Афазия и предметный образ

СИВОЛАПОВ Сергей Константинович

НАРУШЕНИЕ ОБРАЗОВ-ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТАХ ПРИ АФAЗИИ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы. Одним из центральных направлений нейропсихологии по изучению афазии, позволяющим ближе подойти к решению вопросов о ее природе и механизмах, а также разработать наиболее оптимальные пути восстановительного обучения больных, является исследование связи нарушений речи с другими психическими процессами (А.Р. Лурия 1969,1973; Л.С. Цветкова, 1972,1985).

В рамках этого направления все возрастающее внимание уделяется вопросам взаимосвязи нарушений речи при афазии с гностическими процессами, образной сферой в целом (Л.Л. Балонов, В.Л. Деглин,1976; Е.П. Кок,1967, A.L. Benton, 1973; Н. Gardner, 1976; N.R. Varney, I984). В этой связи продолжает оставаться актуальным предположение А.Р. Лурии (1969) о связи афазических нарушений с дефектами в предметно-образной сфере. Следует, однако, отметить, что экспериментально-клинических работ, посвященных изучению состояния и особенностей одной из главных составляющих образной сферы - образов-представлений (ОП) о предметах при афазии, крайне мало. Между тем, во многих обще-психологических исследованиях (Б.Г. Ананьев,I960; П.П. Блонский, 1964; Л.С. Выготский, 1983; А.Н. Леонтьев,1970; С Д. Рубинштейн, 1957) доказывается важная роль предметных ОП как необходимого чувственного аккомпанемента при формировании речи и речевых процессов, утверждается наличие сложных двусторонних отношений между образными процессами и речью. В нейропсихологии также накоплен ряд данных (Н.Г. Калита,1976; М. Климковский, В. Качмарек,1979;Л.С. Цветкова,1975), указывает на наличие дефектов чувственной, предметно-образной основы слова при афазии.

В то же время, анализ литературы по проблеме ОП показывает существование различных точек зрения на их роль и значение в психической деятельности человека, разных взглядов на полимодальность образов. Кроме того, в афазиологии взаимоотношения образа и слога рассматривались, как правило, лишь в контексте более общей проблемы нарушения называния и только для некоторых (в основном, сенсорных) форм афазии. Подавляющее большинство подобных исследований проводилось лишь на уровне восприятия. Вопрос же: что возникает в сознании дольного, какой умственный образ актуализируется а ответ на поданную стимуляцию - по сути остается открытым.

Но, помимо этого, отсутствует единое мнение относительно наличия нарушений ОП при разных формах афазии: одни авторы считают нарушения ОП общеафазическим дефектом, другие связывает их лишь с отдельными формами афазии, третьи не находят нарушения ОП при афазии. Анализ данных клинических исследовании показал также, что специального изучения качественных различий в нарушениях сферы СП при разных формах афазии не проводилось.

Целью исследования явилось изучение и сравнительный анализ нарушений и изменений в сфере ОН о предметах у больных с разными формами афазии.

В соответствии с целью, в работе ставились следующие задачи:

1. Изучить связь нарушений речи при афазии с дефектами ОП

2. Изучить особенности нарушения ОП в зависимости от формы афазии.

3. Изучить нарушения ОП при афазии на разных уровнях и со стороны, нескольких модальностей.

4. Изучить эффективность влияния различных модальных характеристик предмета на качество актуализации полноценного ОП при разных формах афазии.

1. Впервые направленно изучались предметные ОП в условиях различных стратегий их актуализации, со стороны нескольких модальностей и на разных уровнях при афазии.

2. Проведенное исследование позволило получить ряд новых данных о связи нарушений речи при разных формах афазии с дефектами различных сторон образно-предметной сферы. 3.Получены новые данные, свидетельствующие о наличии связи между степенью представленности различных модально-спецических характеристик предмета в стимульном материале н качеством актуализации соответствующих ОП у больных с разными формами афазии. Разработаны методика и принципы обработки материалов, совмещающие в себе возможности количественного и качественного анализа состояния сферы ОП о предметах.

Научное значение работы. Полученные новые данные по проблеме взаимоотношений слова и образа при нарушениях речи расширяют и уточняют знание об общих и специфических особенностях структуры нарушений речи при различных формах афазии. Данные, полученные в настоящей работе, представляют определенный интерес для таких вопросов общей психологии, как строение речевой деятельности, взаимодействие речи и предметных образов. Эти данные тем более ваяны, что они получены на верифицируемом материале патологии.

Изучение связи нарушении речи с другими психическими процессами обладает значимой практической деятельностью, так как позволяет ближе подойти к структуре самого дефекта, надежнее диагностировать его и, что является наиболее существенным, выбрать рациональные и оптимальные пути для практики восстановительного обучения больных с афазией.

Теоретические и экспериментальные результаты данного исследования используются в диагностической и коррекционно-восстановительной работе с больными афазией в лаборатории нейропсихологии и восстановительного обучения клиники нервных болезней 1-го ММИ, в дифференциально-диагностической работе с детьми с нарушениями психического развития в НИИ дефектологии АПН СССР, в спецкурсе по восстановлению высших психических функций, читаемом на факультете психологии МГУ.

Апробации работы. Основные положения диссертации были представлены и обсуждены на Всесоюзном съезде общества психологов СССР (Москва, 1983) , на IX научной сессии по дефектологии (Москва, 1983) , на Всесоюзной конференции молодых ученых-дефектологов (Москва, 1984), на УП Всесоюзных педагогических чтениях, на I конференция "Принципы и механизмы деятельности мозга человека" (Ленинград, 1985), на заседаниях проблемной лаборатории экспериментальной и прикладной психологии факультета психологии МГУ (1981-1984), на заседании кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (24.04.85г.).

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Нарушения речи при афазии имеют определенную связь с изменениями в сфере предметных образов-представлений.

2. Существует специфика изменений и нарушений различных сторон образно-предметной сферы у больных с разными формами афазии.

3. Существует однозначная связь между степенью представленности различные модально-специфических характеристик предметов в стимульном материале и качеством актуализации соответствующих образов-представлений у больных с разными формами афазии.

4. При различных формах афазии диагностическая и восстановительная работа должна осуществляться с учетов соответствующих особенностей изменения у больных образно-предметной сферы.

Структура и объем работы. Рукопись диссертации содержит 179 страниц машинописного текста. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и приложения. В работу включено: 5 таблиц, 10 графиков и 75 рисунков. Список литературы насчитывает 187 названий, из них 69 на иностранных языках.

По результатам представленного исследования опубликованы 4 печатные работы.

Исследование выполнено на базе клиники нервных болезней Московского Ордена Ленина медицинского института (директор клиники - профессор П.Б. Мельничук).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении к диссертации обосновывается актуальность изучения особенностей нарушения и изменения сферы ОП о предметах у больных с разными формами афазии, формулируются гипотеза, цель и задачи исследования, излагаются основное положения, которые выносятся на защиту, обозначаются методологические основы работы, сообщается о научной новизне, теоретическом и практическом значении диссертации.

В первой главе диссертации содержится обзор основных положений современной психологии по проблеме предметных ОП их месте, роли и значении в психической деятельности человека, излагаются основные результаты исследовании особенностей образной сферы при афазии.

Благодаря работам Б.Г. Ананьева (1959,1960), Л.0. Выготского (1967,1983), Е. П. Игнатьева (ГЭ56), А.Н. Леонтьева (1970,1979), развившим ленинскую теорию отражения, проблема участия образной сферы в работе высших форм познавательной деятельности сталаодной из основных. В настоящее время абсолютное большинство исследователей (Дж.С. Брунер,1371; В.А. Ганзен,1Э74; А.А. Гостев, IS85; А.Р. Лурия,1975; С.Д. Смирнов,1985; H. Blook,I98I) рассматривает ОП как очень значимый компонент всех психических процессов. Важную роль играют ОП в мыслительной деятельности человека (Р. Арнхейм,1971; К.К. Григорян,1Э72; Н.К. Одуева,1963; М.С. Роговин,1969; Н.С. Шехтер1959; B.T. Tolmn, I948), описано положительное влияние ОП на формирование и усвоение системы, понятий (С.П. Баранов, 1963 Е.Н. Кабанова-Меллер-,1968; В. Осорина1976). Все большее значение ОП приобретают для исследования процессов памяти (А.Р.Лурия,1975; Р. Кладки, 19 78; Е.С. Махлах; Я. Froe его словесной характеристике (слову-наименованию). Проведенный анализ показал следующее: I) здоровые испытуемые актуализируют к реализуют в рисунках целостный ОП о предаете по любой из его модальных характеристик одинаково успешно; 2) больные с сенсорными формами афазии значимо хуке актуализируют ОП по звуковой и словесной характеристикам; 3) больше с моторными формами афазии значимо труднее актуализируют ОП лишь по одной звуковой характеристике; 4) у больных со смешанными формами наблюдается в основном одинаковый уровень трудности при выполнении всех заданий.

В третьей серии эксперимента результаты больных всех групп по всем выделенным параметрам и на всех уровнях значимо хуже результатов здоровых испытуемых.

При актуализации ОП на конкретном речевом уровне, количество ошибок и отказов у больных сенсорной группы значило больше, чем у не различающихся между собой по этим параметрам больных других групп. Больным сенсорной группы присущи такие ошибки как: I) сглаживание родо-видовых признаков внутри одного класса объектов; 2) утеря многих функционально значимых признаков предмета; 3) редукция целостного ОП с сохранением отдельных деталей; 4) варианты примитивного рисования; 5) семантические замены на образном уровне.

Для больных других групп характерно:

I) выпадения некоторых характерных признаков, частей предмета (обе группы);

2) примитизация рисунка (больной смешанной группы).

Речевые реакции в этом опыте у больных сенсорной группы не направлены, спонтанны, у больных с моторными формами афазии носят предварительно обозначающий, выделяющий характер. Причиной отказов от работы больных этой группы также была недостаточная, по их мнению, конкретность слова-наименования. Больные смешанной группы часто употребляют сопутствующую речь, служащую им опорой построения, средством актуализации ОП.

Наиболее трудным для всех групп оказалось задание на актуализацию ОП на абстрактном неречевом уровне. Значимо дольше количество ошибок в этом опыте допустили больные с сенсорными формами афазии.

Ошибками явилось: 1) механическое перерисовывание предъявленного элемента иди изменение его пространственного расположения, без дополнений; 2) пририсовывание к элементу не несущих предметной значимости дополнений, 3) дорисовывание элемента не до предмета, а до букв; 4) не дополнение элемента, а опускание некоторых его частей, с цель придания ему отдаленного сходства о классом предметов .

Таким образом, среди больных с афазией значимо худшие результаты в целом по серии отмечаются у больных с сенсорной формами афазии. Наибольшие отличия от больных других групп наблюдаются у больных сенсорной группы при анализе, обобщений а актуализации ОП на конкретном речевом и абстрактном неречевом уровнях. По целому ряду количественных и качественных показателей можно говорить о специфике нарушений образно-предметной сферы у больных каждой группы.

В четвертой главе, при обсуждении результатов исследования, внимание уделяется следующим основным положениям.

1. На основании того, что результаты проведенного исследования: а) подтверждается гипотеза А.Р. Лурия (1947,1969) о возможной связи нарушений речи и образов при сенсорных формах афазии и Л.С. Цветковой (1972, 1977,1985) о наличии подобных нарушений три других формах афазии, и б) согласуются с данными предыдущих исследований в рамках этих гипотез, подчеркивается продуктивность рассмотрения афазии как сложного системного нарушения речи, охватывающего разные уровни ее организации, отражающегося 1-а других психических процессах.

2. Обсуждается связь особенностей нарушений сферы ОП с механизмами афазии (ведущими факторами, приводящими к разным формам афозии). Подтверждается гипотеза Л.С. Цветковой (1972,1977) о топ, что разные механизмы афазии ведут к специфическим нарушениям различных уровней и сторон образно-предметной сферы.

3. Выделяется вопрос о степени участия модально-специфических характеристик предмета (и доле предметности стимулов) в воссоздание больными с афазией его целостного, обобщенного образа,

5. Обсуждаются возможность и наличие, выявленных в других работах (R.J. Daffy, j.H. Duffy, K. Pearson, 1975; J. Seroc, D. Kea, 1979) нарушений "общего символического ядра" и понятийной сферы при афазии.

6. Из сопоставления полученных данных об особенностях дефектов ОП при афазии с подобными фактами предыдущих работ (Н.Г. Калита, 1976; B. Bаy, H. Gardner, 1976) выводятся наиболее значимые диагностики нарушении образной сферы при афазии.

7. Делается заключение о том, что: а) сопоставление результатов анализа межгрупповых различий и результатов анализа успешности выполнения больными каждой из групп последовательного ряда заданий внутри серий; б) обнаружение особенностей речевой организации сферы ОП при афазии; г) различное влияние экспериментальных условий на воссоздание полноценных ОП, могут послужить основой для разработки наиболее оптимальных путей направленного восстановительного обучения больных с афазией.

1. Полученные результаты позволяют утверждать, что нарушения в сфере образов-представлений о предметах характерны для больных с афазией всех изучавшихся групп.

2. Результаты количественного и качественного анализа полученного материала свидетельствуют о специфике изменений и нарушений различных сторон образно-предметной сферы у больных с разным формами афазии.

3. У больных с сенсорными с сенсорными формами афазии сфера образов-представлений нарушается наиболее грубо. Характерные: общая бедность и однообразие предметных образов, особенности актуализации и воссоздания образов-представлений на различных уровнях, в условиях разных стратегий и со стороны разных модальностей, свидетельствуют о нарушении образно-предметной сферы у больных с сенсорными формами афазии на уровне собственно самих образов-представлений о предметах (вплоть до полного их распада).

4. Для больных с моторными формами афазии характерно наличие нарушений образно-предметной сферы преимущественно на уровне актуализации (выбора) конкретного требуемого в данный момент образа-представления из нескольких одновременно всплывающих.

5. У больных со смешанными формами афазии при достаточной сохранности связи слова и образа, выявляются нарушения на уровне анализа и оперирования, отдельнымии качественными признаками единичного, конкретного образа представления о предмете.

6. Между степенью представленности различных модально – специфичных характеристик предметов в стимульном материале и качеством воссоздания и актуализации собственныx образов у больных с разными формами афазии существует однозначная связь.

7. Полученные данные об oсобенностях нарушения сферы образов-представлений у больных с различными формами афазии обладают конкретной значимостью для практики диагностической и восстановительной работы.

8. Разработанная нами методика исследовании нарушения образов-представлений о предметах у больных с афазией оказалась адекватной поставленным задачам.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1) Исследование образа-представления предмета как чувственной основы слова у больных с афазией. - Дефектология, I969, с. 40-45.

2) К вопросу о нарушении образа-представления предмета при афазии. - В кн.: Тезисы научных сообщений советских психологов к 4 Всесоюзному съезду Общества психологов СССР, ч. 2, М., U83, с. 384-385, Совместно с и Л. С .Цветковой.

3. Развитие сферы образов-представлений при задержке психического развития. - Дефектология, 1984, с.13-22.

Афазиология как наука и область практики существует более 100 лет. В основном, в период развития афазиология являлась в первую очередь сферой интересов неврологов, логопедов, лингвистов.

Стала активно продвигаться эта наука с 30х гг ХХ века, в основном благодаря исследованиям отечественных авторов во главе с профессором (скажите как его зовут?!) – А.Р.Л. Эти исследования показали: речь не исчерпывается простыми процессами – ассоциации образа и звукового обозначения слова. Слово – сложная единица кодирования речи, несущая не только функцию не только обозначения вещи, но и ее анализа и обобщения. Психофизиологической основой речи является функциональная система, включающая ряд анализаторных систем, опирающаяся не на какой-то узкий участок мозга, а на совместную работу ряда структур (см. вопрос про ФС). Кроме того, речь включает афферентные синтезы и их дальнейший переход на системы иннерваций и т.д.

Все это дало основание пересмотреть взгляды на патогенез, механизмы и структуру афазии (и следовательно, перестроить процесс реабилитации!!).

А что же дальше, после Лурия?

Афазия и предметный образ. Называние предмета – сложный процесс. При всех формах афазии нарушается номинативная ф-ция речи. Лурия: дефекты называния при моторных и сенсорной афазиях являются вторичными. Наименее изучен этот дефект при акустико-мнестической и амнестической.

Цветкова, Калита: эксперимент состоял из 2х частей:

1. исследование способности больных к выделению существенных признаков класса объектов и отдельных объектов на основе зрительного восприятия или представления – рисование и классификация изображений (проверяем, сохранно ли выделение характерных признаков и какие признаки выделяет).

Результат: у больных с данными формами афазии нарушено вычленение отличительных признаков отдельных конкретных предметов как на уровне зрительного восприятия, так и на уровне зрительных представлений. Выделение признаков группы остается сохранным. Слово, обозначающее предмет, не помогало актуализации его образа.

Предполагаемый вывод: в основе амнестической афазии лежит нарушение чувственной основы слова.

2. картинки (всего 100) – предметы обихода, предметы детского словаря, явления природы, действия, качества предмета (цвет, вкус, форма). Картинки предъявлялись по 10 раз, фиксируем время актуализации каждого слова.

Результат: легче всего – слова, обозначающие качества, затем – действия, самое трудное – слова, обозначающие предметы.

Вывод: нарушение гностической основы слова проявляется в дефектах выделения характерных признаков отдельного предмета, в тенденции к уравниванию признаков отдельного предмета с признаками, характерными для однородной группой предметов. Конкретный механизм дефекта – нарушение способности вычленять существенные признаки. На уровне речи это проявляется в виде нарушения избирательности, т.е. все слова становятся равновероятными, и актуализация нужного слова заменяется перебором всех слов из семантической группы.

Другие работы тех же авторов подтверждают эти выводы: при упрочении зрительного восприятия идет восстановление называния. У больных с другими формами афазии (динамической и моторной) не было обнаружено нарушения предметных рисунков по типу их искажений или контаминаций, но наблюдается дефицит предметных рисунков.

При рисовании (свободные визуальные ассоциации) только больные с акустико-мнестической и амнестической формами афазии начинали выполнять задание без обозначения своего намерения словом-наименованием. Они называли свой рисунок после рисования или – реже – во время. Другие афазики сначала называют.

При всех формах афазии нарушаются не только зрительные, но и слуховые, и осязательные образы-представления.

Нарушение понимания и повторения речи при афазии. При поражении второй височной извилины л п\ш. Лурия: в основе нарушения – дефекты слухо-речевой памяти; физиологический механизм нарушения речи – повторения, понимания, возникновения вербальных парафазий, контаминаций – повышение про- и ретроактивного торможения ослабленных слухо-речевых следов, а также явление уравнивания интенсивности следов. Современная психология: повторение слова – сложный процесс, в котором участвут не только слуховое восприятие и артикуляция, но и понимание значения слова.

В исследовании изучалось повторение отдельных звуков и серий слов с учетом 3 параметров:

учитывались возможные влияния нарушений звукоразличения, дефектов артикулирования и трудности запоминания.

Результаты: длина слова и его частотность влияет на правильность повторения больными с акустико-мнестической афазией, заинтересованность перцептивного звена. Разбиение слова на части и многократное повторение по частям способствует повторению и пониманию. Нарушение повторения при моторной афазии связано с дефектом выбора нужных артикулем или их последовательности в слове (даже при грубых дефектах повторения сохраняется понимание). При сенсорной афазии ошибки повторения связаны со звукоразличением → вторичное нарушение повторения и понимания.

Зимняя: уровни восприятия:

1. распознавание отдельных звуков.

2. восприятие звукосочетаний

3. уровень смыслового восприятия

при акустико-мнестической афазии нарушается 2й уровень.

При моторной и сенсорной афазиях не надо заниматься осознанным и произвольным повторением.

Выводы об акустико-мнестической афазии:

· один из механизмов нарушения повторения и восприятия речи – сужение объема слухо-речевого восприятия

· вторично наступает дезинтеграция разных уровней слухо-речевого восприятия → парагнозии и парафазии

· на расширение объема восприятия и правильность повторения положительно влияет частотность слова, а также спец.организация восприятия (разбиение слова на части)

другое исследование: зависимость понимания слов от звуковой структуры и семантики слова. Фонетическая сложность, длина и частотность учитывается.

Результаты: обнаружено нарушение понимания на уровне слова при всех формах афазии. 3 вида ошибок:

4. грубое отчуждения смысла слов

Понимание слов-существительных более грубо нарушается при сенсорной афазии (больше времени уходит на понимание, много ошибок), трудны для понимания близкие по значению и по звуковому звучанию слова. Следующая по степени выраженности ошибок понимания – акустико-мнестическая афазия – ошибки по типу семантической близости преобладают. При моторных афазиях понимание речи нарушается на звене звукоразличения и в звеньях выбора альтернатив в пределах семантического поля и в звене перешифровки логико-грамматических конструкций на единицы значения и смысла. Эфферентная моторная афазия → нарушение понимания обобщенных слов (система связей сужается до конкретно-ситуативного понимания. При афферентной – напротив, расширяется значение слова – значение обобщенного слова теряет свои категориальные границы.

При всех формах афазии понимание глаголов нарушается сильнее, чем существительных. По степени нарушения понимания:

1. сенсорная (58% ошибок)

2. акустико-мнестическая (34%)

3. афферентная моторная (23%)

4. семантическая (15,6%)

5. эфферентная моторная (15%)

6. динамическая (11%)

Ведущая ошибка для всех форм афазии – семантическая.

Нарушения лексики при афазии. Одно из направлений исследования нарушений лексики при афазии – исследование глагола. Глагол – конструирующий элемент речи. Использование глагол нарушается при формах афазии с нарушением построение высказывания.

Глагол несет 2 функции:

1. номинативную (называние действия)

2. грамматическую (организация предложения)

У больных с эфферентной моторной и акустико-мнестической формами афазии актуализация глаголов нарушена. У эфферентных афазиков это обусловлено патологической инертностью и дезорганизацией грамматической стороны речи. Акустико-мнестические афазики имеют трудности с глаголами из-за дефектов припоминания и выбора слов из семантического поля. У больных с моторной эфферентной семантических полей меньше, но слов в них больше и границы между полями четкие. При акустико-мнестической – полей больше, но слов в них меньше и границы слабже. Это и есть структурное изменение лексики при акустико-мнестической афазии – расширение значения слова, дефект селективности.

Исследование объективной и субъективной частотности (Цветкова, Колыкова). Словарь субъективной частотности отражает пассивный запас слов, объективной – активный словарь.

1. доля высокочастотных слов у больных с афазией резко снижена по сравнению с речевой формой как для активного, так и для пассивного запаса.

3. для активного лексического словаря характерно большое качественное однообразие по сравнению с нормой.

У афазиков наблюдается бессистемное снижение лексики (одинаково оценивают слова мало и хорошо знакомые), более занижена абстрактная лексика.

Выводы: при всех формах афазии слово нарушается как система многомерных связей, распадается внутреннее единтсво разных его планов – выражения, звучания и значения.

Значение нового в афазиологии. Это важно для диагностической и реабилитационной работы. Теперь можно рассматривать афазию как системное нарушение речи, захватывающее различные уровни организации речи. Афазия – многофакторное явление, включающее собственно нарушение речи, связь с нарушением других психических процессов, изменение личности, личностную реакцию на дефект.

Если коротко и сжато:

1. акустико-мнестическая афазия связана прежде всего с дефектами процесса восприятия зрительной и акустической модальности и с нарушением предметных образов. Уменьшение объема восприятия, возможно, связано с дефектами процесса восприятия в звене иконической памяти. Симультанное восприятие заменяется сукцессивным.

2. нарушения понимания наблюдаются не только при сенсорных формах афазии, нго и при моторных. Наиболее частая ошибка для всех форм афазии – семантическая замена.

3. методы восстановления понимания речи должны все это учитывать: а) ВО больных с моторными формами афазии надо строить с учетом необходимости специальной работы над импрессивной речью; б) методы обучения должны учитывать наличие семантических замен, нарушение многозначности и частотности лексики, нарушение предметных образов и т.п.

4. в ВО надо учитывать и данные о лексике – в частности, об употреблении глаголов.

5. важно: уменьшение частотной лексики при афазиях. Это значит, что надо специально подбирать словарь, по которому ведется обучение больных.

6. важно: разный характер нарушения семантических полей при разных формах афазии.

Справочная таблица содержит классификацию афазий их области поражения, факторы, центральный симптом, клиническую картину и клинико-психологические характеристики.


Центральный механизм (фактор)

Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)

Задняя треть верхней височной извилины левого полушария (41, 42, 22). Данные поля имеют тесные связи с нижними отделами премоторной области (44, 46, 10).

Нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи, проявляющееся в нарушении фонематического слуха. Нарушение различения звуков.

Нарушение понимания речи по типу отчуждения смысла слов; нарушение понимания обращённой речи (импрессивной речи).

— Трудности дифференциации фонем (оппозиционных и дизъюнктивных), но в первую очередь оппозиционных!

— Трудности самостоятельного правильного произнесения фонем

— Нарушение экспрессивной речи

— Нарушение повтора слов и называния предметов (вследствие акустического дефекта)

— В грубых случаях трудности понимания обращённой речи не зависят от сенсибилизации условий

— Есть вторичные дефекты навыков чтения и письма вследствие нарушений операций звукового анализа и синтеза (парадигматические нарушения)

— Нарушение воспроизведения ритмов и ритмических структур

— Трудности операций устного счёта

— Нарушения функций памяти и внимания по модально-специфическому типу

— Сохранны: слуховой, зрительный, зрительно-пространственный, кинестетический и тактильный анализаторы.

— Сохранно восприятие интонационно-мелодической стороны высказывания (общий контекст высказывания доступен для понимания).

Средние отделы коры левой височной области, расположенные вне ядерной области слухового анализатора (верхние отделы 21 и частично 37). Эта область имеет тесные связи со слуховым и зрительным анализаторами и медиобазальными отделами височной коры.

Нарушение слухоречевой памяти и зрительных предметных образов представлений.

Нарушение понимания речи, приводящее к вторичным расстройствам устной спонтанной речи.

— Нарушения понимания речи и не грубо выраженный симптом отчуждения значения слов, засчёт сужения объёма акустического восприятия

— Негрубые нарушения устной речи

— Повышенная тормозимость следов памяти

— Парадигматические нарушения речи

Все нарушения носят модально специфический характер

— Нарушение слухоречевой памяти

— Дефекты оценки и воспроизведения ритмов

— Нарушения внимания по модально специфическому типу при сохранности анализаторных систем

— Сохранны: фонематический слух и артикуляторные функции;

— Интонационно-мелодическая сторона высказывания;

Задние нижние отделы височной области левого полушария (нижние отделы 21 и 37 полей на конвекситальной поверхности и нижние отделы 20 поля на конвекситальной и базальной поверхности).

Дефект оптического восприятия предмета в связи с трудностями выделения существенных признаков предмета вследствие слабости зрительных представлений.

Трудности называния предметов

— Опора на функциональное описание предмета

— Негрубые нарушения устной речи (паузы, спотыкания)

— В речи встречаются вербальные парафазии

— Трудности изображения предметов (невозможность выделить существенные признаки)

— Расстройства парадигматических аспектов речи

— Возможны дефекты памяти и внимания по модально-специфическому типу

— Функции зрительного и зрительно-пространственного, кинестетического и тактильного анализаторов;

— Фонематический слух и артикуляция;

— Восприятие и опора на интонационно-мелодическую сторону высказывания;

Нижнетеменные отделы (нижние отделы потцентральной области; 40 поле, примыкающее к 42 и 22). Данная область имеет тесные связи с височными зонами коры).

Нарушение кинестетических ощущений, обусловливающих дефекты выполнения тонких артикуляторных движений.

Нарушение правильного произнесения звуков, их замена → нарушение правильного произнесения слов.

— Трудности дифференциации артикулем

— Дефекты артикулирования звуков

— Нарушение устной экспрессивной речи

— Превалирование литеральных парафазий (вербальных парафазий нет)

— Трудности восприятия слов (первичного симптома отчуждения смысла слов нет).

— Дефекты кинестетического праксиса

— Возможны симптомы нарушения пространственной ораганизации

— Затруднён оральный праксис (тонкие артикуляторные движения языка; неспособность правильно поставить язык)

— Вторичные нарушения счёта и дефекты образной сферы

— Слуховой, двигательный и зрительный анализаторы;

— Восприятие интонационно-мелодической стороны речи и непроизвольный уровень организации высказывания.

Центральный механизм (фактор)

Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)

Нижние отделы коры премоторной области (44 и частично 45 поле) ‒ задняя часть 3 лобной извилины. Эти поля имеют тесные связи с височными отделами коры.

Патологическая инертность раз возникших стереотипов засчёт нарушения смены иннерваций → нарушения переключений с одного артикуляторного движения на другое.

Персеверации в речевой и двигательной системах.

— Грубое нарушение в устной экспрессивной речи

— Речевые стереотипы (персеверации речи)

— Нарушение плавности речи при относительной сохранности автоматизированных речевых навыков

— Присутствие эмбол в речи

— Трудности включения в активную речь

— Нарушения просодики речи (интонационно-выразительной окраски речи)

— Наличие аграмматизмов в речи

— Вторичные расстройства чтения и письма

— Нарушение кинетического праксиса, в том числе по типу персевераций (навязчивого повторения)

— Нарушение координации движений

— Анализатор. системы (висок, темя, затылок);

— Конструктивная деятельность, оральный праксис;

— Понимание обращённой речи при относительной сохранности непроизвольной речи.

Зона ТРО на границе височных, теменных и затылочных областей. Третичные области коры 39, 40, часть 37 и 19 полей.

— Дефекты симультанного анализа и синтеза информации

— Нарушения пространственного восприятия.

Нарушение понимания логико-грамматических конструкций

Нарушение понимания конструкций, отражающих:

I. Флективные отношения.

— Три вида грамматических конструкций флексий:

1. афлективные конструкции (в которых нет окончаний)

— конструкции сравнения (больше\меньше)

— конструкции по типу двойного отрицания

— конструкции родительного падежа

— Кроме того ‒ трудности в осмыслении синонимов, омонимов

II. Инвертированные конструкции.

— нарушения пространственного симультанного анализа, смыслового строения речи

— затруднения номинативной функции речи (подсказка работает)

— парадигматические нарушения речи

-Сохранна: отражённая речь (может повторить).

— Дефекты пространственного фактора и трудности ориентации в пространстве

— Нарушения операций устного счёта

— Нарушения конструктивного рпаксиса; праксиса позы

— Возможны дефекты схемы тела

— Нарушения наглядно-образного мышления

— Слуховой, зрит. и тактильн. анализаторы;

— Доступно понимание речи и восприятие интонационно-смыслового аспекта речи.

Центральный механизм (фактор)

Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом)

Премоторная область, примыкающая к зоне Брока спереди с сверху (9, 10, 46 поля).

Дефект активного программирования высказывания, протекающего во внутренней речи в звене переструкткрирования высказывания.

Нарушение продуктивной активной речи (трудности активного высказывания)

— Трудности самостоятельного развёртывания речевого высказывания

— Наличие малопродуктивной, стереотипной речи

— Вречи превалируют шаблоны

— Трудности составления сукцессивного высказывания

— Нарушения просодики (интонации) речи

— Лёгкая дисфункция лексико-грамматического структурирования

— Нарушения функций памяти\внимания

— Сенсорные и моторные компоненты речи;

Как при динамической афазии

Дефекты грамматического структурирования

Трудности грамматического оформления речевого высказывания

— Аграмматизмы в речи (по типу сокращения числа синтаксических моделей предложений)

— Трудности словообразования, использования флексий и т.п.

— Нарушения активной речи, просодики речи

— Патологическая инертность в грамматических операциях

— Стереотипность и шаблонность речи

— Ошибки программирования развёрнутого высказывания (не грубые)

Как при динамической афазии + сохранность формирования единого связного текста.

Она встречается чаще всего. Чаще это комбинации сенсорных и акустико-мнестических афазий, переднего аграмматизма и динамических.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.