Афазии при нарушении афферентных звеньев речевой системы

Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Классификация афазий (по А.Р. Лурия).

Афазия– системное расстройство различных форм речевой Деятельности, возникающее при локальном поражении левого полушария и ближайшей подкорки.

Виды афазий (по Лурии):

1. Моторная афазия. Нарушается речь как говорение.

Эфферентная моторная афазия (афазия Брока). Нарушение кинетической стороны речи. Грубые случаи: нечленораздельные звуки, в речи остаются эмболы (речевые стереотипы), которые остаются и произносятся постоянно (может быть ругательное слово). Легкие случаи: могут произносить слоги, но не могут выражаться. Персеверации – постоянный повтор. Фразы в речи – вещь недоступная. Основное нарушение: кинетический фактор(плавное переключение). Оттормаживание и актуализация последующего. Для плавной речи. Правильная временная последовательность движений. Возникают нарушения в автоматизации речи. Аграмматизм, выпадение глаголов (телеграфный стиль). Человеком это осознается. Лечение: фаза растормаживания – первая. Вторичные нарушения касаются письма, чтения и даже понимания речи. В норме идет артикуляция при письме и чтении. В грубых случаях: понимание речи нарушено из-за нарушения плавного проговаривания.

3. Акустико-мнестическая афазия. Поражение 2-ой височной извилины (средние отделы височной коры мозга).. Снижение объема слухо-речевой памяти. Больной не способен удержать даже небольшой материал. Объем памяти снижается до 2 – 3 элементов. Простые короткие фразы Больной может понять. Механизм: влияние интерференции (какой-то помехи). Повышено ретро- и проактивное торможение следов памяти. Ретро- последующая информация выталкивает предыдущую. Проактивное – старая информация заполняет все пространство. Вербальная парафазия – замена в речи слова. Письмо, чтение сохранны при небольшом объеме. Феномен отчуждения смысла слов, трудности понимания длинных фраз, поиск нужного слова, связь между образом и словом – вербальная парафазия.

4. Оптико-мнестическая афазия. Поражение нижневисочно-затылочных отделов мозга. Нарушение зрительно-предметных образов, предметной отнесенности. Нарушен процесс опознания предмета, трудности номинации. Сложно назвать предмет. Постоянный поиск нужного слова. Феномен отчуждения смысла слов, но в меньшей степени, чем в предыдущих случаях. Пропуск существительных. Понимание речи более сохранно.

5. Динамическая афазия. Поражение премоторной зоны. Нарушение активной продуктивной речи. Больной может повторить фразу, но самостоятельно выстроить высказывание не может. Пассивная речь – односложные ответы на вопросы, часто эхолалии (повторение последнего слова экспериментатора). Метод написания сочинений. Метод заданных ассоциаций. "Назовите несколько острых предметов". Составление рассказа по картинке. Теряются в основном глаголы. Нарушается предикативность внутренней речи. Штампы речевые (устойчивые выражения) сохраняются.

Афазия - нарушение речи, возникающее при поражении левого полушария (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности.

Эфферентная моторная афазия (афазия Брока). Поражение 44 поля – нижние отделы премоторных областей лобной доли. Нарушение кинетической стороны речи. Грубые случаи: нечленораздельные звуки, в речи остается эмбол (речевой стереотип), который остается и произносится постоянно (м.б. ругательное слово). Больной слышит, что говорит что-то не то. Пытается эмболом выразить все. Легкие случаи: могут произносить слоги, но не могут выра-жаться. Персеверации – постоянный повтор. Фразы в речи – вещь недоступная. Основное нарушение: кинетический фактор (плавное переключение). Оттормаживание и актуализация последующего. Для плавной речи. Правильная временная последовательность движений. Возникают нарушения в автоматизации речи. Аграмматизм, выпадение глаголов (телеграф-ный стиль). Человеком это осознается. Лечение: фаза растормаживания – первая. Вторичные нарушения касаются письма, чтения и даже понимания речи. В норме идет артикуляция при письме и чтении. В грубых случаях: понимание речи нарушено из-за нарушения плавного про-говаривания.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Зона Брока тесно связана с височной областью и представляет собой единую систему. Вовлечение височной области вызывает некоторые трудности восприятия устной речи, поскольку это — системное нарушение речевой деятельности.

Речь больных очень бедна, односложна; повторяют слова вопроса. В основе этой формы афазии лежит дефект сукцессивной (последовательной) организации речевого высказывания. Один из методов, выявляющих этот дефект, — метод заданных ассоциаций, когда больного просят назвать однотипные предметы (например, предметы красного цвета). В этих случаях больные могут назвать лишь один-два предмета; при этом особенно плохо актуализируются слова, обозначающие действия (Е.Д. Хомская, 1987). Если больных просят вспомнить несколько глаголов, то оказывается, что они могут перечислить несколько существительных, ноне в состоянии назвать ни одного глагола! (Л.С. Цветкова, 1975). (Интересно, что при амнестической афазии, напротив, труднее актуализировать существительные, а не глаголы.)

Кроме того, больным с динамической афазией свойствен аг- рамматизм, а именно пропуск глаголов, опушение предлогов, местоимений, употребление шаблонных фраз, неразвернутых коротких и простых предложений, частое использование существительных в именительном падеже (Л.С. Цветкова, Ж.М. Глоз- ман, 1978). Такие дефекты речевого высказывания связаны с инак- тивностью и нарушением внутренней планирующей речи, с пе- решифровкой замысла в грамматические структуры языка.

У детей (особенно до 5-летнего возраста) афазии встречаются редко. Описаны случаи афазии у 30 детей младше пяти лет, однако только у четырех имелись правосторонние поражения. Нарушения речи, встречающиеся при поражениях левого полушария, протекают по иным законам, чем афазия. Так, восстановление речевой функции после поражения левого полушария происходит быстрее и качественнее, чем у подростков. Известно, что люди, перенесшие удаление одного из полушарий на первом году жизни, в дальнейшем развиваются без заметного снижения речи и ее интонационного компонента.

В то же время накоплены материалы, свидетельствующие о том, что при ранних поражениях мозга нарушения речи могут возникать независимо от латерализации патологического процесса. Эти нарушения стерты и в большей степени касаются слухоречевой памяти, а не других аспектов речи (Э.Г. Симерниц- кая, 1985). Восстановление речи без серьезных последствий при поражениях левого полушария возможно до 5 лет. Срок этого восстановления, по разным данным, колеблется от нескольких дней до двух лет. В конце периода полового созревания возможность формирования полноценной речи уже резко ограничена. Сенсорная афазия, появившаяся в возрасте пяти-семи лет, чаще всего приводит к постепенному исчезновению речи, и ребенок в дальнейшем не достигает ее нормального развития.

Нестойкий характер нарушений речи проявляется в острый период травмы или во время эпилептических припадков, причем типичным является быстрое обратное развитие. Нарушения речи выражены негрубо и возникают только в виде повторения незнакомых слов или при письме.

При менее грубых поражениях -звуковой анализ слов и возможность артикулировать различные звуки речи сохранны, нет и четко выраженной оральной апраксии. Однако страдает собственно двигательная (или кинетическая) организация речевого акта, четкая временная последовательность речевых движений.

При поражении премоторной области левого полушария мозга (у правшей). В этих

сочетания слов (типа скороговорок и т. п.).

Нарушения плавного протекания активной устной речи (дефекты ее автоматизированности) приводят к вторичному нарушению: письма, чтения и понимания речи.

Поражение зоны Брока отражается и на работе височных структур левого полушария, что приводит к трудностям восприятия устной речи (вторичный симптом).

2. Динамическая(кпереди от зоны Брока) – центр.дефект-дефект внутренней речи, нарушение речевой активности. Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти не высказываются. На вопросы отвечают односложно, часто повторяя отдельные слова вопроса. В то же время у этих больных нет нарушений речевой моторики, понимание устной речи также достаточно сохранно.

Основой этой формы афазий являются нарушения сукцессивной организации речевого высказывания. У больных страдает способность дать развернутое речевое высказывание (устное или письменное). Как правило, они дают односложные ответы на любые вопросы. И уже совсем недоступно для них написать сочинение на заданную тему (или рассказать его).

Особенно плохо такие больные актуализируют слова, обозначающие действия. Если им предлагается вспомнить несколько существительных, а затем несколько глаголов, то оказывается, что они

могут перечислить лишь несколько существительных, но ни одного глагола.

Афазии, связанные с выпадением (нарушением) афферентных звеньев

речевой функциональной системы:

1.Афферентно-моторная (поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижнетеменного отдела)-центр.дефект-нарушение тонких артикуляционных движений у больного. Больной не может самостоятельно произнести буквы и слова,не могут надуть щеку высунуть язык, в тяжелых случаях общение происходит с помощью мимики,жестов,патамимики.

2.Сенсорная (пораж. задней трети верхней височной извилины(зона Вернике))-нарушение фонематического слуха, т.е способности различать звуковой состав слова; парафазии-слова и звуки заменяются на похожие, но разные по смыслу; нарушается письмо самостоятельно и под диктовку; жесты мимика адекватны; в легких случаях-трудно воспринимают развернутый текст, быструю речь, с логическими опреациями; в тяж.случае – отсут-т реакция на речь, наблюдается повыш. речевая активность,т.е спонтанная речь в виде словестной акрошки.

3.Акустико-мнестическая ( пораж. сред. височной извилины) – дефект в слуховой мнестической деятельности; фонематич. слух сохранен, теряют способность удержать в памяти воспринятую на слух информацию, слабость акустических следов; трудность в понимании развернутых видов речи; словестный дефицит; вербальные парафазии; частые пропуски слов; объем памяти (1-3 слова); словестная реминисценция - материал воспроизводится лучше через несколько часов.

4.Семантическая (пораж. теменно-височно-затылочной области) – ослабление понимания сложных грамматических конструкций, логико-грамматических оборотов речи; тркдность выделения грамматических элементов; трудность понимания смысловой речи; затруднение понимания слов с пространственным значением; непонимание предлогов, наречий; непонимание переносного смысла слова; трудность в подборе нужного слова; замедленность и дефект пересказа коротких текстов; детали объектов не улавливаются; акалькулия.

5. Оптико-мнестикечкая (пораж.задней нижней височной области левого полушария) - больные неспособны правильно называть предметы; они хорошо ориентируются и в зрительном пространстве, и в зрительных объектах. Однако у них часто нарушена способность изображать объекты. Они не могут нарисовать даже элементарные предметы. Больные могут копировать рисунки, но не могут предметы по инструкции, т. е. по памяти. Более грубо у этой категории больных страдает называние объектов при относительной легкости называния действий. Нарушение называния объектов у больных с оптико-мнестической афазией является центральным симптомом;

Речь рассматривается в психологии как процесс общения посредством языка, как сложная и специфически организованная форма сознательной деятельности, в которой участвует субъект, формулирующий речевое высказывание, с одной стороны, и субъект, воспринимающий его, с другой.

В качестве двух основных самостоятельных видов речи выделяют экспрессивную и импрессивную речь. Экспрессивная – процесс высказывания с помощью языка. Кратко характеризуется следующей последовательностью этапов развертывания: замысел (программа высказывания) – внутренняя речь – внешнее речевое высказывание (устное или письменное). Импрессивная – процесс понимания речевого высказывания.

Восприятие (слух или зрение) – декодирование – формирование смысловой схемы сообщения – понимание.

Существуют самостоятельные формы речевой деятельности – устная и письменная речь (относящиеся к экспрессивной речи), понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение). Различные формы речи реализуются посредством формирования специфических функциональных систем.

Будучи сложной функциональной системой, речь включает афферентные и эфферентные звенья. В формировании речевой функциональной системы принимают участие все анализаторы (слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный и др.). Очень сложными являются мозговые механизмы речи, а ее нарушения весьма многообразны. Одно из нарушений – афазия.

В нейропсихологии под афазиями понимаются нарушения уже сформировавшейся речи, возникающие при локальных поражениях коры и ближайших подкорковых образований левого полушария (у правшей), которые представляют собой системные расстройства различных форм речевой деятельности. Нарушены фонематическая, морфологическая и синтаксическая структура собственной речи и понимание обращенной речи. При афазии преимущественно сохранны движения речевого аппарата, необходимые для произношения, элементарные формы слуха.

При различных по локализации поражениях сложная структура речевой деятельности может нарушаться в своих различных звеньях, в результате чего будут выявляться различные речевые расстройства. Согласно классификации А.Р. Лурия, описываются 7 форм афазий. Нейропсихологический факторный анализ позволяет сопоставить каждую из них с нарушением одного из факторов, на котором основана речевая система, и с определенной локализацией патологического процесса.

Нарушение афферентных звеньев речевой функциональной системы приводит к одним формам афазий, а нарушение эфферентных звеньев – к другим.

Афферентных афазий А.Р. Лурия выделил 5, а эфферентных - 2. Итак, при выпадении афферентных звеньев могут выявляться: сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, афферентная моторная или кинестетическая, семантическая афазии. При нарушении эфферентных звеньев речевой системы могут возникнуть эфферентная моторная афазия и динамическая афазия.

Для понимания основного дефекта при каждой из форм рассмотрим, какие звенья речевой функциональной системы должны быть сохранны для ее сохранной реализации.

Помимо перечисленных афферентных звеньев речевой функциональной системы для реализации речи необходима сохранность и эфферентных звеньев (звена кинетической организации речевых двигательных актов и звена сукцессивной организации речевого высказывания).

При нарушении афферентных и эфферентных звеньев речевой системы могут возникать определенные формы афазий.

При нарушении афферентных звеньев:

Сенсорная афазия (афазия Вернике) – форма афазии, в основе которой лежит нарушение фонематического слуха, то есть способности различать звуковой состав слова. Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височной извилины левого полушария (у правшей; поле 22).

Нарушение фонематического слуха ведет к:

· дезорганизации всей речевой системы;

· исчезновению способности различать фонемы родного языка (при полном разрушении);

· непониманию быстрой или зашумленной речи, то есть речи в усложненных условиях (в менее грубых случаях);

· дефектам понимания устной речи (центральный дефект в этом заболевании);

· отсутствию активной спонтанной устной речи;

· замене одних звуков другими (литеральные парафазии);

· замене одного слова другим (вербальные парафазии) – встречаются реже;

· резкому нарушению письма под диктовку;

· затруднению повторения услышанных слов; нарушению чтения.

В то же время у больных с сенсорной афазией нет: нарушений музыкального слуха; сохраняется артикуляция; доступны любые оральные позы.

Акустико – мнестическая афазия – форма афазии, при которой больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти. Возникает при поражении средних отделов коры левой височной области, расположенных вне ядерной зоны звукового анализатора (21-е и частично 37-е поля); впервые описано А.Р. Лурия.

При акустико-мнестической афазии:

· фонематический слух сохранен;

· больной правильно воспринимает звуки родного языка;

· понимает обращенную к нему устную речь.

Однако такой больной не способен воспринимать даже сравнительно небольшой речевой материал (объем нашей оперативной кратковременной памяти – 7 слов), у больных с акустико-мнестической афазией объем слухоречевой памяти снижен до 2-3 элементов.

У таких больных имеются отчетливые трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, вербальных парафазий и другие, то есть существуют амнестического типа нарушения речи; наблюдается снижение объема запоминания – центральный симптом; нарушение порядка воспроизведения слов; снижение скорости переработки словесной информации.

Все эти трудности запечатления и воспроизведения словесного материала отражают повышение ретроактивного и проактивного торможения следов.

Ретроактивное торможение проявляется в виде воспроизведения последнего слова ряда (или слов) и забывания предшествующих слов (торможение “назад”).

Проактивное торможение проявляется в невозможности больного повторить какие-либо элементы словесного последовательного материала кроме первых (одного- двух). Для больных с акустико-мнестической афазией характерны явления словесной реминисценции – лучшего воспроизведения словесного материала через несколько часов после его предъявления.

Оптико-мнестическая афазия – форма афазии, при которой больные не способны правильно называть предметы. Оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задних отделов височной области (у правшей). К ним относят: нижние отделы 19-го и 39-го полей на конвекситальной поверхности полушария; задне-нижние отделы 20-го поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга.

В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительным образом слов и их наименованием.

Дефект рисования, когда больные не могут изобразить даже элементарные объекты, связан с нарушениями зрительных образов и входит в один комплекс симптомов вместе с расстройством называния предметов.

При поражении коры затылочных областей (или затылочно-теменных отделов) левого полушария возникает первичная оптическая алексия (нарушение чтения), не узнавание отдельных букв (оптическая литеральная алексия), либо в виде не узнавания целых слов (оптическая вербальная алексия). При поражении затылочно-теменных отделов правого полушария – односторонняя оптическая алексия, когда больной игнорирует левую сторону текста и не замечает своего дефекта.

Афферентная моторная афазия – форма афазии, при которой нарушается кинестетическая речевая афферентация, то есть возможность появления четких ощущений, поступающих от артикулярного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. Возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей), а именно 40-го поля.

У больных нарушается произношение слов, происходит замена одних звуков другими из-за трудностей дифференциации близких артикулем (артикуляционных движений, необходимых для произнесения звука и слова в целом). Первичный дефект состоит в трудностях различия близких по артикуляции звуков речи: смешение близких артикулем (“халат” или “хадат”, “слон” или “слод”); неправильное восприятие близких артикулем; затруднено произвольное по инструкции, а также по показу выполнение различных оральных движений (не могут надуть одну или две щеки, высунуть язык, облизать губы); трудности артикулирования звуков речи в различных заданиях (при задании повторить определенные звуки речи – несколько гласных звуков); трудности возникают в случае повторения согласных звуков, при повторении слов со стечением согласных, сложных в артикуляционном отношении (типа “пространство”); чтение вслух сложных слов (произносят неверно с литеральными заменами).

Семантическая афазия – форма афазии, выражающаяся в непонимании больными грамматических конструкций; в той или иной степени отражает одновременный симультанный анализ и синтез явлений (когда требуется одновременное представление о нескольких явлениях). Возникает при поражении зоны ТПО (теменно-париетально-окципитальной зоны коры) -области стыка височных, теменных и затылочных областей мозга (37-го и частично 39-го полей).

Больные с семантической афазией не понимают целый ряд грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные или “квазипространственные” отношения:

а) предлоги (больные не видят разницы в выражениях “круг над крестом”, “круг под крестом”);

б) слова с суффиксами;

в) сравнительные отношения (не понимают выражения: “Ручка длиннее карандаша”);

г) конструкции родительного падежа (“брат отца”, “дочкина мама”);

д) временные конструкции (“Перед завтраком я вымыл руки”);

е) пространственные конструкции (“Земля освещается солнцем или солнце освещается землей?” – не понимают, что верно);

ж) выражения, в которых имеются логические инверсии ( “Колю ударил Петя.” – кто драчун?);

з) выражения, в которых логически связанные слова далеко разведены друг от друга (“В школу, где учится Петя, пришел поэт, чтобы прочесть стихотворение”);

и) предложения с “переходящими” глаголами.

Семантическая афазия обычно сочетается с нарушением счетных операций, которые также непосредственно связаны с анализом пространственных отношений, выраженных в числе.

Все описанные выше формы афазий основаны на нарушениях разного типа афферентаций: слуховой, зрительной, кинестетической и той комплексной афферентации, которая лежит в основе пространственного восприятия.

Другую группу афазий составляют афазии, связанные с нарушением эфферентных звеньев речевой системы.

При нарушении эфферентных звеньев:

Моторная эфферентная афазия (афазия Брока) – форма афазии, при которой больные, пытаясь что-либо сказать, произносят нечленораздельные звуки или одно слово с разной интонацией. Патологическая инертность речевых стереотипов.

Возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны)- полей 44 и частично 45-го.

Страдает собственно двигательная (кинетическая) организация речевого акта, четкая временная последовательность речевых движений.

Большое сходство между нарушением речевой моторики и нарушением движения рук. Больные не могут переключатьсяот одного слога к другому, возникают речевые персеверации (появляются и в активной спонтанной речи, в повторной речи и в письме). Это генеральный симптом, характеризующий нарушение речевой системы при моторной эфферентной афазии. Больные могут произносить отдельные слоги, слияние в слово (или в более легких случаях слияние нескольких слов в плавную речь) оказывается невозможным из-за инертности уже произнесенных элементов речи. Все эти трудности ведут к нарушениям понимания речи, письма, чтения.

Таким образом, эфферентная моторная афазия, как и другие формы афазии, представляет собой системное нарушение всех видов и форм речевой деятельности при ведущей роли нарушения одного аспекта речи.

Динамическая афазия – форма афазии, в основе которой лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, то есть больные затрудняются дать развернутое речевое высказывание. Нарушение внутреннего программирования высказывания.

Эта афазиясвязана с поражением областей, расположенных вблизи зоны Брока. Это 9, 10, 46-е поля премоторной области, непосредственно примыкающие к зоне Брока спереди и сверху. Поражение этих средне- и заднелобных (премоторных) отделов коры конвекситальной поверхности левого полушария приводит к речевой адинамии. Впервые этот дефект речи был описан К. Кляйстом в 1934 г.

Речь таких больных очень бедна, самостоятельно они почти не высказываются, при ответе на вопрос отвечают односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса.

Дефект речевой инициативы представляет собой системное речевое расстройство.

В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания:

а) у больных страдает способность дать развернутое речевое высказывание (не может составить элементарную фразу);

б) больной не может развернуто ответить на простые вопросы и, как правило, они дают односложные ответы; в) для больных недоступно писать сочинения на заданную тему (или рассказать его устно); плохо анализируют слова обозначающие действия. Дефекты внутренней речи – распадается ее предикативность, то есть имеются трудности построения замысла высказывания. Для больных характерны проявления аграмматизма в виде пропуска глаголов, опущения предлогов, местоимений, употребление шаблонных фраз, неразвернутых коротких и простых предложений, более частого употребления существительных в именительном падеже.

Клинические данные свидетельствуют о том, что возможно выявление сочетаний равноценных речевых нарушений, что свидетельствует о смешанной афазии. И, кроме того, при очень больших очагах или в острой стадии заболевания, при которой резко выражены нейродинамические расстройства, нарушения речи квалифицируются как тотальная афазия. С уменьшением нейродинамических расстройств обычно начинает выявляться и конкретизироваться форма афазии.



В настоящее время в Российской Федерации лидирующее место по причинам смертности и стойкой инвалидизации населения занимает острое нарушение мозгового кровообращение, на втором месте находятся черепно-мозговые травмы, полученные в дорожно-транспортных происшествиях. Одним из частых проявлений повреждения головного мозга является афазия. В зависимости от зоны поражения головного мозга афазия может принимать тот или иной характер и имеет значительные различия в нарушаемых функциях речеобразования и её же восприятия. Обследование пациента, страдающего афазией требует комплексного диагностического подхода, а лечением и последующей реабилитацией занимаются врачи самых разных специализаций. Особая задача ложится на близких и родственников пациента, так как только они могут полноценно сформировать мотивацию больного к полноценной реабилитации и восстановлению. Роль специалистов сводится к обучению как больного, так и его близких к правильному взаимодействию между собой – это и является залогом успешной реабилитации больного.

Проблема связанная с афазией требует тщательного подхода, так как полноценная реабилитация таких больных в значительной степени повышает качество последующей жизни.

Определение понятия афазия

В клинической неврологической практике термин афазия имеет следующее значение – это нарушение речевой функции системного характера, заключающееся либо в частичной, либо в тотальной утрате сформированной речевой функции. Данное определение подразумевает под собой нахождение дефекта в центральной нервной системе, наличие поражения речевых зон коры больших полушарий и вытекающих отсюда нарушений речи, которые поражают как внутреннюю, так и внешнюю речь.

Клинически афазия может быть различной степени выраженности и как правило не является единственным или изолированным проявлением поражения головного мозга. При этом её развитие и тяжесть зависят от локализации и объёма поражения.

Афазия и речь: виды

Существует несколько классификаций афазии. По одной из этих классификаций афазии подразделяют на следующие клинические варианты:

  • Тотальная – в данном случае пострадавший абсолютно не понимает обращённую к нему речь и сам не может обращаться к окружающим. Такая форма возникает в первые дни после серьёзных повреждений головного мозга, например, при обширном остром нарушении мозгового кровообращения.

  • Сенсорная афазия Вернике – форма афазии при которой происходит нарушение понимания речи, при этом способность говорить сохранена. Больной говорит много непрерывно, однако, сам не осознаёт смысла сказанного.
  • Моторная афазия Брока – характеризуется нарушением способности говорить при одновременном сохранении понимания речи как чужой, так и своей.

Самой популярной классификацией в Российской Федерации является классификация А.Р. Лурии, который выделяет следующие типы афазий:

По зарубежной литературе выделяется ещё одна классификация:

Факторы возникновения речевой афазии

Афазия возникает вследствие трёх основных этиологических факторов – сосудистого, травматического и опухолевого генеза.

Сосудистый фактор включает в себя такие заболевания, как инсульт или острое нарушение мозгового кровообращения. Основные виды инсульта ишемический и геморрагический.

Причинами развития ишемического инсульта являются: стеноз, тромбоз, эмболия, тромбоэмболия церебральных сосудов. В большинстве случаев ишемический инсульт головного мозга возникает в результате отрыва нестабильной атеросклеротической бляшки, которая локализуется в месте бифуркации внутренней и наружной сонных артерий. Менее частой причиной является артериальная гипотония.

Причинами геморрагического инсульта может стать врождённая патология церебральных сосудов – сосудистая мальформация или аневризма. Провокатором или триггером развития геморрагического инсульта может стать гипертоническая болезнь, в частности гипертонический криз.

Травматический фактор возникает практически также часто, как и инсульт. Травмы головного мозга могут быть открытого и закрытого типа. При открытых травмах прибегают к срочному хирургическому вмешательству – первичная хирургическая обработка травматической раны (удаление осколков, кровяных сгустков, очищение раны), а при закрытых может быть выполнена трепанация черепа или назначено медикаментозное лечение с постоянным мониторингом динамики состояния пострадавшего. Консервативная терапия направлена на скорейшее рассасывание гематом.

Важно отметить, что и при открытых травмах и при закрытых речевые зоны поражаются одинаково часто. Кроме того, существует опасность тотального поражения мозга – контузия. При этом будут наблюдаться не только очаговые поражения, но будут наблюдаться изменения течения нервных процессов – торможение, истощение, снижение их интенсивности.

Поражение центральной нервной системы опухолевого генеза может быть вызвано ростом доброкачественной или злокачественной опухоли. При этом может происходить непосредственное сдавление речевых центров или их поражение в результате дислокации (деформации) структур головного мозга. Радикальное лечение может быть только оперативным, однако, существует ряд случаев, когда удаление опухоли невозможно в связи с высоким риском повреждения жизненно важных центров.

Восстановление и коррекция речи у больных афазией

Восстановление речи при афазии носит сложный и длительный характер. Для этой цели задействуются специалисты смежных направлений. В лечении и реабилитации пациентов с различными формами афазии принимают участие невропатологи, нейрохирурги, психотерапевты и логопеды.

Восстановление речевой функции происходит поэтапно. В первые дни заболевания в независимости от вида афазии – главная цель заключается в активации непроизвольных и автоматизированных уровней речевой функции. На данном первичном этапе главной целью является максимально активное применение автоматизированных речевых рядов и речевых стереотипов.

На момент острого периода заболевания реабилитация должна быть строго ограниченной. Её объём должен соответствовать состоянию больного и строго дозируется, чтобы не перегрузить нервную систему больного и не повышать психо-эмоциональное напряжение в фазу компенсации. Клиническим Институтом Мозга используются следующие методы подключения неречевых видов деятельности:

  • Простейшее конструирование – составление простейших фигур и пирамидок, срисовывание простых фигур и других объектов.
  • Лепка из пластилина.

Данные методы сочетаются с коммуникативной активностью родственников. На последующих этапах реабилитации делается акцент на активизацию больного и его вовлечения в процесс восстановления.

Активизация утраченной речевой функции в независимости от вида афазии требует системного подхода и включает нормализацию нарушенных языковых уровней. При каждой форме афазии имеются свои определённые задачи, направленные на устранение первичного дефекта:

  • Афферентная моторная афазия: нормализация восприятия отдельных звуков, а также устранение и корректировка парафазий.
  • Эфферентная моторная афазия: корректировка перестроения с одного слога на другой, а также с одного слова на другой.
  • Сенсорная афазия: корректировка возможности восприятия и различия на слух похожих по звучанию и произношению фонем, а также понимание и осознание речи в целом.
  • Динамическая афазия: нормализация функции внутренней речи и корректировка аграмматизмов.
  • Акустико-мнестическая афазия: увеличение объёма слухо-речевой памяти и устранение проблем восприятия речи.
  • Семантическая афазия: нормализация способности к анализу и синтезу речевых структур.

В дальнейшем работа направлена на устранение вторичных дефектов восприятия и осознания речи. Увеличение активного словаря, восстановление грамматики, чтения и письма.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.