Афазия при черепно мозговой травме

Афазия – это нарушение ранее сформированной речи, когда утрачивается способность говорить или понимать обращенную речь. Афазия обусловлена поражением участков мозга, которые отвечают за речь. Афазия развивается, как правило, в результате перенесенного инсульта – острого нарушения мозгового кровообращения, при котором гибнут нейроны из-за отсутвия кислорода и питательных веществ. Также афазия может быть после черепно-мозговой травмы, при опухолях головного мозга или нейроинфекциях. Речевые нарушения после инсульта могут сопровождаться другими расстройствами – утратой способности читать и писать.


Виды и проявления афазии

При афазиях не затрагивается речедвигательный аппарат, формирование речи поражается на уровне головного мозга. Существует несколько видов афазии, их проявления зависят от того, какой участок мозга поражен.

Моторная афазия – это затруднения в произношении слов. Способность понимать обращенную речь и говорить отдельные звуки сохраняется. В самых тяжелых случаях моторной афазии речи нет вообще. Моторная афазия развивается при повреждении лобной доли мозга.

  • Больные способны проговаривать только несложные предложения, пропуская некоторые слова и предлоги
  • Речь его отрывистая и бедная
  • Человек сохраняет критику к своему дефекту и старается больше молчать.

Сенсорная афазия проявляется нарушением восприятия речи, при этом способность говорить слова сохранена. Причина сенсорной афазии - повреждение височной доли мозга.

Семантическая афазия возникает в результате поражения теменной доли головного мозга. В этом случае нарушается понимание сложных фраз и конструкций, при которых требуется дополнительный анализ и соотнесение понятий. Например, не понимают сравнительные выражения (сыр дешевле мяса, но дороже хлеба), временные (после ужина я пошел в кино), не могут объяснить смысл пословиц и поговорок.

При тотальной афазии теряется способность как произносить слова, так и понимать речь.

Лечение афазии

Если в Вашей семье близкий человек утратил способность говорить в результате травмы или инсульта, необходимо своевременно заняться восстановлением речи. Чем раньше начнется лечение афазии, тем эффективнее восстановление речи. Коррекцию афазии следует начинать с первых недель после перенесенного инсульта. Восстановительная программа предполагает индивидуальную логотерапию, психокоррекционное воздействие и мероприятия по социальной реабилитации. Длительность реабилитации зависит от степени тяжести афазии.

В нашем медицинском центре в лечении афазии принимают участие многие врачи: невролог, нейрофизиолог, психотерапевт, логопед-афазиолог, имеющий специальную квалификацию по работе с такими проблемами. Только при комплексном подходе к лечению можно достичь хороших результатов.

Звоните, записывайтесь! Будем рады Вам помочь!

Возможен выезд отдельных специалистов на дом

СОСУДИСТОЙ ЭТИОЛОГИИ

Приведем дословно общие рекомендации Т.А. Доброхото­вой для нейропсихологического оказания помощи тяжелым больным, нуждающимся в длительном восстановлении психи­ческой деятельности после крайне тяжелой травмы головного мозга, рассчитанные на оживление ВПФ как правого, так и ле­вого полушарий (1991). Их следует рекомендовать и для вос­становления больных с сосудистой афазией в первые дни пос­ле инсульта.

«В результате трагических обстоятельств мозг пациента оказался значительно поврежденным, что предопределило длительность бессознательного состояния и необходимость со­ответствующих реанимационных мероприятий. Возвращение сознания в таких случаях часто оказывается длительным про­цессом, который заключается в постепенном восстановлении отдельных психических функций.

Первые дни (а иногда и недели) после выхода из угрожаю­щего для жизни состояния больной периодически лежит с открытыми глазами, реагирует только на телесные раздражители, не реагирует, когда к нему обращаются. Затем изредка начина­ет следить глазами за окружающими, появляется эмоциональ­ная реакция на близких. Постепенно начинает понимать обра­щенную речь, затем делает попытки отвечать. В дальнейшем медленно возвращается память, восстанавливается понимание ситуации, местонахождения и текущего времени.

Необходимо помочь больному восстановиться до макси­мально возможной при такой патологии степени — последова­тельно: до восстановления контакта с окружающими, затем — возможности самообслуживания, далее — возвращения спо­собности к обучению и труду. Все это возможно только при восстановлении психической деятельности. Помимо тщатель­ного постоянного ухода и наблюдения за больным необходимо помочь ему восстановить не только биологическое, но и пси­хическое существование, как можно полнее воскресить весь предыдущий жизненный опыт, восстановить умение планиро­вать, оценивать свои действия и добиваться желаемых резуль­татов.

Основная задача на первом этапе — привлечение внимания больного, что достигается предъявлением ему различных ося­зательных, слуховых и зрительных раздражений. Авторы реко­мендуют:

1) Активно ведите себя у постели больного: не только обра­-
щайтесь к нему, но и не стесняйтесь поглаживать, похлопы­
вать, а иногда и теребить больного. Можно вкладывать в его
руку различные по упругости, форме, поверхности предметы —
гладкие, шершавые, колючие, а также холодные, горячие, теп­-
лые. Раздражайте то правую, то левую руку. Воздействие
можно усилить одновременным поглаживанием и массажем.

2)На больного благоприятно влияют магнитофонные за­-
писи, где очень знакомые больному голоса ведут речь о боль­
ном, в том числе на тему о несчастном случае, с выражениями
сочувствия и пожелания выздоровления. Полезно прослушивание разнообразной по стилю, в том числе любимой ранее музыки. При этом варьируйте громкость и тембр звука.

3) Следует стараться показать больному радость от встречи
с ним. Попав в поле зрения больного, перемещайтесь, чтобы
спровоцировать движения взглядом. Эти действия сочетайте с
обращениями к больному, простыми просьбами.

4) Если у больного нет признаков понимания обращенной
речи, не молчите у его постели, постоянно рассказывайте ему о
чем-то, комментируйте свои действия, спокойным голосом
поговорите с ним о несчастном случае, сегодняшнем положе­
нии, перспективах.

5) Время от времени просите больного что-нибудь сделать
(начиная с простых инструкций — открыть рот, показать язык,
открыть или закрыть глаза, пошевелить рукой или ногой, по­
жать руку, повернуться и т.д.).

6) Перед тем как кормить больного, спрашивайте, хочет ли
он есть. Вкладывайте в руку больного фрукты или хлеб (если
восстановлено глотание), подносите их вместе с рукой больно­
го к его рту, чтобы восстановить хотя бы элемент самостоя-­
тельного кормления.

7) Когда появилась эмоциональная реакция на близких,
желательны (если это возможно) визиты приятных ему знако-­
мых лиц, друзей. Предварительно предупредите их, что в при-­
сутствии больного следует не молчать, а обязательно разгова­
ривать с ним на разные, в том числе интересовавшие его до бо­
лезни, темы, вести себя привычным образом. Когда больной
начинает понимать обращенную речь, необходимо терпеливо
разнообразить уже выполняемые инструкции, например про­
сите не просто пожать руку, а сделать это два раза, не просто
пошевелить рукой, а согнуть или разогнуть ее в локте; взять ка-­
кой-нибудь предмет, выбрать его из предлагаемого набора
предметов. Задайте простые вопросы: где окно и т.д., чтобы
больной показывал пальцем или взглядом требуемый объект.

8) При показе фотографий и рисунков рассказывайте о том, что на них изображено, просите больного показать действующих лиц, отдельные предметы и детали. Можно, предлагая фотографии самого больного, сделанные в разном возрасте, просить его показать, на какой фотографии он моложе, какая фотография последняя и т.д.

12)В его присутствии обсуждайте различные темы, интере­-
сующие больного, добиваясь включения его в беседу.

13)Спрашивайте у больного не только о его желаниях, но и
о предстоящих в недалеком будущем событиях. Намечайте
вместе с ним на какой-нибудь час, например, принятие пищи
и спрашивайте, сколько времени до этого осталось.

14) Просите больного перечислить события прошедшего дня в их последовательности (начинать следует с меньших про­межутков, например с часа).

Последние рекомендации Т.А. Доброхотовой совпадают с рекомендуемыми нами приемами восстановления речи при эфферентной и других формах афазии.

Мной совместно с Т.А. Кучумовой (1997) обобщен опыт преодоления афазии на раннем этапе после тяжелой черепно-мозговой травмы у 176 больных, получивших травму при до­рожно-транспортных происшествиях и в других ситуациях.

Общая картина состояния больных с афазией сразу после травмы головного мозга состояла из диашиза, амнезии ситуа­ции получения травмы, дезинтеграции всех видов речевой дея­тельности. Многие больные находились в коматозном состоя­нии в течение нескольких недель, нуждались в искусственном дыхании и т.п. В первые дни (а иногда и недели) после череп­но-мозговой травмы наблюдалась дезориентация больных в месте и времени, психомоторное возбуждение или инактивность, адинамия.

По мере спада отека мозга и общего улучшения состояния больных менялась картина их речевого расстройства, однако в большинстве случаев уже в первые дни после травмы можно было определить форму афазии. Если в первые дни (реже неде­ли) у 65—70% больных наблюдалась тотальная афазия, то к концу первой недели можно было говорить о комплексной афазии с преобладанием того или иного четкого синдрома афазии.

Создание установки на восстановление речи являлось ос­новной задачей самого первого этапа (первая неделя после травмы) восстановительного обучения. Воспитание установки на восстановление вытесняет в сознании больного психологи­ческий шок, психотравму, депрессию.

Через две недели после травмы тотальная афазия наблюда­ется лишь у 10%, комплексная — у 23—25%, а через 3—4 неде­ли у 40% оставались уже лишь признаки стертой формы афа­зии, у 53% речь становится нормальной, и лишь у 5—10% со­хранялись относительно стойкие афферентная или эфферентная моторные афазии иногда с компонентом дина­мической афазии, весьма успешно редуцировалась акустико-гностическая сенсорная афазия с акустико-мнестическим компонентом.

Перейдем к вопросам восстановления больных с сосуди­стой этиологией.

Формы расстройств речи и динамика ее восстановления при афазии сосудистого происхождения зависят от комплекса клинических факторов, таких, как тяжесть и распространен­ность основного заболевания, характер нарушения мозгово­го кровообращения (кровоизлияние или ишемия), состоя­ния кровоснабжения поврежденной области, локализация и размеры очага повреждения, соотношение деструктивных и нейродинамических изменений в очаге и, наконец, состоя­ние непострадавших отделов мозга. Последнее, в том числе противоположное полушарие (правое), принимает участие в компенсации нарушенных функций (Е.В. Шмидт, 1954; Р.А. Ткачев, 1955, 1961; И.М. Тонконогий, 1968; Л.Г. Столярова, 1973).

Учение о проводящих путях мозга в онтогенезе человека представляет собой ключ к решению целого ряда теоретичес­ких и практических проблем медицинской науки.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Афазия – это расстройство коммуникации, которое возникает из-за повреждения головного мозга в одной или нескольких областях, контролирующих язык.

Данное заболевание чаще встречается у пожилых людей, особенно у тех, кто перенес инсульт. Афазия становится на пути способности человека использовать или понимать слова.

Причины заболевания

Афазия возникает из-за:

  • опухоли мозга;
  • инфекции;
  • слабоумия или другого неврологического расстройства;
  • дегенеративного заболевания;
  • травмы головы.

По данным исследованиям возникает риск развития этого нарушения у людей, которые перенесли инсульт (25-40%).

Приступы головной боли (мигрени) провоцируют появление временной афазии. Временная форма заболевания может проявиться из-за транзиторной ишемической атаки (ТИА), которая временно прерывает приток крови к мозгу. ТИА еще называют инсультом.

Последствия транзиторной ишемической атаки включают в себя:

  • слабость;
  • онемение некоторых частей тела;
  • проблемы с речью;
  • сложности с пониманием речи.

Транзиторная ишемическая атака отличается от инсульта, потому что его последствия являются временными.

Детская афазия

Афазия поражает людей всех возрастов, в том числе и детей. Детская форма заболевания – это, прежде всего, нарушения ЦНС, при котором наблюдается частичное или полное расстройство речевых способностей, даже тогда, когда речь была ранее сформирована.

Педиатры редко диагностируют данное заболевание у детей (лишь 1%), в основном, оно считается взрослым.

У детей проявляется преимущественно в дошкольном или младшем школьном возрасте.

Дифференциация детского расстройства коммуникации:

  1. Заболевание, которое возникло после изменений (органических или структурных) в коре центрального отдела нервной системы. К ним относятся проблемы с речью из-за опухолей, травм, патологий в сосудах и т.п.
  2. Приобретенная эпилептическая детская форма. При этом речевые расстройства возникли не в результате каких-либо отклонений от нормы в головном мозгу. Причина ее появления – эпилептическая активность.

Случается, что эти типы объединены. Такой вариант заболевания развивается после полученной травмы, возникшего новообразования, гематомы или прочих структурных изменений в центральном отделе нервной системы.

К тому же стали возникать судорожные припадки, тем самым они значительно утяжеляют совокупность проявления болезни и стимулируют развитие у ребенка.

В основном, диагностируют после черепно-мозговой травмы (ЧМТ) и отклонений от нормы у крупных мозговых артерий, которые питают головной мозг.

К травмам центрального отдела нервной системы, которые могут спровоцировать появление афазии, относят открытые поражения, они сопровождаются потерей мозгового вещества. Закрытые ЧМТ в меньшей степени вызывают афазию.

Этиология расстройства коммуникации у детей:

  • опухоль;
  • аневризм;
  • гематома;
  • абсцесс головного мозга;
  • энцефалит.

На фоне синдрома Ландау-Клеффнера проблемы с речью сочетаются с появлением судорог. Педиатры считают, что приобретенная форма эпилептической афазии возникает после перенесенного энцефалита.

Формы и симптомы

Каждый тип заболевания вызывает ухудшение, оно варьируется от легкой до тяжелой степени.

Общие типы расстройства коммуникации включают в себя следующее:

  1. Экспрессивная. Человек знает, что хочет сказать, но испытывает трудности в общении с другими.
  2. Рецептивная. При данной форме человек способен слышать, читать, но не понимает смысла сказанного или прочитанного. Часто люди с таким заболеванием воспринимают язык буквально. Их собственная речь может быть нарушена, потому что они не понимают свой собственный язык.
  3. Аномическая. Человек испытывает трудности с поиском слов. Он пытается найти правильные слова для разговора и письма.
  4. Глобальная. Это самый тяжелый тип заболевания. Чаще всего наблюдается сразу после того, как случился инсульт. Человеку трудно говорить и понимать слова. Кроме того, он не в состоянии читать или писать.
  5. Первичная прогрессирующая. Это редкое заболевание, при котором люди постепенно теряют способность говорить, читать, писать и понимать то, что они слышат в разговоре в течение определенного периода времени. При инсульте афазия может улучшиться при правильной терапии. А вот для этой формы нет никакого лечения, чтобы обратить вспять данное заболевание. Поэтому люди общаются другими способами, например, они могут использовать жесты.

Формы афазии:

  • легкая;
  • тяжелая.

При легкой афазии больной в состоянии разговаривать, но у него есть проблемы с поиском правильного слова или пониманием сложных разговоров.

Тяжелая афазия ограничивает способность человека к общению. Он говорит мало и не может участвовать или понимать любой разговор.

Основные симптомы афазии включают в себя:

  1. Проблемы с речью.
  2. Борьба с подбором необходимого термина или слова.
  3. Использование странных или неуместных слов в разговоре.
  4. Употребление короткими, неполными предложениями или фразами.
  5. Неправильный порядок слов.

Афазия не влияет на навыки мышления. Но у человека могут быть проблемы с пониманием письменного материала и трудности с почерком. Иногда можно наблюдать, что люди с афазией испытывают трудности с использованием чисел не могут делать простые вычисления.

Методы диагностики

Обычно врач диагностирует афазию при лечении пациента от инсульта, черепно-мозговой травмы или опухоли. Используя серию неврологических тестов, врач может задать вопросы лично, просит повторить определенные команды, назвать различные предметы или объекты.

Результаты этих тестов помогают врачу определить, есть ли у человека афазия. Они также помогают определить тяжесть заболевания. КТ или МРТ помогают определить место и тяжесть поражения головного мозга.

Детская афазия диагностируется после сбора анамнеза, объективного обследования и общения с ребенком. Во время сбора анамнеза устанавливается причина (какие были травмы головы, есть ли другие заболевания), проводится анализ симптомов и их динамики.

Малыша также осматривает невролог и определяет нарушения, связанные с поражением центрального отдела нервной системы. Психиатр или педиатр проводит тесты, по которым просят ребенка: что-то сказать, написать, прочитать, посчитать.

По данным диагностикам и определяется есть ли у ребенка афазия, ее степень, а после подбирается вариант лечения. Такие лабораторные исследования как КТ, МРТ, ЭЭГ, рентгенография черепа оценивают какая часть головного мозга нарушена, определяют причину детской формы заболевания, а после подбирается необходимая терапия.

Способы коррекции у взрослых

Лечение человека с афазией зависит от таких факторов, как:

  • возраст;
  • причина травмы головного мозга;
  • тип афазии;
  • положение и размер поражения головного мозга.

Например, у человека с афазией может быть опухоль центрального отдела нервной системы, которая влияет на языковой центр мозга. В таком случае поможет операция по лечению опухоли головного мозга.

Человек с афазией, перенесший инсульт, может получить пользу от сеансов с речевым патологом. Терапевт будет регулярно встречаться с человеком, чтобы увеличить его или ее способность говорить и общаться.

Врач также научит пациента способам общения, которые не связаны с речью. Это поможет человеку компенсировать языковые трудности.

Дополнительно врач рекомендует:

  • использовать реквизит, чтобы помочь получить сообщение;
  • рисовать слова или картинки на бумаге при попытке общения;
  • говорить медленно и сохранять спокойствие во время разговора.
  • носить с собой карточку, чтобы незнакомые люди знали, что у человека есть афазия и что означает данное заболевание.

Игровые методы коррекции у детей

Во время коррекционной работы помимо лекарственной терапии с ребенком обязательно должен заниматься логопед, в основном, занятия проводятся индивидуально. Специально подобранная методика активизирует отдельные пораженные участки центрального отдела нервной системы. Учебный материал, который чаще всего используется:

  • различные тексты;
  • карточки;
  • картинки;
  • программы на компьютере;
  • предметы.

Логопед также использует варианты бытовых ситуаций, в которых отведена важная роль ребенку, предлагает прослушать музыкальную композицию, песню. Даются упражнения на прослушивание и повторение считалочек, чистоговорок, потешек, известных коротких стихотворений. Занятия проводятся обязательно доброжелательно и эмоционально, вовлекая ребенка в игровой процесс.

Родителям рекомендуется также делать различные логопедические упражнения с ребенком в домашней обстановке, от этого зависит эффективность работы по коррекции заболевания.

Прогноз и профилактика

Многие из состояний, которые вызывают афазию, невозможно предотвратить, например, опухоли головного мозга или дегенеративные заболевания.

Однако наиболее распространенной причиной данного расстройства является инсульт. Поэтому можно уменьшить риск инсульта, если снизить риск. Для этого рекомендуется выполнять следующие действия:

  • бросить курить;
  • употреблять алкоголь только в умеренных количествах;
  • ежедневно заниматься физическими упражнениями;
  • есть продукты с низким содержанием натрия и жира;
  • контролировать уровень кровяного давления и холестерина;
  • лечить заболевания сердца (фибрилляция предсердий) если они есть;
  • обратиться за немедленной медицинской помощи, если развиваются симптомы инсульта.

Коррекционная работа во время лечения – это длительный и трудоемкий процесс, во время которого участвуют: логопед, лечащий врач, родственники и сам больной.

Прогноз для детей часто положительный. Тяжелая форма поражения центрального отдела нервной системы или синдром Ландау-Клеффнера не может дать благоприятный исход лечения. Отрицательный показатель при всех формах заболевание – отсутствие положительной динамики в первые недели начатой коррекционной работы.

Профилактика данного заболевания для детей отсутствует. Родителям рекомендуется по максимуму исключить этиологию болезни, которая может спровоцировать нарушения нормальной работы сосудов центрального отдела нервной системы.

При возникновении травмы головы немедленно обратиться в медицинское учреждение, чтобы квалифицированные врачи провели диагностику, далее следует начать коррекционную работу.

Действенность реабилитации зависит от:

  • формы и продолжительности болезни;
  • тяжести поражения ЦНС;
  • причины появления;
  • возраста;
  • начала лечения.

Дети способны общаться уже через 1-1,5 месяца при легкой форме заболевания, при средней – немного дольше (от 1 месяца до полугода).

Если у ребенка наблюдается синдром Ландау-Клеффнера, то ему назначают кроме тренировок речевого аппарата специальное лечение противосудорожными препаратами.

Несмотря на улучшения итоговое выздоровление не гарантировано. Дети, прошедшие ряд коррекционных мероприятий все же отстают в развитии речи от своих ровесников.


Моторная афазия (афазия Брока, афферентная моторная афазия) – это состояние, при котором человек теряет способность применять слова для выражения собственных мыслей, то есть речь. Формирование речи у человека определяет левое полушарие головного мозга.

Вследствие инсульта или тяжелых черепно-мозговых травм его функции могут нарушиться, и результатом становится полная либо частичная потеря речи.

Как проявляется моторная афазия?

Полная или частичная афазия — это симптом неврологического характера. Развитие афазии происходит, если лобную долю левого полушария мозга затрагивает патологический процесс. Причины такого явления — тяжелые травмы, инсульты и др. При моторной афазии речевая деятельность больного может быть заторможенной, ненасыщенной. У человека отмечается очень плохая артикуляция, из-за чего окружающие его понимают плохо. Тяжелая моторная афазия Брока иногда ведет к тому, что больному трудно выговаривать и сочетать звуки. Некоторые люди способны издавать только абсолютно непонятные окружающим звуки. Восстановление речи при моторной афазии зависит от тяжести поражения и особенностей заболевания, которое спровоцировало данный симптом. Иногда для этого достаточно регулярно делать специальные упражнения.

Человек, у которого отмечается относительно легкая афферентная моторная афазия, часто произносит предложения, которые состоят только из глаголов и существительных, при этом не используя служебных частей речи. В составленных ими предложениях часто нарушается порядок слов, сами слова используются в неправильной форме, не соотносясь со стоящим рядом словом. Речь часто остается информативной, но при этом создается впечатление ее полной неграмотности. Человек может вставлять в предложения слова, которые только что услышал, повторять одни и те же слова. Кроме речи нарушается чтение, письмо, больной часто неспособен называть предметы.

Больные афазией иногда демонстрируют и перемены в эмоциональном состоянии. Они могут впадать в депрессивное состояние, часто плакать, отчаиваться. Если другие формы афазии могут привести к тому, что человек не сознает собственного состояния, то при моторной афазии больной понимает, что с ним происходит. Поэтому такие больные преимущественно неохотно ведут разговоры.

Среди неврологических проявлений, которыми сопровождается моторная афазия, следует отметить проявление слабости мышц лица с одной стороны, иногда мышцы могут быть полностью парализованы. Больному в таком состоянии могут быть недоступны некоторые движения с участием мышц лица, горла, рта. Поле зрения больного может отличаться от обычных границ.

Кроме моторной афазии в медицине определяются следующие виды афазий: сенсорная, амнестическая, семантическая и динамическая.


При динамической афазии наблюдается так называемый дефект речевой инициативы. Наблюдаются выраженные нарушения инициативы речи, спонтанной повествовательной речи. Человек часто молчит, хотя и понимает речь окружающих людей.

Акустико-гностическая сенсорная афазия возникает при поражении задней трети левого полушария. Данное расстройство также может возникнуть у больного после инсульта. При сенсорной афазии наблюдается отсутствие дифференциации фонемы звуковой речи. Человек не контролирует собственную речь, не понимает того, что говорят другие люди. Людей с таким расстройством могут воспринимать как психически больных.

Амнестическая афазия проявляется нарушением способности четко называть предметы. При этом у больного остается способность описывать эти предметы. Не нарушается чтение и понимание речи.

Семантическая афазия проявлениями нарушений понимания речи, которая связана с пространственными отношениями. Человек не может понять логически и грамматически сложные речевые структуры.

Таким образом, у больных с афазией может возникать ряд затруднений, связанных с данным симптомом. Им трудно понять, о чем говорят окружающие, выразить свои желания и стремления, писать, читать. Следовательно, в повседневной жизни такие люди могут страдать от одиночества и изолированности.

Почему проявляется моторная афазия?

Чаще всего у человека проявляется тотальная афазия после инсульта. Вследствие ишемического инсульта поражаются верхние отделы центральной артерии головного мозга. Это, в свою очередь, определяет нарушения речевой деятельности.

Моторная афазия проявляется вследствие разнообразных поражений головного мозга. Спровоцировать развитие этого симптома могут образования головного мозга, абсцессы мозга, внутричерепные кровоизлияния и др. В более редких случаях моторная афазия проявляется при энцефалитах, лейкоэнцефалитах, болезни Пика.

Обширная афазия возникает при серьезных повреждениях головного мозга человека.

Как вылечить моторную афазию?


Полностью восстановить речь при афазии, которую спровоцировал инсульт либо серьезная черепно-мозговая травма, в большинстве случаев сложно. Тем не менее, правильное лечение афазии после инсульта и последующая реабилитация во многих случаях позволяет вернуть коммуникативные способности.

Если у больного проявляется данный симптом, то изначально следует провести всестороннее обследование афазии, определить, что стало причиной проявления этого симптома. Как правило, восстановить речь больного с афазией нельзя за короткий период времени. Иногда для этого требуется несколько лет. Эффективность восстановления зависит от целого ряда факторов. Прежде всего, важна причина, которая привела к проявлению данного симптома, а также тяжесть повреждения, расположение участка мозга, который был поврежден, общее состояние здоровья человека и его возраст.

Если моторная афазия развивается вследствие перенесенного инсульта, то уже через неделю после инсульта при условии благоприятного развития ситуации нужно начинать разговаривать с человеком. Но при этом всегда нужно помнить, что больной в таком состоянии необычайно ослаблен. Поэтому разговаривать с ним нужно каждый день на протяжении не больше пяти минут. Постепенно такие занятия становятся более продолжительными.

Если у человека отмечается легкое нарушение речи, то говорить с ним нужно внятно, четко, но при этом поднимать только те темы, которые вызывают у человека позитивные эмоции. Не нужно поощрять больного, если он пытается использовать в общении только жесты и мимику вместо речи. Следует делать все, чтобы стимулировать пациента к произношению слов.

При более тяжелой степени афазии данного типа больной не всегда способен произнести хотя бы слог. В таком случае наиболее эффективными тренировками речи считается порядковый счет, пение, то есть та речевая деятельность, которая является максимально автоматизированной. Изначально больному нужно регулярно петь знакомую песню, позже — поощрять и стимулировать все его попытки пения или повторения текста, даже если они будут не слишком внятными.

Существует много практических упражнений, с помощью которых человек, страдающий моторной афазией, может постепенно восстановить речь. Никогда не следует форсировать события, добиваясь чистоты произношения и четкости звуков. Поэтому постоянно поправлять все слова, которые произнес больной, не нужно.

При общении с человеком, который страдает афазией, нужно проявлять терпимость и толерантность. Никогда не нужно приравнивать проблемы с речевой деятельностью к умственной отсталости и разговаривать с больным так, как с несмышленым ребенком или с психически больным.

Близким людям больного рекомендуется максимально упрощать те предложения, которые обращены к человеку, если необходимо, несколько раз повторять важные фразы. Важно всегда стараться привлекать больного человека к беседе и стимулировать его к разговору.

Современные медики широко практикуют методы, основанные на использовании возможностей компьютеров, что позволяет заниматься упражнениями для восстановления речи с максимальным эффектом.


Опыт работы: С 2003 по 2013 г. – работала на должностях провизора и заведующего аптечным киоском. Награждена грамотами и знаками отличия за многолетний и добросовестный труд. Статьи на медицинскую тематику публиковались в местных изданиях (газеты) и на различных Интернет-порталах.

Комментарии

Статья интересная, информативная. Спасибо. Но хотелось бы узнать, как можно использавать компьютер для занятий. У мужа в мае 2013 г. был инсульт. Врачи сказали - сенсомоторная афазия. Я с ним занимаюсь, он начал читать маленькие заметки из логопедического букваря. Поём песни, пытаемся заучить стишки А.Барто. Хотелось бы узнать про занятия на компьютере.









Похожие симптомы




  • ВКонтакте
  • Facebook

Статьи по теме





Последние комментарии

Кира Мартынова: Взяла на прицел этот средство на случай экстренных случаев. Очень хорошо помогла мне эта .

Джасмин: Я первую прививку от гриппа сделала 15 лет назад. Тогда вообще не было понятия про .

Яна: Если вы сможете совладать с побочками, то вам нужно поставить памятник. Мне назначали и .





  • Политика в отношении обработки персональных данных
  • Пользовательское соглашение
  • О сайте
  • Связаться с нами

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.