Афазия как нарушение речи при инсульте

Когда пожилой человек пытается что-то объяснить родственникам, а у него получается или бессмысленный набор звуков, или совершенно неподходящие для ситуации слова, это называется афазией. Основная ее причина у людей старшего возраста – мозговой инсульт, в результате которого отмирают клетки в одном или нескольких центрах мозга, отвечающих за речь. И чтобы Ваш пожилой родственник не получил тяжелой депрессии и не стал предпринимать суицидальных попыток, связанных с афазией после инсульта, необходимо как можно раньше начинать ее лечение. Большая часть лечебных мероприятий ложится на плечи родных больному людей.

  1. Из-за чего при инсульте возникает афазия
  2. Как распознать афазию
  3. Как лечить афазию:
    • Медикаментозное лечение
    • Физиотерапия
    • Занятия с логопедом
    • Занятия с психотерапевтом
    • Альтернативные методы лечения
    • Что делать в домашних условиях

Из-за чего при инсульте возникает афазия

В человеческом мозге имеется несколько связанных между собой центров, отвечающих за устную речь: за ее понимание, воспроизведение, анализ сложных речевых конструкций, возможность построения правильных предложений. Все они связаны между собой нервными волокнами, и расположены, в основном, в центральной части мозга, а также в височной и теменной долях. Часть этих речевых центров симметрична в обоих полушариях (то есть они дублируются в каждом из них), но есть и такие участки, которые у правшей имеются только в левом полушарии, а у левшей – в правом.


Когда происходит инсульт, отмирает какой-то участок мозга. Если гибель произошла в одном из речевых центров, или повредились нервные окончания, связывающие эти зоны, развивается афазия. Таким образом, афазией называется нарушение понимания или воспроизведения уже сформированной устной речи, иногда вплоть до полного ее отсутствия. Если нарушение касается письменной речи, то такой неврологический синдром уже будет носить другое название (алексия, аграфия).

Как распознать афазию

Афазию после инсульта можно распознать по различным симптомам, сочетание которых дает возможность выделить несколько видов этого синдрома.


Так, об афазии сенсорного характера (Вернике), можно говорить, если у больного присутствует:

При этом собственное предложение больной сформулировать может. И хоть оно и будет немногословно, без описательных оборотов, но смысл в нем будет присутствовать.

Если после инсульта развилась мнестическая афазия, пожилой человек:

  • может удержать в памяти только нескольких слов из прослушанной фразы;
  • начав говорить, забывает, о чем хотел сказать;
  • говорит медленно, тщательно подбирая слова;
  • заменяет одни слова другими, не подходящими по смыслу.

Это – акустико-мнестическая афазия. Бывает также оптико-мнестический вид синдрома, тогда:

  • человек может прочитать заголовки в книгах или газетах, но смысл самого текста теряется;
  • ему трудно не только описать то, что он видит (в окружающем мире или на изображении), но и называть предметы.

Не сразу заметна семантическая афазия. В этом случае человека, перенесшего инсульт, ввергают в ступор длинные предложения, описывающих логические действия, пространственные отношения.

Второй основной тип заболевания – моторная афазия. В этом случае человек, напротив, отлично понимает обращенную речь, но воспроизвести ее не может, от чего очень страдает морально. Моторная афазия делится на 3 вида:

  1. Афферентная моторная афазия. В этом случае больной путает похожие глухие и звонкие согласные, переставляет местами звуки в словах.
  2. Динамическая афазия. Больной понимает обращенную речь и пытается ответить, но слова в его предложении настолько стоят не на своих местах, что вся фраза теряет смысл. Человек это слышит и понимает, но исправить не может, из-за чего страдает.
  3. Афазия Брока. Она возникает у людей, утративших вследствие инсульта участок мозга вблизи лобной доли левого полушария (там находится центр Брока, отвечающий за согласованность движений, благодаря которым воспроизводится речь). Это характеризуется изменением стиля общения: человек говорит отдельными словами, делает между ними, и даже между отдельными слогами паузы, так как ему трудно переключаться с одного слога на совершенно непохожий. Писать и читать такой человек начинает с грубыми ошибками. Он может повторять один и тот же слог все время, называть слова, противоположные по значению, говорить неразборчиво.


Диагноз моторной афазии должен ставить врач-невролог, так как в быту может быть трудно отличить именно этот синдром от того, который называется дизартрией. Дизартрия возникает при поражении центров мозга, которые несут команду к мышцам, участвующих в формировании речи (движении языка, губ, голосовых связок). Больные с дизартрией понимают обращенную речь и правильно строят предложения. Но из-за изменения их тембра голоса и невозможности произнести отдельные звуки их речь становится неразборчивой. Если к этому присоединяется нарушение дыхания, это вынуждает больного пожилого человека разговаривать короткими предложениями. Описания, прилагательные, наречия из речи не пропадают.

  • в ответ на обращенную речь смотрит на говорящего, не понимая. Если упростить предложение, заменить слова более простыми, примитивными, может выполнять просьбу, но понятно ответить все же не может;
  • такой человек, перенесший инсульт, неспособен внятно сформулировать просьбу;
  • пропускает в предложении сразу несколько слов. Остальные слова – самые простые. Никаких литературных оборотов: гипербол, сравнений, сложных деепричастных оборотов, в речи нет. В тяжелых случаях из фраз пропадают даже прилагательные и наречия: предложение состоит из одних существительных.

Как лечить афазию

  1. ежедневная деятельность, которая станет задействовать участки мозга, находящиеся рядом с погибшей зоной;
  2. достаточное кровоснабжение мозга, особенно в пострадавшей области;
  3. обеспечение головного мозга необходимым количеством кислорода;
  4. устранение дополнительных хаотичных импульсов, которые возникают в мозге при стрессе и мешают направить поток импульсов в область возле очага погибших клеток. Стресс при афазии вызывается тем, что человек понимает свою неспособность донести свою мысль до окружающих.

По этим принципам лечится и афазия после инсульта. Начинать ее нужно как можно раньше – как только будет купирован отек мозга, который проявляется угнетением сознания (от сонливости до комы), судорогами, галлюцинациями.


Терапия должна быть:

  • начата как можно раньше;
  • проводиться ежедневно, в том объеме, который больной может осилить;
  • направлена на коррекцию не только устной, но и письменной речи, если такой синдром имеет место у Вашего родственника.

В некоторых случаях афазия после инсульта может купироваться самостоятельно, но это бывает крайне редко, поэтому на такой исход не стоит рассчитывать. В основном, лечение этого синдрома – процесс длительный и кропотливый, требующий от родственников большой отдачи.

Рассмотрим каждый вид терапии подробно.

Оно назначается врачом-неврологом стационара, где лежит больной с инсультом, и начинает проводиться в максимально ранние сроки. Медикаментозная терапия включает препараты, улучшающие доставку кислорода и полезных веществ к мозгу, упрочивающие в нем нервные связи, оптимизирующие в нем обмен веществ. Это:

  • Ишемический инсульт головного мозга: симптомы, прогноз, лечение
  • Реабилитация после эндопротезирования тазобедренного сустава
  • Почечная недостаточность в пожилом возрасте

Эти препараты применяются в комплексе, по той схеме, которую практикует данное лечебное учреждение. Вначале их вводят внутривенно и внутримышечно в течение 1-3 недель. Далее переходят на таблетированную форму этих медикаментозных средств.

Для лечения афазии после инсульта проводятся физиотерапевтические процедуры, направленные на улучшение мозгового кровообращения. Это:

  • иглорефлексотерапия;
  • электромиостимуляция (воздействие импульсами тока) мышц, участвующих в артикуляции;
  • воздействие на кору мозга магнитным полем.

Купированием афазии после инсульта занимается особый логопед – афазиолог. Обычно эти специалисты работают в том же лечебном учреждении, которое занимается лечением инсульта, но в некоторых случаях родственникам приходится самостоятельно искать такого специалиста.


Начинаться занятия с афазиологом должны еще в условиях неврологического отделения, через неделю после того, как больного переведут из палаты интенсивной терапии. Этот врач тренирует перенесшего инсульт пожилого человека в течение сначала 5-7 минут, постепенно увеличивая время занятий до 15 минут. Он работает по такой схеме:

  1. Строить с больным диалог.
  2. Добиваться понимания.
  3. Тренировать чтение.
  4. Вспоминать навыки письма.

Прежде, чем приступить к занятиям с больным сенсорной афазией, если он не понимает своего состояния, его просят написать слово (обычно он пишет набор букв), затем – прочитать его. Общаются с ним мимикой и жестами. На листке с набором букв подчеркивают карандашом или ручкой.

Афазиолог должен показать родственникам упражнения, которые он выполняет с больным, чтобы они могли вечером их повторять.

  • Раздувание щек.
  • Облизывание языком попеременно то верхней губы, то нижней.
  • Вытягивание губ трубочкой, после чего нужно продержать их в таком положении на 5 секунд, потом – расслабить.
  • Движения языком: к кончику носа – к подбородку.
  • Попытки перед зеркалом сложить язык трубочкой.
  • Нижнюю челюсть выдвинуть вперед и вверх, чтобы зубами захватить верхнюю губу. Потом сделать то же самое с нижней челюстью.
  • С закрытым ртом нужно пытаться достать языком до язычка.
  • Цоканье языком по нёбу.
  • Изображение поцелуев.
  • Произношение простых привычных слов.

Эффективна в лечении афазии мелодико-интонационная терапия: во время пения артикуляция улучшается – появляется уверенность в своих силах. Начинают пение со знакомой песни, всячески поддерживая больного, даже если ни одного внятного звука он произнести не смог.


Если речь пострадала несильно, или на более поздних этапах лечения прибегают к диктантам, чтению вслух. Для лечения важно также проговаривать скороговорки, тренирующие, в особенности, те звуки, которые у больного не получается выговаривать.

После каждого удачно выполненного задания больного хвалят.

Кроме упражнений и диктантов, логопед-афазиолог выполняет логопедический массаж. Для этого он аккуратно, с помощью шпателя или ложки массирует разные зоны языка, губы, щеки, небо. Задача массажа – восстановить тонус мышц этих областей, чтобы улучшить речь.

Больных с афазией после инсульта, особенно ее моторной разновидностью (когда они понимают речь, но не могут ее воспроизвести), отличает слезливость, подавленное настроение. Чтобы у них не развилась депрессия, нужны занятия с психотерапевтом. Этот специалист оценит психическое состояние Вашего родственника, и на основании этого назначит соответствующий вид психотерапии, который может быть дополнен необходимой медикаментозной поддержкой.

В большинстве случаев психотерапевт проводит занятия не только с самим больным, но и с его родственниками. Он объясняет, как им нужно выстроить линию поведения по отношению к больному, как общаться с ним, как реагировать на его слезы или приступы злости.


В данный момент для лечения тяжелых, не поддающихся стандартной терапии, форм афазии, могут применяться:

После выписки родственникам нужно будет продолжать терапию, начатую в стационаре:

  • прием медикаментов в таблетках;
  • упражнения для речевого аппарата: назначенные врачом или те, которые указаны выше;
  • проговаривание скороговорок;
  • при необходимости – занятия с психологом и психотерапевтом.

С больным нужно обращаться вежливо, стараться не акцентировать внимание на том, что его речь непонятна, повторять, что это временная трудность и совместными усилиями вы справитесь с этой болезнью. Говорите четко, ясно, но – не так как с умственно отсталым или несмышленым младенцем и не громко. Старайтесь затрагивать только те темы, которые будут вселять в него оптимизм.

Не изолируйте пожилого родственника. Напротив, старайтесь собирать вокруг него многих родственников и друзей, которые будут общаться с ним и между собой, чтобы он слышал их речь. Если нарушения речи тяжелые, то задавать ему вопросы лучше таким образом, чтобы он мог ответить отрицательно или утвердительно.

Передачи и видео больному смотреть можно, но – не более 2 часов в сутки. Это объясняется тем, что нельзя перегружать отдельные зоны еще не до конца восстановившегося мозга, чтобы не вызвать ухудшения состояния. Просматриваемые передачи, фильмы или видео должны быть обязательно позитивными.


Афазия после инсульта (нарушение речи) относится к частым последствиям острого нарушения мозгового кровообращения. По статистике, 20% (или около этой цифры) пациентов, перенесших ишемический инсульт, отмечают проблемы с речью разной степени тяжести.

В большинстве своем это обратимое нарушение, однако, требуется грамотное лечение. Что же стоит знать больному?

  1. Причины афазии
  2. Виды афазии
  3. Типы терапии
  4. Медикаментозное лечение
  5. Помощь логопеда

Причины афазии

Афазия при инсульте развивается по нескольким причинам. Основной и непосредственный фактор, влияющий на речевую функцию — повреждение особых центров головного мозга (также они известны как зоны Вернике и Брока).


Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).

Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.

Виды афазии


  • Моторная афазия. Причина ее развития лежит в поражении церебральных структур в области зоны Брока. Пациент распознает и воспринимает обращенные к нему слова, однако сам не в состоянии говорить. Фактор развития кроется в парезе структур, отвечающих за двигательную функцию мимических и иных мышц. Нарушается нервная проводимость. Моторный тип считается одним из сложнейших в плане курации.
  • Сенсорная афазия. Сенсорная афазия дает знать о себе при разрушении церебральных клеток в височной области (центр Вернике). В данном случае страдает способность понимать слова других людей. Пациент может говорить, но лишь частично. Монолог не отличается содержательностью и состоит из обрывков фраз.
  • Сенсомоторная афазия. Смешанный тип. Страдает способность говорить и воспринимать слова. Если пропала речь по такой причине, перспективы восстановления туманны.
  • Тотальная афазия. Заключается в полной утрате фикции по генерации и восприятию речи. Наблюдается при массивных нарушениях мозгового кровообращения.
  • Семантический тип поражения. Пациент воспринимает слова, может говорить, однако утрачивает способность анализировать сложные речевые и письменные структуры: путается в окончаниях, управлении в словосочетаниях, не понимает смысла некоторых выражений. Пропадает навык к анализу.
  • Амнестически нарушения. При данном типе патологии больной забывает названия знакомых предметов, путается в абстрактных понятиях.
  • Афферентные нарушения. Связаны с трудностями непосредственного произношения отдельных звуков.
  • Динамические нарушения. Изменяют аналитические способности пациента к поиску верных грамматических конструкций.

Существуют и другие типы нарушений. В некоторых случаях при инсульте отмечается обратное явление: пациент становится чересчур разговорчивым, речь живая, активная, но бессвязная и лишенная смысла.

Несмотря на все сложности, сенсорная и моторная, а также семантическая и амнестическая типы афазии имеют хороший прогноз в плане излечения. Если отнялась способность говорить, залог успеха — комплексный подход.

Типы терапии

В основе лечения лежит системный подход. Прибегают к медикаментозному, логопедическому и другим методам терапии.

Характер терапии зависит от тяжести состояния. Если нарушения не приняли тотального характера, возможно использование следующих групп лекарств:

  • Ноотропов. Помогают восстановиться нормальной мозговой деятельности, ускоряют регенеративные процессы.
  • Гипотензивные препараты. Благодаря им снижается артериальное давление, и клетки мозга быстрее восстанавливаются. Кроме того, эта мера входит в число противорецидивных.
  • Антикоагулянты. Снижают свертываемость крови.
  • Мочегонные фармацевтические средства. Используются для снятия отека мозга. Помогают быстрее вывести жидкость из организма.


При тяжелом течении процесса, а также в период реабилитации показаны следующие лекарственные средства:

  • Актовегин.
  • Мексидол.
  • Цераксон.
  • Глиатилин.

Как еще после инсульта восстановить речь? Посредством посещения логопедического кабинета. Логопед после инсульта — один из главных врачей и помощников больного.


Зачастую пациентам приходится заново учиться говорить, проходя весь путь сначала. Услуги логопеда для взрослых после инсульта стоят недешево, потому лучшим решением станет посещение врача при стационаре.

После инсульта можно восстанавливаться и в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации без помощи профессионала не обойтись.

К каким методам прибегает доктор:

  • На первой стадии специалист знакомится с больным, устанавливает контакт и проводит первичную диагностику: оценивает силу голоса, тембр, тяжесть поражения, способность понимать обращенную речь.
  • Далее занятия с логопедом проводятся по нарастающей сложности. Материал для занятий подбирается, исходя из тяжести патологии.
  • В самом начале проводится работа над произношением отдельных слов, затем над пониманием их в контексте сложных семантических конструкций.
  • Типичный пример задачи: логопед начинает фразу и предлагает больному ее закончить.
  • В качестве методики в ходе логопедических занятий может быть предложена любимая песня больного. Пациенту предлагается вспомнить и произнести слова, подпевать. Большую роль в данном случае играет положительная мотивация.
  • Больному предлагается рисовать картинки по представленной теме.

Длительность первых занятий не превышает 10-15 минут. Спустя месяц-два добавляют еще 15 минут и доводят длительность до получаса.


Примерный комплекс упражнений

Наиболее эффективны следующие упражнения:

Позднее следует стараться произносить отдельные слова и скороговорки.

Как можно вернуть речь, выполняя указанные упражнения? Систематические занятия восстанавливают стереотипные, автоматические движения и улучшают питание пораженных нервов и мышц.

Правила выполнения упражнений:

  • Торопиться не следует.
  • Не стоит форсировать темпы занятий.
  • При первых признаках усталости следует взять небольшую передышку.

Другие методы

  • Иглотерапия. Лечение показано при моторной афазии.
  • Физиотерапия. Подобный метод лечения также эффективен только при моторной афазии.
  • Хирургическое лечение. Применяется в исключительных случаях.


Длительность реабилитации

Сколько в среднем длится афазия? Все зависит от восстановительных способностей организма больного и сроков оказания первой помощи. Если не брать в расчет тотальную афазию, острый период длится от 3 месяцев до полугода и больше. В дальнейшем наступает постепенное улучшение речевой функции и памяти.

Как восстановить речь после ишемического инсульта?

Это сложный вопрос, требующий комплексного ответа со стороны пациента и его врачей. Судьба пострадавшего решается в первые 72 часа, именно в этот период показано оказание помощи и в тот же момент определяется, насколько тяжелой будет афазия.

В деле терапии большое значение имеет упорство человека и психологическая поддержка со стороны близких.

В системе названные психологические и физиологические факторы помогут быстрее восстановить речевую функцию.

Афазия после инсульта возникает у 15-38% пациентов. Расстройство речи приводит к инвалидизации больного и затрудняет реабилитацию, снижает качество жизни и сопровождаются эмоциональными нарушениями в ответ на понимание собственных дефектов.

Афазия – это расстройство понимания и воспроизведения речи. Патология сопровождается снижением способности к коммуникации и социальной дезадаптацией. Тотальная афазия после инсульта характеризуется, кроме того, нарушением письма, чтения и арифметического счета.

Нарушение речи после инсульта считается плохим прогностическим признаком: у таких больных выше процент смертности и дольше время пребывания в стационаре. Вероятность восстановления повышает молодой возраст пациента, наличие высшего образования, склонность к быстрому обучению и относительно небольшой ишемический очаг в головном мозге.

Центры речи – это нижняя извилина лобной доли и верхняя извилина височной доли (зона Брока и зона Вернике соответственно). В первой области программируется речь и двигательные акты, обеспечивающие письменное или устное высказывание. Центр Брока непосредственно связан с гортанью и ротовой полостью нервными волокнами, которые иннервируют их.

Область Вернике отвечает за понимание вербальной (слуховой) информации. Она также регулирует слияние зрительной и кинестетической информации. Например, жесты и мимика не воспроизводят звуковую речь, однако объединение работы зрительной и кинестетической зон позволяет человеку понять сказанное без звука.

Кроме поражения коры и высших корковых функций, афазия при инсульте может обуславливаться повреждением подкорковых структур. Это происходит при остром нарушении кровообращения в подкорковых ядрах серого вещества.


Почему возникает

При инсульте, просвет сосуда перекрывается тромбом. Сосуд перестает нести кровь к тканям мозга. В бассейне и ветках средней мозговой артерии возникает ишемия – это острое патологическое состояние, при котором ткань страдает от недостатка питательных веществ и кислорода.

Если сосуд перекрывается дольше пяти минут, возникают трудно обратимые органические изменения и клетки коры вместе с нейронными связями погибают. Нарушается функция центра Брока и Вернике, вслед за этим нарушается восприятие и формирование речи.

Как распознать

После инсульта может возникнуть такие варианты дисфазии:

Это смешанное расстройство, состоящее из нарушения понимания и воспроизведения речи. Возникает, когда зона ишемии охватила бассейн левой средней мозговой артерии. Часто сочетается с односторонним парезом мышц и нарушением зрения со стороны поражения мозга.

Восстановление и коррекция

Начинается лечение афазии после инсульта с консервативной терапии. Назначаются препараты, восстанавливающие и поддерживающие обмен веществ и кровоток в нейронах. Наибольшей эффективностью обладает Цераксон. Препарат восстанавливает стенки нервных клеток и синаптические связи.

Ведение пациента также подразумевает упражнения при афазии после инсульта. Упражнения с логопедом начинаются уже в острых период инсульта, когда общее состояние человека стабилизировалось и появился контакт с врачом.

Сейчас непосредственный контакт с логопедом теряет актуальность: разработаны приложения для смартфонов и планшетов, представляющие собой набор заданий и упражнений. Подручные приложения позволяют самостоятельно восстанавливать речь, экономя время родственников и медицинского персонала.

Вероятность восстановления тем выше, чем чаще пациент занимается собой. При этом сложность упражнений не играет такой роли, как частота и длительность занятий.

В результате инсульта может пострадать способность говорить, читать, слушать, писать, жестикулировать, способность понимать сказанное или написанное. Люди, перенесшие инсульт часто сталкиваются с проблемой утраты или снижения коммуникативных способностей. В самом общем виде, коммуникативными способностями можно назвать способность воспроизводить и понимать речь.

Виды нарушений общения после перенесенного инсульта

Афазия - это нарушение или утрата речи. Условно можно разделить афазию на два вида - моторную и сенсорную Если человек не может говорить, но понимает устную речь, врачи говорят о "моторной афазии". Если человек не понимает устных высказываний, но сам может произносить слова и фразы, врачи говорят о "сенсорной афазии".

Врачи выделяют несколько видов моторных нарушений, с которыми может столкнуться человек, перенесший инсульт: дизартрию и апраксию. Что это такое? Расскажем подробнее далее.

Дизартрия речи - это моторный тип нарушения речевой деятельности человека, который возникает из-за паралича, частичного ослабления или проблем с координацией речевой мускулатуры тела.

Другими словами, дизартрия речи возникает тогда, когда органы тела, которые раньше отвечали за речь, не могут выполнять свою функцию из-за неврологических нарушений, вызванных инсультом. Степень дизартрии зависит от того, какой участок мозга был поражен при инсульте и от тяжести этого поражения.


По некоторым оценкам, дизартрия может развиваться у 20% пациентов с инсультом.

Апраксия речи – это вид моторного нарушения планирования двигательной активности, которое приводит к тому, что для человека становится невозможным по своей воле сформировать и произнести правильный звук. Другими словами, при апраксии речи человеку сложно осуществлять слаженные движения губ и языка, которые отвечают за произношение слов.

При апраксии речи могут также возникать интонационные дефекты при построении фразы, такие как:

  • замедление скорости речи;
  • монотонность;
  • изменение громкости голоса.

Чем опасны нарушения речи после перенесенного инсульта?

Нарушения коммуникативных способностей затрудняют социальную реабилитацию человека, перенесшего инсульт, негативно влияют на его самоощущение и психологическое состояние, на качество его жизни. Нарушения речи можно и нужно корректировать, это важная часть постинсультной реабилитации.

Обычно оценка и лечение нарушений коммуникативных способностей производится сертифицированными логопедами. Общие цели речевой и языковой терапии заключаются в ускорении восстановления коммуникативных способностей, в оказании помощи пациентам в разработке стратегий компенсации нарушений коммуникативных способностей и в консультировании и обучении лиц, находящихся в окружении пациента, вспомогательным видам коммуникации, с целью ее облегчения, снижения степени изоляции пациента и соответствия желаниям и нуждам пациента. Компенсаторные и вспомогательные виды коммуникации могут варьировать от низкотехнологичных стратегий, таких как использование бумаги, карандаша и коммуникационных досок, книг, до высокотехнологичных приспособлений, включая смартфоны и устройства, генерирующие речь.

Как лечат афазию после перенесенного инсульта?

У пациентов с афазией рекомендовано проведение логопедической терапии.

Как продемонстрировано в клинических исследованиях, ежедневная терапия афазии на очень ранних стадиях восстановления после инсульта (с началом терапии на третий день) улучшает коммуникативные способности у пациентов с умеренной или тяжёлой афазией. При этом терапия афазии сохраняет свою эффективность на всех стадиях реабилитации.

Интенсивная терапия является, по мнению специалистов, наиболее благоприятной, однако соглашение по вопросам оптимального количества, интенсивности, распределения или продолжительности лечения не достигнуто. Интенсивная терапия может проводиться при наличии её переносимости и осуществимости.

Разработан ряд терапевтических подходов для лечения афазии. Выделить какой-либо один как превосходящий остальные затруднительно.

Сегодня собрано немало доказательств эффективности компьютеризованной терапии в качестве дополнения к лечению, проводимому логопедом.

Решение о фармакотерапии афазии в дополнение к логопедическим вмешательствам должно приниматься, исходя из специфики конкретного случая, однако на настоящий момент времени рекомендации о применении какого-либо конкретного режима в рамках рутинной практики отсутствуют. В нескольких небольших исследованиях было показано, что лекарственная терапия, по всей видимости, обладает эффективностью в сочетании с логопедическими вмешательствами. К числу перспективных лекарственных препаратов относятся мемантин и ингибиторы ацетилхолинэстеразы.

Методы стимуляции мозга, включая эпидуральную кортикальную стимуляцию, повторную транскраниальную магнитную стимуляцию и tDCS, использовались для модуляции возбудимости коры головного мозга при постинсультном восстановлении речевой функции. Небольшие исследования продемонстрировали терапевтические преимущества при применении методов стимуляции мозга, обычно в комбинации с поведенческой логопедической терапией. Стимуляция мозга в сочетании с логопедическими вмешательствами может оказывать благоприятные эффекты у отдельных пациентов, однако стимуляции мозга продолжает рассатриваться экспертами как экспериментальный подход и пока не может быть рекомендована для применения в рутинной практике.

Групповая терапия может быть полезной в рамках различных видов помощи, включая создание групп пациентов с афазией по месту жительства. Этому методу было посвящено два систематических обзора, которые показали, что групповые занятия могут способствовать улучшению специфических лингвистических навыков, однако превосходства над индивидуальной терапией продемонстрировано не было. Также существуют данные о том, что участие в амбулаторных группах и группах по месту жительства может способствовать созданию круга общения и препятствовать изоляции от общества.

Терапия афазии должна включать обучение партнеров по коммуникации. Это эффективный метод улучшения коммуникации или повышения степени участия в ней партнера. К партнерам по коммуникации могут относиться члены семьи и ухаживающие лица, работники здравоохранения и другие члены общества или организации.

Моторные нарушения речи после инсульта: дизартрия и апраксия речи

Дизартрия – это собирательное название для группы речевых расстройств, вызванных полным параличом, частичным ослаблением или нарушением координации речевой мускулатуры после неврологического повреждения. Дизартрия может затрагивать (отдельно или в комбинации) любую из подсистем, лежащих в основе производства речи: дыхательную, ларингеальную, велофарингеальную и орально-артикуляторную. Как уже говорилось выше, по некоторым оценкам, дизартрия развивается у 20% пациентов, перенесших инсульт, хотя тип дизартрии и её специфические характеристики варьируют в зависимости от таких факторов, как участок поражения и его тяжесть.

Апраксия речи – это нарушение планирования или программирования двигательной активности, приводящее к невозможности произвольного образования правильных звуков речи. Помимо нарушений в порождении отдельных звуков, при апраксии могут наблюдаться интонационные дефекты построения фразы, такие как замедление скорости речи, монотонность, варьирование громкости голоса. Апраксия речи в типичных случаях сочетается с афазией.

Моторные нарушения речи оказывают влияние на эффективность коммуникации, снижая внятность речи и непринуждённость общения. Их наличие может отрицательно сказываться на возвращении пациента к профессиональной деятельности, на его вовлечённости в общественную жизнь, его ощущении благополучие и на качество его жизни.

Для коррекции моторных речевых нарушений у пациентов, которые перенесли инсульт, используются методы поведенческой терапии. Поведенческая терапия моторных речевых расстройств включает поддержку и консультирование пациентов. Выбор методов зависит от целей, приоритетов и условий проведения терапии, а также от проблем, с которыми столкнулся пациент. Поведенческая терапия может фокусироваться, с одной стороны, на физиологии речи, воздействуя на нарушения со стороны дыхания, фонации, артикуляции и резонаторов. С другой – могут включать стратегии, нацеленные на общие аспекты порождения речи: на увеличение точности артикуляции, коррекцию скорости и громкости речи, а также улучшения её интонационной структуры. На настоящий момент времени эффективность этих подходов не оценивалась в высококачественных клинических исследованиях, однако небольшие исследования показали положительные результаты. У пациентов с моторными нарушениями речи на фоне проведения терапии может наблюдаться улучшение, даже при хроническом течении. У специалистов нет единого мнения относительно оптимального количества занятий, распределения форм работы, вариабельности терапии, оптимальных методов, частоты и времени проведения сеансов.

У пациентов с моторными нарушениями речи могут наблюдаться положительные изменения на фоне применения средств альтернативной и дополненной коммуникации, которые могут варьировать от обычных досок для рисования и алфавита, до портативных усилительных систем и высокотехнологичных электронных устройств с возможностью отслеживания движений глаз. В помощь пациентам также могут проводиться занятия по освоению специальных техник (например, использования жестов). Средства альтернативной и дополненной коммуникации и специальные техники могут быть полезны пациентам с моторными нарушениями речи, когда их собственная речь пациентов не позволяет удовлетворить их индивидуальные потребности в общении.

Когда личный контакт с пациентом невозможен или затруднителен, может использоваться телереабилитация. Исследования показывают, что телереабилитация всё чаще используется в лечении дизартрии.

Для улучшения эффективности коммуникации могут рассматриваться методы воздействия на окружающую среду пациента, где особую роль играет обучение его постоянных собеседников приемам преодоления коммуникативных помех.

Что еще можно сделать при нарушениях речи после инсульта?

Также в целях лечения последствий инсульта, связанных с ухудшением способности к эффективной коммуникации, могут рассматриваться мероприятия, направленные на повышение социальной активности и улучшение психосоциального самочувствия пациента.

Нарушения речи и ее восстановление после инсульта: видео

В рамках медико-образовательного цикла о восстановлении после инсульта "Школа восстановления после инсульта Спадис" проводятся онлайн-занятия с логопедом.

Предлагаем вашему вниманию несколько видеозаписей онлайн-занятий, посвященных восстановлению речи и другим логопедическим задачам, которые могут стоять перед теми, кто перенес инсульт:

1. "Речь после инсульта: нарушения и восстановление", занятие №7:

2. "Преодоление афазии: что мы можем сделать сами?", занятие №11:

Занятия Школы восстановления после инсульта Спадис, посвященные восстановлению речи, проводит Ольга Вячеславовна Серебровская, логопед высшей квалификационной категории, медицинский психолог, заместитель главного врача ГБУЗ "Центр патологии речи и нейрореабилитации" ДЗМ по психолого-логопедической работе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.