, когда не ясна природа происхождения (базовая);

симптоматическая – в результате тяжелого поражения головного мозга (травмы, воспаления, опухоли).

Два основных феномена эпилепсии:

Инертность психической Деятельности. Состоит в трудности переключения с задания на задание. Наблюдается в начале задания. Наблюдается истощаемость. Любой симптом зависит от тяжести и длительности заболевания.

Патопсихологический синдром при эпилепсии:

Основной синдромообразующий фактор – это нарушение динамики мыслительной Деятельности (инертность, вязкость, ригидность).

Первичный дефект. Сужение поля-ориентировки. Инертность мотивации и целеполагания. Приводит к негибкости жизненных программ вообще, трудности их перестройки. Снижение продуктивности познавательной Деятельности.

Вторичный дефект. Признаки адаптации к узким сжатым болезнью рамкам жизнедеятельности, т.е. совокупность личностных качеств и их противоречивое сочетание. Эгоцентризм, склонность к резонерству.

Эпилепсия – это обычно хронически протекающее заболевание, характеризующееся наличием эпизодически возникающих расстройств в сознании, настроении. Заболевание в большинстве случаев приводит к постепенному изменению личности и своеобразному снижению интеллекта. На отдаленных этапах болезни могут возникать острые и затяжные психозы. По статистике, распространенность эпилепсии среди населения менее 1%, причём более половины людей заболевают в возрасте ещё до 15 лет.

Характерный признак эпилепсии – внезапный судорожный припадок. Во время припадка эпилептик теряет сознание, падает, у него начинаются судороги, зрачки глаз не реагируют на свет. Длительность припадка – 3-4 минуты. Частота припадков может быть разная: от ежедневных до одного - двух раз в год. Бывают и припадки, не сопровождающиеся судорогами, но кратковременной потерей сознания или его сумеречным состоянием.

С точки зрения патопсихологии, отмечаемые изменения личности по эпилептическому типу – это тугоподвижность, замедленность всех психических процессов, склонность к застреванию на деталях, обстоятельность мышления, невозможность отличить главное от второстепенного, дисфории(то есть приступы расстройств настроения, обычно это сочетание злобности и тоскливости).

Результатами болезни являются трудности с использованием нового опыта, слабость комбинаторных способностей, ухудшение воспроизведения прошлого опыта. Больные долго помнят обиду, мстят за нее. Отмечается карикатурный педантизм в быту. Существенной чертой эпилептиков является инфантилизм, выражающийся в незрелости суждений и др. Лицо этих больных малоподвижно, маловыразительно, мимические реакции бедны, у них наблюдается скупая сдержанность в жестикуляции.

1. Нарушение динамики психич. Д-сти

2. Снижение уровня познания

3. Нарушение личности.

1) Нарушения динамики (работоспособности): замедленность во всех процессах. Очень замедленная реакция при ассоциациях, латентные паузы, инертность проявляется в появлении повторов при выполнении задания на ассоциации. Детализированность обстоятельность психической деятельности. Не истощаются, практически не устают. В эксперименте на присыщаемость – нет новых мотивов в силу не присыщаемости деятельностью. Поэтому им рекомендуются виды деятельности, связанные с точностью и аккуратностью .

2). Нарушение памяти: резко снижена способность запоминания (воспр 4-6 слов). По метке пиктограмм – не точно воспроизводит словосочетания. Ракурс активности смещается с запоминания на рисование. Нарушение мышления: в первую очередь снижение уровня обобщения. Вычленение признака предметов, по которым они класиф-ся не возможно. Руководствуются только ситуативными признаками или личными вкусами. Понимание смысла пословиц и поговорок тоже снижено. Наблюдаются: амнестические западения (забывание названия предметов), темп замедлен, в речи – обилие уменьшительно- ласкательных суффиксов. Мышление эпилептиков очень обстоятельно, часто наблюдается резонерство, (обнаруживает, что несостоятелен и компенсирует этим свои возможности – поучения о том, как надо). Нарушения внимания: сужение объема внимания. Это отражается на трудностях усвоения инструкции.

3). Нарушения личности: особенности личности компенсаторные. Ласковый, нежный, вежливый подчеркнуто, мстительный, злопамятный, высокий уровень эгоцентризма, педантизм, льстивы, слащавы. Есть базовые особенности которые опираются на нарушения мозга – дисфория. Дети – аутсайдеры – от них отворачиваются. Не могут усваивать всю программу и берут качеством – аккуратностью, тщательностью. Это попытка корректировать свою деятельность. Рано или поздно наступающие слабоумие, сужение перспективы жизни: не планируют, а живут от припадка до припадка. Они инфантильны в силу ограниченности в действиях со стороны родителей и близких. В целом, они симбиотичны со своими родителями. Чем ранее заболевает ребенок, тем больше симптомов заболевания, тем тяжелее протекание. Помощь психотерапевта – на уровне диагностики.

Ханжество, слащавость. При первом впечатлении такой больной приятен, подчеркнуто вежлив. Все эти проявления - поведенческий фасад.

В ситуации конфликта, обиды, такой больной злобен, агрессивен, мстителе, злопамятен. Помнит малую обиду годами. Несоответствие поведенческому фасаду. Их точки зрения - ригидные. Они редко когда их меняют. Недостаточно прислушиваются к чужому мнению. Они подчеркнуто вежливы и лояльны к вышестоящим людям. Деспотичны к зависимым от них людям.

Им свойственен педантизм, максимальный контроль, детализация. Хорошо переносят монотонный труд. Создание чего-то - проблематично. Очень тревожная ситуация.

Инертность мотивационной сферы. Инертность побуждений, целей в крайней степени проявляется. Трудность адаптации в социальной реальности.

Основной синдромообразующий фактор - нарушение динамики психической деятельности: инертность, ригидность. Что проявляется в снижении темпа психических процессов, эмоциональной застойности, сужение полеориентировки, инертность мотивации и целеполагания.

В результате инертности целеполагания - стереотипность жизненных программ. Часто становится неадаптивным. Не может успешно реализовать жизненные программы.

Тяжелый для психотерапевтического воздействия. Жесткий способ поведения - защита от непредсказуемости окружающего мира.

Первичные дефекты: снижение познавательной деятельности.

Вторичные дефекты: конфабуляция - фантазмы, возникающие у людей с провалами памяти как защита организма.

Вторичный дефект формируется как результат адаптации к узким жатым болезнью рамкам жизнедеятельности. Проявление таких личностных признаков, как эгоцентризм, преобладание негативных эмоций, повышенная раздражительность, агрессивность, противоречивость.

Третичные дефекты: возникают как реакция больного на отношение окружающих к нему или его болезни. Больной считает, что окружающие ждут от него неуспеха. Не доверяют некоторые виды деятельности. Если это обрастает невротической переработкой, то может возникнуть агрессия. При этом больной формирует поведение слащавости, подстраиваясь под окружающих, стараясь получить одобрение. Их оценка занижена, с другой стороны она компенсаторно завышена.

При патопсихологическом обследовании больных эпилепсией обнаруживаются характерные изменения мышления, речи, памяти, личностные особенности.

Существенно изменяется темп психических процессов, у большинства больных он значительно замедлен. Показательно в этом отношении исследование с помощью таблиц Шульте. Тогда как здоровые люди затрачивают в среднем на поиск чисел в одной таблице 40-50 с., у больных эпилепсией поиск чисел в таблице длится от 0,5 до 2,5 мин. и более.

Уже в начальной стадии эпилепсии отмечаются изменения подвижности психических процессов. Явления инертности психической деятельности обнаруживаются даже при наличии в анамнезе у больных с начальными проявлениями эпилепсии единичных судорожных припадков (при отсутствии еще заметных признаков интеллектуально-мнестического снижения).

Нарушения подвижности психических процессов легко обнаруживаются в пробе на переключение. Так, при попеременном прибавлении к заданному числу двух других отмечаются ошибки чередования. Последние обнаруживаются и при попеременном назывании к заданным словам антонимов и синонимов.
Характерны в этом отношении результаты исследования методикой попеременного называния пар одушевленных и неодушевленных предметов. У больных эпилепсией обнаруживаются ограничение называемых предметов рамками одного понятия (называются одни лишь домашние животные в качестве одушевленных либо мебель и окружающая обстановка в качестве неодушевленных), частое повторение одних и тех же слов, иногда (чаще в начале задания) — неправильное чередование пар слов.

При выраженном эпилептическом слабоумии и олигофазии больные нередко прибегают к называнию собственных имен близких им людей.

Явления инертности отмечаются и при произвольном назывании 60 слов. На выполнение этого задания уходит от 6—7 до 14 мин. Многократно повторяются одни и те же слова. Психически здоровые обычно называют слова смысловыми гнездами, состоящими из 5—6 слов, близкими по родовой принадлежности.

У больных эпилепсией эти смысловые гнезда состоят из значительно большего числа слов. Это обстоятельство делает понятным, почему больные эпилепсией затрачивают на произвольное называние слов много времени, в силу инертности продолжают искать нужное слово, а не переходят к словам, принадлежащим к другому смысловому гнезду.

Обнаруживаемая при обследовании больных эпилепсией инертность протекания ассоциативных процессов характеризует их мышление как тугоподвижное, вязкое. Эти особенности отмечаются и в произвольной речи больных: они “топчутся” на месте, не могут отвлечься от второстепенных, мало существенных деталей. Но при этом цель высказывания больным не теряется.

Инертность, вязкость мышления больных эпилепсией отчетливо выступает в словесном эксперименте. Об этом свидетельствует увеличение латентного периода, частые эхолалические реакции, однообразное повторение одних и тех же ответов. Часто на слова-раздражители больные отвечают стереотипными рядами слов либо называют слова из своего профессионального обихода, иногда в качестве ответной реакции подбираются прилагательные, обозначающие цвет данного предмета. Иногда ответные слова относятся к предыдущим словам-раздражителям (“запаздывающие” речевые реакции).

Такие же особенности обнаруживают больные эпилепсией при исследовании методикой подбора слов-антонимов, являющейся вариантом словесного эксперимента. Здесь сам исследующий инструкцией предопределяет характер ответных реакций. Оскудение словарного запаса часто приводит к тому, что больные прибегают к образованию антонима путем прибавления к заданному слову частицы “не”. В словесном эксперименте отмечается зависимость между характером слова-раздражителя и величиной латентного периода. Испытываемые больным затруднения в подыскании нужного слова-антонима увеличиваются при предъявлении им слов абстрактного значения.

Часто в словесном эксперименте встречаются ответные реакции — штампы (например: яблоко — груша, птица — курица). При выраженном слабоумии ответные реакции стереотипны, однообразны — на все слова-раздражители больной может отвечать 2—3 словами (“хороший” или “плохой”, “знаю” или “не знаю”). Нередко словесные реакции отражают отношение больного к предметам, обозначенным словами-раздражителями. Эти особенности ассоциаций отражают изменения личности больных, присущий больным эпилепсией эгоцентризм.

Такого рода включение себя в описываемую ситуацию рассматривается как признак преобладания конкретных представлений в мышлении больных эпилепсией, недостаточности в осмыслении условного характера задания, как проявление эгоцентрических тенденций.

Уже в обычной беседе больные эпилепсией обнаруживают склонность к чрезмерной обстоятельности, детализации. Еще больше эти особенности эпилептического мышления выступают при описании больными сложного рисунка или при пересказе текста. При этом больные подмечают совершенно несущественные детали, фиксируют на них свое внимание. Нередко, описав, таким образом, рисунок, больной все же не может уловить его содержание.

Затруднения в выделении существенных признаков предметов и явлений характеризуют наблюдающиеся при эпилепсии снижение уровня процессов обобщения и отвлечения. При исследовании методикой исключения больные крайне обстоятельно характеризуют каждый из четырех изображенных на рисунке предметов и либо не находят между ними отличия, либо заявляют, что все эти предметы ничего общего между собой не имеют. общего.

Больные эпилепсией производят классификацию по конкретно-ситуационному признаку. Характерно образование в процессе классификации нескольких мелких, близких по содержанию групп.

Часто наблюдающиеся у больных эпилепсией пустые рассуждения создают картину своеобразного резонерства, отличающегося от резонерства при других заболеваниях, в первую очередь, от шизофренического. Резонерство больных эпилепсией носит характер компенсаторных рассуждений. Его особенности проявляются в поучительном, типа сентенций, тоне высказываний, отражающих некоторую патетичность и переоценку собственного жизненного опыта, в то время как эти высказывания носят характер неглубоких, поверхностных, бедных по содержанию суждений, содержат шаблонные, банальные ассоциации. Их резонерские рассуждения всегда приурочены к конкретной ситуации, от которой больному трудно отвлечься. У резонерствующих больных эпилепсией в эксперименте отмечаются снижение уровня обобщения и отвлечения, узость диапазона мышления, эгоцентрические тенденции при бедности словарного запаса.

Характерны наблюдающиеся у больных эпилепсией расстройства речи — замедление ее темпа, употребление уменьшительных слов и речевых штампов, олигофазии.

Непосредственно после припадка при наличии расстроенного сознания у больных обнаруживается асимболия — нарушена способность узнавать предмет и его назначение. Олигофазия проявляется в том, что больные узнают показываемый им предмет и обнаруживают знание его свойств и назначения, но назвать предмет не могут.

Затруднения называния предметов в послеприпадочный период неоднородны: более знакомые, обыденные предметы больные называют раньше, чем менее знакомые по прежнему жизненному опыту.
Течение эпилепсии сопровождается неуклонным ослаблением памяти. Вначале обнаруживается нарушение произвольной репродукции — концентрация внимания на воспроизведении в памяти какого-либо слова приводит к ухудшению способности репродукции. На последующих этапах обнаруживаются расстройства удержания и запоминания.

Кривая запоминания у больных эпилепсией носит своеобразный характер. Количество воспроизводимых слов с каждым последующим повторением либо незначительно увеличивается, либо остается прежним. При более глубоких нарушениях памяти у больных эпилепсией кривая запоминания носит более пологий характер.

Представляет интерес определенное соответствие между выраженностью общей прогрессирующей олигофазии и глубиной расстройств памяти, их параллелизм. Чем меньше выражены у больных эпилепсией расстройства памяти, тем менее выражена и общая прогрессирующая олигофазия, и, наоборот, более глубоким расстройствам памяти соответствуют более выраженные олигофазические проявления.
Для больных эпилепсией характерен детализирующий тип восприятия, отражающий черты эпилептической психики в перцепции. Аналогами детализирующего типа восприятия в мышлении являются снижение уровня обобщения и вязкость. При обследовании больных эпилепсией с равной степенью выраженности психического дефекта заметен явный параллелизм между отмеченными особенностями в перцепции и мышлении.

Исследование больных с помощью теста Роршаха показало, что с тенденцией к детализации у больных эпилепсией связано известное уменьшение количества “стандартных” интерпретаций, характерных для здоровых и отражающих присущие норме перцептивные стереотипы.

С нарастанием слабоумия уменьшается и количество образов, характеризующихся динамичностью, снижается “показатель движения”.

Таким образом, для эпилептического интеллектуального дефекта характерно сочетание таких признаков, как понижение количества стандартных интерпретаций, отсутствие кинестетических интерпретаций, снижение количества ответов с интерпретацией пятна как целого, бедность, стереотипность содержания.

Сравнительно мало при обследовании больных эпилепсией используется личностный опросник MMPI.

Методика “незаконченных предложений” дает объективное представление о характерологических изменениях больных эпилепсией и может быть использована для определения степени выраженности психического дефекта. Эти данные могут помочь в решении диагностических и экспертных вопросов, а также в индивидуальном построении реабилитационных мероприятий.

6. Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии: первичные, вторичные, третичные нарушения.

Эпилепсия – это обычно хронически протекающее заболевание, характеризующееся наличием эпизодически возникающих расстройств в сознании, настроении. Заболевание в большинстве случаев приводит к постепенному изменению личности и своеобразному снижению интеллекта. На отдаленных этапах болезни могут возникать острые и затяжные психозы. По статистике, распространенность эпилепсии среди населения менее 1%, причём более половины людей заболевают в возрасте ещё до 15 лет.

Характерный признак эпилепсии – внезапный судорожный припадок. Во время припадка эпилептик теряет сознание, падает, у него начинаются судороги, зрачки глаз не реагируют на свет. Длительность припадка – 3-4 минуты. Частота припадков может быть разная: от ежедневных до одного - двух раз в год. Бывают и припадки, не сопровождающиеся судорогами, но кратковременной потерей сознания или его сумеречным состоянием.

С точки зрения патопсихологии, отмечаемые изменения личности по эпилептическому типу – это тугоподвижность, замедленность всех психических процессов, склонность к застреванию на деталях, обстоятельность мышления, невозможность отличить главное от второстепенного, дисфории (то есть приступы расстройств настроения, обычно это сочетание злобности и тоскливости).

Результатами болезни являются трудности с использованием нового опыта, слабость комбинаторных способностей, ухудшение воспроизведения прошлого опыта. Больные долго помнят обиду, мстят за нее. Отмечается карикатурный педантизм в быту. Существенной чертой эпилептиков является инфантилизм, выражающийся в незрелости суждений и др. Лицо этих больных малоподвижно, маловыразительно, мимические реакции бедны, у них наблюдается скупая сдержанность в жестикуляции.

1. Нарушение динамики психич. Д-сти

2. Снижение уровня познания

3. Нарушение личности.

1) Нар-я динамики (работоспособности): замедленность во всех процессах. Очень замедленная реакция при ассоциациях, латентные паузы… инертность проявляется в появлении повторов при выполнении задания на ассоциации. Детализированность обстоятельность психич-й д-сти. Не истощаются, практически не устают. В экспер-те на присыщаемость – нет новыъ мотивов в силу не присыщаемости д-стю. Поэтому им рекомендуются виды д-сти, связанные с точностью и аккуратностью .

2). Нарушение памяти: резко снижена способность запоминания (воспр 4-6 слов). По мет-ке пиктограмм – не точно воспроизводит словосочетания. Ракурс активности смещается с запоминания на рисование.

Наруш-е мышл-я: в первую очередь снижение Ур-ня обобщения. Вычленение признака предметов, по которым они класиф-ся не возможно. Руководствуются только ситуативными признаками или личными вкусами. Понимание смысла пословиц и поговорок тоже снижено. Наблюдаются: амнестические западения (забывание названия предм-ов), темп замедлен, в речи – обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов. Мыш-е эпилептиков очень обстоятельно, часто наблюдается резонерство, (обнаруживает, что несостоятелен и компенсирует этим свои возможности – поучения о том, как надо).

Нар-я внимания: сужение объема внимания. Это отражается на трудностях усвоения инструкции.

3). Нар-я личности: особенности личности компенсаторные. Ласковый, нежный, вежливый подчеркнуто, мстительный, злопамятный, высокий ур-нь эгоцентризма, педантизм, льстивы, слащавы. Есть базовые особенности ко-е опира-ся на наруш-я мозга – дисфория. Дети – аутсайдеры – от них отворачиваются. Не могут усваивать всю программу и берут качеством – аккуратностью, тщательностью. Это попытка корректировать совю д-сть.

Рано или поздно наступающие слабоумие, сужение перспективы жизни: не планируют , а живут от припадка до прикадка. Они инфантильны в силу ограниченности в действиях со стороны родителей и близких. Инвализируется личность в целом, они симбиотичны со своими родителями. Чем ранее заболевает р-к, тем ↑симптомов заб-я. тем тяжелее протекание. Помощь психотерапевта – на Ур-не диагностики.

7. Сравнительная характеристика познавательной деятельности больных шизофренией и эпилепсией.

8. Нарушение эмоционально - личностной сферы в структуре синдромов шизофрении, эпилепсии, МДП (маниакально депрессивный психоз). Краткая характеристика.

Стресс – манифестация Ш – это пубертатный период (16-18) самый сложный возраст.

Эпилепсия: Нар-я личности: особенности личности компенсаторные. Ласковый, нежный, вежливый подчеркнуто, мстительный, злопамятный, высокий ур-нь эгоцентризма, педантизм, льстивы, слащавы. Есть базовые особенности ко-е опира-ся на наруш-я мозга – дисфория. Дети – аутсайдеры – от них отворачиваются. Не могут усваивать всю программу и берут качеством – аккуратностью, тщательностью. Это попытка корректировать свою д-сть.

Рано или поздно наступающие слабоумие, сужение перспективы жизни: не планируют , а живут от припадка до припадка. Они инфантильны в силу ограниченности в действиях со стороны родителей и близких. Инвализируется личность в целом, они симбиотичны со своими родителями. Чем ранее заболевает р-к, тем ↑симптомов заб-я. тем тяжелее протекание. Помощь психотерапевта – на Ур-не диагностики.

2. Маниакальная стадия: противоположное состояние – высокая энергетика, ↑потребность в еде, ↓в сне (могут не спать несколько ночей подряд). Траты больших сумм денег, принятие на себя больших ответственностей, объема работы. Чувствует свою грандиозность, всемогущество. Ускорение речи, многословность, мысль опережает речь. Объект внимания рассеян – сразу все. Пересмотр всей своей д-сти. Бывает карикатурность: немыслимые наряды, б-е к-во косметики… Повышенный интерес к сексуальной тематики, объектом их вожделения м.б.и врач. Могут иметь обилие секс-ых связей. При маниях м.б. взрывы негативных аффектов, м.б. опасны в гневных вспышках. Делают вещи, к-е не сделали бы в твердой памяти.

Нарушение психической деятельности при эпилепсии

Эпилепсия – внезапно падать, быть охваченным. Синонимыми: падучая болезнь, черная немочь, священная болезнь, лунная болезнь. Эпилепсия – э ндогенно органическое заболевание с хроническим течением, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте, характеризующиеся разнообразными парокси з мами, а также изменениями в когнитивной сфере и личности.
Клиническая картина

Большой судорожный припадок возникающий внезапно, как правило. Припадок состоит из двух фаз:

  1. Тоническая – все мышцы тела охватывает напряжение, повышение тонуса всех мышечных систем.
  2. Клоническая – судорожная фаза припадка – 1-2 минуты. Судороги охватывают все мышечные системы.
  3. Амнезия.
Малые припадки могут наблюдаться в качестве пароксизмов. Тонус и клонус – изменение состояние мыш.систем, могут охватывать определенные группы мышц (только справа). Локализация мышечных изменений судорожных процессов позволяет установить сторонность поражения. Может выражаться в том, что больной застывает на мгновение. Возможны эквиваленты большого судорожного припадка:
  • Сумеречные состояния сознания особого типа при эпилепсии: больной не осознает происходящего, но сохраняется в этот период двигательные автоматизмы и больной действует в логике предметов, которые попадаются на его пути.
  • П ароксизмальные изменения настроения. Грубые расстройства настроения, которые присутупообразно могут возникать как припадки– дисфории.
Эпилепсия в раной степени распространена в мужской и женской популяции (от 3до 6 чел. на 1000 людей) Большому судорожному припадку иногда может предшествовать аура. Эта аура может быть разного характера. По качеству ауры, по ее содержанию можем выдвинуть о локализации очага.
Три основных группы нарушений при эпилепсии:
  • Нарушение динамики психической деятельности
  • Нарушение познавательной деятельности
  • Изменение личности.
Эти нарушения выявляются в патопсихологическом исследовании.
Нарушение динамики психической деятельности: - Замедленност ь протекания псих. процессов и их инертност ь . В основе этих нарушений лежат нарушения характера протекания основных нервных процессов в коре головного мозга (возбуждение и торможение). Психологически эта замедленность выражается в тугоподвижности (замедленная ориентировка в каждой новом задании. Пример, если больному в ходе патопсихологической диагностике, то сталкиваемся со следующими формами поведения: уточнение инструкции, переспрашивания инструкции, требуют подтверждения правильности и успешности, у больного эпилепсии сразу же актуализируется мотив экспертизы, озабоченность собственной успеностью), при выполнении заданий с высоким темпом (таблицы Шульте). В норме на одну таблице – 30-40 сек., больной эпилепсией – 1-1,5 мин(предела нет). При выполнении задания складывания куба Линка, если поставить задачу темпа – в два раза медленнее, чем в норме. Инертность – это и есть тугоподвижность (трудность перехода и переключения с одного вида активности на другой). Обнаруживается при предложении больному на стимульное слово называть слово с противоположным значением. Повторяет одни и те же слова на слово раздражитель. Проявляется инертность эмоциональная – больной эпилепсией злопаметен, обиду и негативное переживание помнит долго (инертность). Инертность в поведенческих программах: больной зашел в шкаф.
Нарушения познавательной деятельности: Нарушения памяти и нарушения мышления. Память Нарушения непосредственного запоминания : задание запоминания 10 слов, то типичная картина кривой запоминания: Низкая продуктивность первого воспроизведения Отсутствие нарастания количество воспроизведенных элементов по увеличению повторения - плато. Не характерна истощаемость Больной дополняет ряд своими собственными словами, если это доп. слово появилось, то оно повторяется в следующих воспроизведений. Больной эпилепсией пытается запомнить все, продемонстрировав себя. Опосредованная память у больных эпилепсией: применение дополнительных средств (рисунков при запоминании) не повышает кривой запоминания. Показатели воспроизведении ниже при пиктограмм, чем без них. Их рисунки изобилуют деталями, с помощью которых больной старается максимально полно изобразить на рисунке то, что требовалось (слишком много деталей). При выполнении этого задания в силу инертности больной эпилепсией перестает руководство пользоваться инструкцией. Цель запомнить слово подменяется целью нарисовать (из-за инертности больных). Мышление Больные эпилепсией во многом полярны больным шизофренией, у них наблюдается инертность и замедленность . Если обратиться к структуре мыслительного акта, то для больного эпилепсией характерна обстоятельность мышления, чрезмерная детализация суждений, определений и т.д. например, при классификации предметов больной разделяет предложенные картинки на очень мелкие и дробные группы. Нередко можно наблюдать следующие ответы: (почему выделили такие группы): поросеночка с медведиком положить нельзя. Снижение уровня обобщений – снижение уровня выполнения мыслительных операций. Если больной шизой находит самое причудливое и абстрактное, то больной эпилепсией заземлен, конкретен, вместо операции обобщения строит конкретную ситуацию объединение сугубо синкретическое по конкретно-ситуационным признакам . Мотивационно-обусловленные нарушения мышления. Резонерство – готовность к многоговорению на незначительную тему, но резонерство больного эпилепсией качественно отличается от резонерства шизиков. В резонерстве эпилептиков видим желание утвердиться, вызвать одобрение, резонерство появляется только в ситуациях общения (для шизиков наличие партнера не важно), компенсаторная функция резонерства у эпилептиков. Аффетивная насыщенность – яркая аффективная окрашенность резонерских суждениях, в своих резонерских суждениях эпилептик учит собеседника как правильно жить. Лексика резонерская совершенно особая (имейте в виду, учтите – фраза адресованная партнера с целью воздействия на него).
Личностные изменения больных эпилепсией.
  • Гротескность многих личностных проявлений в отношении к миру, к другим людям, к самому себе. Больной эпилепсией обнаруживает те же самые качества, которые наблюдаем и у здоровых испытуемых (тенденция к самоутверждения, достижения успеха, одобрения и внимания со стороны другого челоека). Чрезмерность этих проявлений характерно для эпилептиков.
  • Противоречивость личностного облика больного эпилепсией: с дной стороны, это человек контактный и услужливый (чрезмерно услужливый - слащавый),а с другой стороны, жестокий и злопамятный .
Больной педантичен – он с трудом переключается, он медленно осваивает новое, поэтому педантизм формируется как личностная особенность компенсирующийся инертность, тугоподвижность, когнитивные нарушения, но и потом начиает культивироваться больными, как положительное качество. Эгоцентризм – больной центрирован на себе (в пиктограммена вкусный ужин: нарисовать то, что Я люблю).

Патопсихологический синдром

Ведущий синдрмообразующий фактор - нарушение аналитико-синтетической деятельности мозга с резким нарушением динамики нервных процессов

1. Первичные нарушения:

изменение динамики психических процессов (замедленность, инертность),

сужение объема внимания, трудности его распределения,

отсутствие гибкости, подвижности поведенческих программ,

общее снижение когнитивных способностей.

2. Вторичные нарушения. Возникают как компенсация первичных дефектов:

конфабуляции при запоминании,

комплекс личностных характеристик: угодливость, вежливость, педантизм.

3 Третичные нарушения

- хроническая поведенческая и эмоциональная напряженность (ожидание отрицательной оценки),

- завышенная самооценка, как компенсация хронического неуспеха

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.