3 диагностика невротических нарушений в дошкольном возрасте

Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.

Причины

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

  • Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
  • Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
  • Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).

Симптомы

Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

  • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
  • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
  • головокружения, головные боли;
  • мутизм;
  • мышечные боли;
  • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • недержание мочи или кала;
  • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
  • потливость.

Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

  • невроз навязчивых состояний;
  • неврастения (астено-невроз);
  • истерический невроз.

Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

  • невроз страха;
  • депрессивный невроз;
  • ипохондрический невроз.

  • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
  • невротический энкопрез (недержание кала);
  • невротические расстройства сна;
  • невротические расстройства аппетита (анорексия);
  • невротическое заикание;
  • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).

Астено-невротические состояния у детей

Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

Динамика невротических расстройств

Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

Диагностика и лечение неврозов у детей

Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

В мире информационных технологий люди порой забывают о важности живого общения. Самое страшное, когда от недостатка родительского внимания и заботы страдают маленькие дети, становясь замкнутыми и угрюмыми. Наше время можно назвать эпохой повальных разводов – каждая вторая семья разрывает свой брачный союз. Несомненно, что проживание и воспитание в неполной семье или с неродной мачехой/отчимом пагубно влияет на неокрепшую психику ребенка. Необходимо знать, как правильно осуществлять лечение невроза у детей.

Невроз – это расстройство нервной системы, возникающее как ответная реакция на психотравмирующие раздражители. При патологии наблюдаются отставания в развитии важных высших нервных функций.

Описание проблематики невроза

Важно! Согласно статистике, детским неврозом страдает четверть всех детей в возрасте от 2 до 5 лет.

Опасность неврозов заключается в том, что малыши в возрасте до 3 лет не умеют в полной мере объяснить свои страхи, испуги и эмоции, в связи с чем затрудняется выявление и лечение невроза в кратчайшие сроки. При несвоевременном выявлении отклонения либо при бездействии невроз может продолжаться вплоть до подросткового возраста.

Если вы заметили у малыша один или сразу несколько симптомов заболевания, нужно немедля обратиться за лечением к врачу. Он поставит диагноз, выявит причинывозникновения недуга, пропишет необходимый курс лечения.

Итак, как правильно должно проходить лечение невроза у детей, как определить эту болезнь?

Причины возникновения

Неврозы у детей – довольно распространенное заболевание, тем не менее, поддающееся лечению при своевременном выявлении болезни. Незрелая нервная система детей очень подвержена психологическому влиянию извне, поэтому неврозы чаще всего, впервые проявляются именно в детском возрасте.

Внимание! Нервные расстройства начинают развиваться в промежутке от 2 до 3 лет, либо от 5 до 7лет. Родителям следует обратить особое внимание на состояние ребенка, находящегося именно в этом уязвимом возрасте и начать лечение.

Неоказание помощи при неврозоподобном состоянии может привести к возникновению проблем в коммуникации с окружающими людьми, а также повлиять на общее состояние здоровья. В конце концов, невроз может привести к глобальным изменениям в психологическом укладе личности без лечения.

Прежде чем приступать к лечению невроза у детей, нужно выяснить, какие факторыспровоцировали его появление. Никакое лечение не поможет, если не устранить негативные стресс-факторы, так как они будут продолжать влиять на детскую психику, нарушая ее все сильнее.

Большинство детских неврозов возникают на фоне нестабильной обстановки в семье. Если родители часто ругаются, разговаривают друг с другом на повышенных тонах или, того хуже, прикладывают по отношению друг к другу физическое насилие, то не удивительно возникновение отклонений в психике ребенка.

На формирование невроза могут влиять:

  • тип воспитания (гиперопека, авторитарное воспитание, неприятие);
  • темперамент;
  • пол и возраст ребенка;
  • тип строения тела (нормальное телосложение, астеническое или гиперстеническое);
  • некоторые черты характера (стеснительность, возбудимость, гиперактивность).

Внимание! Доказано, что неврозы характерны детям с лидерскими наклонностями, кто хочет быть лучше остальных, тем, кто во всем желает быть номером один.

Факторы, вызывающие невроз, можно классифицировать по следующим группам:

Социальные факторы:

  • Избыточное или недостаточное живое общение с ребенком;
  • Неумение или нежелание родителей понять и решить детские проблемы и начать лечение;
  • Наличие в семье регулярных травмирующих событий – алкоголизма, наркомании, распутного поведения родителей;
  • Неверный тип воспитания – чрезмерная опека или, наоборот, недостаточное проявление внимания и заботы;
  • Запугивание детей угрозой наказания или несуществующими злобными персонажами (только вредит лечению невроза).

Социально-культурные факторы:

  • Проживание в крупном городе;
  • Недостаточное количество времени на полноценный семейный отдых;
  • Неблагоприятные жилищные условия.

Социально-экономические факторы:

  • Постоянное пребывание родителей на работе;
  • Привлечение к воспитанию детей посторонних людей;
  • Неполная семья или наличие мачехи/отчима.

Биологические факторы:

  • Частые недосыпы, бессонницы;
  • Генетическое наследование психического расстройства;
  • Интеллектуальные или физические чрезмерные нагрузки;
  • Патология во время беременности, называемая гипоксией плода.

Важно! Методику лечения невроза у детей подбирают исходя из вызвавших его причин и вида невроза.

Симптомы невроза у детей

Нервное расстройство может проявляться разными способами. Признаки невроза напрямую зависят от его разновидности, однако можно выделить ряд общих симптомов, характерных для всех неврозоподобных состояний.

  • Нарушения режима сна. Симптом может проявляться в виде бессонницы, лунатизма, частых ночных кошмаров. Детей, у которых присутствует этот симптом, очень трудно разбудить утром, потому что за ночь они не могут выспаться из-за постоянно прерывающегося и беспокойного сна. Лечение невроза нужно начать с устранения таких симптомов;
  • Расстройство аппетита. У детей дошкольного и младшего школьного возраста расстройство аппетита может проявляться в форме отказа от еды, возникновения рвотного рефлекса при приеме пищи. У подростков в качестве невротических реакций возникает булимия или анорексия. Сразу начинайте лечение невроза в таком возрасте.
  • Быстрое появление чувства усталости, вялости, боли в мышцах даже после незначительных нагрузок;
  • Внешние проявления нервозности, такие как частая плаксивость, обгрызание ногтей, волос. Для борьбы с такими факторами нужно обратить к врачу за лечением невроза;
  • Частые головные боли и головокружения, требующие лечения;
  • Нарушение работы желудочно-кишечного тракта;
  • Физические отклонения от нормы, такие как нарушение дыхания, повышенное потоотделение, изменение артериального давления. Требуют срочного лечения невроза;
  • Приступы беспричинного страха, в запущенных случаях приводящие к галлюцинациям. Маленькие дети могут бояться темноты и таящихся в ней чудовищ. Лечение невроза в этом случае должно быть комплексным;
  • Состояние ступора, заторможенности;
  • Депрессивные, подавленные состояния.

Родители при обнаружении раздражительности, плаксивости, нервозности ребенка должны сразу показать его специалистам и начать лечение. Разумеется, детский врач педиатр в этой беде ничем помочь не сможет. Обращаться нужно напрямую к положительно зарекомендовавшему себя детскому психотерапевту, который обладает богатым опытом в лечении невроза у детей.

Дети из группы риска заболеть неврозом

Неврологические отклонения чаще всего проявляются у детей с определенными особенностями психической деятельности и типом характера.

Таким образом, неврозы чаще всего появляются у детей, которые:

  • Склонны к яркому выражению своих эмоций и чувств. Такие дети очень нуждаются в любви и внимании со стороны близкого окружения. Если потребность в заботе не удовлетворяется, детей начинают терзать сомнения и страхи, что их не любят, что они никому не нужны;
  • Часто болеют. Родители относятся к часто болеющим детям очень бережно, чрезмерно опекают, осуществляют лечение и оберегают. У детей в такой ситуации формируется чувство беспомощности, переходящее в неврозоподобный синдром;
  • Воспитываются в неблагополучной семье. Неврозам подвержены дети, воспитываемые в асоциальных семьях, в приютах и детских домах.

Даже если вашего ребенка нельзя соотнести с представленными категориями, это не дает гарантии, что он не заболеет неврозом. Выявить психическое расстройство и начать лечение поможет внимательное наблюдение за изменениями в поведении ребенка.

Разновидности неврозов

Психологами и неврологами предложено много классификация невротических состояний по различным критериям. Наиболее простой является их деление по клиническим проявлениям для верного лечения невроза.

Невроз навязчивых движений – наиболее часто встречающаяся в детском возрасте разновидность психического расстройства. Заболевание может сопровождаться частым морганием, покашливаниями, вздрагиваниями.

Навязчивые состояния – это бессознательные, часто повторяющиеся поступки, которые возникают при сильнейшем эмоциональном всплеске вследствие потрясения или пережитого стресса.

Ребенок, страдающий этой разновидностью невроза, может:

  1. грызть ногти или посасывать пальцы;
  2. трогать свои половые органы;
  3. дергать конечностями;
  4. крутить и теребить волосы.

Если навязчивые действия в раннем детском возрасте не подвергнуть лечению, они могут вновь проявляться при вспышках нервозного состояния уже в старшем возрасте.

Ребенок зачастую понимает, что многократно выполняемые им действия могут носить аморальный характер, не одобряемый в обществе. Это может повлечь за собой чувство отчуждения от общества – замкнутость, необщительность, интроверсию. Если сразу начать лечение невроза, можно избежать вредных привычек.

Невроз навязчивых состояний сопровождается не только постоянным повторением каких-то действий ребенка, но и общими симптомами этого заболевания, такими как нарушение сна, повышенная плаксивость, нарушение аппетита.

Невроз чувства страха имеет много вариаций – от страха темноты до боязни смерти. Приступы наиболее часто возникают во время сновидений, либо, когда ребенок остался в одиночестве на долгое время. Необходимо сразу начинать лечение невроза.

Специфика страхов зависит от возраста ребенка:

  • У малышей в возрасте до 7 лет часто встречается страх остаться одному дома, боязнь темноты, страх перед вымышленными персонажами из художественных произведений или мультфильмов. Ошибка родителей – намеренно провоцировать становление этой разновидности невроза, специально устрашая детей бабайкой, полицейским или злым волком. Это ухучшает лечение невроза.
  • У детей младшего школьного возраста развивается страх получить плохую оценку, выговор от учителя перед всем классом, страх перед более взрослыми ребятами. На фоне этих страхов ребенок может отказываться ходить в школу, мотивируя свои отказы обманом (болезнью, плохим самочувствием). В момент лечения невроза нужно чаще поощрять ребенка.

В группу риска возникновения этой разновидности невроза входят дети, не посещавшие детские сады, большую часть времени проводившие дома. Как правило, они не умеют правильно общаться со сверстниками и очень переживают по этому поводу. Такие дети требуют должного лечения невроза.

Неврастения – это расстройство нервной системы, проявляющееся в быстрой утомляемости, апатичности и недостаточной концентрации внимания. Наряду с вышеперечисленными симптомами имеет место низкий уровень физической активности.

Как правило, данная разновидность невроза возникает у школьников разного возраста из-за повышенных нагрузок в школе. Если ребенок посещает дополнительные кружки или секции, риск возникновения неврастении становится еще выше.

В группу риска входят дети с ослабленным здоровьем, физически не подготовленные. Такие дети очень остро реагируют на внешние раздражители. Обычно они заторможены, часто плачут, страдают отсутствием аппетита, нарушениями сна. Невротические реакции влекут за собой мигрень, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Такой невроз требует лечения.

Этот вид невроза характерен только для подростков. Ребенок стремится отдалиться от взрослых, переживает первую любовь, отношения со сверстниками, постоянно плачет. На фоне нервного расстройства происходит падение самооценки, ухудшение отношений с родителями, снижение школьной успеваемости.

Ребенка, страдающего чувством депрессии, можно вычислить по внешним признакам – выражение грусти на лице, тихая неясная речь, невыразительная мимика и жесты. Обычно подростки в состоянии депрессивного невроза малоподвижны, почти ничего не едят, мало спят по ночам. Депрессивное состояние требует срочного лечения во избежание более тяжелых, необратимых последствий – таких, как суицид. При первых признаках нужно начинать лечение невроза.

Истерики свойственны маленьким детям дошкольного возраста в том случае, когда им не удается получить желаемое. Такие детишки с громкими воплями могут биться головой об стену, кататься по полу, топать ногами. Ребенок может притворно показать сцену истерического кашля, рвоты, удушья. Нередко истерики сопровождаются судорогой конечностей, которые требуют лечения.

Важно! Иногда несвоевременное лечение невроза у детей может вызвать логоневроз, анорексию или недержанию мочи.

Лечение у детей

Родители, обнаружив признаки развивающегося невроза у своего ребенка, начинают задаваться вопрос – какой врач осуществляет лечение невроза у детей? Само собой разумеется, что в компетенцию обычного педиатра этот вопрос не входит. В такой ситуации нужно обращаться к профессиональному детскому психотерапевту для лечения. Именно психотерапия является главным методом лечения этого недуга.

Лечение нервных расстройств с помощью психических воздействий называется психотерапией. Вместе с ребенком курс лечения психотерапией рекомендуется пройти и его родителям – это способствует нормализации обстановки в семье, налаживанию контактов, укреплению брачных взаимоотношений и коррекции воспитательных процессов. Для того чтобы повысить действенность лечения психотерапией возможно применение физиотерапии и рефлексотерапии. В крайних случаях по согласованию со специалистом во время психотерапии допускается дополнительное лечение медикаментозными препаратами.

Выделяют три вида лечения психотерапией:

  1. Семейное лечение. Проводится в несколько этапов. Первоначально психотерапевт изучает психологическую обстановку в семье, выявляет возможные проблемы для лечения. Затем проводятся семейные разговоры с привлечением старшего поколения – бабушек и дедушек ребенка. На следующем этапе психотерапевт организует совместную деятельность ребенка с родителями – игры, рисование для лечения. В процессе игры родители с детьми могут меняться ролями. Во время проведения таких лечений устанавливается оптимальный вариант семейных взаимоотношений, способствующий избавлению от психологических конфликтов.
  2. Индивидуальное лечение. Психотерапевт может использовать приемы психологического внушения, методики арт-терапии, аутогенной тренировки. Многим детям помогает успокоиться и привести нервы в порядок процесс рисования. К тому же специалист, наблюдая за ребенком в процессе рисования, может составить его психологический портрет – особенности личности, уровень самооценки, наличие фантазии, объем кругозора для верного лечения. Игровая терапия направлена на создание стрессовых ситуаций, из которых ребенок должен сам найти пути выхода.
  3. Групповое лечение. Используется при лечении невроза у детей в запущенной стадии. Количество членов группы зависит от их возраста – чем младше дети, тем меньше их должно быть в группе для лечения. В общей сложности, детей в группе не должно быть больше 8 человек. Детки в группах вместе посещают выставки, музеи, обсуждают полученные впечатления для должного лечения. В процессе групповой терапии развивается навык общения со сверстниками, рушатся психологические барьеры, поднимается самооценка.

Лечение невроза у детей предполагает использование терапевтических способов, таких как гипноз, лечение сказками, игровая терапия, фитотерапия. Не рекомендуется начинать лечение с приема медикаментозных препаратов – к этому варианту возможно прибегнуть, только когда психотерапия не оказывает должного положительного воздействия. Разумеется, прием медикаментов для лечения нужно согласовывать с врачом и строго следовать его предписаниям. Осуществляйте профилактику состояния невроза заранее.

Особенно часто диагностируются неврозы. Причём их жертвами становятся как малыши, которые ещё только в детский сад ходят, так и подростки на пороге выхода во взрослую жизнь.

Что это такое


Детский невроз — это целая группа нервно-психических расстройств, возникающих из-за постоянных стрессовых ситуаций и психотравм. Проявляет себя астенией, навязчивыми состояниями и истерией. Может сопровождаться временным снижением интеллекта и физической работоспособности. Однако при таком диагнозе отсутствуют качественные изменения психической деятельности. Поэтому данное заболевание именно в детском возрасте не отличается глубиной и относится к быстро излечимым при надлежащей психотерапевтической помощи.

Другие термины для обозначения диагноза: психоневроз, невротическое расстройство.

У детей нередко диагностируется неврозоподобный синдром, и родители ошибочно полагают, что это то же самое, что и невроз. Да, у них много общего, но есть и существенные отличия. Невроз — следствие затяжной стрессовой ситуации, которая не отпускает ребёнка. Она обусловлена внешними факторами: нехваткой родительской любви, проблемами в школе. Тогда как неврозоподобное состояние — результат внутреннего сбоя организма. Причиной становится врождённая или приобретённая патология. Это могут быть:

  • шизофрения;
  • органические поражения головного мозга;
  • хронический тонзиллит;
  • эпилепсия;
  • порок сердца;
  • следствия родовых травм и патологий беременности;
  • хронические заболевания ЖКТ, печени.

Если первое заболевание успешно и быстро лечится, то со вторым, как правило, приходится бороться всю жизнь.

Причины

Основной фактор, способствующий возникновению неврозов у детей, — затяжной стресс или постоянно повторяющаяся психотравмирующая ситуация. Причём причины такого состояния могут быть обусловлены и внешними событиями, и внутренними переживаниями ребёнка, и проблемами со здоровьем.

  • чувствительный, нервный, мнительный тип личности;
  • ошибки воспитания, неблагополучная семья (алкоголики, наркоманы), нехватка родительской любви, физические наказания, постоянные скандалы родителей или их развод;
  • неудачные отношения, постоянные конфликты с окружающими, социальная дезадаптация, склонность к аутизму;
  • чрезмерные нагрузки в школе, множество дополнительных занятий;
  • неудачи в школе, неуспеваемость, авторитарный стиль преподавания;
  • повышенный уровень притязаний и ожиданий к себе и окружающим, низкая самооценка.

Когда на ребёнка постоянно давит какая-то из вышеперечисленных проблем, которую он не может разрешить в течение длительного времени, начинается невроз. Вторая предпосылка — разные, но ежедневные стрессы (вчера двойку получил, сегодня мама несправедливо наказала, завтра надо ехать на соревнования и т. д.).

  • функциональная недостаточность нейромедиаторных или нейрофизиологических систем;
  • слабый иммунитет, постоянные инфекции;
  • врождённые патологии;
  • хронические заболевания.

Выявление провоцирующего фактора является основной частью терапевтического курса, так как без его устранения лечение будет неэффективным.

Симптомы

Заметить у ребёнка невроз могут родители и учителя без специальных диагностических методик. Симптомы отличаются яркими проявлениями.

  • постоянно плохое, удручённое состояние вплоть до отчаяния;
  • нерешительность;
  • нежелание общаться с другими, социальная изоляция, стремление к одиночеству;
  • заниженная или завышенная самооценка;
  • повышенный уровень тревожности, чувство постоянного страха, развитие фобий, панические атаки, мнительность;
  • раздражительность, капризность;
  • агрессия, конфликтность;
  • плаксивость;
  • зацикленность на психотравме, навязчивые состояния;
  • обидчивость, ранимость.

Помимо этого, можно заметить признаки астении:

  • быстрая утомляемость;
  • снижение работоспособности;
  • ухудшение памяти;
  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • временное снижение IQ;
  • нетерпеливость, неусидчивость;
  • повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, резким перепадам температуры.

Всё это приводит к проблемам с успеваемостью в школе.

  • болевые синдромы разной локализации и силы: головные, сердечные, в области живота.
  • головокружение;
  • проблемы с вестибулярным аппаратом: невозможность удержать равновесие;
  • пищевые расстройства, недоедание или чрезмерный аппетит;
  • невротический энурез и энкопрез;
  • бессонница, ночные кошмары, лунатизм;
  • дефекты речи: трудность в подборе слов, заикание.

Могут также наблюдаться различные вегетативные нарушения:

  • повышенная потливость;
  • учащённое сердцебиение;
  • скачки давления;
  • диспепсические расстройства;
  • нервный кашель.

У некоторых можно заметить патологические действия невротического характера:

  • онихофагия (грызёт ногти);
  • онанизм или простое подёргивание половых органов (чаще всего мальчики);
  • трихотилломания (выдёргивание волос на голове, ресниц, бровей);
  • ритмичные раскачивания тела.

Особое внимание родители должны уделить жалобам на боль разной локализации. Ребёнок сообщает о том, что у него болит живот, или сердце, или голова, хотя нигде не ударялся, хронических заболеваний не имеет, инфекций не подхватывал. Большинство взрослых склонно игнорировать подобные сетования, объясняя всё детской фантазией и желанием привлечь к себе внимание. На самом деле это может быть один из первых и важных признаков невроза.


Тревожный

Приступообразно возникающий страх, чаще всего — в момент засыпания. Может сопровождаться галлюцинациями. В дошкольном возрасте это боязнь темноты, остаться одному, какого-то фантастического существа или конкретного персонажа сказки или фильма. У младших школьников — страх школы, учителей, плохих оценок.

Невроз навязчивых состояний

Имеет два подтипа: фобический (фобии) и двигательный (обсессивный, невроз навязчивых движений), но чаще всего они идут в совокупности.

Фобический проявляется навязчивым, патологическим страхом — замкнутого пространства, высоты, собак, смерти.

Двигательный можно распознать по непроизвольным движениям: шмыганию носом, частому миганию, нервному вздрагиванию, наморщиванию носа, топанью ногами, нервному покашливанию. Усиливается при эмоциональном напряжении, во время стресса. Невротические тики чаще всего диагностируются у мальчиков в возрасте с 5 до 12 лет.

Депрессивный

Чаще всего диагностируется у подростков. Для него характерны постоянно плохое настроение, стремление к одиночеству, суицидные мысли, бессонница, потеря аппетита.

Истерический

Обычно наблюдается у детей дошкольного возраста. Именно они чаще всего подвержены истерическим припадкам: падают на пол, кричат, топают ногами, бьются головой об стенку, бросаются на окружающих.

Астенический

Проявляет себя, начиная со школьного возраста. Основной провоцирующий фактор — чрезмерные нагрузки в сочетании с физической слабостью. Симптомы: плаксивость, нарушения когнитивных функций, раздражительность, неуспеваемость в школе, плохой аппетит, бессонница, быстрая утомляемость.

Ипохондрический

Поражает подростков, которые слишком концентрируются на собственной персоне, в частности — начинают преувеличенно переживать из-за своего здоровья. Придумывают себе различные заболевания, бегут к родителям жаловаться на любую царапину.

Пищевой

В дошкольном возрасте причиной становятся элементарное перекармливание, насильное кормление, совпадение приёма пищи с каким-то неприятным событием: громким криком, скандалом между родителями, сильным испугом. Проявляется снижением аппетита, отказом от конкретного продукта, показной медлительностью во время еды, у совсем маленьких — срыгиванием или даже рвотой. У подростков чаще всего диагностируется у девушек, которые, желая похудеть и выглядеть, как известные голливудские актрисы, доводят себя до анорексии.

Дыхательный

Диагностируется редко. Во время испуга, тревожной или стрессовой ситуации, когда ребёнок не получает того, чего хочет, он может начать задыхаться. Внешне похоже на приступ бронхиальной астмы, но это так называемое мнимое удушье, которое проходит в течение нескольких минут без всяких последствий для здоровья.

Возрастные особенности


Возрастные особенности неврозов у детей во многом обусловлены кризисами 3, 7 и 13 лет.

2 года

В этом возрасте чаще всего диагностируется неврозоподобный синдром на фоне выявленного врождённого или приобретённого хронического заболевания. Что касается непосредственно самого невроза, то он в 2 года может быть обусловлен отлучением от груди или адаптацией к детскому саду.

3 года

Основная причина — возрастной кризис 3 лет. Чаще всего диагностируется истерический. Проявляется невротическим энурезом или заиканием.

4-5 лет

Относительно спокойный период, когда риск невротических реакций минимален. Основной причиной становится либо неблагополучная обстановка дома, либо не совсем удачный переход из младшей группы детсада в среднюю.

7 лет

Основная причина — возрастной кризис 7 лет. Адаптация к школьной жизни, трудности в общении с одноклассниками, авторитаризм первого учителя, недостаточное внимание со стороны родителей приводят к тому, что ребёнок ничего не ест, плохо спит, часто плачет и отказывается ходить в школу.

8-9 лет

Детские невротические расстройства этого возраста чаще всего связаны с чрезмерными нагрузками. Во 2-3 классе многие родители записывают маленьких школьников в различные кружки и секции. К сожалению, нередко они не учитывают ни физические силы, ни интересы ребёнка.

На фоне полового созревания, когда с гормонами справиться всё труднее, любая проблемная ситуация для подростка может обернуться психотравмой. Ощущение мнимой взрослости, неконтролируемые эмоции, первая любовь (часто неразделённая), категоричность суждений — всё это приводит к ежедневным нервным срывам и затяжным стрессам. Результат — невроз в виде анорексии, патологических движений (чаще всего трихотилломании), ипохондрии и астении. Именно невроз часто провоцирует вегетососудистые нарушения у подростков.

Возрастные особенности неврозов у детей и подростков помогают понять причины, спровоцировавшие развитие заболевания, и выбрать правильную тактику лечения.

Диагностика

Детские неврозы требуют своевременной и тщательной диагностики. Первый шаг — обращение к неврологу и педиатру, чтобы исключить органические причины заболевания. Второй шаг — психолог или психотерапевт, которые:

  • из разговора с родителями получают сведения о жизни ребёнка;
  • проводят психологическое тестирование родителей для выявления микроклимата в семье;
  • назначают серию бесед с маленьким пациентом в игровой форме, чтобы определить внутреннее состояние и возможные факторы-провокаторы;
  • создают непринуждённые условия (дают игрушку или бумагу с карандашами) и наблюдают за его деятельностью, анализируют рисунки.

На основании полученных данных устанавливается тип, степень и особенности невроза для назначения правильного лечения.

Лечение


Лечение детских неврозов проводится в двух направлениях — медикаментозном и психотерапевтическом.

Обычно назначаются седативные препараты, имеющие успокаивающий эффект. Они снижают остроту проявлений заболевания. Это могут быть ноотропы и лекарственные травы. Применение антидепрессантов и транквилизаторов при таком диагнозе многими специалистами не приветствуется. Однако они могут быть назначены подросткам в крайне запущенных ситуациях.

Помогает наладить функционирование нервной системы витаминотерапия. Особую роль в лечении неврозов играют аскорбиновая кислота и витамины группы В. Они могут быть назначены как отдельно, так и в поливитаминном комплексе.

Помимо этого, проводится лечение того заболевания, которое послужило причиной развития неврозоподобного синдрома. Назначаются препараты для устранения симптомов (энуреза, диспепсии).

Психотерапевтические методики, занимающиеся в первую очередь устранением причин заболевания, называются патогенетическими. К ним относятся:

  • психодинамика;
  • экзистенционализм;
  • гештальт-терапия;
  • интерперсональная психотерапия;
  • когнитивная (ведущая техника — обучение адаптивности);
  • системная;
  • интегративная.

Психотерапевтические методики, занимающиеся устранением основных проявлений заболевания, называются симптоматическими. Они являются вспомогательными, идут как дополнение к патогенетическим. Без них оказывают лишь временный эффект. К ним относятся:

  • арт-терапия;
  • гипноз (имеет возрастные ограничения, определяемые индивидуально);
  • музыкотерапия;
  • дыхательные гимнастики;
  • телесно-ориентированная;
  • экспозиционная.

Формы занятий могут быть разными: индивидуальные, групповые, семейные.

Важная роль в лечении детских неврозов отводится родителям. Без их непосредственного участия выздоровление невозможно. Во-первых, они не должны стесняться обращаться за помощью к специалисту, если увидели, что с ребёнком не всё в порядке. Во-вторых, весь терапевтический курс нужно пройти до конца. Некоторые родители, видя первые изменения в поведении, прекращают посещение психотерапевтических консультаций, не понимая, что вскоре заболевание проявится с новой силой. В-третьих, именно семья должна поддерживать начатое лечение в домашних условиях.

Психотерапевты дают родителям рекомендации, как помочь ребёнку быстрее избавиться от невроза:

  • набраться терпения, не наказывать и не ругаться за то, что он боится спать один, описался, грызёт ногти или стал плохо учиться;
  • оказывать ему всяческую поддержку;
  • вызывать как можно больше положительных эмоций подарками, праздниками, поездками;
  • окружить заботой и вниманием;
  • проводить больше времени вместе;
  • наладить контакт, установить доверительные отношения, ежедневно разговаривать по душам;
  • исключить психотравмирующие ситуации.

Если у ребёнка диагностировали невроз, психотерапевты советуют родителям хотя бы на время отложить такие серьёзные изменения в жизни, как развод или рождение второго ребёнка. Они могут ухудшить состояние.

Если детский невроз начать лечить своевременно, прогноз обычно благоприятный. При соблюдении всех врачебных рекомендаций по окончании терапевтического курса наблюдается полное выздоровление.

Профилактика


Чтобы избежать детского невроза, родители должны знать, как проводится его профилактика. Она может быть первичной, когда у ребёнка ещё не было подобного диагноза, но уже появились какие-то предпосылки. Предпринимаемые в её рамках действия должны быть систематическими:

  1. С раннего детства правильно воспитывать в соответствии с возрастными особенностями.
  2. Выбрать единую систему воспитания, которой будут придерживаться все члены семьи и родственники, общающиеся с ребёнком.
  3. Создать благоприятную атмосферу в семье — без криков и скандалов.
  4. Разговаривать с ребёнком по душам, чтобы он мог доверить родителям свои страхи.
  5. Не давать смотреть фильмы ужасов и играть в слишком жестокие компьютерные игры.
  6. Приобщать к здоровому образу жизни.
  7. Хвалить за достижения. Наказывать только за серьёзные проступки и ошибки.
  8. Регулярно проходить врачебные осмотры.
  9. Быть на постоянной связи с воспитателем из детского сада, а впоследствии — с классным руководителем в школе.

Если ребёнка уже лечили от невроза, родители в обязательном порядке должны проводить вторичную профилактику во избежание рецидивов:

  1. Дважды в год водить ребёнка на консультации к психотерапевту для исключения скрытого течения заболевания.
  2. Исключать психотравмирующие ситуации, которые в прошлый раз привели к неврозу.
  3. Следить за соблюдением особой диеты, чтобы в детском рационе отсутствовал кофеин и было больше витаминосодержащих продуктов.
  4. Своевременно лечить любые заболевания.
  5. Исключить у подростков увлечение алкоголем и наркотиками, курение.
  6. Запрещать смотреть фильмы и играть в игры, которые вызывают слишком нездоровый эмоциональный отклик.
  7. Не нагружать ребёнка физической и интеллектуальной работой.

Невроз — хоть и поддающееся лечению, но серьёзное заболевание, доставляющее дискомфорт ребёнку и немало хлопот родителям. Поэтому гораздо проще его предупредить, чем потом избавляться от него.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.