Абилитация детей с ранним органическим поражением цнс

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Беляева И.А., Бомбардирова Е.П., Токовая Е.И., Харитонова Н.А., Лазуренко С.Б.

Немедикаментозные методы восстановительного лечения детей с перинатальной патологией нервной системы рассматриваются в качестве важной составляющей процесса абилитации и создания развивающей среды для младенцев, имеющих высокий риск развития инвалидизирующих состояний. Особенности корригирующих воздействий зависят не только от степени тяжести перинатальной патологии , но и от зрелости ребенка, индивидуальных особенностей нейроонтогенеза. В статье рассматриваются основные немедикаментозные технологии восстановительного лечения как уже известные, так и недавно разработанные, в т. ч. методики кинези-, аква-, музыкотерапии, а также коррекционной педагогики. Отдельный раздел посвящен грудному вскармливанию как важному компоненту обеспечения полноценного развития ребенка. Необходимое условие эффективной абилитации семейно-ориентированный подход, который подразумевает активное участие родителей в осуществлении программ восстановительного лечения детей.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Беляева И.А., Бомбардирова Е.П., Токовая Е.И., Харитонова Н.А., Лазуренко С.Б.

NON-DRUG HABILITATION OF CHILDREN WITH PERINATAL AFFECTIONS OF THE NERVOUS SYSTEM

Drug-free rehabilitation treatment modalities of children with perinatal pathology of the nervous system are considered as an important component of the habilitation process and creation of a developing environment for infants with a high risk of disabling conditions. Corrective actions depend not only on the severity of perinatal pathology but also on the maturity of a child and individual characteristics of neuroonthogenesis. The article considers the main drug-free technologies of rehabilitation treatment both already known and recently developed including methods of kinesi-, aqua-, music therapy, and correctional pedagogy. A separate section is devoted to breastfeeding as an important component of the adequate development of a child. A necessary condition for effective habilitation is a family-oriented approach, which implies active participation of parents in the implementation of rehabilitation programs for children.

И.А. Беляева1, 2, Е.П. Бомбардирова1, Е.И. Токовая1, Н.А. Харитонова1, С.Б. Лазуренко1, Т.В. Турти1, 2, М.С. Илларионова1

1 Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей, Москва, Российская Федерация

2 Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва, Российская Федерация

Немедикаментозная абилитация детей с перинатальными поражениями нервной системы

Беляева Ирина Анатольевна, доктор медицинских наук, заведующая отделением для недоношенных детей НМИЦ здоровья детей, профессор

кафедры факультетской педиатрии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский пр-т, д. 2, стр. 1, тел.: +7 (499) 134-15-19, e-mail: belyaeva@nczd.ru

Статья поступила: 23.06.2017 г., принята к печати: 30.10.2017 г.

Немедикаментозные методы восстановительного лечения детей с перинатальной патологией нервной системы рассматриваются в качестве важной составляющей процесса абилитации и создания развивающей среды для младенцев, имеющих высокий риск развития инвалидизирующих состояний. Особенности корригирующих воздействий зависят не только от степени тяжести перинатальной патологии, но и от зрелости ребенка, индивидуальных особенностей нейроонтогенеза. В статье рассматриваются основные немедикаментозные технологии восстановительного лечения — как уже известные, так и недавно разработанные, в т. ч. методики кинези-, аква-, музыкотерапии, а также коррекционной педагогики. Отдельный раздел посвящен грудному вскармливанию как важному компоненту обеспечения полноценного развития ребенка. Необходимое условие эффективной абилитации — семейно-ориентиро-ванный подход, который подразумевает активное участие родителей в осуществлении программ восстановительного лечения детей.

Ключевые слова: новорожденные, недоношенные, перинатальная патология, абилитация, реабилитация, грудное молоко.

(Для цитирования: Беляева И. А., Бомбардирова Е. П., Токовая Е. И., Харитонова Н. А., Лазуренко С. Б., Турти Т. В., Илларионова М. С. Немедикаментозная абилитация детей с перинатальными поражениями нервной системы. Вопросы современной педиатрии. 2017; 16 (5): 383-391. doi: 10.15690/vsp.v16i5.1802)

Проблемы восстановительного лечения детей, перенесших в перинатальном периоде гипоксические или травматические поражения нервной системы, сохраняют актуальность не только в связи со стабильно высокой частотой патологии перинатального периода, но и вследствие увеличения доли выживших детей

с сочетанными нарушениями, в т. ч. недоношенных с очень низкой и экстремально низкой массой тела [1]. В настоящее время во многих учреждениях здравоохранения создают отделения или центры реабилитации (чаще амбулаторные) для этапной коррекции нарушений развития у младенцев, прежде всего с последствиями перинатальной патологии [2].

Irina A. Belyaeva1, 2, Elena P. Bombardirova1, Elena I. Tokovaya1, Natalia A. Kharitonova1, Svetlana B. Lazurenko1, Tatiana V. Turti1, 2, Maria S. Illarionova1

1 National Medical Research Center of Children's Health, Moscow, Russian Federation

2 Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russian Federation

Non-Drug Habilitation of Children With Perinatal Affections of the Nervous System

Drug-free rehabilitation treatment modalities of children with perinatal pathology of the nervous system are considered as an important component of the habilitation process and creation of a developing environment for infants with a high risk of disabling conditions. Corrective actions depend not only on the severity of perinatal pathology but also on the maturity of a child and individual characteristics of neuroonthogenesis. The article considers the main drug-free technologies of rehabilitation treatment — both already known and recently developed including methods of kinesi-, aqua-, music therapy, and correctional pedagogy. A separate section is devoted to breastfeeding as an important component of the adequate development of a child. A necessary condition for effective habilitation is a family-oriented approach, which implies active participation of parents in the implementation of rehabilitation programs for children. Key words: newborns, prematures, perinatal pathology, habilitation, rehabilitation, breast milk.

(For citation: Belyaeva Irina A., Bombardirova Elena P., Tokovaya Elena I., Kharitonova Natalia A., Lazurenko Svetlana B., Turti Tatiana V., Illarionova Maria S. Non-Drug Habilitation of Children With Perinatal Affections of the Nervous System. Voprosy sovremennoi pediatrii — Current Pediatrics. 2017; 16 (5): 383-391. doi: 10.15690/vsp.v16i5.1802)

Целью настоящего обзора не является противопоставление нелекарственного восстановительного лечения (физической и кондуктивно-педагогической абилитации) современной индивидуально подбираемой фармакотерапии. В сознании врачей фармакотерапия порой заслоняет значимость немедикаментозного лечения: как старых, но по-прежнему эффективных методик (лечебная физическая культура), так и новых, связанных с направленной коррекцией сенсорного потока. Задача настоящей статьи — напомнить о возможностях физических и психолого-педагогических методик в профилактике инвалидизи-рующих расстройств у детей, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы.

Абилитация предусматривает также адаптацию пострадавшего организма к условиям внешней среды, защиту от влияния ее неблагоприятных факторов. Концепция абилитации (в отличие от реабилитации) правомочна уже в остром периоде перинатальной патологии, в первые дни и недели жизни ребенка. Примером является программа Neonatal Individualized Developmental Care and Assessment Program (NIDCAP) [3], включающая не только создание комфортной лечебно-охранительной внешней среды, но и развивающий уход и оценку эффективности восстановительного лечения. Парадигма этапной абилитации предполагает индивидуализированное комплексное применение как медикаментозной, так и немедикаментозной терапии. С позиций доказательной медицины, эффективность и безопасность абилита-ции детей первых месяцев жизни с применением фар-

макотерапии и физических методов лечения изучалась в небольшом числе рандомизированных исследований 5. Тем не менее различные подходы и методики восстановительного лечения не должны противопоставляться: необходимо их разумное сочетанное применение с позиций целостности организма, т. е. учет воздействия не только на неврологический, но и на соматический статус 10.

И ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ

Принципы и методы немедикаментозной абилитации определяются не только характером и степенью тяжести перинатального поражения нервной системы, но и онтогенетическим периодом ее становления. Именно поэтому начальные этапы процесса абилитации существенно различаются у доношенных и недоношенных младенцев. Установлено, например, что морфофункциональные различия между нервной системой 28- и 36-недельных новорожденных более выражены, чем между мозгом трехмесячного ребенка и взрослого [7]. Как известно, даже доношенный ребенок рождается с морфологически незрелым мозгом: после рождения продолжается интенсивная дифференцировка клеток коры, формирование мозговых извилин; начинается активная миелинизация пирамидного тракта, в то же время основные межней-рональные связи сформированы, могут быть выделены нейрональные поля или зоны 6. У глубоконедоношенных детей (24-28 нед гестации) процессы нейронной миграции и организации межнейрональных связей находятся на начальном этапе развития, продолжаются интенсивный синаптогенез, глиальная пролиферация и дифференциация клеток [5]. Кроме того, у недоношенных детей развиты сосуды герминативного матрикса: лишь с 32-й нед гестации начинается формирование магистрального типа кровоснабжения головного мозга, созревают механизмы ауторегуляции мозгового кровотока. Незаконченная миелинизация и динамические изменения морфофункциональных паттернов в процессе нейроонтогенеза накладывают отпечаток на патомор-фологию и патогенез перинатальных поражений мозга. Так, для недоношенных детей характерны пери- и интра-вентрикулярные кровоизлияния с последующим формированием очагов перивентрикулярной лейкомаляции. Для доношенных младенцев более свойственны субкортикальные поражения [6], в связи с чем любые способы терапии и абилитации должны осуществляться с учетом ожидаемой реакции незрелого организма на медикаментозное или немедикаментозное воздействие.

Использование немедикаментозных методов воздействия на организм — изменение внешних условий, физические и психолого-педагогические методики — имеет глубокие исторические корни. Еще в древности наряду с использованием примитивной фармакотерапии (средств растительного и животного происхождения) для лечения неврологических больных применяли бальнеотерапию, массаж, преформированные природные физические факторы [10, 11].

Современные методики лечебного массажа и лечебной гимнастики сложились в середине XX в. и с незначи-

тельными модификациями используются в наши дни [9]. Большинство физиотерапевтических методик для детей раннего возраста также разработано более 30-50 лет назад [12]. Физиологической основой воздействия массажа, как известно, являются его мягкое избирательное рефлекторное влияние на процессы возбуждения-торможения как в периферических, так и в центральных отделах соответствующих рефлекторных дуг, стимуляция становления нейрональных связей и гашение патологической рефлекторной активности [9, 13].

Исследования отечественных физиологов показали, что у тяжелобольных младенцев, которым регулярно проводят курсы лечебного массажа и гимнастики, улучшение клинического состояния сопровождается активацией (по данным электроэнцефалограммы) биоэлектрических параметров мозга, увеличением интенсивности образования межполушарных связей [16, 17]. Большинство используемых в перинатальной неврологии физиотерапевтических методик имеют сходный с массажем механизм действия: стимуляция или торможение нейрональ-ной активности наряду с улучшением нейроэндокринной регуляции и тканевого дыхания [10].

Психолого-педагогические методики абилитации (коррекционная или кондуктивная педагогика) у детей первых месяцев жизни в нашей стране используются пока ограниченно ввиду недостатка соответствующих специалистов, хотя большинство центров реабилитации имеют в штате психологов и логопедов, создаются школы Монтессори [2, 10] для психолого-педагогического сопровождения больных детей и обучения родителей методикам занятий с детьми [18, 19]. Следует отметить, что в практической работе с детьми методики физической и психолого-педагогической коррекции тесно переплетаются между собой. Разностороннее воздействие, сочетание стимуляции различных анализаторов позволяет наиболее адекватно и рационально использовать сенситивные периоды индивидуального развития ребенка, когда абилитационные воздействия могут оказаться весьма эффективными [20, 21]. Любой сеанс массажа, упражнений в воде, иммерсии — это и эмоционально-психологическое контактирование с ребенком, т. к. тактильные (телесные) воздействия невозможны без соответствующего эмоционального, речевого сопровождения [22, 23].

Примером комплексного физического (двигательного и тактильного) и эмоционально-психологического воздействия на пациента является гидро- или акватера-пия — сочетание движений в водной среде с эмоционально-речевым сопровождением. В воде достигается гашение патологической нейрональной импульсации, уменьшаются проявления мышечной дистонии, создаются условия для созревания возрастной рефлекторной активности [8, 24].

ТРАДИЦИОННАЯ ОСНОВА ФИЗИЧЕСКОЙ

АБИЛИТАЦИИ — МЕТОДЫ МАССАЖА

И КИНЕЗИТЕРАПИИ (ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА)

На протяжении многовековой истории существования лечебного массажа и гимнастики их конкретные методы и приемы постоянно совершенствовались и становились все более специализированными [9, 11, 22]. Одна из новых методик, сочетающая как элементы массажа и гимнастики, так и психоэмоционального воздействия, — тактильно-кинестетическая стимуляция ладоней и пальцев, или пальцевой тренинг. Использование этой методики особенно рекомендуется на выходе из острого периода перинатальных поражений мозга (первые недели жизни) у маловесных недоношенных детей [3, 8, 25]. Эффективность этого метода объясняется ранним формированием периферических и центральных областей тактильного анализатора в онтогенезе: чувствительность ладоней и подошв может быть зарегистрирована у плода уже в 11-12 нед; с 22-й нед гестации начинается выделение корковых полей тактильного анализатора [26, 27]. Анатомическая близость корковых сенсомотор-ных центров кисти и оролингвальной области (речедви-гательных зон) также создает условия для мягкой стимуляции последних через периферические тактильные рецепторы [27, 28].

В последние годы опубликованы зарубежные исследования, показавшие возможность использования для тактильной стимуляции недоношенных младенцев мануального тренинга с захватыванием предметов различной формы 31. Установлено, что к распознаванию и запоминанию формы предмета (цилиндр или призма) способны недоношенные младенцы с гестационным возрастом > 28 нед (в т. ч. перенесшие перинатальную гипоксию) уже в первые дни жизни 35.

Одним из методов комплексной кинезитерапии, активно развивающихся в последние годы, является реф-лексолокомоция по методу невролога В. Войты [36, 37]. Эта методика основана на этапном тактильном стимулировании рефлексогенных зон в сочетании с созданием

1. В России имеется развитая сеть специальных дошкольных учреждений и школ для детей с нарушениями зрения. Их посещают слепые, слабовидящие дети, дети с косоглазием и амблиопией в возрасте от трех до семи лет.

Основными задачами таких дошкольных учреждений являются воспитание, лечение и развитие нарушенных функций зрения, а также подготовка к обучению в средней школе. В специализированных дошкольных учреждениях с детьми занимается тифлопедагог — педагог, который специально обучается для работы с детьми с данным нарушением зрения.

Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляются на основе принципов, присущих всей системе воспитания дошкольников. Вместе с тем это воспитание имеет ряд особых принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций. Специфика воспитания дошкольников проявляется в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, опоре на здоровые силы и сохранные возможности, в отдельном подходе к каждому ребенку.

Как правило, в дошкольных учреждениях для слабовидящих или слепых детей коррекционно-воспитательная работа сочетается с лечебно-восстановительной По этой причине в дошкольных учреждениях с детьми работают врачи-окулисты, психоневрологи. Специалисты

подбирают для детей средства коррекции зрения, помогают к ним адаптироваться.

Дети с плохим зрением используют свои двигательные анализаторы. В качестве измерителей слепые пользуются размерами своего тела, длиной шага, руки, локтя и кисти. Мышечно-суставные изменения, происходящие при ходьбе, помогают слепым оценивать пройденное расстояние.

Потеря зрения является причиной своеобразия эмоционально-волевой сферы и характера; тифлопедагоги обязательно учитывают это своеобразие при разработке и проведении игр и развивающих занятий со слабовидящими и слепыми детьми.

Все эти особенности используются воспитателями детей в дошкольных учреждениях в тесной связи с родителями детей. Родители часто принимают участие в занятиях детей с тифлопедагогом. Это помогает им понять, что испытывают дети, которые плохо видят.

2. Дети с органическим поражением ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности и психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития личности.

В специализированных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с интеллектуальной недостаточностью больше всего детей дошкольного возраста с органическим поражением ЦНС.

Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особенности, затем разработать содержание коррекционно-педагогической работы с ними, а также оказать психологическую помощь родителям.

Одной из новых организационных форм коррекционной поддержки детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития являются группы кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида либо в дошкольном учреждении комбинированного вида (Письмо Правительства Российской Федерации от 29.06.99 №129/23-16).

Для многих из них характерны раздражительность, резкое изменение настроения. Они, как правило, упрямы, плаксивы, часто бывают либо вялы, либо возбудимы. У них задерживается формирование навыков опрятности и навыков самообслуживания.

Физическое развитие детей третьего года жизни с органическим поражением ЦНС имеет ряд особенностей по сравнению с их нормально развивающимися ровесниками. У них овладение прямохождением происходит несколько позже, чем у их сверстников с норным интеллектом. Многие из них в этот возрастной период только начинают ходить. Их движения отличаются неустойчивостью, неуклюжестью походки, замедленностью или импульсивностью. Они не могут ходить целенаправленно по прямой дорожке, подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице отсутствует стремление научиться бегать,

У детей с органическим поражением ЦНС отмечается недоразвитие ручной моторики: движения обеих согласованы, мелкие и точные движения кистей и пальцев рук не развиты. Они захватывают мелкие предметы всей ладонью, не могут выделить отдельно каждый палец, у них отсутствует указательный тип хватания (соединение указательного и большого пальцев) и хватания щепотью (соединение указательного, среднего и большого пальцев).

Познавательное развитие у детей с органическим поражением ЦНС значительно отстает от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития: внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи. Многие из них не проявляют интереса к окружающему миру: в младенчестве не рассматривают предметы, не берут самостоятельно игрушки в [, не манипулируют ими, не действуют ими. При этом подражательная способность без коррекционной помощи не формируется. Поэтому они своевременно не научаются специфическим предметным действиям (соотносящим и орудийным).

Отсутствие целенаправленных действий, равнодушие к результату своих действий, неадекватные действия — все это отличает ребенка с органическим поражением ЦНС от нормально развивающегося сверстника.

К сожалению, у этих детей не формируются также предпосылки для развития других видов деятельности — игры, рисования, конструирования, зачатков трудовой деятельности, которые при нормальном развитии появляются к концу третьего года жизни.

В речевом развитии отставание начинается у таких детей с младенчества: вовремя не появляется гуление, а затем и лепет. Эти дети весьма ограниченно понимают обращенную к ним речь, не могут показать указательным жестом знакомые предметы. У них не сформирован интерес к общению с близкими взрослыми, к окружающим предметам, не развит фонематический слух и артикуляционный аппарат, которые являются предпосылками речевого развития.

Многие дети с органическим поражением ЦНС начинают говорить только после трех лет. Речь у них настолько слабо развита, что не может осуществлять и функцию общения. Недоразвитие же коммуникативной функции речи, к сожалению, не компенсируется другими средствами общения, в частности невербальными (мимикой, жестами). У таких детей лицо лишено мимики (амимичное), они плохо понимают жесты. Это отличает их от детей с другими психофизическими нарушениями (слуха, речи и др.).

Итак, дети третьего года жизни с органическим поражением ЦНС значительно отстают по основным линиям развития от нормально развивающихся сверстников. Они нуждаются в комплексной реабилитации, включающей в себя как медицинское, так и коррекционно-педагогическое воздействие. При этом коррекционно-педагогическая работа начинается с психолого-педагогического обследования.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 38 ; Нарушение авторских прав

Данный диагноз является в настоящее время одним из самых распространенных. Если быть строго бесстрастным, то его можно поставить 9 из 10 людей любого возраста. И с возрастом число людей, у которых имеется данное нарушение (или заболевание) увеличивается все больше и больше. Даже те, кто имел крепкую "закваску" и практически ничем и никогда не болел, в настоящее время ощущают достаточно определенный дискомфорт, связанный с некоторыми изменениями головного мозга.

Органическое поражение ЦНС (центральной нервной системы) в своем классическом содержании является неврологическим диагнозом, т.е. находится в компетенции невропатолога. А вот сопутствующие данному диагнозу симптомы и синдромы могут относиться к любой другой медицинской специальности.

Означает данный диагноз то, что головной мозг человека в определенной степени является неполноценным. Но, если легкая степень (5-20 %) "органики" (органического поражения ЦНС) присуща практически всем людям (98-99 %) и не требует каких-либо особенных медицинских вмешательств, то уже средняя степень (20-50 %) органики является не просто количественно иным состоянием, а качественно иным (принципиально более тяжелым) видом нарушения деятельности нервной системы.

Безусловно, в большинстве случаев даже эта степень не является поводом для паники и трагедии. И именно эта интонация и звучит в голосе врачей, которые "ставят" данный диагноз кому-либо из пациентов. А спокойствие и уверенность врачей тут же передаются пациентам и их родным, таким образом настраивая их на беспечный и легкомысленный лад. Но при этом забывается главный принцип медицины – "главное не лечить болезнь, а предупредить ее". И вот тут-то и оказывается, что предупреждение дальнейшего развития умеренно выраженной органики совершенно отсутствует и приводит в дальнейшем во многих случаях к достаточно грустным последствиям. Иначе говоря, органика – это не повод для расслабления, а основание для серьезного отношения к данному нарушению работы ЦНС.

Как показала практика, врачи, если и начинают бить тревогу, то только тогда, когда органика уже достигла тяжелой степени (50-70 %) выраженности и когда все медицинские усилия могут дать лишь относительный и временный положительный эффект. Причины возникновения органики делятся на врожденные и приобретенные. К врожденным относятся случаи, когда во время беременности мать будущего ребенка перенесла какую-либо инфекцию (ОРЗ, грипп, ангина и т.д.), принимала некоторые лекарства, алкоголь, курила. Единая система кровоснабжения принесет в организм зародыша гормоны стресса в периоды психологического напряжения матери. Кроме этого, влияют и резкие перепады температуры и давления, воздействие радиоактивных веществ и рентгеновского излучения, токсических веществ, растворенных в воде, содержащихся в воздухе, в пище и т.д.

Существует несколько особенно критических периодов, когда даже незначительное внешнее воздействие на организм матери может привести к ги¬бели плода или вызвать столь существенные изменения в строении организма (и, в том числе, головного мозга) будущего человека, что, во-первых, никакими вмешательствами медиков не исправить, а во-вторых, эти изменения могут привести к ранней гибели ребенка до 5 - 15-летнего возраста (и обычно об этом матери сообщают) либо вызывают инвалидизацию с самого раннего возраста. И в самом лучшем случае приводят к возникновению выраженной неполноценности головного мозга, когда даже при максимальном напряжении мозг способен работать лишь на 20-40 процентов от своей потенциальной мощности. Практически всегда этим нарушениям сопутствуют разной степени выраженности дисгармонии психической деятельности, когда при сниженном умственном потенциале заостряются далеко не всегда положительные качества характера.

Толчком ко всему перечисленному во время критических периодов может служить также прием неко¬торых лекарств, физические и эмоциональные перегрузки и т.д. и т.п. Но на этом "злоключения" будущего обладателя нервно-психической сферы только начинаются. Ибо в настоящее время только одна из двадцати женщин рожает без каких-либо осложнений. Далеко не все женщины, мягко говоря, могут похвастаться, что рожали в условиях высокой технической оснащенности, наличия квалифицированного врача и акушерки. Многие к родам ни психологически, ни физически не были готовы. И это создает дополнительные сложности во время родов.

Асфиксия в родах (кислородное голодание плода), затяжные роды, ранняя отслойка плаценты, атония матки и еще десятки самых различных причин вызывают порой необратимые изменения в клетках головного мозга плода.

После родов тяжелые инфекции (с выраженными явлениями интоксикации, высокой температурой и т.д.) до 3 лет способны породить приобретенные органические изменения головного мозга. Травмы головного мозга с потерей сознания или без него, но неоднократные, обязательно вызовут не только некоторые органические изменения, но создадут ситуацию, когда возникшие патологические процессы в мозге будут сами по себе достаточно интенсивно развиваться и создавать самые разнообразные по виду и форме нарушения умственной и психической деятельности человека (вплоть до бреда и галлюцинаций).

Длительные общие наркозы или короткие, но частые при отсутствии в последующем должной коррекции тоже усиливают органику.

Длительный (несколько месяцев) самостоятельный (без назначения и постоянного контроля опытного психиатра или психотерапевта прием некоторых психотропных препаратов может привести к некоторым обратимым или необратимым изменениям работы головного мозга.

Прием наркотиков вызывает не только физические изменения в организме, но и умственные и психические, в буквальном смысле убивая множество клеток головного мозга.

Злоупотребление алкоголем обязательно снижает потенциальные возможности важнейших центров головного мозга, так как спирт сам по себе является токсическим продуктом для мозга. Только очень редкие люди, имеющие повышенную активность печеночных ферментов способны с минимальным вредом переносить прием алкоголя. Но такие люди рождались больше раньше, а теперь это большая редкость (1-2 на 1000). Не говоря уже о том, что сам алкоголь действует на печень токсически, снижая ее активность в целом, таким образом уменьшая шанс для нее быстро и полноценно нейтрализовать спирт в организме. Причем, чем раньше начато употребление спиртного, тем тяжелее будут результаты подобного увлечения, так как до совершеннолетия организм находится в стадии формирования стабильной и устойчивой работы своих важнейших функций и поэтому особенно чувствителен к любым отрицательным воздействиям.

Диагностика органики достаточно простая. Профессионал-психиатр уже по лицу ребенка может определить наличие или отсутствие органики. И, в некоторых случаях, даже степень ее выраженности. Другой вопрос, что видов нарушений в работе головного мозга сотни, причем они находятся в каждом конкретном случае в совершенно особом сочетании и связи между собой.

Лабораторная диагностика основана на проведении серии достаточно безобидных для организма и информативных для врача процедур: ЭЭГ – электроэнцефалограммы, РЭГ – реоэнцефалограммы (исследование сосудов мозга), УЗДГ (М-эхоЭГ) – ультразвуковая диагностика головного мозга. Данные три обследования подобны по форме проведения электрокардиограмме, только снимаются с головы человека. Компьютерная томография при своем очень впечатляющем и выразительном названии на самом деле способная выявить очень небольшое количество видов патологии головного мозга – это опухоль, объемный процесс, аневризма (патологическое расширение сосуда мозга), расширение основных цистерн мозга (при повышенном внутричерепном давлении). Самое информативное исследование – это ЭЭГ.

В прежние времена (20-30 лет назад) невропатологи были склонны отвечать родителям детей и подростков, что выявленные изменения могут с возрастом пройти сами по себе, без какого-либо специального лечения. По личным наблюдениям автора за последние 20 лет за большой группой пациентов самого различного возраста и разными по степени выраженности и характеру нарушениям в работе головного мозга можно сделать очень четкий и предельно конкретный вывод, что практически никакие нарушения ЦНС сами по себе не исчезают, а с возрастом не только не уменьшаются, а усиливаются и количественно и качественно.
А чем это грозит, - спрашивают меня родители? Стоит ли волноваться? Стоит и еще как стоит. Начнем с того, что умственное развитие ребенка напрямую зависит от состояния головного мозга. Если мозг имеет хотя бы некоторую ущербность, то это обязательно уменьшит интенсивность умственного развития ребенка в дальнейшем. Да и психическое развитие будет идти далеко не лучшим образом. Вопрос в данном случае не обязательно стоит о принципиальной психической ненормальности. Но затруднение процессов мышления, запоминания и вспоминания, обеднение воображения и фантазии способны свести на нет усилия самого трудолюбивого и усердного ребенка во время учебы в школе.

Характер человека формируется искаженным, с той или иной степенью выраженности определенного вида психопатизации. Особенно усиливаются недостатки. Да и вся структура личности получается деформированной, что в последующем практически будет невозможно как-то существенно подкорректировать.

Наличие даже небольших, но многочисленных изменений психологии и психики ребенка приводит к существенному снижению организованности его внешних и внутренних явлений и действий. Происходит обеднение эмоций и их некоторое уплощение, что прямо и косвенно отражается на мимике и жестикуляции ребенка.

Центральная нервная система регулирует работу всех внутренних органов. И если она работает неполноценно, то и остальные органы, при самой тщательной заботе о каждом из по отдельности, не будут способны в принципе нормально работать, если их плохо регулирует мозг.

Одна из самых распространенных болезней современности – вегето-сосудистая дистония (см. статью по ВСД в книге "Неврозы") на фоне органики приобретает более тяжелое, своеобразное и атипичное течение. И тем самым, она не только причиняет больше неприятностей, но и сами эти "неприятности" имеют более злокачественный характер.
Физическое развитие организма идет с любыми нарушениями – может быть нарушение фигуры, снижение тонуса мышц, уменьшение их устойчивости к физическим нагрузкам даже умеренной величины.

Вероятность появления повышенного внутричерепного давления увеличивается в 2-6 раз. Это приведет к частым головным болям и различного рода неприятным ощущениям в области головы, снижающим производительность умственного и физического труда в 2-4 раза.
Вероятность возникновения эндокринных нарушений повышается в 3-4 раза, что приводит при незначительных дополнительных стрессовых факторах к сахарному диабету, бронхиальной астме, диспропорции половых гормонов с последующим нарушением полового развития организма в целом (увеличение количества мужских половых гормонов у девочек и женских гормонов - у мальчиков).

Риск возникновения опухоли головного мозга тоже увеличивается, как и судорожного синдрома (локальные или общие судороги с потерей сознания), эпилепсии (инвалидность 2 группы), нарушения мозгового кровообращения в зрелом возрасте при наличии гипертонической болезни даже средней степени тяжести (инсульт), диэнцефального синдрома (приступы беспричинного страха, различных выраженных неприятных ощущений в любой части тела, длящихся от нескольких минут до нескольких часов).

Может со временем снижаться слух и зрение, нарушаться координация движений спортивного, бытового, эстетического и технического характера, затрудняющая социальную и профессиональную адаптацию.

Органика, как таковая, резко уменьшает степень симпатичности и привлекательности, обаяния, красоты и внешней выразительности человека. И если для мальчиков это может быть относительным стрессом, то для большинства девочек это будет достаточно мощный стресс. Что, учитывая повышенную жестокость и агрессивность современной молодежи, может существенно нарушить основы благополучия жизни почти любого человека.

Происходит чаще всего и снижение общего иммунитета организма человека. Что выражается в возникновении множества самых различных простудных заболеваний – ангины, ОРЗ, бронхита, фарингита (воспаления задней стенки глотки, ларингита, отита (воспаления уха), ринита (насморка), пиелонефрита (почки) и т.д. Что, в свою очередь получает во многих случаях хроническое течение и приводит к гломерулонефриту (сложному и злокачественному заболеванию почек), ревматоидному полиартриту, ревматизму, возникновению порока сердечного клапана, и другим предельно серьезным заболеваниям, приводящим в большинстве случаев к инвалидности или существенно сокращающим продолжительность жизни. Наличие органики способствует более раннему возникновению атеросклероза сосудов головного мозга и более интенсивному его развитию (серьезные умственные и психические нарушения, не поддающиеся излечению).

Органика прямо и косвенно способствует возникновению неврозов и депрессий, астенических состояний (общей выраженной слабости), шизофрении (снижается защитный порог для стрессовых факторов). Но при этом любое нервно-психическое нарушение или заболевание начинает протекать атипично, парадоксально, со многими странностями и своеобразностями, затрудняя как их диагностику, так и лечение. Потому что изменяется в определенной степени (пропорционально степени выраженности органики) чувствительность организма к воздействию психотропных препаратов. Одна таблетка может вызывать такой терапевтический эффект, как две или четыре. Или четыре таблетки - как одна. А побочные эффекты от приема лекарств могут быть значительно более многочисленными и более выраженными (а, следовательно, – более неприятными). Связь между отдельными симптомами и синдромами становится необычной и уменьшение их степени выраженности происходит тогда по совершенно непредсказуемым правилам и законам.

Сами патологические симптомы становятся более устойчивыми к влиянию лекарств. И нередко возникает своего рода замкнутый круг, когда резистентный (устойчивый) к лекарству синдром требует назначения более высокой дозы того или иного препарата. А повышенная чувствительность организма к действию этого препарата в значительной степени ограничивает величину дозы, которая может быть назначена конкретному человеку. Вот и приходится доктору напрягать не только свое логическое мышление, но и усиленно прислушиваться к своей профессиональной интуиции, чтобы понять то, что нужно делать в каждом конкретном случае в его работе.

Лечение органики – это особая статья. Потому что некоторые препараты, которые показаны для лечения одних видов патологии головного мозга, абсолютно противопоказаны при других. Например, ноотропные препараты улучшают деятельность большинства центров мозга.
Но, если есть пониженный порог судорожной готовности или некоторые психические нарушения или заболевания (страх, тревога, возбуждение и т.д.), то это грозит возникновением такого состояния (эпилепсия ил психоз например), которое во много раз страшнее и тяжелее чем то, которое мы желаем подкорректировать с помощью ноотропов.

Лечение органики – это длительный, если не пожизненный процесс. Как минимум, нужно принимать два раза в год 1-2 месяца сосудистые препараты. Но и сопутствующие нервно-психические нарушения требуют своей отдельной и особой коррекции, которую может провести только врач психиатр (ни в коем случае не невропатолог, так как это, на самом деле, не его компетенция). Возможности одного или двух циклов лечения очень относительны и касаются в большинстве случаев лишь второстепенных симптомов.

Для контроля за степенью эффективности лечения органики и характером и величиной возникающих изменений в состоянии головного мозга применяется контроль самого врача на приеме и ЭЭГ, РЭГ, УЗДГ.

Нужно отметить и тот факт, что как бы не были нетерпеливы родные пациента-органика или он сам, скорость лечения органики существенно увеличить невозможно даже теоретически. Это объясняется тем, что наш организм – это весьма совершенная биохимическая система, в которой все процессы стабилизированы и уравновешены. Поэтому концентрация всех химических веществ, как принимающих участие в естественном биохимическом обмене человеческого организма, так и чужеродных для него, не может быть выше допустимой длительное время. Например, человек съедает одномоментно много конфет. Организму столько глюкозы в сутки не нужно. Поэтому организм берет только то, что ему необходимо, а остальное выбрасывает вместе с мочой. Другой вопрос, что если съедено слишком много сладкого, то удаление избытка сахара будет требовать определенного времени. И чем больше поступило в организм глюкозы, тем дольше он будет от нее избавляться.

Именно этим моментом и обусловлено то, что если мы введем в организм 5-10 кратную дозу витаминов для головного мозга, то плодотворно будет усвоена только суточная доза, а остальное будет удалено. Иначе говоря, в коррекции любых обменных процессов имеется своя логическая последовательность, четко определенная закономерность преобразования работы тех или иных жизненно важных центров головного мозга.

В ряде случаев, когда возникает острая патология головного мозга (сотрясение, инсульт и т.д.) допустимо и оправдано назначение повышенных доз препаратов, но их эффект будет коротким и направленным на коррекцию вновь возникшей патологии. А старая патология – органика имеет уже приспособительный характер в организме в целом. Ряд естественных биохимических процессов в организме уже давно происходит с учетом имеющейся органики. Конечно, далеко не в самом оптимальном режиме, но исходя из реальных возможностей и потребностей (органика может изменять в организме его систему оценки своих потребностей и возможностей и сами эти потребности и возможности).

А.Алтунин, доктор медицинских наук,
психотерапевт медико-психологического центра им.В.М.Бехтерева

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.